Статья 77. Арест имущества

1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

2. Арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

3. Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

3.1. В целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.

Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах инвестиционного товарищества, лиц, являющихся управляющими товарищами, либо при отсутствии информации о счетах указанных лиц.

4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика — организации.

5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

Арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.

6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.

Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и (или) иными федеральными законами.

12.1. По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.

Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.

14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества налогового агента — организации и плательщика сбора — организации и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

15. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Арест имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 77 НК РФ

Арест имущества — опись имущества и объявление запрета распоряжаться им. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Арест имущества может быть полным или частичным. В первом случае распоряжение арестованным имуществом (заключение сделок, предусматривающих возможность отчуждения этого имущества) полностью запрещено, а пользование и владение осуществляется под контролем налоговых или таможенных органов. Во втором случае владение и пользование имуществом также осуществляется под контролем налоговых или таможенных органов, но также под их контролем допускается и распоряжение этим имуществом.

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества (п. 1 ст. 77 НК РФ).

Процедура получения санкции прокурора на арест прописана в Приказе Генпрокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов» (далее — Приказ Генпрокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122).

В соответствии с Приказом Генпрокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122 в органах прокуратуры Российской Федерации санкционировать решения налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации, принятые в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов, имеют право по решениям:

руководителя ФНС России либо лица, его замещающего, — генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители;

руководителей межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, а также руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации — прокуроры субъектов Российской Федерации и их заместители;

руководителей инспекций ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления и руководителей инспекций ФНС России межрайонного уровня — районные, городские и межрайонные прокуроры и их заместители в соответствии с компетенцией.

Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со ст. 46 НК РФ и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств (п. 3 ст. 77 НК РФ).

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений следует, что арест в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов может быть применен только в случае одновременного соблюдения требований, предъявляемых к:

1) наличию решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со ст. 46 НК РФ. Так, арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со ст. 46 НК РФ;

2) денежным средствам налогоплательщика, а именно:

а) арест может быть применен только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации;

б) арест может быть применен только при недостаточности или отсутствии электронных денежных средств;

а) при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации;

б) при отсутствии информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

В соответствии со ст. 125 НК РФ несоблюдение установленного Налоговым кодексом РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога, влечет взыскание штрафа в размере 30 000 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 312 УК РФ растрата, отчуждение, сокрытие или незаконная передача имущества, подвергнутого описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено, а равно осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, наказываются:

штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;

либо обязательными работами на срок до 480 часов;

либо принудительными работами на срок до 2 лет;

либо арестом на срок до 6 месяцев;

либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации.

Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.

Отметим, что с 5 декабря 2014 г. в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 77 НК РФ (в ред. Закона N 347-ФЗ) арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.

О порядке применения статьи 77 «Арест имущества» Налогового кодекса Российской Федерации

О порядке применения статьи 77 «Арест имущества»
Налогового кодекса Российской Федерации

Г.В. Черных,
государственный советник налоговой службы III ранга

Е.А. Пальцев,
советник налоговой службы II ранга, Краснодарский край

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) впервые с момента введения в России налоговой системы и функционирования налоговых органов привлек к участию во взыскании задолженности по налоговым платежам органы прокуратуры. Порядок, регламентирующий процедуру ареста имущества предприятия-должника с санкции прокурора, изложен в ст. 77 НК РФ. Данная норма относится к главе 11 НК РФ, в которой речь идет о способах обеспечения исполнения налогового обязательства.

Наряду с залогом имущества, поручительством, пени, приостановлением операций по счетам в банке, арест имущества налогоплательщика является способом обеспечения налогового обязательства. Однако как налоговые органы, так и налогоплательщики при использовании на практике положений данной статьи сталкиваются с проблемами толкования ее норм.

В соответствии со ст. 77 НК РФ арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Таким образом, возникает вопрос: что законодатель подразумевает под «достаточными основаниями»? К основаниям полагать, что должник примет меры к сокрытию своего имущества, следовало бы отнести конкретное доказательство таких намерений в виде сообщения о них гражданином либо должностным лицом в письменной форме руководителю налогового органа. На практике налоговые органы не имеют института осведомителей, которые могут сообщать о действиях налогоплательщика по сокрытию имущества.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию сделок купли-продажи недвижимости и транспортных средств, не ставят налоговые органы в известность о намерении сторон заключить сделку, поскольку такие действия прямо не предусмотрены законодательством. Кроме того, плательщик может заключить договор залога, в соответствии с которым в случае неисполнения условий возврата займа право на имущество плательщика-должника переходит третьему лицу.

Таким образом, по изложенным причинам реализовать на практике общеустановленные принципы «достаточности оснований», заложенные в ст. 77 НК РФ, затруднительно. Следовательно, ее необходимо доработать.

По нашему мнению, арест имущества на основании ст. 77 НК РФ может осуществляться при наличии задолженности по уплате налогов (сборов) у юридического лица. Это само по себе уже является «достаточным основанием» полагать, что налогоплательщик в любое время может воспользоваться своим правом распорядиться собственностью в ущерб интересам бюджета или скрыться.

Одним из существенных условий проведения ареста имущества с санкции прокурора является возможность не нарушать основную хозяйственную деятельность предприятия, вне зависимости от того, является арест частичным или полным. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа. При полном аресте лицо не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются только с разрешения и под контролем налогового органа.

Как видно, исходя из концепции данной статьи «полнота» ареста является достаточно условной. Различие между данными режимами состоит в различном объеме прав по распоряжению арестованным имуществом. При полном аресте право распоряжения имуществом приостанавливается безусловно, а при частичном, — распоряжение арестованным имуществом возможно под контролем и с согласия налогового органа. Поэтому для пользования арестованным имуществом предприятию необходимо получить письменное разрешение налогового органа.

Оба механизма ареста, предусмотренные данной статьей, позволяют во многих случаях избежать взыскания налоговых платежей за счет имущества должника в соответствии со ст. 47 НК РФ, поскольку направлены на установление режима контроля над имуществом налогоплательщика и способствуют добровольному погашению задолженности должником. При реализации норм данной статьи НК РФ читателям следует обратить внимание на противоречия положений п. 4 и 5 данной статьи, в соответствии с которыми, с одной стороны, арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-должника, с другой — оговаривается возможность ареста и части имущества, которого достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

На наш взгляд, все имущество должника должно быть подвергнуто аресту (даже если его стоимость превышает размер долга) только в случае, если оно представляет собой единый комплекс (производственная технологическая линия, отдельное строение и т.д.) либо задолженность предприятия перед бюджетом больше или равна стоимости всего имущества. В остальных случаях аресту должно подвергаться имущество, которого достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

Пунктом 3 ст. 77 НК РФ предусмотрено, что «арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 настоящего Кодекса». По нашему мнению, следует концептуально увязать п. 3 ст. 77 Кодекса с процессуальными действиями по применению ст. 47 НК РФ ввиду различных правовых режимов имущества.

Процедура ареста имущества с санкции прокурора (ст. 77 НК РФ) и арест имущества судебными приставами (ст. 47 НК РФ) имеют различную правовую природу. Кроме того, процессуальные действия, предшествующие каждому виду ареста, различны. В первом случае (ст. 77 НК РФ) они направлены на добровольное погашение имеющейся задолженности самим должником, во втором случае (ст. 47 НК РФ) арест имущества производится с целью его дальнейшей реализации и принудительного погашения недоимки.

Таким образом, если применение ст. 77 НК РФ не обеспечило добровольную уплату задолженности по налоговым платежам, налоговые органы могут отменить свое решение об аресте для дальнейшего применения к должнику мер, предусмотренных ст. 47 НК РФ с соблюдением всех предусмотренных Кодексом процедур. В случае несогласия налогоплательщика с проведенным на основании ст. 77 НК РФ арестом, он вправе согласно со ст. 22 АПК РФ обратиться в арбитражный суд с соответствующим иском.

Арест имущества

Правила наложения ареста на имущество определены ст. 77 НК РФ. Арест в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности может быть применен в отношении имущества организаций, выступающих в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов. Данный способ обеспечения не применяется в отношении имущества физических лиц.

Арестом имущества признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности организации в отношении его имущества. Арест носит характер временного ограничения права собственности налогообязанного лица в целях обеспечения исполнения возложенной на него налоговой обязанности. Основанием его применения в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности является вынесение налоговым органом решения о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 ПК РФ. НК РФ предусматривает и условия применения ареста имущества: наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Представляется, что арест имущества является самой жесткой мерой налогово-правового принуждения, которую законодатель включил в число способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. В настоящее время предусмотрены два вида ареста имущества: полный и частичный.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав организации, при котором она не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом имущества признается такое ограничение прав организации, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и иод контролем налогового или таможенного органа.

Защищая имущественные интересы организации, законодатель установил, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов (п. 5 ст. 77 НК РФ). Вместе с тем это не исключает и возможности наложения ареста на все имущество организации (п. 4 ст. 77 НК РФ). Арест может налагаться лишь на имущество, принадлежащее организации на праве собственности или хозяйственного ведения. Он не налагается на имущество, принадлежащее ей на праве оперативного управления, так как к организациям, обладающим имуществом на данном вещном праве, нс применяется взыскание в порядке ст. 47 НК РФ. Арест также не налагается на имущество, полученное недоимщиком во владение или пользование на основании договора.

Арест производится на основании постановления руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа. Арест производится исключительно с санкции прокурора. Необходимость получения санкции прокурора для осуществления ареста имущества призвана обеспечить законность применения данного способа обеспечения. Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры. При отказе в выдаче санкции по причине несоблюдения формы постановления, после внесения соответствующих исправлений налоговым органом, постановление подлежит повторному направлению в орган прокуратуры. В случае отказа в даче санкции прокурором налоговый орган вправе обратиться с этим же вопросом к вышестоящему прокурору. При проведении ареста обязательно присутствие понятых, в качестве которых могут быть приглашены любые нс заинтересованные в исходе дела физические лица. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Перед арестом имущества должностные лица, его производящие, обязаны предъявить представителю налогоплательщика-организации постановление о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества, в котором, а также в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности – их стоимости. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и представителю налогоплательщика-организации.

Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться арестованное имущество. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие арестованного имущества не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.

Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии.

СТАТЬЯ 77. АРЕСТ ИМУЩЕСТВА. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НК РФ)

Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Глава 11. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Статья 77. Арест имущества

1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

3. Арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и (или) иными федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.

14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества налогового агента — организации и плательщика сбора — организации.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 77 НК РФ. Арест имущества

СТ 77 НК РФ.

1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании
налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции
прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его
имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в
установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых
или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры,
чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

2. Арест имущества может быть полным или частичным.
Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-
организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным
имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под
контролем налогового или таможенного органа.
Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в
отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом
осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

3. Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по
уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее
принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии
со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств
на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при
отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах
его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных
денежных средств.

3.1. В целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней
и штрафов участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем,
ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного
товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием
данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а
также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.
Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества
товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех
управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении
имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).
Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем
(заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища,
ответственного за ведение налогового учета.
Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих
товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа в
соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных
средств на счетах инвестиционного товарищества, лиц, являющихся управляющими товарищами,
либо при отсутствии информации о счетах указанных лиц.

4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика — организации.

5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения
обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

Арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.

6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается
руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего
постановления.

7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых.
Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его
законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.
Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а
также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не
терпящих отлагательства.

9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить
налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию
прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе
либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту,
с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при
возможности — их стоимости.
Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-
организации (его представителю).

11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший
постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться
имущество, на которое наложен арест.

12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения
налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества,
на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения,
пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для
привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и
(или) иными федеральными законами.

12.1. По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято
решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на
залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом
налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и
штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 настоящего
Кодекса.
Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого
решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим
такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным
органом или судом.
Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте
имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.

14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества
налогового агента — организации и плательщика сбора — организации и ответственного участника
консолидированной группы налогоплательщиков.

15. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей,
предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль
организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Арест имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков производится
в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения
взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 настоящего
Кодекса.

Комментарий к Ст. 77 Налогового кодекса

В п. 1 комментируемой статьи содержится определение ареста имущества, используемого в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, — действие налогового или таможенного органа по временному ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества, состоящее в описи такого имущества и наложении запрета или ограничения владеть, пользоваться и/или распоряжаться им.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога. При этом целью данного способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является не допустить неисполнения данной обязанности вследствие того, что налогоплательщик скроется или скроет принадлежащее ему имущество, на которое могло бы быть обращено взыскание.

Арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Таким образом, арест имущества налогоплательщика производится при одновременном наличии двух условий:

во-первых, неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом в установленный срок обязанности по уплате налога;

во-вторых, достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи арест имущества может быть полным или частичным.

При полном аресте имущества производится такое ограничение прав организации в отношении ее имущества, при котором она не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.

Частичный арест предполагает такое ограничение прав организации-должника в отношении ее имущества, при котором возможно не только владение и пользование, но и распоряжение арестованным имуществом, однако опять же с разрешения и под контролем налогового органа.

Под владением в гражданском праве принято понимать фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на нее. Владение вещью является одним из правомочий собственника, одновременно являющимся необходимым условием реализации двух других правомочий — пользования и распоряжения.

Пользованием признается деятельность собственника, направленная на удовлетворение своих потребностей за счет вещи.

Распоряжением называется деятельность собственника по определению юридической судьбы вещи путем совершения с нею сделок и иных юридически значимых действий. Распоряжение вещью может быть связано с ее отчуждением, при котором налогоплательщик утрачивает право собственности (продажа вещи, мена, дарение и др.), либо не влечь его (передача вещи в аренду, в ссуду, в доверительное управление и т.п.). Арест имущества налогоплательщика-организации в первую очередь предназначен для воспрепятствования отчуждению данного имущества, в том числе в форме его передачи в качестве взносов в уставный (складочный) капитал при создании новых организаций.

Согласно п. 4 комментируемой статьи арест может быть наложен как на все имущество организации, так и на его отдельную часть. При этом во всех случаях в обязательном порядке действует правило: аресту подлежит только то имущество организации, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) и пеней.

Согласно п. 5 комментируемой статьи аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога. При необходимости допускается арест всего имущества налогоплательщика-организации.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

Форма такого постановления утверждена Приказом ФНС России от 3 октября 2012 года N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» .
———————————
Российская газета. N 296. 24.12.2012.

Указанным Приказом также утверждены формы протокола ареста имущества и постановления об отмене ареста имущества налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента — организации.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента должно содержать:

— фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего постановление;

— дату вынесения и номер постановления;

— наименование и адрес налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

— ссылку на закон, устанавливающий порядок уплаты конкретных налогов;

— сумму недоимки по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на которую должно быть арестовано имущество;

— вид ареста (полный или частичный);

— перечень имущества, подлежащего аресту;

— основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества.

Постановление подписывается должностным лицом и заверяется гербовой печатью налогового органа.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляется в трех экземплярах в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности соответствующего налогового органа, вынесшего указанное постановление, для решения вопроса о санкционировании ареста. Должностные лица налогового органа обязаны представить все документы прокурору, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика.

Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры. В настоящее время действует Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22 марта 2010 года N 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов» .
———————————
Законность. 2010. N 6.

Решения налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации, принятые в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов, санкционировать имеют право по решениям:

— руководителя Федеральной налоговой службы либо лица, его замещающего, — Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители;

— руководителей межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, а также руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации — прокуроры субъектов Российской Федерации и их заместители;

— руководителей инспекций Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и руководителей инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня — районные, городские и межрайонные прокуроры и их заместители в соответствии с компетенцией.

Соответствующие прокуроры или их заместители не позднее следующего рабочего дня со дня получения решения об аресте имущества и материалов, обосновывающих его принятие, вправе санкционировать арест имущества либо принимать мотивированное решение об отказе в даче санкции.

При принятии решения о санкционировании ареста имущества прокуроры обязаны проверять законность и обоснованность принятого налоговым органом решения, полноту представленных материалов.

В случае отказа в даче санкции инициатору направляется информация в письменной форме с указанием конкретных недостатков и нарушений, допущенных при принятии и оформлении решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации.

Решение о санкционировании ареста либо об отказе в даче санкции незамедлительно направляется по почте заказным письмом или вручается под расписку должностному лицу налогового органа, принявшего данное решение.

Санкция о наложении ареста подлежит проставлению на первом листе постановления налогового органа, заверяется подписью лица, санкционировавшего арест, и печатью прокуратуры с указанием даты принятого решения.

При поступлении решения налогового органа о снятии ареста с имущества налогоплательщика-организации прокурор обязан проверить законность и обоснованность такого решения и при наличии оснований принять меры прокурорского реагирования.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту либо его представителю под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Кроме этого, при аресте имущества вправе присутствовать законный и (или) уполномоченный представитель налогоплательщика-организации. Орган, производящий арест имущества, не вправе препятствовать реализации данного права.

Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры.

При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте допускается составление нескольких протоколов об аресте. В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости. В протоколе должно быть отражено предупреждение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

Форма протокола об аресте имущества налогоплательщика утверждена Приказом ФНС России от 3 октября 2012 года N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации».

Протокол об аресте имущества содержит информацию о:

— должностных лицах, осуществляющих арест имущества;

— понятых и специалистах;

— величине неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;

Сведения об арестованном имуществе вносятся в опись имущества, в которой указываются: наименование имущества, количество, индивидуальные признаки, стоимость (балансовая или рыночная).

Протокол об аресте имущества налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) подписывается должностным лицом, производящим арест, понятыми, специалистами (при их участии в произведении ареста), а также налогоплательщиком (его представителем). В случае отказа кого-либо из числа вышеперечисленных лиц подписать протокол должностное лицо отражает данный факт в протоколе. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту (его представителю) под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Руководитель (лицо, его замещающее) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к юридической ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ, а также к уголовной или административной ответственности.

Основаниями отмены решения об аресте имущества налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) являются:

— прекращение обязанности по уплате налога, пеней и штрафов;

— заключение договора о залоге имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.

Решение об отмене ареста выносится в форме соответствующего постановления. Данное постановление в течение трех рабочих дней направляется в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества. Постановление об отмене ареста должно содержать в себе:

— фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего указанное постановление;

— дату принятия и номер постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

— основания вынесения постановления;

— перечень имущества, на которое был наложен арест;

— дату вынесения указанного постановления.

Постановление об отмене ареста подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, заверяется гербовой печатью налогового органа и доводится до сведения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в течение пяти дней со дня принятия данного решения.

Арест на все имущество налогоплательщика-организации может быть наложен