Уполномоченный
по правам ребенка

Должность Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области учреждена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации и иными федеральными нормативными актами. В реализации своих полномочий уполномоченный независим от государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Игорь МОРОКОВ,
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области

Основной целью деятельности Уполномоченного является обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка в Свердловской области, а приоритетной задачей – защита прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации. В числе основных задач Уполномоченного также содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей, их духовному и нравственному развитию. Кроме того, Уполномоченный по правам ребенка согласно 120-му Федеральному закону участвует в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для выполнения этих задач Уполномоченный осуществляет прием граждан, в том числе детей, рассматривает обращения и жалобы, проводит консультации, готовит по результатам обращения предложения и заключения, которые направляются в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности с целью устранения выявленных нарушений прав ребенка (детей).

В случаях массового и грубого нарушения прав детей Уполномоченный направляет в Законодательное Собрание, Губернатору и в Правительство Свердловской области, Уставный Суд специальные доклады с предложениями по их восстановлению.

Кроме того, Уполномоченный имеет право обратиться к уполномоченным органам и организациям о возбуждении административного или дисциплинарного производства с целью наказания должностных лиц, в действиях, бездействии или решениях которых Уполномоченным по правам ребенка усматриваются нарушения прав и законных интересов ребенка.

По итогам работы готовится ежегодный доклад, который направляется в Законодательное Собрание Свердловской области и публикуется в Областной газете.

Уполномоченный по правам ребенка в целях реализации прав детей, недопущения их дискриминации, а также восстановления нарушенных прав детей полномочен запрашивать и получать от любых властных органов и организаций сведения и документы, касающиеся прав и законных интересов ребенка. Он может беспрепятственно посещать органы государственной власти, местного самоуправления, организации и учреждения независимо от их организационно-правовой формы, самостоятельно проводить проверки или инициировать их проведение уполномоченными ведомствами, в соответствии с их компетенцией.

Кроме того, Уполномоченный вправе направить органам государственной власти, органам местного самоуправления или должностным лицам, обладающим правом законодательной инициативы, предложения о внесении изменений в федеральные законы или законы Свердловской области по вопросам охраны прав детства. Он также может обратиться в Законодательное Собрание Свердловской области с предложением о проведении проверки информации о возможном нарушении законов Свердловской области или в международные правозащитные организации.

Форум юных граждан Свердловской области «Будущее строим вместе», 2016 г.

Ежегодно Уполномоченным в День защиты детей проводится детский форум «Будущее строим вместе». На него съезжаются дети со всей Свердловской области и ряда соседних регионов. На форуме обсуждаются «детские проблемы», а его итогом становится меморандум с предложениями, который вручается руководству области.

Органы государственной власти, местного самоуправления, организации обязаны содействовать Уполномоченному по правам ребенка в реализации его полномочий, предоставлять не позднее чем в десятидневный срок со дня получения запроса информацию по нему. В месячный срок рассматривать заключение Уполномоченного и направлять ответ о результатах рассмотрения и принятых мерах по восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет административную ответственность, установленную законом Свердловской области.

Для обеспечения деятельности Уполномоченного создан Аппарат Уполномоченного по правам ребенка, в котором учреждены должности государственной гражданской службы.

Кроме того, при Уполномоченном по правам ребенка для оказания ему консультативной помощи создается экспертный совет по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка, состоящий из лиц, имеющих необходимые познания в сфере защиты прав и законных интересов ребенка. А для оказания содействия Уполномоченному могут создаваться общественные приемные и назначаться общественные помощники.

На базе Аппарата Уполномоченного создана площадка, на которой реализуется диалог государства с представителями гражданского общества. Уполномоченный не связан ведомственными интересами и сдержками, он независим в рамках своих полномочий. Это позволяет ему вовлечь в диалог всех, от кого может зависеть решение проблемы и при этом сохранить неформальную атмосферу общения, отсутствие которой мешает в работе официальных комиссий и совещаний.

В этом же формате Уполномоченным организован и диалог различных ведомств. При необходимости комплексного подхода к решению проблем детства, налаживания межведомственного взаимодействия создаются временные рабочие группы, к участию в которых приглашаются как областные, так и федеральные исполнительные органы, а также представители гражданского общества.

Для оперативного общения по вопросам нарушений прав и законных интересов детей в Аппарате Уполномоченного по правам ребенка работает «горячая» линия:
Тел. (343) 375-70-20, 375-80-50

Кроме того, обращение или жалобу можно направить по электронной почте:
[email protected]

График приема граждан
Сотрудники аппарата Уполномоченного
Понедельник-четверг, 9.00-17.00

Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области И.Р. Мороков
Вторник, 14.00-17.00

620095, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101, оф. 143
www.svdeti.ru

Ссылка на сайт и на книгу обязательна, преследуется по закону об авторском праве.
Copyright © Мамино счастье 2016-2018

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Статус и полномочия

Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.

Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.

В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:

  • рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия;
  • не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
  • принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Ответ аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ на решение жюри ОО «Народный суд Свердловской области» от 17.07.2009 г.

Последние комментарии

Самые обсуждаемые материалы

Поделиться в социальных сетях:

Комментарии:

1. Anonymous — 31.03.2010 21:06:38

Это правильно! Должна быть определённая форма обращения: Сударь мой! или Государь всея. Иначе никакого уважения!

2. Anonymous — 03.04.2010 00:58:51

Очень хочется возразить ПЕРВОМУ,скрывающему (видимо чего-то все время боится),а разве ФОРМА обращения влияет на суть поставленных вопросов.

2. Если уж быть строго по форме,тогда почему же отвечает не уполномоченный,а их заменяющие-разного рода делопроизводители. если уж следовать ФЗ№59.

3. Anonymous — 24.10.2010 22:14:27

Народ, я работаю в АУПЧ в РФ и скажу Вам, что писем приходит ВАЛ. И принимаются и рассматриваются все письма за исключением откровенного хамства или откровенного бреда. И то на такие письма отвечают вежливо и корректно. Видимо в исходном письме и вправду не было нужных данных, за которые можно было бы зацепиться. А отвечают делопроизводители — опять же, читайте закон, для обеспечения деятельности Уполномоченного создан аппарат. Как Вы думаете, сможет 1 Уполномоченный ответить и разобраться во всех делах и письмах, если их ежедневно приходит почти 500 штук?

4. Anonymous — 25.10.2010 13:12:21

Спасибо,дорогой товарищ АУПЧ! За то, что показали наглядно кухню работы данной организации.Надо бы пожёсче ! В некоторых случаях нужна серьёзная управа на обидчиков. Может будет оберегать права человека специальный отдел полиции ?

5. Anonymous — 25.10.2010 19:11:10

М-да. За день только 500 писем с многомилионной то страны! Видимо совсем народ потерял доверие к этой бесполезной организации. Да если бы желал УПЧ, то ответил бы на 500 писем. Мне и поболее приходит в день на работе. Только дяде УПЧ не до «черни» и их жалоб. Аппарат еще блин содержать на наши налоги, чтобы получать отписки. На фиг! Людям не ваши отписки нужны, а реальная защита их прав, вот только дождаться этого от сервильного Лукина и компани невозможно. Народу как источнику народовластия в РФ давно уже пора потребовать упраздения всех государственных «защитничков», так как это простое проедание народных денег и жополизничество власти. Нам не нужна защита наших прав только на бумаге, а Лукин свою миссию видимо только в издании доклада раз в год видит. Долой одним словом 🙂

6. Veritas — 25.10.2010 21:17:30

Правозащитники нужны, иначе будет беспредел!

7. Anonymous — 26.10.2010 01:54:53

Ничего не имею против провозащитников, только вот гос. «защитнички» такими не являются в принципе (они защищают только беспредел власти), а посему я как налогоплательщик требую не транжирить на них бюджетные деньги. Пусть эти деньги получают неправительственные НПО — толку будет больше. А гос. «защитничков» поганой метлой с насиженных мест!

8. Марьин — 27.10.2010 02:36:06

Государственный правозащитник тоже разный бывает. У нас в Мордовии им стал бывший заместитель министра МВД Мордовии и аппарат он подобрал из своих. Люди они хорошие, симпатичные, но на права граждан у них свой милицейский взгляд.

9. hjlbntkm — 11.01.2011 14:17:00
E-mail: [email protected]

здравствуйте,помогите пож-та разобраться:права ли

призывная комиссия.моего сына 25 октября призвали в армию.в воинской части через несколько дней сын не смог даже обувь надеть,кроме шлепанц.но на это никто не обращал внимания.только после ежедневного

посещения сан.части,его перевели на «тапочный»

режим.Но лучше сыну не стало,мучили сильные боли в ногах,непроходящие отеки.16 ноября его отправили в госпиталь г.Екатеринбурга.Обнаружили плоскостопие

2-й степени с артрозом,пролечили.Но ВВК вынесло решение,что парень может служить дальше.27 декабря

его увезли обратно в часть.Через 3-4 дня все повторилось заново.Сын не может с этими болями ходить в сапогах и военных ботинках.На него НИКТО

НЕ РЕАГИРУЕТ!Что теперь у призывной комиссии

снижаются показатели, они выходит, специально признали парня годным к службе-для количества?

Сейчас всем попадет,если раздуть дело.Поэтому

не обращают внимания на жалобы на боли.Почему мой сын должен отвечать за халатность и произвол чиновников своим здоровьем?Очень прошу Вас,помогите разобраться!

10. Anonymous — 21.01.2011 12:08:48

Алгоритм непонятен, если есть законы, и они не действуют и ответ Anonymousа — 24.10.2010 22:14:27

работающего в АУПЧ в РФ, где ежедневно приходит почти 500 штук разного рода жалоб, наталкивает на мысль, а сколько в стране человек страдает от беззакония. 20 лет государству, а в нем как был бардак так и до сих пор есть

11. Anonymous — 10.03.2011 18:53:49

Как написать письмо в аппарат уполномоченного по правам человека в РФ

12. Anonymous — 11.03.2011 17:55:59

для №11 Сами нашли случайно в нете

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 47.

Телефон приемной 607-19-22, 607-39-69.

Проезд: м. «Красные ворота». Уполномоченному по правам человека

в Российской Федерации

В.П. ЛУКИНУ от ФИО, проживающего,тел.

Моему сыну Иванову И.И. 1980 года рождения в связи с обвинением в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 158 УК Российской Федерации, следственным отделом внутренних дел г. Н-ска с санкции прокурора города 1 марта 2001 года избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В порядке 220-1 УПК РСФСР сын обжаловал в суд постановление о применении данной меры пресечения, однако судьей 5 марта 2001 года вынесено постановление об оставлении его жалобы без удовлетворения.

Избрание моему сыну меры пресечения в виде заключения под стражу произведено с нарушением его права на свободу и личную неприкосновенность, предусмотренного статьей 22 Конституции Российской Федерации, и статьей 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Основанием для его ареста, как указывается в постановлении об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу, послужила общественная опасность и тяжесть преступления, в котором он подозревается.

Вместе с тем, согласно статье 5 упомянутой Конвенции законное заключение лица под стражу допускается, в частности, в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им нового правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения.

В материалах уголовного дела имеются доказательства о том, что мой сын впервые привлекается к уголовной ответственности, раньше никаких правонарушений не совершал, учится на дневном отделении высшего учебного заведения, имеет постоянное место жительства в квартире родителей.

Таким образом, оснований полагать, что он скроется от следствия и суда либо совершит новое правонарушение, не имеется.

С учетом изложенного, прошу защитить конституционное право моего сына на свободу и личную неприкосновенность изменением ему меры пресечения и освобождения из-под стражи.

Приложение: копия постановления следователя отдела внутренних дел г. Н-ска и судьи Н-ского городского суда.

Порядок обращения к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации

Порядок обращения к Уполномоченному регламентирован Федеральным конституционным законом

от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

(Принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года. Одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997 года.)

1. В каких целях назначается Уполномоченный по правам человека в РФ?

— Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 1).

2. Каковы задачи Уполномоченного?

а) восстановлению нарушенных прав;

б) совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

в) развитию международного сотрудничества в области прав человека;

г) правовому просвещению по вопросам прав и. свобод человека, форм и методов их защиты (ст. 1).

Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ установлено, что Уполномоченным по правам человека могут представляться рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.

3. Вы обратились к Уполномоченному. Лишает ли это Вас права обращаться в другие государственные органы, где Ваши права могут быть защищены ?

— Нет, так как деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

4. Кто имеет право обратиться к Уполномоченному?

— Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 15).

5. Жалобы на чьи решения, действия или бездействие рассматривает Уполномоченный?

— Государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (п. 1 ст. 16). Жалобы на решения Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный рассматривать не вправе (п.2 ст. 16).

6. Можно ли одновременно обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченному в субъекте Федерации?

— Да, так как обращение к Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Федеральным Уполномоченным (п.З ст. 16).

7. Существуют ли сроки давности при подаче жалобы на имя Уполномоченного?

— Да, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении (п. 1 ст. 17).

8. Какие сведения должна содержать жалоба Уполномоченному?

— Фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке (п.2 ст. 17).

9. Облагается ли жалоба, направляемая Уполномоченному, государственной пошлиной?

— Нет, не облагается (п.З ст. 17).

10. Могут ли направляться Уполномоченному жалобы от тех, кто содержится в СИЗО, ИВС, колониях, тюрьмах, психбольницах, приемниках-распределителях?

— Да, могут. Их жалобы просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часовнаправляются Уполномоченному (ст. 19).

11. Какие действия вправе предпринять Уполномоченный, получив жалобу ?

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению (п.1 ст.20).

12. В какой срок Уполномоченный информирует заявителя о принятом решения?

— В десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются (п. 2 ст. 20).

13. Обязан ли Уполномоченный мотивировать отказ в рассмотрении жалобы?

— Да, обязан (п.З ст.20).

14. Можно ли обжаловать отказ Уполномоченного в принятии жалобы к рассмотрению?

— Нет, такой отказ обжалованию не подлежит (п.З ст.20).

15. Может ли Уполномоченный предпринимать действия по защите прав граждан по собственной инициативе?

— Да, при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (ст. 21).

16. Может ли Уполномоченный, приступив к рассмотрению жалобы, обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению ?

-Да, он вправе это сделать (п.1 ст.22).

17. Может ли Уполномоченный поручить проверку государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются ?

— Нет, не может (п.2 ст.22).

18. Какими правами располагает Уполномоченный при проверке жалобы? Уполномоченный имеет право:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;

7) безотлагательно приниматься руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания ( ст. 23).

19. Может ли Уполномоченный получать информацию, составляющую государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну?

— Да, может (п.1 ст.24), если это в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Поступила жалоба на действие органа или должностного лица. Ставит ли Уполномоченный этот орган или должностное лицо в известность о поступившей жалобе и ее характере?

— При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решение или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом (ст. 25).

21. Обязан ли о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный известить заявителя?

-Да, обязан (п.1 ст.26).

22. Что обязан сделать Уполномоченный в случае установления факта нарушения прав заявителя?

— Уполномоченный обязан принять меры к восстановлению нарушенного права, в том числе направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод (ст. 26-37).

23. Может ли Уполномоченный выразить свою позицию по жалобе до принятия им окончательного решения?

— Нет, до вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат (п.1 ст.28).

24. Может ли Уполномоченный разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия?

— Нет, не может (п.2 ст.28).

25. Какие действия по результатам рассмотрения жалобы вправе предпринять Уполномоченный?

1. Обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленном законом порядке.

2. Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина.

3. Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.

4. Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.

5. Обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод гражданзаконом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (ст. 25).

26. Может ли Уполномоченный опубликовать принятое им заключение?

— Да, таким правом он обладает (п.1 ст.30).

27. Обязано ли периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, публиковать заключения и иные документы Уполномоченного?

— Да, обязано (п.2 ст.30).

28. Установив в результате изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб, что имели место нарушения прав человека, какие действия Уполномоченный вправе предпринять?

1. Направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения об щего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур.

2. Обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (ст. 31).

29. Какие действия Уполномоченный вправе предпринять в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан?

— В таких случаях Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы, а также обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях (ст. 32).

30. В течение какого времени должностные лица обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы, документы и иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий?

— Не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок (ст. 34).

31. В течение какого времени государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному?

— В месячный срок (ст. 35).

13. Екатерина — 28.11.2011 11:23:07
E-mail: [email protected]

Здравствуйте!Хотелось бы ,чтобы аппарат работал,и защищал нас,а не просто отправлял отписки.Не можете работать ,уступите тем,кто будет работать.Пришол ответ за подписью МАКСИМОВА,где чётко написано что не могут защищать права мужа Запольского А.И так,как дали ответ,что не подлежит защите.Уважаемый ГОСПОДИН МАКСИМОВ А.Н.кто Вам прислал ответ я не знаю,знаю,что по суду он восстановлен ,а поэтому должен быть в своих правах быть восстановлен,ВЫ это Знаете?И все отписки которые отправляет высшее руководство,все искажены,везде написана не правда,себя обеляют.Но я намерена обращаться ВЫШЕ,где наши права будут защищены.Все сидите просто время отрабатываете,Обидно одно муж более 40 лет отработал с медалями и т.д.просто,что он воспитан,не так ,как ВЫ и другие чиновники,он справедлив во всё,вот за это он и расплачивается.

14. Оваканян Аврор Вараздатович — 23.12.2013 18:43:23

Написал 743 заявление всех структур Рф. не один заявление не зарегистрируется, и не рассматривается, мне как заявителю, ни одна служба не опрашивал и не допрашивал.Что мне делать, куда обратится.

15. Оваканян Аврор Вараздатович — 23.12.2013 18:43:24

Написал 743 заявление всех структур Рф. не один заявление не зарегистрируется, и не рассматривается, мне как заявителю, ни одна служба не опрашивал и не допрашивал.Что мне делать, куда обратится.

16. Тренев Александр Николаевич — 02.06.2015 13:00:28

Получил ответ №14723-23 от 22 мая 2015 г.за подписью Начальника Управления защиты права отдельных социальных групп Ягодина, исп. Рязанцев, на жалобу на действия сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека, в котором мне разъяснено, что проверка законности и обоснованности вынесенных по конкретному делу судебных решений, в том числе с точки зрения правильности применения судами правовых норм с учетом фактических обстоятельств- не входит в компетенцию Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Решение судов обосновано, тем, что я изобрел машину времени, с подачи помощника прокурора района и это прокатило и в Областном суде и в Верховном и в Ген. прокуратуре и в общественных организациях и аппарате президента, но лицензию на данное изобретение не дают.

Основные функции уполномоченного по правам ребенка в РФ

Уполномоченный по правам ребенка — должность, введенная в России относительно недавно. Кто такой этот уполномоченный, в чем состоит его роль в системе органов власти и кто может к нему обратиться?

Права ребенка в РФ: общие и особенные

Каждый ребенок в России, будучи ее гражданином, уже обладает общими правами, предусмотренными Конституцией РФ и Декларацией прав ребенка. В силу несовершеннолетнего возраста не все из них он может осуществить, однако базовые права (право на жизнь, например) защищаются в той же мере, что и у взрослого.

При этом законодательство предусматривает и ряд особых прав, которыми могут пользоваться только дети, которые подлежат особой защите — в том числе и со стороны уполномоченного по правам ребенка.

Особые права несовершеннолетних детей в России

Применительно к детям в нашей стране особо закреплены следующие права:

  1. На семью: ребенок должен жить со своей семьей до тех пор, пока это не препятствует его законным интересам, а также получать воспитание от родителей.

Помимо этих прав, закрепленных в семейном законодательстве, ребенок вправе рассчитывать на учебу, лечение, защиту от неравенства и т. п.

Защита прав ребенка в России

Поскольку права существуют, они должны защищаться. Применительно к детям их защитой занимаются сами родители, органы опеки, суды, прокуратура и т. д. И существенным элементом этой системы являются уполномоченный по правам ребенка на федеральном уровне и его коллеги, действующие в регионах России.

Деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка

Уполномоченный по правам ребенка назначается лично президентом России и обладает неприкосновенностью: пока он не отрешен от должности, он не может привлекаться к правовой ответственности, не может быть арестован или обыскан.

Задачами уполномоченного по правам ребенка являются:

  1. Контроль за соблюдением норм Конституции РФ, международных актов и российского законодательства в области, касающейся несовершеннолетних.
  2. Дача рекомендаций властным органам по поводу устранения возможного ущемления интересов детей.
  3. Обобщение имеющейся практики (при необходимости — с привлечением отдельных специалистов или научных учреждений на договорной основе).

Для выполнения своих обязанностей он вправе запрашивать и получать практически любую информацию, посещать организации и предприятия, знакомиться с их деятельностью, требовать от должностных лиц объяснений. Характерно, что даже в случае введения на территории режима чрезвычайного положения деятельность уполномоченного не прекращается.

Уполномоченный по правам ребенка не подменяет собой судей, опеку и другие органы, однако при необходимости он может обратиться с заявлением в суд, выступить с законодательной инициативой и т. п.

Другие уполномоченные по правам ребенка в РФ

Помимо уполномоченного по правам ребенка при президенте страны в России существуют и другие аналогичные должности. Они вводятся на основании местных законов и имеют аналогичные полномочия — но не на федеральном, а лишь на местном уровне.

Уполномоченный по правам ребенка в школе

Основными целями и задачами уполномоченного образовательного учреждения являются:

  • правовое просвещение участников образовательного процесса;
  • защита прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении;
  • формирование правового пространства в образовательном учреждении;
  • формирование правовой культуры и правового сознания;
  • формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;
  • совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.
  • всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
  • оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
  • профилактика нарушений прав ребенка;
  • Школьный уполномоченный содействует исполнению законов «Об образовании» РФ и области, совершенствованию Правил школьной жизни и входит в систему взаимоотношений учреждения.

Кто может стать школьным уполномоченным?

Уполномоченным может быть только совершеннолетний участник образовательного процесса (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель). Уполномоченным не может быть избран участник образовательного процесса, занимающий административную должность в школе.

Он избирается на общем собрании участников образовательного процесса путем тайного голосования большинством, не менее 2/3 голосов участников собрания и на срок, установленный собранием, но не менее одного учебного года. Уполномоченный может назначать себе помощников из числа участников образовательного процесса, в том числе не менее 3-х школьников. При вступлении в должность уполномоченный приносит присягу, в которой обязуется действовать, руководствуясь Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Уставом школы, Правилами школьной жизни. Уполномоченный при осуществлении своих функциональных обязанностей независим и неподотчетен школьным органам и должностным лицам, но его деятельность не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра.

В то же время, уполномоченный не принимает административных решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.

Обращения по вышеуказанным вопросам направляются Уполномоченному по правам ребенка или Уполномоченному по правам человека области. В случае, когда школьный уполномоченный не может достичь соглашения сторон при разрешении жалобы, он также обращается к Уполномоченному по правам ребенка.

По окончании учебного года школьный уполномоченный представляет совету школы, педагогическому совету и Уполномоченному по правам ребенка в области доклад о своей деятельности.

Поскольку уполномоченные работают на общественных началах, для них предусматривается доплата из фонда экономии оплаты труда образовательного учреждения с целью материального поощрения.

Каковы результаты работы школьных уполномоченных?

В Саратовской области только за 2006-2007 учебный год в адрес уполномоченных поступило 7289 обращений по вопросам разъяснения прав и обязанностей участников образовательного процесса, защиты их прав и достоинства. Наибольшее количество обращений принадлежит учащимся 4301 (59% от общего количества), 1654 (22,69%) жалоб поступило от родителей и 1334 обращения (18,3%) написаны учителями.

Мониторинг обращений, проводимый на протяжении ряда лет в образовательных учреждениях обоих субъектов, показал, что ситуация меняется в лучшую сторону. С каждым годом уменьшается количество обращений, связанных с внутренними конфликтами и увеличивается количество консультаций по правовым вопросам. Это характеризует изменения самой школьной среды: переключение на конструктивность в решении конфликтов, повышение интереса участников образовательного процесса к правовому образованию.

А самое главное – конечный результат: он позитивный. Деятельность уполномоченных способствовала не только защите прав несовершеннолетних, но и улучшению психологического климата в учреждениях в целом, уменьшению числа правонарушений среди подростков, развитию инновационных форм правовой работы и, как следствие, повышению правовой осведомленности. Дети, родители и педагоги в большей степени осознали, что закон – не цель, а средство для развития толерантных отношений.

Деятельность уполномоченного по правам ребёнка ответы