Виды диспозитивных норм права по российскому законодательству

Вместе с тем, муниципальное право знает и многочисленные изъятия в сторону императивности. Например, ч. 2 ст. 18 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления не может быть меньше двух лет.

Традиционными диспозитивные нормы являются для гражданского права.

Диспозитивные нормы, дающие возможность управомоченным лицам распоряжаться субъективным правом, широко используются в гражданско-правовом регулировании общественных отношений. «. В целом гражданско-правовое регулирование носит дозволительный характер. В силу специфики регулируемых отношений центр тяжести в гражданско-правовом воздействии на общественные отношения лежит в наделении субъектов правами». Гражданское право по сравнению с другими отраслями права (уголовным, административным) характеризуется преобладанием диспозитивных норм.

Большинство диспозитивных норм в гражданском праве являются нормами договорного права. В отличие от императивных норм, исключить действие которых можно только путем отказа от заключения договора, норма диспозитивная допускает признание договора заключенным вне зависимости от отношения сторон к самой норме, т.е. согласны ли они с нею или отступили от нее. Это связано с тем, что отступление от правила, зафиксированного в императивной норме, противоправно, а от такого же правила диспозитивной нормы правомерно, поскольку возможность подобного отступления не только не противоречит норме, но и прямо предусмотрено ею.

Диспозитивные нормы призваны восполнять пробелы в тексте договора, образовавшиеся из-за отсутствия в нем решений по соответствующим вопросам. Такого рода нормы основаны на презумпции: зная о предоставленной им законодателем возможности самим выбрать любой вариант, контрагенты сознательно остановились именно на том, который предложен в качестве запасного диспозитивной нормой.

Указанная презумпция является неоспоримой. Это означает, что действие диспозитивной нормы не может быть исключено ссылкой одной стороны на то, что при заключении договора соответствующий вариант контрагентами вообще не обсуждался и, более того, обе стороны, или, по крайней мере, одна из них, не знали о существовании самой нормы.

Так ч. 6 ст. 468 ГК РФ гласит: «Правила настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено договором купли-продажи». Сторонам договора купли-продажи предоставляется возможность по своему усмотрению урегулировать вопрос о последствиях нарушения условия об ассортименте товаров.

Или другой пример: ч. 3 ст. 810 ГК РФ является диспозитивной нормой, так как устанавливает, что «если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет».

Диспозитивные нормы, которые представляют собой одну из закрепленных за участником гражданского оборота гарантий свободного волеизъявления, вместе с тем имеют весьма важную особенность юридико- технического характера. Они освобождают стороны от необходимости включать в договор условия, воспроизводящие правило доведения, зафиксированное в норме, в случае их с ним согласия.

Наконец, следует иметь в виду, что выбор диспозитивной нормой определенного варианта из множества возможных не случаен. Он, как правило, основан на обобщении договорной практики и в этом смысле представляет собой типичное, многократно проверенное, решение. Отмеченное обстоятельство учитывается при разрешении преддоговорных споров. Судебные органы имеют полное основание исходить из предположения: диспозитивная норма содержит оптимальный вариант. В этой связи сторона, которая предлагает иное, должна доказать преимущества предложенного ею варианта договорного условия.

Диспозитивные нормы встречаются и в уголовном праве.

Несмотря на то, что является бесспорным положение о превалировании императивного метода регулирования в уголовном праве, при помощи которого конструируется подавляющее большинство уголовно-правовых норм, тем не менее, уголовному законодательству известны и диспозитивные нормы. К числу таковых относится, в частности, ч. 2 ст. 12 Уголовного Кодекса РФ, в которой говорится о том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором. Таким образом, правило данной коллизионной нормы будет действовать лишь в том случае, если иные правила не установлены соглашением государств (диспозитивная норма).

Немало диспозитивных норм содержит в себе институт освобождения от уголовной ответственности (наказания). В научной литературе отмечается, что по характеру применения данные нормы являются преимущественно диспозитивными. Некоторые нормы данного института все же являются императивными. Например, ст. 78, 83, 94 УК РФ (освобождение от уголовной ответственности (наказания) вследствие истечения срока давности); ч.1, 3 ст. 81 УК РФ (освобождение от наказания в связи с болезнью); ст. 84 УК РФ (освобождение от уголовной ответственности в связи с изданием акта об амнистии); ст. 85 УК РФ (освобождение от наказания ввиду помилования); практически все примечания в Особенной части УК РФ, отражающие освобождение от уголовной ответственности (за исключением нововведений — примечаний к ст. 337, 338 УК РФ).

На диспозитивный характер норм могут указывать следующие формулировки: «лицо может быть освобождено», «военнослужащий (несовершеннолетний) может быть освобожден», «суд может отсрочить» и т.п.

На международной конференции «Проблемы борьбы с новыми видами экономических преступлений в России и США, проведенной Институтом актуального образования «ЮрИнфоР-МГУ», Центром «ЮрИнфоР», Союзом криминалистов и криминологов России совместно с Департаментом юстиции США 20-21 мая 1997 года отмечалось, что сложности, возникшие в уголовно-правовой борьбе с преступностью в переходный период показали необходимость специального регулирования ответственности управляющих лиц хозяйствующих субъектов аналогично ответственности должностных лиц, но с использованием принципа диспозитивности.

Значительной спецификой обладают диспозитивные нормы уголовно-процессуального права.

В уголовно-процессуальном праве частью 2 ст. 415 УПК предусмотрены диспозитивные правомочия прокурора на отказ от возбуждения уголовного преследования. Ст. 430 УПК закрепляет диспозитивное право прокурора на отказ от обвинения в суде присяжных. Ст. 464 УПК закрепляет диспозитивное правомочие прокурора на кассационное опротестование решений суда присяжных.

Кроме того, проявлением диспозитивности в уголовном процессе является предусмотренное ст. 27 УПК производство по делам частного и частно-публичного обвинения.

Признак диспозитивности менее распространен в уголовно-процессуальных нормах, которые связаны с реализацией норм уголовного права и где сами материальные правоотношения характеризуются исключительной властностью.

Известны диспозитивные нормы и трудовому праву. Например, в ст. 57 КЗОТ РФ закреплено право работника использовать перерыв по своему усмотрению. Ч. 1 ст. 163 КЗОТ РФ содержит диспозитивную норму: «Одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми- инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению».

В научной литературе отмечается, что «в трудовом праве значительно возросло количество правовых предписаний, устанавливаемых вышестоящими по отношению к предприятию органами, которые носят рекомендательный характер, либо содержат пределы усмотрения субъектов правоотношений и сократилось число конкретных императивных велений».

Немалое количество диспозитивных содержится и в административном праве. При административном усмотрении органу или должностному лицу, осуществляющему исполнительно-распорядительную деятельность, предоставляется выбор (возможность, степень свободы) по отысканию и принятию наиболее полезного, целесообразного, по их мнению, решения, совершению или не совершению того или иного действия. Данная возможность предоставляется им диспозитивными нормами права.

Диспозитивные нормы права подразделяются на материальные и процессуальные. «Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Иными словами, они показывают субъекту права, что дает ему право, и что оно от него требует». Диспозитивные нормы материального права предусматривают свободу осуществления материального права.

Процессуальные правовые нормы могут «содержать в себе диспозитивные начала, которые обращены непосредственно к заинтересованным участникам правоприменительного процесса. Подобного рода определение правового положения субъектов процессуальных отношений характерно для реализации норм таких материальных отраслей права, как гражданское, трудовое, земельное и многих норм административного права».

2. Степень правовой свободы, предоставленной нормами субъектам права, пределы их усмотрения могут быть различными. В зависимости от меры диспозитивности, закрепленной в нормах, последние могут быть подразделены на две группы:

1) абсолютно диспозитивные нормы;

2) относительно диспозитивные нормы.

Абсолютно диспозитивные нормы оставляют решение того или иного вопроса исключительно на усмотрение участников правоотношения, не связывая их каким-либо регламентированным вариантом поведения. Нормы относительно диспозитивные, предоставляя субъектам права известную правовую свободу, в то же время ограничивают усмотрение, определенным образом очерчивая его пределы.

На абсолютно диспозитивный характер нормы указывает наличие в ее составе абсолютно-неопределенных гипотезы либо диспозиции либо (в некоторых случаях) санкции. К абсолютно диспозитивным следует отнести нормы, которые дают возможность субъектам путем одностороннего волеизъявления самостоятельно, по своему усмотрению решить конкретный вопрос. Так, в силу ч. 3 ст. 627 ГК РФ наниматель вправе отказаться от договора бытового проката в любое время, доверитель вправе отменить поручение, а поверенный отказаться от него во всякое время (ч.2 ст. 997 ГК РФ); каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч 2 ст. 45 Конституции РФ).

К абсолютно диспозитивным следует отнести нормы, которые не дают исчерпывающего перечня вариантов поведения субъектов права, могущих возникнуть у них прав, объектов, по поводу которых складываются правовые связи и др. Например, ст. 9 ГК не перечисляет всех прав, которые могут по своему усмотрению осуществлять граждане. Кроме перечисленных в ст. 8 ГК РФ, основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей могут быть действия граждан и организаций, не предусмотренные законом, однако соответствующие общему смыслу, общим началам гражданского законодательства.

Абсолютно диспозитивные нормы — это нормы, допускающие усмотрение без условий и пределов. Указанные нормы включают в себя формулировки типа: «суд вправе, суд может, по усмотрению сторон. » и т.д. В ст. 148 ГПК РСФСР сформулировано правило, согласно которому лицам, участвующим в деле, обращаются к суду и дают свои показания и объяснения стоя. Отступления от этого правила может быть допущено лишь с разрешения председательствующего. Дача такого разрешения никакими условиями не ограничивается.

Относительно диспозитивные нормы, предоставляя субъектам правовую свободу, ограничивают ее путем:

а) указания нескольких вариантов решения определенного вопроса и предоставления права выбора одного из них. Так, ст. ст. 486, 487, 488, 490 ГК РФ дают возможность выбора из двух вариантов; ст.ст. 612, 723 ГК РФ, ст. 499 ГК РСФСР из трех; ст. 503 ГК РФ из четырех. Очевидно, что чем больше вариантов предлагает закон, тем большая по объему правовая свобода предоставляется. Но в любом случае усмотрение субъектов права ограничивается перечисленными в норме вариантами.

б) указания пределов возможного решения по определенному вопросу (верхнего, нижнего, того и другого одновременно). Например, в силу ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет, то есть дан верхний предел срока; срок договора проката не должен превышать одного года (ч. 1 ст. 627 ГК РФ). В установленных пределах субъекты права по своему усмотрению могут конкретизировать решение соответствующего вопроса, но не должны выходить за ограничительные рамки.

8. Административно-правовые нормы: понятие, виды и особенности.

Административно-правовая норма – установленное государством правило должного или возможного поведения субъектов административного права с целью урегулирования общественных отношений в сфере функционирования механизма исполнительной власти (государственного управления) и обеспеченная специальными мерами государственного воздействия.

Нормы административного права:

• устанавливают правовые положения и компетенцию органов исполнительной власти;

• регулируют деятельность органов исполнительной власти;

• регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти;

• определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.

Административно-правовая норма так же, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру (внутреннее строение).

Составляющие части административно-правовой нормы:

• гипотеза — условия действия административно-правовой нормы (например, достижение определенного возраста). В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административно-правовых отношений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях;

• диспозиция — предписания, запреты и дозволения;

• санкция — меры административного или дисциплинарного воздействия.

Реализация норм административного права — процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, выраженной в нормах.

Формы реализации административно-правовых норм:

• исполнение — точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Субъектами данного варианта реализации административно-правовых норм являются все участники управленческих отношений;

• применение — выражается в издании полномочным органом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Данные акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, регистрация юридического лица).

По предмету регулирования различают:

• материальные — нормы, которые юридически закрепляют комплекс

обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т.е. фактически их административно-правовой статус;

• процессуальные — нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения.

По юридическому содержанию выделяют:

• обязывающие — нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как

обязательное предписание. К примеру, при назначении на должность военнослужащего соответствующее должностное лицо обязано издать приказ;

• запрещающие — нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях.

• уполномочивающие или дозволительные (диспозитивные) — нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению. К примеру, гражданину предоставлено право на обжалование неправомерных действий должностных лиц. Если речь идет, например, о должностных лицах, то уполномоченные должностные лица пограничных органов (начальник пограничного отряда) вправе в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ внести представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вправе налагать такие виды административных наказаний, как предупреждение и административный штраф (ст. 22.2 КоАП РФ);

• стимулирующие (поощрительные) — нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и т.д.);

• рекомендательные — нормы, которые носят рекомендательный характер.

Рекомендательные нормы чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.

По адресату могут быть отмечены нормы, регламентирующие:

• организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;

• административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;

• вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;

• административно-правовой статус общественных объединений;

• отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур;

• административно-правовой статус гражданина.

По масштабу действия административно-правовые нормы бывают:

а) общефедеральные нормы (КоАП РФ);

б) нормы субъектов Российской Федерации;

По действию во времени:

• срочные — нормы, для которых определен срок действия;

• бессрочные — нормы без указания срока действия, т.е. до официально отмены компетентным органом;

• нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями);

• нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих)

Императивные и диспозитивные нормы права

Норма права — установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права.

Императивные и диспозитивные нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах. Существуют следующие классификации норм права:

  • По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.
  • По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (по договору аренды подрядчик обязуется выполнить конкретные работы и сдать их заказчику). Диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором аренды не предусмотрен способ выполнения работ, подрядчик может самостоятельно его выбрать).
  • По форме предписываемого поведения: управомачивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие.
  • По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные.
  • По времени действия: постоянные и временные.

Правовое регулирование договоров обеспечения исполнения обязательств осуществляется главой 23 ГК РФ, законом РФ от 29 мая 1992 г. N 2872-I «О залоге», федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», иными нормативно-правовыми актами.

К императивным нормам договора залога относятся:

  • Право залогодержателя на получение удовлетворения из страхового возмещения за утрату или повреждение заложенного имущества. Залогодержатель имеет право получить удовлетворение из страхового возмещения за утрату или повреждение заложенного имущества. Право на получение страхового возмещения осуществляется независимо от того, в чью пользу оно застраховано. Залогодержатель не имеет такого права, если утрата или повреждение произошли по причинам, за которые он отвечает (п. 2 ст. 334 ГК РФ).
  • Залогодатель. Залогодателем может быть как сам должник, так и третье лицо (п. 1 ст. 335 ГК РФ). Залогодателем вещи может быть ее собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения. Залогодателем права может быть лицо, которому принадлежит закладываемое право (п. 3 ст. 335 ГК РФ).
  • Запрет передачи имущества залогодержателю. Имущество, на которое установлена ипотека, а также заложенные товары в обороте не передаются залогодержателю (п. 1 ст. 338 ГК РФ).
  • Договор о залоге, его существенные условия. В договоре о залоге должны быть указаны предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В нем также должно содержаться указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество (п. 1 ст. 339 ГК РФ).
  • И другие.

Диспозитивными нормами договора залога являются:

  • Приобретение предмета залога в будущем. Договором о залоге, а в отношении залога, возникающего на основании закона, законом может быть предусмотрен залог вещей и имущественных прав, которые залогодатель приобретет в будущем (п. 6 ст. 340 ГК РФ, п. 3 ст. 6 Закона РФ от 29 мая 1992 г. N 2872-I «О залоге»).
  • Условие о том, у кого остается предмет залога. По общему правилу, предмет залога остается у залогодателя, если иное не предусмотрено договором залога (п. 1 ст. 338 ГК РФ).
  • Условие о том, распространяется ли залог на принадлежности, отделимые и неотделимые плоды предмета залога. Права залогодержателя на предмет залога распространяются на его принадлежности, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 340 ГК РФ).
  • Замена предмета залога, а также замена и восстановление при его утрате или повреждении. В соответствии с п. 1 ст. 345 ГК РФ замена предмета залога допускается с согласия залогодержателя, если законом или договором не предусмотрено иное.
  • И другие.

Выделим основные императивные нормы договора ипотеки:

  • Имущество, на которое установлена ипотека, остается у залогодателя в его владении и пользовании (п.1 ст.1 федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).
  • В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. Предмет ипотеки определяется в договоре указанием его наименования, места нахождения и достаточным для идентификации этого предмета описанием. В договоре об ипотеке должны быть указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, зарегистрировавшего это право залогодателя. Если предметом ипотеки является принадлежащее залогодателю право аренды, арендованное имущество должно быть определено в договоре об ипотеке так же, как если бы оно само являлось предметом ипотеки, и должен быть указан срок аренды (п.1,2 ст.9 федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).
  • Договор об ипотеке заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации. Несоблюдение правил о государственной регистрации договора об ипотеке влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным. Договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации (п.1,2 ст.10 федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).

Теперь перечислим основные диспозитивные нормы договора ипотеки:

  • Если договором не предусмотрено иное, ипотека обеспечивает требования залогодержателя в том объеме, какой они имеют к моменту их удовлетворения за счет заложенного имущества (п.2 ст.3 федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).
  • Если иное не предусмотрено договором, вещь, являющаяся предметом ипотеки, считается заложенной вместе с принадлежностями как единое целое (п.3 ст.5 федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).
  • Залогодатель несет риск случайной гибели и случайного повреждения имущества, заложенного по договору об ипотеке, если иное не предусмотрено таким договором (п.1 ст.36 федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).
  • Залогодержатель вправе, если договором не предусмотрено иное, передать свои права другому лицу по договору об ипотеке; по обеспеченному ипотекой обязательству (основному обязательству) (п.1 ст.47 федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).

К императивным нормам договора поручительства относятся:

  • Форма договора поручительства. Договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства (ст. 362 ГК РФ).
  • Извещение поручителя об исполнении обязательства должником. Должник, исполнивший обязательство, обеспеченное поручительством, обязан немедленно известить об этом поручителя. В противном случае поручитель, в свою очередь исполнивший обязательство, вправе взыскать с кредитора неосновательно полученное либо предъявить регрессное требование к должнику. В последнем случае должник вправе взыскать с кредитора лишь неосновательно полученное (ст. 366 ГК РФ).
  • Основания прекращения поручительства (ст. 367 ГК РФ).
  • И другие.

Диспозитивными нормами договора поручительства являются:

  • Ответственность поручителя (ст. 363 ГК РФ).
  • Право поручителя на возражения против требования кредитора. Поручитель вправе выдвигать против требования кредитора возражения, которые мог бы представить должник, если иное не вытекает из договора поручительства (ст. 364 ГК РФ).
  • Права поручителя, исполнившего обязательство (ст. 365 ГК РФ).
  • И другие.

Императивные нормы договора банковской гарантии:

  • Оплата вознаграждения гаранту принципалом за выдачу банковской гарантии: за выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение (п. 2 ст. 369 ГК РФ).
  • Независимость банковской гарантии от основного обязательства: предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство (ст. 370 ГК РФ).
  • Представление требования по банковской гарантии: требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия. Требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана (п. 1, 2 ст. 374 ГК РФ).
  • Пределы обязательства гаранта: предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия (п. 1 ст. 377 ГК РФ).
  • И другие.

Диспозитивные нормы договора банковской гарантии:

  • Безотзывность банковской гарантии: банковская гарантия не может быть отозвана гарантом, если в ней не предусмотрено иное (ст. 371 ГК РФ).
  • Непередаваемость прав по банковской гарантии: принадлежащее бенефициару по банковской гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное (ст. 372 ГК РФ).
  • Вступление банковской гарантии в силу: банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в гарантии не предусмотрено иное (ст. 373 ГК РФ).
  • Ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение гарантом обязательства по гарантии не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное (п. 2 ст. 377 ГК РФ).
  • И другие.

Диспозитивные нормы права в коап рф

Нормы административного права выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.

Однако, помимо общественных отношений в сфере исполнительной дея­тельности государства нормы административного права регулируют отношения, возникающие в связи с разрешением органами представительной власти, суда, прокуратуры, местного самоуправления вопросов государственной и муниципальной службы, а также внутриорганизационных вопросов управленческого характера. Административно-правовые нормы регулируют также общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями переданных в их ведение функций органов государственного управления (например, Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» регулируется отношения связанные с деятельностью общественных организаций, объединений, партий в период проведения предвыборной агитации ).

Вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: норма административного права – установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного управления, а также отношений управленческого характера, возникающих в иных сферах государственной деятельности 7 .

Наряду с научным определением понятия нормы права в действующем законодательстве мы можем встретить и официальное. Так, в Постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД указано, что под нормой права принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Особенности административно-правовых норм:

объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие (возникающие в административно-политической, социально-экономической и культурной сферах);

административно-правовые нормы — средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;

устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений организаций (Президент, Государственная Дума, Правительство, Министр, начальник ОВД и т.д.);

содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);

действенность административно-правовой нормы гарантируется принудительной силой государства;

административно-правовые нормы нередко защищают общественные отношения, урегулированные иными отраслями права (например, финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Назначение норм административного права сводится к организации, упорядочиванию, охране и совершенствованию отношений, которые складываются в сфере управления. Именно посредством таких норм определяется правовое положение, статус и компетенция большинства органов управления, физических и юридических сил в сфере государственного управления.

Административно-правовая норма, также как и нормы других отраслей права имеет свою структуру, под которой понимается внутреннее строение нормы, совокупность логически обусловленных элементов.

В соответствии с традиционной точкой зрения административно-правовая норма состоит из следующих элементов:

— гипотеза — та часть административно-правовой нормы, которая указывает на условия, при наступлении которых норма начинает действовать. Данные условия (обстоятельства) являются юридическими фактами (порождают, изменяют, прекращают административные правоотношения) и проявляют себя в совокупности таких фактов, как достижение лицом возраста привлечения к административной ответственности, невменяемость, действия в состоянии крайней необходимости, малозначительность административного правонарушения, место совершения административного правонарушения и т.д. (например, в ст. 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение», гипотезой — т.е. условиями, при наступлении которых начнет действовать норма, будут являться возраст лица, совершившего мелкое хищение, его дееспособность, размер похищенного, место совершения правонарушения и т.д.).

диспозиция — часть административно-правовой нормы, содержащая правило должного поведения субъектов управления. Диспозиция в административно-правовых нормах преимущественно излагается в виде предписаний и запретов (ограничений).

В зависимости от изложения, выделяют соответствующие названным виды диспозиции (примером запрещающего вида диспозиции могут являться большинство статей КоАП РФ – ст. 12.5 «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»; ст. 12.12 «Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика).

Следует отметить, что такие элементы как гипотеза и диспозиция всегда присутствуют в административно-правовой норме.

санкция — часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции (меры административного принуждения), применяемые к нарушителю. При этом санкция содержит указание не на любые меры административного принуждения, а лишь на такие, которые предусмотрены нормой административного права в связи с правонарушением (например, штраф за мелкое хищение – ст. 7.27 КоАП РФ, предупреждение за курение в вагонах- ст.11.17 КоАП РФ , конфискация продукции за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии – ст. 14.1 КоАП РФ).

Некоторые авторы 8 в структуру нормы административного права включают 4-й элемент – поощрение, т.е публичное признание заслуг физического или юридического лица в выполнении правовых обязанностей или общественного долга. Основание поощрения – действия, поведение лица указанное в норме права, которое стимулируется государством.

По нашему мнению, выделение поощрения в качестве элемента нормы административного права является не целесообразным, так как представляет собой вид управомочивающей либо обязывающей диспозиции (примером может служить норма, закрепленная в п.8 постановления Совета Министров СССР №683 от 29.06.1984г 9 ., в соответствии с которой, лицам, обнаружившим и сдавшим клад, причитающееся вознаграждение выплачивается финансовыми органами в месячный срок со дня определения в установленном порядке стоимости клада. В данном случае, названные нами признаки такого элемента как поощрение присутствуют, однако приведенная норма представляет собой обязанность финансовых органов выплатить вознаграждение в зависимости от стоимости клада в установленные сроки, т.е. представляет вид обязывающей диспозиции).

Интересным представляется вопрос о соотношении таких понятий как статья и норма административного права. Статья представляет собой способ оформления нормы права. Норма права далеко не во всех случаях совпадает со статьей закона или иного нормативного акта. Не всегда в сформулированной законодателем статье можно обнаружить три известных нам элемента нормы права. Норма права может быть изложена в двух и более статьях одного нормативного акта (например, ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции…». Гипотеза настоящей административно-правовой нормы «растворена» в статьях общей части КоАП РФ. В самой статье закреплены диспозиция и санкция). И, напротив, в одной статье может содержаться две и более норм права (та же ст. 19.3 КоАП РФ содержит три части, каждая из которых представляет собой отдельную административно-правовую норму).

Виды административно-правовых норм. Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию. Наиболее полно выявить характерные черты таких норм позволяет классификация их по следующим основаниям:

По предмету регулирования:

материальные (нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность — административно-правовой статус, участников регулируемых административным правом управленческих отношений. Это «статичные» нормы. Например, нормы, устанавливающие объем компетенции должностного лица; права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности; нормы, устанавливающие виды мер государственного принуждения и т.д.).

процессуальные (нормы, регулирующие порядок реализации, применения норм материального права. Это, например нормы, регулирующие порядок приема, рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений граждан; нормы, устанавливающие порядок производства по делам об административных правонарушениях).

По методу воздействия на поведение субъектов административного права:

обязывающие (при наступлении условий, предусмотренных нормой, предписывают совершить определенные действия. Например, в случае задержания несовершеннолетнего об этом в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители – ст. 27.3 КоАП РФ; при получении жалоб, заявлений граждан, не требующих дополнительной проверки, руководитель предприятия, учреждения, организации обязан разрешить их в срок не позднее 15 дней 10 ).

запрещающие (предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях определенных нормой. Например, запрет (ограничение) на проведение митингов, демонстраций, шествий в условиях чрезвычайного положения – ст. 11 Федерального конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001г. №3-ФКЗ; запрет на применение огнестрельного оружия в отношении беременных женщин, лиц, с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних – ст. 15 Федерального закона «О милиции» от 18 апреля 1991г. №1026-1).

уполномочивающие или дозволительные нормы (диспозитивные) (предусматривают возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Такие нормы не содержат запретов либо предписаний. Например, это нормы, закрепляющие право гражданина обжаловать действия и решения, нарушающие его права и свободы 11 ; право на выбор места жительства; профессии и т.д.).

рекомендательные (рекомендуют субъекту права в условиях предусмотренных диспозицией нормы придерживаться определенных правил поведении. Например, Методические рекомендации по применению главы 28 Налогового кодекса РФ «Транспортный налог», утв. Приказом МНС РФ от 10.04.2003г.)

общие (например, нормы Трудового кодекса РФ);

отраслевые (например, Положение о прохождении службы в ОВД РФ).

в пространстве (бывают общероссийские; местные; межтерриториальные и действующие на определенной части территориальной единицы).

во времени (выделяют срочные нормы, т.е. с заранее определенным сроком их действия – например, срок действия чрезвычайного положения, установленный ст. 9 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» не может превышать 30 суток и бессрочные нормы – не имеющие заранее установленного срока действия – примером таких норм является большинство нормативно-правовых актов).

Правила применения законодательства об административных правонарушениях во времени и пространстве установлены ст. 1.7 КоАП РФ.

по субъектам (существуют нормы, регулирующие поведения граждан в сфере государственного управления; деятельность государственных органов; деятельность государственных служащих; деятельность юридических лиц и общественных объединений).

Подводя итог данному вопросу следует отметить разнообразие видов административно-правовых норм, которое не исчерпывается приведенными выше основаниями классификации.

Диспозитивные нормы права в коап рф