Год принятия декларации прав человека и гражданина франции

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА — программный документ французской буржуазной революции конца 18 века, провозглашавший ее основные принципы: «народный суверенитет» и «естественные неотъемлемые права человека». Была принята Учредительным собранием 26 августа 1789 года. 1-я ст. декларации гласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут быть основаны только на общей пользе». «Целью всякого политического союза, — говорилось во 2-й ст., — является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». 3-я ст. провозглашала: «источник всей верховной власти всегда находится в нации»; 6-я ст. заявляла, что «закон есть выражение общей воли», что «все граждане имеют право лично или через представителей участвовать в издании закона», все граждане равны перед законом и поэтому «должны одинаково допускаться ко всем занятиям, местам и общественным должностям, по своим способностям и без иных различий, кроме различий в добродетелях и талантах». Статьи 7, 9, 10 и 11-я утверждали свободу личности, свободу совести, слова и печати (но свобода собраний и свобода союзов не предусматривались). 13 и 14-я ст. устанавливали равномерное распределение налогов между всеми гражданами на основе свободного соглашения, порядок их взимания и контроль за их использованием. 15-я ст. провозглашала право граждан требовать отчета от каждого должностного лица. Последняя, 17-я ст., объявляла, что «собственность есть ненарушимое и священное право». Эта статья подчеркивала классово-буржуазную сущность декларации.

Декларация прав человека и гражданина имела большое прогрессивное и революционизирующее значение. Она стала знаменем борьбы против феодально-абсолютистских порядков не только для Франции, но и для антифеодальных выступлений в других странах.

Однако крупная буржуазия вкладывала в демократические лозунги декларации свое, классово-ограниченное понимание. Это отразилось и в цензовой избирательной системе, предусмотренной в конституции 1791 года, и в сохранении рабства во французских колониях, и в подавлении крестьянских выступлений, и в расстреле республиканской демонстрации 17 июля 1791 года, и в некоторых других антидемократических действиях Учредительного (9 июля 1789 года — 30 сентября 1791 года), а затем Законодательного (1 октября 1791 года — 19 сентября 1792 года) собраний. Демократические принципы декларации были частично осуществлены лишь после свержения монархии (10 августа 1792 года), созыва Национального конвента (на основании всеобщего избирательного права для мужчин) и провозглашения (22 сентября 1792 года) республики, а затем, в еще большей степени, во время якобинской диктатуры (2 июня 1793 — 27 июля 1794 года). Но даже в этот период наивысшего подъема революции конца 18 века, когда во Франции были полностью ликвидированы феодальные порядки, сохранялось социальное бесправие рабочих и батраков на основе принятого 14 июня 1791 года закона Ле Шапелье о запрещении рабочих союзов и стачек, проводились репрессии против левых группировок (эбертистов и шометтистов), против движения «бешеных», выражавшего интересы бедноты, предпролетариата. Более демократической по духу была Декларация прав человека и гражданина 1793 года, принятая Национальным конвентом вместе с новой конституцией. К перечню свобод, провозглашенных в декларации 1789 года, были добавлены право петиций, собраний и право на восстание против пр-ва, нарушающего права народа, свобода религиозных культов, обязанность общества приискивать работу для неимущих, обеспечивать средства существования для нетрудоспособных, заботиться о просвещении всех граждан и некоторые другие пункты.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК — ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература:

Французская буржуазная революция 1789-1794, под ред. В. П. Волгина и Е. В. Тарле, М.-Л., 1941, гл. 3; Радциг Н., Декларация прав 1789 г. и ее источники, «ЖМНП», 1914, ноябрь, нов. сер., ч. 54; Les déclarations françaises des droits de l’homme. Textes réunis et annotés par A. Aulard, P., 1928; Marcaggi V., Les origines de la déclaration des droits de l’homme de 1789, 2 éd., P., 1912; Reel W., Die Erklärung der Menschen-und Bürgerrechte von 1789. Beiträge zu ihrer Entstehungsgeschichte, Lpz., 1912.

Декларации прав человека и гражданина 1789 года и ее значение в современном праве России

Главная > Реферат >Государство и право

История идеи прав человека, определение и общая характеристика прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………4

Провозглашение Французской революцией Декларации прав человека и гражданина 1789 года, ее основные положения………………………………7

Роль Декларации прав человека и гражданина 1789 года в современном праве России……………………………………………………………………. 10

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно — демократические революции XVII — XVIII веков, которые выдвинули широкий набор прав человека и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер. Философской же основой этого правового института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины еще на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношения с государством.

На развитие идеи прав человека решающее воздействие оказала французская революция 1789 года. Через день после штурма Бастилии Учредительное национальное собрание приступила к обсуждению вопроса о правах человека, в результате чего 26 августа 1789 года была торжественно провозглашена «Декларация прав человека и гражданина».

Цель данной работы — рассмотрение Декларации прав человека и гражданина 1789 года и показать ее значение в современном праве России.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1) рассмотреть истории идеи прав человека, определения и общей характеристики прав и свобод человека и гражданина в современном понимании;

2) раскрыть основных положений Декларации человека и гражданина 1789 года;

3) показать роль Декларации человека и гражданина 1789 в современном праве России.

Таким образом, структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

1. История идеи прав человека, определение и общая характеристика прав и свобод человека и гражданина

Зарождение идеи прав человека возникает в V — IV вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), проявление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав между различными классовыми структурами было неизбежной частью для тех этапов развития общества. Каждая новая ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла их на все более широкий круг субъектов. Происходило это не стихийно, а в результате постоянной борьбы и в течение долгого периода времени. Права человека — сложное, многомерное явление, в значительной мере зависящее от генезиса правовых норм (в которых они сформулированы). Появившись сначала, как мононорма, позднее трансформировалось в норму права. 1

В период средневековья свобода была крайне ограничена т.к. феодальное общество — общество всеобщей зависимости. Но уже были попытки ограничения прав монархов в Англии. Так, в 1215 г. была принята «Великая Хартия Вольностей». Согласно хартии ограничивался произвол королевских чиновников, судьями выбирались знающие законы люди, наказание применялось к свободному человеку только по закону и по законному приговору равных. Уже в 1628 году «Петиция о праве» возлагала на короля определенные обязанности по защите прав поданных. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился «Хабеас корпус акт» 1679 г., который ввел понятие «надлежащей процедуры», установил гарантии неприкосновенности личности, презумпцию невиновности. «Биль о правах» (1689 г.) — как компромисс между буржуазией и правящими кругами, установил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия отменять законы 2 .

Дальнейшее развитие идеи прав человека происходило в США. Большое влияние имела теория естественного права Томаса Пейна и Джефферсона. «Декларация прав Вирджинии» 1776 году провозгласила: «Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенным врожденными правами, коих они — при вступлении в общественное состояние — не могут лишить себя и своих потомков каким- либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу на стремление к счастью и безопасности и их приобретение.» 3 В 1789 году были предложены 10 первых поправок к Конституции США, в которых закреплялся перечень прав и свобод.

Идеи Руссо, Гроция, Локка, Монтескье стали мощным фактором Великой Французской Революции, а так же дальнейшее развитие идей прав человека, яркий тому пример — «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года. 4

Вопрос о правах человека и гражданина является составной час­тью проблемы фактического положения личности в обществе и го­сударстве. Давая понятие правам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни.

Поэтому определим сначала, что есть такое свобода?

Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Однако стоит оговориться, что право устанавливает частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования людей. 5

Здесь же необходимо указать, что понятие прав человека и понятие прав гражданина не одно и то же.

Права человека — неотъемлемые права, т.е. принадлежащие каждому человеку, независимо от пола, расы, вероисповедания и т.д. Они не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и др.). 6

Права гражданина вытекают из понятия «гражданства», которое означает устойчивую правовую связь человека с госу­дарством, определяющую взаимные права, свободы и обязанности. Эти права касаются лишь граждан конкретной страны (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным; право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия и др.). 7

2. Основные положения Декларации прав человека и гражданина 1789 года

Важнейшим этапом на пути формирования буржуазной государственности во Франции стало принятие Учредительным собранием 26 августа 1789 года Декларации прав человека и гражданина (далее – Декларации), в которой были сформулированы основные принципы будущего общественно-политического и правового устройства. Впервые в истории возник документ, который установил само понятие «права человека». 8 Рассмотрим подробнее основные положения Декларации.

Декларация (этот документ не велик по объему – содержит в себе лишь преамбулу и 17 статей) явилась программой революции, ее идеологическим обоснованием. В ней провозглашались демократические и гуманистические принципы государственно-правового строя. В условиях господства в большинстве стран мира феодального средневекового гнета и даже рабства Декларация звучала как революционный вызов старому миру, его категорическое отрицание. Она произвела огромное впечатление на современников, сыграв исключительную роль в борьбе против феодализма и его идеологии. Авторы Декларации (Лафайет, Сий-ес, Мирабо, Мунье и др.) в качестве примера для создаваемого документа имели перед собой американскую Декларацию независимости 1776 г., а также декларации французских Генеральных штатов. В идейно-теоретическом плане они стояли на позициях мыслителей Просвещения, особенно Монтескье и Руссо, внесших значительный вклад в развитие теории естественного права. Вслед за просветителями творцы Декларации рассматривали новое политическое мировоззрение как соответствующее требование некоего всеобщего и вневременного разума. Демократическая и гуманистическая направленность Декларации во многом определялась атмосферой подъема и ликования, вызванной падением абсолютизма. 9 Декларация открывалась заявлением, имевшим историческое значение: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» (ст.1) 10 . В духе идей Просвещения в качестве «естественных и неотъемлемых прав человека» назывались: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (ст.2) 11 . Свобода определялась Декларацией как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. Осуществление свободы, как и других «естественных» прав человека, встречает «лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом» (ст.4) 12 . Декларация выделяла свободу личности, свободу слова и печати, свободу вероисповедания (ст.10-11). Отсутствие в Декларации свободы собраний и союзов определялось враждебностью законодателей к массовым выступлениям и общенародным организациям и объяснялось доминировавшим в теории естественного права отрицательным отношением ко всякого рода союзам. По мнению Руссо, союзы ограничивают личную свободу, искажают оформление общей воли народа. Опасались также возможности возрождения цехов, сковавших в прошлом развитие промышленности и торговли. Принципиальное значение имело объявление в Декларации собственности правом «неприкосновенным и священным» (ст.16) 13 . Во имя обеспечения безопасности личности декларировался ряд прогрессивных принципов, относящихся к уголовному праву и процессу: никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, установленных законом, т.е. нет преступления без указания о том в законе (ст.7) 14 ; никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения преступления, т.е. закон не имеет обратной силы (ст.8) 15 ; каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное (ст.9). 16 Обеспечение провозглашенных «прав человека» Декларация возлагала на государство («государственный союз») (ст.2). 17 В этом она следовала одной из основных идей теории естественного права, которая видела в государстве, возникшем в силу «общественного договора», инструмент защиты «неотъемлемых прав человека». Верховная власть в государстве объявлялась принадлежащей нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника (ст.3). 18 Соответственно декларировались политические права граждан: их участие лично или через своих представителей в принятии закона, рассматривавшегося как «выражение общей воли», определении размеров и порядка взимания налогов, в контроле за их расходованием, за деятельностью должностных лиц, а также равный доступ к государственным должностям (ст.6). 19 Выводы Монтескье, полагавшего, что сохранение свобод и прав граждан во многом достигается введением организационно независимых друг от друга и взаимно уравновешивающих властей (законодательной, исполнительной, судебной), нашли свое отражение в Декларации: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» (ст.16). 20 Во времена революции Декларация звучала как утверждение справедливости, даруемой всем, но абстрактность ее формулировок позволяла наполнить их различным политическим содержанием. Пришедшая к власти буржуазия дала ей свое, по существу, общеобязательное толкование.

3. Роль Декларации прав человека и гражданина 1789 года в современном праве России

Декларация прав человека и гражданина 1789 года – важнейший политико-правовой акт Великой французской революции 1789 – 1794 гг. Историческое значение Декларации заключается в том, что в ней, впервые в истории человечества, в систематизированном виде были провозглашены юридические принципы и права, которые легли в основу современного правового положения личности: равноправие людей, естественный характер и неотъемлемость прав человека, народный суверенитет, верховенство закона, право человека на личную свободу и неприкосновенность, свобода совести, выражения мыслей и мнений, презумпция невиновности и др. Эти положения нашли широкое распространение в международных нормативно-правовых актах, национальном праве различных стран, в т.ч. в современном российском праве. Рассмотрим, насколько отражены его положения в нашем законодательстве. Однако оговоримся, что объем настоящей работы не предполагает детально разобрать этот довольно емкий вопрос, поэтому ограничимся сопоставлением отдельных положений Декларации, напрямую связанных с правами человека и гражданина, с отдельными положениями Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) – основным законом нашей страны.

Статья 1 Декларации гласит: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе». 21

Глава 2 (Права и свободы человека и гражданина) статьи 17 ч.2 Конституции устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Статья 19 Конституции определяет, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Глава 4 (Президент Российской Федерации) статьи 91 Конституции определяет, что Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. 22 Это положение как раз согласуется с положением об общественных различиях для общей пользы общества и государства.

Статья 2 Декларации устанавливает: «Цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека». 23

В главе 1 (Основы конституционного строя) статьи 2 Конституции говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». 24

В статье 3 Декларации закреплено: «Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации». 25

Глава 1 статьи 3 Конституции устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. 26

Статья 4 Декларации гласит: «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом». 27

Конституция в главе 1 статьи 17 части 3 содержит положение, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. 28

Статья 5 Декларации закрепляет: «Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом». 29

Глава 2 статьи 55 Конституции определяет, что перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 6 Декларации определяет: «Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями». 30

Статья 32 Конституции содержит схожие положения. Так, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане имеют равный доступ к государственной службе и участвовать в отправлении правосудия. Содержит эта же статья и ограничения. Так, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В целом, если сопоставлять далее Декларацию прав человека и гражданина 1789 года с Конституцией Российской Федерации, то практически не наблюдается какого-либо существенного расхождения между их юридическими принципами и правами. Даже из вышеприведенных статей Декларации и Конституции очевидна отсутствие каких-либо принципиальных отличий между ними. Однако при этом нужно указать на один существенный момент. Российская Конституция, восприняв положения Декларации, не просто их воспроизвела, а более детально регламентировала, наполнив большим содержанием. Например, в Декларации нет упоминания о равенстве между мужчиной и женщиной. Конституция, как указано выше, такую правовую норму содержит.

Итак, подведем итоги представленной работы.

Возникшая в ходе французской революции Декларация прав человека и гражданина 1789 года – не только хронологическое, но и логическое завершение XVIII века. Но, рождение данной Декларации были бы невозможны, если бы отсутствовала идеологическая система, предшествующая революции. Еще за четыре десятилетия до событий 1789 года во Франции возникло широкое и мощное движение Просвещения. Важным источником идей и учений французских просветителей являлось английское Просвещение – деятельность английских ученых и философов XVII века, таких как Френсис Бэкон (1561 — 1626), Томас Гоббс (1588 — 1679) и другие. Широкое распространение получили среди французской интеллигенции сочинения Джона Локка (1632 — 1704). Так же особое место в Просвещении и в развитии общественной мысли в годы революции принадлежит Жан-Жаку Руссо (1712-1778).

Несмотря на то, что провозглашенные в Декларации права и свободы имели определенные пробелы (например, о равенстве женщин с мужчинами там ничего не сказано), тем не менее, такой взгляд на права человека и гражданина носил прогрессивный характер. Ранее считалось, что права короля, духовенства, дворян имеют божественное происхождение, то есть права человека носили сословно-ограниченный характер. Декларация прав человека и гражданина 1789 года распространила права человека на другие социальные слои. Наряду с такими актами, как английская Хартия вольностей 1215 года, Билль о правах 1689 года, она оказала существенное влияние на формирование современной концепции прав человека — признание универсального характера прав человека мировым сообществом, а значит и России как части этого сообщества.

Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года (Публикуется с учетом поправок, вынесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6 ФКЗ и от 30 декабря 2008 года № 7 ФКЗ) // Российская газета – Федеральный выпуск № 4831 от 21 января 2009 года.

Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М.: Норма. 2009 – 284 с.

Абдулаев, М.И. Правоведение: учебник для высших учебных заведений/ М.И. Абдулаев – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Финансовый контроль. 2008 – 565 с.

Абдулаев, М.И. Теория права и государства: учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев – 4-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Финансовый контроль. 2009 – 450 с.

Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для высших учебных заведений/ В.Г. Графский – 3-е издание, переработанное и дополненное – М.: Норма. 2009 – 755 с.

Мелехин, А.В. Теория права и государства: учебник для высших учебных заведений/ А.В. Мелехина – М.: Маркет ДС. 2008. – 640 с.

Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений/ В.Н. Хропанюк – М.: Интерстиль, Омега-Л. 2008 – 384 с.

В СТАТЬЯХ, журнальных публикациях «С.» — БОЛЬШАЯ, содержащая статьи автора.

1 Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для высших учебных заведений/ В.Г. Графского – 3-е издание, переработанное и дополненное – М.: Норма. 2009 – С.37-38.

2 Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для высших учебных заведений/ В.Г. Графского – 3-е издание, переработанное и дополненное – М.: Норма. 2009 – С. 291-293.

3 Там же. – С. 442-443.

4 Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для высших учебных заведений/ В.Г. Графского – 3-е издание, переработанное и дополненное – М.: Норма. 2009 – С. 291-293– С .458.

5 Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений/ В.Н. Хропанюка – М.: Интерстиль, Омега-Л. 2008 – С. 170.

6 Абдулаев, М.И. Правоведение: учебник для высших учебных заведений/ М.И. Абдулаева – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Финансовый контроль. 2008 – С. 204.

7 Там же. – С. 206.

8 Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для высших учебных заведений/ В.Г. Графского – 3-е издание, переработанное и дополненное – М.: Норма. 2009 – С.459.

9 Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для высших учебных заведений/ В.Г. Графского – 3-е издание, переработанное и дополненное – М.: Норма. 2009. – С.461.

10 Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М.: Норма. 2009. – С. 5.

12 Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М.: Норма. 2009. – С. 5.

14 Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М.: Норма. 2009. – С. 5.

15 Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М.: Норма. 2009 – С. 5.

17 Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М.: Норма. 2009. – С. 5.

19 Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М.: Норма. 2009. – С. 5.

21 Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М.: Норма. 2009. – С. 5.

22 Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года (Публикуется с учетом поправок, вынесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6 ФКЗ и от 30 декабря 2008 года № 7 ФКЗ) // Российская газета – Федеральный выпуск № 4831 от 21 января 2009 года. – С.2.

23 Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М.: Норма. 2009. – С. 5.

24 Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года (Публикуется с учетом поправок, вынесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6 ФКЗ и от 30 декабря 2008 года № 7 ФКЗ) // Российская газета – Федеральный выпуск № 4831 от 21 января 2009 года. – С.2.

25 Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М.: Норма. 2009. – С. 5.

26 Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года (Публикуется с учетом поправок, вынесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6 ФКЗ и от 30 декабря 2008 года № 7 ФКЗ) // Российская газета – Федеральный выпуск № 4831 от 21 января 2009 года. – С.2.

27 Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М.: Норма. 2009. – С. 5.

28 Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года (Публикуется с учетом поправок, вынесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6 ФКЗ и от 30 декабря 2008 года № 7 ФКЗ) // Российская газета – Федеральный выпуск № 4831 от 21 января 2009 года. – С.2.

29 Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М.: Норма. 2009. – С. 5.

30 Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М.: Норма. 2009. – С. 5.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА — программный документ Французской революции XVIII века, провозгласивший основой государственного устройства принципы неприкосновенности естественных прав человека, народного суверенитета и разделения властей.

Декларация прав человека и гражданина, ос­но­ван­ная на иде­ях французских про­све­ти­те­лей XVIII века, бы­ла под­го­тов­ле­на О. Ми­ра­бо, Ж.Ж. Му­нье, Э.Ж. Сьей­е­сом и др., со­дер­жа­ла 17 ста­тей. При­ня­та Уч­ре­дительным со­б­ра­ни­ем 26.8.1789 года и во­шла в ка­че­ст­ве пре­ам­бу­лы в текст французской кон­сти­ту­ции 1791 года. Про­то­ти­па­ми дек­ла­ра­ции по­слу­жи­ли английский Билль о пра­вах (1689) и Де­к­ла­ра­ция не­за­ви­си­мо­сти США 1776 года. Не­об­хо­ди­мость при­ня­тия дек­ла­ра­ции объ­ясня­лась в пре­ам­бу­ле тем, что «заб­ве­ние прав че­ло­ве­ка и пре­неб­ре­же­ние к ним яв­ля­ют­ся един­ст­вен­ны­ми при­чи­на­ми об­ще­ст­вен­ных бед­ст­вий и по­ро­ков пра­ви­тельств». Дек­ла­ра­ция за­кре­п­ля­ла раз­рыв с до­ре­во­люционным об­ще­ст­вом, ос­но­ван­ным на со­слов­ном не­ра­вен­ст­ве: ли­к­ви­да­цию ти­ту­лов, на­следственных со­слов­ных от­ли­чий, феодальных по­ряд­ков, ре­мес­лен­ных це­хов. Це­лью ка­ж­до­го по­ли­ти­ческого сою­за дек­ла­ра­ция объ­яв­ля­ла «обес­пе­че­ние ес­те­ст­вен­ных и не­отъ­ем­ле­мых прав че­ло­ве­ка», к чис­лу ко­то­рых от­но­си­ла сво­бо­ду, соб­ст­вен­ность, ра­вен­ст­во в пра­вах, безо­пас­ность и со­про­тив­ле­ние уг­не­те­нию. Сво­бо­да оп­ре­де­ля­лась как пра­во де­лать «всё, что не вре­дит дру­го­му», в т. ч. сво­бод­но вы­ра­жать мыс­ли и мне­ния; про­воз­гла­ша­лась пре­зумп­ция не­ви­нов­но­сти. На прак­ти­ке эти прин­ци­пы не­од­но­крат­но на­ру­ша­лись (был ус­та­нов­лен из­би­рательный иму­ще­ст­вен­ный ценз, со­хра­ня­лось раб­ст­во в ко­ло­ни­ях).

По­сле свер­же­ния мо­нар­хии 10.8.1792 года и про­воз­гла­ше­ния рес­пуб­ли­ки 22.9.1792 года мон­тань­я­ра­ми (смотри Гора) бы­ла под­го­тов­ле­на но­вая кон­сти­ту­ция. Она бы­ла при­ня­та Кон­вен­том 24.6.1793 года и от­кры­ва­лась дек­ла­ра­ци­ей, со­сто­яв­шей из 35 ста­тей. Пе­ре­чень ес­тественных прав че­ло­ве­ка — ра­вен­ст­во, сво­бо­да, безо­пас­ность, соб­ст­вен­ность — со­от­вет­ст­во­вал в ней Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Но от пре­ды­ду­щей дек­ла­ра­ции она от­ли­ча­лась бо­лее де­мо­кра­тическим и эга­ли­та­ри­ст­ским ха­рак­те­ром. Це­лью об­ще­ст­ва про­воз­гла­ша­лось все­об­щее сча­стье, а ра­вен­ст­во рас­смат­ри­ва­лось как наи­важ­ней­шее сре­ди ес­тественных прав. Ут­вер­жда­лось рав­ное пра­во всех гра­ж­дан уча­ст­во­вать в вы­бо­рах и при­ня­тии за­ко­нов, дек­ла­ри­ро­ва­лись пра­ва на труд, об­щественное вспо­мо­ще­ст­во­ва­ние и об­ра­зо­ва­ние, пра­во на­ро­да на вос­ста­ние про­тив уг­не­та­те­лей. Кон­сти­ту­ция 1793 года не бы­ла вве­де­на в дей­ст­вие.

По­сле Тер­ми­до­ри­ан­ско­го пе­ре­во­ро­та 27/28.7.1794 года и свер­же­ния яко­бин­ской дик­та­ту­ры на­ча­лась ра­бо­та над но­вой кон­сти­ту­ци­ей, ко­то­рая бы­ла при­ня­та тер­ми­до­ри­ан­ским Кон­вен­том 22.8.1795 года. В ней на­шло от­ра­же­ние стрем­ле­ние со­ста­ви­те­лей за­вер­шить ре­во­лю­цию и соз­дать по­ли­ти­че­ски уме­рен­ный, ста­биль­ный ре­жим. Текст кон­сти­ту­ции от­кры­ва­ла Дек­ла­ра­ция прав и обя­зан­но­стей че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на. В от­ли­чие от двух преж­них дек­ла­ра­ций в ней от­сут­ст­во­ва­ло по­ня­тие «ес­те­ст­вен­ные пра­ва». Сво­бо­да, ра­вен­ст­во, безо­пас­ность и соб­ст­вен­ность объ­яв­ля­лись «пра­ва­ми че­ло­ве­ка в об­ще­ст­ве». Ра­вен­ст­во трак­то­ва­лось лишь как от­сут­ст­вие со­слов­ных раз­ли­чий и ра­вен­ст­во пе­ред за­ко­ном (но не как рав­ное пра­во уча­ст­во­вать в при­ня­тии за­ко­нов; вос­ста­нав­ли­ва­лась цен­зо­вая из­би­рательная сис­те­ма). При­зна­ва­лось, что для безо­пас­но­сти и бла­го­по­лу­чия об­ще­ст­ва его чле­ны долж­ны не толь­ко знать свои пра­ва, но и вы­пол­нять свои обя­зан­но­сти, по­это­му за 22 стать­я­ми Дек­ла­ра­ции прав сле­до­ва­ли 9 ста­тей Дек­ла­ра­ции обя­зан­но­стей, со­дер­жав­ших тре­бо­ва­ния ува­жать об­ще­ст­во, за­ко­ны, вла­сти, се­мью и соб­ст­вен­ность.

Декларация прав человека и гражданина

[27] Представители Французского Народа, составляющие Национальное Собрание, принимая во внимание, что неведение, забвение или презрение прав человека суть единственные причины общественных бедствий и порчи правительств, решили изложить в торжественном объявлении естественные, неотчуждаемые и священные права человека, дабы это объявление, будучи постоянно пред глазами всех членов общественного союза, непрестанно напоминало им их права и обязанности; дабы акты законодательной и исполнительной власти, при возможности во всякий момент сличить их с целью всякого политического учреждения, были тем более уважаемы; дабы требования граждан, основываясь отныне на простых и неоспоримых началах, обращались всегда к поддержанию Конституции и к всеобщему благополучию. — Вследствие сего Национальное Собрание признает и объявляет, пред лицом и под покровительством Верховного Существа, следующие права человека и гражданина.

Ст. 1. Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах. Общественные отличия могут быть основаны только на общей пользе.

2. Цель всякого политического союза есть охрана естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3. Начало всякого суверенитета заключается, по существу, [28] в народе. Никакое лицо, ни совокупность лиц не может осуществлять власти, которая бы не проистекала, положительным образом, от народа.

4. Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом.

5. Закон имеет право запрещать только вредные для общества действия. Что не запрещено Законом, тому нельзя препятствовать, и никого нельзя принуждать делать того, чего Закон не предписывает.

6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать, лично или через своих представителей, в его составлении. Он должен быть одинаков для всех, покровительствует ли он или карает. Все граждане равны в его глазах и потому имеют равный доступ ко всякому общественному сану, месту и должности, сообразно своим способностям и без всякого иного отличия, как только по добродетелям и талантам.

7. Ни один человек не может быть подвергнут обвинению, задержанию или заключению, иначе как в определенных Законом случаях и согласно предписанным им формам. Кто испрашивает, изготовляет, исполняет или заставляет исполнять произвольные приказы, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый в силу Закона, должен немедленно повиноваться: сопротивляясь, он совершает преступление.

8. Закон должен установлять только строго и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, изданного и обнародованного до совершения проступка и законным образом примененного.

9. Всякий человек предполагается невинным до тех пор, пока он не объявлен виновным. Посему, если будет сочтено необходимым задержать его, всякая мера строгости, не [29] являющаяся неизбежной для того, чтобы воспрепятствовать ему скрыться, должна быть сурово караема Законом.

10. Никто не должен быть беспокоим за свои мнения, хотя бы религиозные, если только обнаружение их не нарушает общественного порядка, установленного Законом.

11. Свободная передача другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; посему всякий гражданин может свободно говорить, писать, печатать, под страхом ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, определенных Законом.

12. Гарантия прав человека и гражданина вызывает необходимость организованной государственной силы; эта сила, таким образом, установлена в интересах всех, а не для частной пользы тех, кому она вверена.

13. Для содержания государственной силы и для расходов управления необходимы общественные сборы; они должны быть равномерно разложены на всех граждан соответственно их средствам.

14. Все граждане имеют право удостоверяться, сами или через своих представителей в необходимости общественных сборов, свободно давать согласие на них, следить за их употреблением и определять их размер, основание, порядок взимания и срок существования.

15. Общество имеет право требовать у всякого государственного агента отчета в его управлении.

16. Всякое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не определено разделение властей, не имеет конституции.

17. Собственность, как неприкосновенное и священное право, не может быть ни у кого отнята, иначе, как в случае, если этого очевидно требует законным образом удостоверенная общественная необходимость, и под условием справедливого и предварительного вознаграждения.

63. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1789 Г. КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ 1791 Г.

Декларация заключала в себе круг идей, выражавших скорее осуждение внутренней политики королевской власти, чем действительную программу действий.

Одной из основных идей Декларации 1 789 г. была идея законности. Она получила свое закрепление в виде общих принципов организации государственной власти и прежде всего — в разделении властей. Основные права: 1)

равенство и право на сопротивление; 2)

верховная власть принадлежит народу; ч 3)

каждый может участвовать в образовании закона и др. Последовавшими за принятием Декларации законодательными актами Учредительное собрание национализировало церковное имущество и земли духовенства (Декрет от 24 декабря 1789 г.), которые были пущены в распродажу и попали в руки крупной городской и сельской буржуазии.

Учредительное собрание упразднило старые феодальные границы и ввело во Франции единообразное административно-территориальное деление (на департаменты, дистрикты, кантоны, коммуны). Оно отменило сословные деления и цеховой строй, а также феодальную систему наследования (майорат). Главным итогом первого этапа революции и деятельности Учредительного собрания являлась Конституция. Окончательный ее текст был составлен на основе многочисленных законодательных фактов, принятых в 1789-1791 гг. Она была утверж- дена 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король принял Конституцию.

Депутаты предлагали следующую модель государственного устройства: законодательная власть

передавалась Национальному собранию, состоящему из одной палаты. Собрание избиралось на два года, и оно не могло быть распущено королем. Конституция содержала перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания. Введение имущественного ценза для избирателей и избираемых противоречило Декларации прав, и это стало предметом острой критики. Законодательная и судебная власти очень скоро оказались в руках представителей буржуазии.

Исполнительная власть по Конституции принадлежала королю. Он назначал министров и всех высших должностных лиц, командовал армией, ведал внешними сношениями, подписывал законы.

Таким образом, были подготовлены основы для нормального функционирования конституционной монархии. Вместе с тем Конституция объявляла особу короля «неприкосновенной и священной», гарантировала некоторые привилегии.

Местные органы власти создавались на основе выборов. Но и здесь действовала цензовая избирательная система. Взамен старых провинций — крупных феодов (герцогств и графств) — согласно принятой Конституции было создано 84 департамента.

Все судебные органы по вертикали были выборными. Судопроизводство стало осуществляться с участием присяжных заседателей.

Разделение властей было на самом деле разграничением сфер влияния и политических функций по управлению между буржуазией и дворянством при явном преобладании буржуазии. Не доверяя королевской армии, находившейся под контролем земельной аристократии, Национальное собрание создает собственные вооруженные силы.

идеологи не уставали повторять: «равенство всех перед законом», «свобода для всех», «свобода, равенство, братство».

Руководство революцией оказалось в руках буржуазии; своим выдвижением она обязана богатству, образованию, организации. Главной помехой на пути дальнейшего развития Франции была абсолютная монархия.

. В’ 1789 г. король ЛюдовикXVI был вынужден созвать Генеральные штаты — впервые за 150 лет. Генеральные штаты состояли из трех сословий, и потому король не видел для себя особой опасности. Но третье сословие вступило в сражение за новый регламент и, проявив твердость, одолело сопротивление сторонников монархии. Основную массу депутатов Генеральных штатов составили представители французской буржуазии.

Мятежные депутаты организовались сначала в Национальное (17 июня 1789 г.), а затем (9 июля 1789 г.) в Учредительное собрание.

14 июля 1789 г. народ берет штурмом Бастилию.

На первом этапе революции (14 июля 1 7 8 910 августа 1 792 г.) власть во Франции оказалась в руках группы наиболее активных депутатов — Ла- файета, Дюпона и других так называемых консти- туалистов.

Падение Бастилии пробудило французскую деревню. Помещичья собственность насильственным путем переходила в руки крестьянства. Учредительное собрание занялось «отменой феодализма».

Поступившись некоторыми своими экономическими и политическими привилегиями, дворянство сохранило землю и’поземельные подати. Гнет помещика над крестьянином был несколько смягчен, но феодальная зависимость была сохранена. Идя навстречу политическим интересам буржуазии, дворянская часть Собрания согласилась с отменой привилегий дворянства и духовенства, равенством всех перед законом.

ным последствием Гражданской войны было значительное усиление президентской власти при А. Линкольне.

В 60-х гг. XIX в. возникают массовые рабочие организации. В 1898 г. Верховный суд признавал конституционными ограничения избирательных прав негров.

Победа Севера привела к укреплению американской федерации; право выхода из Союза было отменено.

После разного рода комбинаций получают окончательное оформление две основные политические партийные системы — демократическая и республиканская, возникшие еще до 1860 г., мало или вовсе не различающиеся по своим программам и по своим методам; они поочередно приходят к власти и поочередно уходят. Это и есть «классическая» двухпартийная система.

Чем ближе к началу XX в., тем все более обнаруживалось глубокое перерождение правительственной маши- CD ны США. В 1870 г. несколько расширяется число *3″ избирателей, с 1872 г. вводится тайное голосование. Начиная с 1913 г. стали по-иному избирать сенаторов: по-прежнему двух представителей от штата, но с помощью всеобщего голосования.

Превращение США в мировую державу, обладающую собственной колониальной империей, сопровождалось существенными изменениями во всех структурах политической системы. Однако эти изменения, направленные на расширение функций центральных органов власти, далеко не всегда находили свое выражение в системе правовых отношений.

При Г. Рузвельте окончательно закончилась эра «правления Конгресса», т. е. его относительная независимость от президентской власти. Предшествующие президенты <Гарисон, Кливленд и Мак-Кинли) истолковывали президентскую власть в парламентарном духе.

Год принятия декларации прав человека и гражданина франции