КЛИНОПИСНОЕ ПИСЬМО

Не менее древней, чем египетские иероглифы, и весьма любопытной разновидностью идеографического письма является клинопись, Это система письма, употреблявшаяся в рабовладельческий период древними обитателями Месопотамии (долина между Тигром и Евфратом), а позднее распространившаяся по всей Передней Азии. Клинопись иногда называют письменами на глине, исходя из того, что материалом для этого письма служили глиняные плитки, на которых при помощи деревянного или тростникового резца выдавливались нужные графические знаки. У писца всегда под руками находилась мягкая сырая глина в форме дощечки. Писец, слегка наклонив плитку от себя, делал резцом легкий нажим, и на мягкой глине оставалось характерное углубление, утолщенное вверху, в месте нажима, и все более заостренное и менее глубокое внизу, по следу оттягивания резца. (По направлению строки письмо данного типа было первоначально письмом сверху вниз и справа налево.) Углубления подобного рода по своему внешнему виду напоминали клинья. Отсюда и название такой системы письма — клинопись>

Глиняные дощечки с нанесенными на них графическими знаками затем сушились, обжигались и сохранялись. Из таких глиняных плиток составлялись целые библиотеки, часть из которых была обнаружена при археологических раскопках на территории древней Вавилонии и Хеттского государства.

Возникновение клинописного письма относится к первым тысячелетиям до н. э.

Первыми начали писать клинописью шумеры, древний и культурный народ, проживавший в междуречье Тигра и Евфрата. Но клинопись не была изначальным письмом шумеров. На первых порах шумеры, как, например, и египтяне, использовали пиктографическое письмо, пиктограммы которого во многом напоминали аналогичные фигурные знаки древних египтян. Правда, древнешумерские письменные знаки отличались от древнейших египетских фигурных начертаний, тщательно высекавшихся на камнях и арках и выполняемых иногда в несколько красок, своей схематичной, линейной формой. Объяснение этому исследователи находят в своеобразии материала (глины), который шумеры использовали для письма.

Со временем шумерские писцы для удобства и быстроты письма все более и более упрощали начертание знаков, превращая их из пиктограмм в условные значки клинообразной формы (идеограммы). Как полагают, процесс превращения пиктограмм в условные комбинации горизонтально и вертикально расположенных клинообразных знаков в основном завершается в шумерской письменности к началу III тысячелетия до н. э.

Изменение рисуночного шумерского письма шло не только по линии преобразования его в клинопись, но и в сторону изменения самого характера письма. Первоначально шумерская клинопись имела, видимо, только идеографический характер. Позднее для передачи служебных слов, грамматических показателей,иноязычных имен собственных и т. п. шумеры стали составлять из односложных слов многосложные. Это привело к тому, что многие односложные слова, в частности выполняющие роль грамматических показателей, стали выступать в составе многосложных слов на правах отдельных слогов, а иероглифы, их обозначающие,— в качестве письменных слоговых знаков. Так, в шумерской клинописи наряду с идеографическими написаниями появились элементы слогового письма. Причем письменные знаки не отличались постоянством своего употребления. Один и тот же знак в различных случаях мог быть либо идеограммой, либо знаком, обозначающим слог,— силла- бемой. Более того, один и тот же слоговой письменный знак мог быть полифоничным, т. е. выступал с несколькими совершенно различными слоговыми значениями ( 18). Кроме этого, допускалось изображение на письме одного и того же слова то идеографически, то при помощи слоговых знаков, то смешанным путем при помощи идеограмм, которые обозначали основу слова, и силлабем, обозначающих окончания ( 19).

Большую роль в шумерской клинописи играли детерминативы (определители). Они стояли, как правило, перед определяемым словом, указывая, к какой группе названий (мужчин, женщин, городов, деревьев и т. д.) оно относится. Шумерская клинопись была заимствована целым рядом соседних народов. Около середины III тысячелетия до н. э. клинопись у шумеров позаимствовали аккадцы (вавилоняне) и ассирийцы, которые приспособили ее для своего семитского флективного языка.

Аккадцы сократили число особенно употребительных знаков с 600 (как это было у шумеров) до 300. Сохранившиеся шумерские знаки для обозначения определенного предмета или понятия стали произноситься у вавилонян по-аккадски, соответственно семитскому звучанию слова (см. 17).

Шумеры писали сверху вниз и справа налево. Ассиро-вавилоняне же изменили направление строки, начав писать горизонтально и слева направо.

Наряду с использованием глины в качестве материала для письма вавилоняне и ассирийцы часто выдалбливали клинописные письмена на каменных столбах, скалах, крепостных стенах. Эти письмена содержали рассказы об удачных походах, прославления деяний ассиро-вавилонских царей и т. д.

Ассиро-вавилонская система клинописи широко распространилась за пределы Месопотамии. Около 2600 г. до н. э. ее приспособили для своих целей, а затем и усовершенствовали эламы (эламиты), народ, проживавший в Юго-Западном Иране. Эламское клинописное письмо впоследствии под влиянием персидского звукового письма (около середины I тысячелетия до н. э.) подверглось сильному изменению. Позднее эламская клинопись, как и эламский язык, исчезла бесследно, уступив место персидскому письму и языку.

От ассиро-вавилонян клинопись восприняли хур- риты, поселившиеся около 2000 г. до н. э. на территории Северо-Западной Месопотамии. Они приспособили аккадскую клинопись к своему языку, который, по мнению И. Фридриха, не был ни семитским, ни индоевропейским. Ассиро-вавилонскую клинопись заимствовали также хетты, народ индоевропейского происхождения, которые вскоре заменили ее письмом собственным, построенным на фонетическом принципе.

Из других народов, принявших вавилонское клинописное письмо в начале I тысячелетия до н. э., следует указать на обитателей Армянского нагорья, живших на территории государства Урарту и называвших себя урартами. Урарты, заимствовав ассиро-вавилонскую клинопись, применяли ее в двух формах: письмо на камне и письмо на глине. Надписи на урартском языке, выполненные ассиро-вавилонской клинописью, обнаруживают и теперь при археологических раскопках в Восточной Анатолии, Северо-Западном Иране и в Закавказье, на территории Советской Армении.

На основе ассиро-вавилонской клинописи возникли также угаритская буквенная система (около середины II тысячелетия до н. э.) и древнеперсидское полуслоговое-полубуквенное письмо (середина I тысячелетия до н. э.). Последнее с падением династии Ахеменидов (330 г. до н. э.) уступило место более удобному народному письму, сформировавшемуся на основе арамейского алфавита.

Дрсвнеперсидская клинопись часто привлекает внимание тем, что дешифровка ее положила начало дешифровке клинописи вообще, о которой долгое время ничего не было известно.

Первые сведения о клинообразной письменности стали проникать в Европу в начале XVII в. в связи с находками непонятных надписей на стенах Персепольского дворца в Персии. Образец такой надписи, содержащей знаки в форме клинышков, впервые был прислан в 1621 г. из персидского города Шираза в Неаполь итальянским путешественником Пьетро делла Балле своему другу в качестве подарка. Этой надписью заинтересовались ученые-специалисты. Но никто не знал, на каком языке написан текст. А без этого невозможно было приступать к разгадыванию и чтению клинообразных знаков. Только в конце XVIII в., после того как молодому датскому ученому Карстену Нибуру удалось сделать ряд интересных наблюдений над персепольскими текстами, скопированными им собственноручно на месте, а также благодаря работам Олава Герхарда Тихсена и Фредрика Мюнтера стали возможны некоторые выводы относительно персеполь- ских надписей. Так, например, было установлено, что надписи на стенах Персепольского дворца в Персии, о которых мир узнал благодаря Пьетро делла Балле, написаны на трех языках, причем первая выполнена алфавитным письмом, вторая—слогами, а третья — целыми словами, что читать надписи следует слева направо.

Фредриком Мюнтером было высказано также предположение, что три версии надписи совпадают по содержанию. Но никому по- прежнему не удавалось расшифровать и прочесть эти надписи. И лишь в 1802 г. одаренному молодому учителю геттингенской гимназии Георгу Гротефенду, увлекавшемуся расшифровкой письменностей, удалось разобрать верхнюю версию надписи, написанную буквенно-звуковыми знаками. Опираясь на результаты предшествующих исследователей, Гротефенд установил, что эта часть надписи выполнена на древнеперсидском языке. Он разгадал ее, определив ряд древнеперсидских букв. Но дальше этого Г. Гротефенд, как ни бился, не Мог пойти. Сказалось незнание восточных языков и слабая подготовка по лингвистике вообще.

Значительно больших успехов в дешифровке клинописи достиг молодой английский офицер Генри Раулинсон, служивший военным советником в Иране. Имея возможность свободно разъезжать по Персии, Г. Раулинсон уделял много внимания древне- лерсидским надписям на скалах, стенах дворцов, крепостей и т. д. Особенно большой интерес вызвала у Г. Раулинсона обнаруженная им надпись на Бехистунской скале. На высоте около с^а метров на огромных каменных плитах, прикрепленных к отвесной скале, были высечены тысячи клинописных знаков. Как потом выяснилось, это была трехъязычная надпись (на древнеперсидском, эламском и аккадском языках) царя Дария в честь победы в междоусобных войнах. Г. Раулинсон с большим риском для жизни собственноручно скопировал Бехистунскую надпись, потратив на это более десяти лет. По возвращении в Англию Г. Раулинсон продолжал работу над Бехистунской надписью, расшифровав к 1850 г. версию надписи буквенно-звуковыми знаками на древнеперсидском языке.

После того как был установлен буквенно-звуковой характер древнеперсидской клинописи и была прочитана и переведена древ- неперсидская версия надписи на Бехистунской скале, стала возможной дешифровка второй версии этой же надписи. Последнее удалось сделать лондонскому профессору Нориссу. Норисс, установив слоговой характер письменности, чтение слоговых знаков, прочел весь текст второй версии. Это оказался текст на эламском языке, идентичный тексту надписи на древнеперсидском языке.

Оставалось еще расшифровать третью версию надписи, содержавшую несколько сот разнообразных знаков. Эта надпись доставила исследователям немало хлопот. (Мы не приводим здес всех подробностей дешифровки третьей версии надписи на Бехи- стунской скале.)

При сравнении третьей надписи на Бехистунской скале с надписями на глиняных плитках, найденных при раскопках в Вавилонии, учеными (датчанином Мюнтером и шведом Лёвенстерном) было установлено, что эти надписи выполнены одними и теми же знаками, которые передают как целые слова, так и слоги. Но надписи на глиняных плитках представляли собой ассиро-вавилонскую клинопись. Отсюда Лёвенстерном был сделан правильный вывод, что третья надпись царя Дария на Бехистунской скале также написана ассиро-вавилонской клинописью на аккадском языке.

Последнее открытие в дешифровке вавилонской версии Бехистунской надписи сделал Г. Раулинсон. Установив явление звуковой полифонии ассиро-вавилонских клинописных знаков, он окончательно прочитал надпись. С расшифровкой вавилонской версии Бехистунской надписи была создана, по словам И. Фридриха, твердая основа для чтения и интерпретации аккадского языка.

Но многие исследователи не верили в окончательную расшифровку клинописи. Чтобы убедиться, правильно ли дешифрована клинопись, Королевское азиатское общество в Лондоне прибегло к необычному приему. Однажды в сентябре 1857 г., когда четверо ученых, читавших клинопись (Генри Раулинсон, Эдуард Хинкс, Фокс Тальбот и Жюль Опперт), случайно собрались в Лондоне, каждому из них была вручена копия только что найденного клинописного текста с просьбой сделать самостоятельный перевод. Ученые, уединившись, приступили к работе. Письма с их ответами были вскрыты в торжественной обстановке на заседании Общества. Каково же было изумление присутствующих, когда оказалось, что все четыре перевода в основном совпали. Так окончательно было установлено, что тайна клинописного письма разгадана. Этот день 1857 г. принято считать днем рождения новой науки — ассирологии.1

Выше говорилось о том, как происходило формирование иероглифической письменности у древних народов Египта и Месопотамии, как она развивалась, совершенствовалась, приближаясь к буквенно-звуко- вому письму, пока, наконец, совсем не была заменена последним. Но не все идеографические системы претерпевали подобные изменения. Весьма устойчивой и жизнеспособной оказалась, например, китай-

екая идеографическая письменность, которая дошла до нас с древнейших пор без сколько-нибудь существенных изменений. Объясняется это, по мнению ученых, своеобразием языка и особенностями исторического развития китайского народа.

Как написать письмо клинописью

Познакомить детей с письменностью древней страны Шумер.

Для учащихся: пластилин и хорошо отточенный карандаш.

Для учителя: «Атлас Древнего мира», «Календарь» («Слово», 2001), ксерокопии (клинописные знаки) для каждого ученика.

На доске нарисовать несколько рисунков:

птица (нарисовать контуры птицы);

ходить (нарисовать ноги в движении);

дом (нарисовать квадрат и треугольную крышу);

стоять (нарисовать ноги в состоянии покоя).

Раздать ксерокопии детям, чтобы они видели, что такое клинопись. Показать детям книгу «Атлас Древнего мира» и рассказать о шумерах.

Информация для учителя

Когда-то, несколько тысяч лет назад, реки Тигр и Евфрат не сливались в одно устье, а впадали в Персидский залив раздельно. Постепенно отложения ила, который несли обе реки, нарастали, поднимались из воды островами, соединялись друг с другом. Суша все больше вдавалась в залив. Наконец, образовалась общая дельта Тигра и Евфрата. Большие наносы плодородного ила накопились и в самой долине Междуречья (Месопотамия). «В древности это был цветущий край. Историк Геродот рассказывал, что видел страну, изрезанную многочисленными широкими каналами. Что хлеб родился большой, что колосья пшеницы были шириной в четыре пальца». А географ Страбон, побывавший в Месопотамии позже Геродота, писал: «Страна эта производит ячмень в таком количестве, как никакая другая, так как уверяют, что ячмень здесь родится сам-триста. Все остальное дается пальмой, именно из нее приготавливают хлеб, вино, уксус, мед, муку и всякого рода плетеные сосуды. Орехи пальмовые служат для кузнецов вместо углей, а, будучи размягчены, дают корм для скота. Есть даже какая-то персидская песня, в которой насчитывается 360 употреблений пальмы».

После этого покажите книгу «Календарь», в которой есть и шумерский вариант календаря.

Около 10 тыс. лет назад пришли в долину Тигра и Евфрата ее первые обитатели – шумеры. Они поселились в южной части Междуречья, у берегов Персидского залива. Это были крепкие малорослые люди с круглой бритой головой, большими глазами и длинным прямым носом. Такие статуи были найдены. Почти одновременно с шумерами в северной части долины, где Тигр и Евфрат сходятся ближе всего, поселились степные кочевники аккадцы. Северная область получила название Аккад. Аккадцы не были похожи на шумеров, это были высокие стройные люди с длинными волосами и черной курчавой бородой. Их язык принадлежал к семитическим, т.е. был родственен древнееврейскому, финикийскому и арабскому.

Можно использовать «Атлас Древнего мира», где показано расселение этих народов.

Жизнь и плодородие приносила вода. Она же была и бедой. На севере Месопотамии воды мало. Разлив Тигра и Евфрата покрывает лишь узкие полосы по обеим сторонам рек. В большей части долины – вечная засуха.
В низовьях рек, ближе к Персидскому заливу, воды слишком много, летом стоит нестерпимая жара. Зимой идут дожди. И после них степь покрывается растительностью. Но снова приходит лето с жаркими ураганами, и цветущий луг превращается в пустыню. Чтобы не погибнуть от голода и лишений, обитателям Месопотамии нужно было распределять влагу по полям, строить каналы и запасные резервуары. А в низовьях приходилось ежегодно осушать болота, чтобы обеспечить себе пропитание. Занятие земледелием и заставило шумеров составлять календари сельских работ.

Строить каналы было не под силу одной семье и даже одному роду. В Шумере и Аккаде возникли крупные общины-города-государства. В каждом городе был свой правитель – «патеси», или «энси». Он имел большую власть, по его приказу тысячи людей сгонялись на постройки.

В Шумере и Аккаде камня и дерева было мало, зато было много глины. Из глины делали все: строили дома, изготавливали посуду, зернотерки, игрушки, сосуды. Писали тоже на глиняных табличках.

? Как использовали глину у нас на Руси?

Из глины шумеры делали лепешки и придавали им круглый или квадратный вид. Деревянной, костяной или тростниковой палочкой квадратной или треугольной в сечении на конце «писали». Нажимали углом, держа палочку наклонно, как карандаш. Поэтому в месте нажима углубление получалось глубже и шире. А там, где палочку легким движением оттягивали от места нажима, углубление получалось уже и мельче. Получался клин.

Клинопись – писать клиньями. Чтобы табличку с надписями сохранить, ее сушили или обжигали.

Теперь обратитесь к детям, чтобы они достали из пенала карандаш и пластилин. Дети разомнут пластилин, сделают круглую или квадратную лепешку. Острым концом карандаша надо нажать на пластилин, чтобы остались следы – клинья.

Можно написать буквы клинышками. Вот так выглядели глиняные таблички. Теперь о знаках письменных.

Первоначально это были простые рисунки. Трехдневное путешествие по воде для охоты, во время которой было убито три оленя, можно было изобразить лодкой над волнистой линией под тремя солнцами, нарисовать трех оленей вверх ногами. Это пиктография. Но постепенно для важнейших предметов и понятий выработались специальные рисунки. Каждый рисунок изображал предмет и закреплялся за одним или несколькими словами. А каждое слово имело свое звучание. И стали выражать рисунком не только понятие или предмет, но и всякую группу звуков, соответствующую данному слову.

Рисунком ног можно было выразить не только понятия «стоять», «ходить», «приносить», но и слоги «губ», «ду», «тум». Помогло то, что в шумерском языке много односложных слов. Теперь можно было ставить знаки по порядку и написать любое слово. Появились слоги. Словесно-слоговое письмо. Существовало долго, т.к. было удобно. Несмотря на большую сложность клинописной грамоты, читать ее, зная языки аккадский и шумерский, было не так уж трудно. Знаков, используемых постоянно, было около трехсот. Специальные учебники – «силлабарии» содержали списки шумерских знаков с объяснением их произношения и значения и списки грамматических форм. Такие силлабарии нужно было заучивать. Они служили словарями.

В конце урока попросите детей написать в тетрадках свои имена клиньями.

Язык – важнейшее орудие общения людей между собой. Необходимость общения была основой для возникновения языка.

Письменность – это система закрепления на материале звуков речи и слов при помощи условных знаков. Письменность появляется тогда, когда для общения уже недостаточно передачи мыслей посредством языка, когда возникает потребность закрепить эти мысли на продолжительное время. Изобретение письменности является одним из важнейших этапов в истории цивилизации. О письменности часто говорят, что она знаменует начало истории. Это объясняется тем, что письменность позволяет людям, записывая информацию, сохранять знания о своем прошлом.

Письменность возникает почти у всех народов на ранних ступенях культурного развития. Некоторые системы закрепления мысли не были связаны с начертательными знаками. Мысли передавались при помощи узелков на шнурах или раковинах, нанизанных на веревку.

Потребность в письме появилась очень рано. Она была вызвана необходимостью вести учет, при мене, при разделе добычи на охоте.

Первые шаги к созданию письменности были, по всей вероятности, сделаны в Шумере в период между 4 000 и 3 000 годами до н.э. Новые города росли быстро, и возникла необходимость в записи многих сведений.

Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Далеко не сразу появились те системы письма, которые существуют в наше время. Иногда люди вместо писем посылали друг другу различные предметы. (Геродот).

Что такое клинопись? Где и когда ею пользовались? Если можно подробнее. Спасибо.

Большая часть клинописных систем письма восходят к шумерскому (через аккадскую). В позднем бронзовом веке и в эпоху античности существовали системы письма, внешне похожие на аккадскую клинопись, но иного происхождения (угаритское письмо, кипро-минойское письмо, персидская клинопись).

Содержание [скрыть]
1История
1.1Междуречье
1.2От счёта — к письму
2Расшифровка клинописи
3Использование клинописи для других языков
4Другие типы клинописи
5См. также
6Примечания
7Литература
8Ссылки
История [править | править вики-текст]
Междуречье [править | править вики-текст]

Туппум — глиняная табличка из Шуруппака,
ок. 2600 г. до н. э.
Древнейшим памятником шумерского письма является табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.). За ней по времени следуют документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относящиеся к 3300 году до н. э. Появление письменности совпадает по времени с развитием городов и сопутствующей этому полной перестройкой общества. В то же время в Древней Месопотамии появляется колесо и знание о плавке меди.

Между Тигром и Евфратом находилось Шумерское царство, а на востоке — царство Элам. В городах этих довольно урбанизированных государств жили управляющие, торговцы, ремесленники. Вне городов — крестьяне и пастухи.

Как торговые, так и административные контакты всех этих групп необходимо было запечатлеть в определённой форме. Именно из этой необходимости и появилась письменность.

Первыми систему записи создали шумеры. Элам, где использовали в то время лишь набор разрозненных пиктограмм, адаптировал шумерскую письменность под свой язык.

От счёта — к письму [править | править вики-текст]
Для учёта имущества в Шумере и Эламе использовали систему глиняных фишек различной формы (токенов). Изначально каждый токен обозначал один объект (корову, барана и т. п.) Затем размер и форма токена стали претерпевать изменения. А вскоре на них стали появляться пометки (след пальца, засечки, узнаваемые геометрические формы)

Токены [2] складывались в глиняный контейнер, который зачастую запечатывался цилиндрической печатью, идентифицирующей владельца. Таким образом, например, если контейнер содержал информацию о количестве голов скота в стаде, его необходимо было разбить, чтобы провести подсчёт находящихся в нём шариков.

К 3300 году до н. э. на поверхности контейнера вместе с печатью владельца стали появляться отпечатки токенов, содержащихся в конверте. Таким образом информация, заключённая в наборе значков, помещённых в глиняный шар, дублировалась с помощью оттиска тех же самых значков на его поверхности. Это позволяло считывать информацию, содержащуюся в конверте, не разбивая его, и затрудняло несанкционированное изменение информации. Постепенно физические токены исчезли, остались лишь их отпечатки, а контейнер из сферического стал плоским. Так появились первые глиняные таблички с первыми записями о количестве определённых объектов: кружочками и уголками, выдавленными в глине, форма и размер которых указывали на обозначаемый объект и его количество. При этом не существовало абстрактного понятия «универсальной единицы измерения». Каждый символ существовал только в связи со своим качественно-количественным признаком. Одна овца не равна одной мере зерна.

Таким образом, первые символы письменности имели форму считаемых объектов (товаров). Например, знак «1 коза», «2 овцы», «3 меры зерна». Играя роль «символа-картинки», они по определению были пиктограммами.

Шумеро-аккадское письмо и клинописные производные

Старейшая из известных систем письма – клинопись (т.е. клинообразное письмо, англ. cuneiform от латинского cuneus ‘клин’) возникла не позже 3100 до н.э. и находилась в употреблении примерно до начала нашей эры [!]. Сначала клинописное письмо было в ходу у шумеров – народа с высокоразвитой культурой, но с неизвестными этническими и языковыми корнями. Шумеры жили в Месопотамии, в южной части долины между реками Тигр и Евфрат, т.е. на юге нынешнего Ирака. Этот народ вместе с египтянами был первоначинателем цивилизации и первым создателем письменности вообще.

К сожалению, «мы еще не можем читать самые древние, написанные в конце IV и начале IIІ тысячелетия до н. э. многочисленные документы шумеров [!]. Прочтены только более поздние шумерские тексты» (И. Дьяконов). Шумеры сперва писали вертикальными столбцами, позднее — строками, слева направо.

Вскоре политическая власть в стране плавно перешла к аккадцам – народу, говорившему на одном из семитских языков и известному также под именем вавилонян и ассирийцев. Аккадцы многое переняли у шумеров, в том числе и письменность, которую стали использовать для записи своего собственного языка. Вавилоняне и ассирийцы распространили свою культуру и политическое влияние на весь Ближний Восток, так что бытовавшая у них клинопись была позаимствована и другими народами, с которыми они соприкасались. Ее использовали для записи своих собственных языков хетты в Анатолии, хурриты, жившие на территории современной Сирии и северного Ирака, эламцы на западе Ирана и урартцы в Армении.

Клинописные записи производились по большей части на специальных глиняных дощечках. Знаки наносились на дощечки с помощью тростниковой палочки, которую поворачивали под определенным углом и вдавливали одним из трех ее краев во влажную глину. Получавшиеся таким образом знаки имели характерный клинообразный вид, что и дало клинописи ее название. Дощечки с нанесенными на них знаками далее высушивались на солнце, а сравнительно небольшая их часть – в основном предназначавшиеся для библиотек копии литературных текстов – обжигались в печи. На этих дощечках содержатся записи самого различного характера.

Здесь представлены системы письменности, которыми написаны тексты как на шумерском языке, так и языках, носители которых позаимствовали шумерское письмо для записи своей речи. Это:

  1. пиктографический шрифт (Урук, Джемдет Наср, Архаический Ур), типологически близкий к раннему эламскому;
  2. клинопись в её основных вариантах — классической шумерской и различных видах аккадской: старовавилонской, средневавилонской, среднеассирийской и значительно упрощённой новоассирийской и нововавилонской.

Разделы страницы о протоклинописи и клинописях:

Большинство рисунков с образцами письменности на этой странице взяты с замечательного сайта Ancientscripts.com по личному разрешению его автора Лоуренса Лоу.

Возможные истоки протошумерского письма (древнейшие пиктографии)

Пиктография культуры Винча (тэртерийские таблички, дунайское протописьмо)

Древнебалканская культура Винча (V—III тысячелетия до н.э.) считается первой протоцивилизацией Европы. Ее укрепленные поселения с домами-мазанками распространяются по всей территории Греции, а также в Сербии, Болгарии, Венгрии и Румынии [Балканы и Трансильвания].

Носители культуры Винча умели плавить медь, занимались земледелием, скотоводством и охотой, а также создали свою религию и даже протописьменность, которая пока не расшифрована. Первая табличка с пиктограммами обнаружена в 1961 году в поселке Тэртэрия в Трансильвании. Сейчас известно до 1000 глиняных и деревянных объектов с пиктограммами («тэртерийские таблички«). Эти таблички напоминают более поздние шумерские. Пиктограммы, напоминающие животных или ветки деревьев, перемежаются с абстрактными символами вроде крестов, свастик и шевронов.

Справедливости ради, нужно сказать, что еще в конце XIX века археолог-самоучка Зофья Торм (1832-1899), дочь венгерского историка, проводя раскопки в своих владениях в Хуннедоаре, в Трансильвании, нашла предметы, похожие на шумерские. Среди них были даже таблички с «клинописью». Торма устроила музей и выпустила книгу, в которой доказывала родство венгерского языка с шумерским. Тогда на эту находку не обратили внимание.

Поскольку прототипы шумерских знаков найдены в трипольской культуре (в орнаменте горшков), а первые шумерские тексты, возможно, написаны на индоевропейском языке — может быть и «винчанский» язык — индоевропейский?

  • Virtual Museum of the Inscriptions. The Old European Script. Further evidence by Shan M. M. Winn [самый полноводный источник по винчанской петрографии]
  • О книге Антича и Винчанском письме. Чудинов В.А.
  • Найдена разгадка трипольских символов.

Родственные или производные пиктографии

Шумерское письмо родилось из древней пиктографии, истоки которой могут быть и не в Древнем Междуречье. Вероятно, были родственные и дочрние пиктографические системы, например, петроглифы Ингушетии. Возможно, и китайские пиктограммы в родстве с шумерскими. Если так, то пиктографические надписи должны обнаружитья и на промежуточных территориях между Дальним и Ближним Востоком — на Центральном Востоке, в первую очередь, в Средней Азии, где были не только протоиндские, но и, наверное, шумерские колонии («Бухара» — шумерские топоним). Жаркутанские пиктограммы эту гипотезу подтверждают (см. ниже).

Пиктографии Центральной Азии

Жаркутанские пиктограммы

Свидетельства упрощенного письма были найдены на археологических памятниках Сурхандарьинской области, относящихся к периоду Бактрийской государственности (5-6 века до н.э.).

Письмо Древней Месопотамии (протоклинопись)

Протошумерское (допотопное?) рисуночное письмо

Все надписи даже на самых ранних из известных нам глиняных дощечек представляют собой образцы настоящей письменности словесно-слогового типа. В археологических слоях, расположенных ниже тех, где были найдены самые ранние глиняные дощечки, вообще не обнаружено видимых следов какой-либо письменности или протописьменности. Однако облик знаков, содержащихся на самых ранних дощечках, обнаруженных в городище Варка (древний Урук) на юге Вавилонии и опубликованных в 1936 А.Фалькенштейном, весьма отличен от более поздних клинописных знаков. Первые внешне являются несомненными пиктограммами, в которых легко узнаются рисунки голов и других частей тела человека и животных, рисунки птиц, рыб, растений, кувшинов, солнца, звезд и т.д. Эти изображения, часто называемые протошумерскими иероглифами или протоклинописью, наносились на глину путем проведения по ней острием палочки – вместо выдавливания в ней клинообразных значков, как это стали делать позже. Другие знаки к тому времени уже утеряли какой бы то ни было рисуночный характер, который, возможно, был присущ им до этого.

Прошло еще немного времени, и вскоре уже все знаки клинописи утратили пиктографический характер. Ранние знаки, в которых угадываются рисунки, все носят очень незамысловатый характер; предметы воспроизведены в них самым экономичным образом, почти без деталей.

То, как звучали знаки клинописи, определяется на основании различных данных. Сами древние народы составляли списки знаков и словари, где содержатся полезные для нас ключи. Древние греки записывали звучание, которое они слышали, с помощью букв своего алфавита. Очень важно также, что аккадский язык близкородствен другим семитским языкам – таким, как арабский и иврит, на которых говорят и поныне. Все это помогает установить звучания многих знаков, а из них, равно как и из других признаков, можно вывести произношение большинства шумерских слов.

Шумерская иероглифическая письменность

Шумерская письменность носит словесно-слоговой характер. В её основе лежат рисуночные знаки (пиктограммы), представляющие собой идеограммы, которые передают не слово, а понятие (концепт), и чаще всего не одно, а ряд ассоциативно связанных понятий. Первоначально число знаков в шумерском языке достигало 1000. Постепенно их количество сократилось до 600. Почти половина из них использовались как логограммы и одновременно как силлабограммы, чему способствовала моносиллабичность большинства шумерских слов, остальные были только логограммами. При чтении в каждом отдельно взятом контексте знак-идеограмма воспроизводил одно определённое слово, и идеограмма становилась логограммой, то есть знаком для слова с его конкретным звучанием.

Так как рисуночный знак выражал чаще всего не одно понятие, а несколько понятийно связанных словесных значений, то логограммы могли относиться к ассоциативно связанным объектам (например, знак звезды для dingir- ‘бог’, изображение ноги для gub- ‘стоять’, du-, re6-, ra2- ‘идти’, gen- ‘быть твёрдым’, tum2- ‘приносить’). Наличие знаков, выражавших более одного слова, создавало полифонию. С другой стороны, в шумерском имелось большое количество омонимичных слов — омофонов, видимо, различавшихся только музыкальными тонами, специфически не отражавшимися в графике. В результате получается, что для передачи одной и той же последовательности согласных и гласных может иметься до десятка разных знаков, различающихся не в зависимости от звучания слова, а от его семантики. В шумерологии (здесь используется наиболее удобная система Даймеля) при транслитерации таких ‘омофонов’ приняты следующие обозначения: du, du2, du3, du4, du5, du6, и т. д., в порядке примерной частотности.

В шумерском языке существовало много односложных слов, поэтому оказалось возможным использовать логограммы, передающие подобные слова, для чисто фонетической передачи слов или грамматических показателей, которые не поддавались воспроизведе­нию непосредственно в виде рисуночного знака-идеограммы. Таким образом, ло­гограммы начинают применяться как силлабограммы. Любое шумерское слово в форме чистой основы передаётся идеограммой-лого­граммой, а слово с грамматическими формантами посредством знака-идеограммы для основы слова и знаками-силлабограммами (в слоговом значении) для формантов. Гласные форманты, выступающие в виде суффиксов, выполняют при этом и роль фонетических комплементов, поскольку повторяя последний согласный основы, указывают на чте­ние знака-идеограммы, например, знак ‘нога’ с последующим знаком ‘ba’ следует читать gub-ba /guba/ ‘стоящий’, ‘поставленный’

Лингвистический энциклопедический словарь

Кли́нопись —

способ письма путём выдавливания на глине комбинаций клиновидных чёрточек, приме­няв­ший­ся в Передней Азии.

Клинопись появилась впервые в Шумере. Около 3000 до н. э. шумеры начали передавать изобра­же­ни­я­ми названия отдельных конкретных предметов и общих понятий (см. Прото­пись­мен­но­сти). Так, рисунок ноги стал передавать понятия «ходить» (шумерское du-, rá-), «стоять» (gub-), «приносить» (tum-) и т. п. Число знаков было порядка тысячи. Знаки являлись лишь вехами для памяти, закреп­ляв­ши­ми важнейшие моменты передаваемой мысли, а не связную речь, но так как читающие говорили на шумерском языке, то знаки связывались с определёнными словами, что позволило использовать эти знаки для обозначения звуковых комбинаций уже и независимо от их значения; так, знак ноги мог употребляться не только для передачи упомянутых глаголов, но также для слогов du, rá и т. д.; знак звезды мог обозначать и имена dingir ‘бог’ и an ‘небо’, и слог an и т. д.

Словесно-слоговая письменность складывается в систему к середине 3‑го тыс. до н. э. Основа имени или глагола выражалась в ней идеограммой (знаком для понятия), а грамматические показатели и служебные слова — знаками в их слоговом значении. Одинаково звучавшие основы различного значе­ния выражались разными знаками (омофония). Каждый знак мог иметь несколько значений, как слоговых, так и связанных с понятиями (полифония). Для выделения слов, выражавших понятия некото­рых опреде­лён­ных категорий (например, птицы, рыбы, профессии и т. д.), применя­лось неболь­шое число детерми­на­ти­вов — непроиз­но­си­мых показа­те­лей. Число знаков сократилось до 600, не считая комбинированных. С ускорением письма рисунки упрощались. Чёрточки знаков вдавли­ва­лись прямо­уголь­ной палочкой, входящей в глину под углом и потому создававшей клиновидное углубление. Направление письма: вначале верти­каль­ны­ми столб­ца­ми справа налево, позже — построчное, слева направо.

Аккадцы (вавилоняне и ассирийцы) приспособили клинопись для своего семитского флективного языка в середине 3‑го тыс. до н. э., сократив число наиболее употребительных знаков до 300 и создав новые слоговые значения, соответствующие аккадской фонетической системе; стали употребляться чисто фонетические (силлабические) записи слов; однако шумерские идеограммы и написания отдельных слов и выражений (в аккадском чтении) также продолжали применяться. Аккадская система клино­пи­си распространилась за пределы Двуречья, приспособившись также к языкам эламскому, хуррит­ско­му, хетто-лувийским, урартскому. Начиная со 2‑й половины 1‑го тыс. до н. э. клинопись использовалась в религиозных и юридических целях лишь в отдельных городах Южного Двуречья (для уже мёртвого шумерского и сохранявшегося в отдельных городах аккадского языков).

Формы памятников клинописи разнообразны (призмы, цилиндры, конусы, каменные плиты); наибо­лее распро­стра­не­ны плитки из глины. Сохрани­лось огромное количество текстов, написан­ных клино­писью: деловые документы, исторические надписи, эпос, словари, научные сочинения, религиозно-магические тексты.

Особо выделяются: 1) угаритская алфавитная клинопись из г. Угарит (Рас-Шамры) 2‑го тыс. до н. э. — приспособление древнесемитского алфавита к письму на глине; с аккадской клинописью сходна лишь способом нанесения знаков; 2) иранская («древнеперсидская») слоговая клинопись 6—4 вв. до н. э.; расшифровка её начата Г. Ф. Гротефендом в 1802, К. Лассеном в 1836 и другими; наличие трёхъязычных персидско-эламско-аккадских надписей позволило в 50‑х гг. 19 в. расшифровать и аккадскую клинопись (Г. К. Роулинсон, Э. Хинкс, Ж. Опперт и другие). Шумерская система клинописи была расшифрована рядом учёных в конце 19 — начале 20 вв., угаритская — в 1930—32 Ш. Виролло, Х. Бауэром и другими. Начало расшифровке архаического шумерского рисуночного письма положено А. А. Вайманом, хеттская и урартская клинописи, относящиеся к аккадской системе, не нуждались в расшифров­ке в собственном смысле.

Как написать письмо клинописью