Национальная библиотека Республики Татарстан

Законодательная власть Российской Федерации

Источник: Большая Российская энциклопедия : в 30 т. [Вводный] том: Россия / отв. ред. С. Л. Кравец. — Москва : Большая Российская энциклопедия, 2004. — С. 418-421.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание — представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы (в субъектах РФ их законодательную власть осуществляют законодательные органы субъектов РФ). Гос. дума избирается непосредственно гражданами, Совет Федерации состоит из членов, избранных представительными органами субъектов РФ (половина членов Совета Федерации) и назначенных главами администрации субъектов Федерации (вторая половина). Палаты заседают раздельно, однако могут собираться совместно, на пример для заслушивания Посланий Президента РФ, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Здание Совета Федерации

Совет Федерации и Гос. дума избирают из своего состава председателей и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Гос. дума образуют Счётную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом «О Счётной палате РФ» (1995).
Члены Совета Федерации и депутаты Гос. думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности др. людей. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.
К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счётной палаты РФ и половины состава его аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Государственная дума — нижняя палата парламента — представляет всё население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года (Гос. дума первого созыва была избрана в 1993 в соответствии с заключительными и переходными положениями Конституции на 2 года). Половина депутатов Гос. думы избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным округам (от одного округа избирается один депутат, получивший наибольшее число поданных по округу действительных голосов). Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выдвижение кандидатов по одномандатным округам осуществляется в порядке самовыдвижения или избирательными объединениями (партиями, избирательными блоками, в состав которых входит хотя бы одна партия). Регистрация кандидата производится, если в его поддержку собрано не менее 1% подписей избирателей данного округа. Вторая половина депутатов Гос. думы избирается на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В этом случае кандидаты выдвигаются надлежаще зарегистрированными общефедеральными партиями или блоками. Для регистрации общефедерального списка партии или движения этот список должен быть поддержан не менее 200 тыс. избирателей (не более 14 тыс. избирателей одного субъекта РФ). Партии и движения, получившие в ходе выборов менее 5% действительных голосов избирателей («заградительный барьер»), из распределения депутатских мандатов исключаются, т. е. их кандидаты депутатских мест не занимают. Партии и движения, за списки которых подано не менее 5% действительных голосов избирателей, получают число мест, пропорциональное числу проголосовавших за список. В соответствии с таким порядком избрания депутатов партии и движения, прошедшие в Гос. думу, образуют в ней свои фракции или депутатские группы (в зависимости от числа полученных мандатов и требуемого регламентом количества мандатов для создания фракции).
В Гос. думе, избранной в 2003, образовано 4 фракции («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина»). Депутаты, избранные по одномандатным округам, могут образовывать фракции и депутатские группы, входить в них с учётом тех же требований. Депутаты Гос. думы работают на профессиональной постоянной основе; они не могут находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пре подавательской, научной и иной творческой деятельности.

Здание Государственной думы

К ведению Гос. думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ, председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Гос. дума принимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению, большинством голосов от предусмотренного Конституцией общего числа депутатов Гос. думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Право законодательной инициативы в Гос. думе принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения. Гос. думой принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления (напр., об объявлении амнистии). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос. думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и-денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты гос. границы РФ; войны и мира.
Государственная дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Гос. думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Гос. дума собралась не позднее чем через 4 мес с момента роспуска. Гос. дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после её избрания, а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение 6 мес до окончания срока полномочий Президента РФ.
Избирательная система. Порядок выборов Президента РФ, выборов (формирования) Федерального собрания, иных федеральных гос. органов, предусмотренных Конституцией РФ, выборов законодательных органов субъектов РФ, представительных органов и глав администрации муниципальных образований регулируется федеральными законами, законами, уставами муниципальных образований и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов гос. власти субъектов РФ.
Основу избирательной системы и избирательного права РФ составляют осн. гарантии избирательных прав граждан РФ, обеспечивающие их свободное волеизъявление на выборах и альтернативность выборов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» принят в 2002. Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе из бирать, а по достижении возраста, установленного законодательством, быть избранным в органы гос. власти и в выборные органы местного самоуправления, на выборную должность независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гражданин РФ, проживающий за её пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать им содействие в реализации этих прав.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Для пассивного избирательного права устанавливается минимальный возраст: он не может быть менее 35 лет при выборах Президента, 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы гос. власти субъектов РФ, 30 лет при выборах главы исполнительного органа гос. власти субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления.
Выборы являются равными: каждый избиратель имеет только один голос, все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими (организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех рос. граждан охраняются законом. Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно самим избирателям. Для совместного участия в выборах общественные организации могут объединяться в избирательные блоки, в составе которых должна быть хотя бы одна партия и которые подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления совместного списка кандидатов. Партии и избирательные объединения, преодолевшие на выборах 5%-ный барьер, вправе выдвигать кандидата в Президенты РФ без сбора подписей избирателей (в ином случае необходимо собрать 2 млн. подписей).
В соответствии с Конституцией РФ решения и действия органов гос. власти, органов местного самоуправления, глав общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.

Последнее обновление: 30 ноября 2017, 12:26

Как называется высший законодательный орган в россии

Законодательная власть и механизм ее реализации в современной России

Законодательная власть представ ляет собой способность и возможность государства в лице его наделённых специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты– законы.

Согласно Конституции РФ и прин ципу разделения властей законодатель ная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным собранием– парламентом, а на уров не субъектов Федерации– местными парламентами с разными названиями (Собрание депутатов, Областной совет, Народный хурал и др.), но обобщённо именуемыми в юридической литературе законодательными собраниями. На муниципальном уровне органы государственной власти, обладающие правом издания на своих территориях законов, не существуют.

По своему конституционно-правовому статусу Федеральное собрание является не только законодательным, но и представительным органом. По природе и характеру своей деятельности оно призвано представлять и вы ражать интересы всех социальных сло- ёв, всего российского общества.

Федеральное собрание является постоянно действующим государ ственным органом, состоящим из двух палат– Совета Федерации и Государ ственной думы. В Совет Федерации, согласно Конституции РФ, входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: от законодательного (представительного) и исполнительно го органов государственной власти. Государственная дума состоит из 450 депутатов. По аналогии с зарубежной практикой организации работы двухпалатных парламентов Государственную думу зачастую называют нижней палатой, а Совет Федерации– верхней палатой. Эти названия, равно как и некоторые другие, типа– «сенаторы» применительно к членам Совета Федерации, весьма условны и произвольны, так как конституционного закрепления их нет.

В соответствии с теорией конституционного развития современной России презюмируется, что в Государственной думе через депутатов представлены все граждане РФ, независи мо от их места жительства. В то же время в Совете Федерации представляются и решаются прежде всего интересы различных субъектов Федерации.

Вопросы, относящиеся к исключительному ведению Совета Федерации и Государственной думы, обе палаты решают самостоятельно, независимо друг от друга и не подменяя друг друга. Их заседания по общему, консти туционно закреплённому правилу про ходят раздельно. Однако по ряду вопросов предусматриваются и совместные заседания палат.

Палаты могут собираться совместно, в частности, для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного суда РФ, выступле ний руководителей иностранных государств. Конституция РФ предусматривает также совместное осуществление полномочий Совета Федерации и Государственной думы при проведении парламентских слушаний по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни и при осуществлении контроля за исполнением государственного бюджета. В связи с этим статья 101 Конституции устанавливает, что «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная дума образуют Счётную палату», состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Все заседания Совета Федерации и Государственной думы являются открытыми. Исключение составляют лишь некоторые заседания, которые согласно регламентам палат, проводятся в закрытом режиме.

Занимая весьма важное место в системе государственных органов пост советской России Федеральное собра ние выполняет в законодательном про цессе ключевую роль. К его исключительным полномочиям относится принятие таких важнейших юридических актов, как федеральные конституционные законы, законы о поправках к действующей Конституции и обычные– федеральные законы.

Наряду с законодательной деятельностью, правотворческими функциями Федеральное собрание выполняет одновременно целый ряд и других функций. В их числе: а) представительская функция парламента, находящая своё выражение не только в представитель стве интересов различных слоёв и социальных политических сил, но и в объединении их в масштабе всего общества, в формировании на их основе такой социальной общности, которая бы представляла собой единый россий ский народ; б) контрольная функция парламента, осуществляемая им в от ношении органов исполнительной вла сти в связи с исполнением государ ственного бюджета и решением других вопросов государственной жизни; в) функции, связанные с непосредствен ным участием парламента в руководстве делами государства (обсуждение и утвер ждение бюджета, решение вопросов, свя занных с изменением статуса субъектов Федерации, объявлением войны и мира и др.); г) функции, касающиеся формирования ряда федеральных госу дарственных органов, назначения и смещения со своих постов ряда высокопоставленных должностных лиц (Председателя Правительства, Генерального прокурора и др.).

Эффективность деятельности Федерального собрания, и соответственно, уровень реализации его функций во многом зависят от уровня профессиональной подготовки и активности его членов– депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации.

Правовой статус их как членов парламента России, нередко именуемых в юридической литературе «пар ламентариями», определяется соответ ствующими статьями Конституции РФ, а также Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» (в редакции 1993).

В соответствии с действующим законодательством член Совета Федерации и депутат Государственной думы, кроме основных конституционно закреплённых прав и свобод человека и гражданина, наделяется также дополнительными правами и обязанностями. Характер и содержание их обусловлены исключительно принадлежностью тех или иных лиц к высшему законодательному и представительному органу страны– Федераль ному собранию. Полномочия этих лиц, так же как и их обязанности, имеют временный характер и прекращаются одновременно с прекращением их пар ламентской деятельности.

Среди парламентских полномочий, принадлежащих членам Совета Федерации и депутатам Государственной думы, следует выделить право законо дательной инициативы, в соответствии с которым каждый парламентарий правомочен вносить по любым вопросам проект закона, который палата обязана рассмотреть.

В числе других прав парламентариев– право принимать участие в работе палат Федерального собрания– в их пленарных заседаниях, в работе создаваемых ими органов, различных комитетов, рабочих групп, комиссий. Каждому члену Совета Федерации и депутату Государственной думы принадлежит право решающего голоса при принятии решения на пленарных заседаниях своих палат, комитетов и комиссий, членами которых они являются.

Каждый парламентарий имеет пра во на получение всей необходимой для выполнения его парламентских функций официальной информации; право на инициирование парламентского запроса, направляемого от имени па латы различным государственным орга нам и органам местного самоуправления; право на непосредственное обращение членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы в государственные органы, общественные объединения и органы местного самоуправления по вопросам, касающимся их деятельности, право на инициирование парламентских слушаний по различным социально значимым вопросам.

Все члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы обладают неприкосновенностью или депутатским иммунитетом. Объём и характер депутатской неприкосновенности 445 не зависит от вида и форм конкретной депутатской деятельности и имеет временный характер. Неприкосновенность парламентариев распространяется только на период осуществления ими парламентских полномочий и заканчивается с окончанием срока их пребывания в Федеральном собрании. Неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы является весьма важной гарантией их деятельности и самостоятельности самого парламента. Суть неприкосновенности парламентариев заключается в том, что они не могут быть задержаны, арестованы и подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Они также не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением тех случаев, когда это особо предусматривается федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы ре шается самими палатами по представлению Генерального прокурора. По каждому случаю лишения неприкосновенности соответствующей палатой принимается мотивированное постановление.

В случае признания судом виновности члена Совета Федерации или депутата Государственной думы в со вершении преступления у него досроч но прекращаются парламентские полномочия. Юридическим основанием для их досрочного прекращения является вступивший в законную силу обвинительный судебный приговор.

Другими основаниями для досрочного прекращения полномочий парламентария являются: смерть; признание его недееспособным по решению суда; признание в судебном порядке безвестно отсутствующим; утрата рос сийского гражданства; письменное заявление депутата о сложении своих полномочий; поступление на государственную службу; вхождение в ру ководящие органы коммерческих орга низаций; и др.

Наряду с предоставленными для выполнения парламентских функций полномочиями члены российского пар ламента наделяются также дополнительными обязанностями. Некоторые из них фактически совпадают с их 446 правами, точнее– являются обратной стороной парламентских прав. Это, в частности, право и одновременно обязанность принимать участие в заседаниях соответствующей палаты, в работе создаваемых ею комитетов и комиссий. Другие обязанности существуют безотносительно их привязки к тем или иным конкретным правам. Это, например, обязанность предоставлять в свою палату декларацию о доходах наряду с её предоставлением в налоговую инспекцию; обязанность соблюдать правила парламентской этики; обязанность проводить определённую работу в избирательных округах, поддерживать постоянную связь с избирателями и др.

Имеются и особенности в правовом статусе членов каждой из палат. Они обусловлены теми различиями, которые существуют в конституционно-правовом статусе Государственной думы и Совета Федерации, а также реальной, не одинаковой ролью, кото рую они играют в механизме осуществ ления законодательной власти в совре менной России. Сравнивая их актив ность в законодательной сфере, нельзя не прийти к выводу о том, что Государственная дума обладает большими законодательными полномочиями, нежели Совет Федерации. В соответствии с Конституцией Государственная Дума может принимать ряд обычных законов самостоятельно, без участия Совета Федерации. В то же время Совет Федерации не имеет таких полномочий.

В рамках Федерального собрания на Государственную думу фактически ложатся более значительные законодательные нагрузки, чем на Совет Федерации. В определённой мере это оправдано тем, что согласно Консти туции депутаты Государственной думы «работают на профессиональной постоянной основе». Они не могут в период осуществления своих депутатских полномочий одновременно находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, «кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности» (ст. 97, п. 3). Кроме того, депутат Государственной думы «не может быть в одно и то же время де путатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления», а также членом Совета Федерации (ст. 97, п. 2).

Наряду с законодательными функциями депутаты Государственной думы занимаются и другими видами парламентской деятельности, решая отнесённые к исключительному ведению нижней палаты вопросы. Среди них: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России, Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По каждому из вопросов, отнесён ных Конституцией к ведению Государ ственной думы, она принимает постановление большинством голосов от общего числа депутатов, «если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации» (ст. 103, п. 2, 3).

Подготовка и рассмотрение на заседаниях Государственной думы вопросов, отнесённых к её ведению, обеспечивается работой как отдельных её депутатов, так и создаваемых ею органов (Советом Государственной думы, комиссиями, комитетами, подкомитетами) и депутатскими объединениями (фракциями и депутатскими группами). Ведение заседаний Государственной думы и ведение её внутренним распорядком возлагается на Председателя Государственной думы и его заместителей, избираемых из её состава.

Согласно Конституции Государственная дума избирается сроком на четыре года. Однако возможно досроч ное прекращение её полномочий Президентом РФ. Это возможно, во-первых, после трёхкратного отклонения ею представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства в этом случае Президент единолично назначает Председателя Прави тельства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы), во-вторых, в случае повторного в течение трёх месяцев выражения Государ ственной думой недоверия Правитель ству; в этой ситуации Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную думу. При этом инициатива рассмотрения вопроса о доверии должна исходить от Государственной думы. Вопрос о доверии Правительству может поставить перед нижней палатой и Председатель Правительства; в случае отказа Государственной думой в доверии Президент должен в течение семи дней принять решение об отставки Правительства либо о роспуске Госу дарственной думы и назначении новых выборов. Дата выборов назначается с учётом того, чтобы вновь избранная Государственная дума собралась не позднее чем через четыре месяца пос ле роспуска прежней Государственной думы.

Государственная дума не может быть распущена в связи с трёхкратным отказом в утверждении кандида туры Председателя Правительства или недоверием Правительству, если после её избрания не прошло одного года. Она не может быть распущена, кроме того, в период рассмотрения выдвинутого против Президента обвинения, «до принятия соответствующего решения Советом Федерации» (ст. 109, п. 4), в период действия на всей территории страны военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента.

Правовой основой формирования и деятельности Совета Федерации является Конституция РФ и закон о порядке формирования Совета Федерации от 5.8.2000. В соответствии с этими актами Совет Федерации, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, формируется одновременно на выборной основе и путём назначения. Представитель в Совете Федерации от законодательного собрания субъекта Федерации избирается этим представительным органом на срок его полномочий; представитель в Совете Федерации от исполнительной власти субъекта назначается указом или постановлением высшего должностного лица субъекта Федерации с последу ющим утверждением этого назначения законодательным собранием.

Для организации и проведения работы Совета Федерации членами этой палаты формируются её внутренние органы: Совет палаты, комитеты, подкомитеты и комиссии. Для ведения заседаний и поддержания внутреннего распорядка Совета Федерации из его состава избирается председатель палаты и его заместители.

Основными полномочиями Совета Федерации являются законодательные полномочия. В осуществлении законо дательных функций собственно и заключается назначение Совета Федерации как одной из палат главного законодательного органа страны– парламента. Однако обязательному рас смотрению в Совете Федерации подлежат не все, а лишь некоторые зако ны, принятые Государственной думой, а именно– законы, касающиеся: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы России; е) войны и мира (ст. 106). Данные и все иные законы в полном объёме рассматриваются лишь в нижней палате парламента– Государственной думе, которая в этом смысле доминирует в законодательном процессе, осуществляемом в рамках российского парламента.

Законодательная деятельность Совета Федерации сочетается и допол няется другими видами деятельности и его соответствующими полномочиями. Среди них полномочия, связанные с утверждением изменения границ между различными субъектами Российской Федерации; утверждением указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения; с решением вопроса о возможности использования Вооружённых сил России за пределами её территории; с назначением выборов Президента РФ и отрешением его от занимаемой должности; с назначени ем на должность судей Конституцион ного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ; с назначением на должность и освобождения от должности Генерального прокурора России, заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов.

Рис. Москва. Здание Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации

По каждому из этих вопросов, отнесённых Конституцией к ведению Совета Федерации, как и в Государственной думе, принимается соответ ствующее постановление. Для его при нятия требуется большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.

Важное значение для законодательной власти и механизма её осуществления имеет законодательный процесс. Он представляет собой совокупность последовательных действий субъектов законодательной власти, связанную с подготовкой, обсуждением, принятием и введением в действие законов. Законодательный процесс состоит из нескольких этапов или стадий, каждая из которых играет в нём вполне определённую роль.

Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству и за конодательным органам субъектов Фе дерации. Этим правом обладают также Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд РФ (однако оно ограничивается лишь кру гом вопросов, относящихся к ведению этих органов). Все законопроекты, согласно Конституции, вносятся лишь в Государственную думу. Те из них, которые касаются введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обяза тельств государства, могут быть внесе ны только при наличии заключения Правительства РФ. Такое же заключение требуется и для законопроектов, предусматривающих расходы, покрыва емые за счёт федерального бюджета.

Второй стадией законодательного процесса является подготовка законопроекта к рассмотрению и обсуждение его в Государственной думе. Вся подготовительная работа проводится в соответствующих комитетах, комиссиях и других рабочих органах, создаваемых для этого в нижней палате. Обсуждение законопроекта проводится на пленарных заседаниях Государственной думы обычно в трёх чтениях. Для обсуждения проекта государственного бюджета предусматривается четыре чтения.

Третья стадия законодательного процесса заключается в принятии или отклонении рассматриваемого проекта. Для принятия федерального обычного закона требуется большинство голосов от общего числа депутатов Го сударственной Думы, «если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации» (ст. 105, п. 1). Для принятия же федеральных конституционных законов (разработка их предусматривается Конституцией РФ) требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной думы.

Четвёртая стадия законодательного процесса состоит в рассмотрении Советом Федерации поступившего из Государственной думы законопроекта и его принятии или отклонении. Согласно Конституции принятые нижней палатой федеральные законы в течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение в верхнюю палату. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или же если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение четырнадцати дней. Для принятия федерального конституционного закона требуется не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. В тех случаях, когда федеральный закон отклоняется Советом Федерации, обе палаты могут создать на паритетных началах согласительную комиссию для преодоления имеющихся разногласий. После завершения работы комиссии федеральный закон должен быть повторно рассмотрен Государственной думой с учётом мнения комиссии. В случае несогласия Государственной думы с решением Совета Федерации она может также повторно рассмотреть данный закон в его прежней редакции. Однако для его принятия потребуется теперь не абсолютное большинство (50% + 1 голос), а квалифицирован ное большинство– не менее двух тре тей от общего числа депутатов Государственной думы.

Пятой стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона Президентом Российской Федерации. В соответствии с Конституцией принятый федеральный закон должен быть направлен в течение пяти дней для подписания и обнародования Президенту. Срок для подписания и обнародования федерального закона, а также федерального конституционного закона– четырнадцать дней. Если в течение четырнадцати дней с момента поступления ф едерального закона Президент откло нит его, то палаты парламента в конституционно установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Для его принятия в прежней редакции при повторном рассмотрении требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации. Принятый после повторного рассмотрения закон подлежит подписанию Президентом России в течение семи дней и обнародованию.

Рис. Москва. Здание Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации

Исполнительная власть представ ляет собой способность и возможность государства в лице его наделённых со ответствующими полномочиями органов повседневно выполнять в масшта бе всей страны оперативные управлен ческие функции.

В соответствии с Конституцией «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» (ст. 110, п. 1). Правовую основу его организации и деятельности составляет Конституция РФ, прежде всего её глава 6 под названием «Правительство Российской Федерации», федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1998 и некоторые другие законы и указы Президента. Порядок работы Правительства регулируется его Регламентом, принятым в 1998 и скор ректированным в 2000. Деятельность органов исполнительной власти на уровне субъектов Федерации опосредуется их конституциями, уставами, законами и иными правовыми актами. Структура федеральных органов исполнительной власти и состав Правительства определяется Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Председатель Правительства, после его назначения на этот пост Президентом РФ по согласованию с Государственной думой, представляет не позднее недельного срока Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он также предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации состоит из его Председателя, заместителей Председателя и феде ральных министров. Иногда выделяют ся должности первого заместителя или первых заместителей Председателя Правительства. Из состава членов Правительства формируются постоянные и временные комиссии по ряду вопросов, создаются советы. На постоянной основе в рамках Правительства функци онирует президиум Правительства. Его конкретный состав определяется спе циальным постановлением Правитель ства. По общему правилу в него входят Председатель Правительства, его заместители, некоторые ведущие мини стры и руководитель аппарата Прави тельства. По отдельным вопросам президиум уполномочен принимать реше ния от имени Правительства.

Правительство России возглавляет единую систему органов исполнительной власти на всей территория Федерации. Она складывается из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной влас ти субъектов Федерации. Последние входят в единую систему власти и цен трализованного управления лишь в части осуществления ими полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации. Что касается осуществления полномочий по предметам исключительного ведения субъектов Федерации, то в данной сфере органы исполнительной власти субъектов Федерации, находясь в постоянной организационно-правовой связи с соответствующими федеральными органами, тем не менее обладают значительной самостоятельностью в решении широкого круга местных уп равленческих вопросов.

Правительство РФ как орган повседневного и в значительной степени централизованного управления страной обладает широкими и разно образными полномочиями. В обобщён ном виде наиболее важные из них закреплены в Конституции РФ. В более развёрнутом виде полномочия Правительства представлены в федеральном конституционном законе о Правитель стве РФ. Они касаются фактически всех сфер жизни общества, направлений деятельности государства и самого Правительства. Согласно Конституции основные направления деятельности Правительства России определяются Председателем Правительства, который также организует всю его работу.

Конституционно закреплённые полномочия Правительства России заключаются в следующем: а) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; б) представление Государственной думе отчёта об исполнении федерального бюджета; в) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; г) осуществление управления федеральной собственностью; в обеспечении проведения в России единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соци ального обеспечения и экологии; д) осу ществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, а также реализации внешней политики России; е) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Кроме того, в Конституции предусматривается, что Правительство РФ осуществляет «и иные полномочия», возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента (ст. 114, п. 1).

Большинство полномочий, возложенных на Правительство РФ, осуществляется им непосредственно как коллегиальным органом. Однако это не исключает возможности передачи, делегирования им отдельных своих полномочий или их отдельных частей отраслевым федеральным органам исполнительной власти– министерст вам и ведомствам, а также органам ис полнительной власти субъектов Федерации.

Делегирование полномочий Прави тельства носит, как правило, временный характер и не касается его исключительных полномочий. Оно не должно противоречить Конституции РФ и другим законодательным актам. Осуществляя свои полномочия, Правительство действует в тесной связи с другими государственными органами: с Федеральным собранием, в палатах которого она имеет своё представительство; с Президентом России, указы которого являются обязательными для него; с судебными органами, в част ности, с Конституционным судом, где также имеется представитель Правительства.

Деятельность Правительства РФ осуществляется в самых различных формах: в форме реализации права законодательной инициативы; дачи отзывов и официальных заключений Правительства на различные законопроекты, в особенности на те, которые имеют финансовый характер; в форме обсуждения и принятия решений по различным вопросам; в форме непосредственного руководства, координации и контроля за деятельностью министерств и ведомств и др.

Все наиболее важные вопросы государственной общественной жизни, относящиеся к компетенции Правительства, обсуждаются и решаются коллегиально на заседаниях Правительства. Это, в частности, вопросы, касающиеся федерального бюджета; создания и упразднения свободных экономических зон; программ приватизации федеральной государственной собственности; заключения международных договоров России, подлежащих ратификации, и многие другие.

По всем рассматриваемым вопросам Правительство принимает имеющие юридический характер решения. Они оформляются чаще всего в такие акты Правительства, как постановления и распоряжения. Все акты Правительства издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. В случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства Конституции, федеральным законам или нормативным указам Президента эти правительственные акты могут быть отменены Президентом РФ.

По своему характеру постановления и распоряжения Правительства могут быть как нормативными актами, содержащими общие правила поведения, так и индивидуальными. Независимо от своей юридической природы и характера постановления и распоряжения Правительства действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всех, кому они адресованы и кого касаются. Обеспечение их исполнения возлагается в конституционном порядке на само Правительство.

За результаты своей деятельности Правительство РФ несёт ответственность перед Федеральным собранием, а точнее– перед Государственной ду мой, и Президентом России. Ответственность Правительства перед российским парламентом носит довольно ограниченный характер по сравнению с его ответственностью перед Президентом. Это проявляется, в частности, в том, что Федеральное собрание не правомочно отправлять в отставку Правительство даже тогда, когда Государственная дума выразит ему недоверие.

Конституция устанавливает, что только Президент РФ «может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации» (ст. 117, п. 2).

Он же решает вопрос об отставке Правительства также в случае вынесения ему вотума недоверия со стороны Государственной думы. «После выраже ния Государственной думой недоверия Правительству Российской Федерации,– гласит по этому поводу статья 117 (п. 3) Конституции,– Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной думы».

Рис.Москва. Дом Правительства Российской Федерации

Президент РФ решает вопрос об отставке Правительства, которая им «принимается или отклоняется», и в том случае, когда оно подаёт в отставку по своей собственной инициативе.

Как называется высший законодательный орган в россии