Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 13 апреля 2018 г. №№ 09-01-08/24704, 07-04-05/05-6755 О порядке перечисления средств при оплате обязательств юридических лиц в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг

Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в связи с поступающими обращениями о порядке перечисления средств при оплате обязательств юридических лиц в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (далее — казначейское обеспечение обязательств), сообщают следующее.

В соответствии с пунктом 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. № 1496, получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) авансовые платежи в размере и порядке, которые установлены для такого договора (государственного контракта) указанным пунктом, если иное не предусмотрено федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, данным Положением или иным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1705 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими в 2018 году договорах (государственных контрактах) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) условие о казначейском обеспечении обязательств в размере до 100 процентов суммы договора (государственного контракта).

В соответствии с положениями частей 2 и 9 статьи 5 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее — Федеральный закон № 362-ФЗ) казначейское обеспечение обязательств применяется при казначейском сопровождении расчетов и (или) авансовых платежей в том числе по государственным контрактам, предметом которых является строительство (реконструкция) объектов государственной собственности Российской Федерации, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2018 год, а также контрактам (договорам), заключаемых в рамках их исполнения.

Казначейское обеспечение обязательств при казначейском сопровождении целевых средств осуществляется в порядке, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 декабря 2017 г. № 239н, формы документов, применяемых при осуществлении операций по казначейскому обеспечению обязательств, и порядок их заполнения утверждены приказом Федерального казначейства от 20 марта 2017 г. № 10н.

При этом порядок санкционирования расходов при казначейском сопровождении авансовых платежей, предоставленных на основании договоров (государственных контрактов), содержащих условия о казначейском обеспечении обязательств, а также сроки оплаты указанных расходов осуществляются в общеустановленном порядке.

Таким образом, применение казначейского обеспечения обязательств не устанавливает запрет и не ограничивает право получателя средств федерального бюджета предусматривать аванс в договорах (государственных контрактах), условиями которых предусмотрено казначейское сопровождение, а устанавливает форму расчетов с поставщиками (исполнителями) за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), в том числе на сумму авансовых платежей.

Учитывая приведенные выше нормы, при принятии федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в соответствии с положениями Федерального закона № 362-ФЗ решения об осуществлении расчетов с применением казначейского обеспечения обязательств по договору (государственному контракту), в такой государственный контракт могут быть включены условия о расчетах, в том числе по авансовым платежам, в форме казначейского обеспечения обязательств.

Для использования в работе проекты государственных контрактов, содержащих примерные условия о казначейском обеспечении обязательств (в режиме записи исправлений), прилагаются к настоящему письму.

1. Проект государственного контракта, заключаемый в целях реализации государственного оборонного заказа и содержащий условие о казначейском обеспечении обязательств на 29 л.;

2. Проект государственного контракта, содержащий условие о казначейском обеспечении обязательств на 29 л.

Казначейство России разъяснило особенности оплаты госучреждениями авансов по «коммуналке»

Для казенных учреждений, органов власти и местного самоуправления установлены ограничения по размеру аванса, который можно предусмотреть в контракте. А с недавних пор эти ограничения распространяются на все авансовые платежи бюджетных и автономных учреждений (ч. 3.11-1 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» ).

Правила перечисления авансов устанавливаются отдельно в каждом регионе, муниципалитете и на федеральном уровне. Так что федеральное учреждение может применять один предельный размер аванса, а муниципальное – совсем другой. Напомним, для федеральных учреждений и органов власти по общему правилу предельный размер авансового платежа составляет 30% от суммы контракта(п. 18 Постановления Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета»).

Как отражать обязательства по «коммуналке» в конце года в учете и отчетности смотрите в «Энциклопедии решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Проблема в том, что по ряду коммунальных расходов постановлениями Правительства РФ установлены специальные правила перечисления авансов. И эти правила не всегда совпадают с общим порядком авансирования, принятым в регионе, муниципалитете или на федеральном уровне:

Порядок авансирования, установленный Правительством РФ

О казначейском сопровождении контрактов по 44-ФЗ

  • On 19.10.2017
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, Гособоронзаказ, Казначейство, Статьи

Минфин внес поправки в закон 44-ФЗ, которые обяжут поставщиков в рамках госзаказа открывать счета в Казначействе. Так что, возможно, вскоре расширится перечень ситуаций, в которых необходимо казначейское сопровождение. В статье расскажем о том, что это такое, как работает и зачем нужно?

На кого распространяется казначейское сопровождение

По действующим сегодня нормам законодательства сопровождение Казначейства применяется при исполнении контрактов по гособоронзаказу (закон № 275-ФЗ). Поставщик, победивший в закупке, должен открыть счет в одном из уполномоченных банков. Все поступления в рамках контракта будут осуществляться именно на него. Это позволяет заказчику и контролирующим органам отследить цепочку платежей от бюджета до субподрядчика.

Порядок казначейского сопровождения в текущем году утвержден постановлением Правительства от 30 декабря 2016 г. № 1552. Оно же регулирует правила сопровождения на два последующих года. Распространяется этот порядок на некоторые категории госзакупок, условия которых предусматривают внесение аванса. А именно, если сумма аванса превышает 100 млн рублей и если на него нет обеспечения. Также под сопровождение попадают субконтракты с авансами, которые заключаются в рамках госконтракта с сопровождением.

Условия госконтракта с казначейским сопровождением

Госконтракты, на которые распространяется требование о сопровождении Казначейством, налагает на исполнителя дополнительные обязанности. Поставщик по такому госконтракту должен:

  • определить субподрядчиков;
  • открыть в Казначействе счета на свою компанию и на субподрядчиков;
  • предоставлять в Казначейство подтверждающие первичные документы по целевым расходам (акты, накладные);
  • указывать идентификатор госконтракта в платежных и расчетных документах.

Все получаемые в ходе исполнения госконтракта денежные средства поставщик и его подрядчики будут получать на счета в Казначействе. На свои обычные расчетные счета они смогут получить денежные средства в строго оговоренных случаях.

Суть сопровождения

Поставщик, победивший в закупке, а также субподрядчики, которые будут привлекаться в ходе исполнения контракта, открывают счета в территориальных подразделениях Казначейства. Каждое из таких подразделений имеет собственный счет в Центральном банке РФ. На эти счета переводится аванс, предусмотренный контрактом. Далее по запросу исполнителя Казначейство переводит денежные средства на счета в территориальных подразделениях (убедившись в целевом расходовании).

По специальному номеру — идентификатору контракта — отслеживается весь путь связанных с ним денежных средств. Идентификатор должен быть указан во всех расчетных документах.

Как происходит процесс

После заключения госконтракта в течение 21 дня выпускается акт о том, на какое конкретно подразделение Казначейства возложено его сопровождение. Поставщик обращается туда с государственным контрактом и собственным заявлением. В течение одного-двух рабочих дней ему открывается счет.

Предусмотренные госконтрактом суммы хранятся на счетах Казначейства. На счет, открытый исполнителю или его подрядчикам в территориальном органе, средства переводятся по запросу. При этом оплачиваются только расходы на определенные цели, которые прописаны в контракте. Например, на закупку материалов, заработную плату сотрудникам и прочие.

Полученные средства должны быть потрачены по назначению. Их нельзя положить на депозит, внести в качестве вклада в уставный капитал или имущество иной организации. Также указанные средства нельзя перевести на банковские счета подрядчика или субподрядчика, за исключением определенных целей. Так, на счет подрядчика можно перевести средства для оплаты заработной платы либо суммы, причитающиеся в качестве оплаты за исполненные работы. Субподрядчикам такие средства переводятся, например, для оплаты коммунальных услуг и на приобретение проездных документов.

Оплата может производиться как авансом, так и по факту расходов. В первом случае поставщик предъявляет договор и выставленный ему счет, а Казначейство производит его оплату. При постоплате вместе с контрактом поставщик предоставляет в Казначейство документы, которые подтверждают поставку товара, исполнение работ или оказание услуг. В этом случае средства могут быть выведены на расчетные счета.

Роль Казначейства

Казначейство занимается не только финансовым сопровождением контракта, но и выполняет контролирующие функции. Служба имеет право проверить:

  • соответствует ли объем фактически исполненных обязательств заявленному в документах;
  • соблюдены ли предусмотренные контрактом сроки;
  • был ли товар поставлен;
  • соответствует ли фактический размер прибыли указанному в контракте;
  • соответствует ли цена товара его себестоимости.

Что может измениться для заказчика

Итак, пока казначейское сопровождение — удел лишь части закупок. Но если законопроект, который мы упомянули в начале статьи, будет принят, это может стать заботой каждого поставщика, участвующего в госзакупках. Правда, из проекта закона непонятно, на кого будут распространяться его требования. Возможно, под них попадут наиболее крупные и/или стратегически важные закупки. Тем не менее со временем казначейское сопровождение, скорее всего, будет распространено на большинство закупок.

Понятно, что новые требования будут связаны с дополнительной нагрузкой на поставщика. А именно, увеличится документооборот, ведь чтобы получить денежные средства, нужно будет подтверждать расходы. Кроме того, для многих территориальных подразделений Казначейства сопровождение контрактов пока процесс не слишком хорошо отработанный, поэтому у поставщиков могут быть сложности в процессе взаимодействия со службой. К тому же представительства Казначейства распространены не так повсеместно, поэтому поставщикам из небольших населенных пунктов придется тратить дополнительное время на поездки. Хотя решением последней проблемы может стать электронный документооборот.

Будет ли положительный эффект от казначейского сопровождения для поставщиков? На первый взгляд, плюсов можно насчитать целых три. Во-первых, снизится конкуренция. Некоторых участников, в особенности недобросовестных, новые правила попросту отпугнут. Во-вторых, целевые расходы будут оплачиваться безо всяких отговорок. Если сегодня заказчик может посетовать на то, что деньги еще не перечислены из бюджета, то при казначейском сопровождении это исключено. В-третьих, исполнение контракта станет более прозрачным. Если поставщик привлекает множество субподрядчиков, то зачастую отслеживать процесс исполнения контракта непросто. Введение казначейского сопровождения должно существенно улучшить эту ситуацию.

Госучреждения не смогут платить авансом поставщикам канцелярии

Правительство РФ ужесточило требования к авансовой оплате некоторых видов госконтрактов. Ранее поставки ряда товаров и услуг нельзя было оплачивать авансом, если срок исполнения контракта превышал 30 дней. Теперь товары и услуги из утвержденного правительством перечня нельзя будет оплачивать авансом в принципе никогда. Зато сам перечень немного сокращен.

Предыдущий перечень товаров и услуг, при закупке которых государственные органы не могут использовать авансовые платежи, был утвержден постановлением правительства РФ от 21 апреля 2016 г. № 737-р. В список входили 32 пункта. Новый перечень, утвержденный постановлением правительства РФ от 14 марта 2017 г. № 455-р, сокращен на шесть пунктов. В правительстве решили, что государственные органы все же имеют право авансом оплачивать следующие виды товаров:

• вата медицинская гигроскопическая;
• лампы накаливания или газоразрядные лампы, дуговые лампы;
• светильники и осветительные устройства;
• светильники и осветительные устройства прочие;
• части ламп и осветительного оборудования;
• метлы и щетки для домашней уборки.

При этом в перечне сохранились некоторые виды текстильных изделий, офисная бумага, моющие средства, канцелярские принадлежности, портативные компьютеры, автомобили и др. Среди услуг, которые нельзя оплачивать авансом – ремонт автомобилей, компьютеров, коммуникационного оборудования, мебели и предметов обихода.

Но главное – ранее все товары и услуги из перечня все же можно было оплатить авансом, если поставщик обязывался исполнить контракт менее чем за 30 дней. Теперь это невозможно – заплатить вперед нельзя, даже если поставить товар или выполнить ремонт обещают уже завтра.

Таким образом, раньше перечень фактически не вводил строгих ограничений на авансовые платежи – поставщиков только надо было немного поторопить. Теперь же такие ограничения введены. Поэтому если в следующий раз вы по привычке заплатите авансом при ремонте компьютера или при закупке канцелярских принадлежностей – это будет считаться нарушением законодательства о госзакупках.

В правительстве считают, что подобные меры позволят рачительнее расходовать бюджетные деньги. В перечень включены товары и услуги массового пользования, качество которых трудно проверить заранее. Эти товары закупаются регулярно, в большом количестве, за их поставками трудно строго следить. Вероятна ситуация, когда поставщик получил аванс – а затем поставил низкокачественные товары, сильно затянув срок. В результате бюджет расходуется неэффективно.

В 2016 году заявлялось, что постепенно планируется сокращать авансовые платежи вообще за все госзакупки. Минфин предлагал снизить максимально возможный порог аванса в госзакупках с 80 до 20 процентов. При этом не все эксперты положительно оценивают такие меры. Предложение Минфина о снижении порога аванса было заблокировано Минэкономразвития.

В частности, по мнению экспертов, новая модель негативно скажется на бизнесе. Государство и так считается довольно неповоротливым контрагентом, деньги по госконтракту могут быть перечислены бизнесмену и в конце года. Фактически коммерческой компании приходится на год «выдавать кредит» государственному учреждению. Авансы в какой-то мере нивелировали ситуацию, а теперь и этот механизм станет сложнее.

Сильнее всего это повлияет на малый и средний бизнес. Крупные компании могут переживать подобные финансовые неурядицы относительно безболезненно, а вот для небольших фирм затягивание оплаты госконтракта может оказаться критическим. Как результат – такие фирмы вообще перестанут участвовать в торгах. Конкуренция снизится, и в итоге государственные органы будут платить за товары и услуги массового потребления не меньше, а больше.

Более того, наличие аванса и само по себе заставляет бизнесменов быть сговорчивее и снижать цены. По данным Счетной палаты РФ, если на госзакупку выделяется аванс – снижение начальной максимальной цены при торгах составляет в среднем от 3 до 6 процентов. Если же аванса нет – цена снижается в среднем на 0,007-0,5 процента. Исследование проводилось при закупках медицинской техники и вертолетов.

В то же время другие эксперты указывают, что если у фирмы заключен госконтракт – то она легко может взять кредит в банке на выполнение работ, фактически используя этот кредит вместо аванса. По мнению заместителя руководителя Федерального казначейства Станислава Прокофьева, это снимает с государства риски потери денег при затягивании или неисполнении контракта. Риски перекладываются на банки – для которых это составляет неотъемлемую и привычную часть работы. Прокофьев подчеркнул, что работа без аванса при госзакупках соответствует мировой практике.

При этом не исключено, что некоторые государственные органы найдут способы платить авансы завуалированно. Например, большой госконтракт может быть разбит на несколько мелких этапов. На первом этапе поставщик будет выполнять минимум работ – но при этом этап будет считаться выполненным и может быть оплачен.

Если вам понравилась статья — порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

Казначейство аванс

Исполнители госконтрактов, которыми предусмотрены авансы от 30 до 80%, должны указывать условие об открытии счетов в Федеральном казначействе, говорится в письме Минфина и казначейства. Положение не распространяется на контракты, заключенные до 2 апреля 2015 г.

Риски неисполнения контрактов с авансами сохраняются, писал Минфин в докладе о повышении эффективности расходов бюджета: в отдельных случаях аванс достигает 80–100% суммы контракта. Фактически государство выступает инвестором и дает поставщикам беспроцентные кредиты в виде авансов, говорит федеральный чиновник. Представители Минфина и Федерального казначейства не ответили на запрос «Ведомостей».

По данным Счетной палаты, долг по авансам в 2014 г. достиг 2,5 трлн руб., или 95% дебиторской задолженности по расходам. «Мы выдали аванс, но не получили ни работы, ни оборудования», – говорила председательница Счетной палаты Татьяна Голикова: проблема связана с фирмами-однодневками.

Авансы по госконтрактам свыше 1 млрд руб. в этом году уже перечисляются на счета, открытые в Федеральном казначействе. Минфин предлагает ввести сопровождение контрактов в Федеральном казначействе с 2017 г. на постоянной основе. Такая практика уже получила положительные отзывы участников закупочного процесса, пишет Минфин. По одному из госконтрактов на возведение домов был выдан аванс 800 млн руб., вспоминает сотрудник строительной компании, а постройка была оценена всего в 150 млн. Иногда участники торгов вообще не способны выполнить госзаказ и, получив аванс, бросают объект, продолжает он.

Контролировать расходование средств несложно, отмечает консультант господрядчика, для этого четко формулируются обязательства в договоре, но часто заказчики сталкиваются с фирмами-однодневками. Когда заказчик выплачивает аванс, он не застрахован от того, что компания просто исчезнет, согласна предправления некоммерческого партнерства «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа» Екатерина Лезина. А закон не позволяет проверить исполнителя контракта, отмечает она, главное, чтобы компания была зарегистрирована, других требований предъявить невозможно, а если требования и есть – документы фальсифицируются, рисуются акты выполненных работ для подтверждения опыта.

Проблем с исчезновением авансов почти нет, возражает Екатерина Смирнова из юридической компании «Яковлев и партнеры», большинство контрактов их не предусматривает, а по контрактам до 150 млн руб. их просто не бывает, бизнес привык вкладывать собственные средства, а обязательства по контрактам с авансом обеспечиваются банковской гарантией.

Гарантии обеспечивают возврат аванса, говорит Лезина, но их можно получить в некачественных банках, формально соответствующих требованиям Минфина. Около 50% рынка занимают фальшивые банковские гарантии, которые может получить любая компания, согласен консультант госзаказчика. А добросовестные банки отказывают бизнесменам в гарантиях, продолжает Лезина, получить их стоит дорого, требуется залог даже личного имущества.

С переводом аванса в Федеральное казначейство банковские гарантии будут не нужны, считает Лезина, но такие платежи будут проходить очень долго, не все субподрядчики будут устраивать казначейство, что затруднит реализацию проекта. Большинство подрядчиков все равно упорно пытаются получить именно банковскую гарантию, заключает она. Сейчас банки резко увеличили плату за выдачу гарантий, это сильно влияет на рентабельность стройки, говорит генподрядчик, поэтому перевод аванса в Федеральное казначейство для исполнителей контрактов выгоден.

Казначейство аванс