Конституционный судебный процесс несмеянова

  • Право. Юридические науки
  • 38.03.04: Государственное и муниципальное управление
  • 40.03.01: Юриспруденция
  • 40.04.01: Юриспруденция

Конституционный судебный процесс в России: Учебное пособие / Несмеянова С.Э., — 2-е изд. — М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 204 с.: — (Высшее образование: Бакалавриат и магистратура)

В учебном пособии в соответствии с действующим законодательством, с использованием судебной практики в кратком виде освещены основные вопросы российского конституционного судебного контроля. Изложены проблемы его правового регулирования, определения статуса и функционального назначения органа конституционного правосудия, а также рассмотрены особенности осуществления конституционного судебного процесса. Для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, где изучаются конституционный судебный процесс, конституционное правосудие, конституционное судопроизводство, конституционное право. Пособие также будет полезно всем тем, кто интересуется проблемами устройства публичной власти, конституционализма и прав человека.

Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» (постатейный)/С.Э.

Настоящий учебник содержит учебный материал по дисциплине КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, подготовленный на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900.68 «Юриспруденция» (квалификация — магистр). В книгу включены научно-теоретический и практический материал, сопровождающий изложение положений нормативных правовых актов, а также примерная программа дисциплины. Для более глубокого уяснения учебного материала приведены судебная практика, справочные данные, мнения известных ученых.

Для магистрантов, аспирантов, преподавателей юридических факультетов, а также для практикующих юристов и всех интересующихся вопросами конституционного правосудия.

Настоящий учебник содержит учебный материал по дисциплине КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, подготовленный на основе Федерального государственного образовательного стандарта… Развернуть

В учебном пособии в соответствии с действующим законодательством, с использованием судебной практики в кратком виде освещены основные вопросы российского конституционного судебного контроля, проблемы его правового регулирования, определения статуса, функционального назначения органов, а также рассмотрены особенности осуществления конституционного судебного процесса.

Для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.

В учебном пособии в соответствии с действующим законодательством, с использованием судебной практики в кратком виде освещены основные вопросы российского конституционного… Развернуть

Книга является уникальным изданием, вобравшим в себя актуальную судебную практику Конституционного Суда РФ с момента его создания по основным направлениям деятельности. Интерес представляет не только подборка практики Конституционного Суда РФ, но и ее подача в форме выдержек из текста постановлений и определений Конституционного Суда РФ, представляющих собой правовые позиции органа конституционной юстиции по самым разным вопросам. Каждая глава сборника снабжена комментариями.
Книга состоит из двух разделов. В главах первого раздела собраны правовые позиции, связанные с деятельностью самого органа конституционного судебного контроля и его статусом. В главах второго раздела собраны правовые позиции по отдельным конституционным правоотношениям, охватывающим весь спектр деятельности Конституционного Суда РФ.

Для научных, практических работников, аспирантов и студентов юридических вузов, а также всех, кто интересуется судебной практикой Конституционного Суда РФ.

Книга является уникальным изданием, вобравшим в себя актуальную судебную практику Конституционного Суда РФ с момента его создания по основным направлениям деятельности. Интерес… Развернуть

Конституционный Суд России: итоги работы и перспективы (С.Э. Несмеянова, «Российский юридический журнал», N 3, май-июнь 2012 г.)

Конституционный Суд России: итоги работы и перспективы

Автор рассматривает историю возникновения конституционного судебного контроля в зарубежных странах и его становления в России, природу специализированного органа конституционного правосудия, его соотношение с другими органами. Анализируется сложившийся объем полномочий Конституционного Суда РФ и те реформы, которые происходят в сфере конституционного судоустройства и судопроизводства. Делаются выводы о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в указанной сфере.

Современные правовые демократические государства признают специализированные органы конституционного судебного контроля основным механизмом обеспечения верховенства конституции, ее прямого действия на территории государства. Конституционному Суду РФ всего 20 лет. Однако его деятельность, принимаемые решения, влияние, оказываемое на все сферы общественной и политической жизни, подтверждают правильность его создания и необходимость дальнейшего развития.

Первоначально конституционный судебный контроль возник в Америке, где были провозглашены широкие возможности по использованию судебной системы, право обращаться как в нижестоящие суды, так и в верховный суд. Возникнув как «американская», данная модель получила распространение во многих странах, претерпев при этом существенные изменения. Например, в Индии конституционный контроль осуществляется только Верховным судом и высокими судами штатов. Подобная система сложилась в Швейцарии, при этом в одном из кантонов создан конституционный суд, а в нескольких полукантонах соответствующими полномочиями наделены административные или верховные суды. В ряде стран (Чад, Мавритания) вопросы конституционности разрешаются всем составом верховного суда, в других (Марокко, Берег Слоновой Кости) конституционными вопросами занимается специально создаваемая при верховном суде конституционная палата.

Наряду с «американской» моделью в Европе после Второй мировой войны сложилась «европейская» модель, главное отличие которой состоит в создании специального судебного органа, организационно выделенного из судебной системы, не рассматривающего ни уголовные, ни гражданские дела, разрешающего споры о конституционности актов (Италия, Турция, Германия и др.). При этом в нескольких странах (Алжир, Франция, Казахстан) созданы специальные органы с целевым назначением, так называемые квазисудебные органы.

Не умаляя значения сложившихся моделей, отметим, что дальнейшее развитие конституционного контроля в связи с интеграционными процессами в праве приводит не только к распространению существующих моделей, но и к появлению новых вариантов конституционного контроля, в том числе в форме конституционного правосудия, на основе национальной специфики отдельных государств.

Поиск оптимальных путей развития конституционализма, в частности конституционного судебного контроля, обусловил формирование конституционных судов в странах Восточной Европы, республиках бывшего СССР при их переходе к демократии.

Россия выбрала свой, нелегкий путь поэтапного формирования института конституционного контроля, но восприняла и использовала и опыт зарубежных стран.

Процесс эволюции конституционного контроля в России можно разделить на несколько периодов.

Первый связан с принятием первой в России писаной Конституции и с предоставлением функций по осуществлению конституционного контроля и конституционного надзора государственным органам. Так, с 1918 по 1924 г. конституционный контроль выполняли Всероссийский ЦИК и его Президиум (с 1922 г. соответственно Всесоюзный Съезд Советов, ЦИК и его Президиум), а конституционный надзор — отдел законодательных предположений. Позднее, с 1924 г., функции надзора были переданы Верховному Суду, учрежденному при ЦИК СССР, и прокурору Верховного Суда СССР. В 1933 г. в связи с образованием Прокуратуры СССР надзор полностью перешел к новому органу.

Второй период (1936-1988 гг.) характеризовался осуществлением конституционного контроля и конституционного надзора Верховным Советом СССР и его Президиумом. Аналогичными полномочиями наделялись и высшие представительные органы союзных и автономных республик.

Третий период начался с образованием в 1988 г. первого специализированного органа в данной сфере — Комитета конституционного надзора СССР. Комитет реализовывал полномочия по конституционному надзору и был подконтролен Съезду народных депутатов СССР, что делало его зависимым.

Начало четвертого периода обусловлено учреждением 15 декабря 1990 г. Конституционного Суда РСФСР. Этот период можно разбить на более мелкие этапы, отражавшие нормативные и институциональные изменения в развитии современного конституционного правосудия в России. Но есть сущностные характеристики, связанные с созданием и деятельностью специализированного органа конституционного правосудия, которые отличают последний период от предыдущих.

Презюмируется, что лишь суд способен быть независимым арбитром в споре о нарушении права не только в правоприменительном, но и в правотворческом процессе, в таком качестве он должен обеспечивать соблюдение права и конституции как исполнителем, так и законодателем. Не заменяя законодателя, для которого характерно свободное нормотворчество, а решая судебные задачи, суд обеспечивает конституционность закона, т.е. верховенство конституции в правотворческой деятельности законодателя. Орган конституционного судебного контроля ограничен рамками конституции, его деятельность направлена на восстановление нарушенной конституционной законности. Наличие такого органа служит препятствием на пути принятия и применения нормативных актов, противоречащих конституции. Суд защищает права граждан от нарушений государством. Обеспечивая соблюдение прав человека в рамках разделения властей, судебные органы предотвращают произвол иных органов государственной власти, в том числе законодательных. Судебная проверка конституционности нормативных актов позволяет утвердить господство права, а значит, способствует созданию правового государства.

Отечественная и мировая практика свидетельствует о том, что проверка конституционности нормативных актов может осуществляться в различных правовых формах, но одной из самых эффективных является деятельность специализированных органов конституционного контроля. В настоящее время такая форма закреплена конституциями или фактически применяется в большинстве развитых демократических государств. Она используется и в России.

Созданный в России Конституционный Суд в силу основного закона является органом государственной власти, поэтому ему свойственны признаки, присущие органам государственной власти: 1) он наделен государственными властными полномочиями, в пределах которых вправе самостоятельно решать вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими органами государства, должностными лицами, гражданами; 2) он представляет собой организованный коллектив людей, выполняющий общую деятельность; 3) образуется и действует в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — ФКЗ о КС РФ); 4) уполномочен выполнять от имени Российской Федерации конституционный контроль и обеспечивать правовую охрану Конституции РФ; 5) финансируется за счет средств федерального бюджета и др.

Доминирующий принцип организации государственной власти — принцип разделения властей, в соответствии с которым государственная власть в Российской Федерации разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Органы судебной власти осуществляют функцию государства по отправлению правосудия. Конституционный Суд РФ, отнесенный Конституцией РФ к судебной власти, имеет признаки органа судебной власти: 1) он реализует судебную власть посредством конституционного судопроизводства; 2) он руководствуется принципами самостоятельности и независимости, как и иные органы судебной власти.

В силу основного закона Конституционный Суд — это орган судебной власти, однако он существенно отличается от других судебных органов тем, что в процессе проверки конституционности нормативных актов опирается исключительно на нормы Конституции РФ. Провозглашая данный Суд органом судебной власти, законодатель тем самым определяет его место в системе государственных органов России: это орган правосудия, осуществляющий особую форму судебной деятельности — конституционное судопроизводство.

Конституционный Суд РФ — высший специализированный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо реализующий судебную власть. По статусу этот Суд находится на одном уровне с главой государства, парламентом и правительством, а в некоторых случаях даже выше названных органов, поскольку наделен правом отменять не соответствующие Конституции РФ нормативные правовые акты высших органов государственной власти. Конституционный Суд РФ выступает средством ограничения государственной власти и гарантом баланса властей, обеспечивает верховенство права и Конституции РФ, защищает права и свободы человека и гражданина.

Компетенция — основа статуса любого органа государственной власти. Компетенция органа конституционного судебного контроля определяется с учетом его функционального предназначения (осуществления конституционного контроля), задач (защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции). Она может изменяться законодателем или, как показывает российская практика, самим органом конституционного судебного контроля, но с учетом юридической природы и предназначения этих органов.

ФКЗ о КС РФ называет все правомочия Конституционного Суда РФ полномочиями (ст. 3). Представляется, что кроме правосудных полномочий (разрешение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов, договоров, споров о компетенции, толкование Конституции РФ и др.) Конституционный Суд осуществляет и правомочия, не связанные с отправлением правосудия (право законодательной инициативы, право обращения в Госдуму). Правосудные полномочия представляют собой совокупность прав и обязанностей, в то время как неправосудные правомочия — это публичные права органа конституционного судебного контроля. При реализации публичных возможностей Конституционный Суд РФ не связан обязанностями. Поэтому полагаем, что необходимо разделение полномочий Конституционного Суда на правосудные полномочия и возможности, которые можно охарактеризовать как публичные права.

Полномочия Конституционного Суда РФ постоянно расширяются. Кроме названных в Конституции РФ, ФКЗ о КС РФ Конституционный Суд РФ может осуществлять иные полномочия, предоставленные Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Суд может также пользоваться правами, предоставленными ему заключенными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению как судебного органа конституционного контроля.

Законодатель неоднократно расширял компетенцию Конституционного Суда РФ, в связи с чем в настоящее время невозможно четко установить объем полномочий этого органа. Полномочия специализированного суда должны быть жестко определены специальным законом, представляется, что именно поэтому в ст. 3 ФКЗ о КС РФ было внесено дополнение: «Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон». Значит, изменение полномочий Конституционного Суда РФ названными в п. 7 ст. 3 Закона актами должно сопровождаться изменением содержания самого Закона. Безусловно, ФКЗ о КС должен быть дополнен перечнем полномочий, которые уже предоставлены Конституционному Суду РФ федеральными законами. Это первоочередная задача, стоящая перед российским законодателем, но ее выполнение неоправданно затягивается.

Говоря о полномочиях Конституционного Суда РФ, следует обратить внимание на особенности их осуществления, не до конца регламентированные в законодательстве. Критерием проверки соответствия законов Конституции является сама Конституция, что в ней и закреплено. Но в Конституции РФ установлен приоритет международных норм над внутренним правом. Представляется, что международные нормы не могут относиться к внутригосударственному праву, поскольку регулируют определенную сферу международных отношений. Тем не менее бесспорно, что нормы внутригосударственного права должны соответствовать общепризнанным международным нормам и международным договорам, стороной в которых выступает государство, а потому критерием проверки конституционности законов будет не только Конституция, но и общепризнанные нормы международного права, международные договоры, подписанные Россией.

Не решен законодательно вопрос о возможности рассмотрения в Конституционном Суде РФ в порядке абстрактного нормоконтроля регламентов палат Федерального Собрания, которые в ряде случаев детализируют конституционные положения. Данные акты не могут оспариваться в суде общей юрисдикции, так как они конкретизируют положения Конституции РФ, в частности законодательный процесс. Полагаем, что регламенты, регулируя особые вопросы, связанные с порядком организации и деятельности палат Федерального Собрания, осуществлением законодательного процесса, считаются нормативными актами, а потому могут быть объектами конституционного судебного контроля.

Следует признать, что значительно расширен перечень субъектов обращения в Конституционный Суд за счет совершенствования законодательства и решений самого Суда. Это касается прав иностранных граждан и апатридов, объединений граждан, муниципальных образований, государственных предприятий (в пределах обращений с жалобами), Уполномоченного по правам человека, Генерального прокурора, получивших право обращаться с запросами. Последний также может направить запрос о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов.

Конституционный Суд в постановлении от 5 июля 2001 г.*(1) установил ряд критериев, при соблюдении которых не только закон, но и иные нормативные акты могут быть предметом рассмотрения в Конституционном Суде по жалобам или запросам. Однако перечень критериев, названных Судом (принятие акта предусмотрено Конституцией; особый уровень акта; особое материально-правовое содержание), представляется не исчерпывающим. Могут быть выделены также следующие: нормативный правовой акт определяет содержание самого права, возможности его использования или осуществления его защиты при условии, что подобные вопросы не урегулированы законом (т.е. подобный акт является первичным); правоприменительные органы используют данный акт в качестве основного источника (не представляется возможным использование непосредственно конституционной нормы).

Говоря о полномочиях органа конституционного судебного контроля, нужно отметить, что в целом в последние годы складывается негативная практика отсутствия обращений в Конституционный Суд РФ по большинству предусмотренных Конституцией РФ вопросов. В настоящее время практически нет обращений в порядке абстрактного нормоконтроля, абсолютно отсутствуют дела, связанные со спорами о компетенции. За все время функционирования Конституционного Суда так и не было проверок конституционности не вступивших в силу международных договоров. В прошлом остались инициативы о толковании Конституции России. Ежегодно регистрируется около 18 тыс. обращений в орган конституционной юстиции, однако более 90% рассматриваемых в Конституционном Суде дел составляют дела по жалобам (предметом рассмотрения были социальные, трудовые и жилищные права, вопросы неприкосновенности личности, право собственности и др.).

Федеральный конституционный закон от 3 ноября 2010 г. в определенном смысле реформировал конституционное судопроизводство. Каковы же ожидаемые результаты законодательных преобразований? Ликвидация палат Конституционного Суда неминуемо приведет к уменьшению количества рассмотренных жалоб граждан, их объединений и запросов судов. Введение письменного производства, изменение статуса Председателя Конституционного Суда также создает сложности. Самое большое недоумение вызывает новое ограничение по вопросу допустимости жалобы (оспариваемый закон должен быть применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде).

Конституционный Суд РФ за 20 лет деятельности принимал разные решения. Одни из них становились основой для нового конституционного правопонимания (например, постановление от 4 апреля 1996 г. о прописке*(2); постановление от 2 февраля 1999 г.*(3) и определение от 19 ноября 2009 г.*(4) по вопросам смертной казни), другие служили почвой для отраслевых преобразований. Но были и такие решения, которые и по истечении лет скорее вызывают вопросы, чем дают ответы (решения от 21 декабря 2005 г. о назначении губернаторов*(5); от 27 июля 2009 г. по делу о проверке конституционности Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»*(6)).

Накоплен огромный массив правовых позиций Конституционного Суда РФ по самым разным вопросам. Необходимо до конца оценить их роль в развитии права, установить пределы корректировки ранее изложенных правовых позиций, а в ряде случаев — возможность полного изменения таковых.

Следует определить границы свободы толкования Конституционным Судом Конституции РФ, выявления «духа» основного закона. Независимо от объема полномочий органа конституционного судебного контроля, политической ситуации в стране Конституционный Суд ограничен Конституцией, которую он призван защищать.

За 20 лет работы Конституционный Суд стал самым эффективным правовым средством защиты конституционных прав и свобод, обеспечения основ конституционного строя, соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права. Представляется, что и дальнейшая деятельность органа конституционной юстиции будет способствовать обеспечению верховенства Конституции России.

доктор юридических наук, профессор УрГЮА (Екатеринбург)

«Российский юридический журнал», N 3, май-июнь 2012 г.

Конституционный судебный процесс. Учебник для бакалавров. к.ю.н., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

Транскрипт

1 Конституционный судебный процесс. Учебник для бакалавров. Научный консультант: Митюков М.А. к.ю.н., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Руководитель авторского коллектива: Комарова В.В. д.ю.н., профессор, заведующий кафедры конституционного и муниципального права МГЮА имени О.Е. Кутафина Рецензенты: Д.ю.н., профессор, судья Конституционного Суда РФ А.Н.Кокотов К.ю.н., доцент, Заместитель Председателя Уставного суда Свердловской области А. О. Казанцев Авторы: Будаев А.М. к.ю.н., доцент. Глава 1, 1; Глава 3, 6; Васильев С.А. к.ю.н. Глава 3, 4; 5; Дорошенко Е.Н. к.ю.н., доцент. Глава 1, 4 в соавторстве; Комарова В.В. д.ю.н., профессор. Глава 4, 1, 2; Нарутто С.В. д.ю.н., профессор. Глава 1, 3; Глава 2; Глава 3, 2, 3; Невинский В.В. д.ю.н., профессор. Глава 4, 5; Глава 5, 3; Осавелюк А.М. д.ю.н., профессор. Глава 1, 2; Глава 3, 1; Страшун Б.А. д.ю.н., профессор. Глава 5, 1, 2; Таева Н.Е. к.ю.н., доцент. Глава 1, 4 в соавторстве; Глава 4, 3, 4.

2 Аннотация В учебнике с позиций современного состояния науки конституционного права и с учетом компетентостного подхода к освоению знаний учебной дисциплины «Конституционный судебный процесс», системно изложены материальные и процессуальные основы конституционного судебного процесса на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, отдельное внимание уделено опыту зарубежных стран и вопросам взаимодействия с международными судебными органами. Освещаются актуальные вопросы теории и практики конституционной юстиции современной России. Для студентов и преподавателей юридических и иных учебных заведений, планами которых предусмотрено преподавание конституционного судебного процесса; ученых и практиков. Оглавление Предисловие Глава 1. Органы конституционного судебного контроля Российской Федерации и ее субъектов 1. Конституционный судебный контроль: теория и история становления в России. 2. Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды в системе органов власти. 3. Компетенция, порядок формирования и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. 4. Компетенция, порядок формирования и организация деятельности конституционных (уставных) судов субъектов федерации. Дополнительная литература. Контрольные вопросы. Глава 2. Конституционный судебный процесс самостоятельный вид судопроизводства

3 1. Конституционный судебный процесс: понятие, содержание и назначение. 2. Правовые основы конституционного судебного процесса в России. Дополнительная литература. Контрольные вопросы. Глава 3. Институциональная характеристика конституционного судопроизводства в России 1. Принципы конституционного судопроизводства. 2. Участники конституционного судебного процесса. 3. Формы и виды производств. 4. Стадии конституционного судебного процесса и их процессуальный порядок. 5. Доказывание в конституционном судебном процессе. Понятие, свойства и виды доказательств. 6. Производство по отдельным категориям дел в конституционных (уставных) судах Российской Федерации. Дополнительная литература. Контрольные вопросы. Глава 4. Решения органов конституционного судебного контроля 1. Решения Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. 2. Исполнение решений Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. 3. Правовые позиции Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов федерации. 4. Соотношение решений Конституционного Суда Российской Федерации и решений Европейского Суда по правам человека.

4 5. Место решений Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов федерации в системе источников конституционного права. Дополнительная литература. Контрольные вопросы. Глава 5. Конституционный судебный процесс в зарубежных странах 1. Устройство и полномочия судебных органов конституционного контроля в зарубежных странах. 2. Конституционный судебный процесс в странах СНГ. 3. Вопросы взаимодействия Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов федерации и международных судебных органов. Дополнительная литература. Контрольные вопросы. Список рекомендуемой литературы и нормативных актов. Предисловие Конституционному правосудию в России уже четверть века. Учрежденный 15 декабря 1990 года путем внесений изменений в прежнюю российскую Конституцию, Конституционный Суд был сформирован в конце октября 1991 года и 14 января уже следующего года рассмотрел первое дело. Естественно, что этот новый для нашей страны институт вобрал в себя политические и юридические достижения не только зарубежного мира и опыт конституционных судов демократических государств, но и многие концептуальные положения отечественной науки государственного (конституционного) права и первого «неудачного» опыта

5 институциональных предшественников (Верховного Суда СССР гг. и Комитета конституционного надзора СССР гг.) 1. За исторически непродолжительный период Конституционный Суд Российской Федерации заявил о себе как институт государственной власти, способный осуществлять правовую защиту Конституции, основных прав и свобод граждан и влиять на развитие всех отраслей российского права, их конституционализацию. Фактически решения КС РФ представляют собой один из важнейших источников не только науки конституционного права, но и складывающейся правовой системы нашего государства. Заметна роль органов конституционного судебного контроля в обеспечении политической стабильности в стране и применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров. Естественно, что столь активная конституционно-правосудная деятельность Конституционного Суда России, дополненная появлением конституционных (уставных) судов в ряде субъектов федерации, дала мощный импульс развитию научных исследований в области конституционного правосудия 2. На этой основе, опираясь на статью 118 Конституции Российской Федерации, объективно возникла необходимость в освоении такой области юридического знания и практики как конституционное судопроизводство. Со второй половины 90-х годов начали появляться учебные пособия и учебники комплексного характера, посвященные в целом материально-правовым и процессуальным аспектам судебного конституционного контроля (Н.В. Витрук, В.А. Кряжков и Л.В. 1 См.: Митюков М.А. Судебный конституционный надзор гг.: вопросы истории, теории и практики. М.: Формула права, с.; Он же. Предтеча конституционного правосудия: взгляды, проекты и институциональные предпосылки (30 начало 90-х гг. ХХ в.). М.: Формула права, с. 2 На сегодняшний день на русском языке учеными и специалистами-практиками создано более трудов различного типа (монографий, учебников, статей, обзоров и т.п.) по проблемам теории, истории и практики конституционного правосудия (в т.ч. и конституционного судопроизводства) (см.: Библиография по конституционному правосудию. 2-е изд., изм., перераб. и доп. М.: Кнорус, ).

6 Лазарев, В.И. Иванова и А.А. Клишас, С.Э. Несмеянова и др.). Затем с модернизацией названия специальности научных работников в области юриспруденции в «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» возникла потребность в учебнике «Конституционный судебный процесс», акцентированномй на процедурах (порядке) рассмотрения соответствующих категорий конституционных дел и вопросов. В годах был создан ряд таких учебников для бакалавров и магистрантов 3. Несмотря на их высокий теоретический уровень сейчас уже необходимы новые учебники, учитывающие существенные изменения в законодательстве Российской Федерации и её субъектов, произошедшие в годах, а также практику Конституционного Суда РФ и региональных конституционных (уставных) судов этих лет и современные исследования юридической науки. С учетом изложенных обстоятельств и создан настоящий учебник, авторами которого являются профессора и преподаватели кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Учебник предназначен для бакалавров, поэтому в нем изложены основы знаний о конституционном судебном процессе. В пяти главах весьма сжато излагается материал о теории и истории развития органов конституционного судебного контроля Российской Федерации и её субъектов, конституционном судебном процессе как самостоятельном виде судопроизводства и его институциональной характеристике, а также о решениях органов судебного контроля и их исполнении. В последней главе конституционный судебный процесс России рассматривается через призму 3 См.: Астафичев П.А. Судебный конституционный процесс в России. Орел: Госуниверситет УНПК, с.; Несмеянова С.Э. Конституционный судебный процесс в России. М.: РИОР: ИНФРА-М, с.; Серяева И.Ю. Конституционное процессуальное право. [учебное пособие]. Оренбург: Университет, с.; Конституционный судебный процесс. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. М.С. Саликов. М.: Норма: ИНФРА-М, с.; Нарутто С.В., Несмеянова С.Э., Шугрина Е.С. Конституционный судебный процесс. М.: Норма: ИНФРА-М, с. и др.

7 зарубежного опыта. Здесь приводятся сведения о конституционном судопроизводстве в некоторых зарубежных странах, в том числе Содружества Независимых Государств, а также о взаимодействии Конституционного Суда Российской Федерации с международными судебными органами. Параграфы обеспечиваются выделенным внутри текста иллюстративным материалом: правовыми позициями по конкретным делам, изложением воззрений крупных ученых, комментариями и справками, помогающим студентам освоить предлагаемую тему. С этой же целью в конце параграфов и глав рекомендуется дополнительная литература из числа новейших источников последних лет, а также приводятся контрольные вопросы для проверки знаний. Конституционный судебный процесс динамически развивающаяся подотрасль конституционного права, поэтому студенту надо помнить о том, что он постоянно должен следить за изменениями в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» и законах о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации, а также изучать практику этих судов, публикуемую в официальных источниках и на сайтах в Интернете. В этом залог освоения дисциплины «Конституционный судебный процесс» на профессиональном уровне. Митюков М.А. к.ю.н., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Глава 1. Органы конституционного судебного контроля Российской Федерации и ее субъектов

8 1. Конституционный судебный контроль: теория и история становления в России План 1. Судебная власть в правовом государстве. 2. Принцип верховенства Конституции, его действие в правовом государстве. 3. Конституционный контроль в механизме правовой охраны Конституции и органы его осуществляющие. 4. Конституционный судебный контроль: понятие, виды. 5. Конституционный контроль в России: история возникновения и развития. 1. Судебная власть в правовом государстве Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства 4. В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли Ж.Боден. 4 См.: подробнее: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. — М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», с. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., с.

9 В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и др. Т. Джефферсон, автор «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки», практически воплощает идеи правового государства на американском континенте. С позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека он подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Джефферсона торжественно провозглашает, что существую неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественные права человека превратились в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству как к целому. Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д. И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н. М. Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма. Вызывает интерес положения «Русской правды» П. И. Пестеля и Конституции Н.М. Муравьева, посвященные организации судебной власти. По мнению декабристов, судебная власть в цивилизованном государстве должна выступать гарантом защиты прав и законных интересов граждан, а не являться аппаратом репрессий. Ключевыми принципами организации судебной власти выступают следующие: самостоятельность в пределах своих полномочий; равенство всех перед судом, законность, равноправие и состязательность сторон судебного процесса 5. Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов 5 См. подробнее: Рубаник С.А. Государственно-правовые воззрения П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. / С.А. Рубаник. — Москва: РАП, Белгород: ООО «ГИК», с.

10 предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и др. Так, Г. Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и отграничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, — отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к участию в законодательстве выборные общественные элементы 6. Важно отметить, что самостоятельность и независимость судебной власти от других ветвей государственной власти является характерным признаком правового государства, в котором суд, разрешая юридические конфликты, обеспечивает господство права. В правовом государстве судебная власть призвана выполнять важные социальные функции: осуществлять защиту прав и свобод личности; обеспечивать реализацию принципа разделения властей, предотвращая сосредоточение абсолютной власти в руках какого-либо одного государственного органа; гарантировать принцип конституционной законности; исключать применение силы при политических конфликтах; обеспечивать принятие правовых законов, их реализацию; способствовать обществу в осуществлении контроля над государственным аппаратом 7. 6 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., С См.: подробнее: Аулов В.К., Казаков В.Н., Петухов Н.А., Туганов Ю.Н. Судебная власть в системе политико-правовых ценностей современного российского государства. Монография. — М.: «Граница», С

11 Советская государственно-правовая наука не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, противоположной классовой концепции государства. Это во многом послужило основой для серьезных социальноэкономических, культурно-духовных и национальных конфликтов в жизни общества. Начиная с 1990-х гг. прошлого века, с учетом происходящих социальноэкономических и политических реформ и преобразований, стали четко обозначаться новые подходы к оценке государства и права, их роли в политической системе общества. Концептуальные положения и пути формирования правового государства с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С.С Алексеева, О.Е. Кутафина, В.Д. Зорькина, В.Н. Хропанюка, В.С. Нерсесянца, Ю.А. Тихомирова и др. Предусмотренная в ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации 1993 г. 8 характеристика нашей страны как правового государства прежде всего представляет собой обобщенную оценочную категорию, суть которой в полную силу может раскрываться лишь при учете наличия всех основных составляющих его частей. При отсутствии этих основных составных частей, характерных лишь для правового государства, никакое государство не может называться правовым. В связи с этим необходимо четко определить существенные признаки правового государства, характер функционирующих в нем институтов, специфику взаимоотношений такого государства с личностью, гражданским обществом, особенности реализации государственной власти. Признаками правового государства являются: 1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Основной закон правового государства Конституция. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции 8 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием г. // СЗ РФ Ст

12 неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство это конституционное государство. Качество верховенства Конституции является важнейшим признаком соответствия идеям конституционализма в обществе. В содержании верховенства можно выделить составные части: 1) строгое и точное соблюдение норм конституции всеми органами и должностными лицами государства, общественными организациями и гражданами; 2) связанность действий и актов государства, гражданского общества положениями конституции; следование идеям и положениям конституции органами государства, институтами гражданского общества, гражданами. Следование (соразмерность) выражает творческую направленность действий по воплощению потенциала конституции как верховного документа государства, общества и личности. 2. Принцип верховенства Конституции, его действие в правовом государстве В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ закреплено свойство верховенства Конституции РФ и направлено оно прежде всего на обеспечение суверенитета государства в целом, единства государственной власти на всей территории страны. Принцип верховенства Конституции России указывает на особое место и особую юридическую силу этого акта в системе российского права, актов публичной власти, правоприменительной деятельности должностных лиц, актов институтов гражданского общества Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. 3. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как 9 См. подробнее: Конституционное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. — М.: Эксмо, С. 86.

13 участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости Конституционный контроль в механизме правовой охраны Конституции и органы его осуществляющие Для достижения реального действия Конституции на всей территории государства, соблюдения ее высшей юридической силы в правовой системе, защиты Основного закона от возможных нарушений используются различные правовые средства, институты и механизмы. Правовая охрана Конституции это комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. В более широком смысле под правовой охраной Конституции понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном значении правовая охрана Конституции предполагает применение специфических конституционноправовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе. Одним из средств охраны конституции выступает конституционный контроль. Конституционный контроль это деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, установлению наличия и устранению несоответствий нормативных правовых актов конституции, а также законам, в ходе которой данные органы полномочны отменять обнаруженные несоответствия 11. В Российской Федерации конституционный контроль осуществляется: 10 См. подробнее: Хропанюк В.Н. Указ. соч. С См. подробнее: Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., С

14 — Конституционным Судом РФ на основании ст. 125 Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г. 12 ; — судами общей юрисдикции и арбитражной юрисдикции (ст.ст. 46, 120, ч. 4 ст. 125 Конституции РФ). Суды общей юрисдикции и арбитражные суды применяют законы к конкретным отношениям, они проверяют также правомерность применения законов органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами по жалобам граждан и юридических лиц. Исходя из названной обязанности, суды в процессе применения норм права в конкретных делах обязаны соотносить каждую такую норму с конституционными предписаниями; — Федеральным Собранием РФ в процессе рассмотрения и принятия законов (ст. 105 Конституции РФ); — Правительством РФ, которое наделено правом отменять или приостанавливать действие правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе и по мотивам их несоответствия Конституции РФ (ч. 7 ст. 12 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г. 13 ); — Президентом РФ (ст.ст. 80, 85, 107, 115 Конституции РФ). Президент РФ наделен, согласно Конституции РФ (ст. 107), полномочием подписывать федеральные конституционные и федеральные законы. Закон, не подписанный Президентом РФ, не действует; — Уполномоченным по правам человека в РФ, который наделен правом обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или 12 Федеральный конституционный закон от г. N 1-ФКЗ (ред. от г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ Ст Федеральный конституционный закон от г. N 2-ФКЗ (ред. от г.) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ Ст

15 подлежащим применению в конкретном деле (п. 5 ч. 1 ст. 29 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 1997 г. 14 ). Особую роль в обеспечении верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства, защите прав и свобод личности, соблюдении принципа разделения властей, разрешении конфликтов между ветвями государственной власти играет институт конституционного судебного контроля. 4. Конституционный судебный контроль: понятие, виды Конституционный судебный контроль это деятельность специально на то уполномоченных государственных органов, осуществляющих судебную власть, направленную на обеспечение верховенства конституции, предупреждения издания неконституционных нормативных актов, установление неконституционных законов, иных нормативных актов или действий, а также, в случае необходимости, осуществления толкования конституции и законов Конституционный судебный контроль является важным атрибутом современного демократического конституционного устройства. Без него немыслимо поддержание конституционной законности, а значит, и законности в целом. Без эффективного конституционного контроля Основной Закон страны обречен оставаться не более чем общей декларацией принципов и намерений. В юридической литературе имеются неодинаковые подходы к классификации сложившихся моделей конституционного судебного контроля в различных странах. В большинстве своем исследователи выделяют такие модели конституционного судебного контроля, как: американская, 14 Федеральный конституционный закон от г. 1-ФКЗ (ред. от г.) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ Ст

16 европейская. Дополнительно выделяют латиноамериканскую модель конституционного контроля 15. Американская модель конституционного судебного контроля (США, Мексика, Канада, Бразилия) конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции всех уровней. В США, в первую очередь, органом конституционного контроля выступает Верховный суд, который в течение более двух веков обеспечивает неприкосновенность Конституции США и ее конструктивное развитие. Европейская модель конституционного судебного контроля (Австрия, Италия, Бельгия, Германия, Турция) конституционный контроль осуществляется специально созданным судебным органом, организационно выделенным из судебной системы, не рассматривающий ни уголовные, ни гражданские дела, а разрешающий споры о конституционности актов. Латиноамериканская система конституционного судебного контроля конституционный контроль осуществляется как специализированными органами конституционной юстиции, так и в иных судебных органах путем защиты нарушенных прав любого лица от нормативных правовых актов любого органа публичной власти, который тем самым нарушает конституцию государства. В механизме правовой защиты Конституции классификация видов конституционного контроля может быть проведена по следующим основаниям. По времени проведения: -предварительный контроль (характерно осуществления контроля до вступления нормативного акта в силу; предполагает проверку конституционности законов на стадии рассмотрения их в парламенте или перед подписанием и промульгацией президентом; законопроект, признанный неконституционным, не подлежит принятию и опубликованию); 15 См. подробнее: Несмеянова С.Э. Конституционный судебный процесс в России: Учеб. пособие. — М.: РИОР: ИНФРА-М, С. 9-24; Конституционный контроль в зарубежных странах: учеб. пособие / Отв. Ред. В.В. Маклаков. М., С. 48 и др.

17 — последующий контроль (распространяется на принятые и вступившие в силу нормативные акты); По форме (способу) проведения: -абстрактный контроль (применяется при рассмотрении конституционности нормативного правового акта вне связи с его конкретным применением. Допускается в Италии, Турции, Мексике, Австрии, Германии); — конкретный контроль (осуществляется в большинстве стран, возникает в связи с применением рассматриваемого нормативного акта к конкретным обстоятельствам); По содержанию: — формальный (проверка осуществляется только в отношении правильности процедуры принятия и издания соответствующего правового акта, то есть отсутствует проверка содержания закона); — материальный (заключается в соотнесении рассматриваемого акта с конституцией); По обязательности: — обязательный (нормативный правовой акт подлежит проверке с точки зрения его конституционности и независимо от чьей-либо воли); — факультативный (рассмотрение вопроса в органе конституционного контроля связано с волей заинтересованного государственного органа, должностного или частного лица, то есть с инициативной субъекта, обладающего правом обращаться в орган конституционного контроля; По правовым последствиям: — постановляющий (в случае обнаружения при проверке конституционности нормативного акта, противоречащего конституции, орган конституционной юстиции признает акт недействительным, утрачивающим юридическую силу); — консультативный (запрашивается мнение органа конституционного контроля в процессе подготовки законопроекта);

18 В зависимости от органов, проверяющих конституционность нормативных актов: — централизованный (конституционный контроль осуществляется специальным либо только высшим судом); — децентрализованный (конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции). 5. Конституционный контроль в России: история возникновения и развития Говоря о становлении конституционного судебного контроля в современной России, нельзя не отметить, что она восприняла основные черты европейской модели конституционного контроля, хотя и с большой спецификой, связанной с трудностями переходного процесса от тоталитаризма к демократическому правовому государству. Становление института конституционного контроля в России 16 : 1)зарождение идей о конституционном контроле в России (XIX начало XX вв.); 2)осуществление конституционного контроля ЦИК СССР (Президиумом ЦИК СССР) с использованием вспомогательной роли Верховного Суда СССР (конец 1920-х начало 1930-х гг. XX вв. ). 3)осуществление конституционного контроля Президиумом Верховного Совета СССР (конец 1930-х начало 1980-х гг. XХ вв.). 4)осуществление конституционного контроля высшими органами государственной власти: Съездом народных депутатов СССР, Верховным 16 См. подробнее: Штрихи к истории Конституционного Суда России: из дневников, блокнотов, интервью, стенограмм и иных документов и материалов годов. — М.: Юрлитинформ, с.; Митюков М.А., Барнашов А.М. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики). — Томск: Изд-во Том. ун-та, с.; Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. — М.: Изд-во ИгиП РАН, с.; Митюков М.А. Предтеча конституционного правосудия: взгляды, проекты и институциональные предпосылки (30 начало 90-х гг. XX в.). — М.: Формула права, с. Он же: Судебный конституционный надзор гг.: вопросы истории, теории и практики. — М.: Формула права, с.

19 Советом СССР и сформированным Комитетом конституционного надзора СССР ( г.г.); 5)обеспечение верховенства Конституции и ее правовой защиты самостоятельным и независимым органом судебного конституционного контроля Конституционным Судом РФ (с 1991 г.). Практическое осуществление конституционного контроля начинается в первые годы советской власти. В это время конституционный контроль осуществлялся Всероссийским съездом Советов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК), который был вправе отменить практически любой акт в случае его противоречия Конституции РСФСР. На практике право отмены конституционных актов осуществлялось Президиумом ВЦИК. Свои предварительные заключения о конституционности того или иного правового акта давал Отдел законодательных предположений. В связи с образованием в 1922 г. Союза ССР и необходимостью обеспечить соответствие республиканского законодательства общесоюзным нормам функции по осуществлению конституционного контроля переходят к Центральному Исполнительному Комитету СССР, а в период между его сессиями Президиуму ЦИК СССР. Вспомогательную роль в осуществлении конституционного контроля стал выполнять образованный в 1923 г. Верховный Суд при ЦИК Союза ССР. К середине 1930-х гг., когда в Советском Союзе уже полностью сформировалась и стабилизировалась командно-административная система, возможное несоответствие как актов союзных республик, так и ведомственных нормативных правовых актов общесоюзному законодательству могло быть только технической ошибкой, а не проявлением политической воли. А в случае появления подобной юридической ошибки ее моментально можно было устранить без формального привлечения государственных органов через систему партийной иерархии. В связи с этим принятая в 1936 г. Конституция СССР, не указывала на необходимость

20 создания специализированных органов конституционного контроля. Предусматривалось, что функции конституционного контроля будут выполнять постоянно действующий высший орган государственной власти Президиум ВС СССР и Прокуратура СССР. Во второй половине 1980-х гг. начинается масштабный кризис всей системы государственной власти в нашей стране. Осознание необходимости перемен в обществе приводит к внесению значительных изменений в Конституцию СССР, конституции союзных и автономных республик. Существенным изменениям подверглась ст. 6 Конституции, целям демократизации общественной жизни были направлены изменения ст. 104 Конституции СССР, которые привели к усовершенствованию высших органов государственной власти образованию Съезда народных депутатов СССР и реформированию Верховного Совета СССР 17. Данные органы государственной власти осуществляли законодательную деятельность, обеспечивали единство законодательного регулирования на всей территории СССР, осуществляли толкование законов Союза ССР. В декабре 1989 г. принимается Закон СССР «О конституционном надзоре в СССР» 18. С мая 1990 г. к работе приступил Комитет конституционного надзора СССР, Члены Комитета конституционного надзора избирались Съездом народных депутатов СССР сроком на 10 лет из числа специалистов в области политики и права в составе председателя (им стал известный ученый-юрист, член-корреспондент АН СССР С.С. Алексеев), его заместителя и 25 членов комитета, в том числе по одному из каждой союзной республики. Закон установил ряд важных гарантий независимости членов Комитета, прежде всего их подчинение при выполнении ими своих обязанностей только Конституции СССР. 17 См.: Закон СССР от 1 декабря 1988 г. N 9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» // Ведомости ВС СССР Ст См.: Закон СССР от 23 декабря 1989 г. 973-I «О конституционном надзоре в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР Ст

21 Впервые осуществление конституционного контроля специализированным судебным органом начинается в 1991 г., когда Законом РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» 1991 г. 19 был образован судебный орган конституционного контроля Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционным Судом РФ на основе Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР» в гг. было рассмотрено 27 дел, из них 19 по обращениям о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов, 8 по индивидуальным жалобам граждан. Им было рассмотрено также более 30 тысяч обращений граждан, государственных органов, общественных объединений, на которые даны ответы. Обострение политического кризиса в стране и его трагическая развязка 3-4 октября 1993 г. в Москве привели к фактическому роспуску парламента и приостановлению реального осуществления Конституционным Судом РФ функций конституционного судебного контроля до принятия новой Конституции России и нового закона о конституционном правосудии в РФ. Конституция РФ 1993 г. сохранив специализированный орган конституционного судебного контроля, урегулировала важнейшие вопросы, связанные с организацией и деятельностью Конституционного Суда РФ, внесла существенные изменения в правовой статус данного органа, но все положительное, что было накоплено в ходе становления этого государственно-правового института в России, нашло затем отражение в принятом 21 июля 1994 г. Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации». После завершения формирования полного состава Конституционного Суда РФ в феврале 1995 г. начался новый этап его деятельности. Дополнительная литература: 19 См.: Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. N (ред. от г.) «О Конституционном Суде РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР N 30. Ст

22 1. Ганичева Е.С. Пределы осуществления права законодательной инициативы высшими органами судебной власти // Журнал российского права С Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в историческом контексте. URL: 3. Информация Конституционного Суда Российской Федерации об исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации. Утверждена Решением Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. //Журнал конституционного правосудия (10). С Комарова В.В. Конституционный контроль: опыт сравнительного анализа (Россия, субъекты федерации, страны-участницы СНГ и страны Балтии) // Конституционное и муниципальное право. — М.: Юрист, 1998, 1. — С Комарова В.В. История становления института конституционного контроля в России // История государства и права. — М.: Юрист, 1999, 4. — С Митюков М.А. Методология исследования проблемы послания Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право С Нарутто С.В. Конституционный Суд Российской Федерации: изменения в статусе и процедурах (2009 и 2010 годы) // Хозяйство и право С Нарутто С.В. Конституционный судебный процесс: Понятие, признаки, особенности // Право и политика. М., (161). С Осавелюк А.М., Липинский в.в. Исполнительная и судебная власть российских и зарубежных субъектов федерации // Асимметричная федерация: взгляд из центра, республик и областей. М., С Осавелюк А.М. Роль Конституционного Суда в определении места международных договоров правовой системе в Российской Федерации // Материалы VII Междунар. научно-практич. конференции «Судебная реформа в России: прошлое, настоящее, будущее (Кутафинские чтен.). Секция конституционного и муниципальн. права / под ред. В.В. Комаровой, Г.Д. Садовниковой, С.С. Заикина. М.: Изд. центр Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), С Пантелеев В.Ю. Актуальные вопросы модернизации и повышения эффективности работы конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право N 3. С Страшун Б.А. Эволюция института конституционного контроля в России: от надзора к правосудию. Часть 1 // Сравнительное конституционное обозрение N 1. С Татаринов С.А. К вопросу о расширении полномочий Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению и разрешению дел в связи с жалобами граждан // Конституционное и

23 муниципальное право С Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды в системе органов власти План 1. Место Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов власти и в судебной системе. 2. Место конституционных (уставных) судов в системе органов власти и в судебной системе. 3. Структура Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов. 1. Место Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов власти и в судебной системе О системе государственных органов свидетельствует тесная взаимосвязь Конституционного суда РФ с другими органами государства. Единство органов отражает единство воли народа, осуществляемой в соответствии с Конституцией РФ. Основу системы образуют иерархия и взаимодействие норм права. Поскольку законодательство включает принципы организации и деятельности всех государственных органов и другие нормы. Принципы законодательно установленные руководящие правовые начала, идеи, которые составляют фундамент формирования, организации и деятельности государственного аппарата. От остальных норм права они отличаются наивысшей юридической силой, универсальным содержанием и императивным характером воздействия. Они закладывают иерархическое строение права, регулируемых им отношений между разными органами государства. Принципы подразделяются на системообразующие, закладывающие основы

24 формирования государственных аппарата в целом, и производные, определяющие порядок осуществления полномочий отдельными органами. Точка зрения Хотя предписание государства в правовых принципах не выражено в виде правила с конкретным указанием на права и обязанности субъектов правоотношения, это указание все же имеется в общей форме, следовательно, налицо обязательность нормы-принципа 20. Все государственные органы действуют на основе Конституции, закрепляемых ею принципов и законов. Системообразующим является принцип народовластия, в котором проявляется демократическая организация государства (ст. 3 Конституции). Судебная практика Принципы справедливости, юридического равенства, гарантированности государством прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в Конституции России, обладают высшей степенью нормативной обобщенности, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1993 г. 1-П). Принцип законности состоит в том, в государстве действуют органы государственной власти, предусмотренные конституцией и законами; их создание осуществляется в соответствии с процедурой, установленной законами; свою компетенцию они осуществляют на основе законов и согласно процедуре, установленной законами. Принцип иерархичности: все составляющие систему органы действуют не разрозненно, а совместно, подчинены единой воле народа, выраженной в 20 См.: Основин В.С. Нормы советского государственного права. М., С ; Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.

25 Конституции, находятся в тесной взаимосвязи. Например, ст. 77 Конституции РФ устанавливает, что система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ. Принцип федерализма: в России существует два взаимосвязанных уровня государственной власти (ст. 5 Конституции). Указанная особенность сказывается на месте Конституционного Суда РФ в системе органов государственной власти и на уникальности конституционного правосудия, осуществляемого в РФ. В соответствии с положениями ч. 2 и 3 ст. 125 Конституции РФ Суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов РФ, а также между высшими государственными органами субъектов РФ. Федеративная форма государственного устройства России сказывается на том, что конституционные (уставные) суды субъектов РФ вправе осуществлять конституционное правосудие по вопросам, отнесенным к их компетенции, на территории соответствующего субъекта. Структура и виды органов государства устанавливаются на основе конституционного принципа разделения властей (ст. 10). Он позволяет различать в государстве органы законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом органы судебной власти осуществляют государственно-властные полномочия по разрешению правовых конфликтов в различных сферах общественной жизни. Социальная роль данной ветви власти заключается в том, чтобы в разного рода юридических противоречиях обеспечить господство права. В этой связи особое место среди судов занимают конституционные суды, призванные осуществлять контроль за тем, чтобы нормативные акты

26 соответствовали нормам Конституции РФ. Конституционный Суд РФ тем самым выступает своеобразным инструментом (институтом) обеспечения верховенства Конституции России и её прямого действия. Следующей особенностью положения Конституционного Суда РФ в системе разделения государственной власти, обеспечивающей его уникальное положение, является свойственная государствам с романогерманской системой права специализация судов. Это выражается в существовании конституционных судов и системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Производные принципы закладывают правовую основу для организации и деятельности отдельных звеньев, например, судебных, государственного аппарата. Так принципы выборности и назначаемости, вытекают из принципа народовластия, но по-разному применяются к формированию соответствующих государственных органов. Одни руководят деятельностью других; подотчетны и ответственны, подконтрольны или подчинены другим. К числу производных принципов относятся коллегиальность и единоначалие, составляющие основу деятельности государственных органов. Государственный орган это самостоятельное звено государственного аппарата (гражданин или организованный коллектив граждан), наделенный государственно-властными или иными полномочиями, уполномоченный государством и обществом на осуществление его задач и функций и действующий в установленном государством порядке. Точка зрения М.В. Баглай выделяет три группы государственных органов: органы государственной власти, государственные органы и органы государственной власти со специальным статусом. По его мнению, «органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначаемых государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но орган власти может быть и в лице одного человека. Таким является Президент РФ, президенты республик в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица

27 действуют в силу конституций или законов и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил» 21. Единство системы государственных органов предполагает выделение в ней относительно обособленных составных частей видов государственных органов. В зависимости от объема компетенции различают органы общей компетенции и органы специальной (отраслевой) компетенции. Органы общей компетенции осуществляют свои полномочия вне конкретной сферы деятельности. Они призваны координировать деятельность отраслевых органов государственной власти. Органы отраслевой компетенции выполняют свои государственно-властные полномочия в определенной сфере (экономика, финансы, оборона, внешняя политика) на основе принципа единоначалия. В эту группу органов власти, действующих в сфере исполнительной власти, входят министерства (обороны, иностранных дел, внутренних дел) и другие ведомства. Судебная практика Конституционный Суд РФ в определении «О прекращении производства по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 г «Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ» от 19 мая 1997 г. в констатирующей части считает неправомерным отождествление понятий «государственный орган» и «орган государственной власти» 22. И отмечает, что «нормы, и, прежде всего положения о том, что Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, носят общий характер, и их реальный смысл и значение определяются полномочиями, которыми наделена Администрация» 23. Государственные органы могут быть поделены на: органы, имеющие государственно-властные полномочия и органы, не имеющие таких полномочий. В первую группу (в зависимости от объема властных полномочий) входят органы государственной власти (глава государства, 21 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издат. Группа НОРМА-ИНФРА.М, С. 332, Вестник Конституционного Суда С Там же. С. 6.

28 парламент, правительство) и органы государственной власти с особым статусом (счетная палата, уполномоченный по правам человека). Во вторую вспомогательные органы высших органов государственной власти. Орган государственной власти гражданин или коллектив граждан профессионально выполняющих государственно-властные полномочия в пределах установленных государством задач и функций. Вспомогательный государственный орган коллектив граждан профессионально выполняющих координационные, консультативные, экспертные, организационные и иные функции установленные государством для обеспечения деятельности высших органов государственной власти. Вспомогательные государственные органы отличаются тем, что они не наделены государственно-властными полномочиями. Об этом говорится в приведенном выше определении Конституционного Суда РФ. Особенностью вспомогательных органов является то, что они создаются и судебными органами власти. В частности, Аппарат Конституционного Суда РФ обеспечивает работу этого федерального государственного органа и работает под общим руководством Председателя Конституционного Суда (ст. 24 ФКЗ о Конституционном Суде РФ). Совокупность судебных органов (судов) представляет собой судебную систему, установленную Конституцией РФ и ФКЗ о судебной системе Российской Федерации 24. Отождествлять судебную власть и судебную систему не следует, хотя эти два понятия связаны. В судебной системе России Конституционный Суд РФ также занимает особое место. Поскольку Конституционный Суд РФ судебный орган конституционного контроля и федеральный орган государственной власти, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. 24 СЗ РФ Ст. 1.

29 Точка зрения Конституционный Суд Российской Федерации является федеральным органом государственной власти 25. Конституционный Суд РФ это: — высший орган России по защите конституционного строя; — высший арбитр в спорах между ветвями российской власти, а также между властью и обществом, между властью и гражданином; Высший арбитр в коллизиях российского законодательства с международными и зарубежными правовыми стандартами 26. Судебная практика Истолковав положения ст Конституции РФ, разграничивающие компетенцию между федеральными судами, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 16 июня 1998 г. 19-П указал на отсутствие полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов проверять конституционность федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций (уставов), а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения Российской Федерации и вопросам ведения Российской Федерации и ее субъектов. На этом основании признал акты указанных судов не действующими. Федеративное устройство России вызвало появление среди органов государственной власти двух систем судебной власти. Это выражается в том, что на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации имеются свои судебные органы, отправляющие правосудие. Судебная власть в РФ как демократическом государстве строится не только на принципе разделения властей, но и на принципе народности. Это выражается в участии граждан в отправлении правосудия. В соответствии с ФКЗ о судебной системе РФ судебная власть осуществляется только судами 25 Нарутто С.В., Несмеянова С.Э., Шугрина Е.С. Конституционный судебный процесс. Учебник. М., С См.: Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в историческом контексте. URL:

Конституционный судебный процесс несмеянова