Право. Основы правовой культуры. 10 класс. Певцова Е.А.

5-е изд. — М.: 20 1 7. — Ч.1 — 200с., Ч.2 — 240с.

Учебник «Право. Основы правовой культуры» доктора юридических наук, доктора педагогических наук ЕЛ. Певцовой предназначен для общеобразовательных организаций: школ, гимназий, лицеев и колледжей. В книге изложены основные сведения о государстве и праве, их признаки, функции, формы, теории происхождения, показана роль права в социальном регулировании общества, представлены современные подходы к системе права, его основным отраслям. Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.

ЧАСТЬ 1.
Введение 3
Глава I. Роль права в жизни человека и общества
§ 1. Юриспруденция как важная область человеческих знаний 7
§ 2. Особенности и закономерности возникновения права 22
§ 3*. Принципы, аксиомы и презумпции права 38
§ 4. Система регулирования общественных отношений 46
Глава II. Теоретические основы права как системы
§ 5. Система права 57
§ 6. Правотворчество и процесс формирования права 69
§ 7—8. Формы права 81
§ 9. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц 95
§ 10*. Реализация права 103
§ 11*. Толкование права: задачи и особенности 111
Глава III. Правоотношения и правовая культура
§ 12—13. Правоотношения и их виды 124
§ 14. Правонарушения и их характеристика 134
§ 15. Юридическая ответственность 145
§ 16*. Правосознание и правовая культура 161
§ 17*. Правовые системы современности 172
Словарь терминов 190
Нормативные правовые акты 195
Литература 197
Ресурсы Интернета по праву 198

ЧАСТЬ 2.
Глава IV. Государство и право
§ 18*. Понятие государствам его признаки 3
§ 19*. Теории происхождения государства 12
§ 20. Сущность и функции государства 24
§ 21. Форма государства 41
§ 22. Организация власти и управления в стране 66
§ 23*. Правовое государство и его сущность 92
§ 24—25. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства 106
§ 26. Гражданство как правовая категория 120
§ 27—28. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве 130
§ 29—30. Избирательные системы и их виды 150
Глава V. Правосудие и правоохранительные органы
§ 31—32. Защита прав человека в государстве 167
§ 33. Правоохранительные органы Российской Федерации 190
Тесты 208
Словарь терминов 229
Нормативные правовые акты 235
Литература 237
Ресурсы Интернета по праву 238

Знатоки юриспруденции — науки, олицетворявшей собой с давних пор представления о справедливом и несправедливом, во все времена занимали особое место в обществе, оказывая немалое влияние на судьбы людей.
Мысль известного римского юриста III в. н.э. Ульпиана о том, что право «создано для пользы человечества», подкрепилась в настоящее время особым интересом к юридическим нормам, регулирующим нашу жизнь.
Другой древнеримский мыслитель — Марк Туллий Цицерон (106—143 гг. до н.э.) считал, что правовед должен быть сведущ в «законах и обычном праве, уметь давать советы, вести дела и охранять интересы клиента».
В эпоху Средневековья стало ясно, что познать право возможно только путём первоначального изучения общих представлений о нём. Одна из первых книг под названием «Энциклопедия права» известного юриста XVI в. Рингельберга представляла собой общий краткий очерк содержания всех юридических наук.
Многие страны понимали важность правового просвещения. Так, например, Шведское государство уже в XVI в. поставило задачу — достичь общей грамотности и хороших знаний в области права.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

«Правонарушения и их характеристика» Сценарий урока права 10 класса

Министерство образования Саратовской области.

Кафедра гуманитарного и эстетического образования

«Правонарушения и их характеристика»

Сценарий урока права 10 класса

слушателя КПК «Теория и методика обучения истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования» (с использованием ДОТ)

Анесовой Алии Уразгалиевны,

учителя истории и обществознания

МБОУ «СОШ №1 с. Александров-Гай Александрово-Гайского района Саратовской области»

г. Саратов, 23 декабря 2016 года.

«ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА»

Тема: «Правонарушения и их характеристика»

Базовый учебник: Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.1 М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 200 с.

Цель урока: формирование новых понятий по изучаемой теме; развитие самостоятельности обучающихся при работе с источниками информации; формирование активной гражданской позиции.

Задачи: дать представление о правомерном и противоправном поведении; рассмотреть виды правомерного поведения и правонарушения; определить состав правонарушения и охарактеризовать его элементы (признаки); добиться усвоения основных понятий уроков; способствовать формированию у обучающихся умений и навыков анализа составов правонарушений и их правовой оценки (квалификации), систематизации полученных знаний, моделирования ситуации в процессе дискуссии, аргументирования собственных суждений; показать неотвратимость ответственности за совершение правонарушений; сориентировать обучающихся на формирование активной гражданской позиции, нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

Ожидаемые результаты: обучающиеся смогут объяснить термины – правонарушение, состав правонарушения, объект правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения, объективная сторона правонарушения, преступление, проступок, вина, прямой умысел, косвенный умысел, самонадеянность, небрежность; смогут применить знание полученных правовых норм в знакомой и измененной ситуациях; смогут определить свое отношение к проблеме правонарушения, аргументировать свою позицию.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы обучающихся: самостоятельная работа в паре, в группах с различными источниками информации, решение правовых задач и ситуаций.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для работы в группах, парах, рабочий лист.

План: 1. Мотивация. Актуальность темы.

2. Постановка проблемы. Почему важно знать, что считается правонарушением?

3. Понятие и признаки правонарушения.

4. Состав правонарушения и его элементы.

5. Виды правонарушений.

6. Для чего нужны знания о правонарушениях?

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Структура и ход урока:

Мотивация. Актуальность темы.

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть в хорошем настроении. Вы все красиво одеты, сыты. У вас есть родители, которые о вас заботятся. Но ведь и в наше время так бывает не всегда. Послушайте музыкальную композицию (песня из фильма «Генералы песчаных карьеров») и подумайте, кто бы мог спеть такую песню? (беспризорники, брошенные дети)

Организует работу с текстом песни. Как вы думаете, как может сложиться дальнейшая судьба героя? (построение логической цепочки: голод – нужда – кража – арест – наказание)

Беседа с элементами дискуссии.

За что могут наказать героя? Почему в тексте есть обращение к маме? С какими словами герой к ней обращается? (герой совершает преступление, потому, что находится в сложной жизненной ситуации без поддержки взрослых)

Итак, подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим, что их поведение правомерно.

Однако не все соблюдают правила. Как называется поведение, нарушающее правовые нормы? (противоправное).

О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему. Итак, тема нашего урока: «Правонарушения и их характеристика».

Сформулируйте цель урока.

Т.о., главная цель урока раскрыть сущность понятия правонарушения.

Для достижения этой цели, что нам необходимо знать? (Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными?)

Постановка проблемы. Почему важно знать, что считается правонарушением? Ставит проблему: Почему важно знать, что считается правонарушением?

Записываем число и тему урока «Правонарушения и их характеристика». (Слайд №1.)

Информационный блок. Понятие и признаки правонарушения.

Учитель предлагает записать в тетрадь ключевое слово урока – правонарушение. Задание: попытайтесь дать свое определение понятию «правонарушение» и запишите его в тетрадь. Сравните его с определением, данным в учебнике. Исходя, из определений понятия можно выделить признаки противоправного поведения. Любое правонарушение характеризуется 4 признаками.

Прочтите определения и выделите признаки правонарушения. ( Правонарушение – виновное общественно вредное деяние, которое совершает дееспособный субъект и которое противоречит праву. (Слайд №3)

Признаки правонарушения: (Слайд №4)

1) Любое правонарушение связано с волей и сознанием людей. (душевнобольной человек не способен понимать значимость своих поступков, не может осознавать свои действия)

2) Правонарушение представляет собой вид деяния, которое может быть выражено как в форме действия, так и в форме бездействия. (неуплата налогов – вариант бездейственного противоправного поступка человека)

3) Противоправные поступки связаны с нарушением нормы права.

4) Правонарушение имеет вредные последствия. (они могут быть связаны со смертью людей, причинением вреда их здоровью или повреждением имущества).

4. Аналитический блок. Состав правонарушения и его элементы.

Обучающиеся получают задание (рабочий лист) Задание. Прочитать пар.14, с.138 – 139. Ответить на вопросы. (Отвечают на вопросы: что такое состав правонарушения? Какие элементы входят в состав правонарушения? Работают с кластером.)

Для чего нам важно знать об элементах состава правонарушения? Основанием юридической ответственности является наличие правонарушения, которое подтверждается особыми признаками – составом. Если нет какого-то элемента в составе, то и констатировать правонарушение нельзя, а значит и наказывать человека тоже нельзя.

*Итак, мы выяснили, что правонарушение – это опасное деяние.

5. Виды правонарушений.

Проанализируйте 2 ситуации. Слайд.

Чем они сходны, а чем различаются? (обе ситуации о противоправном поведении водителя, но 2-ая ситуация отличается большей степенью вреда для общества).

Зная, это мы можем определить виды правонарушения.

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

В какой ситуации действия водителя будут рассматриваться как проступок, а в какой как преступления?

Из этого сравнения можно вывести то, что проступок приносит меньший вред человеку, обществу, гос-ву. Дайте определения понятиям проступок и преступления.

Запишите их в тетрадь. Слайд

Выполните задание, в котором нужно определить проступки и преступления. Слайд

*Работа по группам. Пар. 14, с. 140 – 141. Необходимо изучить материал и заполнить свою часть таблицы (каждый член группы в тетради). Один из представителей группы выступает с информацией для других групп, которые тоже фиксируют её в своих таблицах. Так заслушиваются все четыре группы. В результате кругового обмена информацией у всех обучающихся в тетради получается заполненная таблица. По окончании заполнения таблицы, дети оглашают получившиеся данные.

6. Первичное закрепление. Работа по парам. Разбор правовых задач и ситуаций.

7. Подведение итогов (обобщение). Рефлексия . Перед об-ся ставится вопрос: почему важно знать, что считается правонарушением? Выводы делают сами ребята (чтобы не совершать проступков и преступлений, понимать, что за нарушение норм права наступает наказание). Учитель при необходимости дополняет их ответы.

На доске три больших листа, на одном из которых изображен чемодан, на втором – мясорубка, на третьем – корзина. Об-ся предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (чемодан – все, что пригодится в дальнейшем, мясорубка – информацию переработаю, корзина – все выброшу).

*Проводится оценивание, выставляются отметки по итогам работы на занятии.

Д/З параграф 14, вопросы. Зад №2 и №3, с. 145 на выбор.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Рабочая программа ПРАВО 10-11 профиль Певцова Е.А.

«ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ» 10-11

1. ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

«ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Данный курс изучается на профильном уровне как самостоятельный учебный предмет Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

В этой связи содержание курса ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.

«ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ».

Изучение курса — «Право. Основы правовой культуры»- направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

4. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Курс направлен на формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если. ». В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Владение основными навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Общеобязательными по курсу являются следующие виды деятельности:

• работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

• анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

• выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

• изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

• решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

5. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКА

Результаты изучения курса соответствуют государственным требованиям, предъявляемым к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений РФ. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

6. КУРС ОРИЕНТИРОВАН НА ФОРМИРОВАНИЕ СЛЕДУЮЩИХ УМЕНИЙ:

характеризовать право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

различать формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.

УМК издательства «Русское слово» по праву

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2013;

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2013;

Певцова Е.А. Козленко И.В. . « ПРАВО . Основы правовой культуры» Программа курса для 10—11 классов общеобразовательных учреждений ; М;«Русское слово»; 2012;

Кожин Ю.А. Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО « ТИД «Русское слово — PC », 2009.

Кожин Ю.А. Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC », 2009.

Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. «Права человека»10—11 класс, методическое пособие для учителя, М, «Русское слово» 2011;

Информационно-методические материалы по использованию УМК « ПРАВО.ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ » издательства « РУССКОЕ СЛОВО » ; М; «Русское слово» ; 2013.

Тематическое планирование курса «Право. Основы правовой культуры»

Наименование раздела программы и количество часов на раздел

Рабочая программа по праву (10 класс) на тему:
Рабочая программа по праву для 10 класса (уровень: базовый)

Рабочая программа составлено в соответствии с программой Е.А. Певцова, И.В. Козленко Право. Основы правовой культуры. 10 – 11 классы. М., «Русское слово».2012 учебниками: «Право. Основы правовой культуры» 10 класс. ч. 1, 2.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

Предварительный просмотр:

Рассмотрено» «Согласованно» «Утверждаю»

на заседании МО Зам.директор по НМР Директор МОУ СОШ № 42

протокол № 1 Пасынкова С.А.______ Бачалдина В.П.__________

от « » августа 2013г.

для 10 класса (уровень: базовый)

— Пасынкова Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория;

— Фролова Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория

Е.А. Певцова, И.В. Козленко. Право. Основы правовой культуры. Программа курса. 10-11 классы общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД Русское слово», 2012. – 72 с.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область «Общественные дисциплины. Право » входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Рабочая программа составлена на основе:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании», 1996г. с последующими изменениями и дополнениями;
  2. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164 , от 31.08.2009 № 320 , от 19.10.2009 № 427 , от 10.11.2011 № 2643 , от 24.01.2012 № 39 , от 31.01.2012 № 69 );
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 15785 с изменениями от 22.09.2011 г. № 2357);
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373»;
  5. Учебный план ОУ МОУ СОШ № 42 на 2013-2014 учебный год.
  6. Примерная программа (основного общего образования) по праву: Е.А, Певцова, И.В. Козленко. Право. Основы правовой культуры. Программа курса 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД Русское слово», 2012. – 72 с.
  7. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

Рабочая программа составлено в соответствии с программой Е.А. Певцова, И.В. Козленко Право. Основы правовой культуры. 10 – 11 классы. М., «Русское слово».2012 учебниками: «Право. Основы правовой культуры» 10 класс. ч. 1, 2.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям образовательной программы курса права для 10 классов относятся следующие:

— роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;

— гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;

— вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;

— основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;

— особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Условием решения образовательных задача правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.

Изучение права направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

• освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях право-вой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задача в образовательном процессе;

• формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год) 34 рабочие недели.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание курса учитывает современные взгляды ученых на самые актуальные вопросы правоведения и государствоведения, обеспечивая адекватное уровню подростков познание характера эволюции важных общественных институтов, осуществление исследовательской, проектной и иной творческой деятельности в рамках позитивного преобразования мира. Учебный курс «Основы правовой культуры» на базовом уровне позволяет изучить не только нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права. К ведущим темам курса относятся те, которые более всего ориентированы на правовую жизнь несовершеннолетних в настоящем и будущем. Однако при выстраивании логики правового обучения обращено внимание на мировой опыт правовой подготовки граждан, а потому признано целесообразным включить в программу обучения теоретические вопросы, ставшие основой для понимания норм права: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.

Обучение праву в рамках курса формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Так, например, школьники знакомятся со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта. Это обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

В этой связи содержание курса ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.

3. МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данный курс изучается как самостоятельный учебный предмет Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 17 часов для обязательного изучения учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в Х и ХI классах, из расчета 0,5 час в неделю. Исходя из возможностей учебного плана школы, курс проводиться в X классе из расчета 1 час в неделю, т.е. в объеме 34 часа в год

Теория государства и права.

Роль права в жизни человека и общества

Теоретические основы права как системы

Правоотношения и правовая культура

Государство и право

Правосудие и правоохранительные органы

Семейное, жилищное, трудовое право

Административное право и административный процесс

Уголовное право и уголовный процесс

Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА

Личностные результаты освоения основной образовательной программы по праву относятся включают следующие убеждения и качества:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

11) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по праву выражаются в следующих качествах:

1) умении самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

2) умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владении навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умении использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умении определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владении языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владении навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты изучения права учащимися должны отражать:

1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;

2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;

3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;

5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

6) сформированность основ правового мышления;

7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;

8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;

10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА . (18 час)

Вводная тема. Роль права в жизни человека и общества (2ч)

Значение изучения права. Система юридических наук. Информация и право. Теория происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Норсы права. Система регулирования общественных отношений.

Теоретические основы права как системы (4 ч)

Понятие и системы права. Правовая норма и её характеристика. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных актах. Институты права. Отрасли права. Методы правого регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника. Источники права. Правовой обычай. Договор как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативно правовой акт. Система иерархии нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.

Правоотношения и правовая культура. (4 ч)

Юридические факторы как основа правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Функции юридической ответственности. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания для освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступное деяние. Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура. Понятие правовой системы общества. Романно-германская правовая семья. Англосаксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая семья.

Государство и право (6 ч)

Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства. Признаки государства. Формы государства и его элементы. Монархия и республика как форма власти. Государственное устройство. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная, исполнительная, судебная власти. Местное самоуправление, его принципы. Конституция РФ – основной закон страны. Структура Конституции РФ. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента РФ.

Правосудие и правоохранительные органы. (2ч)

Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы РФ. Система органов внутренних дел. Прокуратура им её деятельность. Органы Федеральной службы безопасности РФ. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны РФ, Федеральная пограничная служба, Служба специальной связи и информации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба исполнения наказания, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.

ОТРАСЛИ ПРАВА (16 часов)

Гражданское право (6 час)

Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Физческое и юридическое лицо как субъект права. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Авторское право. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответсвенности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности. Права потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.

Семейное, жилищное, трудовое право (2 ч)

Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и неимущественные права супругов, выраженные в законе. Договорной режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Реализация гражданами права на жилье. Жилищные правоотношения. Понятие трудового права. Принципы и источники трудового договора. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Трудовой договор. Порядок и условия трудового соглашения. Расторжение трудового договора. Трудовые споры и дисциплинарная отвественность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних.

Административное право и административный процесс (2 ч)

Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Меры административноего наказания. Производство по делам об административных правонарушениях.

Уголовное право и уголовный процесс. (2 ч)

Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. . Понятие уголовной ответственности, её основания. Уголовное наказание. Ответственность несовершеннолетних. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе. Уголовное судопроизводство.

Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни (2 ч)

Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения. Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Юридические профессии – прокуроры, нотариусы, следователи.

Международное право ( 2 ч)

Понятие международного права. Источники принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие истемы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав человека. Международные споры и международно-правовая отвественность. Международное гуманитарное право и права человека.

Правонарушения и их характеристика Певцова