Оглавление:

Расчет по загрязнению окружающей среды 2014

Компаниям, деятельность которых связана с природопользованием и облагаема платой за негативное воздействие на окружающую среду, следует заполнить соответствующий расчет за IV квартал 2014 года и сдать его в Росприроднадзор не позднее 20 января 2015 года. Если раньше на данный отчет мало кто обращал внимание, то теперь, с 2015 года, штрафы за его непредставление выросли в четыре раза и сдавать его придется.

Платят вне зависимости от системы налогообложения

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не является налогом. Это обязательный платеж, который платят все фирмы вне зависимости от формы собственности, объемов деятельности, применяемой системы налогообложения.

Следует также учитывать, что плата не зависит от того, ведет ли компания деятельность с природопользованием в арендуемых или собственных помещениях, с собственными, взятыми в лизинг или аренду оборудованием и машинами.

Например, если компания использует в своей деятельности автотранспорт, тогда ей необходимо представлять расчет и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. При этом не важно, собственный транспорт использует, арендованный или взятый в лизинг. Каждая фирма платит за себя, за свою деятельность.

Компании, попросту выбрасывающие офисный мусор в специальные контейнеры, платить и сдавать отчеты в Росприроднадзор не обязаны*(2).

Подают расчет за все свои подразделения по каждому объекту

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представляют по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект*(3).

Если у фирмы стационарные, передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также объекты размещения отходов зарегистрированы (находятся) в разных субъектах РФ, по каждому субъекту представляют отдельный расчет платы.

Росприроднадзор в своем разъяснении отмечает, что юридическое лицо, являясь самостоятельным плательщиком, должно вносить плату и сдавать расчеты как за себя, так и по всем своим обособленным подразделениям.

Из этого случая есть исключения. Например, компания зарегистрирована в г. Москве, а обособленное подразделение (филиал или представительство) находится на территории Московской области, при этом подразделение осуществляет самостоятельное ведение вопросов расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Тогда выплату и сдачу расчета производят в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (к которому относится территория Московской области).

За игнорирование или опоздание с отчетностью — штраф

Срок представления расчета — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом*(4). Санкций именно за непредставление и несвоевременное представление расчета не предусмотрено. Данная плата не является налогом. Поэтому в данном случае невозможно привлечение к ответственности, предусмотренной налоговым законодательством за несвоевременное представление отчетности.

Однако такие действия компании могут быть расценены контролерами как сокрытие или искажение экологической информации. А это влечет наложение штрафа на директора от 3000 до 6000 рублей, на компанию — от 20 000 до 80 000 рублей*(5).

Возможен и другой вариант — непредставление такого расчета может быть расценено контролерами как непредставление или несвоевременное представление в государственную службу сведений, сдача которых предусмотрена законом и необходима для ведения этой службой деятельности. В этом случае будет наказание в виде административного штрафа на директора — от 300 до 500 рублей, на компанию — от 3000 до 5000 рублей*(6).

При этом важно помнить, что срок исковой давности по административным правонарушениям составляет один год со дня его совершения. Отсчитывать этот срок надо со дня, следующего за днем, когда истек срок представления расчета*(7).

Формы сдачи расчета

Расчет платы за загрязнение окружающей среды сдают в одном экземпляре:
— на бумаге (лично в службу либо через почту);
— в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи. Если за отчетный период сумма платы составляет менее 50 000 рублей, фирма не обязана представлять расчет в электронном виде.

На сайте Росприроднадзора можно найти специализированную программу «Модуль природопользователя»
— бесплатное средство подготовки отчетности природопользователя. Программа предназначена для расчета платы и формирования электронного варианта расчета. Использование данного модуля является правом, а не обязанностью компании.

Обязательно-добровольные приложения к расчету

Фирмы обязаны своевременно представлять расчет, однако законодательно не закреплено, чтобы к расчету прилагали какие-либо дополнительные документы. Но на практике территориальные службы Росприроднадзора настаивают на приложении документов, подтверждающих достоверность содержащихся в расчете сведений. Это могут быть: справка о фактическом расходе топлива по его видам (бензин, дизельное топливо, газ) за отчетный квартал с указанием количества и категории (легковые, грузовые) транспортных средств, договоры и акты на вывоз мусора за отчетный квартал, расчет доли мусора на арендатора или арендодателя, договор аренды (транспорта, оборудования) или свидетельство о собственности площадей (земельного участка), документы, заключения по нормативам и лимитам (лимит на размещение отходов, разрешение на выброс, хранение и т.д.).

*(1) ст. 8.5 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
*(2) письма Ростехнадзора от 27.04.2007 N 04-09/455, от 12.02.2007 N 04-09/169
*(3) пп. 4, 5 Порядка, утв. приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204
*(4) п. 1 приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557
*(5) ст. 8.5 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
*(6) ст. 19.7 КоАП РФ
*(7) п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Как Росприроднадзор рекомендует рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год? До какой даты и на какие реквизиты произвести платеж в 2018 году? Нужно ли сдавать отчетность по таким платежам в Росприроднадзор? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье?

Кто должен вносить плату за загрязнение

Опасные объекты

Плату за загрязнение окружающей среды по итогам 2017 года должны внести все организации и индивидуальные предприниматели, использующие в рамках своего бизнеса объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Причем обязанность по внесению платы касается всех организаций и ИП, применяющих любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения (УСН, ЕНВД, ОСНО и т.д.).

Имейте в виду, что обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на объект негативного воздействия. Поэтому плату за 2017 год должны внести те, кто фактически эксплуатирует такой объект (к примеру, арендаторы).

Исключение

Законодательством РФ предусмотрено исключение о тех, кто не обязан вносить плату за негативное воздействие (п.1 ст.16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). Под него попадают компании и ИП, которые ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:

  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Как узнать, должна ли организация или ИП вносить плату за загрязнение окружающей среды по итогам 2016 года? Поясним. Росприроднадзор присваивает категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Соответственно, если вы не знаете, какая категория присвоена вашим объектам – обратитесь в Росприроднадзор и уточните информацию о классе опасности ваших объектов.

Расчет платы за зягрязнение

Правильность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Это следует из Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 995.

С 23 сентября старый порядок расчета платежа за загрязнение окружающей среды не действует. Правительство РФ постановлением от 13 сентября 2016 г. № 913 отменило постановления от 19 ноября 2014 г. № 1219 и от 12 июня 2003 г. № 344, где были прописаны правила расчета. Мы сообщали об этом в статье «Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году: новые ставки».

Cрок внесения платы за 2017 год

Авансовые платежи за загрязнение окружающей среды в 2018 году организации и ИП (не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства) должны были перечислять по итогам каждого квартала. Срок уплаты – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За IV квартал 2017 года платеж перечислять не нужно.

Авансовый платеж за каждый квартал 2017 года равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год. К примеру, сумма платы за 2017 год составила 190 000 руб. Значит, в 2017 году необходимо было перечислить следующие авансовые платежи (пункта 3 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ)

  • за 1 квартал – не позднее 20 апреля 2017 года – 47 500 руб.;
  • за полугодие – не позднее 20 июля 2017 года – 47 500 руб.;
  • за 9 месяцев – не позднее 20 октября 2017 год – 47 500 руб.

Все организации и ИП общую сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год должны перечислить в бюджет не позднее 1 марта 2017 года (п. 3 ст. 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Авансовые платежи в 2018 году: сроки

Если говорить про 2018 год, то сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду по авансовым платежам следующие:

  • за 1 квартал – не позднее 20 апреля 2018 года – 47 500 руб.;
  • за полугодие – не позднее 20 июля 2018 года – 47 500 руб.;
  • за 9 месяцев – не позднее 20 октября 2018 год – 47 500 руб.

Общую итоговую сумму платы за загрязнение в отношении 2018 года потребуется внести не позднее 1 марта 2019 года.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя:

  • квартальные авансовые платежи;
  • итоговую сумму платы, которую нужно перечислить в бюджет по итогам года.

Квартальные авансовые платежи перечисляют все плательщики (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства). Срок – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За IV квартал платеж перечислять не нужно. Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год.

Величину доплаты по итогам года определите как разницу между суммой платы, начисленной за год, и суммой авансовых платежей, перечисленных в бюджет в течение года. Эту сумму нужно перечислить в бюджет не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 16.4 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ).

К примеру, сумма платы за 2016 год составила 120 000 руб. Значит, в 2017 году необходимо было перечислить:

  • не позднее 20 апреля – 30 000 руб.;
  • не позднее 20 июля – 30 000 руб.;
  • не позднее 20 октября – 30 000 руб.

Сумма платы, рассчитанная по итогам 2017 года, составляет 140 000 руб. Это значит, что не позднее 1 марта 2018 года организация должна перечислить в бюджет плату за загрязнение окружающей среды в размере 50 000 руб. (140 000 руб. – 90 000 руб.). Субъекты малого и среднего предпринимательства, которые освобождены от квартальных авансовых платежей, всю сумму платы за год перечисляют в бюджет единовременно не позднее 1 марта следующего года (письмо Росприроднадзора от 11 апреля 2016 № АС-06-01-36/6155).

Как вносить плату за загрязнение в 2018 году

В 2018 году платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды составляйте по общем правилам (как на уплату налогов и страховых взносов). При этом имейте в виду, что суммы платы отправляйте в банк одним платежным поручением (без распределения между бюджетами) на счета территориальных управлений Федерального казначейства (письмо Минфина России от 24.07.2008 № 03-06-06-04/1). При заполнении платежных поручений указывайте КБК Росприроднадзора: он является администратором бюджетных доходов в виде платы за загрязнение окружающей среды (приложение 7 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

В 2018 году КБК для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду – 048 1 12 010х0 01 6000 120 где X зависит от вида загрязнения окружающей среды.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды — 2017-2018

Расчет платы за загрязнение окружающей среды 2017–2018 годов — процедура, обязательная для лиц, осуществляющих такие платежи. Рассмотрим этот расчет.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей в сумме, равной 25% от величины суммарного платежа за предыдущий год, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2017–2018 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 255:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
    • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
    • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. Причем для 2016 и 2017–2018 годов (в которых ставки одинаковы) действуют их разные значения.

Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2018 году — ставки платы».

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

  • дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
  • установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.

Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

О том, какие размеры могут принимать эти коэффициенты, читайте в статье «Плата за негативное воздействие за 2017 год — расчет».

Расчет платы за вред экологии: вычеты

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

С 2010 года ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по предоставлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. То есть за 2017 год декларация должна быть представлена в Росприроднадзор не позднее 10.03.2018.

О том, где найти форму декларации, действительной для отчета за 2017 год, читайте в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС».

В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

В 2017–2018 годах в России действуют новые ставки для расчета платежей за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи в Росприроднадзор.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду 2017

Содержание

Основание и правовые основы

Плату за негативное воздействие на окружающую среду в разговоре обычно называют экологическим сбором или экологическим платежом. Ее обязаны уплачивать все те, кто по роду своей деятельности негативно влияет на экологию. Обязанность по этой плате лежит на всех, кто ведет деятельность на территории России независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства России от 28.08.1992 N 632, претерпевшим серьезные изменения, а также Федеральным законом 10 января 2002 года N 7-ФЗ. Он определяет виды загрязнений, за которые взимается плата, и базовые нормы для расчета экологического платежа.

Следует отметить, что с 1 января 2016 года при расчете платы за загрязнение окружающей среды необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

Начиная с 2017 года уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются ежегодно — до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Ключевое изменение 2017 года в том, что отчетным периодом по этому налогу теперь является год, а не квартал.

    Федеральные:
  • Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632

(ред. от 26.12.2013) «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»

«О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»

«Об охране окружающей среды»

Кто обязан уплачивать экологический сбор?

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны вносить все, кто загрязняет эту среду. То есть для начала организации или ИП нужно разобраться, производит ли она в своей работе загрязнение.

Экологические платежи: Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Содержание.

1. Общая информация об экологических платежах.
2. Кто платит за НВОС?
3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС?
4. Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи.
5. Куда сдавать Расчет платы за НВОС, и уплачивать экологические платежи?
6. С какого времени необходимо платить экологические платежи?
7. Как рассчитать сумму платы за НВОС?
8. Коэффициенты инфляции
9. Что нужно знать для расчета экологических платежей?
10.Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС

1. Общая информация об экологических платежах.

Действующим законодательством РФ предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которая заменила ранее взимавшуюся плату за загрязнение окружающей среды. Необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот закон устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного (вредного) воздействия на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В настоящее время плата за НВОС взимается только за следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными объектами;
  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

За другие виды вредного воздействия, указанные в Федеральном законе от 10.01 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т. п., экологические взносы не уплачиваются из-за отсутствия нормативов платы, т.к. невозможно определить размер этих взносов.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду по Определению Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом . Этот платеж носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

В соответствии с п. 2 статьи 8 Налогового кодекса, под сбором понимается обязательный взнос , уплата которого является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). УМНС РФ в письме за № 06-01-25/21 91 от 10.02.2004 и в официальном Разъяснении от 15.01.2004г. однозначно подтверждает обязательность платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Однако в соответствии с законодательством внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан загрязнением окружающей среды.

2. Кто платит за НВОС?

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, российские и иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, то есть имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду. В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009г., все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 г. также осуществлять данные платежи.

3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС?

Согласно п. 1 Приказа Ростехнадзора РФ от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» все экологические платежи нужно перечислять до 20-го числа месяца , следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

4. Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи

Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду должен производиться организацией самостоятельно исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью. Форма расчета, порядок ее заполнения и сдачи отчетности утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 (в редакции приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 г. №182).

Расчет платы за загрязнение окружающей среды включает в себя:

  • Титульный лист
  • Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет
  • Раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»
  • Раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»
  • Раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»
  • Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления»

В расчет платы включаются только те разделы , которые необходимы организации в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду. Например, если организация не имеет стационарные объекты, которые выбрасывают в атмосферный воздух загрязняющие (вредные) вещества, то раздел 1 заполнять и прикладывать к расчету платы не нужно.

Расчет платы нужно сдавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчет предоставляется следующим образом:

  • на бумажном носителе через представителя организации или по почте заказным письмом с уведомлением;
  • и в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.

Расчеты в электронном виде должны предоставляться в формате XML , согласно образцу, расположенному на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по адресу: http://www.gosnadzor.ru. Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 тыс. рублей, представления расчета платы в электронном виде не требуется, в противном случае сдача расчетов в электронном виде является обязательной.

5. Куда сдавать Расчет платы за НВОС, и уплачивать экологические платежи?

В настоящее время согласно Постановления Правительства РФ № 717 от 13.09.2010 г. и приказа Росприроднадзора № 311 от 20.10.2010 г. полномочиями администратора доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду наделены только территориальные Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Заполненный расчет платы прошитый, пронумерованный, скрепленный печатью нужно сдавать в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и месту государственной регистрации передвижного загрязняющего объекта. В те же территориальные органы Росприроднадзора осуществляется плата на НВОС в соответствии с представленными Расчетами платы отдельными платежными поручениями по каждому КБК.

Таким образом, если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах Российской Федерации, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. При эксплуатации нескольких объектов загрязнения на территории одного субъекта плата по ним отражается в едином расчете. Однако лист расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, заполняется отдельно по каждому муниципальному образованию (ОКТМО муниципального образования).

Список кодов бюджетной классификации (КБК) экологических платежей:

6. С какого времени необходимо платить экологические платежи

Экологические платежи необходимо платить со времени вступления в силу Постановления Правительства № 344, а именно с 30 июня 2003 года. Те предприятия, которые уже существовали в это время, но не вносили экологические платежи, должны внести плату за загрязнение окружающей среды именно с 30 июня 2003 г., а те предприятия, которые образовались позже, должны платить с момента начала своей деятельности. Однако в 2008 году в связи с истечением срока исковой давности — три года (согласно ст.196 Гражданского кодекса РФ №230-ФЗ) плата с «должников» взимается с 1 января 2010 года.

7. Как рассчитать сумму платы за НВОС

Порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410).

Сумма платы рассчитывается отдельно по каждому загрязняющему веществу и отходу, а также по каждому виду топлива для передвижных объектов. При расчете платы за выбросы нужно учитывать коэффициенты экологической значимости региона и дополнительные коэффициенты 2 и 1,2. При расчете платы за сбросы — коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент для взвешенных веществ. При расчете платы за отходы учитываются коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент месторасположения объекта размещения отходов (1 или 0,3). Ко всем рассчитанным суммам платы должен быть применен коэффициент, учитывающий инфляцию, который устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной календарный год.

8. Коэффициенты инфляции

Коэффициенты, учитывающие инфляцию платы за НВОС по всем разделам расчета платы, устанавливаются каждый год Федеральным законом «О федеральном бюджете». В 2010 году нормативы платы, установленные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344, применялись с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,79. Нормативы платы, изменённые Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005г. №410, применялись с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,62.

  • Коэффициенты инфляции в 2011г.: 1,93 (вместо 1,79) и 1,58 (вместо 1,46)
  • Коэффициенты инфляции в 2012г.: 2,05 (вместо 1,93) и 1,67 (вместо 1,58)
  • Коэффициенты инфляции в 2013г.: 2,20 (вместо 2,05) и 1,79 (вместо 1,67)
  • Коэффициенты инфляции в 2014г.: 2,33 (вместо 2,20) и 1,89 (вместо 1,79)
  • Коэффициенты инфляции в 2015г.: 2,45 (вместо 2,33) и 1,98 (вместо 1,89)
  • Коэффициенты инфляции в 2016г.: 2,56 (вместо 2,45) и 2,07 (вместо 1,98)

Эти коэффициенты ежегодно обновляются в нашей программе для расчета платы за НВОС «ЭКО-Эксперт».

9. Что нужно знать для расчета экологических платежей?

Чтобы рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо знать:

  1. Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и лимиты на размещение отходов.
  2. Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы временно согласованных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
  3. Количество топлива, израсходованного передвижными источниками в отчетном периоде.
  4. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410).
  5. Коэффициенты, учитывающие инфляцию нормативов платы и коэффициенты экологической значимости региона.
  6. Фактические массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов с разбивкой:
    • в пределах утвержденных нормативов (ПДВ, ПДС и ЛРО);
    • в пределах утвержденных временно согласованных нормативов (ВСВ и ВСС);
    • сверх утвержденных нормативов и временных нормативов.
  7. Повышающий коэффициент, который применяется при расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов. Значение этого коэффициента составляет 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Фактическая масса выбросов, сбросов и размещения отходов определяется по данным учета, который должны вести все организации, обязанные вносить плату за загрязнение окружающей среды (ст. 30 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, подп. 5 п. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, ст. 19 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, используется порядок, предусмотренный п.5.6 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г.

Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, используется порядок, предусмотренный п.5.7 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г.

Учет отходов (образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещенных, переданных другим лицам или полученных от других лиц) следует вести в специальном журнале учета обращения с отходами (приказ МПР РФ от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»).

Расчет платы за НВОС это весьма трудоемкий и кропотливый процесс . Поэтому существует множество предприятий, оказывающих услуги по расчету экологических платежей. Кроме того имеется много программ, позволяющих автоматизировать расчет платы за НВОС . Такие программы позволяют пользователю самому рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду и подготовить всю необходимую экологическую отчетность, даже если он не является большим специалистом в области экологии.

10. Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС

Штрафных санкций за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено . Однако такие действия могут квалифицироваться как сокрытие экологической информации, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

В соответствии со статьей 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Расчет по загрязнению окружающей среды 2014