Оглавление:

Типовое положение об автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей

I. Общие положения

1.1. Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования детей признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления дополнительного образования детям.

1.2. Деятельность автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и уставом организации, разрабатываемым с учетом Закона РФ «Об образовании», настоящего Положения, а также Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Правительством РФ.

II. Особенности деятельности автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей

2.1. Автономная некоммерческая организация дополнительного образования детей может быть создана путем учреждения или в результате реорганизации в форме преобразования государственных (муниципальных) учреждений дополнительного образования детей.

2.2. Учредителями автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей могут выступать граждане и (или) юридические лица, число учредителей не ограничено. При создании автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей путем реорганизации государственного (муниципального) учреждения учредителями могут выступать работники реорганизуемого учреждения.

2.3. Учредительным документом автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей является устав, утвержденный учредителями.

2.4. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей, порядок принятия ими решений и выступления от имени организации устанавливаются уставом организации.

2.5. Высшим органом управления автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей является коллегиальный орган (правление).

К исключительной компетенции высшего органа управления автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей относится решение следующих вопросов:

изменение устава организации;

образование исполнительного органа управления организации и досрочное прекращение его полномочий;

утверждение программы дополнительного образования детей, реализуемой организацией;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана организации и внесение в него изменений;

определение системы и условий оплаты труда работников организации;

утверждение тарифов на услуги, предоставляемые организацией;

создание филиалов и открытие представительств организации;

реорганизация и ликвидация организации.

Состав высшего органа управления автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей (как правило, не более 5 человек) формируется из числа учредителей организации, представителей государственного (муниципального) органа управления образованием, профсоюза работников образования. Работники автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей не могут составлять более чем одну треть общего числа членов высшего органа управления организации.

Заседание высшего органа управления автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Решение принимается большинством голосов членов, присутствующих на заседании. Решение по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления принимается большинством голосов, составляющим две трети от общего числа его членов.

2.6. Исполнительный орган управления автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей является единоличным (управляющим). Он осуществляет текущее руководство деятельностью организации и
подотчетен высшему органу управления организации.

2.7. Источниками формирования имущества автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей являются:

бюджетные средства, выделяемые организации при получении на конкурсной основе государственного (муниципального) заказа на предоставление дополнительного образования детей;

доходы от предоставления дополнительных образовательных услуг, иной предпринимательской деятельности в соответствии с уставом организации;

регулярные и единовременные поступления от учредителей;

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

доходы, получаемые от использования имущества, находящегося в собственности организации или переданного ей по иным основаниям;

другие не запрещенные законом поступления.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей учредителями, является собственностью организации. Учредители организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2.8. Автономная некоммерческая организация дополнительного образования детей при получении на конкурсной основе государственного (муниципального) заказа обеспечивает предоставление детям услуг дополнительного образования по установленным тарифам в пределах образовательной программы, разрабатываемой в соответствии с нормативными требованиями, и объема выделенных бюджетных средств.

Автономная некоммерческая организация дополнительного образования детей самостоятельна в установлении тарифов на предоставляемые дополнительные образовательные и иные услуги.

2.9. Автономная некоммерческая организация дополнительного образования детей самостоятельна в определении системы и условий оплаты труда работников организации. При создании организации путем реорганизации государственного (муниципального) учреждения трудовые отношения с работниками реорганизуемого учреждения с их согласия продолжаются.

2.10. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация автономных некоммерческих организаций дополнительного образования детей проводятся в соответствии с требованиями действующего законодательства.

2.11. Налогообложение автономных некоммерческих организаций дополнительного образования детей производится в порядке, установленном налоговым законодательством.

2.12. Реорганизация и ликвидация автономных некоммерческих организаций дополнительного образования детей осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

III. Особенности экономической поддержки автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей

3.1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать автономным некоммерческим организациям дополнительного образования детей экономическую поддержку в различных формах, не противоречащих законодательству.

3.2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают автономным некоммерческим организациям дополнительного образования детей, как правило созданным путем реорганизации соответственно государственных (муниципальных) учреждений, экономическую поддержку в форме предоставления имущественного комплекса реорганизованного учреждения по договору безвозмездного пользования, заключаемому в соответствии с гражданским законодательством.

3.3. В качестве условий предоставления имущественного комплекса автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей в договоре безвозмездного пользования предусматриваются:

3.3.1. Обязанности организации по целевому использованию переданного имущества, в том числе участие в проводимых органами государственной власти или органами местного самоуправления конкурсах на обеспечение предоставления дополнительного образования детям.

3.3.2. Предоставление имущества на определенный срок (1–2 года), по истечении которого в случае достаточной эффективности деятельности организации возможна автоматическая пролонгация договора на неопределенный срок.

3.3.3. Возможность изъятия имущества в случаях:

использования не в соответствии с договором, то есть нарушения обязанностей по целевому использованию имущества, или ненадлежащего содержания (досрочное расторжение договора);

неэффективности использования, то есть неполучения организацией по итогам конкурса государственного (муниципального) заказа на предоставление дополнительного образования детей более одного раза и неспособности организации за счет собственных доходов обеспечить выполнение своих обязательств (отказ от бессрочного договора).

3.3.4. Возложение на организацию обязанности по содержанию, текущему и капитальному ремонту переданного имущества или с учетом фактического состояния имущества (износа и т.п.) сохранение обязанности по его капитальному ремонту за органами государственной власти (органами местного самоуправления).

3.3.5. Поступление в собственность организации доходов, полученных в результате использования переданного имущества, включая доходы от предоставляемых услуг и предпринимательской деятельности.

3.3.6. Поступление в собственность организации произведенных ею отделимых улучшений переданного имущества (приобретенного за свой счет оборудования, инвентаря), при этом неотделимые улучшения могут быть произведены организацией лишь с согласия органов государственной власти (органов местного самоуправления), которые в случае расторжения договора возмещают организации их стоимость.

3.3.7. Правопреемство по договору безвозмездного пользования в случае реорганизации автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей или отчуждения переданного ей имущества из государственной (муниципальной) собственности.

3.3.8. Прекращение договора безвозмездного пользования и изъятие переданного имущества в случае ликвидации автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей.

3.4. В случае неполучения по итогам конкурса государственного (муниципального) заказа на обеспечение предоставления дополнительного образования детям автономной некоммерческой организацией дополнительного образования детей, созданной путем реорганизации государственного (муниципального) учреждения, ее деятельность продолжает осуществляться в соответствии с уставными целями и назначением переданного имущества за счет собственных доходов.

При возникновении кредиторской задолженности (по выплате заработной платы, содержанию имущества) организации в соответствии с бюджетным законодательством могут быть предоставлены из соответствующего бюджета целевая субвенция или бюджетный кредит на ее погашение.

Принципы организации дополнительного образования детей в России Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Золотарёва Ангелина Викторовна

В статье дана характеристика современному состоянию системы дополнительного образования детей в России, предложен обзор особенных принципов его организации.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Золотарёва Ангелина Викторовна,

Principles of Organization of Children’s Further Education in Russia

In the article the characteristic is given to a current state of the system of children’s further education in Russia, the review of special principles of its organization is offered.

Текст научной работы на тему «Принципы организации дополнительного образования детей в России»

Принципы организации дополнительного образования детей в России

В статье дана характеристика современному состоянию системы дополнительного образования детей в России, предложен обзор особенных принципов его организации.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, принципы организации образования.

A. V. Zolotariova

Principles of Organization of Children’s Further Education in Russia

In the article the characteristic is given to a current state of the system of children’s further education in Russia, the review of special principles of its organization is offered.

Keywords: children’s further education, principles of education organization.

Дополнительное образование детей в России возникло и развивается в лучших традициях российской системы внешкольного образования, внешкольного воспитания, внешкольной и внеклассной работы. Трансформация внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей в конце ХХ — начале XXI в. связана с задачами перехода России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. В процессе этого перехода возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества, в первую очередь, дополнительного образования, основное предназначение которого — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей [3].

В 1992 году Закон Российской Федерации «Об образовании» утвердил новый правовой статус дополнительного образования детей. По мнению В.П. Голованова, дополнительное образование детей оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании. Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несёт на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нём появляются совершенно новые черты: оно приобретает гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика, проникает в другие типы образования (общее, дошкольное, профессиональное) и

ведомства (культура, спорт, молодежная работа и

Основная задача реформирования состояла не только в обеспечении перевода внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей, но и в развитии системы общего образования за счет потенциала дополнительного образования. Это связано, в первую очередь, с задачами обеспечения нового качества образования, адекватного потребностям развивающейся личности, направленного на формирование людей, способных позитивно изменить положение дел в обществе. При этом совершенно очевидно, что качество образования будет зависеть от возможностей системы образования предоставлять ребенку спектр образовательных услуг. Использование возможностей дополнительного образования детей способствует модернизации целей, содержания, организации и ожидаемых результатов общего образования, обеспечивает переход от традиционного содержания (стандартов) к содержанию, соответствующему новым ожиданиям населения или социальному заказу образования [6].

Анализ работ российских ученых (В.А. Березина, Е.Б. Евладова, А.В. Золотерёва, В.П. Голованов, Л.Г. Логинова, Н.А. Соколова, А.И. Ще-тинская и др.), а также зарубежных ученых (И. Ковальчикова, Ю. Кресила, Р. Кларийс) [9, 10] позволил увидеть, что реализация задачи ре-

© Золотарёва А. В., 2013

формирования дополнительного образования осуществлялась на основе особенных принципов его организации.

1. Принцип дополнительности. Данный принцип, открытый Н. Бором применительно к квантовой механике, сегодня активно используется в других сферах жизнедеятельности. Использовать принцип дополнительности в педагогике предложил В. Д. Семенов для нахождения выхода за пределы ведомственного подхода к воспитанию человека, создания условий для более полного использования в образовательных целях всего потенциала культуры, накопленной человечеством. Сегодня дополнительность рассматривается как механизм обеспечения полноты и целостности образования. В соответствии с этим принципом, дополнительное образование детей призвано углублять и расширять школьные знания. Кроме того, оно должно давать возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные образовательные потребности за пределами школы, школьных стандартов, способствовать развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности.

2. Принцип личностной детерминации. Центральным звеном механизма социальной детерминации деятельности людей являются их потребности и интересы, которые побуждают их к деятельности, являются источником активности. О.Е. Лебедев отмечает, что система дополнительного образования отличается не только более высокой степенью свободы выбора, но и объектами выбора [5]. В дополнительном образовании получение ребёнком возможности выбора означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными природными склонностями и способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Ребёнку должна предоставляться возможность выбора направления деятельности, темпов продвижения по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда и др. Именно свободный выбор ребенка есть существенный признак дополнительного образования. Поэтому, в самом широком смысле слова, дополнительное образование — это «образование целевого выбора».

3. Принцип индивидуализации образования. Индивидуальность как качество, характеристика, признак человека относится к разряду системообразующих свойств личности. Как принцип педагогической деятельности индивидуализация в

условиях дополнительного образования предполагает: создание условий для максимально свободной реализации каждым ребенком заданных природой задатков, проявления своих возможностей, которые служат главным побудительным мотивом творчества; организацию индивидуально ориентированной помощи каждому ребёнку в реализации его потребностей, в эмоциональном и широком общении не столько со сверстниками, сколько со значимыми взрослыми, в освоении рационального содержания человеческой жизни; активное участие педагога в автономном самоопределении ребенка, в стимулировании развития его способности осуществлять социально значимые действия, накапливать собственный личный опыт социальной деятельности. Исходя из этого, дополнительное образование должно занять свое место в создании индивидуальных образовательных моделей, позволяющих детям самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для них интересен.

4. Принцип преемственности и непрерывности образования. Данный принцип предполагает построение образовательного процесса в двух направлениях: по вертикали как совокупность последовательных образовательных воздействий на личность в течение жизни (на разных возрастных этапах развития) и по горизонтали как совокупность одновременных воздействий на личность со стороны различных образовательных каналов (организация интеграции разных типов образования, обеспечивающей повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка). При этом дополнительное образование как более гибкое, мобильное и не регламентированное стандартами способно заполнить образовательное пространство ребенка, удовлетворяя его конкретные образовательные потребности. Дополнительные образовательные программы не должны повторять программы дошкольного, общего среднего и профессионального образования. Их задача -обеспечение преемственности и специализации образования, затрагивающей те области знаний, к которым дети проявляют устойчивый интерес. При этом преемственность и непрерывность должны обеспечиваться через осуществление межпредметных связей, создание интегрированных образовательных программ, программ профессиональной ориентации и самоопределения и т.д.

5. Принцип гуманизации образования. Реализация принципа гуманизации образования предполагает создание психологически комфортной атмосферы, развитие демократии, творчества, права выбора и равных условий для образования разных детей (одаренных, детей с ограниченными возможностями здоровья, попавших в трудную социальную ситуацию и др.) [9]. Дополнительное образование призвано компенсировать жесткие рамки формального (в т.ч. школьного) образования. Гуманизация средствами дополнительного образования может обеспечиваться через различные формы включения ребенка в деятельность: учет интересов, материального благосостояния при составлении программы деятельности; последовательность прохождения материала, его доступность и посильность; создание ситуации успеха; разработку личных программ обучающихся. Кроме того, важно отметить, что во внешкольном воспитании сформировался особый стиль отношений между педагогами и детьми, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе, который необходимо перенести в систему дополнительного образования. Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит, с одной стороны, свобода ребенка в выборе педагога, а с другой — стремление педагога быть значимым для ребенка.

6. Принцип диверсификации. Смысловая доминанта слова «диверсификация» — разнообразие, многообразие. Дополнительное образование детей характеризуется разнообразием: возрастов (от дошкольников до студентов), способностей (музыкальных, спортивных, интеллектуальных, творческих и др.) и особенностей (одаренных, с ограниченными возможностями здоровья, социальными проблемами) обучающихся, направлен-ностей деятельности (художественной, спортивно-технической, эколого-биологической, социально-педагогической и др.), типов и видов дополнительных образовательных программ (учебных, воспитательных, образовательных, социально-педагогических, досуговых и др.), форм образовательных объединений (кружок, клуб, школа, студия, мастерская, лаборатория и другие), видов учреждений дополнительного образования детей (дворец, дом, центр, клуб, парк, студия и др.). Дополнительное образование призвано компенсировать ограниченность содержания формального образования требованиями стандартов и создать условия для освоения всего

многообразия культуры, накопленной человечеством, к которому дети проявляют интерес [8].

7. Принцип единства обучения, воспитания и развития. В узком смысле под обучением понимается приобретение детьми знаний, умений и навыков; воспитание — процесс целенаправленного формирования личности и подготовки её к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни; развитие подразумевает формирование сущностных сфер личности ребенка. В современном дополнительном образовании обучение, воспитание и развитие должны быть тесно взаимосвязаны между собой. Поскольку доминантой современного дополнительного образования является развитие, эту связь можно выразить следующей формулировкой: развитие ребенка совершается в процессе его обучения и воспитания на основе формирования индивидуальных качеств личности. Поэтому в дополнительном образовании особое место должны занять комплексные образовательные программы, которые реализует цели, содержание, методы обучения, воспитания и развития как триединого процесса (могут быть варианты комплексных программ, например, учебно-воспитательная, учебно-развивающая и др.) [8].

8. Принцип деятельностного подхода. Данный принцип предполагает построение образовательного процесса от действия к знанию, а не наоборот. Доминантой дополнительного образования можно считать деятельность в различных ее проявлениях (образовательная, социально-педагогическая, культурно-досуговая, исследовательская и др.). Кроме того, оно ориентировано на включение детей в практическое освоение выбранных ими образовательных областей. Осваивая программы дополнительного образования, ребенок должен иметь возможность принимать участие в создании конкретного творческого продукта, самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы, учиться ставить цель, формулировать задачи, достигать результата. В процессе деятельности формируются профессионально и социально значимые для общества компетентности обучающихся в сферах самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой деятельности, бытовой сфере и др.

9. Принцип интегративности образования. Каждый из элементов системы дополнительного образования детей имеет свойства внутренней и внешней интегрированности. Дополнительное образование может осуществляться через инте-

грацию разных видов творческой деятельности, уровней их освоения, разнообразных форм организации и т. д. Кроме того, интегративность означает обеспечение интеграции внутренней среды организации, сбалансированности разнонаправленных усилий ее различных подсистем и элементов, что обеспечивает поддержание целостности системы. Дополнительное образование призвано реализовать интегративный взгляд на человека, что обусловлено отсутствием стандарта на него и правом самостоятельно разрабатывать программы деятельности. Принцип интегра-тивности актуализирует проблемы интеграции дополнительного и других сфер образования, их взаимосвязи и преемственности. В этом смысле дополнительное образование можно рассматривать как фактор развития региональной и муниципальной систем образования, образовательных учреждений разных типов, нахождения их места в системе образования и за ее пределами, обеспечения партнерских связей и др. [6].

10. Принцип вариативности образования. По мнению А.Г. Асмолова, «вариативное образование» понимается как процесс, направленный на расширение компетентностного выбора человеком жизненного пути и на саморазвитие личности [1]. Вариативность, по выражению Л.С. Выгодского, — это выбор «веера социальных ситуаций развития» [2]. В соответствии с данным принципом, доминантой построения дополнительного образования должно стать создание условий для свободного выбора вариантов образовательной деятельности всех участников образовательного процесса: детей — вариантов участия в разных сферах деятельности и взаимодействия, целей, содержания образования и способов его осуществления; педагогов — собственных моделей построения образовательного процесса; родителей — вариантов участия в деятельности образовательного учреждения.

11. Принципы усиления социальной составляющей образования. Полное выполнение целей дополнительного образования детей невозможно без реализации социально-педагогических функций, таких, например, как социальная защита, помощь и поддержка детей, их оздоровление, реабилитация, рекреация, компенсация, адаптация и других. Социально-педагогические функции могут реализовываться как самостоятельные программы, например, программы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды, дети с девиантным поведением и т.д.), программы общения или оздоровления,

но чаще всего социально-педагогическая деятельность призвана способствовать наиболее полной реализации образовательных функций, обеспечению полноценного развития детей [7].

Таким образом, за последние 20 лет реформирования сложилась система дополнительное образование детей России как реально действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Кроме того, это непрерывная, многоуровневая система образования, которая в сочетании с системой базового образования составляет единое образовательное пространство. Дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего, высшего профессионального) образования. Оно понимается как мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Дополнительное образование стало частью системы общего образования и приобрело межведомственный характер. Оно реализуется сегодня как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательной школе, дошкольном учреждении, учреждении начального профессионального образования, а также в учреждениях культуры, спорта, молодежной работы, частных организациях. В этой логике дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компе-тентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка.

Цели современного дополнительного образования детей представляют собой разные варианты интеграции образовательных и социально-педагогических целей, которые определяются, с одной стороны, социальным заказом на дополнительное образование, с другой — возможностями учреждения дополнительного образования детей обучать, воспитывать, развивать, оздоравливать, поддерживать, адаптировать, реабилитировать детей.

Дополнительное образование детей имеет следующие особенности содержания: оно не регламентируется стандартами, его содержание

определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов; оно предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях (художественной, технической, спортивной, экологической и др.) и содержательных аспектах (теоретическом, прикладном, изобретательском, исследовательском, опытническом и др.); содержание образовательного процесса имеет комплексный потенциал (обучающий, воспитательный, развивающий, социально-педагогический); в основе образовательного процесса лежат дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности, которые создают возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов.

Сегодня можно говорить о следующих особенностях организации дополнительного образования детей: необходимым условием его существования является свобода выбора ребенком вида деятельности, педагога, обучающей программы, наличие возможности менять их, выбирать разные роли, отношения, осуществлять дальнейший жизненный выбор; главным организующим началом является не урок, а творчество, реализуемое в разнообразных формах и технологиях его реализации; разнообразны формы организации детских образовательных объединений (не класс, а кружок, секция, студия, клуб, мастерская, лаборатория и др.); численный состав объединений определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм; годами сложился особый стиль отношений между педагогами дополнительного образования и воспитанниками, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе.

Перечислить все результаты дополнительного образования ребенка практически невозможно, так как в его основе лежит не стандарт, а социальный и личностный заказ. Нормативным документом здесь выступает дополнительная образовательная программа, стандартом которой можно считать требования к результату, заявленному в каждой программе. Главным результатом организации личностно ориентированного дополнительно-

го образования может стать создание условий для выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка в рамках образовательного учреждения или образовательного пространства, в котором он живет и развивается. В идеальном варианте результатов должно быть столько, сколько хочет и может получить его заказчик — ребенок.

1. Асмолов, А. Г. Психология ХХ1 века и рождение вариативного образовательного пространства в России [Текст] // Новое время — новая дидактика: Сборник. — М., 2001.

2. Богданова, Р. У. Проектирование и реализация программы «Свободное время детей и учащейся молодежи» [Текст] : методические материалы [Текст]. -СПб. : Информатизация образования, 2002.

3. Бруднов, А. К. От внешкольной работы к дополнительному образованию [Текст] // Внешкольник. — 1996. — № 31. — С. 2.

4. Голованов, В. П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в социокультурных условиях [Текст]. — М. : Центр «Школьная книга», 2001.

5. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. О. Е. Лебедева. — М. : ВЛАДОС, 2003.

6. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования [Текст] : коллективная монография / под ред. А. В. Золотаревой, С. Л. Паладьева. — Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009.

7. Золотерёва, А. В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности [Текст]. — Ярославль : Академия развития, 2004.

8. Золотерёва, А. В. Управление развитием учреждения дополнительного образования детей [Текст] : учебно-метод. пособие [Текст]. — Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010.

9. Ковальчикова, И., Кресила, Ю. Избранные контексты реформы национальной программы образования в Англии и Словакии [Текст] : монография / И. Ковальчикова, Ю. Кресила. — К. : Изд-во НПУ имени М. П. Драгоманова, 2012.

10. Clarijs Rene. Unlimited talents and non-formal education. — Prague, 2008.

1. Asmolov, A. H. Psyholohyya ХХ1 veka y rozhde-

nye varyatyvnoho obrazovatel’noho prostranstva v Ros-syy [Tekst] // Novoe vremya — novaya dydaktyka: Sbornyk. — M., 2001.

2. Bohdanova, R. U. Proektyrovanye y realyzaciya prohrammy’ «Svobodnoe vremya deteyj y uchashchey-

jsya molodezhy» [Tekst]: metodycheskye materyaly’ [Tekst]. — SPb. : Ynformatyzaciya obrazovaniya, 2002.

3. Brudnov, A. K. Ot vneshkol’noj raboty’ k do-polnitel’nomu obrazovaniyu [Tekst] // Vneshkol’nyk. -1996. — № 31. — S. 2.

4. Holovanov, V. P. Stanovlenije y razvitije re-gyonal’noj systemy’ dopolnitel’nogo obrazovaniya detej v sociokul’turny’h usloviyah [Tekst]. — M. : Tsentr «Shkol’naya kniga», 2001.

5. Dopolnitel’noe obrazovanye detej [Tekst] : ucheb. pos. dlya stud. vy’ssh. ucheb. zavedenyj [Tekst] / pod red. O. E. Lebedeva. — M. : VLADOS, 2003.

6. Dopolnytel’noe obrazovanye detej kak faktor raz-vytiya regional’noj systemy’ obrazovaniya [Tekst] : kollektyvnaya monohrafiya / pod red. A. V. Zolotariovoj, S. L. Palad’eva. — Yaroslavl’: Izd-vo YaGPU, 2009.

7. Zolotariova, A. V. Dopolnytel’noe obrazovanye detej: teoriya i metodyka social’no-pedagogicheskoj deyatel’nosty [Tekst]. — Yaroslavl’ : Akademiya razvy-tiya, 2004.

8. Zolotariova, A. V. Upravlenye razvityem uchre-zhdeniya dopolnytel’nogo obrazovaniya detej [Tekst] : uchebno-metod. posobye [Tekst]. — Yaroslavl’ : Izd-vo YaGPU, 2010.

9. Koval’chykova, Y., Kresyla, Yu. Izbranny’e kon-teksty’ reformy’ nacyonal’noj prohrammy’ obrazovaniya v Angliyi i Slovakiyi [Tekst] : monografiya / Y. Koval’chykova, Yu. Kresyla. — K. : Izd-vo NPU yme-ny M.P. Dragomanova, 2012.

10. Clarijs Rene. Unlimited talents and non-formal education. — Prague, 2008.

Организации дополнительного образования: требования к созданию

Дополнительное образование, наряду с другими формами, одна из форм реализации образовательного процесса в Российской Федерации. Оно направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование включает в себя следующие подвиды:

  • дополнительное образование детей и взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование (ч.6 ст.10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

Дополнительное образование реализуется за счет дополнительных образовательных программ (ч.2 ст.12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (см. ч.4 ст.12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как правило, самостоятельно.

Образовательные организации, которые реализуют дополнительные образовательные программы, подразделяются на следующие типы:

1. Организация дополнительного образования.

Это образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

2. Организация дополнительного профессионального образования.

Это образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

В качестве не основной цели деятельности организации дополнительного образования вправе осуществлять деятельность по таким образовательным программам как:

  • образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения для организаций дополнительного образования;
  • программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения для организаций дополнительного профессионального образования (ч.3, 4 ст. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

Государственная регистрация организации дополнительного образования (далее – образовательная организация).

Вопросы создания образовательных организаций решаются в ГК РФ, ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.; ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.; ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г.

Формы регистрации образовательных организаций

Образовательные организации создаются в формах, предусмотренных законодательством РФ для некоммерческих организаций. К ним можно отнести такие формы как (ч. 3 ст. 50 ГК РФ):

  • фонды;
  • учреждения;
  • религиозные организации;
  • автономные некоммерческие организации и т.д.

По информации Минюста РФ «В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении».

Выбор формы образовательной организации является важным этапом процедуры регистрации.

Состав учредителей образовательной организации

В зависимости от учредителя образовательные организации делятся на:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • частные.

Учредителями частной организации могут стать физические (в том числе, одно физическое лицо) и (или) юридические лица (в том числе, одно юридическое лицо). Допускается создание образовательной организации совместно юридическими лицами и их объединениями. Не могут выступать в качестве учредителей иностранные религиозные организации.

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа создаются только Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. К таким организациям относятся образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением.

Требования к наименованию образовательной организации.

Требования к наименованию образовательной организации содержатся в ч.5, 6 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г. Разъяснения относительно наименования образовательных организаций подробно изложены в письме Минобрнауки РФ № ДЛ-151/17 от 10 июня 2013 г.; Письме Минобрнауки РФ № АК-2453/06 от 25 августа 2015 г.

По закону наименование образовательной организации должно содержать указание:

  • на ее организационно-правовую форму;
  • на тип образовательной организации.

Дополнительно в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие:

  • на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся);
  • на дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования. Например, содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность. Иные функции.

В связи с внесением изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименования образовательных учреждений должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями (ст. 108 Закона):

  • образовательные учреждения дополнительного образования детей должны быть переименованы в организации дополнительного образования;
  • образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны быть переименованы в организации дополнительного профессионального образования.

Требования к содержанию устава образовательной организации

К уставу образовательной организации помимо общей информации, предусмотренной законодательством РФ, предъявляются следующие специальные требования (ст.25 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.):

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители образовательной организации;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

К информации, предусмотренной законодательством РФ, относятся обязательные сведения, включаемые в уставы в соответствии с ГК РФ, федеральными законами от 12.01.1995 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в зависимости от организационно-правовой формы образовательной организации.

Процедура государственной регистрации

Образовательная организация, как и любое другое юридическое лицо, подлежит обязательной государственной регистрации.

Государственную регистрацию образовательной организации производит Территориальный орган Министерства юстиции РФ.

Для государственной регистрации в Территориальный орган Министерства юстиции РФ представляются документы по установленному перечню. К ним относятся:

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • учредительные документы в трех подлинных экземплярах;
  • решение о создании организации и утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с организацией;
  • при использовании в наименовании организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Законодательство РФ содержит определенные требования к оформлению документов, предоставляемых на государственную регистрацию.

Например, все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки. Платежное поручение или иной документ об уплате в соответствующий бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации представляется в подлиннике и т.д.

Государственная регистрация осуществляется в установленные сроки.

По завершении процедуры государственной регистрации образовательной организации выдаются документы (по установленной форме), подтверждающие факт государственной регистрации.

Территориальный орган Министерства юстиции РФ уведомляет Территориальный орган ФНС РФ для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Поскольку образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию, в соответствии с положениями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г. Управление Минюста РФ уведомляет лицензирующий орган о государственной регистрации образовательной организации, в порядке и в сроки, которые установлены законодательством РФ.

Создание организации дополнительного образования