Статья 127. Исключена

Статья 127 исключена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001).

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ об образовании

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о прокуратуре

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ о госзакупках

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

Форма и содержание искового заявления

(c) 2015-2018 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

Статья 127 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 127 Конституции РФ гласит:

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»)*(28).

Комментарий к Ст. 127 КРФ

Комментируемая статья учреждает Высший Арбитражный Суд РФ, устанавливает основы его компетенции и определяет место в системе судов арбитражной юрисдикции.

Арбитражная юстиция появилась в России в 1991 г. В отличие от ряда современных государств, имеющих судебные системы, построенные на принципе дуализма судов, специализирующихся на рассмотрении гражданских дел, в России в течение почти 70 лет существовало два принципиально различных подхода к разрешению споров между гражданами (собственно гражданские дела) и между юридическими лицами или, как было принято их называть, организациями, учреждениями и предприятиями (хозяйственные, экономические, торговые дела). Первая категория дел входила в компетенцию (общую предметную подсудность) судов, вторую разрешали специализированные органы системы государственного управления (исполнительной власти) — государственный и так называемый ведомственный арбитраж. Деятельность последних дополнялась в части рассмотрения некоторых видов дел деятельностью диспашерских судов (споры о распределении бремени потерь или убытков при морской общей аварии), международного коммерческого арбитража и третейских судов (существовавших скорее как исключение), а также наличием институтов претензионного типа.

Такое положение дел было предопределено существованием на территории СССР планово-регулируемой экономики, характеризующейся, помимо прочего, не судебными, а административно-командными способами разрешения социальных конфликтов. Другой особенностью общественного строя того времени, явившейся причиной такого положения дел, стал отказ от признания существования права собственности как граждан, так и юридических лиц на большинство возможных объектов (земля, природные ресурсы, недвижимое имущество и т.п.). Суррогатные права — личной собственности (граждане) и оперативного управления (юридические лица) — не предоставляли судам возможности серьезно специализироваться в сфере гражданского права. Отказ от данной экономической системы в конце 80-х годов привел к формированию на территории СССР судов арбитражной или хозяйственной юрисдикции, осуществляющих правосудие по делам, связанным с предпринимательской деятельностью как юридических лиц, так и граждан, поскольку обычные суды не могли справиться с задачей разрешения гражданско-правовых споров в полном объеме. Несколько позже (к 1994 г.) арбитражные суды стали специализироваться также и на рассмотрении административных дел — дел об оспаривании актов и действий (бездействия) органов и должностных лиц системы исполнительной власти, нарушающих права и охраняемые законом интересы в сфере экономики.

В настоящий момент суды арбитражной юрисдикции действуют в РФ в соответствии с конституционными нормами (ст. 118-124, 127-128) и нормами ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации», ст. 23-25, 30, 32-33 (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4824; 2003. N 27. Ст. 2698; 2005. N 15. Ст. 1274) и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589; 2003. N 27. Ч. 1. Ст. 2699; 2004. N 13. Ст. 1111; 2006. N 29. Ст. 3120), а также в соответствии с ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2288; 2002. N 30. Ст. 3033). Деятельность этого вида судов урегулирована также Арбитражным процессуальным кодексом 2002 г. (см. комм. к ст. 128).

Высший Арбитражный Суд, согласно комментируемой норме, является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, рассматриваемых арбитражными судами.

К числу экономических споров статья 27 АПК относит споры, возникающие из гражданских и иных правоотношений между организациями — юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, между Российской Федерацией и ее субъектами (обе категории могут быть российскими или иностранными), а также с участием РФ, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

К числу иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, относятся также экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в частности:

— об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда*(39);

— об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности*(40);

— об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

— о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

а также другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (ст. 29 АПК).

Кроме того, к компетенции арбитражных судов АПК относит дела:

— об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК);

— о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан; по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; по спорам между акционером и акционерным обществом, участником иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности этих обществ, за исключением трудовых споров; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 33 АПК).

Арбитражные суды также рассматривают дела об оспаривании решений третейских судов, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов и о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Несмотря на столь обширный перечень, он не является закрытым; федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела.

Согласно ст. 4 ФКЗ о судебной системе и ст. 3 ФКЗ об арбитражных судах, в подсистему арбитражной юрисдикции помимо Высшего Арбитражного Суда входят также: федеральные арбитражные суды округов или арбитражные кассационные суды (10 судов), арбитражные апелляционные суды (20) и федеральные арбитражные суды субъектов Федерации (86 судов).

Арбитражные суды субъектов РФ осуществляют: а) рассмотрение по первой инстанции всех экономических споров и иных дел, отнесенных к компетенции (родовой подсудности) арбитражных судов, за исключением тех, которые отнесены к компетенции (видовой подсудности) Высшего Арбитражного Суда (так называемая остаточная компетенция); б) пересматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам; в) обладают правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности (см. комм. к ст. 125); д) обладают полномочиями по обобщению судебной практики и подготовки предложений по совершенствованию законодательства, анализу судебной статистики (ст. 25 ФКЗ о судебной системе, ст. 36 ФКЗ об арбитражных судах).

Учрежденные в 2003 г. арбитражные апелляционные суды рассматривают жалобы на решения арбитражных судов субъектов Федерации, не вступившие в законную силу, естественно, в апелляционном порядке (ст. 33.1 ФКЗ об арбитражных судах; ранее эти полномочия осуществляли арбитражные суды округов).

Окружные суды являются судами кассационной инстанции, проверяющей законность решений арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими по первой инстанции, и решений арбитражных апелляционных судов, а также осуществляют полномочия иного характера, аналогичные перечисленным выше (ст. 24 ФКЗ о судебной системе, ст. 24 и 26 ФКЗ об арбитражных судах).

Высший Арбитражный Суд возглавляет эту обширную систему, в силу чего он обладает полномочием (как правами, так и обязанностями) по осуществлению судебного надзора за деятельностью арбитражных судов в предусмотренных федеральным законом формах. Организационное подчинение нижестоящих судов вышестоящим с провозглашением принципа независимости судей и судебной власти (см. комм. к ст. 120) ушло в прошлое. Закон устанавливает одну прямую и одну косвенную формы такого надзора: а) пересмотр судебных дел в порядке надзора дела по проверке вступивших в юридическую силу решений арбитражных судов*(41), б) дача разъяснений по вопросам судебной практики (см. комм. к ст. 126); пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Кроме того, Высший Арбитражный Суд обладает правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции законов и иных нормативных актов и договоров и о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Специфической формой судебного надзора, осуществляемой Высшим Арбитражным Судом по отношению к собственным решениям, выступает полномочие по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам собственных решений, вступивших в юридическую силу (ст. 10 ФКЗ об арбитражных судах).

Комментируемая статья наделяет Высший Арбитражный Суд не только полномочиями, свойственными высшему органу какой-либо системы, но и полномочиями ординарного суда. Эти полномочия конкретизированы в ст. 23 ФКЗ о судебной системе и ст. 10 ФКЗ об арбитражных судах, а также в ст. 34 АПК. В качестве суда первой инстанции Высший Арбитражный Суд рассматривает дела:

— об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов (т.е. в каждом случае необходимой предпосылкой применительно к этой группе актов является наличие прямого законодательного предписания. — А.Е.);

— об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— экономические споры между РФ и ее субъектами, между субъектами Федерации.

Конституция непосредственно наделяет Высший Арбитражный Суд еще одним полномочием — полномочием законодательной инициативы по предметам ведения этого суда (см. комм. к ст. 104).

ФКЗ об арбитражных судах содержит еще несколько полномочий Высшего Арбитражного Суда, обеспечивающих успешную реализацию конституционной модели его правового статуса:

— изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в арбитражных судах;

— осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения (подробнее см. комм. к ст. 124);

— решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров РФ.

Высший Арбитражный Суд осуществляет также иные полномочия, предоставленные ему федеральными конституционными законами; в частности, по вопросам внутренней деятельности арбитражных судов Высший Арбитражный Суд обладает правом принимать регламенты.

Относительно полномочия Высшего Арбитражного Суда, а равно иных судов арбитражной юрисдикции, в сфере судебного контроля за конституционностью и законностью нормативных актов Конституционным Судом в Постановлении от 16 июня 1998 г. N 19-П по делу о толковании отдельных положений ст. 125-127 Конституции РФ (СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004), а также, косвенным образом, в Постановлении от 11 апреля 2000 г. N 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1774) была выражена правовая позиция, согласно которой эти суды не вправе признавать какие бы то ни было нормативные акты, перечисленные в ст. 125 (ч. 2 и 5), не соответствующими Конституции (подробнее см. комм. к ст. 125).

Высший Арбитражный Суд действует в составе: Пленума, Президиума, Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе Высшего Арбитражного Суда могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Работой Высшего Арбитражного Суда руководит его Председатель (ст. 20 ФКЗ об арбитражных судах). Председатель Высшего Арбитражного Суда:

— организует деятельность Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов в России;

— созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные к их ведению;

— осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Суда;

— распределяет обязанности между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда;

— формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда судебные составы;

— выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные к его ведению;

— представляет Высший Арбитражный Суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

— осуществляет другие полномочия, предоставленные ему ФКЗ об арбитражных судах.

С целью реализации указанных полномочий Председатель Высшего Арбитражного Суда обладает правом издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения в системе арбитражных судов, и правом принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.

В работе Председателю Высшего Арбитражного Суд помогают его заместители, правовой статус которых также определен ФКЗ об арбитражных судах (ст. 21).

Существенную роль в работе Высшего Арбитражного Суда РФ играет Пленум — собрание всех судей Суда, — который решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов (ст. 13). Пленум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Суда, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда. В заседаниях Пленума вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, министр юстиции, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных учреждений, других организаций и граждане (ст. 12).

Пленум Высшего Арбитражного Суда:

— рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

— решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;

— решает вопросы об обращении в Конституционный Суд с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

— избирает, по представлению Председателя Суда, секретаря Пленума из числа судей Высшего Арбитражного Суда сроком на три года;

— утверждает, по представлению Председателя, членов судебных коллегий и председателей судебных составов Суда, а также судей, входящих в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда;

— решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел;

— утверждает в порядке, предусмотренном ФКЗ об арбитражных судах, места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

— решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Федерации, определяет места их постоянного пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов;

— утверждает, по представлению председателя федерального арбитражного суда округа, судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;

— утверждает, по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ, судей арбитражного суда субъекта Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда субъекта Федерации;

— утверждает, по представлению председателя арбитражного апелляционного суда, судей арбитражного апелляционного суда, входящих в президиум арбитражного апелляционного суда;

— утверждает, по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда, регламент арбитражных судов;

— решает другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов.

Таким образом, именно Пленум Высшего Арбитражного Суда реализует три из перечисленных в Конституции (ст. 104 и 125) полномочия этого Суда. Остальные полномочия Пленума раскрывают сущность положения Высшего Арбитражного Суда в системе арбитражных судов в качестве «высшего судебного органа» в его организационном, в меньшей степени процессуальном, выражении. Отметим также, что Пленум является реально действующим органом, он созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Процессуальная сторона деятельности Высшего Арбитражного Суда сосредоточена в его Президиуме и судебных коллегиях.

Президиум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Суда, его заместителей и председателей судебных составов. По решению Пленума в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда. В заседаниях Президиума вправе (а в ряде случаев и обязан) принимать участие Генеральный прокурор. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, министр юстиции, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в юридическую силу решений арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики (о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в России), в случае необходимости пересматривает свои решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Вопрос объема полномочий Президиума Высшего Арбитражного Суда был предметом рассмотрения в Конституционном Суде. В Постановлении от 3 февраля 1998 г. N 5-П в деле о проверке конституционности ст. 180, 181, п. 3 ч. 1 ст. 187 и ст. 192 прежнего АПК (СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 784) оценивались те положения указанных норм, которые, конкретизируя норму комментируемой статьи, не допускали пересмотра в порядке надзора постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда. Нормы ст. 180, 181 и 187 были признаны соответствующими Конституции, но при условии, что они не служат основанием для отказа в пересмотре постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда по вновь открывшимся обстоятельства в связи с обнаружившейся судебной ошибкой, которая не могла быть выявлена ранее, поскольку возможность такого пересмотра вытекает из ст. 46 Конституции. Оспариваемая норма ст. 192 по тем же основаниям была признана не соответствующей положениям ч. 1 ст. 46 Конституции. Нормы АПК, определяющие те или иные аспекты деятельности Высшего Арбитражного Суда, равно как и иных арбитражных судов, в рамках рассмотрения дел по первой, апелляционной, кассационной и особенно надзорной инстанциям вообще часто становились предметом исследования в Конституционном Суде, но они не затрагивали проблем реализации положений комментируемой статьи. В приведенном примере косвенным образом подтверждается конституционная характеристика Высшего Арбитражного Суда как высшего судебного органа системы судов арбитражной юрисдикции.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда (которые, в свою очередь, включают несколько судебных составов) рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов (ст. 18 ФКЗ об арбитражных судах).

Общая численность судей и работников аппаратов арбитражных судов устанавливается федеральным законом (например, ФЗ «Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации»//СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2279). Численность судей и работников аппаратов судов федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Федерации устанавливается Высшим Арбитражным Судом в пределах общей численности.

Ресурсное обеспечение арбитражных судов, включая организационное, кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное и т.д., также осуществляется Высшим Арбитражным Судом (ст. 44 и 45 Закона об арбитражных судах). Ресурсное обеспечение самого Высшего Арбитражного Суда осуществляет его аппарат, возглавляемый с 2003 г. администратором суда (подробнее см. комм. к ст. 124).

Статья 127 Конституции РФ (исключена)

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

Комментарий к Статье 127 Конституции РФ

1. Созданные на основе Закона РСФСР от 04.07.1991 «Об арбитражном суде» арбитражные суды России вобрали в себя — с позиции юрисдикции по разрешению экономических споров — правомочия органов государственного арбитража, ведомственных арбитражей, народных судов и еще около десятка структур и инстанций, до того разрешавших экономические споры, каждая из которых, безусловно, судебным органом не являлась, свою деятельность при разрешении споров осуществляла не на основе состязательности и равноправия сторон, гласности, диспозитивности и т.п.

Рыночные принципы развития экономики России вызвали к жизни судебные органы, призванные осуществлять именно экономическое правосудие. Важно отметить тот факт, что арбитражные суды изначально составляли и продолжают составлять цельную, первоначально — двухзвенную, а ныне — четырехзвенную арбитражно-судебную систему, входящую в единую судебную систему страны, и при этом арбитражно-судебная система с самого начала была создана как система исключительно федеральных судов.

Пункт «о» ст. 71 Конституции относит судоустройство и арбитражно-процессуальное законодательство к исключительному ведению РФ. Отсюда вывод — субъекты Федерации не вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам судоустройства вообще и о системе арбитражных судов в частности, а также акты и нормы, относящиеся к процессуальному, в том числе к арбитражно-процессуальному законодательству. Полномочия, порядок образования и деятельности системы арбитражных судов устанавливается не просто федеральным, а Федеральным конституционным законом об арбитражных судах.

В соответствии с этим Законом систему арбитражных судов РФ в настоящее время составляют: 1) Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ); 2) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) — это третья арбитражно-судебная инстанция, их в стране 10; 3) арбитражные апелляционные суды — это вторая арбитражно-судебная инстанция, их в стране 20; 4) арбитражные суды первой инстанции — в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, т.е. арбитражные суды субъектов Федерации, их сегодня в стране около 80, и именно в этом звене в случаях и в порядке, предусмотренных АПК, экономические споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, могут разрешаться с участием арбитражных заседателей, статус которых определяется Законом об арбитражных заседателях. Но одновременно следует отметить, что названным Законом об арбитражных судах (в этой части он не изменялся) предусмотрено, что на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд (например, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области), и в то же время судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. Вместе с тем арбитражные суды в России создаются не по решению органов власти субъектов Федерации и не решением ВАС РФ, а федеральным законом, что и делается в процессе объединения субъектов РФ. Пленум же ВАС РФ лишь принимает решение о месте дислокации кассационных и апелляционных арбитражных судов.

В настоящее время арбитражным судам РФ подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды — с точки зрения субъектного состава участников споров — разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, и иные дела, отнесенные к подведомственности арбитражных судов федеральным законом.

С точки зрения подсудности арбитражные суды в настоящее время рассматривают дела по спорам, возникающим из гражданских правоотношений (в порядке искового производства — по предпринимательским договорам, о собственности и т.д.); по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, связанным с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности; об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций (если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания и др.); дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений; о несостоятельности (банкротстве); по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и др. В утвержденном Президентом РФ 31 декабря 2008 г. N Пр-2801 Перечне поручений по итогам VII Всероссийского съезда судей подпунктом «ж» пункта 1 поручено в сфере развития судебной системы подготовить изменения в законодательные акты РФ, предусматривающие расширение специальной компетенции арбитражных судов путем отнесения к их подсудности споров, вытекающих из правоотношений в налоговой и таможенной сферах, в области финансового рынка, инвестиционной и антимонопольной деятельности.

При этом важной является правовая позиция КС РФ, сформулированная в Постановлении от 16.06.1998 N 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации»*(1189), в силу которой предусмотренное ст. 125 Конституции полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации, относится к компетенции только Конституционного Суда РФ; по смыслу ст. 125-127 Конституции суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ее ст. 125 акты не соответствующими Конституции и потому утрачивающими юридическую силу. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд, указал в этом Постановлении Конституционный Суд, придя к выводу о несоответствии Конституции федерального закона или закона субъекта Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Суд с запросом о проверке конституционности этого закона; обязанность обратиться в Суд с таким запросом, по смыслу ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции.

В отличие от других звеньев арбитражно-судебной системы страны Высший Арбитражный Суд РФ получил конституционное оформление — в комментируемой статье. Более детально его статус и полномочия закреплены в Законе об арбитражных судах, отдельного закона о ВАС РФ нет (хотя его принятие целесообразно). При этом нужно учесть, что в арбитражно-судебной системе России нет такого важного органа, как Судебный департамент при ВС РФ, его функции для арбитражных судов всей страны выполняет непосредственно ВАС РФ.

2. Функции, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ можно разделить на несколько групп.

Прежде всего, Высший Арбитражный Суд РФ — судебный орган первой инстанции. Он рассматривает в соответствии со ст. 10 Закона об арбитражных судах в первой инстанции: а) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов; б) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; в) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами РФ. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Однако какого-либо специального подразделения типа Кассационной коллегии в Верховном Суде РФ (такие коллегии есть и в высших судах ряда зарубежных государств, в частности — в Высшем хозяйственном суде Республики Беларусь) Высший Арбитражный Суд не имеет, и жалобы на судебные акты, принятые ВАС РФ в качестве арбитражного суда первой инстанции в рамках своей компетенции, рассматривает Президиум ВАС РФ в процессуальном режиме надзорной инстанции.

Далее, Высший Арбитражный Суд РФ — судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны (в отличие от системы судов общей юрисдикции). Он рассматривает заявления в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России. При этом следует отметить, что ст. 304 АПК, перечисляющая основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, не содержит такого важного основания, как фундаментальная или существенная судебная ошибка, в отличие от ГПК. Как бы то ни было, в 1992 г. из 3 тыс. поступивших в Суд заявлений (представлений) о пересмотре судебных актов в порядке надзора, Президиумом ВАС РФ было рассмотрено 333, в 1993 г. из 7,7 тыс. — 2021, в 2000 г. из 14,5 тыс. — 606; в 2005 г. из 16 тыс. — 379, в 2006 г. из 16,5 тыс. — 296, в 2007 г. из 21 418 — 339, в 2008 г. из 21 023 — 324. Динамика очевидна.

Кроме того, в соответствии с названным Законом Высший Арбитражный Суд обращается в Конституционный Суд с запросами о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции законов, иных нормативных актов и договоров, а также с запросами о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции. Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит также право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Высший Арбитражный Суд РФ также аналитический центр системы: он изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Наконец, ВАС РФ — организационный центр системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ (прежде всего в части отношений с высшими хозяйственными, экономическими и арбитражными судами государств — участников СНГ); осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-ресурсному, финансовому, информационному и иным видам обеспечения, т.е. выполняет функции, аналогичные функциям Судебного департамента при ВС РФ, но с учетом того обстоятельства, что региональных — в этом смысле — структур у него нет, а также обеспечивает контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых арбитражным судам. Кроме того, теперь ВАС РФ решает и вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов — как судов субъектов Федерации, так и апелляционных.

Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет меры по кадровому обеспечению арбитражных судов системы, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов. А федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации обязаны оказывать содействие ВАС РФ в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.

Структурно ВАС РФ в настоящее время состоит из: а) Пленума; б) Президиума; в) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; г) судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений (как видно, отдельной коллегии по разрешению дел в качестве арбитражного суда первой инстанции в ВАС РФ нет). Заслуживает интереса то, что в составе Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь помимо Пленума и Президиума действуют: кассационная коллегия, судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции, судебная коллегия по банкротству и судебная коллегия по налоговым спорам. Правда, Законом об арбитражных судах предусмотрено, что в составе ВАС РФ по решению его Пленума могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, но пока такие не создавались. Каждая из названных структур ВАС РФ действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий.

Пленум ВАС РФ ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе Председателя ВАС РФ, его заместителей и судей ВАС РФ. В настоящее время, точнее — с 1 июля 1995 г., в его состав председатели арбитражных судов системы не входят, да и сам Пленум ВАС РФ арбитражные дела не рассматривает — ни по первой инстанции, ни в порядке надзора. Но в заседаниях Пленума ВАС РФ в соответствии с законом вправе принимать участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель КС РФ, Председатель ВС РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов, а по приглашению Председателя ВАС РФ в заседаниях Пленума могут принимать участие также судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных учреждений, других организаций и граждане.

Пленум ВАС РФ, в частности: а) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики; б) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой; в) решает вопросы об обращении в Конституционный Суд с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров; г) избирает по представлению Председателя ВАС РФ секретаря Пленума ВАС РФ из числа судей этого суда; д) утверждает по представлению Председателя ВАС РФ членов судебных коллегий и председателей судебных составов ВАС РФ, а также судей, входящих в состав Президиума ВАС РФ; д) утверждает места постоянного пребывания арбитражных апелляционных судов и арбитражных кассационных судов; е) решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел; ж) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ, определяет места их пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов; з) утверждает по представлению председателя арбитражного суда системы судей этого суда, входящих в состав президиума данного суда; и) утверждает по представлению Председателя ВАС РФ регламент арбитражных судов и т.д., и при этом по вопросам своего ведения Пленум ВАС РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов России. Созывается Пленум ВАС РФ Председателем по мере необходимости, но не реже 2 раз в год; при этом Пленум ВАС РФ правомочен решать вопросы при наличии не менее 2/3 его состава. Его постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума и подписываются Председателем ВАС РФ и секретарем Пленума.

Президиум ВАС РФ действует в составе Председателя ВАС РФ, его заместителей и председателей судебных составов ВАС РФ, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены и судьи ВАС РФ сроком на два года; при этом, как и в арбитражных судах всех других уровней звенности системы, один и тот же судья может быть введен в состав Президиума ВАС РФ неоднократно. Кроме того, в заседаниях Президиума ВАС РФ вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ, а по приглашению Председателя ВАС РФ в заседаниях могут принимать участие председатели других высших судов России, министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и иные лица.

Президиум ВАС РФ: а) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов страны; б) рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы. Если Пленум ВАС РФ проводит свои заседания не реже двух раз в год, то Президиум фактически заседает раз в неделю, хотя в законе сказано (п. 1 ст. 17), что он созывается Председателем ВАС РФ по мере необходимости. Президиум правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума, а постановления Президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума, причем члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования. Постановления Президиума подписываются Председателем ВАС РФ. Сам же порядок работы Президиума ВАС РФ по рассмотрению в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в России определяется АПК РФ.

Судебные коллегии ВАС РФ создаются из числа судей ВАС РФ, утверждаются Пленумом ВАС РФ по представлению Председателя, возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются заместителями Председателя ВАС РФ. Но Председатель ВАС РФ в случае необходимости вправе своим распоряжением привлечь судей одной судебной коллегии для рассмотрения дела в состав другой судебной коллегии. В функции судебной коллегии ВАС РФ входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и т.д.

В судебных коллегиях ВАС образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию и специализирующихся на арбитражных делах определенных категорий. Эти составы формируются Председателем ВАС РФ и возглавляются председателями составов, которых утверждает Пленум ВАС РФ сроком на три года, но при этом один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.

Четко определены полномочия Председателя ВАС РФ и его заместителей. Так, Председатель ВАС РФ, являясь судьей, осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК и организует деятельность Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов по всей стране; созывает Пленум и Президиум ВАС РФ и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные законом к их ведению; осуществляет общее руководство аппаратом ВАС РФ, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата ВАС РФ; распределяет обязанности между своими заместителями; формирует из числа судей ВАС РФ судебные составы ВАС РФ; выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов страны вопросы, отнесенные законом к его ведению; представляет ВАС РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами; вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, федерального Правительства; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом. Председатель ВАС РФ издает приказы и распоряжения.

Заместители же Председателя ВАС РФ, являясь также судьями, осуществляют процессуальные полномочия, установленные АПК, и в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата ВАС РФ и системы арбитражных судов в России. В случае отсутствия Председателя ВАС РФ его полномочия по поручению Председателя ВАС РФ осуществляет один из заместителей Председателя (ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в редакции от 7 мая 2009 г. N 1-ФКЗ).

Действующим с 1995 г. органом в системе является Совет председателей арбитражных судов, функционирующий при ВАС РФ. Это совещательный орган, он призван рассматривать вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов России. Для реализации принятых им решений Председатель ВАС РФ издает приказы и распоряжения.

Одновременно при ВАС РФ (как и при арбитражных кассационных судах) действует Научно-консультативный совет, задачами которого являются подготовка научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов, и разработка предложений по их совершенствованию. Положение об этом Совете, как и его состав, утверждаются Председателем ВАС РФ.

3. Главное, что характеризует деятельность всех арбитражных судов России, включая ВАС РФ, состоит в следующем.

Во-первых, они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции законодательством, т.е. вершат именно экономическое, и никакое иное, правосудие. Масштабы этой деятельности внушительны, хотя в целом динамика роста числа дел, рассматриваемых арбитражными судами, неровная: в 1992 г. всеми судами системы было рассмотрено 380 тыс. дел, в 1994 г. — 217 тыс., в 2000 г. — 571 тыс., в 2005 г. — 1,5 млн, в 2006 г. — 1,1 млн, в 2007 г. — 905 тыс., в 2008 г. — 97 тыс.

Во-вторых, при осуществлении экономического правосудия они руководствуются арбитражно-процессуальным — специализированным именно для разрешения экономических споров — законодательством, которое состоит не только из АПК, но и из процессуальных норм, содержащихся в иных федеральных законодательных актах, в частности — в законодательстве о несостоятельности (банкротстве).

В-третьих, основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются: а) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; б) содействие укреплению законности и пред упреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В-четвертых, деятельность их строится на основе принципов: законности; независимости судей; равенства организаций и граждан перед законом и судом (в соответствии с этим принципом правосудие в арбитражном суде осуществляется на началах равенства перед законом и судом организаций независимо от места нахождения, подчиненности, формы собственности, а граждан — независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств); состязательности и равноправия сторон, на основе которых осуществляется само судопроизводство в арбитражном суде; гласности разбирательства дел (в соответствии с этим принципом разбирательство дел в арбитражных судах открытое; слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 01.12.2007), а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной тайны и в других случаях, установленных федеральным законом, при этом о разбирательстве дела в закрытом заседании выносится определение, а само разбирательство дел в нем ведется с соблюдением правил судопроизводства в арбитражном суде).

В-пятых, вступившие в законную силу решения, определения и постановления арбитражных судов (их именуют обобщенно — судебные акты) обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Установлено, что неисполнение судебных актов арбитражного суда влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

В-шестых, в значительной мере вопросы внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними, вопросы организации работы арбитражных судов, формирования и деятельности судебных коллегий и судебных составов, организации проведения судебных заседаний, формирования и функционирования президиумов арбитражных судов всех уровней системы и Пленума ВАС РФ, а также Совета председателей арбитражных судов регулирует Регламент арбитражных судов, утверждаемый Пленумом ВАС РФ.

Статья 127 конституции рф исключена