Оглавление:

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ)

Регион: Российская Федерация

Действующий Трудовой кодекс Российской Федерации(или, как его повсеместно сокращают, ТК РФ) пришел на замену Кодексу законов о Труде РСФСР. Этот старый кодекс действовал с 1971 года и прочно закрепил за собой аббревиатуру КЗоТ. КЗоТом до сих пор многие люди называют ТК РФ — по привычке. Например, если ориентироваться на статистику запросов в поисковой системе Яндекс, примерно 10% пользователей Интернета ищут не «трудовой кодекс» и не «ТК РФ», а «КзоТ».

До принятия и введения в действие ТК РФ прошел несколько лет разработки и обсуждений, после чего был внесен на рассмотрение в Государственную Думу. После трех предписанных процедурой слушаний в Думе и одобрения Советом Федераций он был 30 декабря 2001 года подписан Президентом России В.В.Путиным.

Раздел I Трудового кодекса устанавливает самые общие вещи — цели и принципы трудового права, полномочия госорганов разных уровней в сфере регулирования труда (включая международное право). Здесь же декларируются два главных запрета — на принуждение к труду («рабство») и на дискриминацию в трудовых отношениях.

Раздел II кодекса посвящен социальному партнерству, то есть, отношениям работников, работодателей и контролирующих органов по трудовым вопросам. Именно в разделе II регулируются вопросы коллективных договоров и заявляются права работников на участие в управлении организацией, в которой они работают.

Раздел III кодекса — один из самых важных разделов. В нем рассматриваются вопросы трудового договора — его заключения, прекращения, изменения, прав и обязанностей сторон. Именно раздел III содержит все правовые нормы, которыми следует руководствоваться при приеме на работу, увольнении или любых изменениях в положении работника, которые фиксируются в трудовом договоре.

Раздел IV всесторонне рассматривает рабочее время: что это такое, каким оно бывает, какие есть режимы рабочего времени, какова продолжительность. Здесь же можно найти нормы о сверхурочной работе, работе в праздники и много другой полезной как работнику, так и работодателю информации.

Раздел V продолжает логику раздела IV и посвящен времени отдыха. Обеденные и другие перерывы в рамках рабочего дня, выходные и праздники, отпуска — оплачиваемые и за свой счет. Все эти вопросы находятся в рамках компетенции раздела V. Именно здесь, в статье 112, перечислены все официальные праздники в России, которые признаны нерабочими днями, и именно здесь говорится о переносе выходного дня в случаях, когда праздник попадает на субботу или воскресенье.

Раздел VI посвящен вопросам заработной платы и нормирования труда. Он регулирует множество аспектов, связанных с выплатой зарплаты работникам — например, оплату сверхурочной работы или работы в тяжелых условиях; оплату ночных смен и МРОТ.

Раздел VII не менее важен, ведь он говорит про гарантии и компенсации, на которые имеют права сотрудники в самых разных ситуациях. Это и перевод на другую работу, и уход в учебный отпуск, и сокращение штата. Самый распространенный случай, который периодически случается с каждым, — это болезнь. Трудовой кодекс в статье 183 гарантирует заболевшим сотрудникам сохранение рабочего места и выплату пособия по временной нетрудоспособности — «оплату больничного листа».

Раздел VIII устанавливает нормы о трудовом распорядке и дисциплине труда. Здесь описываются возможные наказания за нарушения дисциплины и возможные поощрения.

Раздел IX называется «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников» и говорит о квалификационных требованиях к сотрудникам, а также устанавливает правила заключения ученического договора.

Раздел X — один из самых обсуждаемых в последние два года — посвящен охране труда. Он говорит о том, что работники имеют право на то, чтобы условия их работы соответствовали установленным нормам. В этом разделе можно найти, например, нормы на выдачу молока за вредные условия, вопросы организации системы охраны труда в компании и многое другое.

Раздел XI рассматривает материальную ответственность работников и работодателей.

Раздел XII регулирует труд самых разных категорий сотрудников: мам с маленькими детьми, руководителей компаний, несовершеннолетних, надомников, творческих работников, учителей, врачей и многих других.

И два заключительных раздела — раздел XIII и раздел XIV — говорят, соответственно, о защите трудовых прав, о трудовых спорах и ответственности за нарушение трудового права и о том, когда и как статьи Трудового кодекса Российской Федерации вступают в силу и какие законы в связи с этим утрачивают силу.

Устанавливающие правовые акты

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РСФСР» (вместе с КОДЕКСОМ)

Трудовой Кодекс РФ

  • Трудовое право
  • Предмет трудового права
  • Функции трудового права
  • Субъекты трудового права
  • Принципы трудового права

Форма трудового права. Нормативные правовые акты

Нормы трудового права существуют в определенной форме. До их объективации, т. е. внешнего проявления, о норме права можно говорить только как о результате нормообразования. Форма трудового права — это система нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые разрабатываются и принимаются в процессе правового нормотворчества органами государственной власти, организациями, работодателями — физическими лицами.

По форме трудового права следует различать нормативные правовые акты; правовые акты, содержащие нормы трудового права; индивидуальные акты с элементами нормативного содержания.

Нормативный правовой акт всегда содержит правило должного поведения (норму) участников совместного труда. Эта норма рассчитана на неоднократное применение и на неопределенный круг лиц, которые окажутся субъектами регулируемых социально-трудовых отношений.

Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта. Правовым актом, т. е. актом, обязательным для исполнения субъектами трудового права, на которых он рассчитан, могут быть индивидуальные акты — акты применения норм трудового права, соглашения сторон социально-трудовых отношений. Так, по соглашению работодателя и трудового коллектива может быть разработан и принят коллективный договор. Статья 40 ТК РФ определяет коллективный договор как правовой, а не нормативный правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Такой правовой акт может содержать нормы трудового права, например формы, системы оплаты труда в организации; пособия и компенсации и другие нормы, установленные по соглашению сторон (ст. 41 ТКРФ).

Индивидуальные правовые акты с элементами нормативного содержания, т. е. акты применения норм трудового права, также в ряде случаев включают нормы трудового права. В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения трудовых договоров. В трудовом договоре работник по соглашению с работодателем может, например, предусмотреть особый режим своего рабочего времени, отличный от установленного в организации для данной категории работников, особые условия оплаты труда.

Виды нормативных правовых актов

Социально-трудовые отношения регулируют целый ряд нормативных правовых актов. В теории права выделяют определенные виды нормативных правовых актов. Известны и критерии такого деления: содержание нормативного правового акта; процедура его принятия; орган, принимающий такой акт; круг лиц, на которых распространяется его действие, и др.

В ст. 5 ТК Р(1) определены следующие виды нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения:

трудовое законодательство (включающее законодательство об охране труда), состоящее из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;

  • иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В основе данной классификации — орган, принимающий нормативный правовой акт о труде. По этому же основанию законодатель выделяет локальные нормативные правовые акты (ст. 8 ТК РФ). Вряд ли обоснованно данный вид нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исключать из перечня нормативных правовых актов, закрепленных в ст. 5 ТК РФ. Локальные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, разрабатываются и принимаются работодателем, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно (документы технологического процесса), с учетом мнения представительного органа работников, совместно либо по согласованию с ним (ч. 2, 3 ст. 8 ТК РФ).

Нормы трудового права любого вида нормативных правовых актов не должны противоречить ТК РФ, Конституции РФ, международным правовым актам, принятым МОТ, Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, Российской Федерацией по соглашению со странами СНГ и дальнего зарубежья (международные договоры, соглашения). Частью 5 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. В том случае, если международным договором РФ закреплены иные права, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Это положение продублировано в ст. 10 ТК РФ.

Приведенная система нормативных правовых актов характеризуется соответствующей субординацией, запретом ухудшать положение работников актами нижестоящих органов государственной власти и управления. Так, всс российские нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут противоречить ТК РФ. В то же время допускается на любом уровне нормотворче- ской деятельности улучшать правовое положение работников, начиная с локальных актов и заканчивая федеральными законами. В необходимых случаях в ТК РФ могут вноситься соответствующие изменения, уже нашедшие закрепление в иных нормативных правовых актах, выработанные судебной практикой.

Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г., а 31 декабря 2001 г. опубликован в «Российской газете».

В ТК РФ вносились изменения и дополнения начиная уже с 25 июля 2002 г. Его практически полностью новая редакция была принята Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Объяснить неэффективность ТК РФ 2001 г. нельзя ссылками на быстро меняющуюся социально-экономическую обстановку в стране. Ее анализ показывает, что каких-либо особых неожиданных для законодателя событий, которые бы побудили за столь короткий период внести изменения в почти 3/4 статей ТК РФ, не было.

Анализ разработки и принятия ТК РФ позволяет сделать ряд выводов, которые характерны для любого вида нормотворчества в сфере социально-трудовых отношений.

Во-первых, до принятия нормативного правового акта, а тем более закона, необходим социологический подход к изучению целей, задач, практического значения принятия такого нормативного правового акта. Использование возможностей трудоправовой социологии, герменевтики и логики трудового права — важное условие эффективности работы нормотворческого органа.

Во-вторых, в настоящее время нельзя говорить о разработке и принятии в сфере труда нормативных правовых актов, не обращаясь к детальному изучению уже сложившихся систем локальных нормативных правовых актов и практики их применения в отдельных организациях.

В-третьих, в процессе нормотворчества должна исследоваться практика правоприменительных органов, судов. Принятие упомянутого Закона во многом обусловлено позицией Верховною Суда РФ, которая впоследствии нашла отражение в ряде постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в том числе в постановлении от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс РФ — кодифицированный законодательный акт (Федеральный закон №197-ФЗ от 30 декабря 2001 года) о труде.

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями.

Трудовое законодательство в Российской Федерации создано с целями установления государственных гарантий трудовых прав и свобод, создания благоприятных условий труда и защиты прав и интересов работников и работодателей (Статья 1 ТК РФ).

Основные задачи трудового законодательства:

  • создание необходимых правовых условий для достижения согласования интересов сторон трудовых отношений;
  • правовое регулирование трудовых отношений;
  • регулирование отношений связанных с организацией труда, трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой и повышением квалификации работников;
  • надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • разрешение трудовых споров;

Разделы Трудового кодекса РФ

  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
  • Раздел III. Трудовой договор
  • Раздел IV. Рабочее время
  • Раздел V. Время отдыха
  • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
  • Раздел VII. Гарантии и компенсации
  • Раздел VIII. Трудовой распорядок, дисциплина труда
  • Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
  • Раздел X. Охрана труда
  • Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
  • Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
  • Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  • Раздел XIV. Заключительные положения

Роль судебной практики в урегулировании социально-трудовых отношений

Судебная практика в регулировании социально-трудовых отношений выполняет следующие функции.

Во-первых, ее обобщение на уровне Верховного Суда РФ, как уже отмечалось выше, способствует совершенствованию действующего законодательства о труде. В процессе применения норм трудового права суды выявляют их недостатки, которые сказываются на результатах правоприменения. В ряде случаев в процессе применения норм трудового права суды выявляют его пробелы, неполноту, двусмысленность, синонимию, коллизии отдельных норм.

Во-вторых, постановления Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судебных органов. Их решения не могут противоречить требованиям Верховного Суда РФ; в противном случае они будут отменены вышестоящими судебными инстанциями.

В-третьих, любой правоприменитель, в том числе работодатель, понимает, что в случае трудового спора и его разрешения в судебном порядке будет учитываться мнение Верховного Суда РФ. Хотя для него требования Верховного Суда не имеют законной силы, т. е. не являются нормами права, косвенно они определяют поведение работодателя в разрешении трудового спора, возникшего у него с работником.

Трудовой кодекс РФ не включает акты судебных органов власти о применении трудового законодательства в систему нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В Российской Федерации не признается прецедент, который характерен для систем общего права Великобритании и США.

Несколько иную роль выполняют постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания Конституционным Судом нормы противоречащей Конституции РФ она утрачивает юридическую силу. Нормотворческий орган обязан на основании решения Конституционного Суда РФ внести соответствующие изменения в законодательство о труде, в том числе в ТК РФ. Однако это не дает достаточных оснований для признания решений Конституционного Суда прецедентом. Согласно праву судебного прецедента каждый суд обязан следовать решению более высокого по положению суда. В Англии апелляционные суды (кроме палаты лордов) связаны своими прежними решениями. В англосаксонской правовой системе принципы общего (прецедентного) права считаются нормами трудового права, имеющими обязательную юридическую силу.

В Российской Федерации решения Конституционного Суда РФ не являются нормами, на основании которых осуществляется правоприменительная деятельность в сфере трудовых отношений.

Особенности нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения, имеют свою специфику.

Во-первых, в разработке, принятии и применении нормативных правовых актов о труде участвуют профессиональные союзы.

Так, согласно ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются объединениями работодателей и профессиональными союзами совместно (ст. 45), работодателем и трудовым коллективом в лице их представителей (ст. 40), работодателем с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива (ч. 2 ст. 8), работодателем по согласованию с профсоюзным органом («представительным органом работников» — ч. 3 ст. 8).

В отдельных организациях возможно (если это установлено коллективным договором) совместное принятие нормативных правовых актов работодателем и трудовым коллективом, его выборным представительным органом — профкомом.

Во-вторых, для трудового права всегда было характерно принятие нормативных правовых актов государственным специализированным функциональным органом управления, занимающимся вопросами труда и заработной платы. Такой орган в разные этапы развития государства именовался по-разному: Народный комиссариат труда СССР, народные комиссариаты труда союзных республик, Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы. Министерство труда и занятости РФ, Министерство труда и социального развития РФ. В настоящее время функции этого органа несколько расширены. Им принимаются нормативные правовые акты не только в области труда и заработной платы, но и в области здравоохранения и социального обеспечения граждан. В литературе и на заседаниях Государственной Думы РФ обсуждается необходимость создания министерства труда РФ — органа, который занимался бы нормотворчеством исключительно в сфере груда. Ежемесячно Министерство здравоохранения и социального развития РФ издает специальный журнал — «Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации», в котором публикуются принятые им нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В-третьих, значительное место среди трудового законодательства занимают локальные нормативные правовые акты, которые принимаются и действуют в отдельных организациях. Среди них особое место занимают документы техпроцесса.

В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, различаются как общие и специальные, т. е. распространяющие свое действие на всех работников или определенные их категории (женщины; несовершеннолетние работники; инвалиды; лица, работающие в отдельных отраслях хозяйства (железнодорожном, автомобильном транспорте и т. п.)).

Обзор изменений трудового законодательства 2018

Одно из наиболее значимых изменений в действующее трудовое законодательство — новый размер минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) с 1 января 2018 года. На сегодняшний день, закон о повышении МРОТ с 2018 года еще не принят. Сейчас законопроект 274625-7 находится на стадии рассмотрения в Государственной Думе[1]. Представляется логичным, что в 2018 году закон о повышении МРОТ будет принят, и все работодатели будут учитывать новый размер минимальной оплаты труда. Так, с 1 января 2018 года размер МРОТ составит 9489 рублей (вместо 7800 рублей на сегодняшний день). Предполагается, что, начиная с 2019 года, размер МРОТ будет определяться ежегодно на основании величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года. Статья 133 Трудового кодекса РФ строго регулирует вопрос установления минимального размера оплаты труда, любые нарушения будут караться штрафными санкциями.

В дальнейшем размер МРОТ достигнет величины в 100% прожиточного минимума. В этой связи стоит отметить, что Трудовой Кодекс РФ изначально предусматривает условие о том, что величина МРОТ должна быть равна прожиточному минимуму трудоспособного населения[2].

Однако своевременно обеспечить исполнение данного правила государство не смогло и ввело порядок поэтапного повышения МРОТ (ст. 421 ТК РФ). Соответственно, предполагается, что к 2019 году переходные условия уже не будут действовать, и размер МРОТ будет соответствовать Трудовому кодексу РФ и будет исчисляться из величины прожиточного минимума[3].

Рекомендация: в силу вышеописанного консультанты рекомендуют прослеживать размер установленного прожиточного минимума и утверждать заработную плату не менее установленного порога (прожиточного минимума).

Отдельные комментарии и разъяснения:

! Месячная зарплата сотрудника, который в полной мере отработал норму рабочего времени и выполнил нормы труда, не может быть менее установленного МРОТ[4].

! Работа в Северных районах коэффициенты и надбавки всегда начисляют сверх МРОТ[5].

«Минимизация рисков» оплаты сверхурочной работы по требованию работника

На сегодняшний день у работодателя возникают вопросы и споры относительно оплаты работы в выходные и праздничные дни. Часы сверх обычного времени в выходные и праздники не нужно считать, как сверхурочные. Оплатить их требуется не менее чем в двойном размере. Платить за лишние два часа еще и в полуторном размере как за сверхурочные не нужно[6]. Например, стандартный день 8 часов, а сотрудник отработал в праздник 10 часов. Компания оплатит их вдвойне.

В Трудовом законодательстве теперь содержится ясная формулировка, работу в выходные дни необходимо оплачивать лишь за фактически отработанные часы. Это касается и командировок.

Рекомендация: Консультанты рекомендуют издавать приказ «О графике работы в служебной поездке», так вы снизите риски оплаты сотруднику лишних средств.

На практике возникают случаи, когда работник пытается взыскать с Общества дополнительные денежные средства, так, как трудился по заданию компании в выходные дни.
Рекомендация: Доплачивать за добровольный выход компания не обязана, воздержитесь от этой процедуры. Сотрудник должен предъявить весомые доказательства, что трудился по заданию компании. Настоящее подтверждается судебной практикой[7].

В случае если сотрудник работал в выходные дни несколько часов – в двойном размере оплачиваются только фактически отработанные часы.

Рекомендации: Минимизируем риски путем установления «верных» формулировок в трудовом договоре с сотрудником.

Разъяснение законодателя относительно неполного рабочего дня

Законодатель исключает неточную формулировку относительно неполного рабочего дня и недели. С 29 июня 2017 года оба режима могут считаться неполным рабочем временем.

Раннее в понимании законодательной нормы у компаний имелась неопределённость в части установления неполного рабочего дня или недели: «Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается[8]». Из-за «или» возникала неясность. Компании считали, что установить можно только какой-то один режим. Но это неверно, кодекс допускает комбинированный график работы (ч. 5–7 ст. 74, ч. 3 ст. 104 ТК РФ). Так считают и судьи[9]. Норма, которая вызывала массу полемик и неопределенность изменена. Компания вправе установить одновременно неполный рабочий день и неделю.

Отдельные комментарии и разъяснения:

Уважаемые клиенты, следует помнить о том, что компания Обязана установить неполное время работы по просьбе следующих лиц:

1) Сотрудника, который ухаживает за больным родственником;

2) родителя, опекуна, попечителя ребенка до 14 лет или инвалида до 18 лет;

3) беременной сотрудницы;

Рекомендации: Согласуйте с сотрудником индивидуальный график работы. Рабочие часы вы вправе поделить на части. Пример, 2 часа утром и 4 часа вечером. Условия следует прописать в Договоре с сотрудником.

Следует помнить: Работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой)[10].

Трудовые проверки в 2018 году, «спектр возможностей» проверяющего

С 1 января 2018 года в силу вступает Постановление Правительства, которое вносит существенное изменение в порядок осуществления федерального государственного надзора в сфере труда[11].

Теперь предмет плановой проверки ГИТ ограничен вопросами, которые включены в проверочные листы.

Отдельные комментарии и разъяснения: согласно п.4[12] в предмет проверок федерального государственного надзора в сфере труда входит: 1) соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, 2) соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

Новые положения будут применяться с 2018 г. Начало их применения по отношению к конкретной организации зависит от присвоенной ей категории риска.

Отдельные комментарии и разъяснения: Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, относится к следующим категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений), определяемого в соответствии с пунктом 2 настоящей нормы:

а) высокий риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;

б) значительный риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;

в) средний риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;

г) умеренный риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;

д) низкий риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.

2. Значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) определяется по формуле:

Т — показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований;

Ку — коэффициент устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением обязательных требований.

Так, как в трудовых проверках теперь применяется риск-ориентированный подход. Теперь можно узнать, как часто ждать трудовых проверок. Это зависит от степени риска, которую присвоили трудинспекторы. Посмотреть свой риск можно на сайте Роструда в разделе Планы проверок. Всего есть пять уровней риска (указанные выше)[13]. На категорию риска компании влияют несчастные случаи, долги по зарплате, штрафы, штат и др. От уровня риска зависит, как часто компанию будут проверять (см. таблицу ниже).

Комментарии к изменениям: При проведении плановой проверки инспектор ГИТ не может расширить предмет проверки. Он ограничен вопросами, включенными в проверочные листы (списки контрольных вопросов) (п. 8 Положения о надзоре в сфере труда).

Рекомендации: В случае проверки предъявляйте требование об ознакомлении с предметом проверки в проверочном листе, исключая риски проверки вне предмета проверки ГИТ.

Такие листы государственные инспекторы труда будут применять во время проверок всех работодателей, в том числе ИП.

Проверочные листы для плановой проверки включают перечни вопросов по самым важным требованиям трудового законодательства, а также нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Проверочные листы с 1 января 2018 г. начнут применять при проведении плановых проверок организаций и ИП, отнесенных к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 г. — всех остальных (п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080). Узнать, отнесена ли организация к категории умеренного риска, можно в Роструде через запрос (п. 13 Правил отнесения к категории риска). Но перед отправкой запроса на официальном сайте Роструда можно проверить, не отнесена ли организация к категории высокого или значительного риска (п. 21 Положения о надзоре в сфере труда).

Формы проверочных листов с конкретными перечнями вопросов утверждены Приказом Роструда от 10.11.2017 N 655. Приказ находится на регистрации в Минюсте.

Рекомендации: Компания вправе снизить личный уровень риска, таким образом снижая частоту проверок. В случае, если Ваша компания не подпадает ни в один список – риск не значителен, однако внеплановая проверка сотрудниками ГИТ возможна, к примеру, если на компанию подаст жалобу сотрудник.

Инспекторы Роструда станут проверять доступность рабочих мест для инвалидов

Общества, которые обязаны в соответствии с действующим законодательством организовывать рабочие места для инвалидов будут подлежать проверке сотрудниками Роструда.

Комментарий: В Москве для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек размер квоты (обязательных рабочих мест составляет 2%).

Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Указывается, что инспектора Роструда будут осуществлять надзор за соблюдением требований законодательства РФ по обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности.

Предметом соответствующего вида государственного надзора является проверка обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда. Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года[14].

Рекомендация: Консультанты сообщают, что настоящее требование должно исполняться работодателями, в противном случае это повлечет применение штрафных санкций.

Обязательная индексация зарплаты в 2018 году

Работодателей обяжут повышать зарплату сотрудникам не реже одного раза в год. Проект с поправками в статьи 134 — 134.1 ТК РФ рассмотрит Госдума (№ 1119655-6). Организации и ИП, имеющих наемных сотрудников, могут обязать ежегодно повышать зарплату работникам в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Величина индексации должна быть не ниже уровня инфляции в конкретном регионе. От повышения зарплат освободят только тех, кто платит своим сотрудникам зарплату выше 10 размеров региональных МРОТ. Условие об индексации должно быть закреплено при этом во внутреннем документе. Сейчас обязательную индексацию зарплат сотрудников проводят только бюджетные организации.

Внесение изменений в Стандарт для смывающих и обезвреживающих веществ, который необходим для защиты работников от химического воздействия

Минздравсоцразвития сформировал новые предложения по изменению пунктов 9 и 24 Стандарта безопасности труда. «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», изменения вступят во 2-ом квартале 2018 года[15].

Актуально для работодателей, деятельность которых связанна с химической промышленностью, медицинских учреждений, лабораторий и.т.п.

Комментарии и разъяснения: Если работа сотрудников связана с загрязнениями или воздействием на кожу вредных веществ, им нужно выдавать смывающие и обезвреживающие средства. Их выбирают в зависимости от вредного фактора, который воздействует на сотрудника, и выдают на основании типовых норм (п. 12 приложения 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н).

Защитные средства нужно выдать сотруднику, который работает с органическими растворителями, дезинфицирующими средствами, с бактериально-опасными средами, с низкими температурами. Очищающие средства выдаются сотрудникам, которые в работе сталкиваются с производственными загрязнениями.

Для офисных сотрудников – юристов, бухгалтеров, менеджеров типовые нормы не предусматривают смывающих и обезвреживающих средств (письмо Минтруда России от 30 августа 2016 г. № 15-2/ООГ-3095.

Работодатель составляет перечень рабочих мест и список сотрудников, которым нужно выдавать смывающие и обезвреживающие средства. Список утверждает работодатель организации. После он издает приказ о назначении ответственного лица за выдачу сотрудникам смывающих и обезвреживающих средств. Еще одним приказом нужно назначить ответственного за учет и контроль за выдачу средств в установленные сроки (пп. 14, 24 приложения 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н). Вы можете объединить приказы об утверждении перечня и о назначении ответственных лиц в один документ и назначить одного сотрудника, чтобы он выдавал и вел учет средств. Ответственным можно назначить должностное лицо, с которым заключен договор о материальной ответственности. Срок использования средств исчисляют со дня, когда их выдали работнику. При этом учитывают срок годности, указанный производителем.

Важно: Сотрудник, которому выдают смывающие или обеззараживающие средства, должен поставить свою подпись в личной карточке учета и выдачи смывающих или обеззараживающих средств. Не забудьте проинформировать работников о правилах использования смывающих и обезвреживающих средств.

Рекомендации: Работодатель имеет право не выдавать средства каждому сотруднику, а обеспечить постоянное наличие в санитрано-бытовых помещениях дозаторов с жидким смывающим веществом. При этом личные карточки учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств заполнять не нужно. Укажите в них ссылку на п.20 Приказа и укажите способ выдачи.

Важно: в случае уклонения от установленных правил, сотрудник государственной инспекции труда вправе оштрафовать работодателя в размере до 80.000 рублей.

Изменение процедуры действий в случае, если по результатам спец- оценки на рабочем месте не было выявлено никаких вредных/опасных производственных факторов

Если на рабочих местах во время спецоценки установили оптимальный или допустимый класс условий труда, вы обязаны подать на них декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Изменения вступят во 2-ом квартале 2018 года

Декларацию подают в трудовую инспекцию по месту нахождения организации. Сделать это нужно не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спец-оценки[16].

Есть утвержденная форма декларации соответствия. Документ состоит из двух частей. Первую часть заполняет работодатель, вторую — территориальный орган Роструда.

Декларацию подают только на рабочие места с 1-м и 2-м классом условий труда (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Документ не нужен, если профессия сотрудника, который работает на этом месте, входит в списки, по которым досрочно назначают страховые пенсии по старости (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Исключение — рабочие места, на которых предоставляют гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда. Декларация не нужна и в том случае, если раньше на рабочем месте устанавливали класс 3.1 и выше, а потом изменили на класс 2 (ч. 1 ст. 11Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ) изменения вступят во 2-ом квартале 2018 года[17].

Легализована работа «Фрилансеров»

В Государственной думе рассмотрен вопрос о легализации работы фрилансеров. С 1 января 2018 года будет создана специальная информационная система, с помощью которой работодатели смогут легко заключать трудовой договор с дистанционными работниками, а последние в свою очередь смогут иметь доступ к уплате пенсионных взносов, оплачивать услуги медицинского страхования.

Иностранные работники: 2018 год – сокращение квот

Постановлением Правительства РФ от 04 декабря 2017 года № 1467 на 2018 год утверждены новые квоты на иностранную рабочую силу в организациях, которые занимаются определенными видами деятельности.

В частности, с 30 до 28% от общей численности персонала сокращена квота для прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3), а также автогрузового транспорта (код 49.41). Остальные показатели остались на уровне 2017 года.

До 1 января работодатели, у которых число сотрудников-иностранцев превышает новые показатели, должны это исправить.

Рекомендации: Напоминаем, что для увольнения работников в такой ситуации есть специальное основание – пункт 9 статьи 327.6 Трудового кодекса РФ: «приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства».

Важно: Для организаций нарушение допустимой доли иностранных работников может обернуться штрафом от 800 тыс. до 1 млн руб. либо приостановлением деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностным лицам грозит штраф от 45 тыс. до 50 тыс. руб.

Утвердили правила при осуществлении охраны объектов и (или) имущества

Приказом Минтруда России от 28.07.2017 № 601н утвердил правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и имущества. Они применяются с 17 февраля 2018 года.

Правила определяют государственные нормативные требования к охране труда при охране объектов и имущества работниками юридических лиц с особыми уставными задачами, ведомственной охраны, а также частных охранных организаций.

Указанные требования обязательны для исполнения работодателями – юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм при осуществлении ими охраны объектов и имущества.

Рекомендации: Работодатель обязан обеспечить: выполнение работ по охране объектов в соответствии с требованиями Правил, иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя; проведение обучения работников по охране труда и проверку знаний по охране труда; контроль за соблюдением работниками требований инструкции по охране труда.

Приказом Минтруда России утверждены: требования охраны труда при проведении осмотра транспортных средств; требования охраны труда при осмотре поездов, маневрирующих составов, локомотивов, сцепок вагонов и перевозимых на них грузов, а также при сопровождении транспортных средств с охраняемыми грузами; требования охраны труда при осуществлении охраны искусственных сооружений.

Годовой отчет СЗВ-СТАЖ. Форма СЗВ-СТАЖ – это отчет о пенсионном стаже сотрудников, который обычно по итогам года сдают в ПФР.

Форму СЗВ-СТАЖ сдают организации и предприниматели, которые выплачивают физлицам вознаграждения:

по трудовым договорам;

гражданско-правовым договорам на выполнение работ или оказание услуг;

договорам авторского заказа и лицензионным договорам.

Об этом сказано в пункте 1.5 Порядка, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11 января 2017 № 3п. Форму СЗВ-СТАЖ сдают по итогам года. Срок сдачи – не позднее 1 марта следующего года. Первый раз эту форму нужно сдать за 2017 год, не позже 1 марта 2018 года (п. 2 ст. 11 Закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ). Организации сдают СЗВ-СТАЖ в территориальные отделения Пенсионного фонда РФ по своему месту регистрации. Предприниматели – по месту жительства (п. 1 ст. 11 Закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ).

Неиспользованные отпуска сгорают с 2018 года

С 1 января 2018 года Организации будут штрафовать, если они позволят своим работникам не ходить в отпуск более двух лет. А если речь идет о сотрудниках, не достигших 18 лет, либо работа связана с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, то в течение года. Организации, у которых сотрудники больше двух лет не были в ежегодном оплачиваемом отпуске, грозит штраф от 30 000 до 50 000 рублей. В худшем случае может быть даже приостановлена деятельность организации сроком на 90 дней (ст. 5 КоАП РФ).

Важно: Не использованный отпуск у работников не сгорает. Даже, если трудящиеся больше двух лет не были в отпуске, все дни отдыха за ними сохраняются и должны быть представлены работникам.

Рекомендации: Итак, как же отпускать на отдых работников в 2018 году, чтобы отпуск не сгорел, согласно изменениям ТК РФ? Все дни отпуска делятся на две части: обязательную – 14 дней и необязательную – оставшиеся 14 дней.

Обязательную часть работники должны использовать ежегодно. А вот оставшиеся 14 дней они могут по своему желанию перенести на следующий период, но не более чем на

12 месяцев. Главное верно прописать условия в договоре.

Увеличение командировочных расходов

В связи с принятием Федерального закона от 29.07.2017 N 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» работодателю придется увеличить командировочные расходы, если работник отправлен в командировку в Республику Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский край.

Согласно ст. 6 настоящего Закона плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.

Рекомендации: в случае, если Ваша организация зачастую отправляет своих работников в территориальные единицы, указанные выше работодатель будет обязан увеличить сумму командировочных, однако консультанты сообщают, что в силу законодательства возможно избежать настоящих издержек.

Организации, где на рабочих местах установлено наличие вредных и(или) опасных производственных факторов

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н актуализированы обязательные требования в Перечне вредных/опасных факторов и видов работ, подлежащих обязательным медосмотрам.

Внесение изменений коснулось перечня вредных/опасных факторов производства, а также видов работ, для проведения которых необходимо проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры

Актуально для организации, где на рабочих местах установлено наличие вредных и(или) опасных производственных факторов

Приказ вступит в силу во 2-ом квартале 2018 года.

Формируются новые предложения по изменению следующих статей в ТК РФ

Формирование новых предложений по изменению статьи 58 Трудового кодекса РФ
Снятие избыточных требований к процедуре заключения трудового договора
4-й квартал 2018 года
Все организации

Формирование новых предложений по изменению статьи 140 Трудового кодекса РФ
Изменения в сроках расчета в случае прекращения трудового договора
4-й квартал 2018 года
Все организации

Создание нового законопроекта О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации (в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда)
Проект федерального закона, который поможет разграничить и разделить полномочия контрольно-надзорных органов в области охраны труда
4-й квартал 2018 года

Федеральные контрольно-надзорные органы
Формирование новых предложений по изменению статьи 84.1 Трудового кодекса РФ
Изменение процедуры прекращения трудового договора
4-й квартал 2018 года
Все организации

Изменения в 2017 году, которые работодатель обязан учитывать

На фоне предстоящих изменений, которые вступят с 1 по 4 квартал 2018 года, рассмотрим изменения, которые работодатель обязан учитывать на данный момент, т.е. с 2017 года.

Тк рф принят