Лекция 15. Трудовые правоотношения в международном частном праве

15.3. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В России не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.

В Трудовом кодексе РФ говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России.

Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 Кодекса).

Согласно ч. 4 ст. 11 на территории РФ правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

Из приведенного текста следует, что регулирование отношений с так называемым иностранным элементом ограничилось в Кодексе лишь положениями общего характера.

Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», КТМ РФ, Воздушным кодексом РФ.

В частности, Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ 2002 г. устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13).

Действие Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ распространяется как на иностранцев, осуществляющих свою трудовую деятельность в России на основании трудового договора, так и на иностранцев, заключающих гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). И в том и в другом случае для осуществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу. В п. 4 ст. 13 Закона установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Разрешения не требуется для постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, а также для некоторых категорий иностранцев, в частности журналистов, аккредитованных в нашей стране, преподавателей, приглашенных для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением преподавателей духовных образовательных учреждений; обучающихся в России в общеобразовательных учреждениях профессионального образования иностранных студентов, работающих в период каникул.

Разрешения не требуется и работникам иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования.

В отношении заключения трудового договора с иностранцами и его содержания, как уже отмечалось, применяются положения Трудового кодекса РФ, а также правила, установленные Законом о правовом положении иностранных граждан 2002 г. и другими актами. Работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформить приглашение, которое является основанием для выдачи иностранцу визы либо для безвизового въезда (ст. 2, ч. 2 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

В то же время это ограничение не распространяется на временно проживающих в России иностранцев, для которых, как уже отмечалось, установлен разрешительный порядок поступления на работу.

Иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима в отношении таких иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России.

Иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на работу производится в общем разрешительном порядке, находятся в ином положении. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение соответствующего федерального органа исполнительной власти, ведающего миграционной службой (ФМС МВД России), на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец — подтверждение на право работы в России.

Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание.

Не применяется этот порядок также к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии с межгосударственными соглашениями, к работникам дипломатических и консульских учреждений, к религиозным деятелям официальных религиозных организаций и обществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим в рамках программ российских учебных заведений, к аккредитованным корреспондентам и журналистам, к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями.

Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения.

Трудовые права иностранцев, признанных в установленном порядке беженцами, и иностранных лиц, которым в России предоставлено политическое убежище, аналогичны правам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданам РФ, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства.

Общий разрешительный порядок и, следовательно, требование о соответствии условий трудового договора российскому законодательству (включая оплату труда, социальное обеспечение и страхование иностранных работников) распространяются также на договоры между работниками-иностранцами и иностранными фирмами, привлекающими их для выполнения контрактов на территории России. Это означает, что хотя в законодательстве РФ применительно к трудовым отношениям не сформулирован общий коллизионный принцип, оно исходит из принципа применения права страны места выполнения работы (lex loci laboris), даже если договор заключается между иностранными субъектами за рубежом. Каких-либо исключений из этого принципа не делается.

Таким образом, при заключении трудового договора между иностранным работодателем и иностранцем о выполнении работы на территории РФ могут возникать проблемы, связанные с коллизией норм законодательства РФ и законодательства иностранного государства, в котором находятся работодатель и работник и где фактически заключается трудовой договор.

В отношении найма иностранцев предприятиями с иностранными инвестициями применяются специальные положения. Для найма иностранцев из числа высококвалифицированных специалистов на должности руководителей находящихся в России предприятий с иностранными инвестициями, а также руководителей подразделений этих предприятий работодателю не требуется получения разрешения соответствующего органа, однако иностранцу необходимо подтверждение права трудовой деятельности. Условия коллективных и индивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории РФ законодательством. Условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются обычно в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них.

Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства в России. Трудовые права российских граждан за рубежом

Для иностранных граждан на территории Российской Федерации действует национальный режим в области регулирования трудовых отношений.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Трудовой кодекс Российской Федерации в ст. 3 содержит положения, запрещающие дискриминацию в сфере труда:

«Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите».

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливаются ограничения в отношении иностранных граждан по вопросам занятия ими определенных должностей.

Иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе. Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

В настоящее время российские граждане все больше стремятся к получению доходов вне пределов территории Российской Федерации.

Наряду с самостоятельным поиском работы и трудоустройством за пределами территории России есть еще два канала трудоустройства за рубежом: в рамках соответствующих международных соглашений при содействии Федеральной миграционной службы России и через посреднические организации.

Труд граждан за границей может определяться как нормами российского права, так и нормами права страны, в которой осуществляется трудовая деятельность.

Нормами российского права труд российских граждан определяется в следующих случаях, когда они:

– направляются на работу в учреждения и организации России за границей;

– направляются в командировку и т. д.

В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 О занятости населения в Российской Федерации» «деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23 декабря 2006 г. № 797 утвердило специальное Положение о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в соответствии с которым лицензирование деятельности по трудоустройству за границей осуществляется Федеральной миграционной службой (далее – лицензирующий орган).

К деятельности по трудоустройству за границей относится оказание гражданам Российской Федерации услуг по содействию в поиске оплачиваемой работы у иностранного работодателя за пределами Российской Федерации, получении разрешения на работу в иностранном государстве, заключении трудового договора с иностранным работодателем.

Лицензия на осуществление деятельности по трудоустройству за границей (далее – лицензия) выдается на 5 лет.

В данном положении прописаны определенные лицензионные требования, предъявляемые к организациям.

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются:

– оказание услуг гражданину по трудоустройству без заключения лицензиатом договора с иностранным работодателем;

– отсутствие или нарушение в договоре, заключенном между лицензиатом и гражданином, существенных условий, предусмотренных подп. «в» п. 5 настоящего Положения.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. По итогам рассмотрения заявления лицензия либо выдается, либо нет.

При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Проверка полноты и достоверности указанных сведений проводится путем их сопоставления со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, которые предоставляются лицензирующему органу Федеральной налоговой службой в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Особенности правового регулирования труда лиц без гражданства в Российской Федерации

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 30.10.2016 2016-10-30

Статья просмотрена: 715 раз

Библиографическое описание:

Скороходова Д. М. Особенности правового регулирования труда лиц без гражданства в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 658-662. — URL https://moluch.ru/archive/125/34744/ (дата обращения: 30.10.2018).

The article deals with the peculiarities of legal regulation of stateless persons’ labour in the Russian Federation, types of work available for them, specific requirements for this category, specific categories of workers.

Keywords: stateless person, foreign citizen, stateless person’s labour, labour laws, labour relations

Определение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства всегда являлось вопросом, вызывающим большое количество неясностей и споров. Принятие Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» внесло определенность в ряд связанных вопросов, но развитие международного сотрудничества, в том числе в сфере трудовой деятельности, усложняет регулирование отдельных аспектов нахождения на территории РФ указанных категорий лиц. Рассмотрим подробнее особенности правового регулирования труда апатридов в РФ.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет лицо без гражданства как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства [1]. В настоящее время не существует специального законодательства, регулирующего правовое положение лиц без гражданства, поэтому, согласно ч. 2 ст. 2 упомянутого ФЗ, понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. На сегодняшний день особое значение имеет определение содержания понятия «лица без гражданства», так как отсутствует его единообразная трактовка в законодательстве РФ и иных законодательных актах, регулирующих правовой статус данной категории.

Дополнительную проблему создает существование иных статусов вне пределов Российской Федерации. Так, лица, не получившие гражданство после распада СССР, именуются по-разному: например, в Латвии и Эстонии существует такая категория, как «неграждане». Нахождение таких лиц на территории нашего государства значительно усложняет определение их правового положения и положения иностранных граждан и лиц без гражданства в целом.

По общему правилу, часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации [2]. Таким образом, право на свободный труд и остальные трудовые права, закрепленные в ст. 37 Основного закона страны, относятся и к апатридам. На это указывает и использование слова «каждый» в тексте статьи, что говорит о принадлежности прав не только лицам, являющимся гражданами РФ. Следовательно, на них распространяется статья о запрещении дискриминации в сфере труда Трудового Кодекса РФ [3], которая устанавливает равные возможности для реализации своих трудовых прав. Все же имеются определенные особенности при осуществлении трудовой деятельности лицами без гражданства на территории России. Эти положения не являются дискриминационными, так как в ранее упомянутой статье не говорится о дискриминации по признаку гражданства, поэтому являются полностью допустимыми, тем более, что правовой статус специальных категорий лиц не может совпадать со статусом граждан соответствующего государства.

Итак, чтобы заключить трудовой договор с иностранным гражданином или лицом без гражданства, достигшим 18 лет, работодатель, согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ, должен получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников (если они прибыли в РФ в порядке, требующем получения визы). Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии, указанной в разрешении, и только в пределах субъекта РФ, на территории которого он получил соответствующее разрешение. Такие лица также могут выступать в качестве работодателя при наличии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Чтобы получить разрешение на работу, иностранный гражданин обязан встать на учет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и в налоговый орган по месту своего нахождения. Работодатель, привлекший и использующий для трудовой деятельности иностранного гражданина или лицо без гражданства, обязан уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении и прекращении трудового договора с данным лицом.

Еще одной особенностью является расширенный перечень документов, необходимых для приема иностранного гражданина или апатрида на работу, установленный в статьях 327.2 и 327.3 Трудового кодекса РФ. Помимо сведений, указываемых в трудовом договоре гражданина РФ, в такой договор иностранного гражданина включается также информация о разрешении на работу или патенте, разрешении на временное проживание в РФ или виде на жительство, реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования или условия оказания медицинской помощи в случае его отсутствия.

Однако, даже при полном соблюдении процедуры заключения трудового договора с иностранным гражданином и при наличии всех необходимых документов такой гражданин не обретает всех трудовых прав, которыми обладают граждане РФ. Существует ряд ограничений, связанных с осуществлением государственной или муниципальной службы и отдельных видов работ. Статья 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» запрещает иностранному гражданину или лицу без гражданства:

1) находиться на государственной или муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации.

Данный перечень не является исчерпывающим.

В российском законодательстве регламентируется труд отдельных категорий иностранных работников. Так, статья 13.2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ регулирует особенности осуществления трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов. Она устанавливает минимальный размер заработной платы и некоторые ограничения, связанные с трудовой деятельностью таких работников. Основное отличие правового статуса высококвалифицированного специалиста от иного иностранного работника состоит в том, что срок, на который он получает разрешение на работу и вид на жительство, соответствует сроку, на который заключается трудовой договор. Такие специалисты активно работают в РФ.

Среди получивших патенты на трудовую деятельность 47 процентов — узбеки; 25 процентов — таджики; 12 — украинцы; 8 — молдаване и 4 процента — киргизы. Всего в этом году с 1 января по 8 мая в России выдано 514 тысяч патентов 4.

Если работодатель не соблюдает законодательство, возможно вынесение решения о запрете привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ в качестве высококвалифицированных специалистов (например, если по вине работодателя возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью).

Следующей такой категорией являются работники, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы. Статья 13.3 ФЗ «О правовом регулировании иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает возможность работодателей, чья деятельность подлежит обязательной государственной регистрации и (или) лицензированию, привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан на основании патента. В указанной статье расписан порядок и документы, необходимые для получения патента.

Еще одной особой категорией иностранных работников являются лица, обучающиеся по очной форме в Российской Федерации. Статья 13.4 упомянутого выше федерального закона устанавливает срок действия разрешения на работу, отличный от сроков действия разрешений других работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства. Этот срок не может превышать срок обучения данного иностранного гражданина по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию. Он может быть неоднократно продлен на год. Помимо документов, подаваемых иностранными гражданами при приеме на работу, необходимо предоставить справку об обучении и документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Следующая особенность правового регулирования труда иностранных граждан — отстранение от работы. Статус данной категории лиц создает дополнительные условия для отстранения таких работников от работы, что, безусловно, является ухудшением их положения. Однако, эти условия являются обоснованными. Согласно ст. 327.5 Трудового кодекса Российской Федерации, ими являются окончание срока разрешения на работу или патента, вида на жительство или разрешения на временное проживание на территории РФ, договора (полиса) добровольного медицинского страхования или же приостановление действия либо окончание срока действия разрешения работодателя на привлечение и использование иностранных работников.

К особенностям прекращения трудового договора с иностранными гражданами или лицами без гражданства статья 327.6 Трудового кодекса РФ относит аннулирование или окончание срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешения на работу или патента, вида на жительство или разрешения на временное проживание на территории РФ, договора (полиса) добровольного медицинского страхования, приведение численности иностранных работников в соответствие с установленными российским законодательством ограничениями, а также невозможность временного перевода работника и невозможность предоставления ему прежней работы по окончании срока такого перевода. Если трудовой договор расторгнут по вине работодателя в связи с приостановлением или аннулированием его разрешения на привлечение иностранных работников, то он обязан выплатить работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Говоря о социальных гарантиях рассматриваемой категории лиц, следует отметить, что на иностранцев полностью распространяются положения законодательства об охране труда, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья, они защищены от привлечения к принудительному труду и сверхурочным работам, для них устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени, ежегодного основного оплачиваемого отпуска и т. д. В соответствии со ст. 5 федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», иностранные граждане и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [5]. Размер и сроки выплаты заработной платы иностранным работникам устанавливаются при заключении трудового договора по соглашению сторон. Как иностранцы, так и лица без гражданства занимают рабочие места, которые не пользуются популярностью у граждан РФ. Это, как правило, низкооплачиваемая работа.

Дешевая рабочая сила всегда была востребована на рынке труда, и очень часто ее использование проводилось с нарушением закона, отмечает Адриановская Т. Л. Использование труда иностранцев и лиц без гражданства в настоящее время лимитировано государством с целью контроля и урегулирования. Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15 КоАП РФ) считается противоправным, если имел место фактический допуск иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к труду без соответствующего разрешения 6, с.119.

Подводя итог, хочу сказать, что российское законодательство в сфере правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства подвергается изменениям и совершенствуется в соответствии с существующим в РФ положением, связанным с миграционными процессами и пребыванием рассматриваемой категории лиц на территории государства. Международные документы также способствуют наиболее полному правовому регулированию вопросов, касающихся данной сферы. Существует немало международных договоров, конвенций, соглашений между государствами, направленных на сокращение числа апатридов и закрепление их прав, но в настоящий момент они не ратифицированы РФ, что значительно тормозит решение этого вопроса. Л. В. Андриченко в своей статье «Конвенция «О статусе апатридов» и законодательство Российской Федерации в сфере правового статуса лиц без гражданства» говорит о том, что и международное регулирование данного вопроса требует дальнейшего развития для стимуляции совершенствования национальных законодательств [7]. Действительно, многие проблемы в этой сфере не получили своего освещения и в международных актах, в том числе единообразие в терминологии и определении содержания конкретных понятий. Таким образом, можно отметить развивающийся характер законодательных актов, принятых в сфере правового регулирования труда лиц без гражданства, но законодательство не является совершенным, так как затрагивает лишь некоторые особенности данного вопроса.

Особенности трудовых прав иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

юридические науки

  • Анисимова Анна Константиновна , студент
  • Алтайский Государственный Университет
  • ТРУДОВЫЕ ПРАВА
  • ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • ИНОСТРАНЕЦ
  • ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Похожие материалы

В последние годы изменения мировой геополитической обстановки сложилась тенденция к увеличению объемов миграции иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации. Данный факт привел к некоторым проблемам в сфере регулирования труда с участием иностранных граждан, в частности, проблемам в разграничении трудовых прав граждан РФ, иностранных граждан и апатридов.

Состояние современного российского трудового законодательства отстает от потребностей экономики страны, а вопросы определения трудовых прав иностранных граждан и апатридов остаются актуальными.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью [1]. Данное конституционное положение провозглашает, что права и свободы представляют собой конституционные ценности, которые должны гарантироваться и защищаться государством [2,3].

Ч. 3 ст. 62 Конституции РФ закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Следовательно, при предоставлении трудовых прав иностранцам и лицам без гражданства действует, по общему правилу, национальный режим.

Иностранные граждане и апатриды имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных законодательством [4].

На указанные категории граждан распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев и лиц без гражданства в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и т.д.

На иностранцев и апатридов распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых. Трудовой кодекс РФ не содержит никаких ограничений для иностранных лиц и лиц без гражданства при определении их правового статуса и не исключает их из сферы трудового законодательства России. Иностранные граждане и апатриды имеют право на осуществление трудовой деятельности в РФ. Однако оформление трудовых отношений зависит от времени проживания иностранного гражданина в РФ.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает особенности трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации [5].

В соответствии с названным законом, временно проживающий (получивший разрешение на временное проживание в РФ сроком на 3 года) или постоянно проживающий (получивший вид на жительство в РФ сроком на 5 лет) в России иностранный гражданин, оформляется по трудовому договору в том же порядке, что и гражданин РФ. Право иностранного гражданина на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности подтверждается разрешением на работу. Общим условием для его получения является достижение 18-летнего возраста. Так, по сравнению с российскими гражданами, которые при определенных условиях могут заключать трудовой договор с 14 лет, иностранные граждане значительно ограничены в такой возможности.

Что касается непосредственно трудовых прав иностранных граждан и апатридов, то согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются, в частности, на трудовые отношения с участием иностранных граждан [6].

В самом законе также указано, что порядок реализации трудовых прав усложнен, по сравнению с гражданами РФ. Разрешение на работу выдается в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников. Разрешение выдается работодателю для каждого иностранного работника, причем при условии внесения работодателем средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника из России. Закон предусматривает разрешительный порядок привлечения и использования иностранных работников в России, т.е., прежде чем заключить трудовой договор, работодатель обязан иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин должен иметь разрешение на работу. Отсутствие разрешений является основанием для прекращения заключенного трудового договора вследствие нарушений установленных обязательных правил при заключении трудового договора (ч. 11 ст. 77 ТК РФ). Отсюда вытекает вывод о том, что не все основания прекращения трудового договора, предусмотренные в ст. 77 ТК РФ, применимы для трудового договора иностранного работника.

Так, например, прокуратурой Канавинского района Нижнего Новгорода проведена проверка исполнения миграционного законодательства в деятельности организации, которая предоставляет услуги профессиональной уборки в одном из автосалонов «Нижегородец». В ходе проверки выявлен факт допуска к трудовой деятельности гражданки Республики Узбекистан в качестве уборщицы без разрешения на работу в Российской Федерации [7].

В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Разрешение на работу – это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев и апатридов в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Кодексом торгового мореплавания РФ, Воздушным кодексом РФ и др.

Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения [8].

Для решения возникшей проблемы был принят Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства», в соответствии с которым в Трудовой кодекс РФ включена гл. 50.1 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» [9].

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  2. Аничкин Е.С., Казанцева О.Л. Конституционные ценности как основополагающие ориентиры государственно-правового развития России // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 13: в 2 т. Т. 1. / М.: ООО «Издательство «Юрист».- 2013. — С. 548-553.
  3. Казанцева О.Л. Об особенностях юридической природы конституционных ценностей как категории российского права // Алтайский Вестник государственной и муниципальной службы. — 2013. — №10. — С. 74-76.
  4. Пономарева Е.А. Особенности регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации. // [Электронный ресурс]: — http://www.juristlib.ru/book_7960.html
  5. Федеральный Закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Российская газета. — 2002. — 31 июля.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.)// СЗ РФ. — 2002. — № 1 (часть I). — Ст. 3.
  7. Актуальные новости и комментарии. [Электронный ресурс]:- http://newsnn.ru/news/118050.
  8. Дзарасов М.Э. Актуальные вопросы правового регулирования труда иностранных работников // СПС КонсультантПлюс.
  9. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2014. — № 49 (часть VI). — Ст. 6918.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в рф