uristinfo.net

§ 1. Предмет конституционного права зарубежных стран

Возникновение и эволюция конституционного права зарубежных стран

Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельная и автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц. Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и тем более — пресечение воз­можности злоупотреблений и произвола с ее стороны.

В условиях господства абсолютизма или деспотической влас­ти возможность формирования особой системы норм, которые дол­жны ограничить эту власть, была почти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные институты конституционного права не могли появиться в сравнительно далеком прошлом. Они знако­мы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие «демократия», а также ряд других. До сих пор в Великобритании к числу основополагающих актов конституционного значения от­носят Великую хартию вольностей Иоанна Безземельного, при­нятую в 1215 г., Хабеас корпус акт (Habeas Corpus Act), приня­тый в 1679 г., и ряд других нормативных правовых актов, издан­ных еще в эпоху средневековья. Однако только свержение абсолютизма и ликвидация деспотических режимов создали ре­альные условия и предпосылки для формирования конституцион­ного права. Они стали решающим условием появления особой сис­темы правовых норм, которые призваны были утвердить как выс­шие ценности свободу индивида, права и свободы человека и подчинить этим высшим ценностям порядок формирования, орга­низацию и осуществление государственной власти.

Становление конституционного права как отрасли националь­ного права — это сравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс сложения отдельных норм и институтов в систему, регулирующую конституционно-правовые отношения. Тем не менее можно с большой долей уверенности говорить о том, что именно эпоха антифеодальных освободительных революций стала периодом утверждения конституционного права в качестве самостоятельной и ведущей отрасли национального права во всех передовых странах мира. Конечно, основные принципы и инсти­туты конституционного права возникали и складывались не на пустом месте. Их утверждению способствовали радикальные из­менения в общественной жизни, выдающиеся научные достиже­ния в познании окружающего мира, активная творческая деятель­ность выдающихся мыслителей прошлого, исследовавших место и роль человека в обществе и государстве, стремившихся раскрыть причины появления и существования публичной власти, принци­пы взаимоотношений между человеком и государством.

Именно в эпоху, предшествующую освободительным рево­люциям, складываются концепции, существенно важные для фор­мирования конституционного права. В Великобритании утвержде­ние Хабеас корпус акта привело к возникновению одного из та­ких ведущих принципов современного конституционного права, как гарантия личной свободы. Также в Великобритании сформи­ровалась концепция верховенства парламента как органа народно­го представительства, противостоящего абсолютистской власти монарха, органа, осуществляющего полновластие и формально обладающего правом принимать решение по всем вопросам, ко­торые затрагивают интересы человека, общества и государства. Здесь же получила развитие концепция господства права (rule of law), которая иногда не вполне точно именуется концепцией вер­ховенства закона.

Подчеркивая, что формирование и становление конституци­онного права — это длительный процесс, нельзя не отметить осо­бо выдающееся значение некоторых событий всемирной истории в формировании конституционно-правовых начал, в утверждении конституционной законности как высшей формы законности вооб­ще. К числу таких событий можно отнести борьбу североамери­канских колоний за свою независимость, приведшую к появлению Декларации независимости 1776 г., и Французскую буржуазную революцию конца XVIII века, манифестом которой стала Декла­рация прав человека и гражданина 1789 г.

Два названных документа послужили определенной вехой в процессе становления конституционного права. В американской Декларации 1776 г. было подтверждено на уровне нормативного правового акта то, что только народ является источником власти и что само государство и правительство имеют право на суще­ствование только в том случае, если они служат человеку и за­щищают его интересы. Во французской Декларации 1789 г. содер­жится специальная статья, которая гласит, что народ, не знаю­щий гарантий основных прав и свобод и принципа разделения властей, не имеет конституции. Речь здесь идет о том, что под­линный конституционный строй, закрепляемый в нормах консти­туционного права, должен базироваться на неких основополагаю­щих принципах, к числу которых в первую очередь отнесены ос­новные права и свободы человека и принцип разделения властей, т. е. принцип, который должен воспрепятствовать узурпации вла­сти и злоупотребления ею.

Безусловно, оба эти документа исходят из учения о естествен­ных и неотчуждаемых правах человека, т. е. о правах и свободах, которые неотъемлемо присущи человеческой личности. Причем в данном случае не имеет существенного значения различия в фор­мулировках американского и французского документов, говоря­щих о правах и свободах, дарованных Творцом, или провозгла­шающих, что все люди рождаются свободными и равными в пра­вах. Нормативно-правовое закрепление естественных прав человека имело исключительно важное значение для утверждения кон­ституционного права как самостоятельной отрасли права. В ре­зультате были достаточно четко и ясно обозначены предназначе­ние и сам предмет конституционного права. Их главными целями становятся обеспечение гарантии осуществления естественных и неотъемлемых прав и свобод человека в его отношениях (и проти­востоянии) с публичной властью.

Сколько бы однако ни были важны и значимы отдельные выдающиеся документы эпохи формирования национального кон­ституционного права в зарубежных странах, нельзя не отметить, что в целом это — сложный, динамичный и противоречивый про­цесс, и в наши дни он еще далек от завершения. На развитие и формирование институтов конституционного права влияли очень многие факторы: исторические, национальные и культурные осо­бенности той или иной страны, демографические и природные условия, наконец, что особенно важно, противостояние различ­ных социальных классов и групп, боровшихся за обладание госу­дарственной властью, за закрепление своих интересов в нормах права. И все же можно утверждать, что основным направлением в развитии конституционного права были его все более возраста­ющая демократизация, расширение сферы действия и круга субъектов, пользующихся защитой со стороны конституционно-правовых норм и институтов.

Действительно, если попытаться посмотреть на становление и эволюцию конституционного права в исторической ретроспекти­ве, то можно сразу же заметить, что первоначальный круг пол­ноправных субъектов конституционно-правовых отношений, да и сфера применения норм конституционного права были в значи­тельной мере ограничены. Далеко не сразу важнейшие полити­ческие права обрели такие демографические и социальные груп­пы населения, как женщины, молодежь, неимущие. Только в XX веке, преимущественно с середины этого столетия, избира­тельное право, т. е. важнейшее политическое право, открываю­щее возможность непосредственного участия в делах государства, действительно стало всеобщим.

Тем не менее та же историческая ретроспектива позволяет говорить о некоторой однобокости в развитии конституционного права и его институтов. Это, в частности, нашло свое отражние в том, что в основных законах государства, да и в законода­тельстве в целом, в первую очередь закрепляются институты, непосредственно связанные с осуществлением публичной влас­ти. Вплоть до сегодняшнего дня конституционно-правовые тек­сты содержат главным образом положения, регулирующие по­рядок формирования и осуществления государственной власти. Значительно меньшее место занимают постановления, относя­щиеся к правам и свободам человека, постановления, которые четко, ясно и недвусмысленно гарантируют основные права и свободы человека.

Конечно, в какой-то мере в этом «повинна» сама теория есте­ственных прав, сыгравшая столь положительную роль в возник­новении и утверждении конституционной законности. Дело в том, что конституционно-правовая теория, восприняв постулат о есте­ственных правах и свободах, сочла, что их закрепление не явля­ется целью самого конституционного права как отрасли права, ибо такие основополагающие права и свободы существуют неза­висимо от того, записаны они в позитивном праве, сформулиро­ваны они в конституции или в ином законодательном тексте или нет. Один из выдающихся представителей британского конститу­ционного права А. Дайси, критикуя требование о закреплении в законе свободы слова, говорил, что в таком случае можно дойти до требования закрепления в законе права завязывать шнурки на ботинках. Либеральные конституции XIX века, как правило, не содержат развернутых постановлений, закрепляющих и прокла­мирующих основные права и свободы граждан, здесь не предус­мотрены какие-либо особые институты, посредством которых дол­жно обеспечиваться осуществление этих прав и свобод. Действует все тот же принцип естественности и неотчуждаемости этих прав и свобод, ограждения от вмешательства государства. А гарантом их осуществления должен выступать независимый, беспристраст­ный и справедливый суд. Нередко конституционные тексты со­здают впечатление того, что основополагающая идея о публич­ной власти, служащей человеку, уступала место саморегулиро­ванию самой публичной власти, детальной проработке ее структур, ее полномочий, компетенции и т. д.

Ситуация начинает радикально меняться лишь после второй мировой войны. На первый план отныне выходят проблемы не толь­ко гарантии и реализации естественных прав и свобод, под кото­рыми понимаются прежде всего личные права и свободы, но и проблема защиты социальных, экономических и культурных прав и интересов людей. Начинают вырисовываться новые подходы к самой проблематике конституционного права, и если еще в не­давнем прошлом его основное назначение виделось в регулирова­нии осуществления публичной власти, то отныне социальное на­значение конституционного права начинает трактоваться иначе. Соответственно уточняется и вопрос о предмете конституционно­го права.

Становление конституционного права на образование в России. Развитие негосударственного образования

Само явление «образование» является одновременно и правовой, и философской категорией, развитие которой целесообразно рассмотреть в историческом аспекте. В становлении конституционного права на образование в России и его законодательного оформления можно выделить шесть основных исторических этапов.

Первый этап. Зарождение образования как правовой категории.

Образование как передача знаний и опыта в целях эстетического, культурного и нравственного формирования личности, зародилось на базе церкви и первоначально развивалось в рамках церковно-приходских школ. Впервые образование как правовая категория приобрело нормативную регламентацию в гл. 25 и 26 «Стоглава» (1551), сборника постановлений церковно-земского Собора в Москве. Проблема грамотности, особенно среди духовенства, стояла весьма остро. В связи с этим, Собор постановляет «избрать добрых духовных священников, имущих в сердцах страх божий. и грамоте бы и писать горазды» и у этих священников устроить в домах «училища», чтобы православные христиане передавали им на обучение грамоте, письму и церковному пению своих детей. Ответственность за нравственную безопасность учеников и за качество обучения, равно как обязанность обучить их грамоте в объеме собственных знаний, возлагалась на священников. Стоглав также предусматривает оплату обучения детей их родителями «по их достоинству» и содержит первые указания на разработку и утверждение государством образовательных стандартов: предусматривается обучение по книгам, которые «соборная святая церковь приемлет».

Позднее при Петре I образование приобретает характер обязательности и светскости: указом запрещалось молодым людям и барышням, не имеющим образования, жениться, выходить замуж и получать наследство. Обучение проходило в государственных общеобразовательных и специальных заведениях. Хотя формально образование было общедоступным для всех слоев населения, наибольшими возможностями продолжать обучение на высших ступенях и даже за границей имело, несомненно, дворянское сословие.

Второй этап. Совершенствование правовой базы государственного и частного образования.

В 1775 императрица Екатерина II Великая утверждает «Учреждения для управления губерний», где впервые определяется статус народных школ. Народные школы входят в предмет ведения светского органа власти, Приказа общественного призрения, наряду с госпиталями и больницами, сиротскими и престарелыми домами, сумасшедшими домами, работными и смирительными домами (исправительные учреждения). В соответствии с указанным правовым актом, школы учреждаются во всех городах. Право выбора формы обучения (школьное или домашнее) остается за родителями. Вводится дифференцированная система оплаты обучения: «неимущие обучаются без оплаты, а имущие — за умеренную плату». Образование постепенно секуляризируется, что соответствует рационалистическому духу эпохи Просвещения. Вводятся запреты на применение телесных наказаний. Появляется новое течение в педагогике, которое характеризуется индивидуальным отношением к каждому ребенку, его уникальности, стремлением к всестороннему развитию человека в атмосфере уважения и самоуважения, учтивости.

Третий этап. Создание централизованного органа управления образованием.

В период царствования императора Александра I в числе первых восьми министерств создается Министерство народного просвещения. В ведении Министерства народного просвещения находились все «ученые общества, академии, университеты, все общие учебные заведения, исключая духовные, военные и те училища, которые относятся к какой-либо части управления», а также публичные библиотеки, музеи, академии, и другие учреждения культуры. К 1810-1811 году функции министерств были окончательно сформированы. О каждом министерстве было издано «особенное учреждение» или положение. В связи с опалой Сперанского в 1812 году, Министерство народного просвещения такого положения не получило.

Четвертый этап. Первая попытка кодификации законодательства об образовании.

В связи с актуальностью в настоящее время вопроса о кодификации норм образовательного законодательства, интерес вызывает прежний опыт по приведению законодательства об образовании в единую систему. Таким документом можно считать «Свод уставов ученых учреждений и учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения» 1893 года, который подвел своеобразный итог формированию царской системы образования, просуществовавшей в этом виде до 1917 года, а также закрепил основы правового регулирования частного образования в Империи.

Свод уставов отразил основные черты царской системы образования, которые свойственны как государственному, так и частному образованию того периода:

1. Сословные ограничения права на образования. Образование имеет замкнутый сословный характер и сегментированную по сословному принципу структуру: приходские школы для крестьян, уездные училища — для детей купцов, ремесленников, других городских обывателей, гимназии -для детей дворян и чиновников. При этом только гимназическое образование давало право на поступление в университеты.

2. Гендерные ограничения права на образование. Открытие женских учебных заведений носило исключительный характер: в первой половине XIX века учреждается несколько закрытых институтов (средней ступени образования) для дворянок по образу Смольного института благородных девиц, а в 30-е годы — школы для дочерей гвардейских солдат и матросов — черноморцев.

3. Отсутствие обязательного для всех уровня образования, что играло роль одного из рычагов сохранения господства дворян и удержания народа в покорности.

4. Жесткий государственный контроль. Цензура. Ограничение права на свободу слова, творчества и выражения собственного мнения непременно отражается и на реализации права на образование. Учреждения цензуры второй половины XIX века строго следили за благонадежностью и нравственностью всей печатной продукции, искоренялась любая критика самодержавно-крепостнической системы, любое вольнодумие, инициатива.

Пятый этап. Полное искоренение частного образования в России.

В первые дни своего существования советская власть объявила о полной ликвидации частной собственности (в том числе и частных учебных заведений) и национализации средств производства, об отмене дореволюционных чинов и титулов и уничтожении сословной системы (с заменой ее классами, причем вовсе не равноправными).

26 октября 1917 г. создается Народный Комиссариат по просвещению (Наркомпрос), а спустя два месяца, 11 декабря 1917 г. все учебные заведения, находившиеся в ведении бывшего Министерства народного просвещения и духовного ведомства, передаются в ведение Наркомпроса. При этом «передаче подлежат все учебные заведения всех ступеней и форм собственности, вместе со штатами, движимым и недвижимым имуществом, землями, усадьбами, капиталами и ценными бумагами». Советская власть отменяет раздельное обучение, экзамены и балльную систему оценки знаний. Стоит заметить, что многие подчеркнуто громкие перемены в системе образования символизировали протест новой власти в отношении ненавистных старых порядков. Однако спустя некоторое время осуществляется постепенное возвращение к тем достижениям царской России в области образования, которые зарекомендовали себя на протяжении долгих лет.

Шестой этап. Возрождение частного образования в России.

С принятием Закона РФ «Об образовании» 10 июля 1992 года, а затем и Конституции РФ 12 декабря 1993 года, Россия взяла курс на рыночную экономику, отказавшись от административно-распорядительной системы. Демократические преобразования, произошедшие в стране за последнее десятилетие двадцатого века, позволили возродить систему частного образования в России, делегировав негосударственному образовательному учреждению полномочия по общеобразовательной (и профессиональной) подготовке специалистов в рамках государственного образовательного стандарта соответствующего уровня.

Таким образом, наибольший расцвет система негосударственного (частного) образования в России, вплоть до новейшей истории, пережила в предреволюционный период. Частное образовательное заведение в дореволюционной России — явление практически повсеместное, именно поэтому в Своде уставов ученых учреждений и учебных заведений (далее «Свод уставов») нормы, регулирующие учреждение и деятельность «неказенных», частных учебных заведений вынесены в отдельную главу.

Особый интерес для настоящего исследования представляют организационно-правовые особенности функционирования частных образовательных учреждений в Российской Империи.

«Частные учебные заведения создаются с целью содействия видам правительства в распространении просвещения» (ст. 3712 Свода уставов). Данная формулировка свидетельствует о признании за частным сектором образования роли помощника, партнера государства в реализации общественно-важных задач образования и воспитания. Такому пониманию способствуют и объявленные задачи частных учебных заведений: преподавание, содержание и воспитание учеников, а также — содержание учеников, посещающих казенные учебные заведения, «а равно повторение с ними уроков».

Согласно Своду уставов, начальное и общее образование в Российской империи можно было приобрести в низших училищах:

1. городские училища (шесть лет обучения, ст. 3118);

2. уездные училища (три года обучения ст. 3254);

3. низшие технические училища (не более трех лет обучения, ст. 1823);

4. ремесленные училища (не менее двух лет обучения, ст. 3350);

5. начальные училища, приходские, народные, начальные (одноклассные, двухклассные, ст. 3470).

Все вышеперечисленные учреждения (кроме уездных училищ) могли содержаться за счет казны, или за счет земств, обществ, сословий и частных лиц, или на совместные средства, получаемые из перечисленных источников. При этом сам факт финансирования учреждения за счет частных лиц не означал принадлежность данного учреждения к частным, по смыслу главы II Свода уставов. Так, например, деятельность городских училищ регулировалась нормами главы II только в том случае, если открытое за счет земства, городских обществ, сословий или частных лиц данное учреждение не принимало решение о назначении всех учителей органами управления образованием (по соглашению с учредителем) (ст. 3117). Данное правило не распространялось на приходские училища: общества и помещики, или иные частные лица, которыми учреждались или содержались приходские училища, имели право представлять кандидатов в учителя, при этом не теряя статуса государственных учреждений (ст. 3434).

С другой стороны, например, значительная сумма единовременного пожертвования или обязательство жертвовать в пользу ремесленного училища не менее ста рублей в год, давали основание для признания за частным благотворителем статуса учредителя данного учреждения. При этом само учреждение не приобретало статус частного (ст. 3346).

Таким образом, вопреки современному пониманию правоотношений в области создания негосударственного образовательного учреждения, частным в Российской Империи считалось не типовое общеобразовательное учреждение, финансируемое за счет частного лица или единственным учредителем которого является частное лицо, а учреждение, деятельность которого подпадала под действие гл. II Свода уставов. Все частные учреждения составляли самостоятельную систему, состоящую из особых видов учреждений, подчинялись особой системе государственного управления и надзора, обладали собственными признаками, особенностями и собственным правовым регулированием в виде отдельной главы Свода уставов.

Так, существовало три вида частных учебных заведений:

1. училища высшего или первого разряда (не менее шести классов). Частным училищам данного разряда, приближающимся по курсу к гимназиям, могло быть присвоено по решению Министра народного просвещения название «частная гимназия». Только выпускники данного вида частных заведений имели право на поступление в университет, в случае успешного прохождения аттестации, проводимой частной гимназией с участием и под надзором представителей органов управления образованием. При этом объем знаний выпускников должен был соответствовать требованиям для поступления в университет;

2. училища второго разряда (не менее трех классов);

3. училища третьего разряда (одноклассные и двухклассные училища). Порядок создания частного учебного заведения подразумевал получение разрешения «училищного начальства» (органов управления образованием). Учредитель обязан был подать прошение по месту учреждения учебного заведения и сообщить сведения, касающиеся организации учебного процесса: вид учебного заведения, программа обучения, количество и перечень предметов, количество и перечень учителей, максимальное количество обучающихся, наличие помещения и его адрес (ст. 3715).

В отличие от частных, казенные учреждения создавались по инициативе Директоров и Инспекторов народных училищ, Попечителя учебного округа по решению Министра народного просвещения.

Право учреждать частные училища предоставлялось лицам обоего пола, имеющим высшее образование (для мужчин) или свидетельство домашнего учителя (наставника) (ст. 3725). Правом учреждать частные учебные заведения обладали также общества, сословия и земские учреждения (муниципальные образования). Фактически, в данной норме речь идет о таких учреждениях, которые современный законодатель относит к муниципальным образовательным учреждениям. Однако, по смыслу действующего законодательства об образовании, муниципальные образовательные учреждения не являются частными образовательными учреждениями. Это обусловлено тенденцией к усилению самостоятельности земской (муниципальной) власти и последующим выделением самостоятельного вида собственности — муниципальной собственности. Учредитель частного учебного заведения должен был иметь российское подданство по рождению или приобретению, к тому же иметь безупречную репутацию. Иностранцам позволялось учреждать частные училища только при условии принятия русского подданства, предоставлении документа об окончании университета и сдачи необходимого экзамена — в этих требованиях выражалась забота государства о благополучии вверяемых содержателю училища детей. По действующему российскому законодательству иностранным гражданам и организациям предоставлено право быть единоличными или совместными учредителями негосударственного образовательного учреждения (ст. 11 Закона РФ «Об образовании»).

Интерес представляет норма Свода уставов о содержании образования: выбор предметов обучения зависел от учредителя. При этом рекомендовалось по возможности сближать учебные программы с программами казенных училищ того же уровня, а в обязательные предметы непременно включать Закон Божий и русский язык. По усмотрению учредителя могли вводиться специальные предметы, науки, иностранные языки или искусство в зависимости от потребностей региона или от пожеланий родителей. Учебный план каждого частного учреждения, равно как и перечень учебников, утверждался Попечителем учебного округа (ст.3720).

Органы управления образованием (Директора и Инспектора народных училищ) решали вопрос о допуске к работе в частном учебном заведении педагогических работников. Учитель должен был предоставить свидетельство об уровне образования, а также доказать свое знание предмета и обязывался «не преподавать никакой другой предмет, кроме своего». Устанавливалась ответственность в виде денежного штрафа для учителей и содержателей образовательных учреждений за «допуск к преподаванию лиц, не имеющих на то права». Такие шаги предпринимались в целях строгого контроля качества образования в частных учебных заведениях.

Органы управления образованием (Окружной Директор или Инспектор народных училищ) по меньшей мере, раз в год инспектировали подведомственные им частные учебные заведения. Проверке подлежали как учебная, так и нравственная часть воспитания. В ходе проверки инспекторы старались «узнать образ мыслей и нравственные качества обучающихся, обращать особое внимание на образ преподавания, на способности и поведение учителей (за вредные внушения преподавателей ответственность возлагалась на содержателя училища), на успехи и нравственность учащихся». В случае неустранения замеченных недостатков, частное учебное заведение могло быть закрыто решением Попечителя учебного округа.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что правовое положение частных учебных заведений в царской России отличалось повышенным вниманием государства к качеству образования, а также отношением к негосударственному сектору образования как к партнеру государства в реализации государственно-важных задач обучения и воспитания детей.

Тема 1. Конституционное право россии — ведущая отрасль

В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

1. Понятие и предмет конституционного права как науки, отрасли права и учебной дисциплины.

2. Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые институты.

3. Конституционно-правовые отношения: понятие, структура и виды.

4. Конституционная ответственность: понятие и особенности.

1. Понятие и предмет конституционного права как науки,

ОТРАСЛИ ПРАВА И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Традиционно термин «конституционное право» в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретного государства, как наука и как учебная дисциплина в системе высшего юридического образования.

В юридической науке был длительный спор о соотношении понятий «конституционное право» и «государственное право», которые зачастую считаются синонимами. Действительно, подходя формально, нетрудно обнаружить, что круг регулируемых соответствующих отраслей права общественных отношений, где употребляется тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков.

В дореволюционный и советский периоды становления России использовался термин «государственное право», в начале 1990-х годов утвердилось новое наименование отрасли — «конституционное право».

Выбор термина зависит от ряда факторов: во-первых, подхода к предмету и объекту правового регулирования отрасли; во-вторых, значимости характеристики сторон государственного и конституционного строя; в-третьих, определения приоритета во взаимосвязях «государство — право — личность»; в-четвертых, исторических и правовых традиций государства. Так, англосаксонская или романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», в то время как для германской правовой системы характерно использование термина «государственное право».

Конституционное право России является важной составной частью национального права, представляет совокупность правовых норм, установленных и охраняемых государством.

Конституционное право определяет структуру, принципы организации, порядок деятельности, общую компетенцию органов государственной власти, отношения с ней человека и гражданина.

Предметом конституционного права России также являются наиболее значимые общественные отношения в политической, экономической, социальной, духовной сферах жизнедеятельности общества, регулируемые нормами конституционного права. М.В. Баглай сводит эти отношения в два блока: по поводу устройства государства и организации государственной власти (властеотношения) и по поводу охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством) .

См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2006. С. 5.

Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется путем установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику государства. К ним относятся народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства, а также определение субъектов государственной власти и способов ее реализации. Этим объясняется основополагающий характер данной отрасли права.

Особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения (напр., правовой статус личности), в других — предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений.

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, систематизирующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.

Однако есть и такие сферы общественных отношений, где конституционное право работает постоянно и непосредственно, восполняя проблемы отраслевого законодательства или разрешая противоречия отраслевых норм конституционным.

Применительно к отрасли права конституционное право можно определить как ведущую, центральную отрасль национального права, представляющую собой систему правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения, механизм осуществления народовластия, характеризующуюся особым юридическим режимом и предметом регулирования .

Учебник Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина «Конституционное право России» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004 (3-е издание, переработанное и дополненное).

См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2010. С. 13 — 18.

Как и любая отрасль права, конституционное право воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми методами, под которыми понимается совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Традиционно в конституционном праве существуют такие методы воздействия на общественные отношения, как установление прав, возложение обязанностей и ответственности, дозволение и запрет.

Основными методами являются метод регулирующего воздействия, предписывающий участникам общественных отношений вести себя определенным образом, и охранительный метод, особенностями которого являются его учредительный, императивный, универсальный характер.

Место конституционного права в системе российского права. Система права каждого государства состоит из множества отраслей, среди которых конституционное право занимает ведущее место. Оно обусловлено значимостью общественных отношений, регулируемых этой отраслью права, а также тем, что конституционное право находится в центре взаимодействия всех отраслей национального права. В конституционном праве провозглашаются такие положения, которые служат исходными принципами, основами других отраслей права.

Конституционное право приобретает ведущий характер в системе права, т.к. именно с него начинается формирование (необязательно исторически, но логически последовательно) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом заключается его системообразующая роль.

Система конституционного права динамична, постоянно развивается, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.

Конституционное право как наука. Наука конституционного права есть совокупность теорий, идей, взглядов, точек зрения относительно отрасли конституционного права, конституционно-правовых норм и отношений, истории их возникновения и практики их реализации.

Роль любой науки о праве и ее место в системе юридических наук определяются предметом исследования, т.е. кругом изучаемых проблем. Предмет науки составляет то, на что направлено исследование в процессе изучения действительности .

См.: Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 7 — 8.

Условно предмет науки можно свести к нормам конституционного права, составляющим его отрасль, и к регулируемым этими нормами общественным отношениям. Однако на самом деле предмет науки гораздо обширнее.

Наука конституционного права России изучает корреспондирующую ей отрасль права, обращается к теоретическим проблемам, сущности соответствующих явлений, формирует понятия и дает им трактовку, изучает процессы конституционного развития, становления и функционирования конституционно-правовых норм и институтов, делает прогнозы относительно будущего конституционного права и конституционно-правовых институтов и норм.

Система науки конституционного права — это взаимосвязанное упорядоченное знание о предмете и объектах изучения данной науки, структурированное в соответствии с ее познавательными и практическими задачами. Предмет науки конституционного права, общий понятийный аппарат придают ее системе качество единства и целостности.

Критериями систематизации науки конституционного права являются: уровень обобщения материала и характер нормативной ориентации знания; предметно-тематический подход; статусные характеристики субъектов конституционно-правовых отношений .

См.: Богданова Н.А. Конституционное право. Общая часть. М., 2004. С. 33 — 34.

Источники науки можно сгруппировать следующим образом: нормативные акты (законы, постановления), судебные источники (постановления Конституционного Суда РФ), теоретические источники (труды отечественных и зарубежных ученых), результаты социологических исследований, практика деятельности государственных органов, на которую опирается наука, апробирующая в своей деятельности ее результаты.

Методология есть учение об основных способах познания объективной действительности. Для конституционной науки характерно использование как общих, так и частных методов. Первые имеют универсальный характер и изучаются в курсе теории государства и права. Среди вторых можно выделить формально-логический, формально-юридический, системно-структурный, системно-функциональный, сравнительно-правовой и иные методы и подходы в науке конституционного права.

В России конституционно-правовая (государственно-правовая) наука зародилась в XIX веке. Наиболее заметный вклад в науку был внесен в конце XIX — начале XX вв. А.Д. Градовским, Н.М. Коркуновым, Ф.Ф. Кокошкиным, С.А. Котляревским и др. На рубеже веков вектор исследований сместился от исследования государства к изучению институтов народного представительства.

В советское время наука стала идеологизированной и не в полной мере выполняла свое предназначение, однако это не свидетельствует о том, что наука конституционного права не развивалась. Ряд теоретических проблем (государственное устройство, суверенитет, народное представительство) весьма продуктивно разрабатывались учеными советского периода (Г.В. Барабашевым, Д.Л. Златопольским, А.И. Лепешкиным и др.).

Современная наука конституционного права находится в постоянном развитии. В настоящее время перед ней стоит множество задач, в т.ч. разработка соотношения личности и государства, прав человека, их обеспечения и защиты как внутри страны, так и на международной арене, проблемы федерализма и суверенитета и другие, в конечном счете связанные с совершенствованием действующей Конституции. Поэтому на современном этапе правомерно говорить о коренном обновлении науки конституционного права, выражающемся в создании качественно нового конституционного права России, принципиально отличающегося от «советского государственного права» и как отрасли права, и как науки о нем.

Конституционное право России как учебная дисциплина. Правоведение традиционно считается одной из фундаментальных областей гуманитарного образования. Конституционное право является ведущей отраслью в системе российского права, что обусловливает его значение в подготовке современного юриста. На основе синтеза конституционного права как отрасли права и как науки появился учебный курс, в рамках которого обучающиеся изучают теорию и историю конституционного права, действующую КонституциюРФ и иные нормативные правовые акты, а также современное состояние конституционно-правовых институтов, актов и норм. Конституционное право как учебная дисциплина имеет значительно более узкое содержание, чем одноименная наука.

Таким образом, как учебная дисциплина конституционное право есть система знаний из области науки и отрасли конституционного права, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в необходимых пределах для специалистов юридического профиля.

Овладение данной учебной дисциплиной необходимо и востребовано для юристов, расширяет их профессиональный кругозор. Без овладения конституционным материалом невозможно реально участвовать в правозащитной и правоохранительной деятельности, парламентских и избирательных процессах, других демократических процедурах.

Структура учебного курса во многом совпадает с системой отрасли и науки, закрепляется в содержании соответствующей учебной программы. Изучение всех разделов учебной дисциплины необходимо и по-своему значимо. Иными словами, учебная дисциплина «Конституционное право России» призвана обеспечить будущих юристов фундаментальными знаниями, которые составят основу их деятельности в любой сфере.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО» в других словарях:

Конституционное право — Конституционное право отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно … Википедия

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — (Великобритания) (constitutional law (UK)) Свод правовых норм, регулирующих принципы организации и функционирования государственной власти, а также изучение этих норм. Ф. в. Мейтленд писал, что выражение конституционное право , используемое в… … Политология. Словарь.

Конституционное право — ведущая отрасль национальной правовой системы, представленная совокупностью правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной… … Элементарные начала общей теории права

Конституционное право — КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, 1) отрасль права, включающая принципы государственного устройства, порядок избрания главы государства, его компетенцию, систему представительных органов государства, порядок их формирования, их компетенцию. К сфере… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — ведущая отрасль, основа российской правовой системы. Нормы К.п. регулируют основные принципы социально экономического, политического и территориального устройства государства, порядка его отношений с институтами гражданского общества,… … Юридическая энциклопедия

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — Система норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия индивида, общества и государства, связанные с осуществлением публичной власти и призванные обеспечить легитимность этой власти, если она существует и действует в… … Словарь бизнес-терминов

конституционное право — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN constitutional law That branch of the public law of a nation or state which treats of the organization, powers and frame of government, the distribution of political and… … Справочник технического переводчика

Конституционное право — (англ constitutional law) в правовых системах ряда государств название отрасли права, объединяющей правовые институты и нормы, устанавливающие принципы организации и порядок функционирования институтов … Энциклопедия права

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — 1) в объективном смысле основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве: основы… … Энциклопедия юриста

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — 1) отрасль права, а также одна из правовых наук и учебных дисциплин. Предметом К. п. являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления… … Энциклопедический словарь конституционного права

Зарождалось конституционное право в