Оглавление:

15.4. Ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации

Градостроительный кодекс (ст. 54) указывает, что государственный градостроительный кадастр — государственная информационная система сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости. Он ведется в отношении территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, территорий субъектов РФ и территории РФ.

Мониторинг объектов градостроительной деятельности — система наблюдений за состоянием и изменением объектов градостроительной деятельности, которые ведутся по единой методике посредством изучения состояния среды жизнедеятельности. Сведения мониторинга объектов градостроительной деятельности подлежат внесению в государственный градостроительный кадастр (ст.54 ГДК).

В соответствии с «Положением о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г .* целью ведения градостроительного кадастра и мониторинга является обеспечение заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверной информацией о среде жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях, в том числе об ограничениях территорий и объектов недвижимости в хозяйственной деятельности, оценки и налогообложения объектов недвижимости. Пункт 4 данного Положения гласит, что Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунально-му комплексу является государственным заказчиком работ по созданию единой системы ведения градостроительного кадастра, ведению градостроительного кадастра в отношении территории РФ. Основой градостроительных кадастров всех уровней являются соответствующая градостроительная документация и государственный земельный кадастр. Градостроительный кадастр каждого уровня включает в себя:

*См.: Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 г . № 271 «Об утверждении Положения о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности» (СЗ РФ. 1999. № 11. Ст. 1308).

а) данные утвержденной градостроительной документации;

б) топографо-геодезические и картографические материалы;

в) сведения отраслевых кадастров и информационных систем;

г) материалы о градостроительной ценности территории, о результатах мониторинга объектов градостроительной деятельности;

д) обобщенные данные градостроительных кадастров иного уровня;

е) данные утвержденных схем и проектов развития инфраструктуры;

ж) нормативно-правовые акты, нормативы и правила (п. 9 Положения).

Ведение градостроительного кадастра осуществляется на бумажном и магнитном носителях. Сведения градостроительного кадастра предоставляются пользователю в виде документированной информации. Сведения градостроительного кадастра, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, являются общедоступными. Данные информационных ресурсов градостроительного кадастра, полученные пользователями в установленном порядке, могут быть использованы ими для создания производной информации с обязательной ссылкой на источник информации. Работы по ведению мониторинга осуществляются службами градостроительного кадастра и другими привлекаемыми в установленном порядке юридическими и физическими лицами.

Земельный и градостроительный кадастр















Земельный и градостроительный кадастр

Сборник включает наиболее полную подборку опубликованных и неопубликованных материалов по градостроительному кадастру за период с 1998 — 2000 г.г. («Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации», доклады представленные на конференциях, посвященных кадастровой тематике за этот период) и подборку нормативно-правовой документации.

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА КОНФЕРЕНЦИЮ

С.И. Сай, руководитель Федеральной службы земельного кадастра России

Приветствие Федеративного союза инвентаризаторов России

— Ведение кадастровых работ в городах

Формирование системы управления застройкой крупного города на основе кадастровых систем, работающих под управлением комплекса программ T-FLEX
А.И. Чадович, О.В. Носов-Беляков, Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству Мингорисполкома

Опыт создания и эксплуатации элементов муниципальной ГИС г. Перми
С.В. Пермяков, В.Э. Соловьев, Н.В. Соловьев (МУП «Пермархбюро»)

О создании ГИС Тольятти
В.П. Андриевская, директор Центра геоинформационных систем г. Тольятти

Опыт использования электронной адресной схемы Рыбинска для унификации адресной информации муниципальных баз данных
В.В. Труба, координатор ГИС округа; О.И. Малыщева, зав. информационно-техническим отделом; С.А. Трофимов, начальник технического бюро электронной картографии

Формирование картографической базы данных г. Рыбинска
С.А. Трофимов, начальник технического бюро электронной картографии архитектурно-градостроительного управления

Состояние и задачи ГИС Рыбинского муниципального округа
В.В. Труба, координатор ГИС округа; О.И. Малыщева, руководитель информационного отдела; С.А. Трофимов, начальник технического бюро электронной картографии архитектурно-градостроительного управления

Создание информационных систем в городах (результаты анкетирования)

Абакан Краснодар Псков
Анжеро-Судженск Курск Сыктывкар
Волгоград Нижний Новгород Тольятти
Иркутск Новороссийск Тверь
Ищим Пермь Череповец

Методики оценки
Информационная система для задачи массовой оценки
А.П. Гаврилов, начальник отдела ПО Комитета по управлению госимуществом Нижегордской области

Подходы к массовой оценке земель. Методика и специальное программное обеспечение кадастровой оценки земель поселений
В.Б. Безруков, «Нижегородский информационный центр «Реформа»

Методическое обеспечение работ по государственной кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий Российской Федерации
С.И. Носов (РосНИИземпроект)

Технологии инвентаризации и учета обыектов недвижимости

Обновление цифровых карт с использованием материалов аэровидеосыемки
Б. Малявский, Университет землеустройства; А. Макаров, Сибирский РКЦ «Земля» (Омск); Л. Быков, Омский аграрный университет

Подходы к созданию и работе с цифровыми моделями местности и крупномасщтабными топографическими планами в Технологической линии GEO+CAD
С.В. Гончаренко, М.Л. Гуральник, ГЕО+КАД (Киев)

Новый подход к сбору и сопровождению ГИС данных с помощью GPS
М.Ю. Караванов (АО «ПРИН»)

Опыт внедрения автоматизированных систем ведения земельного кадастра
А.В. Железняков, консультант по ГИС-технологиям Национальной Картографической Корпорации

Опыт создания цифровых топографических карт и планов, как картографической основы информационных систем различного уровня
И.Д. Агафонов, начальник цеха геоинформатики и картографических работ Новгород АГП

Проблемы учета и регистрации обыектов недвижимости в Рязани
В.А. Вековищев, начальник отдела кадастра недвижимости МУП «Информационно-кадастровый центр по землеустройству и градостроительству»

Организационная структура и техническое обеспечение малого землеустроительного предприятия (отдела земельного комитета)
В.А. Попов (Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Тюмени)

Земельно-кадастровая ГИС нефтегазоконденсатных месторождений
Е.Е. Подборный, А.Н. Кузьменко, М.Л. Москаленко, С.Т. Фомина, ООО «ТюменНИИгипрогаз»

Опыт ведения государственного земельного кадастра в Нижегородской области
А.А. Авдощин, директор Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Нижегородской области

Геоинформационная система Саратовской области основа новейщих информационных технологий управления территорией и правового регулирования взаимоотнощений различных уровней власти
Н.В. Владимиров, министр земельной политики Саратовской области
С.А. Сапрыкин, кафедра административного и муниципального права Саратовской Государственной Академии Права

Программное приложение MapTopik для ГИС MapInfo
В.А. Попов, зам. начальника отдела земельного комитета Администрации Тюмени

Опыт создания и эксплуатации элементов муниципальной ГИС г. Перми
С.В. Пермяков, В.Э. Соловьев, Н.В. Соловьев (МУП «Пермархбюро»)

Современные технологии инвентаризации и учета обыектов недвижимости для предприятий технической инвентаризации

Программные продукты для предприятий технической инвентаризации

Автоматизированная система технического учета и технической инвентаризации обыектов недвижимого имущества «Архив БТИ» НПО «Криста» (Рыбинск)
АИС городского бюро технической инвентаризации. «Геокад плюс» (Новосибирск)

Автоматизированная система «БТИ-2000» МУП «БТИ» Таганрога

Автоматизированная информационная система бюро технической инвентаризации АИС БТИ
АОИ ТУСУР (Томск)

Программное обеспечение фирмы «АСКОН-М». Предложение по автоматизации графических работ в БТИ
«АСКОН-М» (Москва)

Программный комплекс ValMaster-BTI. Исследовательский центр оценки активов (Санкт-Петербург)

Опыт автоматизации предприятий технической инвентаризации

Информация о работе Барнаульского БТИ о внедрению информационных технологий и опыту ведения кадастровых работ
В.И. Гурский, начальник УМП БТИ г. Барнаул

Автоматизация работы БТИ Иркутска
А.А. Четвериков, начальник отдела кадастрового учета обыектов недвижимого имущества в БТИ г. Иркутск

Автоматизация работы Пермского БТИ
Ю.В. Костерной, начальник отдела МУ БТИ, Пермь

Технология внедрения ГИС в работу МУПТИ на базе программных продуктов корпорации Intergraph
В.А. Москаленко, О.Е. Архипова, Муниципальное предприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости Ростова-на-Дону, Центр ГИС-технологий Ростовского Государственного университета

ГИС-недвижимость. Опыт разработки и внедрения
С.Л. Вейсенберг, В.А. Москаленко, Муниципальное предприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости, Ростов-на-Дону

Глобальная муниципальная автоматизированная система учета обыектов недвижимости
В.С. Проворов, начальник отдела автоматизированных систем МУП «БТИ» г.Таганрог

Опыт рещения задач информатизации в БТИ г. Томска
А.В. Юрмазов, главный инженер БТИ г. Томск

Технология построения и ведения поэтажных планов зданий в среде АИС БТИ
О.И. Жуковский, Д.М. Еськин, отдел интегрированных информационных систем НИИ Автоматики и электромеханики при ТУСУР (Томск)

Автоматизация работы БТИ Серпухова
Т.А. Нурматов, администратор сети БТИ г. Серпухов

Автоматизация работы БТИ Нижнего Новгорода А.А. Марзан, заместитель директора МУП «ГорБТИ» Нижнего Новгорода

Автоматизация работы БТИ Дзержинска Нижегородской области
А.П. Самойлов, директор БТИ Дзержинска Нижегородской области

Автоматизация работы БТИ Уфы
М.Х. Щайхулов, директор Уфатехинвентаризация

Автоматизация работы БТИ Пензы
Д.В. Удалов,начальник отдела МП БТИ Пензы

Бюро технической инвентаризации Рязани
Ю.А. Феддерс, заместитель директора МУ БТИ

Ульяновское государственное предприятие технической инвентаризации

Технологии наземной сыемки

Новый подход к сбору и сопровождению ГИС данных с помощью GPS М.Ю. Караванов (АО «ПРИН»)

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КАДАСТР
— Федеральный уровень [Нормативно-правовая база, Публикации]
— Уровень субыекта РФ [Нормативно-правовая база, Публикации]
— Муниципальный уровень [Нормативно-правовая база, Публикации]

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ в области геоинформатики и кадастровых работ (08.99-09.2000)

Общие
Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин подписал постановление от 11 апреля 2000 г. N 326 О лицензировании отдельных видов деятельности
Председатель Правительства Российской Федерации М.М.Касьянов подписал распоряжение 1072-р от 03.08.2000 г., которым утвержден План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы
Приказ Минюста РФ, Минимущества РФ, Госстроя РФ и Федеральной службы земельного кадастра РФ от 3 июля 2000 г. N 194/16/1/168 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах»

Госстрой России
Приказ Госстроя России от 07.06.99 139 Об утверждении переченя работ, относящихся к социальному и инженерному обустройству территории.
Методические рекомендации Госстроя России по разработке схем зонирования территории городов.Разработаны НПЦ «Региональное развитие и ЦНИИП градостроительства. Рассмотрены и одобрены секциями «Градостроительство и Архитектура Научно-технического Совета Госстроя России (протокол от 10.06.99 N 01-НС-15/7).
Приказ Госстроя России от 02.08.99 N 18 Об утверждении Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях. Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.10.99 N 1952
Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин подписал постановление # 24 ноября 1999 г. N 1289 об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Pol_Gosstroy24_10_99.htm)
Положение об организации государственного технического учета и технической инвентаризации обыектов недвижимости в Российской Федерации от 24.11.99 N 1289 с Примерным перечнем обыектов недвижимости различных видов их использования, подлежащих государственному учету и технической инвентаризации (Pol_inventar22_09_99.htm)

Роскартография
Положение о Федеральной службе геодезии и картографии России. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1999 г. N 1021 (Pol_RosCarta.htm)
Программа разработки новых и переработки ранее утвержденных нормативно-технических актов и нормативных документов по производству на период 1999-2001 годы. (Index_Roscarta99-01.htm)
Положение о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью.Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. N 273 (geo_nadzor.htm)
Положение о регистрации и учете наименований географических обыектов, издании словарей и справочников наименований географических обыектов, создании и ведении Государственного каталога географических названий. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2000 г. N 487 ( http://lcpi.lipetsk.ru/docs/f0003051.htm )
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2000 г. N 568 Об установлении единых государственных систем координат (geo_grid.htm)
ОСТы Роскартографии. Карты цифровые топографические (Разработчик Госгисцентр)
*ОСТ 68-3.1-98 (проект ГОСТа) Общие требования Пояснительная записка
*ОСТ 68-3.3-98 (проект ГОСТа) Правила цифрового описания картографической информации. Общие требования Пояснительная записка
*ОСТ 68-3.2-98 (проект ГОСТа) Система классификации и кодирования цифровой картографической информации. Общие требования Пояснительная записка
*ОСТ 68-3.4-98 (проект ГОСТа) Требования к качеству цифровых топографических карт Пояснительная записка
ОСТ 68-3.6-99 Формы представления
ОСТ 68-3.5-99 Обменный формат. Общие требования
*- утверждены, вступили в действие, переданы в Госстандарт для утверждения в качестве ГОСТов. Их требования подлежат выполнению предприятиями отрасли, а также другими организациями, имеющими лицензию на изготовление цифровых топографических карт.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 8 сентября 2000 г. N 669 Об утверждении Положения о федеральном картографо-геодезическом фонде
Приложения: Положение и перечень материалов и данных, включаемых в состав федерального
картографо-геодезического фонда

Мингосимущество/Минимущество РФ
Председатель Правительства Российской Федерации М.М.Касьянов подписал постановление # 536 от 18.07.2000 г. Вопросы Министерства имущественных отнощений Российской Федерации (Нормы_Вопросы Минимущества.htm)

Госкомзем России/Росземкадастр
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 6 сентября 2000 г. 660 Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам
Приложения: П Р А В И Л А кадастрового деления территории Российской Федерации и П Р А В И Л А присвоения кадастровых номеров земельным участкам
Председатель Правительства Российской Федерации М.М.Касьянов подписал постановление # 537 от 18.07.2000 г. Вопросы Федеральной службы земельного кадастра России (Нормы_Вопросы Росземкадастра.htm)
Федеральный закон о государственном земельном кадастре . Принят ГосДумой в третьем чтении 24.11.99 г. (Pr_zem_kadastr3.html)
Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель»
Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. 1056 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по земельной политике»
Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. 694 «О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы »
Приказ Госкомзема России от 22 ноября 1999 г. 84 0 ввeдeнии в дeйcтвиe дoкyмeнтoв пo вeдeнию гocyдapcтвeннoгo зeмeльнoгo кaдacтpa ( http://www.fccland.ru/projects/fcp-ord.htm )

Минобразование РФ
Приказ Минобразования РФ от 31.05.99 г. 3 О создании ведомственного кадастра Минобразования России ( http://drkb.vvsu.ru/orders.html )

ЖДЕМ ВАЩИХ МАТЕРИАЛОВ!

Оргкомитет: 117917, Москва, ГСП-1, Ленинский проспект, 65, РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, исх. 107, тел/факс (095) 135-76-86, 137 37 87, E-mail: [email protected], Internet: http://gisa.saog.ac.ru

Руководитель проекта Миллер Сергей Адольфович,
Заместитель руководиеля проекта Копаев Геннадий Викторович
Администратор конференции Грощев Виктор Васильевич.
Администратор выставки Кожин Владимир Валерьевич.

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ

Государственный земельный кадастр — систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Государственный кадастровый учет земельных участков — описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

— государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

— государственного контроля за использованием и охраной земель;

— мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

— государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

— установления обоснованной платы за землю;

— иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Создание государственного земельного кадастра является важной сферой деятельности Росземкадастра. Одной из первоочередных задач Росземкадастра в данной области является подготовка нормативных и методических документов, направленных на развитие системы государственного земельного кадастра России. В целях обеспечения единых технологий и подходов к созданию кадастра разработаны документы, обеспечивающие проведение единой государственной политики в данной сфере. Унификации земельного кадастра способствует разработка единого состава и структуры документов и кадастровых данных, иерархическая структура которых определяется системой классификаторов, специально разрабатываемых для целей ведения государственного земельного кадастра.

Земельный кадастр городских территорий является составной частью государственного земельного кадастра (ГЗК). При этом специфика городских земель определяется в несколько раз более высокой стоимостью этих территорий по отношению к другим категориям, в связи с высокой степенью их урбанизации (вложенных капитальных затрат). При социалистической системе планирования экономики фактор стоимости земель игнорировался, и, как следствие, приводил в вопросах землепользования к волюнтаристским, спонтанным решениям. В отличие от кадастра сельскохозяйственных земель, который действительно был достаточно развит, дифференцировавшего все земли по системе бонитетов, ни классификационные признаки, ни система оценки городских земель до последнего времени не существовали. Более того — утвержденная и введенная в действие «Система классификаторов для ведения Государственного земельного кадастра» содержит около 100 видов целевых назначений земель сельхозназначения, и только 7 — для земель поселений (причем 2 — только для земель сельских населенных пунктов). Подобный низкий уровень структуризации с одной стороны является положительным фактором, так как расширяет возможные сферы деятельности на земельных участках, с другой стороны не позволяет учитывать степень рентабельности того или иного вида деятельности, и в связи с этим резко сужает востребованность кадастровой информации.

Методика оценки земель сельхозназначения утверждена Постановлением Правительства РФ, что повышает ее статус, методика оценки городских земель — Приказом Росземкадастра, что сужает сферу применения до отраслевой).Применение западного опыта реализации городских кадастровых систем в России практически невозможно, в связи с тем, что в их основе лежит рыночный механизм установления кадастровой стоимости, у нас, в отсутствии института частной собственности, определить реальную рыночную стоимость земельных участков невозможно.

Если на федеральном уровне основными задачами кадастра являются: фискальная составляющая, сбор статистической отчетности и продвижение государственной земельной политики на территорию, то кадастр населенного пункта имеет большое значение для органов местного самоуправления в целях оперативного управления территорией, планирования, контроля за использованием земельных ресурсов, контроля за рынком земли. Также система кадастрапозволяет на своей базе создавать градостроительный кадастр, который разрабатывается с учетом перспектив развития города.

Государственный градостроительный кадастр — государственная информационная система сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости. Основой государственного градостроительного кадастра является государственный земельный кадастр.

Градостроительный кадастр позволяет реализовать стратегию развития города, заложенную на определенный срок, например, стратегия «зеленый город», стратегия выноса промышленных гигантов с территории города и т.д. Также на базе земельного и градостроительного кадастров может разрабатываться генеральный план города.

Достоверная кадастровая информация позволяет принимать более эффективные решения на уровне города, более точно прогнозировать и моделировать уровень рыночных цен на землю, что важно для пополнения бюджета, а также воздействовать на рынок земли и недвижимости, обеспечивать надежность операций с землей и недвижимостью прежде всего в сфере ипотечного кредитования.

Создание городского кадастра позволяет обеспечить интересы физических и юридических лиц, которым кадастровая информация необходима для инициируемых ими действий в сфере гражданского оборота земли (купля — продажа, дарение, завещание, ипотека и т. д.), а также для информационного обеспечения предпринимательской деятельности банков, страховых компаний, оценщиков, нотариусов, инвесторов и др., а также интересы органов государственной власти и местного самоуправления: государственная защита прав землепользователей; массовая кадастровая оценка земель в целях налогообложения. Систему земельного кадастра необходимо рассматривать как элемент инфраструктуры города, обеспечивающий создание единого экономического пространства в условиях рыночной экономики, без которого невозможно развитие инвестиционного процесса.

Градостроительный кадастр

Исторический экскурс почвенных ресурсов России, учет их количества и качества. Основные направления совершенствования Градостроительного кодекса России на ближайшую перспективу. Государственный кадастровый учет. Роль градостроительного кадастра в России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1 Исторический экскурс почвенных ресурсов нашей страны, учет их количества и качества

2 Об основных направлениях совершенствования Градостроительного кодекса РФ на ближайшую перспективу

3 Государственный кадастровый учет

4 Градостроительный кадастр. Его роль в РФ

Список использованной литературы

Почва является основным средством производства в сельском хозяйстве. Рациональное её использование является широкой комплексной программой, которая касается всех сторон организации сельскохозяйственного производства. Разработка этой проблемы требует тщательного изучения имеющихся земельных ресурсов, обоснования системы показателей и методов объективного анализа фактического уровня использования земель и планирования его на перспективу, определения на этой основе общих направлений и разработки системы конкретных мероприятий повышения плодородия почвы улучшения использования земель применительно к местным природно-климатическим и экономическим условиям.

Для обеспечения рационального использования земельных ресурсов с 13 декабря 1968 года ведётся государственный земельный кадастр, содержащий совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Земельный кадастр включает регистрацию землепользований, учёт количества и качества земельных угодий, бонитировку почв и экономическую оценку земель.

Государственный земельный кадастр имеет важное народнохозяйственное значение. Его данные служат для организации эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, правильного размещения и специализации сельскохозяйственного производства, а также для осуществления других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель.

В нашей стране проводились крупные исследования, большие опытные работы, в результате которых дано научное обоснование содержания земельного кадастра, официально закреплённое в “Основах земельного законодательства РФ, разработаны главные принципы и методы проведения земельно-кадастровых работ.

1 Исторический экскурс почвенных ресурсов нашей страны, учет их количества и качества

Почвенные ресурсы страны представляют собой огромное народное богатство. Правильное их использование немыслимо без строго научного количественного и качественного учета почв. Этой задаче служит составление и ведение земельного кадастра.

Первые попытки учета количества и качества земель проводились ещё при первобытно общинном способе производства. Однако тогда учёт был весьма примитивный и проводился в интересах общины. С появлением частной собственности на средства производства возникла необходимость в более тщательном учёте. Кроме частных собственников учёт вело рабовладельческое государство. Оно учитывало доходы от обложения налогами, контрибуциями, расходы на содержание армии и т.п. Объектом учёта постепенно становилась земля, которая уже в то время выступает как основное средство производства в сельском хозяйстве. При рабовладельческом строе как специальное земельное учётное мероприятие зарождается земельный кадастр, который продолжает развиваться при феодализме и особенно при капитализме.

Так в Египте, во времена первых фараонов (4 тыс. лет до н. э) тщательно велись оценочные списки земель, подлежащих налогообложению. Оценку земель дважды в год проводили специальные таксаторы — чиновники фараона.

Земельный кадастр древнего Рима (4 в до н. э.) представлял собой описание земельной собственности. В специальные реестры вносили сведения размере земельных участков, способе их обработки, качестве и доходности земель. На бронзовые таблицы наносили планы имений, их названия, границы и размеры землевладений. Там же приводили сведения о качестве земель и о самом хозяйстве.

В эпоху феодализма дальнейшее развитие получил внутри хозяйственный учёт, проводимый в целях управления и контроля за развитием помещичьего хозяйства.

Феодальное государство вело кадастр земли как средства производства для налогообложения. При феодализме в системе земельного кадастра возникает земельная регистрация, узаконивающая право частной собственности на землю.

Таким образом, изучение земельных ресурсов и проведение земельного кадастра стало необходимостью с образованием государства и развитием налогообложения. В древнейшей форме земельного обложения размер налога устанавливался по площади земли. На определённом этапе наряду учётом количества начинают учитывать и качественное состояние земель, а впоследствии размер дохода, получаемого с земель различного качества.

2 Об основных направлениях совершенствования Градостроительного кодекса РФ на ближайшую перспективу

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрК РФ), принятый 29 декабря 2004 г, действует уже более пяти лет. Неоднозначно воспринятый профессионалами документ, несмотря на многочисленную критику в свой адрес, уже практически «дорос» до возраста своего предшественника — Градостроительного кодекса РФ 1998 г., который действовал в полном объеме с мая 1998 года по январь 2004 г. Не останавливаясь подробно на многократно высказанных положительных и отрицательных чертах ГрК РФ, хочется отметить, что Кодекс активизировал процесс разработки градостроительной документации в стране на региональном и муниципальном уровнях, способствовал становлению рынка градостроительных услуг. Региональные и муниципальные бюджеты стали предусматривать средства на градостроительную документацию (хотя в большинстве своем и вынужденно, в силу указания закона). В образ мышления руководителей регионов и муниципалитетов постепенно входит осознание того, что поступательное развитие территорий должно основываться на стратегическом и территориальном планировании. Сделаны важные шаги в направлении самоорганизации профессионального цеха градостроителей на добровольных началах, образована Национальная Гильдия Градостроителей. Намечены мероприятия по институционализации профессии «градостроитель». На все это повлиял Градостроительный кодекс.

Но цель данной статьи состоит не в пении дифирамбов Градостроительному кодексу, а в рассмотрении его недостатков ( которых немало) и путей их устранения. Со времени принятия Кодекса в него регулярно вносятся изменения и дополнения, носящие как уточняющий, юридико-технический характер, так и содержательный, посвященные регулированию определенных групп общественных отношений в градостроительной сфере (напр., о передаче Российской Федерацией исполнения своих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации, о развитии застроенных территорий, о саморегулировании в строительной деятельности и др.).

Несмотря на неоднократные изменения и дополнения, многие положения ГрК РФ все еще требуют внимания законодателя с точки зрения их совершенствования. Большая часть таких положений распространяется на нормы, регламентирующие отношения в области разработки градостроительной документации территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории. Данные нормы в меньшей степени затронули внесенные изменения и дополнения. Во многом это обстоятельство объясняется тем, что чаще всего в своей практической деятельности их применяют организации, занимающиеся градостроительным проектированием, т.е. разрабатывающие проекты соответствующих документов территориального планирования, градостроительного зонирования и по планировке территории. И только во вторую очередь, органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие приемку и рассмотрение разработанной документации, ее проверку на соответствие требованиям законодательства, согласование и публичное обсуждение. Еще одной причиной слабого внимания законодателя к градостроительному проектированию можно назвать уже ставший традиционным «тренд» рассмотрения градостроительной деятельности исключительно через призму строительства, в результате чего градостроительному проектированию совершенно необоснованно отводится второстепенная, прикладная (в худшем понимании этого слова), менее важная роль. Также нельзя сбрасывать со счетов «строительно-девелоперское» лобби, организационные возможности представителей строительной отрасли, включая архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания, представлять и отстаивать свои интересы на всех уровнях управления и законодательной власти.

Несмотря на тот факт, что ГрК РФ представляет собой фундаментальный нормативно-правовой акт, комплексно регулирующий важный пласт общественных отношений — градостроительную деятельность, многие специалисты всех уровней органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных организаций, занимающихся подготовкой градостроительной документации, обращали внимание на то, что данный правовой акт в большом объеме содержит в себе различного рода пробелы, коллизии, недостатки юридической техники и т.п. Причем, в большей степени данные недостатки затрагивают сферу градостроительного проектирования. Проведенный анализ публикаций в специальной градостроительной литературе, прежде всего в журнале «Управление развитием территорий», позволил выявить проблемы реализации положений Кодекса, которые требуется решить в максимально короткое время. С тем, чтобы за отведенный законодательством новый срок для завершения разработки градостроительной документации территориального планировании и градостроительного зонирования (до 1 января 2012 г.), обеспечить должное качество градостроительных проектов и связанных с ними работ.

3 Государственный кадастровый учёт

Проблема взаимопонимания в сферах градостроительной деятельности и управления земельно-имущественным комплексом в России существует с девяностых годов прошлого столетия, с тех давних пор, когда началась земельная реформа. Функции по оформлению землеотводных документов были переданы органами архитектуры и градостроительства вновь созданным земельным комитетам, и началась глобальная инвентаризационно-кадастровая компания. На протяжении пятнадцати лет градостроительные и земельно-имущественные отношения претерпевают разные периоды, от абсолютного противостояния до временного перемирия, выраженного в насильственном сосуществовании, в то время, когда очевидно, что и те, и другие являются обязательными общественно-деловыми отношениями в процессах связанных с управлением развитием территорий и защиты прав собственников недвижимости.

В рамках реализации земельной реформы, в 1998 году был принят Федеральный закон «О государственном земельном кадастре», регламентирующий создание государственного земельного кадастра как единого государственного информационного ресурса, задачей которого является массовый систематизированный учет всех земельных участков для целей защиты прав собственников недвижимости, налогообложения в связи с установленной платностью землепользования в нашей стране, а также информационного обеспечения органов управления всех уровней легитимными сведениями о земле и недвижимости.

Государственный кадастровый учет земельных участков — это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

· государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

· государственного контроля за использованием и охраной земель;

· мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

· государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

· экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

· установления обоснованной платы за землю;

· иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного земельного кадастра, являлось Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).В соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» упразднено.

В связи с ростом количества информации, подлежащей учету, при ведении земельного кадастра получили широкое распространение компьютерные программы на основе геоинформационных систем, а также АИС учета объектов недвижимости.

4 Градостроительный кадастр. Его роль в РФ

Градостроительный кадастр — государственная информационная система сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Градостроительный кадастр включает в себя:

· градостроительную документацию (генплан, проекты планировки кварталов, микрорайонов, проекты застройки);

· сведения по геологии;

· сведения об экологическом состоянии территории;

· кадастровое зонирование территории;

· отводы земельных участков под застройку;

· резервирование земельных участков для государственных и общественных нужд;

· реестр строящихся объектов;

· генеральные схемы инженерного обеспечения города;

· проект межевания территории;

· проект водоохранных зон;

· автоматизированная система ведения градостроительного кадастра;

Как инструмент реализации градостроительной политики был создан Государственный градостроительный кадастр (ГГК), задачей которого было обеспечение заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверной информацией о среде жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях, в том числе об ограничениях использования территорий и объектов недвижимости в градостроительстве, другой информацией, необходимой для градостроительной, инвестиционной, землеустроительной и иной хозяйственной деятельности, оценки и налогообложения объектов недвижимости. При этом создание ГГК регламентировалось Положением о ведении Государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации.

Финансирование создания ГЗК осуществлялось в рамках федеральных целевых программ, а финансирование ГГК было отдано на откуп субъектам РФ и муниципальным образованиям, результатом чего явилась неоднородность развития ГГК в различных регионах России.

С течением времени изменялось, преобразовывалось, совершенствовалось земельное и градостроительное законодательство. В настоящее время взамен ГГК в соответствии с Градостроительным кодексом, принятым в 2004 году, формируются информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), создание которых регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации №363.

Градостроительный кодекс РФ определяет информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, как организованный систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Как видно современный кодекс существенно ограничил сферу влияния ИСОГД в сравнении с ГГК. Кроме того, ИСОГД создается исключительно на муниципальном уровне и сведения, содержащиеся в системе, не имеют государственного статуса. Сведения ИСОГД включают в себя утвержденную градостроительную документацию, в составе которой устанавливаются функциональные и территориальные зоны, а также зоны с особыми условиями их использования, и так называемые «дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках», в состав которых входят градостроительные планы земельных участков.

Для согласованного взаимодействия в процессах формирования земельных участков, оптимизации затрат и устранения при этом излишних административных барьеров, необходимо в первую очередь внести изменения в Земельный кодекс РФ и законопроект «О государственном кадастре объектов недвижимости», а во вторую — выработать единые требования к технологиям подготовки градостроительных планов земельных участков и их регистрации в ИСОГД, обеспечивающих оперативный учет сформированных земельных участков в ГКН. Объектами учета ИСОГД должны быть градостроительные решения, в том числе формализованные в виде проектных границ функциональных и территориальных зон, а также зон с особыми условиями их использования. Объектами учета ГКН должны быть объекты недвижимости, сформированные в соответствии с градостроительными планами, содержащими всю необходимую информацию о разрешенном использовании и ограничениях.

Нужно обратить должное внимание на принципиальное и чёткое отличие двух систем. ИСОГД — учитывает проектные градостроительные решения. ГКН — учитывает реальные, сформированные на местности объекты недвижимости, в том числе и границы земельных участков, и границы зон ограничений использования сформированного объекта недвижимости. К ограничениям относятся: границы зон действия публичных сервитутов; линии застройки; границы зон с особыми условиями использования территорий и т. д. Все эти ограничения носят правовой характер, но вводить обобщающий термин «правовые зоны», отсутствующий в градостроительном законодательстве, вряд ли целесообразно.

Терминологию градостроительного и земельного законодательства следует привести в соответствие, позволяющее однозначно понимать те или иные положения.

Устранение названных противоречий — это серьёзная государственная задача, решение которой существенно улучшит жизнь многих граждан и положительно повлияет на развитие экономики страны в целом.

Список использованной литературы.

1. Беда Я. Экологическая паспортизация в сельскохозяйственных предприятиях. АПК 2008 г. №12.

2. Магазинщиков Т.Г. Земельный кадастр. М., 2007 г.

3. Почвоведение. Под редакцией профессора И.С. Кауричева. М., 2009 г.

4. Семёнов В.А., Качественная оценка сельскохозяйственных земель. М., 2006 г.

5. Золотова Е.В., Скогорева Р.Н. Градостроительный кадастр с основами геодезии., 2008 г.

6. Астахов П.А., Земельный участок., 2008 г.

Земельный и градостроительный кадастр