Оглавление:

Юридическая помощь при проведении проверок ОБЭП:

Адвокат Шеметов Максим Николаевич оказывает юридическую помощь при проведении проверок контролирующими органами, к которым можно отнести отделы по борьбе с экономическими правонарушениями (ОБЭП) Министерства внутренних дел РФ.

В рамках юридической помощи, адвокат будет присутствовать при проведении проверочных мероприятий с целью соблюдения Ваших законных прав и интересов, оперативного реагирования на нарушения закона. Часто юридические лица сталкиваются с полным беззаконием при проведении проверочных мероприятий. Нередки случаи изъятия без разбора необходимой для осуществления финансово-хозяйственной деятельности документации, компьютерной техники, грубевшим нарушением прав сотрудников фирм (удержание в офисе, личный досмотр).

Чем может помочь адвокат при проверках ОБЭП

Минимизировать ущерб, избежать нарушений Ваших прав и законных интересов можно, если привлечь опытного юриста. В рамках оказания юридической помощи адвокат даст юридически правильную оценку действиям проверяющих, подскажет каким способом реагировать на те или иные нарушения, поможет подготовить необходимые документы, подскажет правильную стратегию общения с сотрудниками ОБЭП. Участие адвоката при различных мероприятиях ОБЭП, милиции зачастую значительно снижает риск оказаться в неблагоприятной ситуации по результатам проведенной проверки. Адвокат в рамках оказания юридической помощи при проведении проверочных мероприятий сотрудниками милиции позволит Вам чувствовать себя защищенным в ходе мероприятий. Адвокат, в рамках оказания юридической помощи при проведении проверки ОБЭП поможет Вам составить правильно необходимые документы, предоставить их в нужный момент в нужном виде. В рамках оказания юридической помощи адвокат при проверке ОБЭП сможет составить документы самостоятельно.

Возможности адвоката при проверках ОБЭП

Адвокат по уголовным делам, административному процессу поможет правильно пользоваться своими правам, окажет юридическую помощь при посещении органов МВД, ОБЭП. Адвокат может оказывать юридическую помощь при проведении всевозможных опросов, даче объяснений, допросах сотрудников в подразделениях ОБЭП. Адвокат подстрахует любого сотрудника фирмы при посещении милиции, предоставит при необходимости документы, ходатайства, обжалует незаконные, неправомерные действия. В рамках оказания юридической помощи адвокат сможет помощь Вам сориентироваться и грамотно использовать весь инструментарий предоставленных законом прав. Адвокат может присутствовать при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) как осмотр территорий и помещений и транспортных средств, изъятий и т.д.

Проверки ОЭБиПК, полномочия сотрудников ОБЭП

Полномочия сотрудников ОЭБиПК, Основания проведения полицейской проверки, ее порядок.

Как себя вести во время проверки работниками ОБЭП. Как себя вести в присутствии сотрудников ОБЭП

Статья подготовлена адвокатом, налоговым консультантом, выпускником факультета подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Нижегородской академии МВД РФ, имеющим опыт работы прокурорским следователем по экономическим и коррупционным преступлениям, так и адвокатом по экономическим и налоговым преступлениям.

В статье даны ответы на вопросы:

  • организационной деятельности УЭБИПК;
  • какими законами руководствуется криминальная полиция экономической безопасности;
  • полномочиях при доследственных проверках организаций всех форм собственности;
  • чем может быть полезен адвокат в ОЭБиПК при полицейской проверки;
  • поведению должностных лиц и рядовых сотрудников организаций при оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых УБЭП;
  • о гласных и негласных действиях полиции;
  • о стоимости услуг адвоката в ОБЭП;
  • о результатах проверки;
  • нажмите ссылку и узнаете какие действия проводят в отношении поставщиков Налогоплательщика -смотреть здесь;
  • как вести себя при появлении сотрудников в офисе организации в ходе обследования;
  • разъясняется есть ли внеплановые проверки ОЭБиПК;
  • узнайте, к чему быть готовым в ходе допроса как в ФНС, так и в ОБЭП и СК РФ -смотреть здесь;
  • о процессуальных возможностях силовых структур прослушивать телефонные разговоры и другие вопросы;
  • на консультации у адвоката узнаете о порядке действий директора компании при запросе из отдела по борьбе с экономическими преступлениями документов;
  • о том, возможно ли руководителю ликвидированного юридического лица или ПФ избежать уголовной или налоговой ответственности уже ликвидированной организации.

Откройте полиция! Все наверное смотрели этот увлекательный авантюристический французский фильм. Переживали за главных героев-коррумпированных полицейских, закрывающих глаза на нарушения предпринимателями закона.

Произведение и реальная жизнь предпринимателей отличается от художественного вымысла и не так увлекательна при «наезде» сотрудников экономической полиции.

Давайте разберемся в полномочиях указанных лиц, ваших законных правах во время доследственной проверки, проводимой подразделениями УБЭП.

Проверки организаций, индивидуальных предпринимателей сотрудниками подразделений Министерства внутренних дел России по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции, или проще ОБЭП, проводятся последними регулярно. Поэтому объектом пристальной полицейской проверки УБЭП может быть любая фирма, занимающаяся коммерческой деятельностью.

Кто такие сотрудники ОБЭП?

Подразделения ОЭБ и ПК (ОБЭП) структурно входят в состав органов внутренних дел, в городе Москве например, есть отделы ОЭБИПК округов, города Москвы. В отделениях МВД по районам должностей оперативных сотрудников ОБЭП не предусмотрено. В каждом округе Москвы — ЦАО, ВАО, СВАО, САО, ЗАО, СЗАО, ЮВАО,ЮЗАО имеются свои отделы, которые подчиняются как начальнику МВД округа, так и вышестоящему руководителю по линии ОЭБиПК, то есть управлению МВД России по г.Москве. При получении запроса из ОБЭП надо быть внимательным к информации, указанной в требовании. При незаконном требовании сотрудника полиции следует «вежливо» отказать в предоставлении первичных документов и информации.

Оперативные подразделения УБЭП являются органом дознания, поэтому следователей ОБЭП не существует, последние являются сотрудниками следственных отделов с соответствующей специализацией.

ОЭБиПК это оперативное подразделение МВД РФ и их главная задача — выявлять лиц, совершающих экономические преступления и коррупционные преступления, соответственно данный орган не разрабатывает планов проверок организаций и ИП на 2017, 2018 годы и т.д. Поэтому и не существует внеплановых проверок ОБЭП в отличие от налоговых органов.

Подпункт 2 п.3 ст. 2 ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исключил органы, правомочные на осуществление ОРМ из действия этого Закона.

Так называемые «Внеплановые проверки ОБЭП» — это проще говоря, рейды, организуемые как правило при получении информации о злоупотреблениях. Например, совместные с прокуратурой проверки торговых предприятий, магазинов, рынков на предмет соответствия продовольственных товаров предусмотренным стандартам или указаний о проведении проверки исполнения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, продуктам питания, не соответствующим требованиям законодательства и тд. Примером может быть статья 14.16 КОАП РФ об ответственности за нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Однако решение о наказании принимает суд в порядке административного производства на основании представленных материалов.

Оперуполномоченные БЭП в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, но прежде всего:

  • Федеральным законом о Полиции;
  • Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности (ОРД);
  • Статьями 36, 37 и 82 Налогового кодекса РФ;
  • Приказом МВД РФ от 01 апреля 2014 года № 199 «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно- розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», предусмотренное пунктом 8 статьи 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности;
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в пункте 1 статье 40 которого сотрудники ОБЭП отнесены к органам дознания: «органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности»;
  • Кодексом об административных правонарушениях РФ.

При взаимодействии с ФНС РФ по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений руководствуются совместным Приказом МВД И ФНС № 495 и № ММ 7-2-347 от 30.06.09.

Компетенция, не означает проведение предварительного следствия. ОБЭП, как орган дознания обязан выявить экономическое или должностное преступление: собрать материалы, достаточные для возбуждения уголовного дела с последующей передачей их в следственные органы. В рамках уголовного дела исполнять поручения следователя. Хотя ранее, оперуполномоченных назначали исполняющими обязанности следователя, после чего они возбуждали дело и принимали к своему производству.

Подразделение ОБЭП как и уголовный розыск относятся к криминальной полиции, а не полиции общественной безопасности, поэтому рассмотрение дел об административном нарушении в компетенцию данных специалистов не входит. В случае выявления правонарушения, предусмотренного кодексом РФ об административных правонарушениях, ОЭБиПК должны направить материалы в соответствующие государственные органы для возбуждения дела об административном правонарушении.

ОБЭП пользуется гласным и негласным арсеналом ОРД.
Оперативный орган на основании ст. 6 ФЗ «Об ОРД» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности вправе проводить следующие такие мероприятия:

  • ОПРОС, чего опасаться-смотреть здесь;
  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент;
  • получение компьютерной информации.

На основании ст. 13 Закона о Полиции РФ получать ответы на свои запросы из организаций всех форм собственности, то есть бюджетных и коммерческих и некоммерческих организации.

В этот раз затронем обследование помещений. Технология данного гласного оперативно-розыскного мероприятия одинакова как для Федеральной таможенной службы РФ, ФСБ и МО.

Прежде всего, чтобы явиться в компанию, сотрудникам ОБЭП необходимы для этого правовые основания.

А таковыми является рапорт оперуполномоченного на имя своего руководителя с изложением данных о подготавливаемом, совершаемом в настоящем времени или уже совершенном преступлении согласно ст.7 ФЗ «Об ОРД». Также в нем указываются предполагаемые лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности. Как правило таковыми указываются генеральный директор юридического лица и главный бухгалтер.

Кто предоставляет информацию сотрудникам полиции?

  • Ранее работавшие сотрудники организации, уволенные и считающие, что с ними несправедливо поступили.
  • Данные, добытые в ходе оперативно-розыскной деятельности, расследования уголовных дел. Также могут быть данные, предоставленные от органов ФНС и иных государственных органов.
  • Данные, полученные из средств массовой информации, сети Интернет.
  • Информация, полученная из социальных сетей twitter, вконтакте, facebook.
  • Информация, полученная от «дружественных» работников банковских учреждений.
  • Информация, полученная от негласных сотрудников.
  • И наконец, зная по громким уголовным коррупционным делам, возбужденным в отношении самих обэповцев, можно предполагать, что некоторые оперуполномоченные в личных целях, получив информацию о финансовом состоянии организации, искусственно создают доказательства, указывая их в рапорте, служащим основанием для дальнейшего решения Начальника полиции провести обследование помещений компании, ее обособленных подразделений и складов. Цели могут быть разные: от «абонентского обслуживания соответствующей службой, до циничного «отжатия бизнеса».

Проведению обследования помещений как правило могут предшествовать следующие оперативно-розыскные мероприятия:

  • Наведение справок сотрудниками, то есть получение информации от ФНС, комитета по статистике, данных о расчетных счетах в банковских учреждениях. Информация, полученная от ГИБДД о транспортных средствах и от Россреестра о наличии недвижимого имущества и данных о фактическом проживании интересующих фигурантов.
  • Проверочная закупка. Например, если юридическое лицо занимается реализацией какой-либо продукции, может последовать предложение заключить выгодную сделку. Вас просят составить договор под определенные условия, просят выписать счет. И когда необходимо внести предоплату, покупатель достает свое служебное удостоверение со словами контрольная закупка. Также вручается Распоряжение на обследование со всеми вытекающими последствиями.
  • Прослушивание телефонных переговоров.

Причем, на осуществление указанных ОРМ должно быть вынесено постановление, при отсутствии которого, доказательства, полученные и легализованные в результате таких ОРМ могут быть признаны судом недопустимыми.

Могут ли прослушиваться телефонные переговоры сотрудниками ОБЭП?

Согласно статьи 8 Закона об ОРД такое право предоставлено сотрудникам ОБЭП. Достаточно получить соответствующее постановление у руководителя полиции и в течении 48 часов прослушивание разрешено без судебного разрешения.

Порядок обследования помещений организаций сотрудниками

Сотрудники полиции, прибыв в помещение организации, под роспись предоставляют распоряжение о проведении обследования руководителю организации или иному лицу, копия которого вручается ему под роспись.

Как правило обследование проводится в дневное время. А именно с 6 утра до 22 часов вечера, так как ночное время согласно ст. 5 УПК РФ определено, как время с 22 до 6 часов. Ночью такие ОРМ проводятся только в случаях не требующих отлагательства.

При осуществлении указанного гласного ОРМ должностными лицами составляется протокол в соответствии со ст. 166 УПК РФ, в который вносится информация о ходе обследования, а именно:

  • вносятся данные об участниках действия;
  • место производства обследования;
  • предметы, изъятые в ходе ОРМ, при этом с изъятых документов должны быть сняты копии, которые заверяются подписью должностного лица с передачей должностному лицу компании;
  • при изъятии информации на электронных носителях также допускается копирование информации для передаче сотрудника компании;
  • в протокол могут вноситься пояснения участвующих в действиях сотрудников организации.
  • а также замечания и дополнения лиц.

Сотрудник ОБЭП, оформивший протокол, должен его копию передать должностному лицу юридического лица.

Нередко, для осмотра помещений привлекается определенное количество сотрудников, то есть в распоряжении указываются фамилии должностных лиц, которым поручено произвести проверку, а на обследовании присутствуют сотрудники не указанные в данном документу. Рекомендуется удостовериться в личности сотрудников, потребовав предъявить удостоверения, а лицам, не указанном в нем попросить удалиться, в противном случае предупредив о подаче жалобы в суд или вышестоящему руководителю.

Максимальный срок в течении которого проверяющие должны передать копии с изъятых документов составляет 5 дней. Три дня дается на отправку этих документов почтой по адресу, указанному в протоколе, составленному при осмотре.

На какие вещи в первую очередь обращают внимание ревизоры?

Изымаются документы с признаками подделки, предметы, изъятые из гражданского оборота. Обследование проводится с участием двух понятых.

Часто, работники полиции пользуются услугами «профессиональных» понятых, имеющих статус представителей общественности, которые случается, принимают участие в таких действиях постоянно.

Как себя вести при проведении проверки сотрудниками ОБЭП?

  • Потребовать раскрыть служебное удостоверение и переписать указанные в нем данные о лице.
  • Внимательно ознакомиться с текстом распоряжения. Обратить внимание на состав проверяющих, их данные указываются в распоряжении. Если количество сотрудников не соответствует в указанном документе, попросить их удалиться из помещения. Конечно они будут возражать, но после сообщения о том, что данном факте будет сообщено в прокуратуру и УСБ, большой шанс, что они покинут помещение. При их отказе внести замечания в протокол обследования, указав на присутствие сотрудников не указанных в распоряжении.
  • Не помогать проверяющим: эта помощь может быть выражена в предоставлении доступа в сейф и тд. Помните, что проводится обследование, а не обыск!
  • Не следует говорить свою должность, во избежание своих должностных полномочий, ограничившись словом сотрудник.
  • Не давать показаний, со ссылкой на ст. 51 Конституции РФ, на утверждение проверяющих о том, заработную плату платит руководитель и на эти деньги существует его семья.
  • На столе не должно быть никаких документов, печатей…
  • Документы, неучтенные наличные денежные средства следует хранить отдельно от служебных документов, написав, что это личные средства.
  • Давать пояснения следует только в присутствии адвоката, почему смотреть здесь. При этом, проверяющие могут давить на то, что раз без юриста не хотите давать показания, значит есть, что скрывать. На это можно ответить, что не являетесь специалистом в юридической сфере, поэтому необходима помощь независимого юридического консультанта – адвоката.

Могут ли сотрудники ОЭБиПК без разрешения руководства провести проверку?

Гипотетически могут, для того, что бы узнать являются ли их действия официальными, следует получить информацию из журнала учета распоряжений, поскольку все такие документы подлежат регистрации.

Какой срок проведения проверки сотрудниками ОБЭП?

Оперуполномоченные ОБЭП входе проверки вправе получать пояснения от лиц, отбирать образцы почерка для сравнительного исследования, назначать документальную ревизию и экспертизу, привлекать для осуществления необходимых действий соответствующих специалистов.

Сроки проведения проверок установлены уголовно-процессуальным законодательством, а именно ст.144 УПК РФ. Общий срок составляет три дня. Но естественно по экономическим, включая налоговым делам срок будет составлять не менее одного месяца. По рапорту сотрудника, проводящего проверку, руководитель имеет право продлить ее срок еще на один месяц. По-сути, срок неограничен.

Проверки ОЭБИПК в отличие от органов, на которые распространяется требование закона № 294, могут проходить неоднократно за одни и те же периоды, но обстоятельства (основания) будут разными.

Вместо проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия ОЭБиПК могут на основании статьи 176 УПК РФ провести неотложное следственное действие — Осмотр места происшествия, данное следственное действие возможно до возбуждения уголовного дела. Во время осмотра, который проводится также с участием понятых, сотрудники имеют право изымать интересующие их предметы. Фактически проводится обыск без необходимости осуществления уголовного процесса и получения необходимых разрешений.

Какова глубина проверки организации или ИП?

Если налоговыми органами затрагивается финансово — хозяйственная деятельность три предшествующих года сроку проверки, то сотрудники ОЭБИПК, не забывайте, проводят проверку с целью возбуждения уголовного дела, то есть получения так называемых палок. Поэтому ими могут исследоваться документы за пределами трехлетнего срока. Чтобы было ясно, надо ознакомиться со ст.78 Уголовного кодекса РФ.

Так, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;
б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Например, по ч.2 ст.199 УК РФ максимальный срок привлечения к ответственности лица 6 лет. Получается, что законодателем рассматривается как тяжкое преступление. А согласно пункту в) срок привлечения лица к уголовной ответственности составляет десять лет.

Рекомендация: храните документы только в пределах срока, установленного НК РФ и ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ

Если вопросы?

позвоните адвокату Чернову С.В.- специалисту по защите бизнеса, выпускнику Академии МВД по специализации БЭП. За мной: опыт работы следователем по расследованию преступлений в сфере экономики; опыт защиты предпринимателей от преследования; статус налогового консультанта.

Узнаете, может ли ОБЭП одного округа Москвы требовать предоставления документов у Общества, местом регистрации которого является другой округ.
Также узнаете, о порядке действий директора организации при получении из ОЭБИПК запроса и как ответить отказом в предоставлении документов и информации и при этом избежать ответственности.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: стоимость 10 000 рублей, представление интересов юридического лица или ИП в ходе проверки — от 80 тыс. рублей.

  • анализ запросов;
  • сопровождение адвоката для опроса в отдел ОЭБиПК как в Москве, Московской области, так и других регионах РФ;
  • подготовка ответов по запросам экономической полиции;
  • обжалование действий (бездействия) оперуполномоченного ОЭБИПК;
  • обжалование в вышестоящему начальству или в суд постановлений УБЭП, в том числе об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • разрешение иных правовых проблем компании и ее руководителей во время полицейской проверки.

Если надо, проведу семинар для сотрудников организации по вопросам проверок, проводимых подразделениями полиции экономической безопасности; по вопросам проведения выездных налоговых проверок органами ФНС.

Любое дело когда-то заканчивается, так и проверка УБЭП также должна найти свое логическое заключение.

  • При обнаружении в ходе проверки признаков состава какого — либо экономического преступления, оперативная служба согласно ст.11 Закона об ОРД передает материалы проверки в следственный отдел УВД МВД или Следственного комитета — по подследственности. Следователь принимает решение. То есть или выносит постановление о возбуждении уголовного дела или постановление об отказе в его возбуждении.
  • Если ОЭБиПК полагает о наличии налогового правонарушения или для обеспечения интересов государства по банкротным делам или реализации полномочий в области регистрации юридических лиц, тогда в течении десяти дней направляет материалы в ИФНС по месту государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя.
  • С момента возбуждения уголовного дела оперуполномоченные ОЭБиПК выполняют оперативно-розыскные мероприятия и отдельные следственные действия по письменному поручению следователя.
  • Узнать о том, проводились ли оперативно-розыскные мероприятия в отношении лица, возможно только в двух случаях: в рамках уголовного дела, когда данные материалы легализуются и используются в качестве доказательств; и по результатам налоговой проверки и привлечения лица к налоговой ответственности. Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил в пункте 45 о таком праве налоговых органов в своем Постановлении № 57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ.

От тюрьмы и от сумы не зарекайся: Посмотри сколько коммерсантов, включая их помощников было арестовано и осуждено по уголовным делам экономической направленности смотреть здесь.

Рекомендации: При начале проверки рекомендуется приглашать адвоката, и все действия производить только при его участии.

Превентивно следует хранить личные ценности, денежные средства отдельно от денежных средств организации.

Учитывая, что иные сотрудники полиции, такие как участковый инспектор полиции, на территории которой находится офис организации, не вправе проверять финансово-хозяйственную деятельность юридического лица, то не следует их допускать в помещение.

Адвокат Дмитрий Нагайцев: адвокатские и юридические услуги

Помогаем своим клиентам уже более 20 лет

Юридическим лицам

Банкротство в интересах должника

Банкротство в интересах кредитора

Физическим лицам

Комплексное юридическое сопровождение деятельности компаний

Удобный формат сотрудничества для тех, кто хочет сконцентрироваться на своем бизнесе, а рутину делегировать профессионалам.

Запишитесь на бесплатную первичную консультацию

*не даем консультаций по телефону

Адвокат в Рязани

Адвокатский кабинет Дмитрия Нагайцева оказывает широкий спектр услуг в сфере юриспруденции в Рязани и Рязанской области, а также в других регионах России.

Свою работу я строю исключительно в соответствии с Федеральным законом «Об Адвокатской деятельности и адвокатуре» № 63-ФЗ от 31 мая 2002 г., иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими адвокатскую деятельность в системе законодательства РФ, кодексом профессиональной этики адвоката, а также собственными профессиональными принципами, выработанными за 12 лет работы в адвокатском деле.

В любом деле я стараюсь достичь 100% удовлетворенности клиента результатами своей работы, обеспечивая выполнение поставленных задач.

Мы не выполняем свою работу максимально быстро и дешево

Мы делаем свою работу РЕЗУЛЬТАТИВНО

Помощь опытного адвоката в Рязани

Приоритет закона и тщательное его соблюдение – то, на чем строится современное правовое государство, и Россия – не исключение в этом вопросе. Соблюдение действующего законодательства – это обязанность любого человека и гражданина. Обеспечение исполнения этого законодательства – обязанность государства.

Однако, запутанная и объемная система нормативно-правовых актов, регламентирующих любую сферу жизни, зачастую затрудняет защиту собственных интересов в рамках правового поля, в таких ситуациях на помощь приходят юристы и адвокаты.

Чем выше квалификация адвоката, тем больше шансов на то, что дело, которым он занимается, завершится успехом, а задачи, которые ставит перед адвокатом клиент, будут выполнены максимально быстро и в полном объеме.

Юриспруденция – сфера, в которой ошибки категорически не допустимы, ведь каждая из них может повлечь за собой серьезные последствия. Именно поэтому в вопросе выбора адвоката стоит доверяться исключительно профессионалам.

Проверка ОБЭП в 2017

Запрос ОБЭП

Что делать при получении запроса из ОБЭП

Как ответить на запрос

Адвокат Гордон А.Э.

В 2017 году интерес правоохранительных органов к малому и среднему бизнесу не уменьшается, а налоговые проверки с участием полиции стали обычным явлением.

Проверку полиции можно и нужно ждать если:

  • В отношении организации проводится выездная налоговая проверка с привлечением сотрудников полиции
  • По результатам выездной налоговой проверки в отношении организации сумма доначислений превышает 5 млн рублей
  • Организации было отказано в возмещении НДС из бюджета
  • Установлены факты перечисления организацией денежных средств на счета «проблемных» юр лиц
  • Установлено применение организацией рискованных схем налоговой оптимизации;
  • Контрагент организации или бывший работник сообщил о возможном совершении противоправных деяний (неисполнение договорных обязательств, сговор при участии в торгах, монополизация рынка, злоупотребление монопольным положением и т.д.)
  • Бывший работник организации пожаловался на невыплату зарплаты или выплаты «серой» заработной платы

О том, что вас уже проверяют свидетельствует получение запроса из полиции о предоставлении сведений, документов, пояснений, после чего перед предпринимателями встает вопрос: что отвечать?

Если отвечать, отвечать нужно правильно. Для этого важно правильно действовать при поступлении запроса.

Что делать при получении запроса ОБЭП

Первое – внимательно прочитать ВЕСЬ запрос, начиная от самого верха первого листа включая штамп и заканчивая подписью. Если в запросе упомянут закон «О полиции», закон «Об оперативно розыскной деятельности», «О прокуратуре» и т.п., рекомендуем не откладывая обратиться за консультацией к адвокату.

В таких ситуациях коммерсанты, не зависимо от толщины кошелька, действуют одним из трех способов:

  • Одни, собирают и передают истребованные документы, сведения и пояснения;
  • Другие – по привычке пытаются решить вопрос в меру своих возможностей;
  • Третьи – занимают позицию страуса, ничего не делают, ждут.

По нашему опыту, если запрос пришел в крупную компанию, в банк, для которых отдельный юрист на каждую ситуацию — норма, даже когда организацию сопровождает адвокат, решение «что делать» будет принимать не юрист, а коммерсант – руководитель, посоветовавшись с юристом или адвокатом. В более мелких организациях, в лучшем случае, проконсультируются у единственного юриста. В подавляющем большинстве случаев консультацию адвоката оставляют на потом, если, что.

Учитывая особенности организации юридического сопровождения компаний, из перечисленных способов реакции на полицейский запрос, в большинстве случаев, третий может оказаться наиболее правильным, и вот почему.

Запросы из уважаемых правоохранительных органов не приходят просто так, и всегда демонстрируют чей-то интерес. Возможно, это интерес по службе, а возможно совсем наоборот. Согласно законодательству полиция может сопровождать налоговые проверки, проверки антимонопольных органов, а может и заниматься своими непосредственными обязанностями — раскрытием экономических преступлений (обналичка, уклонение от налогов, незаконное возмещение НДС, банальное мошенничество, нарушения при закупках, коррупционные преступления и т.д.).

По этому, интерес может быть проявлен к вашей фирме, как к непосредственному фигуранту, или как к источнику информации о контрагентах. Эти и другие обстоятельства необходимо учесть при подготовке ответа на запрос. Например, поводом для запроса может быть прошедшая у вас недавно налоговая проверка, недавнее участие вашей компании в крупных тендерах, и т.д. Но иногда причина запроса кроется в недавней публикации о вашей компании, ее руководителях или владельцах в крупных, известных СМИ.

Например, интерес к нашим клиентам часто возникает после публикаций в Форбс, Коммерсант, Ведомости, на сайте Компромат.ру о крупных поставках, о крупных тендерах, сделках.

Изучение запроса из ОБЭП

Изучение запроса начинаем со штампа. Выясняем, какой конкретно орган направил запрос, его дата, номер. Помним: запрос должен содержать все эти реквизиты.

Второе: Запрос правоохранительных органов должен быть мотивирован ссылкой на конкретные статьи и пункты федерального закона, в котором установлены конкретные полномочия соответствующего государственного органа на совершение конкретных действий, в данном случае – направление запроса.

Если вы внимательно прочитаете заглавие этой статьи, вы увидите в нем ошибку: в настоящее время ОБЭП не может направить запрос, такого органа в настоящее время не существует. В настоящее время в структуре МВД действуют подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции: ОЭБ и ПК, УЭБ и ПК, соответственно отделы экономической безопасности или управления. Например, в Западном административном округе г.Москвы в структуре Управления МВД по ЗАО г.Москвы действует Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ и ПК) https://зао.мск.мвд.рф/UVD/Istorija.

Оперативные подразделения ОЭБ и ПК, УЭБ и ПК МВД РФ являются структурными подразделениями органов внутренних дел, в должностные обязанности которых входит предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие налоговых и экономических преступлений.

В сферу интересов подразделений ОЭБ и ПК входят преступления, установленные статьями:

198 КУ РФ — Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

199 УК РФ — Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций

199.1 УК РФ — Неисполнение обязанностей налогового агента

199.2 УК РФ — Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Помимо налоговых преступлений структуры ЭБ и ПК выявляют и расследуют преступления в сфере экономической деятельности:

Незаконное обналичивание денежных средств с использование незаконных схем (однодневки, и т.д.), как правило квалифицируются по ст.171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», и ст.172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность».

Мошенничество -ст. 159 УК РФ.

Незаконное возмещение НДС, квалифицируют по ст.159 УК РФ «Мошенничество».

Статьи 290 УК РФ «Получение взятки» и ст.291 УК РФ «Дача взятки».

Новая сфера деятельности подразделений — статья – 178 УК РФ Ограничение конкуренции.

185.3 УК РФ манипулирование рынком.

Санкции по налоговым и экономическим статьям серьезные, по этому, прежде чем собирать документы и готовить ответ необходимо удостовериться в существовании государственного органа направившего запрос и его полномочиях.

Все органы полиции организованы по территориальному принципу, сведения о них размещены на официальных сайтах полиции и их можно проверить вплоть до точных наименований, адресов места нахождения, Ф.И.О. и должностей руководителей.

Но эти же сведения доступны и жуликам и тем более не чистым на руку сотрудникам.

Второй обязательный реквизит – дата.

Третий – регистрационный номер (исходящий) запроса.

Следующий обязательный реквизит запроса – наименование должности подписанта и подпись. Внимание: Совсем не редко на запросах отсутствует «живая» подпись, а стоит факсимиле (оттиск печати). Такой запрос не соответствует закону.

Автор запроса — подписант

Один и тот же по содержанию запрос из полиции в одном случае вы обязаны исполнить, в других – нет. Так, согласно Приказу МВД России от 19.06.2012 № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России», правом принимать решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий в полном объеме обладают руководители подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.

Соответственно, запрос подписанный таким руководителем – документ, подписанный полномочным лицом, а подписанный «майор полиции», «Начальник отдела» и т.п. без точного указания реквизитов руководящей должности подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции – обязательным для вас не является.

Проверка обоснованности запроса

Убедившись в наличии обязательных признаков законного запроса из полиции, переходим ко второму этапу – анализу обоснованности требований запроса.

Как сказано выше ВСЕ правоохранительные органы вправе что – либо требовать от граждан и организаций только в случаях прямо указанных в законе, и в порядке, установленном в законе.

В полицейских запросах, как правило, требования мотивированы ссылками на ст.7 закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», и на п.10 ч.1 ст.13 закона РФ «О полиции».

Для запроса документов, информации, пояснений указанной мотивировки не достаточно.

Так, согласно п.10 ч.1 ст.13 закона РФ «О полиции» сотрудники полиции имеют право:

— проводить оперативно-разыскные мероприятия;

— производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия;

— объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации.

Никаких прав на направление запросов и требование предоставить документы, информацию, пояснения в приведенной норме законе нет.

Обратите внимание на право проводить оперативно-разыскные мероприятия. К числу этих мероприятий относится «наведение справок» (часть 1 ст. 6 закона «Об оперативно розыскной деятельности»).

Однако, согласно ст. 7 закона основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются случаи прямо указанные в законе:

  1. Наличие возбужденного уголовного дела,
  2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

  1. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
  2. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
  3. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  4. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Из приведенных норм закона следует, что проведение ОРМ возможно или по возбужденному уголовному делу, или в случае наличия у подразделения ЭБ и ПК сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, запрос о предоставлении документов, информации, пояснений должен быть мотивирован ссылкой на конкретный номер возбужденного уголовного дела, но тогда действия совершаются в рамках уголовного процесса согласно правилам УПК РФ и должны так же мотивироваться ссылками на поручение следователя (дознавателя). Если быть точным, право на проведение оперативно-розыскных мероприятий возникает у полиции и при производстве по делу об административном правонарушении (п.4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»), но уже несколько лет правоохранители в запросах избегают ссылаться на эту норму, поскольку она вынуждает их прямо указывать номер уголовного дела и сведения о деле об административном правонарушении.

В отсутствие возбужденного уголовного дела запрос должен мотивироваться ссылкой на наличие данных о готовящемся, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, которые обычно правоохранители в запросе не пишут. Между тем, все сообщения в органы полиции о преступлениях должны регистрироваться в книге учета сообщений о преступлениях (КУСП) Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736, соответственно, запрос должен содержать ссылку на номер записи сообщения в КУСП.

При отсутствии перечисленных сведений в запросе основания проведения оперативно-розыскных мероприятий не являются мотивированными, соответственно право на их проведение у правоохранителей вызывают сомнения. Следовательно, запрос направлен в нарушение закона и исполнению не подлежит.

Если запрос из полиции вызывает сомнения

Возвращаясь к началу публикации, теперь становится ясно, почему позиция страуса может оказаться наиболее предпочтительной при получении полицейского запроса, особенно, если его мотивы не ясны и учитывая возможные санкции за его неисполнение. Согласно ст. 19.7 КОАП РФ, это административная ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа:

1) на граждан в размере от 100 до 300 рублей;

2) на должностных лиц — от 300 до 500 рублей;

3) на юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей.

Но не стоит провоцировать правоохранителей лишний раз.

Адвокаты, сопровождающие предпринимательскую деятельность предприятий, мы рекомендуем использовать полученный запрос для получения более развернутых сведений о ситуации, что называется из первых рук, возможно, они будут очень полезны.

Для этого в ответ на запрос полиции направляем свой запрос о разъяснении мотивов интереса к вашей фирме. Причем ваш запрос должен быть на 100% обоснован ссылками на нормы закона.

Во первых Конституция:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч.2 ст.24);

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ч.1 ст.51).

Во вторых та самая ст. 7 закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

В третьих статьи 12 и 13 закона «О полиции».

Бесспорно, «общение» с правоохранителями зависит от конкретных обстоятельств, но при праздном или личном интересе к коммерсантам, после получения мотивированного ответа за разъяснениями правоохранители предпочитают прекратить дальнейшую переписку.

В большинстве случаев, коммерсанты сами знают из-за каких операций их беспокоят правоохранители, и в этих случаях грамотно составленный ответ на запрос ОБЭП позволяет уточнить область интереса правоохранителей, степень их осведомленности и прогнозировать дальнейшие действия. Например, подготовиться к выездной налоговой проверке.

Адвокат обэп