Статья 3. Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, — не допускается.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 3 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья служит гарантом недопустимости цензуры массовой информации. Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства. Можно говорить о том, что гарантии недопустимости цензуры в дополнение к комментируемой статье содержит также ст. 58 Закона, которой предусматривается ответственность за ущемление свободы массовой информации, которое возможно в том числе посредством осуществления цензуры. Следовательно, законодатель считает цензуру одной из разновидностей (вариантов) ущемления свободы массовой информации (наряду с иными разновидностями, названными в ст. 58). Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию.

В соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Часть 1 Хартии свободы печати (Лондон, 1987 г.) гласит, что «любая цензура, прямая или косвенная, неприемлема. В этой связи законы и практика, ограничивающие право средств массовой информации свободно собирать и распространять сведения, должны быть отменены, а органы местной и центральной власти не должны вмешиваться в содержание публикуемых или передаваемых сообщений, равно как и ограничивать доступ к источникам информации».

2. В развитие положений ст. 29 Конституции РФ о свободе массовой информации комментируемая статья закрепляет запрет цензуры, то есть предварительного согласования сообщений и материалов с государственными органами и должностными лицами, с возможностью наложения последними запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Запрет цензуры как важное достижение в развитии прав и свобод человека и гражданина был впервые закреплен в отечественном законодательстве в Законе СССР от 12 июня 1990 г. «О печати и других средствах массовой информации». Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» цензурой признается требование от редакции средства массовой информации или от ее представителей (в частности, от главного редактора, его заместителя) со стороны должностных лиц, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

3. Закон закрепляет запрет как предварительной цензуры, согласования сообщений и материалов (кроме случаев авторства должностного лица или результатов его интервьюирования), так и последующей (запрет распространения информации).

Цензурой признается требование от редакции средства массовой информации или от ее представителей (в частности, от главного редактора, его заместителя) со стороны должностных лиц, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

Как следует из выраженных Конституционным Судом РФ правовых позиций, право на свободу слова и распространение информации может быть ограничено только в целях защиты конституционных ценностей при соблюдении принципа юридического равенства и вытекающих из него критериев разумности, соразмерности (пропорциональности) и необходимости в правовом демократическом государстве; такие ограничения не должны искажать основное содержание данного конституционного права и посягать на само его существо — иное ведет к его умалению и отмене (см. Постановления КС РФ от 30 октября 2003 г. N 15-П, от 16 июня 2006 г. N 7-П, от 22 июня 2010 г. N 14-П и др.).

По мнению Конституционного Суда РФ, ограничение посредством законодательного регулирования свободы слова и права на распространение информации не должно иметь места в отношении какой-либо деятельности или информации на том лишь основании, что они не укладываются в общепринятые представления, не согласуются с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступают в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями. Иное означало бы отступление от конституционного требования необходимости, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина, которое обращено, как это вытекает из ст. ст. 18, 19 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ, не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе и судам.

Из правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П, следует, что исходя из общеправовых принципов юридической ответственности и установленных ст. 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, нормы, содержащиеся в ст. 16 комментируемого Закона, предполагают, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных средством массовой информации нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о прекращении деятельности данного средства массовой информации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Таким образом, суды в данном случае должны обращать внимание на адекватность наказания. Так, доказанные факты распространения средством массовой информации видеоматериалов, содержащих нецензурную брань, однозначно могут повлечь привлечение к административной ответственности, но не всегда являться адекватными и достаточными для прекращения деятельности СМИ. Подробнее о судебной практике по данному вопросу см. комментарий к ст. 16.

4. Зачастую требования о запрете цензуры пытаются обойти, маскируя цензуру, например, под условия работы аккредитованных журналистов, договоры о политкорректности между СМИ и органами власти. Однако подобные неправомерные ограничения профессиональной самостоятельности редакций СМИ могут рассматриваться фактически как цензура журналистских сообщений и материалов. Так, например, если аккредитованный при органе государственной власти журналист публикует информацию, показывающую данный орган в невыгодном свете, но при этом информация достоверна, основана на фактах, лишение журналиста аккредитации на этом основании будет незаконно.

С другой стороны, как показывает судебная практика, следует различать утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ.

Так, изложение информации в форме интервью само по себе не свидетельствует о том, что распространенные сведения являются оценочными суждениями (см. решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июля 2011 г. по делу N А60-10459/2011).

5. В комментируемом Законе определен ряд субъектов, которые потенциально могут покуситься на проведение цензуры: должностные лица, государственные органы, организации, учреждения или общественные объединения. Указанные лица и органы могут применить в отношении средства массовой информации властные санкции или меры общественного воздействия. Поэтому особенно важно установление препятствий на пути подобной деятельности. Отдельный гражданин или негосударственная коммерческая организация не имеют возможности оказывать давление на редакцию. Их требования (в противоречащей Закону части) журналист может игнорировать. Поэтому специального указания на них в Законе не требуется.

6. Из общего правила свободы средств массовой информации может быть установлено исключение путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временного изъятия или ареста печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установления особого порядка аккредитации журналистов в случае введения чрезвычайного положения. Однако Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» в ст. 12 четко определяет основания ограничения свободы массовой информации как наличие обстоятельств (попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

7. Аналогично при объявлении военного положения может быть осуществлено: введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования; введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами. Согласно п. 14 ст. 7 названные меры реализуются на основании указов Президента РФ.

Порядок и основания введения военного положения определены ст. ст. 3, 4 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении».

8. Кроме запрета самой цензуры, часть вторая комментируемой статьи блокирует возможность возникновения организаций, ставящих себе целью цензуру средств массовой информации, устанавливая запрет на создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входят указанные направления деятельности.

9. Не являются цензурой требование должностного лица, являющегося автором статьи или давшего интервью журналисту, о согласовании с ним итогового текста материала. В указанном случае должностное лицо лишь пользуется правами, предоставленными ему комментируемым Законом, а также ч. 4 Гражданского кодекса РФ.

10. Требование редактора о согласовании с ним текста материала или содержания сообщения также будет являться не цензурой, а реализацией предоставленных ему законных полномочий, как и любая другая внутриредакционная обработка или согласование материала. Кроме того, представляется вполне допустимым предварительный «отсев» материалов, не подходящих по стилю, направлению, лексике для данного конкретного средства массовой информации, то есть так называемого неформата. В таком случае автору отказывается в приеме материала в конкретном средстве массовой информации, и он может предложить материал в любое другое СМИ, требованиям которого этот материал будет соответствовать.

Относительно учредителя Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» указывает на то, что законность подобного требования, исходящего от учредителя средства массовой информации, зависит от того, предусмотрена ли такая возможность в уставе редакции или заменяющем его договоре. В отсутствие соответствующих положений любое вмешательство учредителя в сферу профессиональной самостоятельности редакции и права журналиста является незаконным. Однако на практике представляется, что чаще реализуется принцип «Кто платит, тот и заказывает музыку». У учредителя (собственника) существует большое количество рычагов воздействия на «непокорное» средство массовой информации.

Если автором статьи, заметки и т.п., подготовленных на основе интервью, является журналист, а не интервьюируемый, то в средстве массовой информации возможно осуществление редактирования исходного текста интервью для создания вышеуказанных произведений, при этом не допускается искажение его смысла и слов интервьюируемого.

В случаях, если должностное лицо само является автором статьи, заметки и т.п., то адресованное непосредственно редакции, главному редактору средства массовой информации требование предварительно согласовывать указанные материалы нельзя считать цензурой, поскольку такое требование является формой реализации права автора на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений, предусмотренного ст. 1266 ГК РФ. Поскольку согласно подп. 4 п. 6 ст. 1259 ГК РФ не являются объектами авторских прав сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня и др.), то в отношении таких сообщений требование предварительного согласования недопустимо, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Не являются цензурой вынесение уполномоченными органами и должностными лицами письменных предупреждений учредителю, редакции (главному редактору) в случае злоупотребления свободой массовой информации, наложение судом запрета на производство и выпуск средства массовой информации в случаях, которые установлены федеральными законами в целях недопущения злоупотребления свободой массовой информации (см. ст. ст. 8, 16, 16.1 и комментарий к ним, а также ст. ст. 8, 11 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»).

Закон о средствах массовой информации в Российской Федерации

Важнейшим преимуществом СМИ, масс-медиа, блогеров, журналистов и в целом информационного сообщества, является право на свободу массовой информации. С учетом масштаба и силы влияния СМИ на формирование как общественного мнения, социальной и экономической атмосферы, так и геополитической обстановки, — эта сфера нуждается в грамотном и строгом регулировании, тем не менее, без применения цензуры, ведь её, по крайней мере формально, запрещает Закон РФ N 2124-1, положения которого мы рассмотрим в настоящей статье.

Общие положения закона

Закон РФ N 2124-1 «О средствах массовой информации» был принят 27 декабря 1991 года. Данный нормативно-правовой акт регулирует отношения между:

  • СМИ и обществом, гражданами РФ государством, учредителем, издателем;
  • Редакцией и авторами, источниками информации, «действующими лицами» публикаций и др.

Закон о СМИ структурно представлен семью главами, включающими 62 статьи. Рассмотрим краткое содержание закона, обозначив тезисы:

Глава 1. Общие положения: Свобода средств массовой информации, основные понятия в сфере СМИ, недопустимость таких явлений как цензура и злоупотребление свободой, порядок применения закона, государственная информационная система.

ФЗ «О средствах массовой информации»

Федеральный закон «О средствах массовой информации» под номером 2124-1-ФЗ является документом, регулирующим отношения между общественностью/государством и т.д. и СМИ. Этот акт запретил цензуру и создал благотворные условия для образования и действия газет, различных программ, журналов и т. д.

Описание закона

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (коротко закон «О СМИ») появился 27.12.1991 г. Закон регламентирует процессы образования СМИ и вопросы по обладанию и использованию их. Также описывает отношения со СМИ, возникающими с различными группами граждан или объектами, особенности пользования и распространения массовой информации, говорит о правах и полномочиях журналистов и об ответственности, которую они несут за нарушение этого закона.

В данном законе 7 глав и 62 статьи. Краткое содержание Федерального закона «О СМИ» выглядит так:

  • общие положения, прописывающие основные понятия и правила применения закона;
  • организация деятельности СМИ и анализ объема аудитории;
  • распространение массовой информации;
  • взаимоотношения СМИ — физлица/фирмы;
  • права и полномочия журналистов;
  • сотрудничество между государствами в этой области;
  • наказание за нарушение ФЗ.

Недавние поправки в законе «О средствах массовой информации» (или «О СМИ») датируются 8 июлем 2017 г. Редакции подверглась статья 35.

Рекламе в ФЗ о журналистской деятельности посвящена 36 статья, где читателя перенаправляют на ознакомление с термином «реклама» в ФЗ-38.

Требования к рекламе в данном законе описаны в ст. 5:

  • к выпуску не допускается недобросовестная и недостоверная информация. Недобросовестная реклама — это неточные сравнения товара с другими товарами, портящая репутацию другого лица (а также конкурента), реклама запрещенного товара, акт недобросовестной конкуренции по антимонопольному закону. Недостоверная — это реклама, не предоставляющая точные сведения о продукте;
  • реклама не должна — подстрекать на нарушение закона, призывать к насилию и жестокости, угрожать безопасности движения любого вида транспорта (водного, наземного, воздушного), создавать отрицательное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемой продукцией, не должна содержать порнографию;
  • нельзя в рекламе — искажать информацию иностранными словами и выражениями, ссылаться на правительство, которое одобряет рекламируемый товар, показывать процесс курения и употребления алкоголя и т.д.;
  • нельзя также использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • цена указывается в рублях и только в случае необходимости в иностранной валюте;
  • нельзя пропагандировать товары через скрытую рекламу;
  • нельзя использовать рекламу в обучающих книгах для детей.

Как видим, в законе «О средствах массовой информации» (ФЗ «О СМИ») к рекламе применяется много требований и правил.

Цензура по ФЗ «О СМИ» в России

Под термином «цензура» понимается проверка различных текстов (произведений, статей) перед публикацией со стороны вышестоящих лиц. Про цензуру идет речь в 3 статье ФЗ. Цензура и запрет на распространение печатного материала, согласно Федеральному закону «О СМИ», не разрешена.

Также по закону не допускается создавать и субсидировать различные организации, органы или должности, в чьи задачи/круг обязанностей входит выполнение цензуры информации.

Однако, цензура по закону «О СМИ» все-таки разрешается в одном единственном случае — в условиях чрезвычайного и военного положения.

Печатная журналистика

В Федеральном законе «О СМИ» к печатной журналистике применяются следующие требования:

  • по ст. 27 ФЗ-2124-1 каждое печатное издание должно содержать — название издания, список учредителей, ФИО главного редактора, № выпуска и дата его выхода, для газет также время подписания в печать, индекс, тираж, стоимость, местоположение редакции;
  • запрещено — пропагандировать рекламу табакокурения, распивания алкоголя, медуслуг по абортам;
  • на первой полосе следует проставлять возрастную пометку, если контент не подходит для детей.

1-го января 2017 было учреждено, что издатель обязан направлять получателю обязательный экземпляр издания в 2-х видах — в печатном и электронном. Получателем в данном случае является ИТАР-ТАСС, РГБ и Роспечать. Количество обязательных экземпляров регулируется ст.7 77-ФЗ. Также по статье 19.2 закона «О СМИ» издателя обязывают предоставлять информацию о проведении спонсирования денежными средствами от иностранных источников.

Регистрация СМИ

Статья 8 закона «О СМИ» регулирует основные моменты регистрации средств массовой информации. Редакция СМИ начинает заниматься своей деятельностью после проведения процедуры регистрации. Порядок действий для регистрации СМИ по ФЗ «О средствах массовой информации»:

  • пишется соответствующее заявление, которое поддается учредителем в федеральную службу исполнительной власти;
  • учредителю отправляется уведомление о получении подобного заявления. Рассмотрение документа займет месяц;
  • после принятия регистрирующим органом утвердительного решения по поводу регистрации СМИ, учредителю выдается свидетельство о регистрации, являющимся БСО;
  • соответствующая информация вводится в реестр. С данной информацией может ознакомиться любой человек, ввиду ее доступности для широких масс.

Запрашиваемая информация о каком-то определенном СМИ выдается регистрирующим органом в течение 5 дней бесплатно. Учредитель может заняться своей деятельностью в течение года, после получения свидетельства. Если этот срок упущен, то вышеуказанный документ будет являться недействительным, указывается в законе.

Скачать ФЗ «О средствах массовой информации» в последней редакции можно по ссылке. Текст закона «О СМИ» приведен в соответствии с изменениями, введенными в 2017 г.

ФЗ-2124-1 (закон «О СМИ») будет полезен для ознакомления всем редакциям, ведущим деятельность в СМИ. Этот закон «О средствах массовой информации» поможет разрешить вопросы с регистрацией редакции, с правами и обязанностями журналистов, с требованиями к рекламе и к печатной продукции и т. д.

Последние изменения

В нынешнем 2017 году 8 июля в Федеральный закон «О СМИ» было внесено изменение только в статью 35 про обязательные сообщения.

Рассмотрим более детально эту статью в ФЗ-2124-1 «О средствах массовой информации»:

  • на обязательной основе редакция должна опубликовывать сообщения бесплатно и в срок — по закону или при наличии решения суда;
  • государственные СМИ должны опубликовывать сообщения вышестоящих органов (федеральных и государственных).

Это те положения в законе «О СМИ», которых не коснулись изменения. Последний абзац претерпел некоторые модификации. По нему значится, что редакция СМИ должна предоставлять бесплатно и в скорейшем времени сигналы оповещения и/ или экстренную информацию, в виду возникшей опасности. Причина опасности может заключаться в природных катаклизмах или техногенных авариях, в связи с проведением военных действий. Также следует сообщать о порядке действий по обеспечению безопасности для населения при наличии обращения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти лиц РФ и органов местного самоуправления.

Наказание СМИ за нарушение закона

О наказании при нарушении закона «О СМИ» говорится в последней 7-ой главе. Для СМИ, которые злоупотребили свободой массовой информации, прописанные в ст.4 ФЗ по ст.13.15 КоАП, предполагается следующее наказание:

  • за изготовление/распространение фильмов/программ со специальными скрытыми вставками, действующие отрицательно на подсознание людей через СМИ: конфискация предмета, нарушающего закон и штраф для физических лиц: от 2.000-2.500 руб., для должностных — от 4.000-5.000 руб. и для юрлиц — от 40.000-50.000 руб.;
  • за передачу данных об организациях, чья экстремистская деятельность была запрещена по решению суда, влечет наказание, как и в вышеоговоренном случае;
  • за распространение сведений о лице, не достигшем совершеннолетия, пострадавшим от незаконных действий или нарушение правил предоставления подобной информации: штраф для граждан — от 3.000-5.000 руб., для должностных лиц — 30.000-50.000 руб. и для юридических лиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за проявление неуважения на публике к датам, посвященным ВОВ: для юрлиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за предоставление инструкции по изготовке взрывчатых устройств/средств: конфискация предмета и штраф для физлиц: от 4.000-5.000 руб., для должностных — от 40.000-50.000 руб., для ИП — от 40.000-50.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней, для юрлиц — от 800.000-1.000.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней;
  • за пропаганду экстремистской деятельности: конфискация и штраф для юридических лиц — от 100.000-1.000.000 руб.;
  • за разглашение государственных секретных данных: штраф для юрлиц — от 400.000-1.000.000 рублей.

За нарушение ст. 35 закона «О СМИ» физических лиц ждет по ст. 13.17 КоАП штраф — от 100-300 руб., должностных — от 300-500 руб. и юрлиц — от 3.000-5.000 рублей.

Уголовная ответственность за нарушение ФЗ-2124-1 «О средствах массовой информации» вводится в следующих случаях:

  • за клевету по ст.242 п.2 УК: штраф до 1.000.000 руб. или в объеме зарплаты за 1 год или обязательные работы до 240 ч.;
  • за вмешательство в личную жизнь лица без его согласия с целью сбора и распространения сведений о нем по ст.137 УК: штраф до 200.000 руб. или в объеме зарплаты за 18 мес., или 360 ч. обязательных работ, или до 1 года исправительных работ, или 2 года исправительных работ, или арест до 4 мес., или заключение в тюрьму до 2-х лет;
  • за призыв к войне по ст.354 УК: штраф — от 100.000-500.000 руб. или в объеме з/п за период от 1 до 3 лет или лишение свободы до 5 лет и запрещение занимать должности до 3-х лет;
  • и так далее.

Дисциплинарная ответственность за нарушение закона «О средствах массовой информации» (ФЗ «О СМИ»), подразумевает — выговор, увольнение, штраф.

ФЗ «О средствах массовой информации»

Федеральный закон «О средствах массовой информации» под номером 2124-1-ФЗ является документом, регулирующим отношения между общественностью/государством и т.д. и СМИ. Этот акт запретил цензуру и создал благотворные условия для образования и действия газет, различных программ, журналов и т. д.

Описание закона

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (коротко закон «О СМИ») появился 27.12.1991 г. Закон регламентирует процессы образования СМИ и вопросы по обладанию и использованию их. Также описывает отношения со СМИ, возникающими с различными группами граждан или объектами, особенности пользования и распространения массовой информации, говорит о правах и полномочиях журналистов и об ответственности, которую они несут за нарушение этого закона.

В данном законе 7 глав и 62 статьи. Краткое содержание Федерального закона «О СМИ» выглядит так:

  • общие положения, прописывающие основные понятия и правила применения закона;
  • организация деятельности СМИ и анализ объема аудитории;
  • распространение массовой информации;
  • взаимоотношения СМИ — физлица/фирмы;
  • права и полномочия журналистов;
  • сотрудничество между государствами в этой области;
  • наказание за нарушение ФЗ.

Недавние поправки в законе «О средствах массовой информации» (или «О СМИ») датируются 8 июлем 2017 г. Редакции подверглась статья 35.

Рекламе в ФЗ о журналистской деятельности посвящена 36 статья, где читателя перенаправляют на ознакомление с термином «реклама» в ФЗ-38.

Требования к рекламе в данном законе описаны в ст. 5:

  • к выпуску не допускается недобросовестная и недостоверная информация. Недобросовестная реклама — это неточные сравнения товара с другими товарами, портящая репутацию другого лица (а также конкурента), реклама запрещенного товара, акт недобросовестной конкуренции по антимонопольному закону. Недостоверная — это реклама, не предоставляющая точные сведения о продукте;
  • реклама не должна — подстрекать на нарушение закона, призывать к насилию и жестокости, угрожать безопасности движения любого вида транспорта (водного, наземного, воздушного), создавать отрицательное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемой продукцией, не должна содержать порнографию;
  • нельзя в рекламе — искажать информацию иностранными словами и выражениями, ссылаться на правительство, которое одобряет рекламируемый товар, показывать процесс курения и употребления алкоголя и т.д.;
  • нельзя также использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • цена указывается в рублях и только в случае необходимости в иностранной валюте;
  • нельзя пропагандировать товары через скрытую рекламу;
  • нельзя использовать рекламу в обучающих книгах для детей.

Как видим, в законе «О средствах массовой информации» (ФЗ «О СМИ») к рекламе применяется много требований и правил.

Цензура по ФЗ «О СМИ» в России

Под термином «цензура» понимается проверка различных текстов (произведений, статей) перед публикацией со стороны вышестоящих лиц. Про цензуру идет речь в 3 статье ФЗ. Цензура и запрет на распространение печатного материала, согласно Федеральному закону «О СМИ», не разрешена.

Также по закону не допускается создавать и субсидировать различные организации, органы или должности, в чьи задачи/круг обязанностей входит выполнение цензуры информации.

Однако, цензура по закону «О СМИ» все-таки разрешается в одном единственном случае — в условиях чрезвычайного и военного положения.

Печатная журналистика

В Федеральном законе «О СМИ» к печатной журналистике применяются следующие требования:

  • по ст. 27 ФЗ-2124-1 каждое печатное издание должно содержать — название издания, список учредителей, ФИО главного редактора, № выпуска и дата его выхода, для газет также время подписания в печать, индекс, тираж, стоимость, местоположение редакции;
  • запрещено — пропагандировать рекламу табакокурения, распивания алкоголя, медуслуг по абортам;
  • на первой полосе следует проставлять возрастную пометку, если контент не подходит для детей.

1-го января 2017 было учреждено, что издатель обязан направлять получателю обязательный экземпляр издания в 2-х видах — в печатном и электронном. Получателем в данном случае является ИТАР-ТАСС, РГБ и Роспечать. Количество обязательных экземпляров регулируется ст.7 77-ФЗ. Также по статье 19.2 закона «О СМИ» издателя обязывают предоставлять информацию о проведении спонсирования денежными средствами от иностранных источников.

Регистрация СМИ

Статья 8 закона «О СМИ» регулирует основные моменты регистрации средств массовой информации. Редакция СМИ начинает заниматься своей деятельностью после проведения процедуры регистрации. Порядок действий для регистрации СМИ по ФЗ «О средствах массовой информации»:

  • пишется соответствующее заявление, которое поддается учредителем в федеральную службу исполнительной власти;
  • учредителю отправляется уведомление о получении подобного заявления. Рассмотрение документа займет месяц;
  • после принятия регистрирующим органом утвердительного решения по поводу регистрации СМИ, учредителю выдается свидетельство о регистрации, являющимся БСО;
  • соответствующая информация вводится в реестр. С данной информацией может ознакомиться любой человек, ввиду ее доступности для широких масс.

Запрашиваемая информация о каком-то определенном СМИ выдается регистрирующим органом в течение 5 дней бесплатно. Учредитель может заняться своей деятельностью в течение года, после получения свидетельства. Если этот срок упущен, то вышеуказанный документ будет являться недействительным, указывается в законе.

Скачать ФЗ «О средствах массовой информации» в последней редакции можно по ссылке. Текст закона «О СМИ» приведен в соответствии с изменениями, введенными в 2017 г.

ФЗ-2124-1 (закон «О СМИ») будет полезен для ознакомления всем редакциям, ведущим деятельность в СМИ. Этот закон «О средствах массовой информации» поможет разрешить вопросы с регистрацией редакции, с правами и обязанностями журналистов, с требованиями к рекламе и к печатной продукции и т. д.

Последние изменения

В нынешнем 2017 году 8 июля в Федеральный закон «О СМИ» было внесено изменение только в статью 35 про обязательные сообщения.

Рассмотрим более детально эту статью в ФЗ-2124-1 «О средствах массовой информации»:

  • на обязательной основе редакция должна опубликовывать сообщения бесплатно и в срок — по закону или при наличии решения суда;
  • государственные СМИ должны опубликовывать сообщения вышестоящих органов (федеральных и государственных).

Это те положения в законе «О СМИ», которых не коснулись изменения. Последний абзац претерпел некоторые модификации. По нему значится, что редакция СМИ должна предоставлять бесплатно и в скорейшем времени сигналы оповещения и/ или экстренную информацию, в виду возникшей опасности. Причина опасности может заключаться в природных катаклизмах или техногенных авариях, в связи с проведением военных действий. Также следует сообщать о порядке действий по обеспечению безопасности для населения при наличии обращения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти лиц РФ и органов местного самоуправления.

Наказание СМИ за нарушение закона

О наказании при нарушении закона «О СМИ» говорится в последней 7-ой главе. Для СМИ, которые злоупотребили свободой массовой информации, прописанные в ст.4 ФЗ по ст.13.15 КоАП, предполагается следующее наказание:

  • за изготовление/распространение фильмов/программ со специальными скрытыми вставками, действующие отрицательно на подсознание людей через СМИ: конфискация предмета, нарушающего закон и штраф для физических лиц: от 2.000-2.500 руб., для должностных — от 4.000-5.000 руб. и для юрлиц — от 40.000-50.000 руб.;
  • за передачу данных об организациях, чья экстремистская деятельность была запрещена по решению суда, влечет наказание, как и в вышеоговоренном случае;
  • за распространение сведений о лице, не достигшем совершеннолетия, пострадавшим от незаконных действий или нарушение правил предоставления подобной информации: штраф для граждан — от 3.000-5.000 руб., для должностных лиц — 30.000-50.000 руб. и для юридических лиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за проявление неуважения на публике к датам, посвященным ВОВ: для юрлиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за предоставление инструкции по изготовке взрывчатых устройств/средств: конфискация предмета и штраф для физлиц: от 4.000-5.000 руб., для должностных — от 40.000-50.000 руб., для ИП — от 40.000-50.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней, для юрлиц — от 800.000-1.000.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней;
  • за пропаганду экстремистской деятельности: конфискация и штраф для юридических лиц — от 100.000-1.000.000 руб.;
  • за разглашение государственных секретных данных: штраф для юрлиц — от 400.000-1.000.000 рублей.

За нарушение ст. 35 закона «О СМИ» физических лиц ждет по ст. 13.17 КоАП штраф — от 100-300 руб., должностных — от 300-500 руб. и юрлиц — от 3.000-5.000 рублей.

Уголовная ответственность за нарушение ФЗ-2124-1 «О средствах массовой информации» вводится в следующих случаях:

  • за клевету по ст.242 п.2 УК: штраф до 1.000.000 руб. или в объеме зарплаты за 1 год или обязательные работы до 240 ч.;
  • за вмешательство в личную жизнь лица без его согласия с целью сбора и распространения сведений о нем по ст.137 УК: штраф до 200.000 руб. или в объеме зарплаты за 18 мес., или 360 ч. обязательных работ, или до 1 года исправительных работ, или 2 года исправительных работ, или арест до 4 мес., или заключение в тюрьму до 2-х лет;
  • за призыв к войне по ст.354 УК: штраф — от 100.000-500.000 руб. или в объеме з/п за период от 1 до 3 лет или лишение свободы до 5 лет и запрещение занимать должности до 3-х лет;
  • и так далее.

Дисциплинарная ответственность за нарушение закона «О средствах массовой информации» (ФЗ «О СМИ»), подразумевает — выговор, увольнение, штраф.

ФЗ «О средствах массовой информации»

Федеральный закон «О средствах массовой информации» под номером 2124-1-ФЗ является документом, регулирующим отношения между общественностью/государством и т.д. и СМИ. Этот акт запретил цензуру и создал благотворные условия для образования и действия газет, различных программ, журналов и т. д.

Описание закона

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (коротко закон «О СМИ») появился 27.12.1991 г. Закон регламентирует процессы образования СМИ и вопросы по обладанию и использованию их. Также описывает отношения со СМИ, возникающими с различными группами граждан или объектами, особенности пользования и распространения массовой информации, говорит о правах и полномочиях журналистов и об ответственности, которую они несут за нарушение этого закона.

В данном законе 7 глав и 62 статьи. Краткое содержание Федерального закона «О СМИ» выглядит так:

  • общие положения, прописывающие основные понятия и правила применения закона;
  • организация деятельности СМИ и анализ объема аудитории;
  • распространение массовой информации;
  • взаимоотношения СМИ — физлица/фирмы;
  • права и полномочия журналистов;
  • сотрудничество между государствами в этой области;
  • наказание за нарушение ФЗ.

Недавние поправки в законе «О средствах массовой информации» (или «О СМИ») датируются 8 июлем 2017 г. Редакции подверглась статья 35.

Рекламе в ФЗ о журналистской деятельности посвящена 36 статья, где читателя перенаправляют на ознакомление с термином «реклама» в ФЗ-38.

Требования к рекламе в данном законе описаны в ст. 5:

  • к выпуску не допускается недобросовестная и недостоверная информация. Недобросовестная реклама — это неточные сравнения товара с другими товарами, портящая репутацию другого лица (а также конкурента), реклама запрещенного товара, акт недобросовестной конкуренции по антимонопольному закону. Недостоверная — это реклама, не предоставляющая точные сведения о продукте;
  • реклама не должна — подстрекать на нарушение закона, призывать к насилию и жестокости, угрожать безопасности движения любого вида транспорта (водного, наземного, воздушного), создавать отрицательное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемой продукцией, не должна содержать порнографию;
  • нельзя в рекламе — искажать информацию иностранными словами и выражениями, ссылаться на правительство, которое одобряет рекламируемый товар, показывать процесс курения и употребления алкоголя и т.д.;
  • нельзя также использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • цена указывается в рублях и только в случае необходимости в иностранной валюте;
  • нельзя пропагандировать товары через скрытую рекламу;
  • нельзя использовать рекламу в обучающих книгах для детей.

Как видим, в законе «О средствах массовой информации» (ФЗ «О СМИ») к рекламе применяется много требований и правил.

Цензура по ФЗ «О СМИ» в России

Под термином «цензура» понимается проверка различных текстов (произведений, статей) перед публикацией со стороны вышестоящих лиц. Про цензуру идет речь в 3 статье ФЗ. Цензура и запрет на распространение печатного материала, согласно Федеральному закону «О СМИ», не разрешена.

Также по закону не допускается создавать и субсидировать различные организации, органы или должности, в чьи задачи/круг обязанностей входит выполнение цензуры информации.

Однако, цензура по закону «О СМИ» все-таки разрешается в одном единственном случае — в условиях чрезвычайного и военного положения.

Печатная журналистика

В Федеральном законе «О СМИ» к печатной журналистике применяются следующие требования:

  • по ст. 27 ФЗ-2124-1 каждое печатное издание должно содержать — название издания, список учредителей, ФИО главного редактора, № выпуска и дата его выхода, для газет также время подписания в печать, индекс, тираж, стоимость, местоположение редакции;
  • запрещено — пропагандировать рекламу табакокурения, распивания алкоголя, медуслуг по абортам;
  • на первой полосе следует проставлять возрастную пометку, если контент не подходит для детей.

1-го января 2017 было учреждено, что издатель обязан направлять получателю обязательный экземпляр издания в 2-х видах — в печатном и электронном. Получателем в данном случае является ИТАР-ТАСС, РГБ и Роспечать. Количество обязательных экземпляров регулируется ст.7 77-ФЗ. Также по статье 19.2 закона «О СМИ» издателя обязывают предоставлять информацию о проведении спонсирования денежными средствами от иностранных источников.

Регистрация СМИ

Статья 8 закона «О СМИ» регулирует основные моменты регистрации средств массовой информации. Редакция СМИ начинает заниматься своей деятельностью после проведения процедуры регистрации. Порядок действий для регистрации СМИ по ФЗ «О средствах массовой информации»:

  • пишется соответствующее заявление, которое поддается учредителем в федеральную службу исполнительной власти;
  • учредителю отправляется уведомление о получении подобного заявления. Рассмотрение документа займет месяц;
  • после принятия регистрирующим органом утвердительного решения по поводу регистрации СМИ, учредителю выдается свидетельство о регистрации, являющимся БСО;
  • соответствующая информация вводится в реестр. С данной информацией может ознакомиться любой человек, ввиду ее доступности для широких масс.

Запрашиваемая информация о каком-то определенном СМИ выдается регистрирующим органом в течение 5 дней бесплатно. Учредитель может заняться своей деятельностью в течение года, после получения свидетельства. Если этот срок упущен, то вышеуказанный документ будет являться недействительным, указывается в законе.

Скачать ФЗ «О средствах массовой информации» в последней редакции можно по ссылке. Текст закона «О СМИ» приведен в соответствии с изменениями, введенными в 2017 г.

ФЗ-2124-1 (закон «О СМИ») будет полезен для ознакомления всем редакциям, ведущим деятельность в СМИ. Этот закон «О средствах массовой информации» поможет разрешить вопросы с регистрацией редакции, с правами и обязанностями журналистов, с требованиями к рекламе и к печатной продукции и т. д.

Последние изменения

В нынешнем 2017 году 8 июля в Федеральный закон «О СМИ» было внесено изменение только в статью 35 про обязательные сообщения.

Рассмотрим более детально эту статью в ФЗ-2124-1 «О средствах массовой информации»:

  • на обязательной основе редакция должна опубликовывать сообщения бесплатно и в срок — по закону или при наличии решения суда;
  • государственные СМИ должны опубликовывать сообщения вышестоящих органов (федеральных и государственных).

Это те положения в законе «О СМИ», которых не коснулись изменения. Последний абзац претерпел некоторые модификации. По нему значится, что редакция СМИ должна предоставлять бесплатно и в скорейшем времени сигналы оповещения и/ или экстренную информацию, в виду возникшей опасности. Причина опасности может заключаться в природных катаклизмах или техногенных авариях, в связи с проведением военных действий. Также следует сообщать о порядке действий по обеспечению безопасности для населения при наличии обращения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти лиц РФ и органов местного самоуправления.

Наказание СМИ за нарушение закона

О наказании при нарушении закона «О СМИ» говорится в последней 7-ой главе. Для СМИ, которые злоупотребили свободой массовой информации, прописанные в ст.4 ФЗ по ст.13.15 КоАП, предполагается следующее наказание:

  • за изготовление/распространение фильмов/программ со специальными скрытыми вставками, действующие отрицательно на подсознание людей через СМИ: конфискация предмета, нарушающего закон и штраф для физических лиц: от 2.000-2.500 руб., для должностных — от 4.000-5.000 руб. и для юрлиц — от 40.000-50.000 руб.;
  • за передачу данных об организациях, чья экстремистская деятельность была запрещена по решению суда, влечет наказание, как и в вышеоговоренном случае;
  • за распространение сведений о лице, не достигшем совершеннолетия, пострадавшим от незаконных действий или нарушение правил предоставления подобной информации: штраф для граждан — от 3.000-5.000 руб., для должностных лиц — 30.000-50.000 руб. и для юридических лиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за проявление неуважения на публике к датам, посвященным ВОВ: для юрлиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за предоставление инструкции по изготовке взрывчатых устройств/средств: конфискация предмета и штраф для физлиц: от 4.000-5.000 руб., для должностных — от 40.000-50.000 руб., для ИП — от 40.000-50.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней, для юрлиц — от 800.000-1.000.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней;
  • за пропаганду экстремистской деятельности: конфискация и штраф для юридических лиц — от 100.000-1.000.000 руб.;
  • за разглашение государственных секретных данных: штраф для юрлиц — от 400.000-1.000.000 рублей.

За нарушение ст. 35 закона «О СМИ» физических лиц ждет по ст. 13.17 КоАП штраф — от 100-300 руб., должностных — от 300-500 руб. и юрлиц — от 3.000-5.000 рублей.

Уголовная ответственность за нарушение ФЗ-2124-1 «О средствах массовой информации» вводится в следующих случаях:

  • за клевету по ст.242 п.2 УК: штраф до 1.000.000 руб. или в объеме зарплаты за 1 год или обязательные работы до 240 ч.;
  • за вмешательство в личную жизнь лица без его согласия с целью сбора и распространения сведений о нем по ст.137 УК: штраф до 200.000 руб. или в объеме зарплаты за 18 мес., или 360 ч. обязательных работ, или до 1 года исправительных работ, или 2 года исправительных работ, или арест до 4 мес., или заключение в тюрьму до 2-х лет;
  • за призыв к войне по ст.354 УК: штраф — от 100.000-500.000 руб. или в объеме з/п за период от 1 до 3 лет или лишение свободы до 5 лет и запрещение занимать должности до 3-х лет;
  • и так далее.

Дисциплинарная ответственность за нарушение закона «О средствах массовой информации» (ФЗ «О СМИ»), подразумевает — выговор, увольнение, штраф.

Цензура в законе о сми