Ч2 ст 1941 коап рф судебная практика

27 апреля 2018 года город Новодвинск

В соответствии с планом работы Новодвинского городского суда Архангельской области на первое полугодие 2018 года проведено обобщение судебной практики рассмотрения Новодвинским городским судом Архангельской области дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.3 КоАП РФ, за 2016-2017 годы.

В числе мер, гарантирующих защиту общественных отношений в сфере противодействия экстремистской деятельности, предусмотрена административная ответственность по статье 20.3 КоАП РФ «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами».

Объект противоправных действий — общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.

Запрет на использование в любой форме нацистской символики, включая демонстрирование такой символики, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, установлен ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов».

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения (ч. 1 ст. 20.3, КоАП РФ) образует пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики и символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, т.е. публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в СМИ.

Объективную сторону административного правонарушения (ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ) образуют изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, т.е. изготовление предметов, воспроизводящих или изображающих нацистскую атрибутику и символику или атрибутику и символику, сходную с ними до степени смешения, а также сбыт рассматриваемой атрибутики или символики, включая их продажу или иную передачу другим лицам.

Действия, выразившиеся в демонстрировании нацистской атрибутики и символики, а также ее изготовлении и обороте, могут быть квалифицированы как административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 анализируемой статьи, лишь в случаях, если они направлены на пропаганду такой атрибутики и символики.

Не влекут административной ответственности названные действия, если они совершены в целях, не связанных с пропагандой нацистской атрибутики и символики, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку других материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события.

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом. Одним из элементов субъективной стороны рассматриваемого правонарушения является его цель: распространение и углубленное разъяснение нацизма и тем самым идейное воздействие на широкие массы.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

В 2016-2017 годах в Новодвинский городской суд поступило на рассмотрение 11 протоколов об административных правонарушениях, составленных по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, в 2016 году – 3 дела, в 2017 году – 8 дел.

Дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ в анализируемый период не рассматривались.

Все протоколы составлены уполномоченными должностными лицами — начальником ОМВД России «Приморский», правила подсудности и подведомственности соблюдены.

Случаев возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, передачи протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, а также прекращения производства по делу об административном правонарушении не имелось.

По всем 11 делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, в суточный срок принято решение по существу, судьями вынесено постановление о назначении административного наказания виновному лицу.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца. По всем делам сроки давности привлечения к административной ответственности исчислялись со дня обнаружения правонарушения, поскольку оно является длящимся.

Трудностей с определением и оценкой объективной стороны рассматриваемого правонарушения у судей не возникало, поскольку она выражалась лишь в двух действиях: пропаганде либо публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики.

Так, по делу об административном правонарушении в отношении Дунского О.М. (№ 5-7/2017) объективная сторона деяния виновного лица выразилась в публичном демонстрировании нацисткой символики путем размещения в свободном доступе в социальной сети на своей странице изображения с элементами нацистской символики, а именно: изображения с нарукавной повязкой в виде свастики и флагами «Третьего Рейха» и изображения национального герба нацисткой Германии.

Жижин С.А. (№ 5-8/2016) признан виновным в пропаганде и публичном демонстрировании нацисткой атрибутики и символики и атрибутики экстремистских организаций, путем размещения плаката (демонстратора) с изображением флага Сибирского добровольческого корпуса, армии NSDAP, нарукавной нашивки, и размещения видеозаписи демонстрации, на которой присутствуют флаги (атрибутика) украинской националистической организации «Правый Сектор» на своей странице в социальной сети.

Наибольшую трудность в рассмотрении дел об административных правонарушениях обобщаемой категории может вызвать само определение понятий «нацистская атрибутика и символика», «атрибутика и символика, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения», «атрибутика или символика экстремистских организаций», «иная атрибутика или символика, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами», поскольку они носят оценочный характер.

Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты, использовавшиеся организациями, признанными Нюрнбергским международным трибуналом преступными, а также воспроизведение перечисленных элементов атрибутики или символики в любой форме. При этом решение о признании той или иной атрибутики или символики нацистской или сходной с ней до степени смешения принимается судом в том числе на основании заключения эксперта.

По 3 делам (5-8/2016, 5-115/2016, 5-150/2017) из 11 рассмотренных на стадии проверки были проведены экспертизы на предмет содержания в представленных на исследование изображениях нацистской атрибутики и символики, атрибутики и символики, сходной с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, атрибутики или символики экстремистских организаций, иной атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Так, согласно заключения эксперта по делу в отношении Метропольского Д.С. (№ 5-150/2017) в результате проведенной экспертизы на стоп-кадрах видеозаписи, размещенной на странице виновного лица в социальной сети, на правой руке мужчины в камуфлированной форме размещен шеврон с изображением символики украинской экстремистской организации «Правый Сектор», запрещенной в России, в виде тризубца черного цвета, наложенного на черно-красный фон. Экспертом установлено, что указанное изображение содержит символику, сходную до степени смешения с нацистской и экстремистской символикой.

По всем рассмотренным Новодвинским городским судом делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.3 КоАП РФ, субъектами ответственности являлись физические лица.

Субъективная сторона всех рассмотренных судом деяний, подпадающих под ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, характеризуется умыслом. При этом судьями применяется подход Конституционного Суда Российской Федерации, отраженный в определении от 02.07.2013 N 1053-О, в котором указано на то, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», судам следует учесть, что явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).

Практика назначения наказания в Новодвинском городском суде за рассматриваемые правонарушения показывает, что наиболее распространенным видом наказания является административный штраф – по 9 делам, по 2 делам назначалось наказание в виде административного ареста.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность виновных лиц, чаще всего суд признавал наличие на иждивении несовершеннолетних детей, признание вины, раскаяние в содеянном,

Обстоятельством, отягчающими административную ответственность виновных лиц, суд признавал повторность совершения однородного правонарушения в отношении двух лиц.

Поскольку объективная сторона правонарушений заключалась в демонстрировании экстремистской символики и атрибутики в социальных сетях и как таковая по делу не изымалась, конфискация предметов административного правонарушения не применялась.

Вынесенные постановления в рассматриваемый период не обжаловались, соответственно в порядке пересмотра не рассматривались.

Таким образом, практика рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.3 КоАП РФ, в Новодвинском городском суде может быть признана единообразной и в целом соответствует закону.

Решение № 7-1941/2012 от 10 октября 2012 г.

Судья Калинина Т.В. Дело № 7-1941/2012

10 октября 2012 года г. Москва

Судья Московского городского суда Ильичева Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Иванова В.Э. на постановление судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 29 августа 2012 года, которым

Иванов Василий Эрмарович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием’ target=’_blank’>12.27 ч. 2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 (один) год 6 (шесть) месяцев,

29 июля 2012 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, и назначено административное расследование по факту оставления водителем места ДТП, участником которого он являлся.

По результатам проведенного административного расследования 21 августа 2012 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием’ target=’_blank’>12.27 ч. 2 КоАП РФ, в отношении Иванова В.Э. за нарушение п. 2.5 ПДД РФ.

Дело передано на рассмотрение в Люблинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.

На указанное постановление принесена жалоба Ивановым В.Э., в которой он просит его отменить, как незаконное и необоснованное, указывает на свою невиновность в совершении правонарушения, на недоказанность его вины в совершении правонарушения.

В судебное заседание Иванов В.Э. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела суду не представил, направил в судебное заседание для представления своих интересов своего защитника Кольман-Иванову А.М.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Кольман-Иванову А.М., поддержавшую доводы жалобы в полном объеме, свидетеля Пугачева Р.Р., оснований для отмены или изменения постановления судьи не усматривается.

Судьей при рассмотрении дела установлено, что Иванов В.Э. 29 июля 2012 года в 16 часов 45 минут, управляя автомашиной «….7, у дома 12 корп.2 по ш.Энтузиастов в г.Москве, став участником ДТП с автомашиной «… под управлением Пугачева Р.Р., в нарушение п. 2.5 ПДД РФ оставил место ДТП, то есть совершил правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием’ target=’_blank’>12.27 КоАП РФ.

Факт правонарушения и вина Иванова В.Э. в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, в котором полно отражены обстоятельства правонарушения; схемой места ДТП; справкой о дорожно-транспортном происшествии; актом осмотра автотранспортных средств и фотоматериалом к нему; письменными объяснениями и показаниями свидетеля Пу…ва Р.Р., допрошенного судом первой инстанции, подробно изложенными в постановлении судьи.

Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает. Оснований не доверять письменным объяснениям и показаниям свидетеля Пу…а Р.Р. у суда не имеется, поскольку они конкретны, подробны, непротиворечивы, последовательны, согласуются с иными объективными письменными доказательствами по делу. Оснований для оговора Иванова В.Э. со стороны указанного свидетеля судом по делу не установлено, а факт того, что он является вторым участником ДТП, не свидетельствует о заинтересованности его в исходе дела.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Иванова В.Э. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием’ target=’_blank’>12.27 КоАП РФ, поскольку в нарушение требований п. 2.5 Правил дорожного движения РФ Иванов В.Э. оставил место ДТП, участником которого он являлся.

Часть 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием’ target=’_blank’>12.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

В соответствии с п. 2.5 ПДД РФ водитель, причастный к ДТП, обязан немедленно остановить и не трогать с места транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, сообщить о случившемся в милицию и ждать прибытия сотрудников милиции.

Довод жалобы о том, что судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, несостоятелен, поскольку совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину Иванова В.Э. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием’ target=’_blank’>12.27 КоАП РФ.

Доводы в жалобе Иванова В.Э. о его невиновности, о недоказанности его вины в совершении вмененного ему в вину правонарушения являются несостоятельными, поскольку полностью опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, получивших надлежащую оценку судьи в соответствии с положениями ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств > Статья 26.11. Оценка доказательств’ target=’_blank’>26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой у суда, рассматривающего жалобу, не имеется.

Иные доводы в жалобе Иванова В.Э. основаны на ином толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, и опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, которые с достоверностью свидетельствуют о том, что Иванов В.Э. будучи осведомленным о своем участии в ДТП, в нарушение п. 2.5 ПДД РФ оставил место ДТП.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.

Вопреки доводам в жалобе нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется. Ошибочное указание в постановлении судьи при описании доводов Иванова В.Э. на повреждение на переднем правом крыле автомашины Иванова В.Э. является явной технической опиской и не ставит под сомнение правильность вывода судьи о виновности Иванова В.Э. в инкриминируемом ему правонарушении.

Постановление судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 29 августа 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием’ target=’_blank’>12.27 КоАП РФ, в отношении Иванова Василия Эрмаровича оставить без изменения, жалобу Иванова В.Э. – без удовлетворения.

Судья Московского городского суда Е.И. Ильичева

Постановление № 5-211/2017 от 29 июня 2017 г. по делу № 5-211/2017

29 июня 2017 г. г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Болдохоновой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи материалы дела в отношении Тимофеева А. А.ча, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывающего наказание в ФКУ «Исправительная колония № 8 УФСИН России по Республике Бурятия», об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность > Статья 20.3. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами’ target=’_blank’>20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ДД.ММ.ГГГГ в ходе телесного осмотра осужденного Тимофеева А.А., отбывающего наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН РФ по Республике Бурятия, расположенной по адресу: 4 , по приговору Верховного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ по ст. Общая часть > Раздел II. Преступление > Глава 6. Неоконченное преступление > Статья 30. Приготовление к преступлению и покушение на преступление’ target=’_blank’>30 ч.3 – ст. Особенная часть > Раздел VII. Преступления против личности > Глава 16. Преступления против жизни и здоровья > Статья 105. Убийство’ target=’_blank’>105 ч.2 п.п. А, ж, и» УК РФ, ст. Особенная часть > Раздел VII. Преступления против личности > Глава 16. Преступления против жизни и здоровья > Статья 105. Убийство’ target=’_blank’>105 ч.2 п.п. «ж, и» УК РФ в виде 17 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, установлено, что у Тимофеева А.А. на безымянном пальце левой руки имеется татуировка в виде изображения нацистской свастики. Со слов Тимофеева А.А. указанная татуировка нанесена в ДД.ММ.ГГГГ года, и доступна для обозрения неограниченному кругу лиц. Тем самым, осужденный Тимофеев А.А. в указанный период времени публично демонстрировал неопределенному кругу лиц вышеуказанную татуировку в виде нацистской свастики.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Тимофеева А.А. Прокурором Октябрьского района г. Улан-Удэ возбуждено дело об административном правонарушении по признакам части 1 статьи Раздел II. Особенная часть > Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность > Статья 20.3. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами’ target=’_blank’>20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.

В судебном заседании представитель Прокуратуры Октябрьского района г. Улан-Удэ Алсагаева Е.К. поддержала доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. Указала, что Тимофеев А.А. демонстрирует неопределенному кругу лиц нацистскую символику, нанесенную в виде татуировки на правой руке, тем самым публично демонстрировал ее, чем оскорбил память человечества о жертвах Великой Отечественной войны в нарушение ст. (ред. от 04.11.2014) > «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» > Статья 6. Борьба с проявлениями фашизма’ target=’_blank’>6 Федерального Закона № 80-ФЗ от 19.05.1995 г. Своими действиями Тимофеев А.А. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность > Статья 20.3. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами’ target=’_blank’>20.3 КоАП РФ.

В судебном заседании Тимофеев А.А. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность > Статья 20.3. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами’ target=’_blank’>20.3 КоАП РФ признал в полном объеме, пояснил, что обязуется свести данную татуировку. Татуировку он сделал в ДД.ММ.ГГГГ году по предложению своего одноклассника у ранее незнакомого мужчины по имени ФИО Ему не было известно, что данная татуировка запрещена, идей фашизма не придерживается.

Представитель МВД по РБ Краснобаев Н.Ф. поддержал доводы прокурора, пояснил, что при проведении проверки было установлено, что у Тимофеева А.А. на руке имеется татуировка в виде нацистской свастики, о чем был составлен рапорт.

В соответствии с ч. 1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность > Статья 20.3. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами’ target=’_blank’>20.3 КоАП РФ административным правонарушением признается пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

В силу ст. (ред. от 04.11.2014) > «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» > Статья 6. Борьба с проявлениями фашизма’ target=’_blank’>6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 — 1945 годов» важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма.

Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.

В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.

В соответствии со ст. (ред. от 19.07.2018) > «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» > Глава I. Общие положения > Статья 1′ target=’_blank’>1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистской деятельностью (экстремизмом), признается в том числе пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Тимофеева А.А. подтверждены: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; объяснениями сотрудников отдела безопасности ФКУ ИК-8 УФСИН РФ по РБ от ДД.ММ.ГГГГ об обнаружении признаков административного правонарушения, фототаблицей; объяснениями Тимофеева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым он признавал факт нанесения татуировки с изображением нацисткой свастики.

Действия Тимфоеева А.А. правильно квалифицированы по части 1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность > Статья 20.3. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами’ target=’_blank’>20.3 КоАП РФ, пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность Тимофеева А.А. не установлено.

Оснований для освобождения Тимофеева А.А. от административной ответственности также не установлено.

Суд при назначении наказания учитывает признание вины Тимофеевым А.А. и назначает наказание в виде административного штрафа без конфискации, поскольку ввиду особенностей предмета правонарушения применение такого вида наказания, как конфискация, не представляется возможным.

При этом суд считает необходимым обязать Тимофеева А.А. свести татуировку в разумные сроки.

П О С Т А Н О В И Л :

Реквизиты для перечисления штрафа: УФК МФ РФ по Республике Бурятия (Прокуратура Республики Бурятия), л/с № 04021098700, назначение платежа – административный штраф, ИНН 0323059932, КПП 032601001, БИК 048142001, расчетный счет 40101810600000010002 Отделение НБ Республики Бурятия, КБК 41511690010016000140, ОКТМО 81701000, с указанием в наименовании платежа и реквизитов настоящего постановления.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.

Ст 20.3 комментарии

Где можно прочитать действующие на данный момент комментарии к стать 20.3 КОАП РФ?

В силе ли сейчас эти комментарии?

Ответы юристов (24)

Комментарии не могут быть «в силе» или «не в силе», т.к. они не относятся к источникам (формам) права. Комментарии пишутся учёными, юристами-практиками для облегчения понимания сути правовых норм и для выражения их собственных позиций.

Уточнение клиента

Вы, видимо, не так меня поняли или не читали комментарии. В приведенных мной комментариях даются пояснения к закону, которые сильно влияют на его трактовку.

25 Мая 2015, 11:35

Есть вопрос к юристу?

Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций

Комментарий к статье 20.3

1. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ устанавливает, что экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения, воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения, публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением, организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению и пр.
Таким образом, деяния, составляющие состав правонарушения в соответствии с комментируемой статьей, представляют собой экстремистскую деятельность.
Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ установлено, что на территории РФ запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Минюстом России составляются списки экстремистских материалов, которое публикуются на официальном сайте. Списков нацистской атрибутики или символики, а также атрибутики или символики экстремистских организаций на сегодняшний день не существует, в связи с чем возникают вопросы при применении комментируемой статьи — является ли та или иная атрибутика или символика нацистской и т.д. Кроме того, законодательством также не даны определения понятий «нацистская символика или атрибутика» и «символика и атрибутика экстремистских организаций». Если к атрибутике экстремистских организаций относятся атрибуты и символы, используемые экстремисткой организацией, то определиться с понятием «нацисткой символики» достаточно сложно.
Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Знаки, используемые такой организацией, и будут подпадать под понятие «атрибутика и символика нацисткой организации» в понимании комментируемой статьи.
Под нацистской символикой на сегодняшний день понимают символику, которая использовалась национал-социалистической немецкой рабочей партией. К такой символике относят свастику, знамена, атрибуты униформы, приветствия и пароли. Много вопросов возникает по поводу нацисткой свастики. К ней относят, как правило, изображение креста с загнутыми под прямым углом концами, который изображался на флаге, военной форме немецких фашистов, боевой технике и т.д. Также сюда относят оккультный символ черного солнца, изображенного в центре СС в замке Вевельсбурга.
Согласно информации Минюста России, размещенной на его официальном сайте (http://minjust.ru/ru/node/5967) Правительство РФ внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона о создании в России перечня экстремистских эмблем. В случае если Госдума примет законопроект, к уже существующему списку запрещенных организаций добавится и описание экстремистской символики. При этом авторы законопроекта изменили само понятие «экстремистской символики». Теперь к ней будет относиться любая символика, описание которой содержится в учредительных документах экстремистской организации.
Кроме того, законопроектом расширяется перечень символики, которой могут пользоваться некоммерческие организации, что позволит им использовать весь ее спектр, ранее доступный только общественным объединениям и политическим партиям.
По данным Минюста России, в настоящее время зарегистрирована символика только 1,5% созданных в Российской Федерации некоммерческих организаций.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи на основании ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции). Перечень таких должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403.
2. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава.
Субъект правонарушения — гражданин, должностное лицо, юридическое лицо. Статья не имеет специального субъектного состава.
Объект правонарушения — общественный порядок и общественная безопасность.
Объективная сторона — действие, выражающееся в пропаганде и публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Субъективная сторона — наличие вины. При оценке вины следует учитывать мотивы пропаганды и публичного демонстрирования. Они должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ.
3. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава.
Субъект правонарушения — гражданин, должностное лицо, юридическое лицо.
Объект правонарушения — общественный порядок и общественная безопасность.
Объективная сторона — действие, выражающееся в изготовлении, публичном демонстрировании, сбыте или приобретении в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду.
Субъективная сторона — наличие вины.

«Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ»
(постатейный)
(Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко Ю.А., Степаненко О.В., Томтосов А.А.)

Добрый день. Да все верно, комментарии не могут иметь силы как таковые, таккак это всего лишь мнение. Имеет большое значение и то чьи это именно комментарии. Если это позиция Верховного суд, изложенные в его актах, то это конечно довод. А что именно в этих комментариях Вас интересует. В принципе подход и сейчас не изменился.

Лучше всего не увлекаться чтением комментариев, так как они не имеют юридической силы и не являются источником права.

Но по смыслу комментариев, они не в противоречии с законом. А если есть противоречие в комментариях, то стоит ориентироваться на статьи закона.

Может Вам будет проще понять, если мы разберёмся конкретную ситуацию?

Уточнение клиента

Добрый день, меня беспокоит следующие, если в компьютерной игре присутствует нацистская символика например опознавательные знаки Вермахта и Люфтваффе, как это соотносится с законом последней инстанции? Могут ли меня обвинить в демонстрации этой символики или в экстремизме если я создам сервер для игры?

26 Мая 2015, 10:54

Где можно прочитать действующие на данный момент комментарии к стать 20.3 КОАП РФ?

Я бы Вам посоветовала использовать правовые базы.

Нет такого понятия как действующие комментарии, если Вам нужна правоприменительная практика, то лучше используйте Решения судов по данной статье.

Комментарии использовать можно, но содержащиеся в них положения не будут являться нормой права.

Шелковая Наталья Николаевна

Вы, видимо, не так меня поняли или не читали комментарии. В приведенных мной комментариях даются пояснения к закону, которые сильно влияют на его трактовку.

Трактовка является лично трактовкой автора комментарий и может не совпадать с правоприменительной практикой.

Как сказал коллега Выше, может быть Вы уточните вопрос.

Шелковая Наталья Николаевна

Во-первых комментарий — это просто мнение юриста, аналогичное любому из мнений юристов, которые могут быть высказаны здесь.

Никакого юридического значения комментарии не имеют и никакого влияения на правоприменительную практику не оказывают.

Но как я понимаю Вас смущает какой-то конкретный пункт комментария — поясните какой именно?

С Уважением,
Васильев Дмитрий.

В настоящее время изменилась Статья, путем добавления туда и иной символики ( экстемистских организаций, либо символики которая запрещена законом), но приведенных Вами комментарии в принципе актуальности не утратили. Они верны.

Добрый день! Комментарий как таковой нормой права не является, поэтому говорить является ли он действующими или нет, не совсем корректно. Комментарий дает разъяснение к соответствующей статье, с учетом вносимых в нее изменений он может быть актуальным или нет. Речь может вестись как о доктринальных, научных разъяснениях правовой нормы, так и ее оценке правоприменителем.

комментарии к стать 20.3 КОАП РФ?
Кирилл

Например, можете ознакомиться с

«Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ» (постатейный)
(Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко Ю.А., Степаненко О.В., Томтосов А.А.)
1. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ устанавливает, что экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения, воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения, публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением, организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению и пр.
Таким образом, деяния, составляющие состав правонарушения в соответствии с комментируемой статьей, представляют собой экстремистскую деятельность.
Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ установлено, что на территории РФ запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Минюстом России составляются списки экстремистских материалов, которое публикуются на официальном сайте. Списков нацистской атрибутики или символики, а также атрибутики или символики экстремистских организаций на сегодняшний день не существует, в связи с чем возникают вопросы при применении комментируемой статьи — является ли та или иная атрибутика или символика нацистской и т.д. Кроме того, законодательством также не даны определения понятий «нацистская символика или атрибутика» и «символика и атрибутика экстремистских организаций». Если к атрибутике экстремистских организаций относятся атрибуты и символы, используемые экстремисткой организацией, то определиться с понятием «нацисткой символики» достаточно сложно.
Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Знаки, используемые такой организацией, и будут подпадать под понятие «атрибутика и символика нацисткой организации» в понимании комментируемой статьи.
Под нацистской символикой на сегодняшний день понимают символику, которая использовалась национал-социалистической немецкой рабочей партией. К такой символике относят свастику, знамена, атрибуты униформы, приветствия и пароли. Много вопросов возникает по поводу нацисткой свастики. К ней относят, как правило, изображение креста с загнутыми под прямым углом концами, который изображался на флаге, военной форме немецких фашистов, боевой технике и т.д. Также сюда относят оккультный символ черного солнца, изображенного в центре СС в замке Вевельсбурга.
Согласно информации Минюста России, размещенной на его официальном сайте (http://minjust.ru/ru/node/5967) Правительство РФ внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона о создании в России перечня экстремистских эмблем. В случае если Госдума примет законопроект, к уже существующему списку запрещенных организаций добавится и описание экстремистской символики. При этом авторы законопроекта изменили само понятие «экстремистской символики». Теперь к ней будет относиться любая символика, описание которой содержится в учредительных документах экстремистской организации.
Кроме того, законопроектом расширяется перечень символики, которой могут пользоваться некоммерческие организации, что позволит им использовать весь ее спектр, ранее доступный только общественным объединениям и политическим партиям.
По данным Минюста России, в настоящее время зарегистрирована символика только 1,5% созданных в Российской Федерации некоммерческих организаций.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи на основании ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции). Перечень таких должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403.
2. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава.
Субъект правонарушения — гражданин, должностное лицо, юридическое лицо. Статья не имеет специального субъектного состава.
Объект правонарушения — общественный порядок и общественная безопасность.
Объективная сторона — действие, выражающееся в пропаганде и публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Субъективная сторона — наличие вины. При оценке вины следует учитывать мотивы пропаганды и публичного демонстрирования. Они должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ.
3. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава.
Субъект правонарушения — гражданин, должностное лицо, юридическое лицо.
Объект правонарушения — общественный порядок и общественная безопасность.
Объективная сторона — действие, выражающееся в изготовлении, публичном демонстрировании, сбыте или приобретении в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду.
Субъективная сторона — наличие вины.

«Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях» (постатейный) (7-е издание) (под общ. ред. Н.Г. Салищевой)
(«Проспект», 2011)
Комментарий к статье 20.3
1. Целью комментируемой статьи является защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, нравственности, общественного порядка. Объект противоправных действий — общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности.
2. Запрет на использование в любой форме нацистской символики, включая демонстрирование такой символики, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, установлен ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов».
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изм. и доп.) в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (п. 2 ст. 1).
3. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения могут образовать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образуют изготовление предметов, воспроизводящих или изображающих нацистскую атрибутику и символику или атрибутику и символику, сходную с ними до степени смешения, а также сбыт рассматриваемой атрибутики или символики, включая их продажу или иную передачу другим лицам.
4. Понятия «нацистская атрибутика и символика» и «атрибутика и символика, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения» носят оценочный характер.
Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты, использовавшиеся организациями, признанными Нюрнбергским международным трибуналом преступными, а также воспроизведение перечисленных элементов атрибутики и символики в любой форме. При этом решение о признании той или иной атрибутики и символики нацистской или сходной с ней до степени смешения принимается судом в том числе на основании заключения эксперта.
5. Совершаются административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, умышленно.
Следует иметь в виду, что действия, выразившиеся в демонстрировании нацистской атрибутики и символики, а также ее изготовлении и обороте, могут быть квалифицированы как административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, лишь в случаях, если они направлены на пропаганду такой атрибутики и символики.
Не влекут административной ответственности такие действия, если они совершены в целях, не связанных с пропагандой нацистской атрибутики и символики, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовка других материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события.
6. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» при проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.
Лица, виновные в демонстрировании нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистскими до степени смешения, несут ответственность в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи. Организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, не обеспечившие исполнение рассматриваемого запрета, несут административную ответственность в соответствии со ст. 20.2 комментируемого Кодекса.
7. Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
8. Демонстрирование нацистской атрибутики и символики или атрибутики и символики, сходных с нацистской до степени смешения, сопряженное с осквернением зданий и иных сооружений или с надругательством над местами захоронения умерших, влечет уголовную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 214 и ч. 2 ст. 244 УК РФ.

имеет место и такой труд

«Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях»
(под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2008)
Комментарий к статье 20.3
1. Объектом правонарушения выступают отношения порядка в общественных местах.
2. Объективная сторона административного правонарушения выражается в пропаганде, публичном демонстрировании, изготовлении, сбыте или приобретении в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Пропаганда и публичное демонстрирование состоит в использовании в общественных местах предметов, слов, жестов, использовавшихся национал-социалистической партией Германии и фашистской партией Италии.
Не является административным правонарушением демонстрация нацистской атрибутики или символики в рамках художественного или научного творчества.
3. Субъектом правонарушения являются граждане (ч. 1), граждане, должностные лица, юридические лица (ч. 2).
4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
5. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи.

определенный интерес представляет

Кузнецов С.А., Оленников С.М. Экспертные исследования по делам о признании информационных материалов экстремистскими: теоретические основания и методическое руководство (научно-практическое издание). 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский дом В. Ема, 2014. 312 с.

Ч2 ст 1941 коап рф судебная практика