Статья 204. Коммерческий подкуп

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) за заведомо незаконные действия (бездействие);

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами «а» и «б» части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

5. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

7. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие);

г) совершены в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

8. Деяния, предусмотренные частью пятой, пунктами «а» — «в» части седьмой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, или в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа — превышающие один миллион рублей.

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой — четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Комментарий к Ст. 204 УК РФ

1. Комментируемая статья установила ответственность за коммерческий подкуп. Фактически нормы данной статьи устанавливают ответственность за два различных состава преступления:

— незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи);

— незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи).

2. Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также незаконные услуги имущественного характера или другие имущественные права.

Под услугами имущественного характера понимаются действия, направленные на избавление лица от затрат. Это услуги, которые подлежат оплате, но оказываются безвозмездно, например, предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п. Другие имущественные права — это права, не связанные с приобретением права собственности, например:

1) право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором, в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и др.;

2) право на долгосрочную аренду недвижимого имущества;

3) исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;

4) право требования по договорам об отчуждении и использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;

5) принадлежащее лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и др.

Подкуп будет иметь место как в том случае, когда его предмет передается соответствующему субъекту, так и тогда, когда предмет подкупа передается не самому лицу, выполняющему управленческие функции, а его родным или близким, но с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего предмет подкупа.

3. Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента передачи (получения) хотя бы части предмета подкупа.

В случаях, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, лицо, передающее этот предмет, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное соответствующей частью комментируемой статьи. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Не может быть квалифицировано как покушение на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало (см. п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

Получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействие), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК.

Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.

Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на коммерческий подкуп.

4. Субъективная сторона незаконной передачи (получения) предмета подкупа характеризуется виной в виде прямого умысла.

5. Субъект передачи подкупа общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, а получения — специальный (см. п. 1 примеч. к ст. 201 УК).

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 этой статьи, совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также за совершение заведомо незаконных действий (бездействие).

Рассматривая вопрос о квалифицирующем признаке — группа лиц по предварительному сговору — применительно к передаче предмета подкупа, следует обратить внимание на то обстоятельство, что группа лиц может иметь место только тогда, когда передачу осуществляют два или более исполнителя. Понятие организованной группы приведено в ч. 3 ст. 35 УК. Заведомо незаконные действия представляют собой действия, запрещенные законом или иным нормативным правовым актом. При этом указание законодателя на заведомость означает точное знание лицом этого обстоятельства.

Согласно примеч. к комментируемой статье лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников совершения преступления и другие действия.

Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Добровольное сообщение о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, будет иметь место в тех случаях, если лицо независимо от мотивов, но до момента, когда о преступлении стало известно органам власти, письменно или устно сообщило о подкупе указанному в законе органу. При этом следует обратить внимание на то, что должным органом в данном случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.

Освобождение от уголовной ответственности на основании примеч. к комментируемой статье является обязательным. Освобождение лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по этим основаниям не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

При добровольном сообщении о коммерческом подкупе не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать незаконное вознаграждение.

При получении предмета подкупа совершение самих требуемых действий (бездействия) в интересах дающего рассматриваемым составом преступления не охватывается, поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

7. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает три квалифицирующих признака получения предмета подкупа:

— совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

— совершение преступления, сопряженного с вымогательством;

— получение предмета подкупа за незаконные действия (бездействие).

Как отмечалось выше, группу лиц по предварительному сговору могут образовать только исполнители.

Из содержания п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 следует, что в организованную группу могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, предусмотренных комментируемой статьей. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки.

Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги, иное имущество, несет ответственность по ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, как соучастник коммерческого подкупа.

О понятии незаконных действий говорилось выше. Здесь же необходимо обратить внимание на то, что в ч. 4 комментируемой статьи законодатель не использует понятия заведомости. Однако, на наш взгляд, очевидно, что для наличия квалифицированного состава преступления лицо должно осознавать фактор незаконности.

Квалификация действий посредника в коммерческом подкупе определяется тем, чьи интересы он представлял при совершении преступления. Поэтому если он представлял интересы лица, передающего предмет подкупа, его действия квалифицируются как соучастие в незаконной передаче подкупа или в противном случае как соучастие в получении предмета подкупа, но в обоих случаях со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК.

Статья 204 УК РФ. Коммерческий подкуп (действующая редакция)

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) за заведомо незаконные действия (бездействие);

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами «а» и «б» части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

5. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

7. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие);

г) совершены в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

8. Деяния, предусмотренные частью пятой, пунктами «а» — «в» части седьмой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, или в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа — превышающие один миллион рублей.

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой — четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Ч 7 ст 204 коап

Арбитражный суд Курской области

РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке заявлений и материалов, передаваемых в арбитражный суд по делам о привлечении лиц к административной ответственности

Заявления в арбитражный суд о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подаются органами и должностными лицами, уполномоченными в соответствии с федеральным законом (ст.28.3 КоАП РФ) составлять протоколы об административных правонарушениях (далее – административными органами) в соответствии с нормами параграфа 1 главы 25 АПК РФ.

В силу ч.1 ст.202, ст.27, п.3 ч.1 ст.29 АПК РФ арбитражным судом рассматриваются только дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом (ст.23.1 КоАП РФ) к подведомственности арбитражных судов.

Абзацами 3 и 4 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ предусмотрено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 — 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, 14.50, 14.43 — 14.49, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями; судьи арбитражных судов рассматривают также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 КоАП РФ.

Правила территориальной подсудности установлены ст.203 АПК РФ, согласно которой заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Статьей 204 АПК РФ установлены требования к заявлению о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме и должно быть подписано должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, либо руководителем органа, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях (административного органа). От имени административного органа в суд заявление вправе направить представитель, наделенный надлежаще оформленной доверенностью, содержащей полномочие лица предъявлять заявления в арбитражный суд (ст.ст.61-63 АПК РФ).

Заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в порядке, предусмотренном главой 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства.

В заявлении о привлечении лица к административной ответственности должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление (п.1 ч.2 ст.125, ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • наименование заявителя, его место нахождения; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя (п.1 ч.2 ст.125, ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении (п.1 ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении (п.2 ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • необходимые для указания в резолютивной части решения сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (для юридического лица – в соответствии с сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ: полное наименование, место нахождения, сведения о регистрации в качестве юридического лица (ОГРН), для индивидуального предпринимателя – Ф.И.О., дата и место рождения, место жительства, сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ОРГНИП) (п.3 ч.1 ст.204, п.1 ч.3 ст.206 АПК РФ).
  • нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении (п.4 ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • требование заявителя о привлечении к административной ответственности (п.5 ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • в случае, когда санкция за правонарушение предусматривает штраф – реквизиты для перечисления штрафа (наименование получателя платежа, номер расчетного счета и организацию, в которой открыт счет, БИК, ИНН и КПП получателя платежа, код бюджетной классификации платежа, ОКАТО получателя платежа); в случае, если в ходе производства по делу об административном правонарушении производилось изъятие объектов правонарушения и санкция предусматривает возможность применения конфискации – сведения о местонахождении изъятых объектов;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов (п.10 ч.2 ст.125, ч.1 ст.204 АПК РФ).

К заявлению о привлечении лица к административной ответственности прилагаются следующие документы:

1) документы, подтверждающие наличие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения (событие правонарушения, совершение правонарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности, и его вину) (ч.2 ст.204 АПК РФ, ст.ст.26.2-26.10 КоАП РФ):

1.1: подлинный протокол об административном правонарушении (ч.2 ст.204 АПК РФ, ст.28.2 КоАП РФ);

1.2: объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности, либо документ, подтверждающий отказ лица, привлекаемого к административной ответственности, от дачи объяснений; такое объяснение или отметка об отказе от дачи объяснений может содержаться в тексте протокола об административном правонарушении (ст.26.3 КоАП РФ);

1.3: другие документы, подтверждающие факт совершения правонарушения и вину лица в его совершении (акты проверок; протоколы осмотра, изъятия; заверенные копии первичных документов, исследованных в ходе административного производства; заключения экспертов; документальные результаты исполнения поручений, запросов, определений административного органа об истребовании сведений; протоколы допроса свидетелей; другие доказательства);

2) документы, подтверждающие необходимые сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности:

2.1: в отношении юридического лица – актуальная выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о полном наименовании, месте нахождения, ОГРН и дате регистрации в качестве юридического лица, о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

2.2: в отношении индивидуального предпринимателя – актуальная выписка из ЕГРИП, содержащая сведения и Ф.И.О. лица, дате и месте его рождения, месте жительства, наличии действующего статуса индивидуального предпринимателя и дате его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП; копии страниц паспорта лица, привлекаемого к административной ответственности, с установочными данными лица и данными о его регистрации по месту жительства);

3) документы, подтверждающие соблюдение административным органом процедуры привлечения лица к административной ответственности:

3.1: документы, подтверждающие полномочия лиц, участвовавших в проведении проверки и выполнении действий по обеспечению производства по делу об административном правонарушении, лиц, составивших протокол об административном правонарушении и подписавших заявление о привлечении к административной ответственности;

3.2: документы, подтверждающие обеспечение лицу, привлекаемому к административной ответственности, права на участие в производстве по делу об административном правонарушении и на защиту (документы, подтверждающие надлежащее извещение лица о проверке, направление (вручение) лицу, привлекаемому к административной ответственности, акта проверки (при его наличии); уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, доказательства направления (вручения) лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии протокола; сопроводительные письма, реестры исходящей корреспонденции и уведомления о вручении);

3.3: документы, подтверждающие наличие (отсутствие) обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность (п.4 ст.26.1, ст.ст.4.2, 4.3 КоАП РФ); наличие (отсутствие) малозначительности совершенного правонарушения (ст.2.9 КоАП РФ); отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (п.6 ст.26.1, ст.24.5 КоАП РФ); характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением (п.5 ст.26.1 КоАП РФ); иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (п.7 ст.26.1 КоАП РФ).

4) уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления и приложенных к нему документов лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ч.2 ст.204, ч.3 ст.125 АПК РФ).

В случае несоответствия заявления требованиям, установленным частью 1 статьи 204 АПК РФ, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в части 2 статьи 204 АПК РФ, суд, руководствуясь статьей 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.

При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления о привлечении лица к административной ответственности суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде (п.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10 от 02.06.2004 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Обращаем внимание на необходимость направления заявлений и привлечении лиц к административной ответственности в арбитражный суд с расчетом, чтобы при рассмотрении дела судом с соблюдением требований ч.1 ст.121 АПК РФ о заблаговременном извещении лиц, участвующих в деле, не менее чем за 15 рабочих дней, а также о процессуальном сроке подготовки и рассмотрения дела (2 месяца с возможностью продления на 1 месяц, ч.1 ст.205 АПК РФ), не истекли предусмотренные ст.4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения лиц к административной ответственности.

В целях обеспечения оперативного уведомления рекомендуем указывать номера контактных телефонов, факсов, адреса электронной почты лица, привлекаемого к административной ответственности, и заявителя, а также исполнителя заявления.

Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности в порядке упрощенного производства:

В порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей, либо если помимо административного штрафа, размер которого не превышает 100 000 рублей, в качестве административного наказания за совершение административного правонарушения установлено (назначено) также предупреждение (п.3 ч.1 ст.227 АПК РФ, ст.ст.3.2, 3.4 КоАП РФ, п.10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 65 от 08.10.2012 г.).

Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ; при рассмотрении в порядке упрощенного производства дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, применяются также особенности, установленные параграфом 1 главы 25 АПК РФ (ч.1 ст.226 АПК РФ).

Заявление о привлечении лица к ответственности, поданное в порядке упрощенного производства, и прилагаемые к такому заявлению документы могут быть представлены в арбитражный суд на бумажном носителе либо в электронном виде (п.1 ст.228 АПК РФ). Заявление с приложенными документами размещается на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Обращаем внимание, что в силу норм ч.2 ст.204 АПК РФ, 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подлежит представлению в суд в подлиннике (представление заявления с копией протокола в электронном виде с последующим представлением подлинного протокола в суд не противоречит нормам АПК РФ и КоАП РФ).

Суд, приняв заявление к рассмотрению в упрощенном порядке, в определении о принятии устанавливает сторонам срок для представления заявления дополнительных доказательств, а лицом, привлекаемым к административной ответственности, — отзыва на заявление и обосновывающих отзыв доказательств; указанный срок не может составлять мене чем 15 рабочих дней со дня вынесения определения о принятии. Одновременно с указанным определением сторонам направляются данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде (ч.2 ст.228 АПК РФ).

Стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок, который установлен арбитражным судом и не может составлять менее чем 30 рабочих дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству или определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства (ч.3 ст.228 АПК РФ). Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом 15-дневный срок.

Поступившие в арбитражный суд отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы размещаются на официальном сайте соответствующего арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления в арбитражный суд (ч.4 ст.228 АПК РФ).

Если отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы поступили в суд по истечении установленного арбитражным судом срока, они не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы, за исключением случая, если эти лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них. О возвращении указанных документов арбитражный суд выносит определение (ч.4 ст.228 АПК РФ).

После истечения сроков, установленных судом для представления доказательств (30 дней или более), судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без проведения заседания по делу и без вызова сторон (п.5 ст.228 АПК РФ), на основании исследования изложенных в представленных сторонами документах объяснений, возражений и (или) доводов лиц, участвующих в деле, и представленных в течение указанных сроков доказательств.

При обращении в суд с заявлениями о привлечении лиц к административной ответственности в порядке упрощенного производства, при отсутствии спора между административным органом и лицом, привлекаемым к административной ответственности, целесообразно административному органу отбирать от лица, привлекаемого к административной ответственности, заявление о признании факта правонарушения и вины в его совершении и отсутствии возражений по существу рассматриваемого в суде требования о привлечении к административной ответственности, а также об имеющихся у лица ходатайствах (например, об учете в качестве смягчающих обстоятельств иных, не предусмотренных ст.4.2 КоАП РФ, обстоятельств).

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению (ч.2 ст.229 АПК РФ), вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба; в случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции (ч.2 ст.229 АПК РФ).

Такое решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (ч.3 ст.229 АПК РФ).

В отношении кассационного обжалования п.24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 62 от 08.10.2012 г. установлено, что решения по делам о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение, совершенное индивидуальным предпринимателем, составляет от 5 000 до 100 000 рублей и если такие решения являлись предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, а также постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Кодекса. При этом положения части 4.1 статьи 206, части 5.1 статьи 211 АПК РФ не применяются.

Статья 204. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности

1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:
1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;
3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;
5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

2. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Комментарий к статье 204 АПК РФ

1. Заявление о привлечении к административной ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается руководителем административного органа (его заместителем) или иным должностным лицом, уполномоченным на обращение в арбитражный суд от имени административного органа в установленном порядке, либо прокурором (ч. 1 ст. 125 АПК).

В заявлении должны быть указаны наименование арбитражного суда, в который подается заявление, наименование заявителя (административного органа или прокурора) и его местонахождение, а также перечень прилагаемых к заявлению документов (п. п. 1, 2 и 10 ч. 2 ст. 125 АПК).

К заявлению прилагается уведомление о направлении (вручении) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшему (при его наличии) копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у данных лиц отсутствуют (ч. 3 ст. 125, ч. 2 ст. 204 АПК).

2. Помимо сведений, предусмотренных ч. 1, п. п. 1, 2 и 10 ч. 2 и ч. 3 ст. 125 АПК, в заявлении должны быть указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, — речь идет о таких обстоятельствах совершения административного правонарушения, как время и место его совершения, которые в соответствии со ст. 28.2 КоАП подлежат обязательному отражению в протоколе об административном правонарушении; указание данных сведений в заявлении позволяет помимо прочего определить подсудность дела арбитражному суду. Для длящихся и иных правонарушений, дату и место совершения которых установить невозможно, в заявлении должны быть указаны дата и место его обнаружения или пресечения;

2) должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении — указанные сведения необходимы в том числе для проверки полномочий должностного лица на составление протокола об административном правонарушении. Должность следует указывать в соответствии с положениями нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, закрепляющих перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. При обращении в суд прокурора указывается должность, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении или вынесено постановление прокурора о возбуждении дела. Указанные сведения в соответствии со ст. 28.2 КоАП подлежат включению в протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела). Объем этих сведений определяется административным органом самостоятельно, однако они в обязательном порядке должны включать в себя:

— в отношении юридических лиц: полное официальное наименование, место нахождения (юридический адрес), данные о государственной регистрации юридического лица, данные о законном представителе юридического лица и месте его нахождения;

— в отношении индивидуальных предпринимателей: фамилия, имя, отчество (если имеется), дата и место рождения, место жительства, данные о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Названные сведения позволяют определить подведомственность дела об административном правонарушении арбитражному суду, а также обеспечивают возможность надлежащего извещения лица о ходе судебного разбирательства;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении — в заявлении должна содержаться квалификация совершенного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем административного правонарушения путем указания на статью (часть статьи при наличии двух и более частей) Особенной части КоАП, предусматривающую административную ответственность за данное правонарушение. В тех случаях, когда диспозиция статьи Особенной части КоАП, по которой квалифицируется правонарушение, носит бланкетный характер, в заявлении необходимо указывать те регулятивные правила и нормы, за нарушение которых лицо привлекается к административной ответственности;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности. Содержание данного требования определяется административным органом (прокурором) самостоятельно и может быть связано с видом и размером конкретного административного наказания, если административный орган сочтет необходимым выразить свою оценку конкретному противоправному деянию. Особенно это актуально применительно к составам административных правонарушений, относящихся к условной подведомственности арбитражных судов (см. комментарий в ст. 203 АПК). При этом, как отмечает ВАС РФ, «суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения».

3. К заявлению прилагается протокол об административном правонарушении и документы, прилагаемые к протоколу об административном правонарушении. В качестве таких документов могут выступать:

— протоколы о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП), изъятии вещей и документов (ст. 27.10 КоАП), временном запрете деятельности (ст. 27.16 КоАП) и т.п.;

— объяснения участников производства по делам об административных правонарушениях (ст. 26.3 КоАП);

— заключения эксперта (ст. 26.4 КоАП);

— иные документы, подтверждающие событие административного правонарушения, виновность лица в его совершении, а также иные обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП).

Объем документов, прилагаемых к протоколу, определяется административным органом самостоятельно, при этом отсутствующие в материалах дела доказательства могут быть истребованы арбитражным судом по своей инициативе (абз. 2 ч. 5 ст. 205 АПК).

4. В случае направления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, указанных в ч. 2 и абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП (ст. ст. 9.4, 9.5, ч. 3 ст. 9.5.1, ст. ст. 14.31 — 14.33, ч. 6 ст. 19.5 КоАП), административный орган (должностное лицо) обязаны в соответствии с ч. 2 ст. 29.9 КоАП приложить определение о передаче дела судье для назначения административного наказания иного вида или размера. Отсутствие такого определения влечет за собой вынесение определения о возвращении заявления и материалов дела административному органу на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП.

5. В случае несоответствия заявления требованиям, установленным ч. 1 ст. 204 АПК, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в ч. 2 ст. 204 АПК, суд, руководствуясь ст. 128 АПК, выносит определение об оставлении заявления без движения.

При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде (см. п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Очевидно, такое же решение должно быть принято, если протокол об административном правонарушении поступил в арбитражный суд без заявления административного органа (прокурора), но с определением о направлении дела по подведомственности, вынесенным на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП, в том числе, когда такое определение вынесено судьей суда общей юрисдикции (см. п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях»).

Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь ст. 29.4 КоАП, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.

При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь ч. 6 ст. 205 и ч. 2 ст. 206 АПК, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Основанием оставления заявления административного органа без движения является отсутствие в нем информации о получателе административного штрафа и соответствующих банковских реквизитах, необходимой в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, поскольку указанная информация в соответствии с ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП подлежит отражению в решении арбитражного суда о назначении административного наказания в виде административного штрафа (см. п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

6. В соответствии с ч. 1 ст. 28.8 КоАП протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется в арбитражный суд в течение трех суток с момента составления (вынесения). Поскольку указанный срок носит дисциплинирующий характер, его нарушение само по себе не влияет на существо принимаемого судом решения, если протокол (постановление) направлен в арбитражный суд в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности.

7. Требования к содержанию протокола об административном правонарушении и порядку его составления установлены ст. ст. 28.2, 28.3, 28.5 КоАП. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП также должно отвечать указанным требованиям.

На стадии принятия заявления к рассмотрению арбитражный суд не выясняет вопрос о правильности квалификации совершенного правонарушения, о наличии или отсутствии отдельных признаков состава административного правонарушения, не дает оценку представленным административным органом (прокурором) доказательствам с точки зрения их достаточности, достоверности, допустимости и относимости к предмету доказывания. Протокол об административном правонарушении, также являющийся одним из доказательств по делу на данной стадии судопроизводства должен оцениваться с точки зрения надлежащей процессуальной основы для рассмотрения дела по существу.

Основаниями для вынесения арбитражным судом определения о возвращении протокола (постановления) об административном правонарушении и других материалов дела административному органу (прокурору) для устранения недостатков в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП помимо ранее указанных являются:

— составление протокола или вынесение постановления неуполномоченным должностным лицом;

— отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о должностном лице, его составившем, его подписи либо подписание протокола (постановления) не тем должностным лицом, которое его составило (вынесло);

— отсутствие в протоколе (постановлении) об административном правонарушении квалификации административного правонарушения, а также несоответствие квалификации правонарушения в протоколе и заявлении о привлечении к административной ответственности;

— отсутствие в протоколе сведений о лице, совершившем административное правонарушение, или указание в качестве такого лица должностного лица юридического лица;

— отсутствие в протоколе (постановлении) об административном правонарушении сведений о разъяснении лицу его прав и обязанностей, о вручении копии протокола, о предоставлении лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, возможности воспользоваться услугами переводчика;

— отсутствие в материалах дела сведений о том, что законный представитель юридического лица или индивидуальный предприниматель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении, при этом протокол был составлен в отсутствие законного представителя или надлежаще уполномоченного представителя юридического лица;

— приложение к протоколу об административном правонарушении процессуальных документов, имеющих отношение к иному административному правонарушению;

— иные процессуальные нарушения, которые не могут быть устранены в ходе судебного разбирательства.

8. Нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, предусмотренных ст. 28.5 КоАП, не является грубым процессуальным нарушением, влекущим за собой возвращение протокола или вынесение решения об отказе в привлечении к административной ответственности (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях»).

В соответствии с ч. 3 ст. 28.8 КоАП недостатки протокола и других материалов дела устраняются административным органом в срок не более трех суток со дня их поступления от судьи и в течение трех суток со дня устранения соответствующих недостатков с внесенными в материалы дела изменениями и дополнениями возвращаются в арбитражный суд. При этом КоАП не предусматривает процессуальный механизм внесения изменений в протокол об административном правонарушении. В подавляющем большинстве случаев недостатки протокола могут быть устранены только путем составления нового протокола об административном правонарушении с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП.

Другой комментарий к статье 204 АПК РФ

1. Согласно ч.2 ст.202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается в арбитражных судах на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях. Данное заявление должно отвечать требованиям, предусмотренным к.с.

2. При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.

3. При поступлении заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, рассмотрение дела о котором не отнесено ч.3 ст.23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражного суда, суд выносит определение о возвращении заявления применительно к п.1 ч.1 ст.129 АПК РФ.

4. В случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу. Вынесение указанного определения не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде.

________________
См.: О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 года N 10 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 2004. N 8.

5. Содержащиеся в заявлении фактические обстоятельства совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, должны быть четко изложены, причем квалификация административного правонарушения по конкретной статье (части) КоАП РФ должна вытекать из указанных обстоятельств. Неконкретность содержания заявления, расплывчатое, нечеткое изложение даты, места и иных обстоятельств административного правонарушения нарушает предусмотренное ч.2 ст.45 Конституции РФ право каждого на защиту.

6. В заявлении о привлечении к административной ответственности за совершение нескольких административных правонарушений, обстоятельства, перечисленные в ч.2 п.1 к.с., должны быть изложены применительно к каждому правонарушению.

________________
По аналогии с толкованием уголовно-процессуального института. См.: О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому права на защиту: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 июня 1978 года N 5 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. — 1997. С.136.

7. Помимо характера совершенного лицом административного правонарушения и личности виновного рекомендуется также отражать в заявлении имущественное положение лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

8. Обстоятельства совершенного лицом административного правонарушения должны излагаться путем употребления всем понятных выражений. Недопустимо в заявлении о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, употреблять неточные формулировки, использовать непринятые сокращения и слова, неприемлемые в официальных документах, а также загромождать заявление описанием обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. Приводимые в анализируемом процессуальном документе специальные термины, а также не всем понятные выражения должны быть разъяснены.

9. Закон не указывает на обязательность изложения в заявлении о привлечении к административной ответственности доказательств, обосновывающих совершение лицом административного правонарушения. Необходимо и достаточно изложить сведения о фактических обстоятельствах деяния, поскольку они устанавливаются прилагаемыми к заявлению или истребуемыми затем арбитражным судом доказательствами, и дать произошедшему административно-правовую оценку.

10. В заявлении о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должны быть четко изложены обстоятельства, перечисленные в к.с.

________________
По аналогии с толкованием уголовно-процессуального института. См.: О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 июня 1978 года N 5 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. — 1997. С.135.

11. Когда в арбитражный суд заявление подается прокурором, который возбудил дело об административном правонарушении, вместо протокола к заявлению прилагается постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

12. В случае несоответствия заявления требованиям, установленным ч.1 к.с., а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в ч.2 к.с., суд, руководствуясь ст.128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.

13. При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

14. См. также комментарий ст.ст.122, 123, 125, 189, 203 АПК РФ.

Статья 204 АПК РФ. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности (действующая редакция)

1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

2. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Комментарий к ст. 204 АПК РФ

1. Согласно ч. 2 ст. 202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается в арбитражных судах на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях. Данное заявление должно отвечать требованиям, предусмотренным коммент. статьей.

2. В случае несоответствия заявления требованиям, установленным ч. 1 коммент. статьи, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в ч. 2 коммент. статьи, суд, руководствуясь ст. 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.

3. При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

4. При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.

5. При поступлении заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, рассмотрение дела о котором не отнесено ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражного суда, суд выносит определение о возвращении заявления применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.

6. В случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу. Вынесение указанного определения не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде.

7. Содержащиеся в заявлении фактические обстоятельства совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, должны быть четко изложены, причем квалификация административного правонарушения по конкретной статье (части) КоАП РФ должна вытекать из указанных обстоятельств. Неконкретность содержания заявления, расплывчатое, нечеткое изложение даты, места и иных обстоятельств административного правонарушения нарушают предусмотренное ч. 2 ст. 45 Конституции РФ право каждого на защиту.

8. В заявлении о привлечении к административной ответственности за совершение нескольких административных правонарушений обстоятельства, перечисленные в ч. 2 п. 1 коммент. статьи, должны быть изложены применительно к каждому правонарушению.

9. Помимо характера совершенного лицом административного правонарушения и личности виновного рекомендуется также отражать в заявлении имущественное положение лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

10. Обстоятельства совершенного лицом административного правонарушения должны излагаться путем употребления всем понятных выражений. Недопустимо в заявлении о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, употреблять неточные формулировки, использовать непринятые сокращения и слова, неприемлемые в официальных документах, а также загромождать заявление описанием обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. Приводимые в анализируемом процессуальном документе специальные термины, а также не всем понятные выражения должны быть разъяснены.

11. Закон не указывает на обязательность изложения в заявлении о привлечении к административной ответственности доказательств, обосновывающих совершение лицом административного правонарушения. Необходимо и достаточно изложить сведения о фактических обстоятельствах деяния, поскольку они устанавливаются прилагаемыми к заявлению или истребуемыми затем арбитражным судом доказательствами, и дать произошедшему административно-правовую оценку.

12. В заявлении о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должны быть четко изложены обстоятельства, перечисленные в коммент. статье.

13. Когда в арбитражный суд заявление подается прокурором, который возбудил дело об административном правонарушении, вместо протокола к заявлению прилагается постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

14. См. также комментарий к ст. ст. 122, 123, 125, 189, 203 АПК РФ.

Ч7 Ст204 коап рф