РИА Рейтинг

Регионы России

Долги восьми регионов превышают их собственные доходы

Рейтинг регионов по уровню долговой нагрузки (таблица-PDF)

Мультимедиа

Рейтинг регионов по уровню долговой нагрузки

Качество жизни в российских регионах – рейтинг 2016

Уровень развития науки и новых технологий в регионах России

Рейтинг социально-экономического положения регионов – 2016

РИА Рейтинг – 2 мар. По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2016 года вырос на 1,5% и на 1 января 2017 года составил 2,353 триллиона рублей. Это самый минимальный прирост госдолга за последние несколько лет. Для сравнения, в 2015 году госдолг регионов РФ вырос на 11%, в 2014 году – на 20%, в 2013 году – на 28,6%. Снижение темпа роста региональных заимствований можно объяснить более консервативным подходом региональных властей к наращиванию долговой нагрузки на бюджеты субъектов РФ, что оправдано в условиях сохранявшейся нестабильной экономической ситуации. Кроме того, по оценкам экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня», определенное влияние на общий результат оказало сокращение на 78,6 миллиарда рублей госдолга Москвы, главным образом, за счет погашения внешней задолженности. Еще год назад Москва являлась одним из лидеров по абсолютному значению объема госдолга среди всех российских регионов. На начало 2017 года объем государственного долга столицы составил 61,9 миллиардов рублей.

Рейтинг регионов по уровню долговой нагрузки

Объем муниципального государственного долга по итогам 2016 года вырос на 6,7% и составил 364,3 миллиарда рублей. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2017 года составил 2,72 триллиона рублей, что на 2,2% больше, чем годом ранее.

Умеренное наращивание государственного долга проходило на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. По итогам 2016 года суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 9,6%, при этом сокращение было зафиксировано только в семи регионах. На этом фоне объем суммарных расходов бюджетов всех субъектов РФ вырос на 5,6%.

Бюджетных кредитов все больше

В структуре регионального госдолга все большая доля приходится на бюджетные кредиты. В 2016 году регионы РФ активно замещали коммерческую задолженность дешевыми бюджетными кредитами. За счет этого доля бюджетных кредитов в суммарном государственном долге на 1 января 2017 года составила 42,1%, а на долю коммерческих кредитов приходится 34,9%. По итогам 2015 года соотношение было диаметрально противоположным. Активизация долгового рынка привела к росту региональных заимствований, что не могло не сказаться на росте доли государственных ценных бумаг в структуре долга с 18,7% в конце 2015 года до 19,4% в конце 2016 года. Доля государственных гарантий снизилась — с 4,4% до 3,8% в 2016 году. Информация о структуре государственного долга регионов приведена в таблице >>

В 14 регионах задолженность перед коммерческими банками полностью отсутствует. За исключением Москвы, Тюменской области и ХМАО-Югра, основными компонентами госдолга у этих регионов являются бюджетные кредиты. Такие регионы как Москва, Приморский край и Камчатский край за прошедший год полностью погасили свои коммерческие долги. В то же время, в ряде регионов в структуре долга наблюдается существенный перекос в сторону коммерческих кредитов, что может вызывать опасения, особенно если позиции региона в рейтинге по долговой нагрузке близки к замыкающей десятке.

Для определения уровня долговой нагрузки эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2016 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2017 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета (собственным доходам) за 2016 год.

Долговая нагрузка на бюджеты регионов РФ снизилась

Общий уровень долговой нагрузки регионов за прошедший год снизился. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2016 год составило 33,8%, что на 2,7 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Но при этом диапазон значений в региональном разрезе остается достаточно широким. Уровень долговой нагрузки варьировался от 0% в Сахалинской области и Севастополе до 176% в Республике Мордовия. По сравнению с результатами прошлого года, лидирующие и замыкающие рейтинг регионы не изменились.

Республика Мордовия уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ, но стоит отметить, что и здесь наблюдаются позитивные изменения. По итогам 2016 года уровень долговой нагрузки уменьшился на 6,5 процентных пунктов, что обусловлено ростом на 15,7% объемов налоговых и неналоговых доходов региона. Сам же государственный долг Республики Мордовия вырос на 11,6% за счет бюджетных кредитов и облигационного займа объемом 5 миллиардов рублей, размещенного в сентябре 2016 года.

Количество регионов, госдолг которых превышает собственные доходы, сократилось

Помимо Республики Мордовия, еще в семи российских регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета, но, в сравнении с 2015 годом, их количество сократилось почти вдвое. На 1 января 2016 года таких регионов было 14. Кроме того, в этой части рейтинга есть позитивные тенденции: в пяти регионах из восьми долговая нагрузка за прошедший год снизилась, и во всех случаях это произошло за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов в сравнении с увеличением госдолга.

Судя по долговой структуре, возможностями заместить более дорогие в обслуживании коммерческие займы на кредитование по линии Минфина РФ в замыкающей рейтинг группе регионов воспользовались не все. Если в структуре долга Смоленской области и Республики Карелия бюджетные кредиты занимают более половины, и их доля за 2016 год выросла до 58,8% и 51,7% соответственно, то в ряде регионов имеют место структурные перекосы в сторону коммерческих кредитов. Так, в Астраханской области доля коммерческих кредитов составляет 50,5%, в Костромской области — 52,6%, в Еврейской автономной области — 61%, Республике Марий Эл — 67,7%. Помимо того, в Республике Хакасии почти половина госдолга (49,8%) приходится на облигационные займы и еще 37,3% на коммерческие кредиты. Долговая нагрузка в Хакасии за 2016 год выросла на 28,7 процентных пункта и составила 145,5%. Если долговая политика в республике не претерпит каких-то кардинальных изменений, то в ближайшем будущем Республика Хакасия может сместить Республику Мордовию с позиции замыкающего рейтинг региона.

На 1 января 2017 года в 54 регионах РФ государственный долг превысил 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 36 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе немного сократилось – на 1 января 2016 года в 57 регионах РФ госдолг превышал 50% налоговых и неналоговых доходов бюджетов, из которых отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляло более 70% в 44 регионах.

В группе лидеров проявились новые регионы

Низкий уровень долговой нагрузки наблюдается по-прежнему в девяти российских регионах, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. Менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов составляет государственный долг в Тюменской области, г. Санкт-Петербурге, г. Москве, Алтайском крае и Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. Места, покинувших лидирующую группу Ненецкого автономного округа и Республики Крым, заняли Ленинградская область и Приморский край. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг отсутствует. Пяти регионам в группе удалось сократить свою долговую нагрузку. В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Тюменской области долговая нагрузка увеличилась.

В большинстве регионов РФ долговая нагрузка снизилась

В 2016 году уровень долговой нагрузки сократился в 63 субъектах РФ. Положительные тенденции в основном связаны с увеличением налоговых и неналоговых доходов, но в отдельных регионах также отмечается сокращение объема государственного долга. Лидером по положительной динамике стала Республика Ингушетия, долговая нагрузка которой сократилась на 36,8 процентных пункта как за счет снижения госдолга на 26%, так и за счет роста собственных доходов на 9,4%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Республике Северная Осетия – Алания, в Вологодской области, в Чукотском автономном округе и в Республике Алтай. В тринадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.

В 20 субъектах РФ уровень долговой нагрузки вырос, из них в шести – более чем на 10%. Республика Хакасия в очередной раз показала самый существенный прирост, нарастив долговое бремя на 28,7 процентных пункта. Кроме нее, в Ненецком автономном округе долговая нагрузка выросла на 25,2 п.п и в Астраханской области – на 24,1 п.п.

Объем государственного долга вырос в 49 регионах РФ

По оценкам экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», в 2016 году абсолютный объем государственного долга вырос в 49 регионах, во Владимирской области не изменился, и в 33 регионах снизился. В Севастополе и Сахалинской области государственный долг по-прежнему отсутствует.

Лидером по положительной динамике стала Москва, госдолг которой, в том числе за счет полного погашения коммерческих кредитов, сократился на 56%. Кроме того, более чем на 30% сократились объемы государственного долга в Ленинградской области и в Камчатском крае. Республика Крым, где еще недавно почти отсутствовала государственная задолженность, за 2016 год увеличила объем госдолга в 13 раз. В Ненецком автономном округе объем государственного долга вырос в 3 раза, а в Тюменской области – на 83%. Но отношение госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов в указанных регионах далеко от рискованных уровней.

Краснодарский край по-прежнему лидер по абсолютному значению государственного долга и за прошедший 2016 год его объем увеличился на 3,3%, достигнув 150 миллиардов рублей. Но за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 15,4%, уровень долговой нагрузки региона снизился на 10,3 процентных пункта, и по итогам 2016 года составил 88,2%. Еще в трех регионах – Республике Татарстан, Красноярском крае и Московской области — объем государственного долга превышает 90 миллиардов рублей, но ситуация с долговой нагрузкой на бюджеты регионов остается на приемлемом уровне.

В 2017 году темпы роста госдолга будут невысокими

В последнее время в Минфине РФ все чаще звучат призывы к регионам активнее пользоваться облигационными займами, обслуживание которых обойдется регионам дешевле, чем кредиты коммерческих банков, а также говорится о том, что бюджетные кредиты являются скорее временной, антикризисной мерой, которая не может существовать на постоянной основе. В качестве подтверждения этому, в Федеральном бюджете на 2017 году под бюджетное кредитование зарезервировано всего 200 миллиардов рублей против 338 миллиардов рублей, выданных в 2016 году, и, можно ожидать, их дальнейшего сокращения. К тому же бюджетные кредиты выдавались на срок 3 года, и в текущем году наступает срок возврата тех кредитов, которые были получены регионами в 2014 году в объеме 230 миллиардов рублей. Даже с учетом того, что объем дотаций, предназначенных в 2017 году на выравнивание региональных бюджетов, увеличен на 100 миллиардов рублей, денег Минфина всем не хватит. За счет бюджетного резерва в лучшем случае рефинансируют текущую задолженность перед Минфином РФ. Вероятно, в связи со стабилизацией финансовых рынков, можно ожидать всплеска активности регионов на долговом рынке и увеличения доли государственных ценных бумаг в региональной долговой структуре. Говоря об абсолютном объеме долга, можно предположить, что в условиях ожидаемого слабого экономического роста консервативная политика региональных властей в отношении заимствований сохранится, и ситуация в целом с региональными долгами продолжит улучшаться.

Эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», по итогам 2017 года ожидают роста объема государственного долга на 5-7%, а налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов в пределах 10%. В таком случае, долговая нагрузка составит 32-33%, и по сравнению с результатом 2016 года существенно не изменится.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

ЦБ обеспокоен размером долговой нагрузки регионов РФ перед банками

МОСКВА, 15 февраля. /ТАСС/. Банк России обеспокоен размером долговой нагрузки регионов РФ перед банками, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая в Совете Федерации.

«Конечно, ситуация с ростом накопленной задолженности регионов перед банками вызывает беспокойство. Особенно в 2015 году долг вырос серьезно, на 16%. В 2016 году было небольшое снижение финансирования банками субъектов РФ. Но одновременно в 2016 году регионы увеличили свои заимствования в виде ценных бумаг», — отметила она.

По ее словам, кредитоваться в банках имеет смысл только при наличии у субъектов собственной доходной базы. «На мой взгляд, кредитование коммерческое имеет смысл только тогда, когда у региона есть собственная доходная база, которая, регион понимает, будет расти и из нее возможно обслуживать коммерческие кредиты. Финансировать дефицит бюджетов за счет коммерческого кредитования без понятных источников будущего погашения — это не самый лучший вариант», — добавила глава ЦБ РФ.

По оценке Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), на конец 2016 года (впервые с 2011 года) задолженность регионов перед банками снизилась на 16% и стала меньше, чем задолженность перед федеральным бюджетом. Совокупный банковский долг регионов по итогам 2016 года снизился на 157 млрд рублей.

При этом эксперты агентства отмечают, что в 2017 году будет возвращено больше бюджетных кредитов, чем выдано. Так, в текущем году на выдачу кредитов регионам предусмотрено 200 млрд рублей, а к погашению будет предъявлено кредитов на сумму примерно 230-240 млрд рублей.

В дальнейшем сальдо (разница между выдачами и возвратами) достигнет порядка 130 млрд рублей в 2018 году и 150 млрд рублей — в 2019 году.

Регионы гасят долги

Минфин запускает комплексный план действий для снижения долга регионов перед банками. В него входят объявленная президентом программа реструктуризации кредитов, которая в ближайшие два года сэкономит субъектам 428 млрд рублей, серьезное упрощение доступа к дешевым бюджетным кредитам, а также дополнительная финансовая помощь на 74 млрд рублей для тех, кто был вынужден взять заем в банках. Об этом «Известиям» рассказала директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина. По словам экспертов, более решительным шагом могло быть только полное списание долгов регионов, которое, впрочем, обнулило бы успехи Минфина по воспитанию бюджетной дисциплины.

Долг регионов перед банками с начала года сократился на 231 млрд и приблизился к 1 трлн рублей, сообщила «Известиям» Лариса Ерошкина.

— Но пока банковские кредиты всё еще составляют значительную долю от общего объема долга — около 47%, хотя работа над их замещением бюджетными кредитами ведется, — рассказала она.

По ее словам, правительство запускает ряд важных программ, чтобы окончательно переломить тренд на наращивание рыночного долга субъектов. Логика действий Минфина здесь будет следующей: для старых бюджетных кредитов Минфин вводит «рассрочку» на возврат, то есть регионы в 2018–2019 годах должны будут вернуть казне всего 5% от суммы основного долга, в 2020 году — 10%, в 2021–2024 годах — равными долями по 20% от суммы основного долга. При этом условия получения новых бюджетных кредитов по ставке всего 0,1% годовых существенно смягчаются. И наконец, те регионы, которые всё же вынуждены были взять коммерческий кредит, смогут рассчитывать на дополнительную государственную помощь в объеме 74 млрд рублей.

— Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда некоторые регионы берут кредиты в банках для досрочного погашения бюджетных кредитов. Чтобы оказать помощь таким регионам, за счет средств федерального бюджета в этом году предусмотрена дополнительная финансовая помощь в виде бюджетных кредитов в общем объеме 73,9 млрд рублей, — рассказала «Известиям» директор департамента Минфина.

Лариса Ерошкина также отметила, что в случае роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов выше уровня инфляции для регионов будет предусмотрена дополнительная возможность продления реструктуризации (еще на 5 лет) и снижения доли ежегодного погашения суммы основного долга до 5% в 2020 году, до 10% — в 2021–2028 годах и 5% — в 2029 году.

— Эти предложения позволят обеспечить равномерное погашение задолженности по бюджетным кредитам и снизить объем возврата регионами бюджетных кредитов. Только в 2018–2019 годах снижение бюджетной нагрузки для регионов составит до 428 млрд рублей, — оценила директор департамента Минфина.

Комплексный план действий правительства способен существенно помочь регионам, уверен старший директор, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Андрей Пискунов.

— Эти инициативы надо рассматривать одновременно, одна без другой просто теряет смысл. Зачем нужно было одновременно облегчать доступ к новым кредитам и реструктурировать старые? Затем, чтобы вновь выбираемые регионами кредиты у федерального центра шли не на погашение ранее выданных кредитов, а на снижение рыночного долга. Это такие взаимоувязанные меры, — пояснил он.

Будет ли эта нагрузка снижена на 428 млрд рублей за два года — эксперт оценить затруднился. Кроме того, он отметил, что пока непонятно, кто из регионов захочет в программе участвовать. Есть успешные субъекты, как Москва, которым такая помощь не особо нужна.

— Условием является отказ от депозитов на срок более 30 дней. Скорее всего, это будут дотационные регионы и те, у кого большой навес федерального долга, — предположил Андрей Пискунов.

«Рассрочка» для регионов действительно поддержит их бюджеты, но логику действий Минфина этот инструмент нарушает, отметил эксперт, ведь ведомство последовательно «воспитывало» финансовую грамотность у властей субъектов.

Следующий шаг — только полное списание долгов регионам, что в логику политики Минфина не вписывается, рассказал профессор Московского гуманитарного университета Алексей Скопин.

— Лучше для регионов было бы вообще списать долги, но тогда федеральный бюджет тоже останется без денег. Сейчас он все-таки у регионов берет какие-то средства, а иначе нужно будет эту дыру в 2 трлн рублей каким-то образом затыкать. Печатать не хочется: тогда будет инфляция, — предположил он.

По словам эксперта, практически все регионы от новой программы выиграют. Например, долг Крыма и Севастополя — порядка 10 млрд рублей. Белгородская область и Татарстан должны по 150 млрд рублей. Таким образом, долги могут быть как у «бедных», так и у экономически сильных субъектов, сделал вывод Алексей Скопин, поэтому программа актуальна для всех.

ЦБ видит риски в финансировании банками субъектов РФ

ЦБ выступает против роста долговой нагрузки регионов перед банками. С 2015 года банки используют выдачу займов субъектам федерации для выполнения условий наращивания кредитования, которое является обязательным для участников госпрограммы докапитализации через ОФЗ. В результате долговая нагрузка на регионы растет — по итогам 2016 года их совокупный долг перед банками составил около 1 трлн руб. Эксперты прогнозируют: в ближайшие годы число дефолтов по таким ссудам заметно вырастет.

Вчера глава ЦБ Эльвира Набиуллина выразила обеспокоенность растущей задолженностью регионов перед банками, в том числе через выпуск облигаций. «Конечно, ситуация с накопленной задолженностью регионов перед банками вызывает беспокойство»,— отметила она, выступая в Совете федерации. По ее словам, особенно серьезно долг вырос в 2015 году — на 15%, в 2016 году регионы увеличили свои заимствования в виде ценных бумаг. По данным агентства АКРА, объем задолженности регионов перед банками на конец 2016 года составил 1,035 трлн руб. По данным Счетной палаты, совокупный госдолг регионов по итогам 2016 года составил 2,35 трлн руб.

Как центр отучает регионы от бесплатных денег

По мнению госпожи Набиуллиной, «магистральный путь — это снижение коммерческих кредитов в финансировании дефицита бюджета регионов». Финансировать дефицит бюджета регионов без понятных источников будущего погашения — это не самый лучший вариант, заявила она. На необходимость снижения финансирования через кредиты, причем как от бюджета, так и от банков, указывал и Минфин. В финансовом ведомстве считают, что регионам необходимо наращивать длинные облигационные заимствования. В прошлом году только 22 региона рискнули выйти на рынок с облигациями на 153,5 млрд руб., и чаще всего речь шла о разовом выпуске. По оценке Минфина, по итогам 2016 года 42% долга регионов приходилось на бюджетные кредиты, 35% — на банковские кредиты, 19% — на облигации и 4% — на госгарантии.

Почему укрупнение регионов возвращают в повестку

Эксперты, так же как и глава ЦБ, видят риски в увеличении финансирования регионов банками, но в то же время считают его рост неизбежным. По прогнозам агентства S&P, во многих регионах к концу 2018 года доля рыночных заимствований вырастет до 30% текущих доходов — уровня, который агентство считает несовместимым со своевременным и полным погашением долга. Дефолты регионов по банковским кредитам уже имели место, хотя назвать это явление массовым пока нельзя, напоминает аналитик S&P Карен Вартапетов. «При этом в условиях снижения бюджетного кредитования рост рыночных заимствований регионов неизбежен»,— заключает он. К 2019 году S&P ожидает удвоения заложенности регионов перед банками. «Кредитное качество большинства субъектов РФ снижается,— указывает управляющий по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Александр Полютов.— В 2016 году приблизительно у трети субъектов РФ госдолг к собственным доходам превышал 80%».

Правительство готово обменивать деньги на эффективность регионов

Банки же, несмотря на очевидные риски, заинтересованы в кредитовании регионов. Предоставляя финансирование субъектам РФ, кредитные организации могут выполнять требования программы капитализации через ОФЗ — рост кредитного портфеля на 1% в месяц. «Качественных заемщиков среди компаний немного — на более чем 30 банков-участников их, очевидно, не хватает,— поясняет глава банка из топ-30.— При этом у регионов высокая потребность в финансировании, а для большинства банков их надежность приравнивается к надежности государственных заемщиков». По словам вице-президента СМП-банка Татьяны Герасимовой, нормы Бюджетного кодекса соблюдаются абсолютным большинством заемщиков из числа субъектов РФ, в связи с чем не приходится рассуждать о ненадежности данного сегмента заемщиков. Остается довольно много регионов, у которых отсутствует такой долг или его уровень минимален, поэтому имеется достаточный потенциал для развития регионов, продолжает госпожа Герасимова.

Долги регионов перед банками

Бюджеты регионов дополнительно получат 60 млрд руб. на погашение коммерческой задолженности, рассказал министр финансов Антон Силуанов на встрече членов правительства с президентом Владимиром Путиным. По словам Силуанова, такой объем средств позволит регионам не увеличивать коммерческую задолженность выше 50% от собственных доходов. Средства планируется распределить в виде бюджетных кредитов, они выдаются под 0,1% годовых.

Общий государственный долг российских регионов на 1 октября составлял 2,212 трлн руб., следует из данных Минфина, при этом объем их задолженности перед банками превышает 541 млрд руб. Сумма 60 млрд руб. из федерального бюджета не изменит ситуацию с долгами, но поможет снять напряженность в отдельных регионах, говорит завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов

Ранее несколько регионов публично заявили о проблемах собственных бюджетов: Карелия объявила о нехватке денег на повышение зарплат бюджетникам в 2017 году по майским указам президента, Верховный совет Хакасии попросил премьер-министра Дмитрия Медведева оказать финансовую помощь на 28,2 млрд руб. «в связи с потерями доходной части бюджета вследствие негативных тенденций в экономике прошлых лет». Карелия и Хакасия не первый год находятся в числе регионов со сложной финансовой ситуацией, но в России есть и регионы с более тяжелым положением, которые также могут попросить федеральные власти о помощи, указывают опрошенные РБК эксперты.

Какие регионы считать проблемными

Основной фактор роста долга у большинства регионов — это выполнение майских указов в 2012–2015 годах, говорит старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков. Бюджеты остаются дефицитными, и поэтому большинство регионов не могут снизить уровень долга, говорит он.

Понять степень финансовой устойчивости региона можно только по обширному ряду показателей, указывает ведущий аналитик агентства Moody’s Владлен Кузнецов. При этом оценить предварительно положение регионов можно на основании показателей величины долговой нагрузки, стоимости обслуживания долга и сбалансированности бюджета, отмечает он. «Регионы с большой долговой нагрузкой, стоимостью обслуживания долга и слабыми показателями сбалансированности бюджета с большей вероятностью могут столкнуться с трудностями при финансировании дополнительных расходных обязательств», — поясняет Кузнецов. Если долг региона превышает нормативное ограничение в 100% к собственным доходам, то риски кредитоспособности у этого региона будут выше, согласен директор группы суверенных рейтингов S&P Карен Вартапетов.

Для регионов с высокой долговой нагрузкой эмитирование обязательств возможно только при условии высокой доходности для инвесторов, говорит аналитик «Алор Брокера» Кирилл Яковенко. Если нет поддержки из федерального бюджета, регион вынужден брать заем в коммерческом банке, но и там ставка может быть очень высокой в зависимости от рисков дефолта, говорит он.

Согласно расчетам Moody’s, по итогам 2016 года восемь российских регионов имели долг свыше 100% к собственным доходам (то есть доходам без учета межбюджетных трансфертов). В Мордовии госдолг составлял 176% доходов региона, в Хакасии — 145%, в Костромской области — 143%, в Астраханской — 135%, в Карелии — 115%, в Смоленской области — 113%.

По состоянию на 1 октября текущего года, согласно подсчетам РБК, количество регионов с госдолгом, превышающим собственные доходы (прогноз поступлений за 2017 год), сократилось до шести. У Костромской области государственный долг составляет 172% собственных доходов, у Мордовии — 148,9%, у Хакасии — 138%, у Астраханской области — 114,8%, у Карелии — 103,4%, у Смоленской области — 100,6%.

Министерства финансов этих регионов не ответили на запросы РБК о том, обращались ли их власти за дополнительной финансовой поддержкой из федерального бюджета. В Минфине России и аппарате вице-премьера Дмитрия Козака (курирует регионы) не ответили на вопрос РБК о том, какие еще регионы (кроме Карелии и Хакасии) обратились за поддержкой к федеральным властям.

Пресс-служба Минфина только отметила, что «вопрос повышения сбалансированности бюджетов регионов прорабатывается».

Представитель Козака сказал, что «есть понятное желание любого дотационного региона обратиться за дополнительной финансовой помощью». Минфин и правительство занимаются сводом этих запросов, чтобы выработать единый подход, «а не удовлетворять в ручном режиме все поступающие индивидуальные заявки».

Два из шести наиболее закредитованных регионов уже обратились за поддержкой к федеральным властям, следующими могут стать остальные регионы из списка — Мордовия, Костромская, Архангельская и Смоленская области, предполагает Владимир Климанов.

Откуда взялись проблемы?

Согласно закону о бюджете Мордовии на 2017 год предельный объем госдолга республики запланирован в размере 54,4 млрд руб. На 1 октября долг Мордовии составил 46,76 млрд руб., из них 27,2 млрд руб. — бюджетные кредиты и 9,4 млрд руб. — коммерческие займы.

В последние годы дефицит бюджета Мордовии возник из-за финансовой модели, которую республика сформировала около десяти лет назад, объясняет Климанов. Раньше Мордовия привлекала компании (например, ЮКОС) льготами по налогам. Компании оптимизировали налогообложение, сокращали общие выплаты в бюджетную систему и работали на взаимовыгодных условиях с регионом, объясняет эксперт. Сейчас этот фактор играет против республики — завышенные расходные обязательства остались, а доходы не увеличились.

Также на ситуацию с долгом повлияла активная инвестиционная и социальная политика, которую ведут власти субъекта, на регион возложены обязательства по подготовке к чемпионату мира по футболу, перечисляет Александр Шураков. «В 2017 году бюджет [Мордовии] ожидает поступление более 7,4 млрд руб. доходов от продажи активов, что составляет почти 25% от утвержденных собственных доходов. Но по итогам девяти месяцев доходы от продажи имущества не превышают 30 млн руб.», — указывает эксперт. Региональные власти и раньше завышали ожидания по доходам от продажи активов и, если выручить 7,5 млрд руб. не получится, региону придется сокращать расходы или изыскивать дополнительные финансовые ресурсы, подытоживает он.

Еще один претендент на обращение за федеральной поддержкой — Костромская область. Регион согласно его закону о бюджете в 2017 году планирует получить 23,2 млрд руб. доходов. При этом объем госдолга области на 1 октября составил 26,45 млрд руб., из них 17,63 млрд руб. — по коммерческим кредитам и 7,78 млрд руб. — по бюджетным.

Рост долговой нагрузки Костромской области в основном произошел из-за необходимости выполнения майских указов, говорит Шураков. Также область имеет значительный накопленный долг, который сформировался при прежнем губернаторе — тот создал расширенную систему региональных льгот, указывает Климанов. Система распределения дотаций также играет против областного бюджета, считает он. «У Костромской области высокий уровень бюджетной обеспеченности и, соответственно, низкий объем дотаций. При этом область самая суровая с точки зрения климатических условий в Центральном федеральном округе, с самым рассредоточенным населением, фактически это приближает эту область к северным регионам, но не изменяет систему получения финансовой помощи», — говорит эксперт.

Финансовое состояние бюджета Костромской области может улучшиться, размышляет Александр Шураков: рост налоговых и неналоговых доходов в 2017 году опережает плановую динамику, поэтому фактический дефицит по итогам года может уменьшиться.

Еще один закредитованный регион — Астраханская область — имеет один из наиболее высоких показателей по уровню коммерческих кредитов в структуре госдолга. Регион, согласно данным Минфина, к 1 октября имеет задолженность 4,35 млрд руб. по бюджетным кредитам и 21,4 млрд руб. — перед кредитными организациями. В целом объем госдолга области снижается (на 20% по сравнению с 2016 годом), но все еще превышает 100% собственных доходов. Природа проблем Астраханской области «почти индивидуальная», считает Владимир Климанов: в регионе традиционно был завышен показатель валового регионального продукта (ВРП). В области расположены производства, связанные с «Газпромом», они не генерировали доходы для региона из-за уплаты налогов в составе консолидированных групп налогоплательщиков.

Смоленская область на 1 октября имела госдолг 31,14 млрд руб. (7,6 млрд — коммерческие кредиты, 22,2 млрд — бюджетные), из запланированных 39,1 млрд руб. доходов регион уже получил 30,9 млрд руб., за год отношение задолженности к собственным доходам сократилось на 12 п.п. Финансовая ситуация Смоленской области пока не критическая, размышляет Шураков, за год (октябрь 2016 года к октябрю 2017 года) власти снизили объем долга на 1,8 млрд руб., при этом более половины задолженности (54%, или 16,8 млрд руб.) приходится на суммарный дефицит 2013–2015 годов, указывает он. «К концу года долг может снова увеличиться, так как у многих регионов в декабре пик расходов. Но тем не менее внутри года у Смоленской области достаточно ресурсов, чтобы хотя бы временно снижать объем коммерческого долга и экономить на процентных расходах», — считает он.

Как центр поддерживает регионы

Из федерального бюджета регионам выделяются трансферты, среди них дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации на частичную компенсацию расходов регионов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы по майским указам, дотации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала и дотации на сбалансированность бюджетов отдельных регионов.

Также с 1 января запускается и программа реструктуризации бюджетных кредитов регионам, рассчитанная на семь лет. Как говорил Путин, в первые два года по ней будут предоставляться «максимально льготные условия», когда регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% своего долга. Это позволит им за два года «вызволить» 438 млрд руб.

Долги регионов перед банками