Новая редакция Трудового кодекса не меняет правила выплаты премий

21 сентября 2016

3 октября вступит в силу федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда», в соответствии с которым конкретизированы сроки выплаты заработной платы.

Законом в статью 136 Трудового кодекса РФ внесена поправка, согласно которой конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, за выполнение нормы труда (должностных обязанностей).

С учетом новой редакции статьи 136 ТК заработная плата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16 по 30(31) число текущего периода, за вторую половину – с 1 по 15 число следующего месяца.

Как отметила Директор Департамента оплаты труда, трудовых отношении и социального партнерства Минтруда России Марина Маслова, принятый закон не меняет порядка выплаты заработной платы.

«Требования по ограничению сроков выплаты заработной платы пятнадцатью календарными днями относятся к выплатам работнику начисленной заработной платы, которые производятся не реже чем каждые полмесяца», – отметила Марина Маслова.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются одной из составляющей заработной платы и выплачиваются за иные более продолжительные периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие).

«Системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, – пояснила Марина Маслова. – Премии и иные поощрительные выплаты начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка таких показателей».

Таким образом, сроки выплаты работникам стимулирующих выплат, начисляемых за месяц, квартал, год или иной период могут быть установлены коллективным договором, локальным нормативным актом. Так, если положением о премировании установлено, что выплата премии работникам по итогам за определенный системой премирования период, например, за месяц осуществляется в месяце, следующем за отчетным или указан конкретный срок ее выплаты, а по итогам работы за год – в марте следующего года или также указана конкретная дата ее выплаты, то это не будет нарушением требований Трудового кодекса в новой редакции.

Статья 135. Установление заработной платы

СТ 135 ТК РФ.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с
действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов),
доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся
от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования,
устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами
в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый
период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном
и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных
учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных
и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.

Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством
Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются
работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены
по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями,
локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными
нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового
права.

Комментарий к Ст. 135 Трудового кодекса РФ

1. В настоящее время основные принципы установления заработной платы выглядят следующим образом:

а) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором;

б) системы оплаты труда утверждаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами;

в) условия оплаты труда, установленные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с определенными коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами;

г) условия оплаты труда, установленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с определенными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

д) условия оплаты труда работников организаций, финансируемых за счет бюджетных средств, устанавливаются в таком же порядке, однако объемы финансирования учреждений бюджетной сферы в части средств, идущих на оплату труда, должны соответствовать Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников бюджетных организаций, которые разрабатываются Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

2. Под системой оплаты труда понимается способ установления соотношения между мерой труда и мерой вознаграждения за него, на основании которого строится порядок исчисления заработка работника. Практикой выработаны две базовые системы оплаты труда: повременная и сдельная.

При повременной системе учитывается проработанное время и оплата производится на основе тарифной ставки или должностного оклада. О тарифных ставках и должностных окладах см. ст. 143 ТК РФ и комментарий к ней.

При сдельной системе оплачивается каждая единица произведенной продукции или выполненная трудовая операция. Оплата производится на основании сдельной расценки, которая является расчетной величиной, производной от тарифной ставки и нормы выработки. Она исчисляется двумя способами: при применении норм выработки — делением тарифной ставки на норму выработки; при применении норм времени — делением тарифной ставки на норму времени. О нормах выработки и нормах времени см. ст. 160 ТК РФ и комментарий к ней.

Разновидностями сдельной системы являются системы: прямая сдельная (с постоянными сдельными расценками); сдельно-прогрессивная (с повышением сдельных расценок по мере увеличения количества продукции или выполненных трудовых операций); косвенная сдельная (для вспомогательных работников); аккордно-сдельная (с расценками не на отдельную операцию, а на весь комплекс работ в целом).

На практике используются и иные системы: оплата на основании условного коэффициента (коэффициента трудового участия, трудового вклада, эффективности труда и проч.); оплата на основании процентного отношения к заработку руководителя; рейтинговая система (месячный заработок работника исчисляется на основании его личного рейтинга); индивидуальная система (заработок каждого работника определяется трудовым договором).

3. Системы оплаты труда устанавливаются работодателями самостоятельно в локальных нормативных актах, а также коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами с работниками. В них должны быть установлены: система заработной платы; размеры тарифных ставок и должностных окладов; размеры и условия стимулирующих выплат; порядок оплаты труда в особых условиях.

Об установлении тарифной системы оплаты труда см. ст. 143 ТК РФ и комментарий к ней.

О системах оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений см. ст. 144 ТК РФ и комментарий к ней.

Об оплате труда в особых условиях см. ст. ст. 146 — 158 ТК РФ и комментарии к ним.

4. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет порядок разработки единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Такие Рекомендации на 2014 г. утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 25 декабря 2013 г. Целью Рекомендаций является обеспечение единых подходов к регулированию заработной платы работников учреждений бюджетной сферы. Рекомендации учитываются:

а) Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы;

б) трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов РФ и муниципальных образований при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы.

5. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются с учетом мнения представительного органа работников. См. ст. ст. 29, 31, 372 ТК РФ и комментарии к ним.

6. При установлении условий оплаты труда в трудовом договоре следует руководствоваться соответствующими положениями трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, а также коллективного договора и соглашения, не допуская ухудшения условий оплаты по сравнению с теми, которые установлены в них. Аналогичные требования установлены для условий оплаты труда, предусмотренных в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах организации.

Ухудшающими условиями оплаты труда следует признавать:

установление более низкого размера тарифных ставок и должностных окладов;

установление более высокой доли оплаты в неденежной форме;

изменение сроков выплаты заработной платы (удлинение этих сроков);

установление не предусмотренных в законе оснований для удержания заработной платы;

снижение уровня гарантий, установленных для работников, занятых в особых условиях;

иные условия оплаты, в результате применения которых заработная плата работников оказывается ниже размера, установленного в законах, иных нормативных правовых актах, локальных нормативных актах организации, а также в коллективных договорах и соглашениях.

7. Заработная плата включает выплаты стимулирующего характера. К числу таких выплат относятся премии, стимулирующие доплаты и надбавки.

8. Премии как часть заработной платы представляют собой денежные выплаты за достижение определенных результатов в труде. Применение премиальных систем направлено на создание у работников материальной заинтересованности в достижении тех показателей, которые не предусмотрены основной оплатой по тарифным ставкам и окладам. В этом смысле премиальная система не является самостоятельной и применяется только в дополнение к сдельной или повременной.

Все премии разделяются на две группы: входящие в систему оплаты труда и не входящие в нее. Первые выплачиваются при условии достижения результатов, заранее обусловленных показателем премирования, поэтому их достижение порождает у работников право на получение премии. При недостижении этого показателя право на премию не возникает. В зависимости от цели введения премирования показатель премирования может быть количественным (выполнение и перевыполнение производственных заданий по выпуску продукции; выполнение технически обоснованных норм выработки; освоение прогрессивных норм выработки и проч.) или качественным (снижение трудозатрат; экономия сырья, материалов, топлива; повышение удельного веса продукции высшей категории качества; безупречное обслуживание клиентов и др.). Наряду с показателем могут устанавливаться и условия премирования, т.е. дополнительные требования, при невыполнении которых премия не начисляется или ее размер снижается.

Премии, не предусмотренные системой оплаты труда, носят характер разового поощрения и потому выплачиваются, как правило, нерегулярно и зачастую вне связи с конкретными достижениями в труде по усмотрению работодателя. Поощрительное премирование является правом, а не обязанностью работодателя, поэтому его условия определяются им самостоятельно и не требуют наличия заранее формализованного основания. Такие премии в отличие от предусмотренных системой оплаты труда не учитываются в среднем заработке работника. О поощрениях за труд см. ст. 191 ТК РФ и комментарий к ней.

9. Порядок премирования в организациях устанавливается либо работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо в коллективном договоре. О порядке учета мнения представительного органа работников см. ст. 372 ТК РФ и комментарий к ней.

10. Трудовое законодательство не проводит четкого разграничения понятий «доплата» и «надбавка». Стимулирующие доплаты и надбавки в отличие от премий носят постоянный характер и выплачиваются не за будущие требующие оценки достижения, а за уже достигнутые результаты и индивидуальные качества работника, обеспечивающие высокую результативность его работы. К их числу относятся надбавки и доплаты за высокие достижения в труде, за непрерывный стаж работы в организации (или в отрасли), за высокое качество работы, за выполнение особо сложной работы, за профессиональное мастерство.

Порядок установления стимулирующих надбавок и доплат в организациях такой же, как и порядок установления премий.

Статья 149 ТК РФ. Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (действующая редакция)

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 149 ТК РФ

1. В комментируемой статье подчеркивается, что выплаты, связанные с выполнением работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, могут предусматриваться не только коллективным или трудовым договором, но и трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами. Это соответствует сложившимся традициям, поскольку обязанность производить эти выплаты и их минимальный размер устанавливаются на государственном уровне. В договорном порядке уточняются лишь размеры выплат.

2. Работа в условиях, отклоняющихся от нормальных, влечет повышенную оплату труда. Работникам, выполняющим работы различной квалификации, совмещающим профессии (должности), привлекаемым к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, производятся доплаты.

Право на эти доплаты (и соответственно, обязанность работодателя их производить) закреплено в трудовом законодательстве (ст. ст. 150 — 154 ТК), а их размер (с учетом минимального размера, определенного нормативными правовыми актами Российской Федерации) устанавливается соглашением, коллективным договором либо локальным нормативным актом.

Сочетание указанных источников права определяется так же, как при определении систем оплаты труда.

Статья 147 ТК РФ – доплата за вредные условия труда

Статьи по теме

Трудовой кодекс гарантирует льготы и доплаты за вредные и опасные условия труда. С 2014 года они назначаются согласно итогам специальной оценки условий труда, а размер выплат напрямую связан с классом опасности производства. При этом до проведения СОУТ сохраняются все льготы, установленные ранее по итогам аттестации рабочих мест.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что является основанием для предоставления компенсации за условия труда;
  • о порядке предоставления надбавки за вредные условия труда;
  • как оформить приказ о доплате;
  • сколько составит доплата при работе с ядами;
  • кому положен перерасчет пенсии за вредные условия труда.

Доплата за вредность по специальной оценке условий труда

Трудовой кодекс гарантирует работникам, занятым на «вредном» производстве, определенные льготы и компенсации по результатам специальной оценки условий труда. Перечислим их:

  • Увеличенная продолжительность ежегодного календарного отпуска (ч. 1 ст. 116, ч. 2 ст. 117 ТК РФ).
  • «Короткий» рабочий день (ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 94 ТК РФ).
  • Повышенная оплата труда (ст. 147 ТК РФ).

Скачайте документы из статьи:

Рассмотрим подробнее, какая предоставляется денежная компенсация за работу во вредных условиях труда.

Ст 147 ТК РФ

Гарантия повышенной оплаты труда прописана в 147 статье Трудового кодекса РФ.

Доплата за вредность условий труда не может составлять менее 4 процентов от оклада. Решение о размере такой доплаты работодатель принимает с учетом мнения представительного органа сотрудников предприятия.

Это решение фиксируется в документах: коллективном или индивидуальном трудовом договоре, локальном нормативном акте.

Назначение увеличенной оплаты возможно только после специальной оценки условий труда. Это связано с тем, что все гарантии по СОУТ являются итогом оценки условий на рабочих местах, согласно закону №426-ФЗ (ст.7).

Что является основанием для предоставления компенсации за вредные условия труда

Спецоценка УТ была введена после отмены аттестации рабочих мест, проводится раз в 5 лет и осуществляется в соответствии с №426-ФЗ.

Все предприятия и рабочие места могут быть отнесены к одному из четырех классов опасности.

  • 1 и 2 класс опасности – оптимальный и допустимый. Работники, занятые на таких производствах, не имеют дополнительных выплат, льгот и гарантий. Условия труда в 1 классе полностью безопасны. Во 2 классе УТ, хоть и имеется влияние вредных факторов, но их присутствие не выходит за рамки гигиенических нормативов. Сотрудник полностью восстанавливается за время отдыха.
  • 3 и 4 класс – вредный и опасный – здесь есть вероятность нанесения вреда здоровью сотрудников.

3 класс имеет свою внутреннюю классификацию по степеням. Так, работа в классе 3.1 может нанести вред здоровью. А вот 3.2 – уже серьезнее, при длительном (более 15 лет) стаже работы могут возникнуть стойкие функциональные изменения и профессиональные заболевания в легкой степени.

Класс 3.3 вызывает легкую и среднюю степень тяжести профзаболеваний. Вредные факторы класса 3.4 связаны с тяжелыми профзаболеваниями и потерей трудоспособности.

4 класс – это опасные условия труда, которые могут привести к острым формам профболезней и опасности для жизни сотрудников.

Доплата за работу во «вредных» условиях осуществляется только для тех, кто занят на предприятиях с условиями труда 3 или 4 класса опасности.

Поскольку назначение льгот вызывает много вопросов у работодателей, Минтруд опубликовал специальные разъяснения, что является основанием для установления работникам, занятым на тяжелых работах, компенсаций (№ 15-1/ООГ-6372 от 16.12.2005).

К этому документу необходимо обращаться в сложных случаях в 2018 году. И как мы уже писали выше, следует ориентироваться на итоги СОУТ.

Доплата за вредные условия труда в 2018 году

Если на предприятии не проходила спецоценка, на работников по-прежнему распространяются льготы, начисляемые до 2014 года по итогам аттестации рабочих мест.

В случае если на предприятии изменились условия труда, необходимо провести СОУТ. По ее итогам возможно как увеличение, так и уменьшение льгот и надбавок.

Если работодатель улучшил условия труда, льготы будут пересмотрены. Но основанием для этого могут служить только зафиксированные итоги спецоценки условий труда. После проведения внеплановой СОУТ рабочее место сотрудника может быть переквалифицировано в другой класс опасности.

На предприятии модернизировано оборудование, средства индивидуальной защиты заменены на новые, более современные, заменены материалы или реагенты – все это повод для внеплановой СОУТ и смены класса опасности.

Если это произошло – согласно 72 ст. ТК, необходимо заключение дополнительного соглашения с работниками, так как изменились условия труда и, соответственно, оплаты. Если сотрудник не хочет работать на таких условиях, руководство может принять решение в одностороннем порядке.

В таком случае за 2 месяца работник уведомляется письменно об изменении зарплаты в связи с изменениями условий труда (ст.74 ТК РФ). Если через эти 2 месяца согласие по-прежнему не достигнуто, сотрудник увольняется по ст. 77 (п.7 ч.1).

Когда в результате каких-либо факторов условия, напротив, ухудшаются, и это зафиксировано по СОУТ, должны быть назначены новые доплаты (согласно ст. 92, 117, 147, 219 ТК).

ООО «Светозар» в мае 2013 года провело аттестацию рабочих мест. По ее результатам ряду сотрудников предоставлялся дополнительный отпуск на 7 календарных дней. В середине 2014 года на предприятии была произведена модернизация оборудования, исключившая вредный фактор. В данной ситуации работодатель не может самостоятельно изменить результаты аттестации и забрать у рабочих право на дополнительный отпуск. При этом плановая оценка намечена на 2018 год.

Порядок предоставления надбавки за вредные условия труда

Работодатель самостоятельно определяет размер доплаты за вредные условия труда, но она должна быть согласована с коллективом сотрудников и составлять не менее 4%. Это фиксируется в трудовых и коллективных договорах и других документах организации.

Учитывая итоги СОУТ в определении размера надбавок, необходимо обращаться к Типовому положению N 387/22-78 от 03.10.1986.

Типовое положение предусматривает такие коэффициенты к окладам:

Доплата за временно отсутствующего работника (Трудовой кодекс)

doplata.jpg

Похожие публикации

Если один из работников временно отсутствует на рабочем месте по какой-либо причине, работодатель может привлечь к исполнению его обязанностей другого работника (с его письменного согласия – ст. 60.2 ТК РФ).

Заменить временно отсутствующего коллегу обычно необходимо в следующих ситуациях:

  • в случае болезни;
  • если он находится в отпуске (как в отпуске по случаю рождения ребенка, так и в плановом ежегодном, учебном и других отпусках);
  • на время нахождения в служебной командировке или на срок повышения квалификации;
  • в случае отстранения от работы (например, работник не прошел необходимый медицинский осмотр);
  • в случае выполнения отсутствующим сотрудником государственных или общественных обязанностей.

Если работник не освобождается от выполнения своей основной работы, но получает дополнительную нагрузку в виде исполнения обязанностей отсутствующего коллеги в свое рабочее время, ему устанавливается доплата за совмещение (то есть дополнительное вознаграждение). Срок, в течение которого работник будет заменять своего коллегу, а также объем выполняемой работы, другие детали должны быть согласованы в допсоглашении к трудовому договору.

Доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника

Итак, если работник временно исполняет обязанности отсутствующего работника, параллельно выполняя свои обязанности по основной работе, ему предусмотрена доплата (ст. 151 ТК РФ).

Обычно, в зависимости от объема дополнительной работы, которая ложится на плечи работника, устанавливается и размер такой доплаты в соглашении между работником и работодателем. Доплата может быть установлена как в определенной твердой сумме, так и в виде процентов к зарплате. Доплату за временно отсутствующего работника Трудовой кодекс РФ не ограничивает минимальным или максимальным размером. Однако такие ограничения могут быть предусмотрены отраслевыми соглашениями, распоряжениями вышестоящих организаций и т.д.

Как оплачивается замещение временно отсутствующего работника? Замещение, в отличие от совмещения, предполагает, что на время отсутствия работника его коллега оставляет свое место работы и выполняет трудовые обязанности отсутствующего, получая соответствующую зарплату. Доплата в этом случае производится, как правило, если работа по замещаемой работником должности более сложная, чем по основной. Вопрос оплаты при замещении тоже оговаривается в допсоглашении к договору.

Обратите внимание, в письмах Минздравсоцразвития № 22-2-897 от 12.03.2012 г. и Роструда от 24.05.2011 г. № 1412-6-1 говорилось, что в некоторых случаях оплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника может не устанавливаться. Так, обязанность «подменить» отсутствующего коллегу с похожими обязанностями может быть предусмотрена должностной инструкцией работника, являясь одной из трудовых обязанностей работника. В таком случае какие-либо доплаты работодатель вправе вовсе не устанавливать. Но такой подход прямо противоречит ст. 151 ТК РФ, предусматривающей обязательную доплату при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы.

Устанавливать доплату сотрудникам, временно работающим «за двоих», нужно всегда, особенно в случае, когда трудовая нагрузка увеличивается значительно. Например, доплата за исполнение обязанностей начальника. Когда заместитель начальника отдела временно замещает своего руководителя, объем выполняемых им работ может возрасти в разы, например, если руководитель отсутствует в высокий сезон продаж.

Доплаты трудовой кодекс 2014