Оглавление:

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля, 24 ноября 2014 г., 8 марта, 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 10 июня 2014 года

Одобрен Советом Федерации 18 июня 2014 года

23 июня 2014 года

Цель поправок — оптимизировать процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, закреплена возможность выделения земельных участков в целях комплексного освоения не только для жилищного, но и иных видов строительства, в т. ч. социального.

Участки предоставляются без проведения торгов только для возведения важных инфраструктурных объектов, для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства и в других, строго определенных случаях.

Органы теперь должны выставлять на торги свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц. Исключение — если они зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, ограничены в обороте и т. п. В качестве начальной аукционной цены участка используется кадастровая стоимость. Информацию о наличии свободной земли органы обязаны публиковать на официальных сайтах.

Если утверждены правила землепользования и застройки поселения, оно может распоряжаться участками, госсобственность на которые не разграничена. При отсутствии этих правил указанные полномочия реализуют муниципальные районы.

В определенных случаях допускается обмен государственных и муниципальных участков на землю, которая находится в частной собственности. Это возможно, если последняя изымается для государственных или муниципальных нужд. Либо когда частная земля предназначена (согласно проектам планировки и межевания территории) для размещения социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры или если на ней соответствующие объекты уже расположены.

Установлена возможность предоставления участков для ИЖС, ведения дачного хозяйства и садоводства в индивидуальном порядке, а не только через некоммерческие объединения граждан.

Прописана процедура отчуждения объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен. Такой объект изымается у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. Исключение — если собственник докажет, что нарушение срока строительства связано с действиями (бездействием) органов или лиц, эксплуатирующих инженерно-технические сети, к которым должен быть подключен объект. Вырученные на торгах деньги выплачиваются бывшему собственнику объекта.

Земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям и центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2015 г., за исключением положений, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 24 июня 2014 г., в «Российской газете» от 27 июня 2014 г. N 142, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 26 (часть I) ст. 3377

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 2 статьи 3 изменений, вступающего в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 405-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 356-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (N 171-ФЗ «от 23.06.2014 г.), вступил в силу с 1 марта 2015 года. Что изменилось?

Новый закон регулирует вопросы возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки, обеспечивает прозрачность действия и равный доступ к земельным ресурсам, сокращает избыточные административные процедуры, устанавливает ограниченное число случаев предоставления земельных участков без проведения торгов.

•Установление нового порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

•Определение особенностей приобретения указанными лицами земельных участков на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.

•Регулирование отношений в области установления сервитутов, перераспределения земель, передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ.

•Возможность использования гражданами и юридическими лицами земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков.

•Уточнение правовых норм, определяющих понятие «земельный участок», устанавливающих порядок образования земельных участков, содержание вещных и иных прав на земельные участки, виды и условия сделок с земельными участками.

•Внесение новой статьи в Гражданский кодекс РФ, предусматривающей отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

•Приведение Лесного кодекса, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», ряда других федеральных законов в соответствие с изменениями, внесенными федеральным законом в Земельный кодекс.

Закон направлен на создание возможностей для людей более эффективного распоряжения своими наделами — продавать, сдавать в аренду, закладывать и передавать в залог.

Перейдём к комментариям к новому закону, опираясь, в частности, на некоторые мнения заместителя министра экономического развития Павла Королева, представлявшего от имени правительства РФ законопроект в Федеральном Собрании (“Российская газета” от 24.06.2014 г.).

Земля без аукционов

Предоставлена возможность получения некоторыми категориями граждан земли без аукционов. Касается это, прежде всего, льготников, нуждающихся в земельных наделах для строительства жилья или ведения личного подсобного хозяйства.

Например, специалисты в малонаселенных местностях. Не забыты и многодетные семьи 3-мя и более детьми.

По новому закону, льготники смогут получать земельные участки в безвозмездное пользование, а по истечении 6 лет — в собственность, причём, начальная цена участков будет устанавливаться из кадастровой стоимости.

Для обеспечения льготников жильем и заведения ими личного подсобного хозяйства муниципалитеты получили право бесплатного предоставления земельных участков.

Перечень таких территорий и категорий граждан, нужных профессий будет устанавливаться отдельно региональным законодательством. В обсуждаемом сейчас новом законе он не прописан.

Получить землю без торгов смогут и юридические лица, если они будут строить социально важные объекты — дороги, коммуникации, детские сады, больницы, спортивные площадки, или же такие специфические сооружения, как электростанции, гидротехнические объекты, промышленные предприятия.

Максимальное время, необходимое для предоставления земельного участка без торгов, сократится для них с нынешних 3-х лет до 3-х месяцев.

Новый закон облегчил процедуру получения земли для предпринимателей, владельцев киосков, ларьков и магазинов «на колесах», владельцев рекламных конструкций. Они будут освобождены от обязательного заключения договоров аренды на земельные участки.

Сохраняется возможность предоставления участков без аукциона, но по закрытому перечню оснований — под объекты государственного и муниципального значения, сельхозпроизводителям после трех лет аренды и т. д.

О дачных участках

Государство, решившись пустить в оборот огромное количество пустующих земель, которые находятся в федеральной, региональной и муниципальной собственности, будет в более простом порядке предоставлять их гражданам под массовую застройку как для садово-дачных нужд, так и под строительство собственного дома.

Толчком к такому решению послужили, в частности, малорезультативные итоги “дачной амнистии”, когда большинство участков так и остались неприватизированными, поскольку многие из них оказались вне действия преслувотой “амнистии”, распространившей свои «блага» только на участки, предоставленные до 2001 года.

Введённые поправки в Земельный кодекс позволяют теперь оформить в свою собственность садовые земельные участки независимо от того, когда люди стали членами садового товарищества или кооператива, или те, что были куплены в 2000-е годы «без документов» по садовой книжке.

Иными словами, граждане, владеющие земельными участками на основании советских нормативных актов, избавятся от судебных процедур по их оформлению в собственность.

Таким же порядком может решаться и проблема заброшенных участков в садоводствах, когда кто-то когда-то получил участок, но потом ни этой землей, ни ее оформлением в собственность не занимался. Получить или даже купить такую землю желающих достаточно.

И если ранее порядок получения земли не был установлен, новый закон позволяет решить вопрос — вступайте в товарищество и заручайтесь поддержкой общего собрания.

Таким образом, для оформления наделов, приведённых в качестве примера, нужно заручиться решением общего собрания садоводства и с ним обратиться в орган местного самоуправления.

Такой порядок действует только до 31 декабря 2020 года — статья 11, пункт 2.7 Закона.

О прирезках к участкам

Речь пойдёт о “самозахватах”, встречающихся сплошь и рядом.

Новый закон предоставил возможность и беспроблемного, но за плату, оформления так называемых прирезок к дачным и садовым участкам, участкам под жилыми домами.

Следует, тем не менее понимать, что эти куски не должны быть землёй общего пользования или, тем более, участком соседа.

Выкупить землю будет выгодно: цена на неё будет значительно ниже рыночной.

Чем объясняется? — Тем, что использовать её никаким другим образом уже нельзя, тем что, по факту, это давно используемые и огороженные земли.

Для многих это означает реальный шанс приобрести за очень небольшие деньги полоски примыкающей земли, которыми они пользуются в реалии. А государство получает больше земли, вовлеченной в оборот.

О налогах и возможности изъятия участков

Обязанность платить налоги и использовать земельный участок по назначению — требование нового закона, оставшееся навечно.

Неиспользуемые в течение 3-х лет участки будут изыматься.

Такая норма была принята ранее, но в поправках уточнена процедура изъятия, что делает его осуществимым.

Орган местного самоуправления может лишить прав на неиспользуемый земельный участок через суд, а в некоторых случаях и без него.

Закон определил и процедуру добровольного отказа от земли, если нет желания или возможности ее обрабатывать или продать.

Если участок находится в пользовании, в случае отказа от него необходимо написать заявление в орган местного самоуправления, если же участок в собственности, то в Росреестр.

Как купить землю у муниципалитета – аукцион или без него?

Землю нужного назначения теперь можно купить не только у других собственников или застройщиков, но и непосредственно у муниципалитета.

Администрации сельских и городских поселений обязаны представлять на своих официальных сайтах и на публичной кадастровой карте, которую каждый желающий может увидеть в интернете, сведения о продаваемых участках.

Если участок подходит по своим параметрам, устраивает его предполагаемая стоимость, останется лишь подать заявку.

Далее местные власти делают в прессе и на своём сайте в интернете объявление о том, что, в соответствии с вашей заявкой, участок выставлен на продажу.

Если других желающих на этот участок не будет, участок предоставляется вам.

Если же появятся другие претенденты, проводятся торги.

Отказать в продаже участка, если он действительно свободен, администрация уже не имеет права.

Всё это касается и потенциальных садоводов-дачников, которые могут стать индивидуалами, без вступления в садовое или дачное товарищество. Они могут купить землю у местной администрации.

Обязательность публичного предоставления местными властями сведений о свободных участках и запрет для них на отказ в предоставлении участков предполагает законом резкое сокращение возможностей откатов ведающим землей чиновникам.

О стоимости земельных участков, покупаемых у муниципалитетов

Вопрос, волнующий всех, — будут ли участки дешевле, чем на рынке?

Новый закон гласит: единственному желающему участок продается не дороже кадастровой стоимости.

Если же участок всё-таки будет продан с торгов, то, понятно, стоимость может оказаться выше.

Такие меры, предусмотренные новым законом, могут серьёзно сбить рыночные цены на землю, поскольку на рынок попадут новые участки из госземель, да и свой рынок земель муниципалитеты планируют пополнять за счёт изъятия неиспользуемых участков.

Если участок не сформирован

В распространённых ситуациях, когда участок не сформирован и нет утвержденного проекта межевания территории, заявитель за свой счёт разрабатывает схему его расположения на кадастровом плане, которую власти должны согласовать в течение 30 дней. Это — прямая норма нового закона.

А далее, как уже было сказано выше, муниципалитет обязан объявить о готовящейся продаже и, при наличии хотя бы двух претендентов, провести торги. Начальной ценой будет кадастровая стоимость участка.

Граждане, которые претендуют на участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства (ЛПХ), будут тратиться на кадастровые работы уже после того, как власти проведут предварительную публикацию и убедятся в отсутствии других претендентов на участок.

Для юридических лиц такой риск существует, но он несопоставим с полной невозможностью подойти к торгам, как это происходит сегодня.

Порядок предоставления муниципальной земли

В этом вопросе предусмотрены весьма существенные перемены.

Сейчас система распределения земельных ресурсов обременена излишними согласованиями и тянется слишком долго, иногда до трех лет, непрозрачна, во многом противоречива.

Новый закон детально прописал процедуру прямого действия, с конкретными и достаточно краткими сроками их выполнения — они не должны превышать трех месяцев.

Кстати, о детализации: объём закона — свыше 300 страниц, он обобщил почти 25-летний опыт выстраивания рыночных правоотношений в землепользовании и готовился 5 лет.

В новом законе чётко сформулированы особенности земельных аукционов, на которые муниципальные власти будут обязаны выставлять свободные земельные участки по заявлениям физических лиц. Единственная поправка — если на эти земли не претендуют крупные застройщики, которые намерены заниматься комплексным развитием территорий.

Акт выбора участка не нужен

Почему отпала необходимость в подготовке и согласовании актов выборов участков? – Причин много. Основной же можно назвать завершение в 2014 году утверждений правил землепользования и застройки (ПЗЗ) по всей территории страны.

Теперь вопрос о том, какой объект и с какими параметрами можно построить, уже не будет предметом переговоров. Это должно быть определено в градостроительном регламенте.

Согласовывать акт выбора участка, который дублирует градостроительную документацию, стало ненужной процедурой. Тем более, что именно с актом выбора сегодня связаны почти все неформальные отношения с органами власти при предоставлении участка.

При подготовке акта выбора орган власти по своему усмотрению решал, какой объект и с какими параметрами построить. В реалии же такая ситуация служила основой “переговорного процесса” между недобросовестными главами муниципальных образований и заявителями.

Соответственно, теперь, по новому закону, порядок предоставления земельных участков будет опираться на генеральный план территории, правила землепользования и застройки, а также документацию по планировке территорий.

Закон вступил в силу 1 марта 2015 года

См. так же Градостроительный, Земельный, Лесной Кодексы; Правила землепользования и застройки, как по Уфимскому району, так и по городу Уфа, а при необходимости и других районов РБ.

Закон «О внесении изменений в ЗК РФ»

В 2001 году в Российской Федерации был разработан и обрел законную силу ФЗ под номером 136 или Земельный кодекс. Настоящий нормативно — правовой акт был разработан с целью регулирования земельных отношений на территории России, а также с целью контроля использования земельных ресурсов и совершенствования мер по их охране. К 2014 году в РФ появилась необходимость в пересмотре некоторых положений 136 Федерального закона. В настоящей статье будет представлена информация об изменениях, внесенных в ЗК РФ, а также проанализирован специальный законодательный акт, принятый в связи с внесением поправок в 136-ФЗ.

Основные положения 171-ФЗ

Разработанный проект закона под номером 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной Думой РФ 10 июня 2014 и одобрен Советом Федерации 18 июня 2014. Датой вступления Федерального закона в силу было выбрано 1 марта 2015. Настоящий законодательный акт состоит из 35 статей. При этом статьи под номерами 5 и 16 на сегодняшний день утратили законную силу.

171-ФЗ о земле был принят с целью внесения изменений в Земельный кодекс РФ, а именно для пересмотра ряда статей 136 Федерального закона, представления более детального определения понятия земельный участок, а также повышения уровня прозрачности в области земельных правоотношений. По мнению специалистов в области земельного права, обозначенный закон несет в себе кардинальные изменения, что позволит реформировать и гармонизировать взаимодействие ЗК РФ в соответствии с ГК РФ и отдельными Федеральными законами. Поскольку поправки, которые привнес собой 171-ФЗ носят глобальный характер, следует уделить особое внимание их изучению и анализу:

  • Принятие 171-ФЗ ознаменовало собой введение в оборот нового, более детального определения понятию «земельный участок». Теперь под соответствующим определением понимается — недвижимость, находящаяся на поверхности земли и имеющая признаки, на основании которых данная часть может быть определена в качестве объекта, на который распространяется право собственности;
  • Пересмотрен и усовершенствован порядок передачи прав собственности физическим и юридическим лицам в отношении государственных и муниципальных земель. В соответствии с внесенными изменениями, запрещается продажа участков для проведения строительных работ, за исключением физических лиц, желающих построить частный дом. В отношении юридических лиц, участки земли будут передаваться в аренду. Теперь согласно изменениям, внесенным в Земельный кодекс, арендовать землю у государства можно будет только после участия в специально организованном аукционе;
  • Упрощена процедура передачи прав собственности на земельный надел для физических лиц. Отдельного внимания заслуживает возможность отдельных категорий граждан получить участок в малонаселенных регионах в пользование на безвозмездной основе. В соответствии с изменениями, внесенными в Земельный кодекс РФ, по прошествии шести лет на данный участок можно оформить право собственности;
  • Граждане, располагающие участками земли, смогут оформить в собственность прилегающие к ним бесхозные наделы. Отмечается, что речь не идет о соседском участке или о территории общего пользования. Стоимость процедуры оформления прав собственности согласно изменениям в Земельном кодексе не будет превышать рыночную цену;
  • Федеральный закон под номером 171 привнес с собой обязанность уполномоченных органов информировать заинтересованных граждан о наличии свободных территорий посредством публикации сведений на официальном сайте. Если появился претендент на покупку свободного участка, ему следует оформить заявление с просьбой о продаже земли. После публикации объявления о продаже участка и, при наличии хотя бы двух конкурентов, проводится аукцион. Согласно Земельному кодексу РФ стартовой ценой является кадастровая стоимость объекта;
  • Претендовать на получение участка без предварительных торгов смогут льготные категории граждан. В зависимости от региона список льготников может меняться;
  • По условиям 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты», федеральные территории будут переданы в собственность муниципалитетов. Подобное изменение позволит провести аукцион по передаче земель муниципалитетам для строительства социальных и культурных объектов;
  • Настоящий закон дополнил Земельный кодекс новой главой. Согласно данному изменению предусмотрена возможность обмена объекта земли, который относится к государственной собственности, на участок, принадлежащий частному лицу. Такой вариант возможен, если территория изымается на нужды государства или муниципалитета, или если частный участок земли предназначен для размещения объекта социальной инфраструктуры. Кроме того, согласно вступившим в силу изменениям в Земельном кодексе РФ, обмениваемые участки обязательно должны быть равноценными по стоимости;
  • 171-ФЗ, предусматривающий внесение изменений в ЗК РФ, дополнил настоящий кодекс новой главой, которая будет регулировать процесс перераспределения наделов. В соответствии с содержанием новой главы, допускается перераспределение объектов земли, принадлежащих государству или муниципалитету. Такая возможность станет реальной при наличии основания для перераспределения, прописанного Земельным кодексом. Перераспределение участков земли производится на основании соглашения, заключенного между уполномоченным гос органом и собственником участка.

Важно обратить внимание, что вступление в законную силу 171-ФЗ, привнесло с собой изменения не только в Земельный кодекс Российской Федерации, но также настоящий закон внес поправки в более чем 30 нормативно-правовых актов, среди которых:

  • Градостроительный кодекс РФ или 191-ФЗ от 29 декабря 2004;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • 122-ФЗ от 21 июля 1997 “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • 201-ФЗ от 4 декабря 2006 или Лесной кодекс РФ;
  • 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”;
  • 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском хозяйстве)”;
  • Жилищный кодекс РФ.

Содержание статьи номер 34

Поскольку одним из ключевых изменений, которое было внесено в Земельный кодекс РФ после вступления в силу 171-ФЗ, является оптимизация процесса передачи прав собственности в отношении земель, принадлежащих государству или муниципалитету, следует проанализировать статью 34 настоящего закона. В содержании статьи под номером 34 представлена информация об особенностях передачи прав собственности на земельный участок частным или юридическим лицам.

Со вступлением в силу нового закона и редакции Земельного кодекса, участок, ранее относящийся к государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен лицу в аренду или для использования на постоянной основе безвозмездно. Получить землю можно будет только в том случае, если она является свободной и не изъятой из оборота. По прошествии шести лет земельный участок может быть оформлен в собственность.

В соответствии с изменениями, внесенными в Земельный кодекс, для получения земли в собственность, требуется:

  • Изучить предложенные местной администрацией свободные территории;
  • Выбрать участок земли, который понравился заинтересованному лицу;
  • Подготовить план, определяющий границы земельного участка. Для этого необходимо обратиться в Кадастровую палату;
  • Оформить заявление и передать его в местную администрацию для согласования передачи прав собственности на землю, в соответствии с изменениями внесенными в Земельный кодекс Российской Федерации.

Согласно изменениям, внесенным в Земельный кодекс РФ, в обязанности работников администрации входят:

  • Изучение предоставленной заявителем схемы земельного участка на кадастровом плане;
  • Публикация информации о передаче в собственность конкретного надела;
  • При отсутствии претендентов на землю, объект передается заинтересованному лицу в аренду за определенную плату, в пользование бесплатно, в собственность за определенную плату (при оформлении договора купли-продажи) или в собственность бесплатно (если заявитель относится к льготной категории граждан).

Решение о согласовании передачи земли в собственность или аренду конкретному лицу представители местной администрации обязаны принять в течение месяца с момента обращения гражданина.

Скачать закон о внесении изменений в Земельный кодекс РФ

Вступивший в силу в 2015 году Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 N 171-ФЗ, существенно расширил возможности граждан в вопросе оформления объектов земли в собственность. Кроме того, в настоящем законодательном акте особое внимание было уделено федеральным и муниципальным землям, а также процессам перераспределения, обмена и оформления в собственность данных наделов.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218, 4235; 2015, N 1, ст. 11; N 29, ст. 4339, 4350) следующие изменения:

1) в пункте 13 статьи 11 10 слова «распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками» заменить словами «предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков»;

2) статью 13 изложить в следующей редакции:

«Статья 13. Содержание охраны земель

1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

3. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

6. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

8. Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса.

9. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.»;

3) статью 14 изложить в следующей редакции:

«Статья 14. Использование земель и земельных участков, подвергшихся загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами

Земли и земельные участки, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, а также расположенные на них здания, сооружения используются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. На таких землях и земельных участках запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.»;

4) пункт 3 статьи 39 8 признать утратившим силу.

Внести в статью 3 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2014, N 26, ст. 3377) следующие изменения:

а) в абзаце первом слова «Распоряжение земельными участками» заменить словами «Предоставление земельных участков»;

б) абзацы третий и четвертый изложить в следующей редакции:

«органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;»;

2) пункт 3 признать утратившим силу;

3) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.».

Внести в Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235) следующие изменения:

1) пункт 21 статьи 1 (в части пункта 3 статьи 39 8 Земельного кодекса Российской Федерации) признать утратившим силу;

2) абзацы тринадцатый — пятнадцатый пункта 4 статьи 11 признать утратившим силу.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Подпункт «б» пункта 1 и пункт 2 статьи 2, пункт 2 статьи 3, статья 4 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.

Статья 86 Земельного кодекса.

Кодексы РФ

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

ЗК РФ — документы Пленума и Президиума ВС

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

«Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации»

«О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»

ЗК РФ — последние изменения и законы

«О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

«О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»

«О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)

«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон 171-фз о внесении изменений в земельный кодекс российской