Комментарий к Закону «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (Вводный закон)

Правила Вводного закона решают несколько важных задач. Во-первых, они отменяют или ограничивают действие ряда устаревших актов, содержание которых противоречит правилам части второй ГК. Подтверждая приоритет Кодекса перед

всеми другими нормативными актами в сфере гражданских правоотношений, они

также закрепляют и развивают систему гражданского законодательства, установленную

ст. 3 ГК РФ. Во-вторых, правила Вводного закона устанавливают временные рамки

действия как части второй в целом, так и ее отдельных институтов и норм. В-третьих,

они содержат некоторые общие нормы регулятивного характера, определяющие соотношение

гражданского и иного законодательства.

Согласно ст. 2 Вводного закона признан полностью утратившим силу раздел

III ГК РСФСР 1964 года «Обязательственное право» (Вводным законом к части

первой ГК РФ был отменен лишь первый подраздел этого раздела Кодекса 1964

года, посвященный общим положениям об обязательствах). Таким образом, с 1

марта 1996 года в ГК РСФСР 1964 года сохраняют силу лишь разделы VII «Наследственное

право» и VIII «Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.

Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров»,

но только в части, не противоречащей как правилам нового ГК РФ и других новых

российских законов, так и нормам аналогичных разделов Основ гражданского законодательства

1991 года (раздел VIII ГК 1964 года, содержащий нормы международного частного

права, практически полностью перекрывается правилами аналогичного раздела

Основ 1991 года).

Также в полном объеме с этого времени не подлежит применению раздел Основ

1991 года, посвященный обязательствам (ранее аналогичная судьба постигла лишь

входящую в него главу 8, посвященную общим положениям об обязательствах).

Следовательно, в Основах 1991 года действующими остались только раздел VI

«Наследственное право» и раздел VII, содержащий нормы международного частного

Одновременно отменено действие Основ законодательства Союза ССР и союзных

республик об аренде 1989 года и постановление Верховного Совета СССР о порядке

их введения в действие. Попытка лишения силы этого закона, предпринятая в

Указе Президента РФ от 14 октября 1992 года N 1230 «О регулировании арендных

отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий,

сданного в аренду», не имела необходимых юридических оснований, а потому названные

Основы подлежали применению до 1 марта 1996 года, о чем свидетельствовала

и арбитражно-судебная практика.

При этом правила Основ гражданского законодательства 1991 года сохраняют

приоритет в применении перед нормами ГК 1964 года и даже перед российскими

нормативными актами подзаконного характера, уступая в силе лишь законодательным

актам РФ, принятым после 12 июня 1990 года (согласно сохранившему силу постановлению

Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 года «О регулировании гражданских правоотношений

в период проведения экономической реформы»). Иначе говоря, до принятия и введения

в действие части третьей ГК РФ Основы 1991 года остаются главным действующим

на российской территории законом, содержащим нормы наследственного и международного

В значительной мере, хотя и не полностью, утратило силу постановление

Верховного Совета РФ от 3 марта 1993 года «О некоторых вопросах применения

законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации», в основном

посвященное применению Основ 1991 года. Вводным законом к части первой ГК

были признаны утратившими силу только два положения этого акта, касавшиеся

применения правил Основ об исковой давности и основаниях имущественной ответственности.

С 1 марта 1996 года сохранили силу лишь первые два пункта этого постановления,

допускающие ограниченное применение Основ 1991 года, и последний пункт, фактически

сохранивший особый порядок наследования вкладов граждан в Сбербанке, предусматривавшийся

ст. 561 ГК 1964 года. Сохраняет силу и п. 8 названного постановления (за исключением

ссылки на главу 13 Основ 1991 года), что, в свою очередь, делает возможным

продолжение применения старых транспортных уставов и кодексов (Воздушного

кодекса СССР 1983 года, Кодекса торгового мореплавания СССР 1968 года, Устава

внутреннего водного транспорта СССР 1955 го- да, Устава железных дорог СССР

1964 года и Устава автомобильного транспорта РСФСР 1969 года), разумеется,

лишь в части, не противоречащей правилам нового ГК РФ, прежде всего главам

40 и 41, посвященным договорам перевозки и транспортной экспедиции. Утратили

обязательную силу Положения о поставках продукции и товаров1988 года (действовавшие

на основании п. 6 названного постановления и теперь полностью поглощенные

правилами 1, 3 и 4 главы 30 ГК).

В связи с наличием в части второй ГК специальной развернутой регламентации

безналичных расчетов, осуществляемых с помощью чеков (5 главы 46), полностью

утратило силу Положение о чеках, утвержденное постановле- нием Верховного

Совета РФ от 13 февраля 1992 года (как и само постановление).

Согласно ст. 4 Вводного закона все российские законы и иные правовые

акты (президентские указы и постановления федерального правительства), а также

сохраняющие действие законы Союза ССР применяются в части, не противоречащей

правилам части второй ГК, впредь до их приведения в полное соответствие с

ней. Это относится к законодательным и подзаконным актам России, содержащим

нормы гражданского права и вступившим в действие как до, так и после принятия

ГК РФ (ср. пп. 2-6 ст. 3 ГК). Примерами служат нормы законов о страховании,

о банках и банковской деятельности, об основах федеральной жилищной политики,

которые в части соответствующих обязательств могут теперь применяться, по

сути, лишь как дополняющие правила части второй ГК, но никак не противоречащие

им. Тем более это касается различных ведомственных актов, например в области

энергоснабжения или банковских сделок, которые могут приниматься лишь в порядке,

предусмотренном п. 7 ст. 3 Кодекса.

Необходимо, однако, иметь в виду, что ст. 9 Вводного закона установлено

иное соотношение правил части второй ГК и Закона о защите прав потребителей.

При участии в обязательстве гражданина-потребителя он пользуется правами,

предоставляемыми ему как Кодексом, так и названным Законом. Иначе говоря,

Закон о защите прав потребителей не только полностью сохраняет свое действие,

но и не может считаться измененным какими-либо правилами ГК. Оба этих закона

в обязательствах с участием граждан-потребителей действуют как имеющие равную

юридическую силу и не могут противопоставляться друг другу.

Федеральным законом от 9 января 1996 г . N 2-ФЗ Закон о защите прав

потребителей изложен в новой редакции

см. текст Закона в действующей редакции

В части второй ГК содержится та же система отсылок к другим нормативным

актам, что и в части первой. Употребляя термин «закон», законодатель имеет

в виду исключительно федеральный закон, но не иной правовой акт (ср. п. 2

и п. 6 ст. 3 ГК). Дело в том, что Кодекс во многих случаях намеренно повышает

уровень правового регулирования соответствующих отношений, предполагая закрепить

его только федеральным законом. Однако в тех случаях, когда федеральный закон

(к которому отсылает Кодекс) еще не принят и данный вопрос пока регулируется

подзаконными актами Президента РФ, Правительства РФ или сохраняющими силу

на российской территории постановлениями Правительства СССР, перечисленные

подзаконные акты действуют до принятия соответствующих законов. Это, в частности,

относится к сфере отношений по строительному подряду и перевозкам, где нередко

еще сохраняют силу акты такого характера, а также принятые на их основе ведомственные

Поэтому, в частности, до установления условий лицензирования деятельности

финансовых агентов в договоре финансирования под уступку денежного требования

(которые должны быть определены федеральным законом в соответствии с абз.

3 п. 1 ст. 49 ГК) сохраняется существующий порядок осуществления их деятельности,

не предусматривающий пока специальных ограничений (ст. 10 Вводного закона).

В статье 7 Вводного закона специально оговаривается сохранение правил

о нотариальном оформлении (удостоверении) сделок продажи недвижимости, включая

предприятия как имущественные комплексы, и сделок дарения (ср. ст. 239 и 257

ГК 1964 года). В статьях 550, 560 и 574 ГК РФ указание на обязательную нотариальную

форму этих сделок отсутствует, поскольку имеется в виду принятие специального

Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 131

и п. 1 ст. 164 ГК РФ), что сделает нотариальное оформление в этих случаях

излишним. До указанного момента данные сделки должны быть оформлены нотариально

под страхом объявления их ничтожными (ст. 163, 165).

Кроме того, до принятия названного закона сохраняется действующий в настоящее

время порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.

2 ст. 6 Вводного закона). Сделки с предприятиями как имущественными комплексами

подлежат регистрации там же, где зарегистрировано само предприятие, то есть

по общему правилу в соответствующем муниципальном органе (п. 1 ст. 34 Закона

о предприятиях и предпринимательской деятельности). Сделки с жилыми домами,

приватизированными квартирами и иными жилыми помещениями подлежат регистрации

в местных бюро технической инвентаризации, а с иными объектами недвижимости

(зданиями, сооружениями и т. п.) — в соответствующем муниципальном органе

(органе местной администрации). Сделки с земельными участками, принадлежащими

на праве собственности гражданам или юридическим лицам, подлежат регистрации

в местных органах Комитета по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзема).

Сделки с воздушными и морскими судами, судами внутреннего плавания и космическими

объектами (отнесенными к недвижимости абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК) регистрируются

в соответствующем регистре (реестре).

Нормы части второй ГК рассчитаны на обязательственные правоотношения.

По общему правилу они применяются только к тем обязательствам, которые возникли

(в силу юридических фактов, предусмотренных ст. 8 ГК) с 1 марта 1996 года.

Если же обязательство возникло до этого момента, правила части второй ГК могут

применяться лишь к тем правам и обязанностям, составляющим данное обязательство,

которые возникли с 1 марта 1996 года (ст. 5 Вводного закона). Следовательно,

если договор был заключен сторонами и вступил в силу до 1 марта 1996 года,

его содержание должно определяться ранее действовавшим законодательством (п.

2 ст. 422 ГК). Однако исполнение тех обязанностей, срок которых наступил с

(или после) 1 марта 1996 года, должно совершаться по правилам части второй

ГК. Так, договор поставки, заключенный до 1 марта 1996 года, действовал на

основании Положений о поставках. Если же доставка товара по условиям договора

начала производиться с 1 марта 1996 года, необходимо руководствоваться правилами

3 главы 30 Кодекса.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного

Суда РФ от 28 февраля 1995 г . N 2/1 Положения о поставках продукции и товаров

применяется на территории Российской Федерации в части, не противоречащей

части первой Кодекса

Поэтому часть вторая ГК распространяет свое действие либо в целом на

те обязательства, которые возникли после введения ее в действие, либо на те

конкретные права и обязанности ранее существовавших или возникших обязательств,

которые появились с 1 марта 1996 года. Так, при необходимости расторжения

договора, заключенного до 1 марта 1996 года, но сохраняющего действие после

этой даты, сторонам придется руководствоваться императивными (не подлежащими

изменению по соглашению сторон) правилами части второй ГК, посвященными основаниям,

последствиям и порядку расторжения конкретных видов договоров (ч. 2 ст. 8

Вводного закона). Диспозитивные же правила закона стороны используют по своему

Данный подход стал традиционным для введения в действие многих современных

российских законов. Вместе с тем в некоторых ситуациях из него установлены

Во-первых, императивные нормы части второй ГК об ответственности за нарушение

договорных обязательств применяются к правонарушениям, допущенным начиная

с 1 марта 1996 года, только в том случае, если в заключенных до этого времени

договорах не предусматривалась иная ответственность сторон (ч. 2 ст. 8 Вводного

закона). Иначе говоря, стороны такого договора должны руководствоваться ранее

установленными правилами об ответственности (на которые они и должны были

рассчитывать при его заключении). Ясно, что, если такие последствия предусматриваются

диспозитивными правилами, учитывающими волю сторон договора, последние вправе

по своему усмотрению вносить или не вносить в договор соответствующие изменения.

Во-вторых, согласно ст. 6 Вводного закона к договорам, заключенным с

1 по 31 марта 1996 года включительно, то есть в течение месяца со дня вступления

в силу части второй ГК, не применяются новые правила этой части Кодекса о

форме и государственной регистрации соответствующих договоров, если предложение

об их заключении было направлено до 1 марта 1996 года, когда сделавшая его

сторона руководствовалась ранее действовавшим законодательством. Ведь измененные

по сравнению с ранее действовавшими требования к форме или государственной

регистрации сделки могут усложнить процесс ее заключения без какой бы то ни

было вины со стороны ее участников, что, в свою очередь, способно неблагоприятно

отразиться на развитии имущественного оборота.

Если же предложение заключить договор было направлено после 1 марта 1996

года, к отношениям сторон в полном объеме применяются все новые правила, в

том числе касающиеся порядка заключения и формы отдельных договоров или необходимости

их государственной регистрации. Правила части второй ГК о содержании договоров

(определяющие права и обязанности сторон) также в полном объеме применяются

ко всем сделкам, заключенным с 1 марта 1996 года (в том числе и до 31 марта

Закон распространил правовые последствия, установленные им на случай

неправомерного привлечения во вклады денежных средств граждан и юридических

лиц (пп. 2 и 3 ст. 835 ГК), и на те ситуации, когда такие вклады собирались

с указанных лиц до 1 марта 1996 года и не возвращены им к этому сроку, то

есть продолжают сохраняться у неуправомоченных лиц. По существу, этим правилам

ГК придана обратная сила, что будет содействовать успешной борьбе с многочисленными

финансовыми злоупотреблениями и усилит защиту имущественных интересов вкладчиков.

Часть вторая ГК значительно расширила защиту имущественных прав и интересов

граждан в обязательствах из причинения вреда, в том числе при причинении им

имущественного вреда незаконными действиями государственных и муниципальных

органов и их должностных лиц, а также правоохранительных органов (ст. 1069,

1070), уделив особое внимание необходимости максимально полного возмещения

вреда, причиненного жизни и здоровью граждан (ст. 1085-1094). В интересах

граждан эти возможности также получили обратную силу. Они распространены на

потерпевших, которым вред был причинен до 1 марта 1996 года и остался невозмещенным

(ст. 12 Вводного закона).

Однако данное правило подвергнуто некоторым ограничениям. Во-первых,

необходимо, чтобы такой вред был причинен потерпевшему не ранее 1 марта 1993

года (в течение трех лет до момента вступления в силу правил части второй

ГК, что составляет общий срок исковой давности согласно ст. 196 ГК). Вред,

полученный до этого момента, возмещается по нормам ранее действовавшего законодательства.

Во-вторых, и в этом случае причиненный вред подлежит возмещению, если

он ранее не возмещался в соответствии с прежним законодательством (или в части,

Важное ограничение сферы действия части второй ГК предусмотрено ст. 13

Вводного закона: сделки с земельными участками разрешаются в той мере, в какой

их оборот допущен земельным законодательством. Иначе говоря, предметом сделок

продажи, аренды и других могут быть лишь земельные участки, принадлежащие

частным собственникам. К их числу пока относятся граждане, получившие такие

участки в собственность для ведения личного подсобного и дачного хозяйства,

садоводства и индивидуального жилищного строительства (Закон РФ от 23 декабря

1992 года N 4196-I), крестьяне и фермеры (в соответствии с Законом о крестьянском

(фермерском хозяйстве) и лица, приобретшие земельные участки при приватизации

государственных и муниципальных предприятий (на основании норм Указа Президента

РФ от 25 марта 1992 года N 301). При совершении сделок с земельными участками

все перечисленные лица обязаны соблюдать запреты и ограничения (целевого,

экологического и иного характера), установленные земельным законодательством.

Что касается возможности совершения сделок с землей, находящейся в публичной

(государственной и муниципальной) собственности, то она определяется земельным,

а не гражданским законодательством (п. 3 ст. 129, п. 3 ст. 209 ГК). Необходимо

иметь в виду и то обстоятельство, что глава 17 ГК о вещных правах на землю

до сих пор не вступила в силу (ср. ст. 13 Вводного закона к части первой ГК).

С учетом этого следует отметить, что нормы части второй ГК устанавливают процедуру

совершения сделок с земельными участками, однако сама возможность таких сделок

определяется правилами действующего земельного законодательства.

Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей.

Гражданский Кодекс Российской Федерации для предпринимателей. … также отношения между лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность.

деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем. … (п. 2 ст. 23 Кодекса) и соответственно к его предпринимательской деятельности.

и наиболее подробно те, которые были в большей степени характерны для … Уже через несколько месяцев после принятия Кодекса права частных предпринимателей.

Гражданский Кодекс Российской Федерации для предпринимателей. Комментарий к части первой.

Статья 171. Незаконное предпринимательство. … Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей.

Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц.

2. В предпринимательской деятельности комплексный, всесторонний подход к … Этот кодекс еще не принят). Второй элемент представлен нормами гражданского права в «действии», в «работе».

Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (ГК РСФСР)

Информация об изменениях:

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 февраля 1987 г. в настоящий Кодекс внесены изменения

Гражданский Кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г.

С изменениями и дополнениями от:

4 августа, 23 ноября 1966 г., 30 мая 1969 г., 22 июня 1970 г., 15 августа 1972 г., 12 декабря 1973 г., 1 марта, 18 декабря 1974 г., 18 октября 1976 г., 3 февраля, 14 июня 1977 г., 20 февраля 1985 г., 28 мая 1986 г., 24 февраля 1987 г., 5 января, 15 апреля 1988 г., 16 января 1990 г., 21 марта 1991 г., 4 марта, 24 июня, 24 декабря 1992 г., 30 ноября 1994 г., 26 января 1996 г., 14 мая 2001 г.

О порядке введения в действие настоящего Кодекса см. Указ Президиума ВС РСФСР от 12 июня 1964 г.

См. Закон РСФСР от 11 июня 1964 г. «Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР»

Утратила силу с 1 января 1995 г.

Информация об изменениях:

Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г.

Настоящий Кодекс введен в действие с 1 октября 1964 г.

Текст опубликован в Ведомостях Верховного Совета РСФСР от 18 июня 1964 г., N 24, ст. 406; 1966 , N 32, ст. 771; 1973, N 51, ст. 1114; 1974, N 51, ст.1346; 1986, N 23, ст. 638; 1987, N 9, ст. 250; 1988, N 1, ст. 1; 1991, N 15, ст. 494; 1992, N 15, ст. 768; 1992, N 29, ст. 1689; 1992, N 34, ст. 1966.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ Гражданский кодекс РСФСР признан утратившим силу с 1 января 2008 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 марта 2002 г.

Федеральный закон от 14 мая 2001 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 1996 г.

Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1995 г.

Закон РФ от 24 декабря 1992 г. N 4215-I

Изменения вводятся в действие с 1 августа 1992 г.

Закон РФ от 24 июня 1992 г. N 3119-I

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон РФ от 24 июня 1992 г. N 3119/I-1

Закон РФ от 4 марта 1992 г. N 2438-I

Изменения вводятся в действие с 1 января 1992 г.

Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. N 945-I

Указ Президиума ВС РСФСР от 16 января 1990 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 апреля 1988 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 5 января 1988 г.

Изменения вводятся в действие с 1 января 1988 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 24 февраля 1987 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 28 мая 1986 г.

Изменения вводятся в действие с 1 июля 1986 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 20 февраля 1985 г.

Изменения вводятся в действие с 1 марта 1985 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 14 июня 1977 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 3 февраля 1977 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 18 октября 1976 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 18 декабря 1974 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 1 марта 1974 г.

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 июня 1973 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 12 декабря 1973 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 15 августа 1972 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 22 июня 1970 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 30 мая 1969 г.

Изменения вступают в силу с 1 июля 1969 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 23 ноября 1966 г.

Изменения вступают в силу с 12 декабря 1966 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 4 августа 1966 г.

Изменения вступают в силу с 22 августа 1966 г.

Статья 938. Страховщик

В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.

Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.

Комментарий к Ст. 938 ГК РФ

1. Поскольку страхование в большинстве случаев осуществляется на коммерческой основе, в роли страховщиков могут выступать коммерческие организации любых организационно-правовых форм, предусмотренных гражданским законодательством. Исключение составляют общества взаимного страхования (см. комментарий к ст. 968 ГК). Наиболее часто страховые организации создаются в форме хозяйственных обществ.

Осуществлять страхование могут лишь те юридические лица, которые получили соответствующие разрешения (лицензии). Общие правила лицензирования страховой деятельности предусмотрены Законом о страховании. Они конкретизированы в Приказах Минфина России от 11 апреля 2006 г. N 60н «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела» , от 31 декабря 2008 г. N 151н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции принятия решения об ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектов страхового дела, за исключением страховых актуариев» , от 19 августа 2009 г. N 95н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции принятия решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании лицензий субъектов страхового дела, за исключением страховых актуариев» и др.

———————————
Бюллетень нормативных актов. 2006. N 23.

Бюллетень нормативных актов. 2009. N 19.

Бюллетень нормативных актов. 2010. N 3.

Лицензирование страховщиков и последующий надзор за их деятельностью производятся Федеральной службой по финансовым рынкам, к которой Указом Президента РФ от 4 марта 2011 г. N 270 была присоединена Федеральная служба страхового надзора и которой переданы функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. Ранее такими органами были Федеральная служба РФ по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) в 1992 — 1996 гг. и Министерство финансов РФ в 1996 — 2004 гг.

———————————
Указ Президента РФ от 4 марта 2011 г. N 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 10. Ст. 1341.

2. Целью лицензирования является обеспечение соответствия страховщиков требованиям устойчивости и платежеспособности, необходимым им для нормального осуществления своей деятельности и для защиты интересов страхователей. В этих целях установлен минимальный размер оплаченного денежными средствами уставного капитала страховщиков, который должен быть сформирован на день подачи документов на лицензирование (ст. 25 Закона о страховании).

Правоспособность страховщиков, являющихся коммерческими организациями, носит ограниченный характер. Они вправе вести, как правило, только страховую деятельность, т.е. осуществлять страхование, перестрахование и взаимное страхование (п. 1 ст. 6 Закона о страховании). Законом о страховании предусмотрены и иные ограничения для страховщиков, касающиеся невозможности совмещения отдельных видов деятельности (п. 2 ст. 6), участия иностранных инвесторов в страховых организациях (п. 3 ст. 6), квалификации работников (ст. 32.1) и т.д.

3. Страховщики должны иметь лицензии на осуществление страхования соответствующего вида. Гражданский кодекс РФ выделяет всего два вида страхования — имущественное и личное. Между тем Закон о страховании предусматривают выдачу лицензий на более широкий круг разновидностей страхования (ст. 32.9). Подобные разновидности также именуются видами страхования. Например, видов страхования имущества, подлежащих отдельному лицензированию, указано не менее восьми. Дробление страхования на виды произведено прежде всего в целях облегчения надзора за деятельностью страховщиков (т.е. в публичных целях). С учетом того, что соответствующие изменения внесены в Закон о страховании после принятия части второй ГК РФ, вряд ли можно сомневаться в их прочности.

4. К числу законов о страховании, определяющих требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью, следует отнести прежде всего Закон о страховании. Он содержит общие требования, предъявляемые ко всем страховым организациям (см. п. 2 настоящего комментария).

Для некоторых разновидностей страхования особые публичные требования могут выдвигать иные законы о страховании. К ним относятся Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» , Федеральные законы от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» , от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и ряд других.

———————————
Ведомости РФ. 1991. N 27. Ст. 920.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1474.

Собрание законодательства РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5029.

Перечисленные Законы допускают регулирование деятельности страховщиков подзаконными нормативными актами, принимаемыми Правительством РФ или федеральным органом, осуществляющим надзор за страховой деятельностью, а в ряде случаев — дополнительный контроль за деятельностью страховщиков.

Статья 302 ГК РФ. Истребование имущества от добросовестного приобретателя

1. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

2. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

3. Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя.

Комментарии к ст. 302 ГК РФ

1. Текст комментируемой статьи ограничивает истребование собственником своего имущества из чужого незаконного владения. Введение таких ограничений связано с необходимостью обеспечить преимущественную защиту интересов другого участника торгового оборота — добросовестного приобретателя.

2. Закон охраняет только интересы добросовестного приобретателя. Последний должен доказать, что он не знал и не мог знать, что имущество приобретается у лица, которое не вправе его отчуждать, и считал, что законно получил имущество в свою собственность. Наличие в действиях приобретателя умысла и даже грубой неосторожности исключает возможность защиты его интересов.

3. Если приобретатель добросовестный, то собственник вправе истребовать у него имущество только тогда, когда оно выбыло из владения собственника либо лица, которому оно было передано собственником во владение, помимо их воли (утеряно, похищено и т.п.). Причем эти обстоятельства собственник должен доказать сам. Наличие в действиях собственника воли на передачу имущества другому лицу исключает возможность его истребования от добросовестного приобретателя (Бюллетень ВС РФ. 1991. N 2. С. 14; п. 19 Обзора).

Из этого правила законом сделано два исключения: а) если имущество приобретено добросовестным приобретателем у лица, которое не имело права его отчуждать, безвозмездно, собственник может истребовать его при любых обстоятельствах (даже если оно выбыло из владения собственника по его воле); б) деньги (ст. 140 ГК) и ценные бумаги на предъявителя (гл. 7 ГК) как наиболее оборотоспособные объекты гражданского права не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя ни при каких обстоятельствах.

4. В случаях, когда имущество не может быть истребовано, оно поступает в собственность добросовестного приобретателя. Вместе с тем собственник вправе предъявить иск о взыскании убытков с того лица, которому он передал свое имущество во владение.

5. ГК вслед за законами о собственности отказался от принципа неограниченной (независимо от добросовестности приобретателя) виндикации государственного, кооперативного и общественного имущества (ст. 153 ГК 1964 г.). Такое имущество может быть истребовано собственником на общих основаниях.

6. ГК отказался также от закрепленного ранее в ч. 2 ст. 152 ГК 1964 г. запрета для собственника истребовать имущество, проданное в порядке исполнения судебного решения. Теперь он может потребовать его с соблюдением правил ст. ст. 301 и 302 ГК. Однако, если лицо, приобретшее имущество на торгах, проведенных судебным исполнителем, является добросовестным приобретателем, а торги не были признаны недействительными, это лицо признается собственником имущества. Прежний собственник уже не вправе его вернуть (п. 22 Обзора).

Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 20.12.2017) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена. — Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ

ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статьи 12 — 15. Утратили силу. — Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Статьи 19 — 20. Утратили силу. — Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ

ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (СТАТЬИ 21 — 26)

Утратил силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Верховного Совета РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР

4 июля 1991 года

Судебная практика и законодательство — Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 20.12.2017) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

исходя из того, что статьей 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за бывшим наймодателем сохранена обязанность по производству капитального ремонта нуждавшихся в нем домов (что само по себе не исключает уплату взносов на капитальный ремонт всеми собственниками расположенных в них помещений), федеральному законодателю надлежит установить механизм исполнения данной обязанности, согласованный с закрепленным в Жилищном кодексе Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с оспариваемым Постановлением в порядке улучшения жилищных условий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации предоставляются приобретаемые за счет средств федерального бюджета жилые помещения только специализированного типа (служебные помещения), в отношении которых не требуется вынесение дополнительного решения уполномоченного органа об отнесении этих помещений к специализированному жилому фонду, не может быть заключен договор социального найма, и в силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» данные жилые помещения не подлежат приватизации.

6.1. Вводя общую обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в таких домах, федеральный законодатель не мог не учитывать положения Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», определяющего основные принципы и порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, статьей 16 которого в отношении домов, требующих капитального ремонта, за бывшими наймодателями — исходя из принципов социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти — была сохранена обязанность производить капитальный ремонт таких домов в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Так, преобразование отношений собственности в жилищной сфере регламентируется Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в первоначальной редакции Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР»). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П, данный Закон является правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере, определившей базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а фактически ее части первой (в действующей редакции, фактически воспроизводящей редакцию этой нормы во время рассмотрения спора с участием заявительницы), в соответствии с которой граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

1. В производстве судей Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Тюменской области С.И. Кульковой и А.А. Ковалева находятся дела по искам к администрации города Лангепас граждан Г.И. Горобцовой, А.В. Третьякова, Т.Р. Салимовой и А.Р. Бадалбаева, проживающих в общежитии, принадлежащем, как установлено судом, муниципальному образованию «Город окружного значения Лангепас», о признании незаконным отказа в заключении договора передачи в собственность (приватизации) занимаемых ими жилых помещений и об обязании администрации города Лангепас заключить соответствующий договор. При этом указанные граждане ссылаются на то, что занимаемые ими жилые помещения не отвечают требованиям, предъявляемым к общежитиям, в связи с отсутствием пропускного режима, вахты, обслуживающего персонала, мебели и других необходимых для проживания граждан предметов (постельных принадлежностей и т.д.), однако в приватизации этих жилых помещений им было отказано со ссылкой на статью 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Так, согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане Российской Федерации, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Одним из таких законов является Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в силу статьи 2 которого граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных этим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», законодательное регулирование отношений в жилищной сфере должно обеспечивать возможность использования дифференцированного подхода к оценке тех или иных жизненных ситуаций в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения конституционных прав граждан.

В то же время преобразование отношений собственности в жилищной сфере регламентируется Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в статье 1 которого, в свою очередь, установлено, что приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

15. Постановлением от 30 марта 2012 N 9-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Гк рф 1991