Государственная регистрация и учет в налоговых органах иностранных организаций


Государственная регистрация и учет в налоговых органах иностранных организаций

С.И. Федченко,
советник налоговой службы III ранга

1. Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон N 160-ФЗ) создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и другими федеральными законами. Таким образом, коммерческие организации с иностранными инвестициями создаются в соответствии с главой 4 ГК РФ и федеральными законами, регулирующими деятельность юридических лиц определенных организационно-правовых форм, например согласно Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ).

Согласно ст. 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица с иностранными инвестициями в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения вышеуказанного юридического лица представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р11001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (форма в ред. от 26.02.2004 N 110).

В заявлении подтверждается следующая информация:

— представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, предъявляемым к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;

— сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, в заявлении о государственной регистрации, достоверны;

— при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Сведения об учредителе юридического лица — иностранном юридическом или физическом лице указываются в листах А и Б к заявлению.

Заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Заявитель — это лицо, которое вправе подписать заявление о государственной регистрации юридического лица в соответствии со ст. 9 Закона N 129-ФЗ, а именно:

— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (например, управляющий, осуществляющий функции единоличного исполнительного органа на основании договора);

— учредитель (учредители) юридического лица, а также руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления. Из вышеприведенного следует, что лицо, действующее на основании доверенности, не может быть заявителем.

Но представить заявление в регистрирующий орган могут как сам заявитель, так и иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом. Если заявление представляется в регистрирующий орган лицом, действующим на основании доверенности, то в соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии).

В соответствии с Методическими разъяснениями по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденными приказом МНС России от 18.04.2003 N БГ-3-09/198, при государственной регистрации юридического лица, а также при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, заявитель может представить в регистрирующий орган два экземпляра учредительных документов.

В этом случае регистрирующий орган после осуществления государственной регистрации юридического лица проставляет на обороте последнего листа одного экземпляра учредительных документов на месте прошивки штамп, подтверждающий хранение аналогичного экземпляра документа в регистрирующем органе;

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

5) документ об уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Заявление и иные вышеперечисленные документы представляются в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация юридического лица с иностранными инвестициями осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления всех вышеназванных документов в регистрирующий орган. В тот же срок регистрирующий орган выдает (направляет по почте) организации свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана посредством вхождения иностранных учредителей в ранее зарегистрированную российскую организацию. В этом случае в сведения о российской организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), вносятся изменения в соответствии с главой VI Закона N 129-ФЗ.

Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление по форме N 14001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Сведения об участниках организации — иностранных юридических и физических лицах указываются в листах Г и Д к заявлению.

Заявление удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Заявителем, то есть лицом, которое вправе подписать заявление при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени этого юридического лица (например, управляющий, осуществляющий функции единоличного исполнительного органа на основании договора). Представить заявление в регистрирующий (налоговый) орган может как заявитель, так и иное лицо, действующее на основании доверенности, оформленной согласно ст. 185 ГК РФ, или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом. Заявление представляется в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения юридического лица.

Постановка на учет коммерческой организации с иностранными инвестициями в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Налоговый орган по мету нахождения коммерческой организации с иностранными инвестициями обязан осуществить ее постановку на учет не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдать свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации организации.

Таким образом, государственная регистрация коммерческой организации с иностранными инвестициями и постановка на учет в налоговом органе по месту ее нахождения осуществляются одновременно не позднее пяти дней со дня подачи в регистрирующий (налоговый) орган документов, необходимых для государственной регистрации.

Учет изменений, вносимых в сведения о коммерческой организации с иностранными инвестициями (включая изменение места нахождения), а также о российских коммерческих организациях в связи с их вхождением в состав иностранных участников, снятие вышеуказанных организаций с учета в связи с ликвидацией также осуществляются на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Создание кредитных организаций с иностранными инвестициями осуществляется на основании разрешения, выдаваемого Банком России. Государственная регистрация кредитных организаций производится на основании ст. 10 Закона N 129-ФЗ в соответствии со специальным порядком.

Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», а также с Регламентом взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Центрального банка Российской Федерации по вопросам государственной регистрации кредитных организаций, утвержденным МНС России N БГ-16-09/86 и Банком России N 01-33/2202 от 26.06.2002, документы для государственной регистрации представляются кредитной организацией в соответствующее территориальное учреждение Банка России, которое принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и направляет в регистрирующий орган предусмотренные законодательством о государственной регистрации юридических лиц документы.

Регистрирующий орган осуществляет государственную регистрацию кредитной организации не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов и направляет документ, подтверждающий внесение записи в ЕГРЮЛ, в соответствующее территориальное отделение Банка России.

Постановка на учет кредитных организаций с иностранными инвестициями осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, не позднее пяти дней со дня государственной регистрации. В тот же срок кредитной организации выдается (направляется по почте) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Таким образом, налоговый орган выдает кредитной организации с иностранными инвестициями только свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Свидетельство о государственной регистрации выдается соответствующим отделением Банка России.

2. Государственная регистрация некоммерческих организаций с иностранным капиталом

Некоммерческие организации с иностранным капиталом создаются, как правило, для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной. Правоотношения, связанные с созданием таких организаций, регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом N 129-ФЗ с учетом специального порядка государственной регистрации общественных объединений.

Специальный порядок государственной регистрации общественных объединений (в том числе с участием иностранного капитала) заключается в том, что решение о государственной регистрации таких организаций принимает не регистрирующий (налоговый) орган, а федеральный орган юстиции (Минюст России) или его территориальный орган. После принятия решения вышеуказанные органы направляют в регистрирующий орган документы, предусмотренные Законом N 129-ФЗ, в соответствии с которыми регистрирующий орган не позднее пяти дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись. Не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи о государственной регистрации юридического лица, регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, федеральному органу юстиции или его территориальному органу, принявшему решение о государственной регистрации юридического лица, для выдачи заявителю.

3. Создание филиала иностранного юридического лица

Филиал иностранного юридического лица создается, как правило, в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которой занимается за пределами Российской Федерации создавшее его иностранное юридическое лицо.

В соответствии со ст. 4 Закона N 160-ФЗ филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность иностранного юридического лица имеют коммерческий характер и иностранное юридическое лицо несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением вышеуказанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.

Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации.

Органом, осуществляющим выполнение процедур по аккредитации филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, а также ведение государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, является Государственная регистрационная палата при Минюсте России.

Филиал иностранного юридического лица прекращает предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня лишения его аккредитации.

Учет в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения (далее — отделение), осуществляется в соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 (далее — Положение).

На основании Положения учету в налоговых органах подлежат:

— иностранные юридические лица, компании, фирмы, иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, а также любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств (далее — иностранные организации);

— международные организации, созданные на основе международного договора, обладающие международной правосубъектностью и имеющие статус юридического лица, располагающие в Российской Федерации своими постоянными органами, филиалами или представительствами (далее — международные организации).

4. Учет иностранных и международных организаций, имеющих отделения

В соответствии с п. 2.1.1 Положения если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

Постановка на учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, производится в налоговых органах субъекта Российской Федерации, примыкающего к соответствующему району территориального моря, континентального шельфа и исключительной зоны Российской Федерации. Таким образом, обязанность иностранных организаций встать на учет в налоговом органе не зависит от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов. Достаточно самого факта начала осуществления деятельности в Российской Федерации.

При постановке на учет в налоговый орган представляются следующие документы:

— заявление о постановке на учет по форме N 2001И, утвержденной приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124;

— легализованные выписка из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации.

Вместо подлинников вышеуказанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке.

Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесения в торговый реестр и т.д.), представляются легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности;

— справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);

— решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

— доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

Налоговый орган обязан осуществить постановку иностранной организации на учет в течение пяти дней со дня подачи заявления о постановке на учет с приложением всех необходимых документов, предусмотренных Положением. Постановка на учет в налоговом органе подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, в котором указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП).

Если представлен неполный комплект документов или документы оформлены ненадлежащим образом, налоговый орган должен об этом проинформировать заявителя в течение пяти дней со дня поступления документов.

В соответствии с п. 2.1.1.2 Положения иностранная организация, занимающаяся деятельностью на территориях, подконтрольных разным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций, обязана встать на учет в каждом из этих налоговых органов.

Если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций, она представляет следующие документы:

— заявление о постановке на учет по форме N 2001И;

— решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или в случае отсутствия такого решения — копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

— доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения;

— копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет, заверенную в установленном порядке.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации в течение пяти дней со дня подачи ей заявления и всех необходимых документов свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН и КПП.

В соответствии с п. 2.1.1.3 Положения иностранная организация может заниматься деятельностью в нескольких местах на территории, подконтрольной одному налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций. В этом случае иностранная организация обязана информировать налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления сообщения об открытии нового отделения иностранной организации по форме N 2301И, утвержденной приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.

В течение пяти дней с момента получения вышеуказанного сообщения от иностранной организации налоговый орган выдает ей информационное письмо об учете в налоговом органе отделения иностранной организации по форме N 2201И, утвержденной приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, с указанием соответствующего КПП.

Отделение иностранной организации может быть создано филиалом этой иностранной организации, находящимся на территории другого иностранного государства.

В этом случае в налоговый орган представляются в зависимости от ситуации вышеперечисленные документы, а также решение уполномоченного органа иностранной организации о создании такого филиала, решение этого филиала о создании отделения в Российской Федерации и сведения о филиале иностранной организации, которые указываются в Приложении N 3 к заявлению о постановке на учет по форме N 2001И.

Постановка на учет осуществляется налоговым органом в течение пяти дней со дня подачи заявления и всех необходимых документов и подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2401ИМД, утвержденной приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, с указанием ИНН и КПП.

Документы представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

При постановке на учет международные организации направляют в налоговый орган следующие документы:

— заявление о постановке на учет по форме N 2002М, утвержденной приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124;

— надлежащим образом удостоверенные копии учредительных документов (международный договор, устав или иной аналогичный документ, подтверждающий соответствующий статус организации и ее постоянного органа или представительства в Российской Федерации).

Постановка на учет международной организации осуществляется в вышеуказанные сроки и подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

5. Учет иностранных и международных организаций на основании уведомлений

Если иностранная (международная) организация осуществляет в Российской Федерации деятельность в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она учитывается в налоговых органах на основании уведомления о доходах от деятельности в Российской Федерации по формам N 2503И и 2503М, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.

Вышеуказанные уведомления направляются иностранными (международными) организациями до начала осуществления деятельности в Российской Федерации в налоговый орган, осуществляющий учет этих организаций, по месту осуществления ими деятельности и в МНС России.

6. Учет иностранных организаций, постоянными представительствами которых являются иные лица

Если деятельность организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями об избежании двойного налогообложения или деятельность физического лица образует постоянное представительство иностранной организации, то такие иностранные организации учитываются налоговым органом на основании уведомления о постоянном представительстве иностранной организации по форме N 2501И, утвержденной приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.

Вышеуказанное уведомление представляется организацией или физическим лицом, деятельность которых образует постоянное представительство иностранной организации, в налоговый орган, в котором осуществляется учет иностранных организаций, и в МНС России в течение 30 дней с даты подписания соответствующего договора (соглашения, контракта) с иностранной организацией (в случае отсутствия вышеуказанного договора — в течение 30 дней с момента начала осуществления такой деятельности).

Вместе с уведомлением в налоговый орган направляются:

— копия договора [соглашения, контракта, доверенности либо иного документа (для физического лица)], определяющего обязательства сторон;

— легализованные копии учредительных документов иностранной организации, если организация или физическое лицо являются одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала.

В случае возникновения затруднений у организаций или физических лиц относительно образования ими постоянного представительства иностранной организации они могут обратиться в соответствующий налоговый орган для определения налогового статуса.

7. Учет изменений сведений об иностранных и международных организациях

В случае изменения сведений, содержащихся в заявлениях о постановке на учет или в уведомлениях, иностранные и международные организации обязаны письменно проинформировать об этом соответствующие налоговые органы по месту постановки на учет (учета) не позднее десяти дней с момента изменения сведений.

Если изменились сведения, требующие подтверждения документами, представляемыми иностранными (международными) организациями при постановке на учет (при учете), то вышеуказанные организации должны направить в налоговые органы по месту постановки на учет (учета) соответствующие документы, удостоверяющие произведенные изменения.

Иностранные и международные организации, поставленные на учет на основании заявлений о постановке на учет, обязаны не позднее трех дней со дня принятия решения об окончании деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет следующие документы:

— заявление о снятии с учета по форме N 2006ИМД, утвержденной приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124;

— копию решения уполномоченного органа иностранной (международной) организации о закрытии отделения (представительства международной организации) или, в соответствующих случаях, копию акта сдачи работ;

— декларацию о доходах и расчеты (декларации) по налогам, составленные на дату окончания деятельности иностранной (международной) организации;

— письмо из банка (филиала банка) о закрытии счетов иностранных и международных организаций;

— свидетельство о постановке на учет.

Снятие с учета иностранных и международных организаций производится налоговым органом в течение четырнадцати дней после подачи заявления и завершается выдачей иностранной (международной) организации информационного письма о снятии с учета в налоговом органе по форме N 2203ИМД, утвержденной приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.

В заключение хотелось бы отметить, что в целях совершенствования в налоговых органах учета иностранных организаций принят приказ МНС России от 28.07.2003 N БГ-3-09/426 «Об учете иностранных организаций в налоговых органах».

В соответствии с вышеназванным приказом МНС России установлено, что налоговые органы осуществляют с 1 октября 2003 года постановку на учет/учет иностранных организаций с применением справочника «Коды иностранных организаций». В связи с этим с 1 января 2005 года признаются недействительными ИНН и код иностранной организации (КИО), присвоенные иностранным организациям до 1 октября 2003 года, а также документы, подтверждающие постановку на учет/учет иностранных организаций в налоговых органах, выданные до 1 октября 2003 года.

Налоговым органам в период с 1 октября 2003 года по 31 декабря 2004 года надлежит произвести замену ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет/учет иностранных организаций в налоговых органах, в соответствии с Порядком замены иностранным организациям ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет/учет в налоговых органах, утвержденным вышеуказанным приказом МНС России.

С целью замены ранее выданных документов по учету налоговый орган подготавливает соответствующий документ, за исключением свидетельства об учете в налоговом органе (форма N 2402ИМ), выданного в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации, и направляет иностранной организации уведомление о получении соответствующего документа.

Свидетельство об учете в налоговом органе (форма N 2402ИМ) выдается налоговым органом иностранной организации по заявлению о выдаче свидетельства об учете в налоговом органе по форме N 2005ИМ, утвержденной приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.

Новый документ по учету выдается налоговым органом представителю иностранной организации под роспись. В выдаваемом документе указывается первоначальная дата постановки на учет. Ранее выданные документы по учету подлежат возврату в налоговый орган при получении нового документа по учету.

4.1. Коммерческая организация с иностранными инвестициями в РФ.

Отличительной чертой этой правовой формы осуществления инвестиций является то, что коммерческие организации с иностранными инвестициями являются юридическими лицами.

Самостоятельная правосубъектность создаваемой инвестором организации дает иностранному инвестору большие преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями является российским юридическим лицом, поскольку создается в России и в соответствии с российским законодательством. Развитие коммерческой организации с иностранными инвестициями как правовой формы организации деятельности иностранных лиц началось в России еще в дореформенный период, когда на основании Указа Президиума ВС СССР от 13.01.1987 г. и Постановлений СМ СССР №48 и №49 стали создавать совместные предприятия. Правовая природа организации в форме совместных предприятий, предприятий с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями не менялась с течением времени. Менялся только правовой режим, предоставляемый организациям, создаваемым в форме юридического лица, чьей особенностью является присутствие в этой организации иностранного капитала. О различиях в правовом режиме деятельности юридических лиц с участием иностранного капитала на различных этапах экономических реформ 90-х годов подробно говорится в работах, посвященных иностранным инвестициям . Изменения в названии юридических лиц с участием иностранного капитала были связаны со значительным увеличением числа разнообразных видов юридических лиц вместе с развитием рыночных отношений. На смену категории «предприятие» как преобладающей формы юридического лица пришли разнообразные

Вознесенская Н.Н. Указ.соч.С. 118-136.

158 виды хозяйственных объединений и товариществ, признаваемые юридическими лицами, которые в условиях рынка обеспечивали потребности инвесторов в организации совместной с национальными предпринимателями деятельности на рынке. Форма акционерного общества и товарищества с ограниченной ответственностью, урегулированные Гражданским кодексом и специальными нормативными актами,

стали преобладающими формами при создании юридических лиц с участием

і иностранного капитала.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999г. предусматривает порядок создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Он не ограничивает иностранное лицо в выборе вида юридического лица. Он исключает из сферы своего действия только коммерческие организации с иностранными инвестициями, создаваемые в области страхования и банковской деятельности. Особенности порядка создания страховых организаций с участием иностранного капитала и кредитных учреждений с иностранными инвестициями определяются специальным законодательством.

В соответствии с формулируемыми в законе целями его принятия (привлечение иностранных инвестиций в различных формах, предоставление основных гарантий прав иностранных инвесторов и соблюдение норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества) можно выделить одну общую задачу, которую решает новый закон об иностранных инвестициях -гарантировать иностранному инвестору стабильность правового режима деятельности. Эта задача решается путем предоставления среди прочих гарантий гарантии от неблагоприятного изменения законодательства (ст.9). Предоставление указанной гарантии предусматривается законом лишь для приоритетных инвестиционных проектов и для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в которых доля иностранного капитала превышает 25% уставного капитала (абз.2 п.2 ст.9).

В рамках статьи 4 Закона об иностранных инвестициях, посвященной определению правового режима деятельности иностранных инвесторов, предусматриваются конкретные организационно-правовые формы деятельности иностранных инвесторов. Пунктом 5 ст.4 Закона об иностранных инвестициях предусматривается, что статус иностранного инвестора предоставляется коммерческим организациям с иностранными инвестициями, в которых доля иностранного инвестора составляет не менее 10%.

Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: ООО «Городец-издат», 2003. С. 125.

Особый статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями обеспечивается специальным порядком их создания, который предусматривается в законе об иностранных инвестициях (ст.20). В соответствии с этой статью юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одною месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов: устава, выписки из торгового реестра страны места учреждения иностранного инвестора, документа, свидетельствующего о платежеспособности иностранного инвестора, квитанции об уплате регистрационного сбора.

Особенности порядка создания кредитных организаций с участием иностранных инвестиций предусматриваются и Федеральном законе о банках и банковской деятельности, а страховых организаций с участием иностранных инвестиций — в Федеральном законе об организации страхового дела.

В соответствии с Федеральным законом о банках и банковской деятельности (ст. 17) для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка иностранное юридическое лицо обязывается представлять: решение об его участии в создании кредитной организации или об открытии филиала, документ, подтверждающий регистрацию иностранного юридического лица, и балансы за три предыдущих года, письменное согласие контролирующего органа иностранного банка. Кроме того, статьей 18 Федерального закона «О банках и банковском деле» предусматриваются дополнительные требовании к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков.

В соответствия с Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. В законе предусматривается, что законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации (п.1 ст.6).

Закон об иностранных инвестициях, закон о банках и банковской деятельности и закон об организации страхового дела регулируют вопросы создания юридических лиц с участием иностранного капитала по-разному, поскольку цели перед этими законами были поставлены разные. В наиболее общем порядке для целей регулирования

160 иностранных инвестиции вопросы создания иностранным лицом юридического липа, как правило, регулируются в законах об иностранных инвестициях. Эти вопросы относятся к числу тех, которые определяют порядок допуска иностранного капитала в национальную экономику.

При решении вопроса о допуске иностранного капитала в национальную экономику часто встречаются ограничения в допуске прямых иностранных инвестиций. К ним, например, относится указание доли в уставном капитале, которую не вправе превышать иностранный инвестор. В законе об организации страхового дела, например, страховые организации, имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитане более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации определенные виды страхования (п.З ст.6). Настоящее положение закона ограничивает допуск иностранных инвестиций, поскольку иностранным страховщикам запрещается оказывать определенные виды страховых услуг, если доля иностранного инвестора в создаваемой им страховой организации в форме юридического лица превышает 49%.

Закон об иностранных инвестициях связывает особенности правового статуса создаваемого юридического лица с участием иностранного лица в создаваемом им юридическом лице. С выходом из ее состава иностранного лица организация утрачивает статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В законе об иностранных инвестициях, например, предусматривается, что «коммерческая организация утрачивает статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава се участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников — в случае выхода всех ее участников)» (п.6 ст.4). При этом закон исходит из общего понятия иностранного инвестора, в соответствия с которым статус иностранного инвестора -физического и юридического лица — определяется в соответствии с его гражданством, принадлежностью другому государству в случае юридического лица (абз.2 ст.2 Закона).

Важно отметить, что предоставление законом об иностранных инвестициях коммерческим организациям с иностранными инвестициями особого статуса не влечет за собой во всех случаях признание за коммерческими организациями с иностранными инвестициями статуса иностранного инвестора. Статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями предполагает лишь пользование этими организациями гарантиями, предусмотренными в законе. При этом гарантии предоставляются не всем коммерческим организациям с

иностранными инвестициями, а лишь тем, в которых доля участия иностранного капитала составляет не менее 25%.

С развитием акционерного законодательства в Российской Федерации вопросы участия иностранного инвестора в уставном капитале все в большей степени стали регулироваться нормами акционерного законодательства. Доля участия иностранного инвестора в создаваемом им юридическом лице обычно определяет права иностранного лица в управлении создаваемым им юридическим лицом. Доля участия в имуществе создаваемого юридического лица, которая дает иностранному инвестору право контролировать это юридическое лицо, является в законе об иностранных инвестициях необходимым критерием для признания соответствующего капиталовложения прямой инвестицией. Указанный критерий в литературе называется «критерием контроля». Присутствие иностранного лица в создаваемом им юридическом лице не является само по себе признаком прямой инвестиции. Однако если это присутствие выражается в той или иной форме, обеспечивающей иностранному лицу контроль за деятельностью создаваемого им юридического лица, такое участие, как правило, относится к категории «прямая иностранная инвестиция».

Закон об иностранных инвестициях в РФ не применяет критерия контроля. О применении критерия контроля в регулировании иностранных инвестиций можно было бы говорить, если бы коммерческая организация с иностранными инвестициями утрачивала свой особый статус не со дня выхода иностранного лица из состава се участников, а со дня уменьшения доли участия иностранного инвестора в коммерческой организации с иностранными инвестициями и связанного с этим контроля иностранного инвестора за управлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями.

Как отметил М.М. Богуславский, в законе об иностранных инвестициях не устанавливается критерий контроля. По его мнению «принцип контроля может быть

162 применен или использован лишь в тех случаях, когда это прямо предусмотрено российским законодательством» . Однако, по мнению В.П.Серегина, основанием для регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями служит договор купли-продажи акций, что позволяет отслеживать вхождение в состав и выбытие из состава акционеров иностранных инвесторов в акционерных обществах, не смотря на то, что в федеральном законе об иностранных инвестициях не предусматривается механизм контроля за действительным участием иностранного капитала в таких предприятиях .

Наиболее убедительным аргументом, на наш взгляд, также является предложенный В.В.Силкиным подход «введения системы регистрации инвестиционных вкладов иностранных инвесторов». В этом случае, по его мнению, при продаже иностранными инвесторами объектов своих инвестиций инвестор будет обязан уведомить соответствующий регистрационный орган (ту же регистрационную палату), и тогда государство будет располагать достоверной информацией о вхождении и выходе иностранных инвесторов из состава участников общества любого типа.3

Наиболее разработанным с правовой точки зрения является режим допуска иностранного капитала в банковскую сферу. Подробные предписания на этот счет содержатся в новой редакции Закона «О банках и банковской деятельности» (ст. 16-18 Закона) и в нормативных актах ЦБ РФ (приказ от 23 апреля 1997 г. №02-195) «О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов» с изменениями и дополнениями. Например, помимо требований к регистрационным документам и общих условий лицензирования банковских организаций Законом «О банках и банковской деятельности» установлена квота участия иностранного капитала в банковской системе РФ (отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиала иностранных банков к совокупному уставному капиталу всех кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ) (ст. 18 Закона).

Богуславский М.М. Принцип контроля и определение подсудности инвестиционных споров // Международное частное право. Современная практика. М., 2000. С. 198-212. 2 См.: Серегин В.П. Указ. соч. С.80.

См.: Силкин В.В. Прямые иностранные инвестиции в России: правовые формы привлечения и защиты. М.: Юристъ, 2003. С.75-76.

4 СЗРФ. 1966. №6. Ст.492.

5 Вестник Банка России. 1997. №25; 2002. №15.

Установление квоты подразумевает контроль Банка России не только за учреждением банковских организаций с иностранными инвестициями, но и за любым увеличением доли иностранных участников в уставном капитале уже существующих банковских организаций, как вследствие увеличения уставного капитала, так и путем продажи доли (акций) в уставном капитале иностранному лицу.

Соответственно, кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажи) своих акций (долей) в пользу нерезидентов (речь идет о продаже акций/долей, временно находящихся в распоряжении общества), а участники кредитной организации — резиденты — на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. Совершение указанных сделок без разрешения Банка России делает их недействительными, т.е. ничтожными, так как они противоречат требованиям, указанным в ст. 18 Закона «О банках и банковской деятельности» и в ст. 168 ГК РФ.

Превышение квоты участия иностранного капитала влечет за собой отказ Банка России в увеличении доли иностранных участников в уставном капитале существующей кредитной организации и в регистрации вновь создаваемой кредитной организации.

Дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями могут быть введены Банком России в отношении обязательных нормативов, порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций, а также относительно минимального размера уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков (абз.7 ст. 18 Закона).

Кроме того, установлены также требования к составу руководства и рядовых сотрудников банка с иностранными инвестициями. Так, если функции единоличного исполнительного органа кредитной организации с иностранными инвестициями осуществляет иностранный гражданин (лицо без гражданства), то в коллегиальном исполнительном органе (правлении, дирекции) граждан РФ должно быть не менее 50% (впрочем, комитет банковского надзора Банка России может установить и иное соотношение).

Руководитель или главный бухгалтер кредитной организации с иностранными инвестициями, не являющиеся российскими гражданами, должны иметь подтвержденные Министерством образования РФ документы о квалификации, разрешение на право занятия трудовой деятельностью, выданное Федеральной миграционной службой, а один

164 из них — и документ, подтверждающий знание русского языка. Количество работников банка — граждан РФ не должно быть менее 75%.

Российское законодательство ограничивает иностранные инвестиции и в сфере страхования. Например, установлен размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций — 15%, с превышением которого федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью прекращает выдачу лицензии на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%. Руководители страховой организации с иностранными инвестициями (лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера) должны иметь гражданство РФ и прочие.

Кроме того, предусмотрено также требование, согласно которому страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению иностранному инвестору, имеет право осуществлять в РФ страховую деятельность, если иностранный инвестор не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ.

Но самое существенное ограничение, установленное Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об организации страхового дела в РФ»» -запрет страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющим долю иностранных инвесторов в уставном капитале более 49%, заниматься отдельными видами страхования: страхованием жизни, обязательным страхованием, государственным обязательным страхованием, имущественным страхованием, связанным с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхованием имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

В числе ограничений допуска прямых иностранных инвестиций в иные отрасли и сферы деятельности следует отметить ст. 12 Федерального Закона от 8 января 1998 г. №10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» , которая ограничивает

Положение №437 действует в редакции Указания ЦБ РФ от 20 марта 2002 г. №1129-У «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 23 апреля 1997 г. №437 «об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов»» // Вестник Банка России. 2002. №15.

См.: Федеральный Закон от 20 ноября 1999 г. №204-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «об организации страхового дела в РФ»» // СЗ РФ. 1999. №47. С.5622. 3 СЗ РФ. 1998. №2. Ст.226.

165 возможность создания на территории РФ авиационной организации с участием иностранного капитала, осуществляющей деятельность по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники условием, что доля участия иностранного капитала составляет менее 25% уставного капитала авиационной организации и ее руководитель и входящие в орган управления такой организации лица являются гражданами РФ (аналогичное правило ст.1 Воздушного Кодекса РФ устанавливает в отношении авиационных организаций — перевозчиков грузов, багажа, пассажиров).

Аналогичное ограничение имеет место в Законе РФ от 27 декабря 1998 г. «О средства средствах массовой информации», который был дополнен Федеральным Законом от 4 августа 2001 г. №107-ФЗ «О внесении дополнения в Закон РФ «о средствах массовой информации»» иностранным гражданам, лицам без гражданства, гражданам РФ, имеющим двойное гражданство, иностранным юридическим лицам, а также российским юридическим с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которых составляет 50% и более, запрещено учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения РФ. Указанные лица также не могут выступать учредителями теле- и видеопрограмм и другие.

Помимо рассматриваемых форм инвестиционной деятельности для России характерны и другие договорно-правовые формы осуществления инвестиций, таких как

соглашение о разделе продукции и договор лизинга.

Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями