ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

26 мая 2000 года №80-II

О гражданской защите

Настоящий Закон определяет основные задачи в области гражданской защиты, правовые основы их осуществления, полномочия государственных органов, предприятий, учреждений, организаций (далее — организации), права и обязанности граждан Республики Узбекистан, а также силы и средства гражданской защиты.

I. Общие положения


Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

гражданская защита — государственная система мероприятий, проводимых в целях защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей Республики Узбекистан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

служба гражданской защиты — совокупность функциональных подразделений, созданных для выполнения специальных мероприятий гражданской защиты, подготовки сил и средств, для обеспечения действий формирований гражданской защиты;

защитные сооружения — совокупность инженерных сооружений, специально предназначенных для защиты населения и производственного персонала от современных средств поражения;

силы гражданской защиты — воинские части гражданской защиты, территориальные, функциональные и объектовые формирования общего и специального назначения, создаваемые для проведения спасательных и других неотложных работ.

Статья 2. Задачи гражданской защиты

Задачами гражданской защиты являются:

обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

подготовка объектов к действиям и способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

организация, развитие и поддержание в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи;

проведение комплекса мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования объектов народного хозяйства;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные места;

обеспечение готовности военных формирований гражданской защиты;

проведение мероприятий по обеспечению населения коллективными и индивидуальными средствами защиты;

жизнеобеспечение населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

наблюдение и лабораторный контроль за радиационной, химической и биологической обстановкой;

проведение спасательных и других неотложных работ;

восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

осуществление иных мероприятий по защите населения и территорий.

Статья 3. Законодательство о гражданской защите

Законодательство о гражданской защите состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о гражданской защите, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Ответственность за нарушение законодательства в области гражданской защиты

Лица, виновные в нарушении законодательства в области гражданской защиты, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 5. Международное сотрудничество в области гражданской защиты

Сотрудничество Республики Узбекистан с другими государствами и международными организациями в области гражданской защиты осуществляется органами государственной власти и управления в соответствии с международными договорами и законодательством.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Цель и задачи гражданской защиты. Гражданская защита Это — комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, окружающей среды, материальных. — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемnasiba asamiddinova

Похожие презентации

Презентация на тему: » Цель и задачи гражданской защиты. Гражданская защита Это — комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, окружающей среды, материальных.» — Транскрипт:

1 Цель и задачи гражданской защиты

2 Гражданская защита Это — комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, окружающей среды, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций. Природного и техногенного характера.

3 Цель гражданской защиты Защита населения в чрезвычайных ситуациях

4 Задачи гражданской защиты обучение населения способам защиты от опасностей; оповещение населения об опасностях; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

5 проведение аварийно – спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий ; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

6 Оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

7 1. Руководство гражданской защитой в Республике Узбекистан осуществляет Правительство Республики Узбекистан. Руководство Гражданской защитой 2. Руководство гражданской защитой в органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

8 3. Руководство Гражданской защитой на территориях субъектов Республики Узбекистан осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Республики Узбекистан и руководители органов местного самоуправления. 4. Руководители органов исполнительной власти и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по Гражданской обороне и защите населения.

9 Органы, осуществляющие управление Гражданской защитой 1)государственный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской защиты; 2)2) территориальные органы – региональные центры по делам гражданской защиты,

10 3) структурные подразделения государственных органов исполнительной власти 4) структурные подразделения (работники) организаций

11 Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – организация, которая осуществляет наиболее сложные крупномасштабные гуманитарные операции по спасению людей и оказанию помощи пострадавшим как на территории Узбекистан.

15 В СЛУЧАЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ В СЛУЧАЕ БЕДЫ НА ВОДЕ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В СЛУЧАЕ ДТП и т.п.

Гражданская защита узбекистан

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

  • своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
  • укрытие населения в защитных сооружениях;
  • использование средств индивидуальной защиты;
  • эвакуация, рассредоточение, а также переброс населения в безопасные районы;
  • защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водо заборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т.д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
  • обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.
  • защита населения на всей территории страны;
  • дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
  • заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
  • необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения. Принципы организации и ведения гражданской обороны
  • Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;
  • Ведение гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.

Система гражданской обороны
Систему гражданской обороны составляют:

  • органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  • силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
  • фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
  • системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).
Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия, а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти. Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях. Силы ГО

В главе пятой федерального закона «О гражданской обороне» вводится определение сил гражданской обороны. К ним относятся воинские формирования федерального значения, противопожарная и аварийно-спасательная службы и нештатные формирования, которые осуществляют основные задачи гражданской обороны. Порядок действий вооружённых сил закреплен законодательством, а их вовлечение в процесс военных действий, предупреждения или устранения последствий чрезвычайных ситуаций определяется президентом ..
Нештатные же формирования привлекаются в процесс согласно плану гражданской обороны, по указанию должностного лица, являющегося руководителем гражданской обороны на той территории, где это необходимо.
Также в федеральном законе указаны основы деятельности специальных формирований и органа исполнительной власти, который уполномочен решать задачи гражданской обороны. А именно:

  • На вооружении государственных организаций в рассматриваемой области находятся специальная техника и оружие (стрелковое и холодное).
  • Военным спасательных формирований выдаются специальные удостоверения определённого образца, которые подтверждают их статус. А также военные имеют международные знаки, обозначающие их принадлежность к силам гражданской обороны.
  • Социальная помощь, финансирование и сама деятельность сил ГО осуществляется по законам. При этом денежные средства выделяются на разных уровнях (федеральном, региональном и местном) в зависимости от того, какие формирования финансируются.

В военное время силы ГО начинают осуществлять свою деятельность с момента объявления военного положения президентом страны, а в мирное время при возникновении эпидемий, аварий техногенного вида, катастроф или бедствий стихийного характера.

Внимание! Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter для уведомления администрации.

Лекции для студентов

Гражданская защита: роль и задачи, силы и средства, возможные ЧС

Роль и задачи гражданской защиты

В современной сложной международной обстановке в условиях возрастания опасности террористической угрозы каждый гражданин Республики Узбекистан обязан знать или хотя бы иметь представление о системе Гражданской защиты, знать, как уберечь собственную жизнь в случае войны. Нашему народу не нужна война и он не готовит ее. Он на себе испытал все ее страшные ужасы. А будущая война, если же она все–таки случится, станет еще более разрушительной и повлечет огромные жертвы среди мирного населения. Защита населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника является главной задачей гражданской защиты.

Обучение по Гражданской защите является обязательным для всех граждан Республики Узбекистан. Каждый человек должен уметь защитить себя, в случае необходимости применить навыки самопомощи и помощи пораженным. А для этого ему необходимо еще в мирное время изучить и практически овладеть основными способами и средствами защиты от оружия массового поражения.

Активное и добросовестное выполнение обязанностей по ГЗ — долг каждого человека.

Гражданская защита — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Республики Узбекистан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В современной войне, помимо обычных видов оружия, можно ожидать применения противником ядерного оружия, химического оружия и биологического оружия.

Ядерное оружие является наиболее мощным из средств поражения и приводит к массовым потерям населения. Примером служат атомные взрывы в японских городах Хиросима и Нагасаки. Ядерное оружие обладает несколькими поражающими факторами: ударной волной, световым излучением, проникающей радиацией, сейсмовзрывными волнами, электромагнитным импульсом и радиоактивным заражением местности. Эти факторы и определяют характер поражения населения и структуру санитарных потерь.

Основой химического оружия являются отравляющие вещества, которые впервые были применены Германией в годы первой мировой войны. Международный Женевский протокол 1925 г. признал химическое оружие запрещенным. Однако некоторые государства не приняли протокол, и в армиях этих государств отравляющие вещества вошли в арсенал средств массового поражения людей.

Биологическое оружие является наиболее коварным, осужденным всем прогрессивным человечеством видом оружия массового поражения. Основу его составляют бактерии, вирусы, а также высокотоксичные продукты жизнедеятельности бактерий — токсины. Основными специфическими свойствами ряда биоагентов, применяемых в качестве биологического оружия, является способность длительно сохраняться в окружающей среде, что позволяет ему вызывать эпидемии среди людей и сельскохозяйственных животных. Кроме того, существуют большие трудности с обнаружением факта применения противником биологического оружия, а также опасность заражения личного состава формирований ГЗ при выполнении спасательных работ в очаге.

Эти виды оружия могут повлечь огромные потери. Отсюда вытекает огромное государственное значение ГЗ.

Оборонный потенциал страны, его составными частями являются:

1.Военный потенциал, в первую очередь силы ядерного сдерживания.

2.Моральный потенциал — желание населения встать на военную защиту государства, нести жертвы и тяготы войны.

3.Людской (мобилизационный) потенциал — численность населения, подлежащая призыву в вооруженные силы и оборонные отрасли экономики.

4.Промышленный (экономический) потенциал — способность обеспечить экономическую независимость, произвести все необходимое для проведения и обеспечения военных действий.

5.Гражданская защита — способность сохранить в условиях военных действий людской и промышленный потенциалы. В условиях, когда государство идет (или готово идти) на сокращение ядерных сил сдерживания, а вероятные противники усиливают свои военные потенциалы (США — за счет создания национальной противоракетной обороны, Китай — за счет неограниченного роста количества своих ядерных зарядов и средств их доставки к целям), приоритетное направление получает гражданская оборона.

В 21 веке Гражданская защита должна строиться по принципу стратегической мобильности.

Суть его состоит в поэтапном наращивании мероприятий ГЗ по времени и пространству в зависимости от уровня военных угроз, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения.

Большие и сложные задачи ГЗ могут быть решены только при активном участии органов власти всех уровней, руководителей предприятий и организаций, трудовых коллективов и всего населения.

Впервые, в истории государства принят Закон «О гражданской защите». Эти законом определяются задачи в области ГЗ и правовые основы в области их осуществления, полномочия органов власти всех уровней, силы средства ГЗ.

Задачи в области ГЗ

Основными задачами в области гражданской защиты являются:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

· проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

· проведение аварийно — спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

· борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

· обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддерживание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

· срочное захоронение трупов в военное время;

· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской защиты.

Права и обязанности граждан Республики Узбекистан в области Гражданской защиты.

Граждане Республики Узбекистан в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Республики Узбекистан:

проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской защите;

оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской защиты.

Лекция 1 — Роль и задачи ГЗ

Роль и задачи ГЗ.

2. Задачи Гражданской защиты.

3. Структуры Гражданской защиты.

«Хочешь жить в мире, готовься к войне»

В современной сложной международной обстановке в условиях возрастания опасности террористической угрозы каждый гражданин Республики Узбекистан обязан знать или хотя бы иметь представление о системе Гражданской защиты, знать, как уберечь собственную жизнь в случае войны. Нашему народу не нужна война и он не готовит ее. Он на себе испытал все ее страшные ужасы. А будущая война, если же она все–таки случится, станет еще более разрушительной и повлечет огромные жертвы среди мирного населения. Защита населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника является главной задачей гражданской защиты.

Обучение по Гражданской защите является обязательным для всех граждан Республики Узбекистан. Каждый человек должен уметь защитить себя, в случае необходимости применить навыки самопомощи и помощи пораженным. А для этого ему необходимо еще в мирное время изучить и практически овладеть основными способами и средствами защиты от оружия массового поражения.

Активное и добросовестное выполнение обязанностей по ГЗ – долг каждого человека.

2. Задачи Гражданской защиты.

Гражданская защита – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Республики Узбекистан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В современной войне, помимо обычных видов оружия, можно ожидать применения противником ядерного оружия, химического оружия и биологического оружия.

Ядерное оружие является наиболее мощным из средств поражения и приводит к массовым потерям населения. Примером служат атомные взрывы в японских городах Хиросима и Нагасаки. Ядерное оружие обладает несколькими поражающими факторами: ударной волной, световым излучением, проникающей радиацией, сейсмовзрывными волнами, электромагнитным импульсом и радиоактивным заражением местности. Эти факторы и определяют характер поражения населения и структуру санитарных потерь.

Основой химического оружия являются отравляющие вещества, которые впервые были применены Германией в годы первой мировой войны. Международный Женевский протокол 1925 г. признал химическое оружие запрещенным. Однако некоторые государства не приняли протокол, и в армиях этих государств отравляющие вещества вошли в арсенал средств массового поражения людей.

Биологическое оружие является наиболее коварным, осужденным всем прогрессивным человечеством видом оружия массового поражения. Основу его составляют бактерии, вирусы, а также высокотоксичные продукты жизнедеятельности бактерий – токсины. Основными специфическими свойствами ряда биоагентов, применяемых в качестве биологического оружия, является способность длительно сохраняться в окружающей среде, что позволяет ему вызывать эпидемии среди людей и сельскохозяйственных животных. Кроме того, существуют большие трудности с обнаружением факта применения противником биологического оружия, а также опасность заражения личного состава формирований ГЗ при выполнении спасательных работ в очаге.

Эти виды оружия могут повлечь огромные потери. Отсюда вытекает огромное государственное значение ГЗ.

Оборонный потенциал страны, его составными частями являются:

1.Военный потенциал, в первую очередь силы ядерного сдерживания.

2.Моральный потенциал – желание населения встать на военную защиту государства, нести жертвы и тяготы войны.

3.Людской (мобилизационный) потенциал – численность населения, подлежащая призыву в вооруженные силы и оборонные отрасли экономики.

4.Промышленный (экономический) потенциал – способность обеспечить экономическую независимость, произвести все необходимое для проведения и обеспечения военных действий.

5.Гражданская защита – способность сохранить в условиях военных действий людской и промышленный потенциалы. В условиях, когда государство идет (или готово идти) на сокращение ядерных сил сдерживания, а вероятные противники усиливают свои военные потенциалы (США – за счет создания национальной противоракетной обороны, Китай – за счет неограниченного роста количества своих ядерных зарядов и средств их доставки к целям), приоритетное направление получает гражданская оборона.

В 21 веке Гражданская защита должна строиться по принципу стратегической мобильности.

Суть его состоит в поэтапном наращивании мероприятий ГЗ по времени и пространству в зависимости от уровня военных угроз, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения.

Большие и сложные задачи ГЗ могут быть решены только при активном участии органов власти всех уровней, руководителей предприятий и организаций, трудовых коллективов и всего населения.

Впервые, в истории государства принят Закон «О гражданской защите». Эти законом определяются задачи в области ГЗ и правовые основы в области их осуществления, полномочия органов власти всех уровней, силы средства ГЗ.

Задачи в области ГЗ

Основными задачами в области гражданской защиты являются:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

· проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

· проведение аварийно – спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

· борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

· обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддерживание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

· срочное захоронение трупов в военное время;

· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской защиты.

Права и обязанности граждан Республики Узбекистан в области Гражданской защиты.

Граждане Республики Узбекистан в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Республики Узбекистан:

проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской защите;

оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской защиты.

3. Структуры Гражданской защиты.

Руководство Гражданской защитой

1. Руководство гражданской защитой в Республике Узбекистан осуществляет Правительство Республики Узбекистан.

2. Руководство гражданской защитой в органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

3. Руководство Гражданской защитой на территориях субъектов Республики Узбекистан осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Республики Узбекистан и руководители органов местного самоуправления.

4. Руководители органов исполнительной власти и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по Гражданской обороне и защите населения.

Органы, осуществляющие управление Гражданской защитой

Органами, осуществляющими управление Гражданской защитой, являются:

1) государственный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской защиты;

2) территориальные органы – региональные центры по делам гражданской защиты, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской защиты и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Республики Узбекистан;

Территориальные органы – региональные центры по делам гражданской защиты, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской защиты и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Республики Узбекистан, комплектуются военнослужащими войск гражданской защиты, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом.

Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем государственного органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской защиты, из числа военнослужащих войск гражданской обороны, лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданского персонала;

3) структурные подразделения государственных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской задачи;

4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской защиты, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Республики Узбекистан.

Государственный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области Гражданской защиты

В целях реализации государственной политики в области Гражданской защиты государственный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области Гражданской защиты, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской защиты.

В порядке проведения в жизнь законы «О гражданской защите» Правительство Республики Узбекистан приняло ряд важных постановлений:

1) «Положение о гражданских организациях гражданской защиты», которым определен перечень организаций создающих формирования, а также порядок их подготовки и деятельности.

2) «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области ГЗ», к таким организациям относятся категорированные объекты с численностью работников:

до 500 чел. – 1 освобожденный работник;

от 500 до 2000 чел. – два – три освобожденных работника;

то 2000 до 5000 чел. – три – четыре освобожденных работника;

свыше 5000 чел. – пять – шесть освобожденных работника.

В организациях, не отнесенных к категориям по ГЗ, с количеством работников свыше 200 чел. – один освобожденный работник;

С численностью работников менее 200 чел. – работа по ГЗ может выполняться по совместительству одним из работников организации.

3) «Положение о гражданских организациях Гражданской защиты» (ГЗ можно назвать синонимом – « формирования сил ГЗ и ГСЧС» или просто « формирования»).

Такие формирования создаются по территориально – производственному принципу на базе организаций (далее «объектов»), независимо от их организационно – правовых форм, оснащаются специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и объектов от опасностей, возникающих при ведении военных действий или при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного времени.

4) «Положение об организации обучения в области гражданской защиты»

Этим постановлением определяются основные задачи обучения населения:

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

б) совершенствование навыков в проведении АСДНР;

г) овладения приемами и способами действий по защите населения.

Этим постановлением все население страны разделено на следующие группы:

а) начальники ГЗ органов исполнительной власти;

б) должностные лица и работники ГЗ, а также начальники ГЗ объектов;

в) личный состав формирований сил ГЗ и ГСЧС;

г) работающее население, не входящее в состав формирований;

д) учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования;

е) неработающее население;

Обучение является обязательным, бесплатным, дифференцированным и проводится в учебных учреждениях МЧС, по месту работы (учебы) и по месту жительства.

Руководит организацией и ведением ГЗ всегда первый руководитель на соответствующей территории или объекте — начальник ГЗ.

Начальники ГЗ на всех уровнях осуществляют руководство ГЗ через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области ГЗ:

— на государственном уровне — МЧС;

— на региональном уровне — региональные центры по делам ГЗЧС МЧС;

— в субъектах Республики Узбекистан (республики, края, области) — министерства, комитеты, главные управления по делам ГЗЧС;

— в городах, районах — управления по делам ГЗЧС;

— на объектах — штабы (отделы, секторы) по делам ГЗЧС.

Службы ГЗ организуются на всех уровнях, в том числе и на объектах, и служат для выполнения мероприятий ГЗ, включая подготовку необходимых сил и средств, и обеспечения действий ГЗГО в ходе проведения АСДНР в соответствии с профилем данной службы.

По предназначению службы ГЗ классифицируются на:

медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно- технические, автотранспортные, радиационной и химико-биологической защиты, связи и оповещения, охраны общественного порядка, коммунально-энергетические, питания, торговли, содержания убежищ и укрытий, снабжения и т. д.

Непосредственное руководство службами ГЗ осуществляют начальники этих служб, а исполнительными органами, предназначенными для выполнения возложенных задач являются формирования сил ГЗ и ГСЧС (ГЗ).

Количество служб ГЗ, их возможности обычно пропорциональны масштабу объекта или территории, на которой они создаются.

На объектах с численностью персонала 100 человек и менее службы могут и не создаваться. Соответственно и формирования служб ГЗ могут отсутствовать.

Эвакуационная комиссия объекта создается для планирования, подготовки, руководства и проведения эвакуации сотрудников объекта, членов их семей, а также вывоза оборудования и имущества.

На объекте с численностью персонала 100 человек и менее создается эвакогруппа. Все сотрудники эвакогруппы работают по совместительству. Примерный состав эвакогруппы:

— заместитель начальника ГЗ объекта по эвакомероприятиям — начальник эвакуационной группы;

Гражданская защита узбекистан