Доходы регионального бюджета и порядок их формирования

Главная > Курсовая работа >Финансы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования – «Оренбургский государственный университет»

Доходы регионального бюджета и порядок их формирования.

1 Теоретические аспекты формирования доходов регионального бюджета ………………………………………………………………..………….4

1.1 Экономическая сущность планирования доходов регионального бюджета……………………………………………………………………..……..4

1.2 Роль налогов в формировании доходов регионального бюджета…………………………………………………………………………. 7

1.3Методика планирования доходов регионального бюджета……………………………………..……………………………………10

1.4 Зарубежный опыт планирования доходов регионального бюджета…………………………………………………………………………..16

2 Анализ планирования и прогнозирования доходов регионального бюджета Оренбургской области……………………………………………………………………………19

2.1 Анализ формирования доходов бюджета Оренбургской области………………………………………………………..………. 19

2.2 Прогнозирование доходов регионального бюджета с применением статистических методов…………………………………………………………22

3 Совершенствование порядка формирования доходов регионального бюджета…………………………………………………………………………..31

Список использованных источников…………………………………. 36

Приложение А Таблица 1 – Действующая модель формирования доходов региональных бюджетов (бюджетов субъектов Федерации………………………………………………………………………..38

Приложение Б Таблица 2 – Взаимодействие участников процесса планирования и прогнозирования на федеральном и региональном уровне..………………..………………………………………………………….39

Приложение Б Таблица 2 – Динамика поступления доходов в бюджет Оренбургской области за 2008-2010 гг……………………………………….41

Важной формой проведения региональной политики является прогнозирование и планирование.

Формирование региональных бюджетов основывается на прогнозировании и планировании налоговых и неналоговых поступлений. Планирование доходов является довольно сложной работой, требующей учета множества различных факторов: экономических, политических, социальных.

В современных условиях результативность и положительный эффект экономических преобразований во много определяется грамотным планированием в сфере налогообложения, умением и реальной способностью государственных и местных органов четко реагировать на различные изменения макроэкономических показателей и спрогнозировать их дальнейшее развитие. Систематическое несоответствие между планируемыми и фактическими объемами мобилизации налоговых платежей является следствием недостаточного внимания к проблемам налогового планирования доходов бюджета.

Важное место в проведении грамотной финансовой политики занимает бюджетное планирование и прогнозирование. Поэтому тема данной работы является актуальной.

Цель данной работы состоит в разработке предложений по совершенствованию порядка формирования доходов регионального бюджета. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

— рассмотреть методику планирования доходов регионального бюджета;

— проанализировать структуру и динамику доходов регионального бюджета;

— спрогнозировать поступление доходов в региональный бюджет с применением статистических методов;

— предложить основные направления совершенствования порядка формирования доходов регионального бюджета.

Предметом исследования является совокупность финансовых отношений, возникающих по поводу формирования и исполнения доходной части региональных бюджетов.

Объектом исследования выступает доходная часть областного бюджета Оренбургской области.

Информационной базой работы послужили материалы и отчетность Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства Российской Федерации и другие нормативные и правовые документы, издания периодической печати в области планирования доходов бюджета.

1 Теоретические аспекты формирования доходов бюджета

Экономическая сущность планирования доходов регионального бюджета

Бюджет субъекта федерации представляет собой экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда субъекта федерации, находящегося в распоряжения соответствующего органа власти, являющегося его основным финансовым планом, утверждаемым законодательным органом.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — это «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации».

Роль и социально-экономическое значение бюджетов субъектов Федерации определяется в основном теми же характеристиками, что я федерального бюджета, однако их роль специфична — соответственно специфике задач, решаемых на региональном уровне. Формирование бюджетов субъектов РФ осуществляется на основе общих принципов, установленных в Бюджетном кодексе РФ и иных федеральных законах. /1/

Бюджет каждого уровня бюджетной системы РФ состоит из доходов и расходов. /2,с.23/.

Доходы бюджета – это денежные средства, полученные в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов Федерации полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

1) собственные налоговые доходы: региональные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определяются законами о бюджетах субъектов Федерации на очередной финансовый год;

2) регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Неналоговые доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет различных видов доходов от собственности и операций с ней (например, части прибыли унитарных предприятий, находящихся в ведении субъектов РФ, остающейся после уплаты налогов, — в размерах, установленных законами соответствующих субъектов РФ), сборов на специальные услуги, доходов от внешнеэкономической деятельности, поступлений из федерального бюджета и некоторых других.

В Приложении А представлена действующая модель формирования доходов региональных бюджетов (бюджетов субъектов Федерации)

Процесс планирования доходов строится на основе норм бюджетного и налогового законодательства РФ.

Планирование доходов регионального бюджета – важнейший элемент налоговой и бюджетной политики государства, в процессе которого соответствующие государственные органы принимают решения о внесении изменений в налоговое законодательство, сокращении доли государственных расходов; разрабатывают меры по улучшению общеэкономической обстановке в стране и созданию необходимых условий для развития экономики.

Планирование доходов регионального бюджета представляет собой формализованную последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых и неналоговых платежей, их рассмотрением, утверждением и распределением по уровням бюджетной системы, т.е охватывает сферу планирования доходов в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов.

Планирование доходов регионального бюджета служит основой для выработки прогноза социально – экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочные периоды для своевременного и обоснованного составления проектов федерального, регионального и местных бюджетов на предстоящий год, для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.

Планирование доходов осуществляется в соответствии с прогнозом важнейших макроэкономических и социально- экономических показателей, таких, как:

— валовой внутренний продукт;

— валовой национальный продукт;

— чистый национальный продукт;

-личный доход населения и т.д.

Каждый из этих показателей служит основой для расчета как общей суммы поступлений бюджетных доходов, таки отдельных групп, видов налогов и прочих неналоговых поступлений в бюджеты. ./3,с.337/

Региональные бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают на необходимость анализа данного понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма. /4,с.15/

Региональные бюджеты, предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Федерации. В современных условиях региональные органы власти все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Процедура взаимодействия участников процесса планирования осуществляется на уровне субъектов РФ. Ежегодно издается распоряжение главы администрации субъекта РФ «О разработке прогноза социально-экономического развития региона на очередной год и среднесрочную перспективу», в котором также определяются задачи всех участников процесса бюджетного планирования.

Исполнение местного бюджета

Органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному признаку и входящую в состав Минфина России.

Структура органов казначейства трехуровневая:

Первый уровень — Главное управление Федерального казначейства (ГУФК), которое осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. Кроме того, оно руководит работой нижестоящих органов казначейства.

Второй уровень — управления Федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Они обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений при формировании доходной и расходной частей федерального бюджета.

Третий уровень — отделения Федерального казначейства по городам, районам в городах (кроме городов районного подчинения) (ОФК). Они формируют доходную часть федерального бюджета ни территории и обеспечивают целевое финансирование расходов пи бюджетополучателям.

Органы Федерального казначейства — это юридические лица, которые относятся к органам исполнительной власти.

К основным задачам и функциям органов Федерального казначейства относятся:

— учет налогов и платежей, поступивших в доход федерального бюджета на счет казначейства в банках;
— распределение в установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;
— возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных;
— учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам органами исполнительной власти, и перерасчет сумм налогов и платежей между бюджетами;
— взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;
— доведение лимитов и осуществление финансирования распорядителей средств федерального бюджета;
— обеспечение целевого и эффективного расходования средств посредством предварительного, текущего и последующего контроля;
— управление доходами и расходами федерального бюджета на счетах казначейства в банках.

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых в Центральном банке РФ и его учреждениях. Иногда счета казначейства открываются и в других кредитных организациях, уполномоченных правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе.

Таким образом, казначейская система исполнения бюджета базируется на определенных принципах.

Первый принцип казначейского исполнения федерального бюджета — исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетополучателей. Лицевые счета открываются для каждого главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета (ст.254 Бюджетного кодекса РФ). На лицевом счете отражаются суммы, которыми организация — бюджетополучатель может располагать в процессе осуществления своей деятельности.

Таким образом, финансирование бюджетных организаций осуществляется путем зачисления средств на лицевой счет распорядителями в соответствии с лимитами.

Второй принцип казначейского исполнения федерального бюджета — принцип осуществления финансирования и принятия на себя денежных обязательств бюджетными организациями в пределах лимитов. Лимиты бюджетных обязательств устанавливаются на основании бюджетных ассигнований (ст.224 Бюджетного кодекса РФ). В свою очередь, на основании бюджетных ассигнований составляется смета доходов и расходов бюджетного учреждения (ст.221 Бюджетного кодекса РФ).

Третий принцип — принцип единства кассы (ст. 216 Бюджетного кодекса РФ). Наиболее точное определение принципа единства кассы дано Н.Г.Нестеренко: «Принцип единства кассы устанавливает, что орган, осуществляющий кассовое обслуживание бюджета, открывает в учреждении Банка России единый счет, на который зачисляются поступающие доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета и производятся предусмотренные бюджетом расходы»9. Таким образом, принцип единства кассы следует отнести к требованиям, объективно способствующим наилучшему управлению бюджетными средствами, установлению прочного государственного контроля за их полным поступлением и целевым расходованием.

Четвертый принцип казначейского исполнения федерального бюджета — принцип детальности. Детальность исполнения бюджета достигается за счет бюджетной классификации. Использование бюджетной классификации позволяет бюджетной организации более детально планировать свои расходы, облегчает процесс составления сметы, проведение анализа эффективности произведенных расходов, позволяет следить за целевым использованием бюджетных средств.

Пятый принцип казначейского исполнения федерального бюджета — принцип закупки товаров (работ, работ, услуг) на основе государственных и муниципальных контрактов. Данный принцип позволяет своевременно контролировать платежи бюджетополучателей и исключать возможность закупки по заведомо завышенным ценам.

Шестой принцип казначейского исполнения федерального бюджета — принцип финансирования расходов бюджетных организаций путем зачета денежных средств (ст.235 Бюджетного кодекса РФ).

Федеральное казначейство в соответствии с Бюджетным кодексом несет ответственность за:

— правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;
— финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с соблюдением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ;
— полноту и своевременность перечислений бюджетных средств получателями этих средств;
— своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей этих средств;
— доведение в заданный срок уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитных обязательств бюджета до получателей бюджетных средств;
— финансирование расходов, не включенных в бюджетные росписи;
— финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;
— осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
— исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателя бюджетных средств.

В настоящее время, необходимо расширение сферы деятельности казначейства. Она, безусловно, должна охватывать формирование и исполнение всех бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. Такой подход не нарушает принципа самостоятельности этих бюджетов. Все вопросы могут быть решены в договоре между Федеральным казначейством и соответствующими властными структурами субъектов Федерации и местных органов управления. Это сэкономит значительные средства для регионов и ускорит перераспределение средств между бюджетами, включая и финансовую помощь. Такая система будет способствовать в перспективе установлению прямых контактов между федеральными и местными бюджетами. Не исключено, что финансовая помощь из центра будет направляться и местным бюджетам, как это практикуется в некоторых странах. Относительно целевых бюджетных и внебюджетных государственных фондов стоит сказать, что их широкое использование в России в настоящее время связано с недостаточным объемом финансовых ресурсов и может рассматриваться как нарушение принципа единого фонда, присущего любому бюджету. Органы казначейства, как важнейшая часть общей контрольной системы, следят за формированием и использованием бюджетных средств. Все бюджетополучатели и коммерческие банки, обслуживающие бюджет, входят в число объектов контроля со стороны казначейства. Сочетание столь важных организационных и контрольных функций превращает казначейство в главное звено финансовой системы государства. Таким образом, казначейская система исполнения бюджета способствует решению важных экономических проблем России.

Выработка
Доходы населения
Формы капитала
Макроэкономическое равновесие
Государственное регулирование экономики

Назад | | Вверх

Формирование и исполнение регионального бюджета Республики Татарстан

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

Содержание

1 Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ

1.1 Доходы регионального бюджета: их структура и динамика

1.2 Региональные бюджеты – их характеристики

2 Анализ формирования и исполнения регионального бюджета Республики Татарстан

2.1 Налоговые доходы бюджета Республики Татарстан

2.2 Регулирующие доходы бюджета Республики Татарстан

3 Развитие системы доходов региональных бюджетов

Список использованной литературы

Актуальность данной темы обосновывается, тем что в современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Региональный бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства региона.

С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

Как известно перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов ХХ века, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами.

Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.

Бесспорна важность территориального бюджета для эффективного функционирования экономики регионов РФ, в его формировании и исполнении, одной из регулирующих ролей в использовании ВВП.

Целью данной работы является рассмотрение формирования и исполнения регионального бюджета Республики Татарстан, выявления его структуры и динамики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

-изучить теоретические аспекты формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ;

-рассмотреть доходы регионального бюджета: их структуру и динамику;

-выделить особенности структуры доходов и расходов территориальных бюджетов Российской Федерации на примере Республики Татарстан;

-рассмотреть основные принципы совершенствования системы формирования доходов региональных бюджетов РФ.

Объект исследования: бюджет Республики Татарстан.

Предмет исследования: формирование и исполнение бюджета Республики Татарстан: структура и динамика.

Проблематика. Как известно в формировании доходной базы бюджета субъектов Российской Федерации все еще имеются нерешенные проблемы.

Актуальной является проблема достаточно слабой финансовой базы территориальных бюджетов. В частности, обратим внимание на проблему изъятия природной ренты и систему налогообложения природных ресурсов. Она актуальна, прежде всего, для Республики Татарстан как нефтегазодобывающего и перерабатывающего региона России.

Сегодня в условиях, когда более двух третей доходов республики Татарстан в соответствии с законодательством направляется в Федеральный бюджет, серьезной проблемой является поиск источников финансирования ряда социальных обязательств республики, как субъекта Федерации, закрепленных федеральными законами.

Бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития.

Оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность.

Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования различных авторов, учебники и периодические издания, статистический материал, касающийся развития территориальных бюджетов в РФ, а также финансовые документы Республики Татарстан 2008-2010 годов — Закон «О бюджете Республики Татарстан» на 2009-2010 года.

1 Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ

1.1 Доходы регионального бюджета: их структура и динамика

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры общества.

Как известно еще с 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке» [2, С. 23]

Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем регионам, у которых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов. [2, С. 24]

С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в общем, объеме средств соответствующей части этого дохода

Преимущества этого способа регулирования заключаются в том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории.

Таким образом, региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов и городов Москвы и Санкт-Петербурга. Региональный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций региона.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последние десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходит от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным уровням власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, строительства и содержания дорог, сельского хозяйства, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов [2, С. 123].

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

Доходы территориального бюджета формируются за счет налоговых, неналоговых доходов, а также безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Возможности формировании налоговых доходов находятся в зависимости от налогового потенциала территории и тех налоговых отчислений, которые устанавливаются в соответствии с федеральным, региональным законодательством и решениями представительных органов местного самоуправления.

В 2011 году продолжится реализация мер по реструктуризации налоговой задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно сказались на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета. Выполнение налогоплательщиками условий реструктуризации согласно утвержденным графикам погашения реструктурированной задолженности и текущих платежей позволит обеспечить в 2010 году поступления в федеральный бюджет в сумме около 8.9 млрд. рублей [21, С. 17].

Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

Исполнение регионального бюджета это

чБЦОЩН ЬФБРПН ВАДЦЕФОПЗП РТПГЕУУБ СЧМСЕФУС ПТЗБОЙЪБГЙС ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ.

йУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ — ЬФП РТПГЕУУ, ЛПФПТЩК ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ РПМОПЕ УЧПЕЧТЕНЕООПЕ РПУФХРМЕОЙЕ ДПИПДПЧ Ч ГЕМПН Й РП ЛБЦДПНХ ЙУФПЮОЙЛХ, Б ФБЛЦЕ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ПТЗБОЙЪБГЙК Й ХЮТЕЦДЕОЙК Ч РТЕДЕМБИ ХФЧЕТЦДЕООЩИ РП ВАДЦЕФХ УХНН Ч ФЕЮЕОЙЕ ЖЙОБОУПЧПЗП ЗПДБ.

йУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ ЛБЛ УМПЦОПЕ ЖЙОБОУПЧПЕ СЧМЕОЙЕ ПИЧБФЩЧБЕФ 2 УФБДЙЙ ВАДЦЕФОПЗП РТПГЕУУБ: ЧЩРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФОПЗП ЪБЛПОБ (ЙУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ Ч ХЪЛПН УНЩУМЕ УМПЧБ) Й УПУФБЧМЕОЙЕ Й ХФЧЕТЦДЕОЙЕ ПФЮЕФОПУФЙ ПВ ЙУРПМОЕОЙЙ ВАДЦЕФБ.

ч НЙТПЧПК РТБЛФЙЛЕ ЙЪЧЕУФОЩ УМЕДХАЭЙЕ УЙУФЕНЩ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФПЧ:

  • ЛБЪОБЮЕКУЛБС, РТЙ ЛПФПТПК ОБ УРЕГЙБМШОЩЕ ПТЗБОЩ НЙОЙУФЕТУФЧБ ЖЙОБОУПЧП (лБЪОБЮЕКУФЧП) ЧПЪМПЦЕОЩ ПТЗБОЙЪБГЙС ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФПЧ, ХРТБЧМЕОЙЕ ЙИ УЮЕФБНЙ Й ВАДЦЕФОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ. хЛБЪБООЩЕ ПТЗБОЩ СЧМСАФУС ЛБУУЙТПН ДМС ЧУЕИ ТБУРПТСДЙФЕМЕК Й РПМХЮБФЕМЕК ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ Й ПУХЭЕУФЧМСАФ РМБФЕЦЙ ПФ ЙНЕОЙ Й РП РПТХЮЕОЙА ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК;
  • ВБОЛПЧУЛБС, ЛПЗДБ ЖХОЛГЙА ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФПЧ ЧЩРПМОСЕФ ГЕОФТБМШОЩК ВБОЛ (ЧПЪНПЦЕО ЧБТЙБОФ ХЮБУФЙС Й ЛПННЕТЮЕУЛЙИ ВБОЛПЧ);
  • УНЕЫБООБС, ДМС ЛПФПТПК ИБТБЛФЕТОП ПВУМХЦЙЧБОЙЕ ВАДЦЕФОЩИ УЮЕФПЧ ЛБЛ ЛБЪОБЮЕКУФЧПН, ФБЛ Й ГЕОФТБМШОЩН ВБОЛПН.

у 1918 ЗПДБ Ч ууут УМПЦЙМБУШ ВБОЛПЧУЛБС УЙУФЕНБ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ, ЛПФПТБС РТБЛФЙЮЕУЛЙ ВЕЪ ЙЪНЕОЕОЙК РТПУХЭЕУФЧПЧБМБ ДП 1992 З.

у ТБУРБДПН ууут Й РПСЧМЕОЙЕН ЛПННЕТЮЕУЛЙИ ВБОЛПЧ, ДМС ЛПФПТЩИ ЙУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ ОЕ ОПУЙМП РТЙПТЙФЕФОПЗП ИБТБЛФЕТБ, нЙОЙУФЕТУФЧП ЖЙОБОУПЧ РПФЕТСМП ЛПОФТПМШ ЪБ ВАДЦЕФОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ , ЮФП ИБТБЛФЕТЙЪПЧБМПУШ ЪБДЕТЦЛБНЙ Ч РЕТЕЮЙУМЕОЙЙ ОБМПЗПЧ Ч ВАДЦЕФ, Б ФБЛЦЕ ОЕУЧПЕЧТЕНЕООЩН ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕН ВАДЦЕФОЩИ ТБУИПДПЧ ЙМЙ ОЕГЕМЕЧЩН ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН УТЕДУФЧ ВАДЦЕФБ. чУЕ ЬФП ПВХУМПЧЙМЙ РЕТЕИПД Л ЛБЪОБЮЕКУЛПК УЙУФЕНЕ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФПЧ, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ. ч тж жЕДЕТБМШОПЕ ЛБЪОБЮЕКУФЧП ВЩМП ПВТБЪПЧБОП Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У хЛБЪПН рТЕЪЙДЕОФБ тж «п жЕДЕТБМШОПН ЛБЪОБЮЕКУФЧЕ» ПФ 08.12.1992 З № 1556.

фБВМЙГБ — иБТБЛФЕТЙУФЙЛБ УЙУФЕН ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ

уТБЧОЙФЕМШОЩК БОБМЙЪ РТПГЕУУБ ДПЧЕДЕОЙС УТЕДУФЧ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ ДП РПМХЮБФЕМЕК Ч РЕТЙПД ДП УПЪДБОЙС УЙУФЕНЩ ЖЕДЕТБМШОПЗП ЛБЪОБЮЕКУФЧБ Й РПУМЕ ЕЕ УПЪДБОЙС, РТЕДУФБЧМЕООЩК ОБ ТЙУХОЛЕ, РПЪЧПМСЕФ ХФЧЕТЦДБФШ, ЮФП ЧП ЧФПТПН УМХЮБЕ ХНЕОШЫБЕФУС ЛПМЙЮЕУФЧП ЪЧЕОШЕЧ, ХЮБУФЧХАЭЙИ Ч ТБВПФЕ У ВАДЦЕФОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ, ЮФП УПЪДБЕФ ЧПЪНПЦОПУФЙ ХУЙМЕОЙС ЛПОФТПМС ЪБ ГЕМЕЧЩН ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ.

уИЕНБ ДПЧЕДЕОЙС УТЕДУФЧ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ ДП РТПЙЪЧПДЙФЕМЕК ТБВПФ Й ХУМХЗ, ДЕКУФЧПЧБЧЫБС ДП УПЪДБОЙС УЙУФЕНЩ ЛБЪОБЮЕКУФЧБ

уИЕНБ ДПЧЕДЕОЙС УТЕДУФЧ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ ДП РТПЙЪЧПДЙФЕМЕК ТБВПФ Й ХУМХЗ РПУМЕ УПЪДБОЙС УЙУФЕНЩ ЛБЪОБЮЕКУФЧБ

йУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ ОБЮЙОБЕФУС РПУМЕ ЕЗП ХФЧЕТЦДЕОЙС ЪБЛПОПДБФЕМШОЩН ПТЗБОПН ЧМБУФЙ (уПЧЕФ жЕДЕТБГЙЙ).

ч ЙУРПМОЕОЙЙ ВАДЦЕФПЧ РТЙОЙНБАФ ХЮБУФЙЕ ЧУЕ ПТЗБОЩ ЗПУХДБТУФЧЕООПК ЧМБУФЙ Й НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС, ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ХЮТЕЦДЕОЙЙ Й ЗТБЦДБОЕ, ЛПФПТЩЕ СЧМСАФУС РМБФЕМШЭЙЛБНЙ ЙМЙ РПМХЮБФЕМСНЙ ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ.

ч УЙУФЕНХ ПТЗБОПЧ, ПВМБДБАЭЙИ РПМОПНПЮЙСНЙ РП ЙУРПМОЕОЙА ВАДЦЕФПЧ, ЧИПДСФ ЖЙОБОУПЧЩЕ ПТЗБОЩ, гЕОФТБМШОЩК ВБОЛ тПУУЙЙ, ПТЗБОЩ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ЖЙОБОУПЧПЗП ЛПОФТПМС.

хЮБУФОЙЛБНЙ РТПГЕУУБ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ СЧМСАФУС:

  • ПТЗБОЩ ЪБЛПОПДБФЕМШОПК ЧМБУФЙ (ТБУУНБФТЙЧБАФ Й ХФЧЕТЦДБАФ ПФЮЕФЩ ПВ ЙУРПМОЕОЙЙ ВАДЦЕФБ, РПУМЕДХАЭЙК ЛПОФТПМШ ЪБ ЙУРПМОЕОЙЕН ВАДЦЕФПЧ);
  • ПТЗБОЩ ЙУРПМОЙФЕМШОПК ЧМБУФЙ (ПУХЭЕУФЧМСАФ ЙУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ, УВПТ ДПИПДПЧ, ХРТБЧМЕОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩН Й НХОЙГЙРБМШОЩН ДПМЗПН, ЧЕДПНУФЧЕООЩК ЛПОФТПМШ ЪБ ЙУРПМОЕОЙЕН ВАДЦЕФБ);
  • нЙОЙУФЕТУФЧП ЖЙОБОУПЧ;
  • ПТЗБОЩ ДЕОЕЦОП ЛТЕДЙФОПЗП ТЕЗХМЙТПЧБОЙС;
  • ЗМБЧОЩК ТБУРПТСДЙФЕМШ, ТБУРПТСДЙФЕМШ, РПМХЮБФЕМШ ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ,
  • ВАДЦЕФОЩЕ ХЮТЕЦДЕОЙС, Б ФБЛЦЕ ЖЙОБОУПЧЩЕ Й ВБОЛПЧУЛЙЕ ХЮТЕЦДЕОЙС.

йУРПМОЕОЙЕ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ, ВАДЦЕФБ ЗПУ. ЧОЕВАДЦЕФОПЗП ЖПОДБ, ВАДЦЕФБ УХВЯЕЛФБ тж, НЕУФОПЗП ВАДЦЕФБ ПВЕУРЕЮЙЧБЕФУС УППФЧЕФУФЧЕООП рТБЧЙФЕМШУФЧПН тж, ЧЩУЫЙН ЙУРПМОЙФЕМШОЩН ПТЗБОПН ЧМБУФЙ УХВЯЕЛФБ тж, НЕУФОПК БДНЙОЙУФТБГЙЕК.

у ГЕМША ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ Ч ЖЙОБОУПЧЩИ ПТЗБОБИ ЗПФПЧЙФУС ПТЗБОЙЪБГЙПООЩК РМБО. ч ЬФПН РМБОЕ ТБУРЙУЩЧБАФУС ЧУЕ ДЕКУФЧЙС ЖЙОБОУПЧЩИ ПТЗБОПЧ РП ПВЕУРЕЮЕОЙА ЧЩРПМОЕОЙС ъБЛПОБ » п ВАДЦЕФЕ ОБ УППФЧ. ЖЙО. ЗПД» дБМЕЕ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ТБЪВЙЧЛБ ВАДЦЕФБ РП ЛЧБТФБМБН. пОБ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ДМС РМБОПНЕТОПЗП УВПТБ ДПИПДПЧ.

уХННБ РТЕЧЩЫЕОЙС ДПИПДПЧ ОБД ТБУИПДБНЙ РТЙ ЙУРПМОЕОЙЙ ВАДЦЕФБ, ПВТБЪХАЭБСУС Ч ТЕЪХМШФБФЕ РПМХЮЕОЙС ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ДПИПДПЧ ЙМЙ ЬЛПОПНЙЙ Ч ТБУИПДБИ, ЪБЮЙУМСЕФУС Ч УППФЧЕФУФЧХАЭЙК ВАДЦЕФ Й ЙЪЯСФЙА ОЕ РПДМЕЦЙФ. фБЛЙЕ УХННЩ ОБЪЩЧБАФУС РТПЖЙГЙФПН ВАДЦЕФБ.

тЕЫЕОЙЕ П ЕЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ РТЙОЙНБЕФ УППФЧЕФУФЧХАЭЙК ЪБЛПОПДБФЕМШОЩК ПТЗБО ЧМБУФЙ РП РТЕДМПЦЕОЙА УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП ЙУРПМОЙФЕМШОПЗП ПТЗБОБ ЧМБУФЙ.

рТПЖЙГЙФ ВАДЦЕФБ НПЦЕФ ВЩФШ ЙЪТБУИПДПЧБО ФПМШЛП РТЙ ХУМПЧЙЙ ПВЕУРЕЮЕОЙС ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС РМБОПЧЩИ ТБУИПДПЧ. рТПЖЙГЙФ ВАДЦЕФБ РП ТЕЫЕОЙА ЪБЛПОПДБФЕМШОПЗП ПТЗБОБ ЧМБУФЙ НПЦЕФ ВЩФШ: ОБРТБЧМЕО ОБ ПУХЭЕУФЧМЕОЙЕ ТБЪМЙЮОЩИ УПГЙБМШОП-ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ РТПЗТБНН; РТЕДПУФБЧМЕОЩ Ч ЧЙДЕ РТПГЕОФОЩИ Й ВЕЪРТПГЕОФОЩИ ВАДЦЕФОЩИ УУХД.

пДОПЧТЕНЕООП У ХФЧЕТЦДЕОЙЕН ВАДЦЕФБ ОБ ПЮЕТЕДОПК ЖЙОБОУПЧЩК ЗПД ХУФБОБЧМЙЧБЕФУС ТБЪНЕТ ПВПТПФОПК ЛБУУПЧПК ОБМЙЮОПУФЙ ОБ ОБЮБМП УМЕДХАЭЕЗП ВАДЦЕФОПЗП ЗПДБ.

уХННБ ПВПТПФОПК ЛБУУПЧПК ОБМЙЮОПУФЙ — УЧПЕЗП ТПДБ ТЕЪЕТЧ, РТЕДОБЪОБЮЕООЩК ДМС ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС ЧТЕНЕООЩИ ЛБУУПЧЩИ ТБЪТЩЧПЧ Й РПДМЕЦБЭБС ЧПУУФБОПЧМЕОЙА Л ОБЮБМХ ОПЧПЗП ЗПДБ.

newinspire

Исполнение регионального бюджета

Исполнение регионального бюджета — центральная стадия бюджетного процесса, осуществляемого органами государственной власти субъектов РФ.

Основным элементом финансовой системы субъекта РФ является консолидированный региональный бюджет, который представляет собой составную часть бюджетной системы РФ, «основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Бюджетные отношения материализуются не в едином централизованном фонде, а в совокупности фондов денежных средств, формируемых соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ осуществляют следующие бюджетные полномочия:

– составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля над их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;

– установление порядка предоставления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;

– установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;

– предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;

– иные бюджетные полномочия, отнесенные к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Исполнение регионального бюджета является центральной стадией бюджетного процесса, осуществляемого органами государственной власти субъектов РФ. Именно в рамках этой стадии претворяется в жизнь предназначение регионального бюджета, обеспечивается исполнение расходных обязательств субъекта РФ.

Бюджетный кодекс РФ разделяет процесс исполнения регионального бюджета на два направления: по доходам и по расходам.

Исполнение региональных бюджетов по доходам предусматривает:

– перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

– распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

– возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

– учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Исполнение региональных бюджетов по расходам сводится к:

– исполнению платежных поручений с единого счета бюджета в пределах остатка средств;

– проверке платежных поручений на соответствие требованиям нормативно-правовых актов по их заполнению;

– проверке действительности кодов бюджетной классификации;

– консолидации информации об исполнении бюджетов на определенной территории и формированию отчетности в рамках действующего законодательства.

В кассовом исполнении бюджетов (проведении и учете кассовых операций) участвуют и финансовые органы на соответствующих уровнях власти.

Статья 215.1 Бюджетного кодекса РФ определяет полномочия в бюджетном процессе финансовых органов субъектов РФ как органов, организующих исполнение соответствующего бюджета, и органов Федерального казначейства как органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней.

Таким образом, Правительство субъекта РФ (администрация субъекта РФ) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ, бюджета территориального внебюджетного фонда. Министерство финансов субъекта РФ (финансовый департамент администрации субъекта РФ) организует исполнение бюджета субъекта РФ. Федеральное казначейство и его территориальные органы осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Исполнение регионального бюджета это