Уважаемые школьники и студенты!

Уже сейчас на сайте вы можете воспользоваться более чем 20 000 рефератами, докладами, шпаргалками, курсовыми и дипломными работами.Присылайте нам свои новые работы и мы их обязательно опубликуем. Давайте продолжим создавать нашу коллекцию рефератов вместе.

Вы согласны передать свой реферат (диплом, курсовую работу и т.п.), а также дальнейшие права на хранение, и распространение данного документа администрации сервера «mcvouo.ru»?

Всего 19436 рефератов.

Пенсия по случаю потери кормильца — (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

Далеко не секрет, что все люди пекутся о своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте. Также многие люди хотят себя подстраховать на тот случай, если производственная травма или несчастный случай вдруг лишат человека трудоспособности или даже жизни (если профессия связана с постоянным риском для жизни; например оперативный работник, кадровый военный). На протяжении многих лет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности были государственные пенсионные выплаты. Таким образом, все средства аккумулировались на государственных счетах и затем перераспределялись. В настоящий момент на финансовом рынке появляются новые участники–пенсионные фонды, которые далеко не обязательно являются государственными учреждениями. Их цель–накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей, которые заинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости. Сейчас, во время попытки восстановления российской экономики, пенсия не может обеспечить хотя бы минимальные потребности человека, к тому же существует проблема невыплаты пенсий. Действующая в данный момент пенсионная система не создает стимула для больших заработков, так как это не находит ни какого отражения при исчислении будущей пенсии. Все это свидетельствует о глубоком кризисе сложившейся системы государственного пенсионного обеспечения и необходимости ее коренного реформирования. Чтобы найти недостатки необходимо обратиться к истории возникновения и развития пенсионного обеспечения, об этом рассказывается в первой главе.

Во второй главе рассматриваются виды государственных и внегосдарственных пенсий и условия их назначения.

бит0202
Изм
Коп
№докум
Подпись
Дата
разраб.
лит
листов
лист
провер.
гр. 35 “п”

Чтобы найти недостатки необходимо обратиться к истории возникновения и развития пенсионного обеспечения, об этом рассказывается в первой главе.

Во второй главе рассматриваются виды государственных и внегосдарственных пенсий и условия их назначения. В третьей главе рассматривается федеральный закон о трудовых пенсиях в Р. Ф. , и рассматриваются условия получения пенсии при потери кормильца. В четвертой главе я рассматриваю, какие документы нужны для оформления пенсии по случаю потери кормильца.

Глава 1. История возникновения пенсии

Электронная библиотека

В допетровские времена в России существовал институт кормления. Это означало, что служилым людям преклонных лет, больным или увечным выделялись земельные наделы, вотчины с крепостными крестьянами. Все это позволяло им спокойно жить в старости. В случае смерти кормильца государство заботилось и о его семье. То есть обеспечение служилых людей полностью зависело от царской милости, хотя и учитывались особые заслуги человека, и недостаточный размер средств к существованию, оставленных семье.

Впервые подобное обеспечение служилых людей было узаконено Петром I в Морском уставе в 1720 году. По указу царя увечных, но способных к службе морских чинов, прикрепляли к магазинам, определяли в гарнизоны или на штатскую службу. Увечных, и не способных ни к какой службе, пожизненно помещали в госпитали либо выдавали единовременно годовое жалованье и паспорт. Назначалась часть от жалованья и вдовам, детям в случае смерти отца. Позднее права Морского устава распространились на мастеровых Сестрорецкого завода, служащих академии навигационных наук, работавших на нужды флота. В XVIII веке по подобию Морского устава было издано положение для сухопутных войск. А к концу столетия отдельные «пенсионные законы» появились для чинов горных, лесных, таможенных, медицинских, карантинных, учебных округов и служащих в Сибири.

Уже к 1820 году расходы на пенсии значительно возросли, и правительство озаботилось тем, как их сократить. Предложения высказывались самые разные. А суть их сводилась к идее, вокруг которой горячо спорили почти весь XIX век: что есть пенсия – милость, вознаграждение или неотъемлемое право? Например, когда в 1820 году начали подготовку первого Пенсионного устава, принятого только в 1827 году, министр финансов граф Гурьев высказывал мысль, что пенсия должна быть не милостью, а вознаграждением правительства тем служащим и их семействам, которые приобрели на нее право беспорочной службой. Размер пенсии предлагалось устанавливать в зависимости от числа лет службы по средней величине жалованья за

последние три года. Для покрытия расходов на пенсионные выплаты делались специальные вычеты из жалованья, но основная часть расходов покрывалась за счет средств казны.

С подачи военного министра графа Аракчеева эта идея нашла своеобразное воплощение, на долгие годы предопределившее существенный недостаток пенсионной системы: все места гражданского ведомства (аналогично военному) были разделены на 9 разрядов, каждому из них был присвоен особый пенсионный оклад. Пенсия чинов первых двух классов зависела от высочайшего усмотрения, а размеры пенсий остальных чинов определялись местом их службы (разрядом) и числом прослуженных лет. Такое установление пенсий привело к тому, что вскоре они оказались мизерными и оторванными от жалования, которое человек получал накануне выхода на пенсию.

До принятия Пенсионного устава своеобразие использования средств казны заключалось в том, что эти средства не формировались за счет специального налога и не выделялись ежегодной бюджетной росписью, а образовывались особые пенсионные капиталы. Так, для обеспечения пенсий таможенных чинов, а затем и служащих департамента внешней торговли на образование пенсионного капитала ежегодно направлялось сначала 20 %, а затем 10 % от конфискаций и 1 % таможенных доходов. За счет средств, формируемых подобным образом, производились выплаты пенсий различным чинам. Для упорядочения расходов все пенсионные капиталы и иные поступающие доходы были соединены в государственном казначействе. Однако по прошествии нескольких лет расходы на пенсионные выплаты выросли выше всякого ожидания. Это вызвало обеспокоенность правительства. Было принято решение пересмотреть Пенсионный устав.

С 1828 года по 1868 число пенсионеров и сумма пенсий увеличились в 6 раз. Средний же размер пенсионных выдач за этот период остался практически неизменным. Если в 1828 году пенсия составляла 41 % получаемого служащим жалования, то в 1867 году – 29 %. Стремительно росло число пенсионеров: в 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 – на 2,5 служащих, а в 1868 году – на одного служащего. Значительное увеличение расходов на пенсии отчасти было вызвано существованием 30 отдельных пенсионных положений, по которым выплачивались льготные пенсии. В России заговорили о необходимости принятия общего для всех Пенсионного устава – и вновь, как и 40 лет назад, вернулись к спорам о том, что же есть пенсия: милость, награда или право? Правда, к середине XIX столетия пенсия уже признавалась как право человека, отдавшего значительную часть

своей жизни службе обществу. Именно эта идея и была положена в основу Пенсионного устава 1853 года.

Уже к началу 1870-х годов стало очевидным, что обеспечение выходящих на пенсию россиян является трудноразрешимым вопросом. Россия расходовала на пенсии менее 4 % своих доходов, тогда как общее число расходов на пенсии в иностранных государствах в среднем доходило до 6 %.

Среди 20 западных стран Россия в это время занимала 15 место, уступая, за исключением Австрии, всем передовым державам. То есть средства на пенсионные выплаты по-прежнему оставались скромными. А потому был предложен единственно возможный выход: служащие должны обеспечивать свою будущность, в том числе и личными сбережениями, а государство возьмет под свою полную опеку только тех, кто по причине болезни и иных несчастных случаев не могли заботиться о себе самостоятельно. Первыми эту идею поддержали участники эмеритальных касс.

В дореволюционной России эмеритурой назывались специальные пенсии за выслугу уволенным в отставку, а также пособия из эмеритальной кассы, выдаваемые вдовам и сиротам. Эти пенсии являлись подмогой к пенсиям, выплачиваемым по Пенсионному уставу и специальным пенсионным положениям. За счет безвозмездно и бессрочно переданных государством кассе средств образовывался эмеритальный капитал, который сначала помещался в государственные ценные бумаги, а затем и в ипотечные бумаги. Проценты, получаемые от такого размещения, и обязательные отчисления из жалования государственных служащих использовались на текущие выплаты пенсий. Свои эмеритальные кассы были у морского и военного ведомств. Кассы успешно работали в России вплоть до 1917 года, но отличала их одна особенность: было установлено право служащего или иждивенцев на конкретный размер пенсии при выполнении определенных условий (стаж, жалование, количество иждивенцев), тогда как заранее не было известно, сколько служащих и когда уйдут в отставку, каково их семейное положение.

На рубеже XIX – XX вв. к разработке методик страховых и пенсионных расчетов привлекались лучшие умы России. Строились специальные таблицы, по которым каждый, зная стаж работы, размер жалования и среднюю доходность пенсионных капиталов, легко мог рассчитать размер будущей пенсии. Схемы расчетов были простыми и ясными, как правило, у современников не вызывали вопросов – сегодняшние расчеты на порядок сложнее и туманнее. В России работали не только эмеритальные кассы: по мере развития капитализма появились горнозаводские и

страховые товарищества, пенсионные и сберегательно-вспомогательные кассы. По законодательной части Россия в вопросах пенсионного обеспечения брала пример с Германии, а по технике и вычислениям была продвинутой державой.

Кассы вкладывали пенсионные средства в ценные бумаги, ипотеку, векселя, приобретали здания для разной надобности, сдавали их внаем. Участникам касс под символические проценты выдавались ссуды на постройку и приобретение жилья.

В пенсионном страховании участвовали даже крестьяне. Во второй половине XIX века в России пролетариата как массового общественного класса еще не было. На осень и зиму крестьяне приходили работать в город, а на весну и лето возвращались домой, на землю. Пока они трудились на заводах, работодатель вносил отчисления и делал вычеты из заработка в сберегательно-вспомогательную кассу. Вычеты не пропадали, а закреплялись на лицевых счетах труженика, образуя сберегательный капитал, который являлся его собственностью. В зависимости от стажа работник приобретал право и на определенную долю отчислений работодателя, из которых формировался вспомогательный капитал.

На рубеже XIX – XX веков устраивались лекции и беседы с агентами по предмету страхования, издавались разъяснительные приказы, распространялись популярные брошюры. Одним словом, рождалась и целенаправленно формировалась традиция заботливого, уважительного отношения к пенсионным сбережениям. Однако начавшаяся в 1914 г. первая мировая война не позволила реализовать планы развития пенсионных касс на заводах и фабриках, что означало бы построение в России целостной пенсионной системы.

Октябрьская революция 1917 г. остановила процесс формирования пенсионных касс в России, поскольку новая власть стала создавать иную систему государственного пенсионного обеспечения – «систему обеспечения обществом за счет общества», когда источником финансирования пенсий выступал государственный бюджет и страховые принципы в пенсионном обеспечении были ликвидированы. Пенсии назначались на уравнительной основе – всем в размере прожиточного минимума.

С переходом к новой экономической политике (НЭП) было положено начало возрождению страховых принципов пенсионного обеспечения, к концу 1920-х гг. постепенно расширился круг лиц и отраслей, охваченных страховой пенсионной системой, а также осуществился переход от пенсий в твердых размерах к пенсиям в процентном отношении к заработной плате.

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. По прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году.

Введенные положением о пенсиях и пособиях по социальному страхованию 13 февраля 1930 г. принципы организации пенсионного обеспечения просуществовали почти 30 лет. Вместе с тем низкие тарифы взносов в бюджет социального страхования не обеспечивали потребности в средствах, необходимых на социальное и пенсионное обеспечение, что требовало привлечения средств государственного бюджета. А с 1937 г. бюджет государственного социального страхования стал составной частью государственного бюджета страны. Однако в доходной части государственного бюджета средства социального страхования составляли небольшую часть. В 1970 – 1980 гг. они составляли всего лишь 5 %, что требовало более активного использования иных бюджетных доходов для выплаты пенсий, размеры которых постоянно повышались. Все это привело к тому, что принцип социального страхования практически не был реализован.

Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения. В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения. Хотя данная пенсионная система входила в так называемую систему социального страхования, она не содержала экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. Однако несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество – она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение – государственное пенсионное обеспечение.

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который, в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны.

Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам. Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно отметить сбалансированность бюджета социального страхования. В тот период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением 14 июля 1956 г. в действие закона о государственных пенсиях, значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в два раза.

Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г.

Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не покрывали все расходы этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60 % бюджета социального страхования. Минимальная пенсия составляла 70 рублей (на сегодняшний день 1400 – 1500 рублей). Максимальная пенсия была в 3,6 раза больше минимальной. При этом образование и медицинское обслуживание были бесплатными, плата за квартиру, транспортные расходы (трамвай, автобус, электричка) были минимальными (исчислялись копейками), инфляции (роста цен) не было. Пенсии по государственному социальному страхованию представляли

собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком.

В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет. Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и инвалидов от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи – в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего. Пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, а также их семей осуществлялось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало возможности получения работником науки или членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.

Полноправное пенсионное обеспечение колхозников было введено только в 1965 г. законом о пенсиях и пособиях членам колхозов, что положило начало системе обеспечения колхозников пенсиями. В 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. Пенсионное обеспечение членов колхозов осуществлялось непосредственно из Централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета. Все эти элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые достигли своего апогея в конце 1980-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться с возложенными на неё функциями. Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета.

Финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых годов снизилась настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства. Повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982 г. сократило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989 г. это соотношение вновь снизилось до предельно допустимого 0,51. Таким образом, даже в результате повышения размера отчислений на социальное страхование не удалось ликвидировать дефицитность пенсионного бюджета.

Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения.

Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства – стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. был принят закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР» /72/. Однако уже через полгода после его утверждения изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского закона от 20 ноября 1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» /73/ (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями), который в то же время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.

Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Развитие собственных

источников финансирования должно было достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные цели.

Изменение политических и экономических условий в России в конце 1980 начале 1990-х гг. привело к существенному сокращению доходов государственного бюджета, что вызвало кризисную ситуацию в выплате пенсий. Остро стал вопрос о необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения на основе проверенного историческим опытом принципа социального страхования.

История возникновения пенсии по случаю потери кормильца

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории России относятся к древним временам. С древних времен и вплоть до XIX века пенсионное обеспечение носило избирательный характер и существовало в виде милости правящей особы к своим починенным. Пенсии удостаивались только самые важные для власти члены общества – воины, которые стояли на страже княжеских, затем царских владений.

Важный период в истории развития пенсионного обеспечения связан со временем правления Петра I, когда впервые было законодательно введено регулярное пенсионное обеспечение. Законом, утвердившим основания и порядок выплаты пенсии, стал «Устав Морского Русского Флота» от 13 января 1720 года. Этот документ принято считать первым пенсионным законом.

Вторая половина XIX века примечательна для истории пенсий тем, что именно в это время пенсионные выплаты начали распространяться не только на военных и гражданских государственных служащих, но и на работников частных предприятий.

Вместе со сменой политического режима в России в 1917 году и приходом к власти партии с социалистической платформой в области пенсионного обеспечения ожидаемо был взят курс на то, чтобы сделать пенсионные выплаты массовыми и лишить их ореола исключительности и привилегированности. Воплотить эти идеи в жизнь, однако, удалось лишь много лет спустя. Тем не менее уже с первых дней советской власти осуществлялись выплаты пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В 1930 году было принято Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию. Система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по следующему принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из бюджета производились расходы на все государственные нужды, в том числе выплату пенсии.

В 1932 году закон установил возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С тех пор пенсионный возраст в России не менялся ни разу и сегодня остается одним из самых низких в мире. Это позволяет россиянам выходить на пенсию раньше, чем жителям других стран.

1956 год знаменателен для истории пенсионного обеспечения принятием закона «О государственных пенсиях». Он предусматривал пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Закон также гарантировал государственные пенсии, единые основания назначения пенсий, единый возраст и требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления размера пенсий.

Мужчины выходили на пенсию по старости в 60 лет при условии 25 лет стажа, женщины – в 55 лет при условии 20 лет стажа. Пенсия рассчитывалась не так, как сегодня (исходя из общей суммы зарплаты, полученной за всю трудовую жизнь), а исходя из средней зарплаты за последний год или последние десять лет работы.

Во внимание также принимались особые условия труда на вредном производстве, в неблагоприятных климатических зонах или социально значимая работа, например в качестве врача или учителя. Все это давало право на более ранний выход на пенсию и снижение минимально необходимого для назначения пенсии трудового стажа. Дополнительный стаж незначительно влиял на размер пенсии.

Назначение пенсионных выплат по нормам, закрепленным в законе 1956 года, осуществлялось вплоть до конца 1980-х годов. За более чем 30 лет с момента принятия закона в демографии СССР произошли значительные изменения в сторону троекратного увеличения пенсионеров: с 16,5 до 45,2 миллионов человек.

К моменту распада СССР и появления нового государства – Российской Федерации – в пенсионной системе страны накопилось немало проблем. В течение 1990-х годов тенденция к старению населения усиливалась. Этот процесс развивался в условиях переходной экономики и сокращения финансовых поступлений от предприятий в Пенсионный фонд. В основе пенсионного обеспечения постсоветской России по-прежнему лежали устаревшие механизмы уравнительного распределения пенсии, не учитывающие разницу в доходах людей. Также была широко распространена практика льготных досрочных пенсий, увеличавшая разницу между пенсионными обязательствами и средствами в пенсионной системе.

Для того, чтобы решить проблемы, перешедшие в российскую пенсионную систему из советского периода, в правительстве разрабатываются концепции ее преобразования.

Одним из первых решений в этом направлении становится создание в 1997 году системы персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Она повысила качество управления пенсионной системой за счет введения индивидуальных лицевых счетов, на которых вся информация о трудовой деятельности человека фиксируется в электронном виде. С тех пор система персонифицированного учета значительно усовершенствовалась и стала основой страховой пенсионной системы России.

Результатом проведенных в конце 1990-х – начале 2000-х реформ стала обновленная трехуровневая пенсионная система, действующая с 2002 года. Она предусматривает страховое, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение.

Ключевым фактором формирования пенсии в новой системе стали страховые взносы, перечисляемые работодателем за работника в течение его трудовой жизни.

Переход к рыночной модели экономики отразился на пенсионной системе введением нового элемента – накопительной части трудовой пенсии. Средства, поступающие на нее, были выведены за пределы солидарной системы и не использовались для выплат пенсионерам, а вкладывались в инвестиционные активы и приумножались таким образом.

В 2012 году Правительство РФ утвердило план мероприятий по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы. Они были закреплены в очень важном для истории пенсионного обеспечения в России документе – Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Ключевой частью Стратегии стали новые правила формирования и расчета пенсии, усиливающие влияние стажа на размер пенсии и дающие гражданину возможность существенно увеличить пенсию за счет более позднего обращения за ней в Пенсионный фонд России.

Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 году вступили в трудовую жизнь. При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до 2015 года, фиксируются, сохраняются и гарантировано будут исполняться.

Начальник Управления Пенсионного фонда РФ № 24 В.А. Башашина

пенсия по случаю потери кормильца история возникновения

История развития законодательства о пенсиях по случаю потери кормильца

Наиболее значимое событие в области развития законодательства о пенсиях произошло 6 декабря 1827 г.: именно в этот день император Николай I утвердил Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим и подписал указ Правительствующему Сенату «к приведению его в действие» с 1 января 1828 г.

Принятый в 1827 г. Устав о пенсиях и единовременных пособиях повысил гарантии материального обеспечения лиц, находившихся на государственной службе. Пенсии стали основным видом социального обеспечения отставных служащих и их семей.

Понятие «пенсия» в исследуемый период должно определяться и как вознаграждение государства за службу, и как право на получение этого вознаграждения, так как только в таком понимании возможно полное раскрытие сущности данной социальной выплаты в историческом аспекте .

На основе анализа норм Устава о пенсиях и единовременных пособиях обосновывается вывод о существовании следующих видов пенсий:

– пенсии за выслугу лет;

– пенсии по инвалидности (в случае получения увечья);

– пенсии по случаю потери кормильца.

Именно исследованию вопроса развития законодательства о пенсиях по случаю потери кормильца уделим особое внимание.

Члены семьи умершего чиновника имели право на пенсию по потере кормильца в случае, если он: 1) умер на службе по приобретению беспорочной выслугой права на пенсию; 2) пребывал в отставке и получал пенсию либо не получал, но имел на нее право. Таким образом, право на пенсию членов семьи, а также ее размер напрямую зависели от права на пенсию самого служащего.

Основанием для пенсионного обеспечения являлась не только фактическая смерть служащего, но и факт его безвестного отсутствия, подтвержденный в установленном порядке. Согласно ст. 189 Устава министрам, главноуправляющим отдельными частями и обер-прокурору Святейшего Синода было предоставлено право «назначать семействам без вести пропавших чиновников пособия в размере пенсий, какая следовала бы им в случае смерти сих чиновников, впредь до отыскания пропавших чиновников, или признания их жен вдовами» .

Данная норма воспринята современным законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. Пенсионные права членов семьи в некоторых случаях (самоубийства, нахождения под следствием) могли быть ограничены.

Размеры пенсий определялись в зависимости от размера пенсий, которая полагалась умершему кормильцу. При этом в соответствии со ст. 101 Устава члены семьи умершего чиновника, не дослужившего до 25- или 30-летнего срока не более шести месяцев, получали пенсию, определенную за полную выслугу соответствующих сроков . При определении размера пенсий учитывалось число лиц, оставшихся после смерти чиновника, и их права на получение пенсии.

Отличительной особенностью пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца была выплата пенсии нераздельно матери с детьми, т.е. всему оставшемуся на ее попечении семейству. В случае желания матери получать пенсию отдельно ей выплачивалась половина определенной всему семейству пенсии (ст. 109 Устава). При этом до 1874 г. понятию «нераздельная пенсия» придавалось иное значение. Нераздельная пенсия выплачивалась вдове и по выбытии детей из числа пенсионеров, а после смерти вдовы – в том же размере детям, сохраняющим в день смерти матери право на пенсию, но с разделением такой пенсии между ними на равные части. В 1874 г. условия выдачи нераздельных пенсий были ограничены, а с 1897 г. назначение нераздельных пенсий было запрещено. Однако на практике пенсии назначались раздельно матери и детям уже в период 1884–1887 гг., о чем свидетельствуют архивные документы .

Пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась до момента, пока члены семьи считались иждивенцами либо пока поведение их было «беспорочным». Так, могли быть лишены права на пенсию: лица, собственными поступками подвергнувшие себя суду и наказанию; вдовы, которые хотя и не были под судом, но, по удостоверению губернаторов, по нетрезвому и развратному своему поведению заслужившие лишение такого пособия; совершеннолетние сироты (достигшие 17 лет) развратного поведения .

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца была предусмотрена законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» до 01.01.2015г. – до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как видно из текста статьи Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанием для назначения трудовой пенсии данного вида является потеря, то есть смерть кормильца, у которого при жизни на иждивении находились нетрудоспособные члены его семьи. Документами, подтверждающими потерю кормильца, являются: в случае смерти — свидетельство о смерти, выдаваемое органами ЗАГС; в случае признания человека безвестно отсутствующим или умершим — вступившее в законную силу решение суда; на основании этого решения органы ЗАГС выдают свидетельство о смерти . На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Исходя из анализа исторического развития законодательства о пенсиях по случаю потери кормильца, можно выделить Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим, на основании которого впервые были выделены пенсии по случаю потери кормильца. В этот период право на пенсию по случаю потери кормильца, хотя и было производно от пенсионных прав умершего, но зависело и от личности получателей указанной пенсии.

В настоящее время предусмотрено два вида пенсий по случаю потери кормильца: страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и пенсия по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» .

Подводя итог вышеизложенному, также важно отметить следующее. К числу социально-экономических прав относится право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий, устанавливаемых законом. Все формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

сайт Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 176.9.138.91 (0.004 с.)

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории России относятся к древним временам. С древних времен и вплоть до XIX века пенсионное обеспечение носило избирательный характер и существовало в виде милости правящей особы к своим починенным. Пенсии удостаивались только самые важные для власти члены общества – воины, которые стояли на страже княжеских, затем царских владений.

Важный период в истории развития пенсионного обеспечения связан со временем правления Петра I, когда впервые было законодательно введено регулярное пенсионное обеспечение. Законом, утвердившим основания и порядок выплаты пенсии, стал «Устав Морского Русского Флота» от 13 января 1720 года. Этот документ принято считать первым пенсионным законом.

Вторая половина XIX века примечательна для истории пенсий тем, что именно в это время пенсионные выплаты начали распространяться не только на военных и гражданских государственных служащих, но и на работников частных предприятий.

Вместе со сменой политического режима в России в 1917 году и приходом к власти партии с социалистической платформой в области пенсионного обеспечения ожидаемо был взят курс на то, чтобы сделать пенсионные выплаты массовыми и лишить их ореола исключительности и привилегированности. Воплотить эти идеи в жизнь, однако, удалось лишь много лет спустя. Тем не менее уже с первых дней советской власти осуществлялись выплаты пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В 1930 году было принято Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию. Система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по следующему принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из бюджета производились расходы на все государственные нужды, в том числе выплату пенсии.

В 1932 году закон установил возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С тех пор пенсионный возраст в России не менялся ни разу и сегодня остается одним из самых низких в мире. Это позволяет россиянам выходить на пенсию раньше, чем жителям других стран.

1956 год знаменателен для истории пенсионного обеспечения принятием закона «О государственных пенсиях». Он предусматривал пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Закон также гарантировал государственные пенсии, единые основания назначения пенсий, единый возраст и требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления размера пенсий.

Мужчины выходили на пенсию по старости в 60 лет при условии 25 лет стажа, женщины – в 55 лет при условии 20 лет стажа. Пенсия рассчитывалась не так, как сегодня (исходя из общей суммы зарплаты, полученной за всю трудовую жизнь), а исходя из средней зарплаты за последний год или последние десять лет работы.

Во внимание также принимались особые условия труда на вредном производстве, в неблагоприятных климатических зонах или социально значимая работа, например в качестве врача или учителя. Все это давало право на более ранний выход на пенсию и снижение минимально необходимого для назначения пенсии трудового стажа. Дополнительный стаж незначительно влиял на размер пенсии.

Назначение пенсионных выплат по нормам, закрепленным в законе 1956 года, осуществлялось вплоть до конца 1980-х годов. За более чем 30 лет с момента принятия закона в демографии СССР произошли значительные изменения в сторону троекратного увеличения пенсионеров: с 16,5 до 45,2 миллионов человек.

К моменту распада СССР и появления нового государства – Российской Федерации – в пенсионной системе страны накопилось немало проблем. В течение 1990-х годов тенденция к старению населения усиливалась. Этот процесс развивался в условиях переходной экономики и сокращения финансовых поступлений от предприятий в Пенсионный фонд. В основе пенсионного обеспечения постсоветской России по-прежнему лежали устаревшие механизмы уравнительного распределения пенсии, не учитывающие разницу в доходах людей. Также была широко распространена практика льготных досрочных пенсий, увеличавшая разницу между пенсионными обязательствами и средствами в пенсионной системе.

Для того, чтобы решить проблемы, перешедшие в российскую пенсионную систему из советского периода, в правительстве разрабатываются концепции ее преобразования.

Одним из первых решений в этом направлении становится создание в 1997 году системы персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Она повысила качество управления пенсионной системой за счет введения индивидуальных лицевых счетов, на которых вся информация о трудовой деятельности человека фиксируется в электронном виде. С тех пор система персонифицированного учета значительно усовершенствовалась и стала основой страховой пенсионной системы России.

Результатом проведенных в конце 1990-х – начале 2000-х реформ стала обновленная трехуровневая пенсионная система, действующая с 2002 года. Она предусматривает страховое, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение.

Ключевым фактором формирования пенсии в новой системе стали страховые взносы, перечисляемые работодателем за работника в течение его трудовой жизни.

Переход к рыночной модели экономики отразился на пенсионной системе введением нового элемента – накопительной части трудовой пенсии. Средства, поступающие на нее, были выведены за пределы солидарной системы и не использовались для выплат пенсионерам, а вкладывались в инвестиционные активы и приумножались таким образом.

В 2012 году Правительство РФ утвердило план мероприятий по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы. Они были закреплены в очень важном для истории пенсионного обеспечения в России документе – Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Ключевой частью Стратегии стали новые правила формирования и расчета пенсии, усиливающие влияние стажа на размер пенсии и дающие гражданину возможность существенно увеличить пенсию за счет более позднего обращения за ней в Пенсионный фонд России.

Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 году вступили в трудовую жизнь. При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до 2015 года, фиксируются, сохраняются и гарантировано будут исполняться.

Начальник Управления Пенсионного фонда РФ № 24 В.А. Башашина

Пенсия по случаю потери кормильца

Пенсия по случаю потери кормильца. ПЕНСИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА — ежемесячная денежная выплата, которая назначается и выплачивается членам семьи умершего кормильца. Право на П. по с.п.к. имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении (см. Иждивенцы).В соответствии с законодательством нетрудоспособными членами семьи считаются:а) братья, сестры и внуки — при условии, если они не имеют трудоспособных родителей и не достигли 18 лет (или старше этого возраста, но если они стали инвалидами до достижения 18 лет), а также дети умершего;б) отец, мать, супруг, если они достигли пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) либо являются инвалидами;в) один из родителей или супруг, либо дед, бабушка, брат, сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она)занят(а) уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает;г) дед и бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.Родители или супруг умершего, не состоявшие на его иждивении, имеют право на пенсию, если впоследствии они утратили источник средств к существованию. Учащиеся в возрасте 18 лет и старше имеют право на пенсию до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до 23 лет. Наравне с отцом и матерью имеют право на пенсию отчим и мачеха при условии, если воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее 5 лет (точно так же пасынок и падчерица имеют право на пенсию наравне с родными детьми).Независимо от 4)акта иждивения П. по с.п.к. назначается:а) родителям и вдовам (вдовцам) граждан, погибших вследствие военной травмы (в период военных действий);б) родителям и супругу, если они впоследствии утратили источник средств к существованию;в) одному из родителей или супругу либо деду, бабушке, брату или сестре (независимо от возраста и трудоспособности), если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими?? лет, и не работает.Существует П. по с.п.к. на общих основаниях и на основаниях, установленных для семей военнослужащих.Независимо от продолжительности трудового стажа кормильца пенсия на общих основаниях назначается в случае смерти кормильца вследствие трудового увечья и профессионального заболевания. П. по с.п.к. вследствие общего заболевания устанавливается, если кормилец ко дню смерти имел общий трудовой стаж, который был бы ему необходим для назначения пенсии по инвалидности. П. по с.п.к. равна 30 % заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, и ребенка одинокой матери — в полуторном размере минимальной пенсии по старости. Минимальный размер этой пенсии не может быть ниже социальной пенсии — 2/? минимальной пенсии по старости в расчете на каждого нетрудоспособного члена семьи. Максимальный размер устанавливается на уровне минимального размера пенсии по старости на каждого нетрудоспособного члена семьи (за исключением пенсии на детей, потерявших обоих родителей, и одинокой матери).П. по с.п.к. на основаниях, установленных для семей военнослужащих (включая семьи партизан Великой Отечественной войны и гражданской войны), назначается, если смерть кормильца наступила вследствие военной травмы либо заболевания. полученного в период военной службы. Пенсия эта назначается независимо от продолжительности трудового стажа кормильца и в максимальном размере, предусмотренном для П. по с.п.к. на общих основаниях, т. е. на уровне минимальной пенсии по старости на каждого нетрудоспособного члена семьи. К П. по с.п.к. устанавливаются надбавки на уход за пенсионером, а также детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II групп, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери. Работающим пенсионерам такая пенсия выплачивается в полной сумме. П. по с.п.к. в соответствии с Законом РФ от 12 декабря 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее 3 месяцев со дня увольнения со службы, либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц — если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее 5 лет после прекращения выплаты ему пенсии.Лит. Щербаков И.И. гл. «Пенсии в кн. Домашняя юридическая энциклопедия. М. 1997;Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М. 1997.Щербаков И.И.

§ 11.1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца

В юридическом составе, влекущем возникновение правоотношений в связи с назначением пенсий по случаю потери кормильца, необходимо выделять факты, относящиеся как к самому кормильцу, так и к членам его семьи. Под потерей кормильца понимается его смерть или безвестное отсутствие. Факт смерти подтверждается свидетельством, выданным органом ЗАГС, или устанавливается судом. В соответствии со ст. 45 части 1 ГК РФ 1994 г. гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Днем смерти, считается день вступления в законную силу решения суда или день предполагаемой гибели, указанный в решении суда. По заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 часть 1 ГК РФ). Право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Таким образом, при назначении пенсии органы социальной защиты решают вопросы: об отнесении обратившихся лиц к членам семьи умершего кормильца; о признании их нетрудоспособными; об их иждивении. Субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца является семья в целом, но сначала определяется право на нее каждого члена семьи в отдельности. Установление степени родства осуществляется в соответствии с правилами семейного законодательства. Юридическое значение придается только браку, зарегистрированному органами ЗАГСа. Брак, заключенный по религиозному обряду, во внимание не принимается. В случае расторжения брака до смерти супруга право на пенсию не возникает. Детям в случае смерти отца пенсия назначается как при рождении их в браке, так и при рождении их вне брака, если в отношении их установлено отцовство в добровольном или судебном порядке. На равных основаниях с родными детьми право на пенсию имеют усыновленные дети, а также пасынки и падчерицы. Понятие «нетрудоспособность» охватывает такие разнородные явления, как: — ограничение жизнедеятельности, т.е. инвалидность одной из трех групп; — невозможность заниматься трудовой деятельностью в связи с необходимостью ухода за детьми; — возраст — до достижения 18 лет и после достижения мужчинами 60 лет, женщинами 55 лет. Указанные обстоятельства должны наступить до смерти кормильца, либо до объявления его судом умершим или безвестно отсутствующим. Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ст. 53 Закона РФ № 340-1). Оценка размеров фактической помощи умершего кормильца производится органами по назначению пенсий на основании имеющихся документов (например, квитанций о почтовых переводах). При отсутствии документов факт иждивения может устанавливаться судом. Продолжительность иждивения, как правило, значения не имеет. Исключение предусмотрено для отчима и мачехи: они приобретают право на пенсию, если воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Иждивенство детей предполагается и не требует доказательств. Например, для пенсионного обеспечения не имеет значения факт, что отец проживал отдельно от детей и фактически не оказывал им никакой помощи, что ребенок родился после смерти отца или что мать ребенка умерла при родах и др. Следующим категориям членов семьи право на пенсию предоставляется независимо от нахождения на иждивении: — один из родителей, супруг, дед, бабушка, брат, сестра, занятые уходом за детьми, братьями, сестрами, внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работающие; — родители, вдовы (вдовцы) граждан, погибших вследствие военной травмы, а также каждому из родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы; родители и супруг умершего, впоследствие утратившие источник средств к существованию. Братья, сестры, внуки, дед, бабушка считаются нетрудоспособными членами семьи при отсутствии лиц, обязанных по закону их содержать. С учетом изложенного, можно сформулировать определение пенсии по случаю потери кормильца. Пенсия по случаю потери кормильца — это ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств ПФР нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичного возмещения помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования. В зависимости от причины смерти кормильца законодательством разграничиваются общие основания для пенсионного обеспечения и основания для семей военнослужащих. Пенсия на общих основаниях назначается, если смерть кормильца наступила вследствие трудового увечья, профессионального или общего заболевания. Причем в первых двух случаях никаких требований к продолжительности ОТС умершего кормильца не установлено. А если причиной смерти являлось общее заболевание, то право на пенсию по случаю потери кормильца в полном размере возникает только при условии, что кормилец имел ОТС, который необходим для назначения пенсии по инвалидности от общего заболевания. При отсутствии установленной продолжительности ОТС пенсия рассчитывается пропорционально стажу.

История возникновения пенсии по случаю потери кормильца