Оглавление:

изменение устава

Стоимость – от 5000 руб.
Сроки — от 7 дней.

Внесение изменений в устав происходит постоянно. Бывает, что компании в процессе работы и организации бизнеса понимают, что неправильно оформили этот важный документ и нуждаются в его доработке, а бывает, что поменялся закон и внести изменения в устав предполагается на законодательном уровне (как это было в 2009 году). В любом случае, мало какой организации удается избежать изменение устава. Мало того, необходимо учесть, что имеются различия в изменении устава ООО и АО (ОАО или ЗАО), а также изменения устава некоммерческих организаций.

Документы, необходимые для изменения устава.
1. Решение об изменении устава (либо Протокол Общего собрания участников);
2. Заявление о государственной регистрации изменений в устав общества по форме, утвержденной Правительством (в настоящее время это формы 13001, хотя эти формы, утвержденные ФНС, ею же признаны не соответствующими закону; однако до принятия новых форм форма 13001 будет приниматься налоговыми органами);
3. Непосредственно сами изменения в устав либо новая редакция устава;
4. Квитанция об уплате государственной пошлины.

На основании подпункта 2 ч. 2 ст. 33 ФЗ и с учетом абзаца последнего данной статьи «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закона об ООО), изменение устава общества относятся, в том числе изменение размера уставного капитала общества, относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. В соответствии со ст. 43 Закона об ООО решение общего собрания участников общества, принятое с нарушением требований настоящего Федерального закона, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества и нарушающее права и законные интересы участника общества, может быть признано судом недействительным по заявлению участника общества, не принимавшего участия в голосовании или голосовавшего против оспариваемого решения. Поэтому очень важно провести процедуру внесения изменений в устав в полном соответствии с нормами права. В соответствии с ч. 4 ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Для правильного проведения процедуры внесения изменений в устав этим должны заниматься настоящие профессионалы, имеющие опыт работы и теоретические знания, а также владеющие информацией о последних изменениях в законодательные акты. Порой даже самые матерые юристы не всегда могут всего уследить, что уж говорить о гражданах, которые впервые решили изменить устав или произвести реорганизацию.

В юридической фирме «Мадрок» собран весь потенциал корпоративных услуг, который необходим для успешного проведения изменений в уставе. А самое главное, наша фирма готова посодействовать в налоговой оптимизации при реорганизации либо обычном изменении устава, а также окажет другие сопутствующие юридические услуги.

Основания внесения изменений в устав ООО.

Основания для изменения устава в законе не перечислены, однако из практики следует, что бывают следующие причины:
— изменение величины уставного капитала (уменьшение или увеличение);
— изменение юридического адреса (места нахождения);
— изменение количества участников общества или состава учредителей;
— изменение названия предприятия;
— изменение организационно-правовой формы предприятия (реорганизация);
— смена органа управления компании;
— изменение величины вкладов (долей) участников общества (хотя в соответствии с новым законодательством, в уставе не обязательно прописывать доли каждого участника общества);
— появление новых видов коммерческой деятельности;
— открытие представительств и филиалов.

Что интересно, изменение как процедура в Законе об ООО не рассматривается. Есть лишь упоминание об этом процессе в ст. 12.

Кто может подать заявление об изменении устава?

Заявление о государственной регистрации изменений в устав может быть подано:
а) руководителем постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) руководителем юридического лица, выступающим учредителем регистрируемого юридического лица;
в) иным лицом, действующим на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Вопрос о том, могут ли по доверенности вносить изменения в устав другие лица, в том числе и не относящиеся к данному юридическому лицу, решен Письмом МНС РФ от 16.03.2004 г. № 09-1-02/1012 «О рассмотрении обращения». В данном письме говорится, что Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», вступившим в силу с 1 января 2004 года, из закона исключено положение, позволяющее иному лицу, действующему на основании доверенности, быть заявителем при государственной регистрации.

Исходя из изложенного, с 1 января 2004 года регистрирующий (налоговый) орган вправе принять решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании представления заявления, подписанного лицом, действующим от имени юридического лица по доверенности, выданной за подписью его руководителя. Представление заявления, подписанного неуполномоченным лицом, квалифицируется как непредставление определенного Законом документа.

Таким образом, изменения в устав должны быть произведены и поданы в соответствующий орган только лицами, перечисленными выше.

Незаконное изменение устава

Незаконное изменение устава влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 185.5 УК РФ (фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества).

Энциклопедия решений. Внесение изменений в устав ООО. Новая редакция устава

Внесение изменений в устав ООО. Новая редакция устава

Изменение устава ООО отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (п. 2 ст. 65.3, пп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, п. 4 ст. 12, пп. 2 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО).

В ООО, состоящем из одного участника, изменения в устав вносятся решением участника, которое оформляется в письменном виде (ст. 39 Закона об ООО).

Решение о внесении изменений в устав может быть принято как на очередном, так и на внеочередном общем собрании участников ООО. Для изменения устава соответствующий вопрос следует включить в повестку дня общего собрания (п. 7 ст. 37, п. 6 ст. 43 Закона об ООО).

Так как изменение устава относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО, то нельзя обратиться в суд с требованием обязать общество созвать и провести общее собрание по вопросу изменения устава ООО либо обязать общество внести изменения в устав (см. постановление Одиннадцатого ААС от 25.10.2012 N 11АП-12633/12).

Решение о внесении изменений в устав ООО принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников ООО, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена Законом об ООО или уставом общества (п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

Например, на основании единогласного решения участников ООО в устав общества вносятся, в частности, следующие изменения:

— о предоставлении, прекращении и ограничении дополнительных прав участников ООО, установлении и прекращении дополнительных обязанностей участников ООО (абзацы первый и третий п. 2 ст. 8, абзацы первый и третий п. 2 ст. 9 Закона об ООО);

— об ограничении максимального размера доли участника ООО и возможности изменения соотношения долей участников ООО (п. 3 ст. 14 Закона об ООО);

— об установлении преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале участниками ООО или обществом по заранее определенной уставом цене (абз. четвертый п. 4 ст. 21 Закона об ООО);

— о праве участника на выход из общества (абз. второй п. 1 ст. 26 Закона об ООО) и др.

С 1 сентября 2014 года в уставы ООО по единогласному решению участников могут быть внесены новые положения, предусмотренные ГК РФ, например, о порядке, отличном от установленного законодательством порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников ООО, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании и на получение информации о нем (пп. 5 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

Изменения в устав могут оформляться в виде новой редакции устава или отдельного документа, содержащего сведения о вносимых изменениях в действующую редакцию устава и прилагаемого к уставу. Излагать устав в новой редакции целесообразно, когда одновременно меняется большое количество положений устава либо когда накопилось большое количество ранее внесенных изменений, затрудняющих пользование уставом.

Изменения, внесенные в устав ООО, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и вступают в силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 6 ст. 52 ГК РФ).

В приведенном порядке вносятся абсолютно все изменения в устав, в том числе для исправления технических ошибок и для приведения устава в соответствии с изменившимся законодательством (см. постановление Пятнадцатого ААС от 15.05.2008 N 15АП-2181/2008).

Решение общего собрания участников ООО об изменении устава, принятое с нарушением требований Закона об ООО, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества и нарушающее права и законные интересы участника общества, может быть признано судом недействительным по заявлению участника ООО, не принимавшего участия в голосовании или голосовавшего против оспариваемого решения (п. 1 ст. 43 Закона об ООО, см. также определения ВАС РФ от 30.09.2013 N ВАС-13259/13, от 29.04.2013 N ВАС-5373/13).

Вопрос: Уставом ООО предусмотрен совет директоров. В компетенцию совета директоров входит образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий. К компетенции общего собрания общества относится формирование совета директоров, избрание членов совета директоров и досрочное прекращение полномочий. Решением общего собрания были досрочно прекращены полномочия конкретных членов совета директоров. Далее общим собранием участников общества был досрочно освобожден от должности генеральный директор и избран новый. Необходимо ли в данном случае вносить изменения в устав? Легитимно ли избрание нового генерального директора? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2015 г.)

Уставом общества с ограниченной ответственностью предусмотрен такой орган управления, как совет директоров. В компетенцию совета директоров входит образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий. К компетенции общего собрания общества в соответствии с уставом относится формирование совета директоров общества, избрание членов совета директоров и досрочное прекращение полномочий. Порядок образования и деятельность совета директоров общества, порядок прекращения полномочий членов совета директоров общества и компетенция председателя совета директоров общества определяются уставом и Законом об ООО.

Решением общего собрания общества были досрочно прекращены полномочия конкретных членов совета директоров общества, а рассмотрение вопросов, отнесенных уставом общества к компетенции совета директоров, было поручено общему собранию участников общества. В уставе положения об образовании в обществе совета директоров и о его компетенции не изменялись.

Далее общим собранием участников общества был досрочно освобожден от должности генеральный директор общества и избран новый генеральный директор общества, о чем была внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Необходимо ли вносить изменения в устав общества в случае прекращения полномочий членов совета директоров и возложения функций совета директоров на общее собрание участников, если данные положения не прописаны в уставе?

Легитимно ли избрание генерального директора общества при вышеизложенных обстоятельствах?

В обществе с ограниченной ответственностью (далее также — ООО, общество), которое является корпоративным юридическим лицом (п. 1 ст. 65.1, п. 1 ст. 66 ГК РФ), наряду с исполнительными органами может быть образован коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов общества и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом общества (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ, п. 2 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО)). При этом создание такого органа должно быть предусмотрено уставом общества.

В соответствии с п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО компетенция указанного органа также определяется уставом общества. К ней, в частности, могут быть отнесены полномочия по образованию исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также решение иных вопросов, в том числе и отнесенных законом к компетенции общего собрания участников ООО, за исключением вопросов, перечисленных в пп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ.

Из вышеизложенного следует, что само по себе наличие в ООО коллегиального органа управления в виде совета директоров не влечет за собой автоматического наделения его определенными полномочиями по управлению обществом. Он обладает только той компетенцией, которой наделяет его устав общества и может принимать решения только по обозначенным в нем вопросам. Это подтверждается, в частности, положениями п. 1 ст. 40 Закона об ООО, согласно которым избрание единоличного исполнительного органа общества относится к компетенции общего собрания участников такого общества в силу закона и только при наличии в уставе ООО соответствующих положений эти полномочия может осуществлять совет директоров.

В связи с этим сохранение в уставе общества положений о том, что в нем образуется совет директоров, не означает того, что этот орган не может быть лишен определенных полномочий решением общего собрания участников.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона об ООО сведения о компетенции органов общества и о порядке принятия ими решений должны обязательно содержаться в уставе общества. Следовательно, принятие общим собранием участников ООО решения об изменении компетенции как совета директоров, так и общего собрания, по сути, означает внесение изменений в устав такого общества, что в силу п. 2 ст. 33 Закона об ООО относится к исключительной компетенции общего собрания.

Согласно п. 4 ст. 12 Закона об ООО, а также пп. «е» п. 1 и п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» изменения, вносимые в устав общества, подлежат обязательной государственной регистрации. Поэтому обществу в любом случае следует представить на государственную регистрацию новую редакцию устава общества.

Относительно же правомочности избрания генерального директора общим собранием участников ООО до государственной регистрации устава общества в новой редакции отметим следующее.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона об ООО изменения, вносимые в устав общества, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации. Принимая во внимание то, что участники общества не являются по отношению к нему третьими лицами, так как состоят с ним в корпоративных отношениях (п. 1 ст. 2 ГК РФ), а также то, что порядок и способы формирования органов управления ООО относятся к внутренним вопросам общества, можно сделать вывод, что изменения в уставе, касающиеся порядка избрания генерального директора, вступают в силу для самого общества и его участников не с момента регистрации устава общества в новой редакции, а с момента принятия соответствующего решения.

На то, что новая редакция устава ООО действует для самого общества и его участников с момента ее принятия, указывает и судебная практика (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 11.06.2013 N Ф09-4875/13 по делу N А60-33926/2012, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 N 10АП-2033/12).

Отметим, однако, что в судебных постановлениях находит свое отражение и другая точка зрения, согласно которой редакции устава, прошедшей государственную регистрацию, отдается предпочтение перед более поздней редакцией, не подававшейся на такую регистрацию (постановление ФАС Московского округа от 17.12.2012 N Ф05-1383/12 по делу N А40-100365/2011). Полагаем, что подобная позиция не отвечает смыслу норм законодательства, которые определяют значение государственной регистрации изменений в уставе общества лишь тем, что данные изменения указанным способом доводятся до сведения третьих лиц, которые руководствуются ими при принятии решений. Ведь даже третьи лица вправе руководствоваться положениями незарегистрированной редакции устава ООО в том случае, если она стала им известна, и общество, и его участники не вправе ссылаться на факт отсутствия государственной регистрации изменений устава, возражая против действий указанного третьего лица (п. 4 ст. 52 ГК РФ).

Таким образом, по нашему мнению, общее собрание участников общества, ранее принявшее решение о лишении совета директоров полномочий по выбору единоличного исполнительного органа общества, вправе, руководствуясь этим решением, впоследствии самостоятельно осуществить избрание генерального директора.

Вместе с тем необходимо помнить, что, как уже неоднократно упоминалось выше, для третьих лиц новая редакция устава обязательна только с момента ее государственной регистрации, а полномочия генерального директора ООО подтверждаются в первую очередь решением о его избрании, принятым уполномоченным на то органом (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 N 12АП-7309/14, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 N 10АП-5900/14, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.10.2012 N 02АП-4994/12). Следовательно, избрание генерального директора ООО общим собранием участников такого общества при наличии в зарегистрированной редакции устава указания на то, что его избрание осуществляется советом директоров, может привести к тому, что такой директор не сможет подтвердить свои полномочия перед третьими лицами, так как для них решение общего собрания участников о его избрании будет считаться исходящим от органа, не уполномоченного на принятие такого решения.

Поэтому во избежание затруднений с осуществлением представительских функций генерального директора как единоличного исполнительного органа ООО следует зарегистрировать новую редакцию устава общества до избрания генерального директора. В том же случае, если такое избрание уже произошло, рекомендуем подтвердить его полномочия путем проведения внеочередного собрания участников общества уже после регистрации новой редакции устава.

Обращаем Ваше внимание на то, что персональный состав совета директоров в уставе не отражается. Решение о досрочном прекращении полномочий конкретных членов совета директоров не является решением об исключении из структуры общества совета директоров в целом.

Тот факт, что в определенный период времени состав совета директоров не будет сформирован, не означает прекращение деятельности самого совета директоров в структуре органов общества. Поэтому в случае желания участников ООО исключить указанный орган из структуры органов управления обществом необходимо принять решение именно о его упразднении и внести соответствующие изменения в устав.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

23 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Как внести изменения в учредительные документы ООО с 1 сентября?

Периодически в каждом обществе что-то меняется и приходится вносить изменения в учредительные документы.

Наиболее распространенные поводы для этого:

изменение размера уставного капитала,

изменения в структуре или компетенции органов управления.

Нужно ли срочно вносить изменения в устав в связи с изменениями от 1 сентября 2014 года и что стоит учесть при обновлении устава

Внимание! С 1 сентября 2014 года нужно обращаться к нотариусу, чтобы подтвердить принятие решения на общем собрании и состав присутствовавших участников. Но это требование можно обойти, если внести изменения в устав

Внесение изменений связано с процедурой государственной регистрации. Юристу нужно знать, как подготовить документы для регистрации и обеспечить ее прохождение с первого раза.

Порядок внесения изменений в учредительные документы

Единственным учредительным документом ООО является устав (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью, далее Закон об ООО).

Изменение устава ООО относится к компетенции общего собрания участников и производится исключительно по его решению. Закон запрещает включать в устав положение о том, что изменение устава относится к компетенции иных органов управления (п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

В договор об учреждении и решение (протокол) о создании ООО вносить изменения при изменении устава не требуется.

Для случаев увеличения и уменьшения уставного капитала Законом об ООО установлен особый порядок принятия решений.

Для принятия решения по вопросу внесения изменений в устав достаточно 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества. При этом необходимость большего числа голосов для принятия такого решения может быть предусмотрена уставом общества (п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

Однако для изменения конкретного обстоятельства, которое влечет необходимость изменения соответствующих сведений в уставе, может потребоваться принятие решения единогласно.

Изменения в устав оформляются либо в виде новой редакции устава, в которой вместо старых сведений содержатся новые, либо в виде изменений как отдельного документа, в котором указывается, что в конкретный пункт устава вносятся соответствующие изменения. При этом ни текст изменений, ни новую редакцию устава подписывать не требуется.

Совет

Лучше оформлять изменения в виде новой редакции устава, а не в виде изменений как отдельного документа.

Впоследствии гораздо удобнее будет использовать единую действующую редакцию устава, чем частично действующую редакцию устава с несколькими (или множеством) приложений к нему на отдельных листах, которые нужно будет при прочтении согласовывать между собой. Кроме того, отдельные листы могут потеряться.

Государственная регистрация внесенных изменений

Внесенные изменения подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц только с момента ее проведения.

Если же меняются сведения о филиалах и представительствах, то самой регистрации ждать не нужно такие изменения приобретают силу с того момента, когда ООО уведомило о них налоговый орган (абз. 3 п. 4 ст. 12, п. 5 ст. 5 Закона об ООО, п. 6 ст. 52 ГК РФ).

Общий срок, в который необходимо представить документы на регистрацию после принятия решения о внесении изменений, законом не установлен. Однако Законом об ООО установлены сроки представления документов на регистрацию в случаях увеличения и уменьшения уставного капитала.

Чтобы зарегистрировать изменения, нужно представить в налоговую инспекцию, осуществляющую государственную регистрацию, следующие документы (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, далее Закон о государственной регистрации):

заявление о государственной регистрации,

решение (протокол) о внесении соответствующих изменений,

изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица (устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) нужно представить на регистрацию в двух оригинальных экземплярах),

документ об уплате государственной пошлины.

Подтверждение оплаты госпошлины фактически можно не предоставлять.

Обоснование

В случае увеличения и уменьшения уставного капитала на регистрацию необходимо предоставить дополнительные документы.

Также дополнительные документы потребуются в случае изменения местонахождения компании. На регистрацию нужно будет предоставить документы, подтверждающие права фирмы на помещение по новому адресу. Их перечень и форма, в которой они представляются, не установлены законом. Обычно представляются следующие документы:

заверенная генеральным директором копия договора аренды помещения по новому адресу. При этом в договоре желательно отдельно указать, что арендодатель не возражает против регистрации арендатора по адресу помещения,

заверенная генеральным директором общества либо арендодателем, предоставляющим обществу помещение в аренду, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на помещение за арендодателем.

Кроме того, можно представить гарантийное письмо от собственника помещения, лишний раз подтверждающее согласие арендодателя на регистрацию фирмы по адресу помещения, а также акт приема-передачи помещения.

Закон не позволяет налоговой инспекции отказывать в регистрации, если такие документы не будут представлены, однако в нарушение закона инспекция может это сделать.

Детально процедура проведения государственной регистрации прописана в Административном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

Особый порядок уведомления регистрирующего органа при открытии филиала (представительства)

Особый порядок предусмотрен для регистрации изменений, вносимых в устав при создании филиала или представительства.

Общее собрание участников принимает решение о создании филиала (представительства) и о внесении соответствующих изменений в устав (ст. 5 Закона об ООО). Подготавливается новая редакция устава (или изменения как отдельный документ).

Однако государственная регистрация проводится в форме уведомления регистрирующего органа в соответствии со статьей 19 Закона о государственной регистрации.

В налоговые органы представляются следующие документы:

уведомление о внесении изменений в учредительные документы. Форма уведомления № Р13002 утверждена приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/[email protected] Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации),

решение (протокол) о внесении изменений в учредительные документы,

изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица.

Устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) представляется в двух оригинальных экземплярах.

Госпошлину при этом платить не нужно.

Регистрирующий орган в течение пяти дней вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 19 Закона о государственной регистрации). Компания получает на руки (или по почте):

лист записи ЕГРЮЛ,

устав (изменения как отдельный документ) с отметкой налогового органа.

Материал Юридической справочной системы Система Юрист

Изменение устава ооо относится к компетенции

Единственным учредительным документом акционерного общества является его устав. В соответствии с законом ряд сведений, как-то: наименование общества, его местонахождение, права акционеров, количество и категории акций и т.п. – подлежат обязательному включению в устав. При этом данный учредительный документ может содержать и другие положения, перечень которых является открытым.

Изменение любых параметров общества или его деятельности, отражаемых в уставе акционерного общества в обязательном либо добровольном порядке, должно быть надлежащим образом оформлено и признано официально — зарегистрировано.

Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – ФЗ «Об акционерных обществах) установлена корпоративная процедура, в рамках которой устав общества может быть изменен.

По общему правилу, внесение в устав акционерного общества изменений относится к компетенции общего собрания, при этом решение о внесении изменений в устав должно быть принято ¾ голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании (ст.49 ФЗ «Об акционерных обществах»). Соответствующее требование к количеству голосов предъявляется не только непосредственно к решению об изменении устава, но и голосованию по некоторым другим вопросам компетенции общего собрания, разрешение которых обусловливает необходимость вносить соответствующие коррективы в устав. Так, определение категории, количества, номинальной стоимости объявленных акций как параметров, которые (в случае их наличия) должны быть отражены в уставе, осуществляется тремя четвертями голосов акционеров, принимающих участие в голосовании.

В этой связи необходимо отметить следующее. В соответствии со ст.58 ФЗ «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров считается правомочным, если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной размещенных голосующих акций Общества. Для повторного собрания условие о кворуме является еще менее строгим – требуется присутствие акционеров-владельцев более 30% голосующих акций общества.

В результате решение о внесении изменений в устав на повторном собрании может быть принято всего лишь 22,5% (плюс один голос) голосов акционеров. При этом установление уставом более жестких требований к кворуму на общем собрании не допускается.

Подобная законодательная конструкция порождает многочисленные злоупотребления, в том числе связанные с проведением общего собрания без надлежащего уведомления акционеров, отказом во внесении их в список для участия в голосовании, созданием препятствий в регистрации на общем собрании.

На взгляд автора, с учетом вышеуказанного в ст. 58 следует внести изменения, предоставив акционерам право предусмотреть в уставе необходимость участия в голосовании большего количества акционеров: например, до 70% акционеров для первого собрания и до 50% — для повторного.

При голосовании по вопросам, касающимся внесения изменений и дополнений в устав, затрагивающих интересы акционеров – владельцев привилегированных акций общества, голоса последних учитываются. Для принятия таких изменений необходимо, чтобы за соответствующее решение проголосовали ¾ акционеров – владельцев обыкновенных акций общества и ¾ акционеров – владельцев привилегированных акций.

Законом отдельно выделены случаи, когда изменения в устав вносятся на основании решений Совета Директоров. Так, в соответствии с п.5 ст. 13 ФЗ «Об акционерных обществах» внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Кроме того, уставом компетенция Совета Директоров может быть расширена по сравнению с тем, как она предусмотрена законом. Например, ст. 65 Закона предусмотрена возможность наделения СД правом принятия решения о размещении дополнительных акций в пределах количества объявленных акций, предусмотренных уставом общества. В этом случае согласно п.2 ст. 12 Закона об АО изменения в устав вносятся на основании решения Совета Директоров (и зарегистрированного отчета об итогах дополнительного выпуска акций).

Изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации. Соответствующее требование установлено ст. 14 ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ФЗ «О государственной регистрации» или Закон о регистрации).

Как отмечается в юридической литературе, нормы Закона о регистрации не содержат механизмов проверки соответствия изменений, вносимых в учредительные документы, требованиям законодательства (1).
В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины (2).
Исходя из буквального толкования ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации» перечень документов, представляемых на государственную регистрацию, является исчерпывающим. Данный вывод подтверждает и положение ст. 23 Закона о регистрации, в соответствии с которой одним из оснований для отказа заявителю в государственной регистрации является непредставление в регистрирующий орган документов, установленных ФЗ «О государственной регистрации».

Между тем, иными нормативно-правовыми актами предусмотрено представление в регистрирующий орган дополнительно к указанным иных документов. Например, в соответствии с п.2 ст. 13 ФЗ «Об акционерных обществах» внесение в устав общества изменений и дополнений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, на основании решения общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций, иного решения, на основании которого осуществляется размещение акций и размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций либо, если в соответствии с федеральным законом процедура эмиссии акций не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций, выписки из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг.

Иными словами, в налоговый орган должен быть подан отчет об итогах выпуска акций, представление которого ст. 17 Закона о государственной регистрации не предусмотрено.

Для устранения данной коллизии следует, на наш взгляд, внести в ст. 17 Закона о государственной регистрации изменения, дополнив его указанием «на иные документы, представляемые в соответствии с иными нормативно-правовыми актами». Соответствующей корректировке надлежит подвергнуть и ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации».

Статьей 8 Закона о государственной регистрации установлен достаточно короткий срок, в течение которого регистрационные действия должны быть произведены: 5 рабочих дней. Естественно, что в данный период осуществить юридическую экспертизу вносимых изменений не представляется возможным.

Законодатель в принципе не предоставляет налоговым органам права производить какую бы то ни было правовую проверку, допуская возможность отказа заявителю в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, только по основаниям непредставления необходимых для государственной регистрации документов (перечень которых установлен законом) или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (ст.23 Закона о государственной регистрации).

Как отмечается в Письме МНС РФ от 25.12.2003 N 09-1-03/5891-АЦ386 «Об оформлении документов, представляемых при государственной регистрации», регистрирующий (налоговый) орган не осуществляет юридическую экспертизу представленных при государственной регистрации документов.

Между тем, на практике налоговыми органами определенные проверочные действия производятся. Как отмечается в судебной практике, «не будучи обязанным проводить правовую экспертизу представляемых документов на их соответствие закону, налоговый орган может такую проверку провести» (3).

В соответствии с Письмом ФНС от 01.02.2005 N 14-1-04/[email protected] «По вопросам государственной регистрации юридических лиц» в случае указания в заявлении о государственной регистрации адреса (места нахождения), в отношении которого имеется документированная информация (заявление собственника помещения, сведения, поступившие от правоохранительных органов и др.) о его незаконном использовании при указании в качестве места нахождения юридического лица, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа — заявления.

Следует отметить, что указание в заявлении сведений, не соответствующих действительности, и непредставление надлежащего документа (заявления) – это нарушения, имеющие разные правовую природу. Исходя из этого очевидно, что перечень оснований для отказа в государственной регистрации, как и полномочий по проверке представляемых на государственную регистрацию документов, является неполным.

В связи с изложенным целесообразно дополнить Закон о государственной регистрации указанием на право налоговых органов осуществлять проверочные действия в полном объеме, включая юридическую экспертизу, в том числе устанавливать соответствие вносимых изменений требованиям законодательства, а также фактическим обстоятельствам, для чего запрашивать и получать дополнительные документы (например, договор аренды помещения, находящегося по адресу, указанном в заявлении на государственную регистрацию и в учредительных документах общества).

Одновременно надлежит увеличить срок совершения регистрационных действия до, как минимум, 20 рабочих дней и расширить перечень оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотрев возможность отказа в связи с несоответствием вносимых в устав изменений требованиям законодательства и (или) фактическим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 14 Закона об АО изменения устава приобретают юридическую силу для третьих лиц с момента государственной регистрации или, в случаях, предусмотренных законом, — с момента уведомления регистрирующего органа о внесенных изменениях (например, в случае внесения изменений в части обособленных подразделений общества). Однако, как отмечается в п. 3 ст. 52 ГК РФ, юридические лица и их учредители не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Как указывается в юридической литературе, «эта норма актуальна в ситуациях, когда контрагенты при заключении договора исходили из того, что изменения в устав были должным образом приняты общим собранием акционеров и документы поданы на регистрацию (соответственно мы должны считать действительными заключенные при таких условиях сделки, даже если впоследствии изменения не были зарегистрированы)» (4).

Таким образом, установлен двоякий подход к определению момента, с которого вносимые в устав изменения имеют юридическую силу: 1) с момента принятия решения соответствующим органом управления – для акционеров общества и 2) с момента регистрации соответствующих изменений налоговым органом – для третьих лиц (кредиторов, контрагентов и пр.).

В этой связи представляет интерес следующий пример из судебной практики (5).

Гражданин К.В.Г., являющийся акционером закрытого акционерного общества «Рыболовецкая агрофирма «Ейская», обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ЗАО «Рыболовецкая агрофирма «Ейская» о признании недействительными решений совета директоров от 22.06.2000 и 29.06.2000.
При рассмотрении дела установлено следующее.

22 июня 2000 года совет директоров ЗАО «Рыболовецкая агрофирма «Ейская» принял решение об увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций, размещаемых посредством закрытой подписки среди акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций.

18 мая 2000 года общим собранием акционеров утвержден Устав ЗАО «Рыболовецкая агрофирма «Ейская» в новой редакции и избран совет директоров.

Совет директоров принял первое из оспариваемых решений еще до регистрации новой редакции Устава.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ФЗ «Об акционерных обществах» изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции подлежат государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц. При этом согласно пункту 2 статьи 14 изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации. Это означает, что для самих акционеров новая редакция устава (или соответствующие изменения и дополнения в устав) приобретает силу со дня принятия решения общим собранием акционеров. Исходя из такого понимания пункта 2 статьи 14 ФЗ «Об акционерных обществах», кассационная инстанция пришла к выводу, что при совершении действий, связанных с принятием решений о размещении дополнительных акций, совет директоров был вправе руководствоваться новым Уставом уже с 18 мая 2000 года (то есть с даты утверждения новой редакции Устава), включая и те положения, в которых идет речь об объявленных акциях. Кроме того, по мнению кассационной инстанции, с даты утверждения Устава в новой редакции совет директоров также приобрел право принимать решения об увеличении уставного капитала. Такой вывод представляется правильным, однако требует некоторого уточнения. В соответствии с действующим законодательством решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг (равно как и отчет об итогах размещения) подлежат государственной регистрации. Поскольку соответствующий федеральный орган, уполномоченный осуществлять действия по регистрации выпусков ценных бумаг, является тем самым «третьим лицом», о котором идет речь в пункте 2 статьи 14 ФЗ «Об акционерных обществах», применительно к рассматриваемому случаю это означает, что дополнительный выпуск акций ЗАО «Рыболовецкая агрофирма «Ейская» мог быть зарегистрирован только после государственной регистрации новой редакции Устава, поскольку (как можно понять из комментируемого Постановления) в прежней редакции Устава отсутствовали положения об объявленных акциях и о праве совета директоров принимать решения об увеличении уставного капитала. То есть получается, что совет директоров был вправе принимать решения о размещении дополнительных акций с даты утверждения новой редакции Устава, однако зарегистрировать соответствующее решение о выпуске дополнительных акций и отчет о размещении акций можно было только после государственной регистрации новой редакции Устава ЗАО «Рыболовецкая агрофирма «Ейская».

***
1. М.В. Телюкина. Комментарий к ФЗ «Об акционерных обществах».
2. Формы документов, используемые при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, и требования к их оформлению утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»
3. Постановление ФАС Московского округа в Постановлении от 20 апреля 2005 г. N КГ-А40/3177-05
4. М.В. Телюкина. Там же.
5. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2005 N Ф08-6115/2004

Статья опубликована в журнале «Акционерный вестник», №1-2 (51), январь-февраль 2008 г

Изменение устава ооо относится к компетенции