Курение в автомобиле при ребенке могут запретить

Предпринимаются меры по защите детей от негативного влияния табачного дыма. Соответствующий законопроект разработан депутатом Михаилом Сердюком и вчера внесен в Госдуму.

Предлагается запретить курение табака родителями (лицами, их заменяющими) и иными лицами в автомобиле (автотранспортном средстве) в присутствии ребенка (детей). Такой запрет предусмотрен в целях обеспечения прав детей на здоровый образ жизни, охрану здоровья и профилактику заболеваний ребенка, обусловленных вредным воздействием продуктов табачного дыма (пассивного курения).

Помимо этого, за нарушение установленного запрета курения табака в автомобиле (автотранспортном средстве) в присутствии ребенка (детей) предполагается установить административную ответственность для граждан в виде штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Соответствующие корректировки предлагается внести в ст. 6.24 КоАП РФ.

В случае одобрения проекта Правительство РФ внесет необходимые поправки и в структуру государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в РФ, требования к содержанию его разделов, системе используемых в нем показателей, в целях оценки эффективности реализации осуществляемых мероприятий по указанному направлению.

Необходимость внесения предлагаемых изменений разработчик проекта связывает с отсутствием государственных мер по обеспечению благоприятной среды для здорового образа жизни ребенка на предмет специальной защиты детей от воздействия окружающего табачного дыма. Ссылаясь на результаты медицинских исследований, он отмечает, что дети ощущают более сильный отрицательный эффект от пассивного курения, чем взрослые. «Помимо этого, сама процедура курения табака привлекает к подражанию увиденного в силу незрелости детской психики», – считает депутат.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, он подготовлен с учетом законодательного опыта зарубежных стран и направлен, прежде всего, на охрану основополагающих прав несовершеннолетних граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (ст. 41 и ст. 42 Конституции РФ), требующих выработки новых правовых подходов к решению на законодательном уровне проблем воздействия табачного дыма на здоровье детей.

Текст законопроекта № 461325-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и дополнения в статью 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросу запрета на курение в автомобиле (автотранспортном средстве) в присутствии ребенка (детей)» и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.

Антитабачный закон

«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего
табачного дыма и последствий потребления табака»
(ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ =>)

Курение и наказание, или Антитабачные дополнения в КоАП РФ

15.11.2013 вступил в силу Закон N 274-ФЗ*(1), вносящий изменения в КоАП РФ и Закон о рекламе*(2) в связи с принятием антитабачного закона — Закона N 15-ФЗ*(3).

Статьей 23 Закона N 15-ФЗ устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Дополнения, вносимые Законом N 274-ФЗ, конкретизируют, в частности, административную ответственность.

Согласно дополнениям к гл. 6 КоАП РФ вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака расценивается как административное правонарушение, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 руб., однако если «угощать сигареткой» несовершеннолетнего будут родители или иные его законные представители*(4), то размер наложенного на нарушителей штрафа будет больше — от 2 000 до 3 000 руб. (п. 1 ст. 1 Закона N 274-ФЗ). Причем вовлечением в процесс потребления табака согласно п. 1 ст. 20 Закона N 15-ФЗ признается не только вышеназванное действие, но и покупка для несовершеннолетнего табачных изделий или табачной продукции, предложение, требование употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (согласно дополнениям к ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ).

Главу 6 КоАП РФ дополняет ст. 6.24, устанавливающая ответственность за нарушение запрета курить табак на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

Все места, где запрещено курение, перечислены в ст. 12 Закона N 15-ФЗ. В частности, это территории и помещения, предназначенные для оказания образовательных услуг, услуг учреждений культуры и органов по делам молодежи, услуг в области физкультуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг. В число запрещенных мест попадают и помещения социальных служб, помещения, занятые органами государственной власти, органами местного самоуправления, рабочие места и рабочие зоны, организованные в помещениях. Запрещено употребление табака на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами.

За курение в неположенном месте нарушители будут штрафоваться на сумму от 500 до 1 000 руб. (п. 1 ст. 1 Закона N 274-ФЗ). За курение на детских площадках нарушителей ждет административный штраф от 2 000 до 3 000 руб.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ, — о курении табака на запрещенных территориях, в помещениях и на объектах — вменяется в обязанность органов внутренних дел (полиции).

Рассматривать дела о курении в запрещенных местах от имени органов внутренних дел (полиции) в силу изменений, внесенных п. 5 ст. 1 Закона N 274-ФЗ в ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ, также имеют право:

— начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители;

— начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители;

— начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции;

— начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил (если указанное нарушение совершено на железнодорожном транспорте);

— старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах).

Обязанность собственников помещений и территорий, а также арендаторов (если это предусмотрено договором аренды) следить за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления их деятельности, предусмотренапп. 2 п. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ. Статья 6.25, внесенная в гл. 6 КоАП РФ, вводит штрафные санкции за несоблюдение требований антитабачного закона, причем не только для граждан, но и для юридических лиц (п. 1 ст. 1 Закона N 274-ФЗ).

Так, несоблюдение требований к знаку запрета курения, который должен отмечать территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения грозит административным штрафом: на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 60 000 руб.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ знак запрета курения необходим для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено. Требования к знаку и к порядку его размещения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Требования к данному знаку утверждены Приказом Минздрава РФ от 30.05.2013 N 340н*(5). В частности, знак должен быть размером не менее 200 х 200 мм (исключение составляет знак, размещаемый в транспортном средстве, и дополнительный знак запрета курения, размещаемый в определенных местах по решению собственника, согласно п. 7 указанных требований). Цветографическое изображение знака запрета курения может быть нанесено с использованием различных технологий на поверхность материала-носителя, в том числе металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеящейся полимерной пленки, самоклеящейся бумаги и других материалов.

Знак может сопровождаться надписями «Не курить», «Курить запрещено», «No smoking», а также информацией о размере штрафов за курение. Обратите внимание: размещение на знаке сопровождающей надписи рекомендуется, а не вменяется в обязанность.

Руководителю организации, отвечающему за пожарную безопасность*(6), следует учесть, что знак запрета курения должен быть размещен у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств — на двери), а также в местах общего пользования (туалетах).

Если в помещениях предусмотрено оказание различных видов услуг, то запрещающий знак должен быть размещен у входа в каждое помещение (в каждую группу помещений), где оказывается та или иная услуга. Если все помещения здания или объекта предназначены для оказания одного вида услуг, то знак запрета курения размещается у каждого входа в здание или на объект.

Приложение к указанным требованиям содержит изображение знака о запрете курения.

Если будут нарушены требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака, то согласно ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ на нарушителя будет наложен административный штраф: на должностное лицо в размере от 20 000 до 30 000 руб., на юридическое лицо — от 50 000 до 80 000 руб.

Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Данные требования должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий (п. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

Примечание. Оборудование мест для курения не является обязанностью собственника помещения или территории.

Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях устанавливаетст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Приказом Минрегиона РФ и Минздрава РФ от 31.07.2013 N 321 утверждены Требования, устанавливающие обязательные условия, ограничения или их совокупность к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака.

Данные требования не обязывают собственника имущества или иное лицо, уполномоченное на то собственником имущества, выделять и оснащать в обязательном порядке специальные открытые места для курения, а также выделять и оборудовать изолированные помещения для курения. Создание комфортных условий для курильщиков является добровольным решением собственника.

А вот создание комфортных условий для некурящих — его обязанность. Как уже говорилось, ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ обязует юридическое лицо контролировать соблюдение норм антитабачного закона на территориях и в помещениях, используемых для осуществления его деятельности. Неисполнение обязанностей по контролю влечет наложение административного штрафа от 60 000 до 90 000 руб. (п. 1 ст. 1 Закона N 274-ФЗ).

Места, выделяемые для курения, должны соответствовать двум требованиям:

— не быть территориями, помещениями и объектами, где курение табака запрещено;

— соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, установленным в соответствии с санитарным законодательством РФ.

Согласно указанным требованиям специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются:

— знаком «Место для курения»;

— информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

— искусственным освещением (в темное время суток).

Если помещение изолированно, оно к тому же оборудуется:

— дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения (с внешней стороны двери должен быть размещен знак «Место для курения»);

— приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения.

Глава 14 КоАП РФ, регламентирующая административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, дополнена, в частности, ст. 14.3.1, затрагивающей вопросы спонсорства табака, стимулирования продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо рекламы указанной продукции или курительных принадлежностей. Напомним, что реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака (в том числе и его демонстрация) запрещены ст. 16 Закона N 15-ФЗ.

Руководителю организации следует обратить особое внимание на п. 2 и 3 данной статьи: демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб., на юридических лиц — от 100 000 до 170 000 руб. (пп. «б» п. 3 ст. 1 Закона N 274-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла (например, вычисление преступника по брошенному окурку в детективном спектакле).

Если вышеперечисленные произведения созданы для детей, то административный штраф за демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака составит для должностных лиц от 20 000 до 50 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб.

Примечание. Вещатель или организатор могут быть оштрафованы за демонстрацию без соответствующей антитабачной рекламы произведения или программы, в которых присутствует демонстрация сигарет или курения.

Пунктом 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ установлена обязанность транслировать социальную рекламу о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации произведения, программы, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака. Если вещатель или организатор демонстрации не выполняет данную обязанность, то согласно ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ, введенной Законом N 274-ФЗ (пп. «б» п. 3 ст. 1), на него может быть наложен административный штраф: на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб. Обратите внимание, что данная административная мера согласно п. 2 ст. 4 Закона N 274-ФЗ вступает в силу с 01.06.2014.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ (о демонстрации табачных изделий или процесса потребления табака), согласно дополнениям, внесенным в ст. 23.44 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 9 ст. 1 Закона N 274-ФЗ).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Помимо этого, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов, должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

Закон N 274-ФЗ расширил полномочия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, указанных в ст. 28.3 КоАП РФ.

Так, протокол о вовлечении несовершеннолетнего в процесс потребления табака — нарушение п. 1 ст. 20 Закона N 15-ФЗ, — могут составить должностные лица органов внутренних дел (полиции) или члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав — п. 1 ч. 2 и п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ.

В случае нарушения ст. 12 Закона N 15-ФЗ (запрещающей курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах) протокол имеют право составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, — в части курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг. Эти же органы имеют право составлять протокол при несоблюдении требований к знаку запрета курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения и неисполнении обязанностей по контролю за соблюдением норм антитабачного закона — п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Если нарушен запрет, установленный ст. 16 Закона N 15-ФЗ, то есть табачные изделия или процесс потребления табака демонстрировались во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо при публичном исполнении, сообщении в эфир, по кабелю или было зафиксировано любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, то протокол об административном нарушении имеют право составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию*(7), — п. 96 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

*(1) Федеральный закон от 21.10.2013 N 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

*(2) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

*(3) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

*(4) Согласно ст. 20 и 26 ГК РФ законными представителями несовершеннолетнего являются родители, усыновители, опекуны, попечители.

*(6) Ответственность руководителя установлена ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

*(7) Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Вступили в силу изменения в КоАП РФ в связи с «антитабачным» законом

С 01 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». На основании данного Федерального закона с 1 июня 2013 года признан утратившим силу Федеральный закон от 10.07.2001г. № 87-ФЗ «Об ограничения курения табака».

Федеральным законом установлены дополнительные требования, направленные на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Одним из основных изменений, установленных Федеральным законом, и вступивших в силу 01 июня 2013 года, является новый подход к определению расстояния от границ образовательных учреждений до предприятий торговли, занятых реализацией табачных изделий.

Так, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 7 запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

Также Федеральным законом установлен запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

Кроме того, с 15 ноября 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 21.10.2013 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

В соответствии с данным Федеральным законом вводятся в действие следующие составы:

Статья 6.23 «Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака»;

Статья 6.24 «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах»;

Статья 6.25 «Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;

Статья 14.3.1 «Спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей»;

— Статья 14.53 «Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями».

Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях и привлечению к административной ответственности возложены на органы внутренних дел (полицию), Управление Росздравнадзора по Тюменской области,ХМАО,ЯНАО, Управление Роспотребнадзора по ЯНАО, ГУ МЧС по ЯНАО, Управление Государственной жилищной инспекции по ЯНАО, Уральское Управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управление Роскомнадзора по Уральскому Федеральному округу Управление Федеральной антимонопольной службы по ЯНАО.

Штрафные санкции, предусмотренные данными статьями, составляют: на граждан от 500 руб. до 5 тыс. руб., на должностных лиц от 10 тыс. руб. до 50 тыс. руб., на индивидуальных предпринимателей от 30 тыс. руб. до 40 тыс. руб., на юридических лиц от 30 тыс. руб. до 600 тыс. руб.

Доводим указанную информацию до граждан, а также субъектов малого и среднего предпринимательства ЯНАО, для принятия к сведению и недопущению нарушений требований действующего законодательства о табакокурении.

Закон о запрете курения 15-ФЗ: где теперь нельзя курить и какой штраф?

Закон о запрете курения, вступивший в действие практически в полном объеме с 1 июня 2014 года (последние его положения будут введены с 2017 года), стал для многих обескураживающим. Законом о запрете курения запрещено курить в стольких местах, что сам собой напрашивается вопрос: «А можно ли вообще где-то это делать?».

Федеральный закон 15 о запрете курения

Речь идет о законе ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 года, который был принят депутатами практически единогласно. И тому есть причины.

По имеющейся статистике ежегодно почти полмиллиона россиян уходят из жизни по причине онко- и других серьезных заболеваний, которые вызваны курением или вдыханием сигаретных дымов — так называемым дымоглотанием. Это огромная и ужасающая цифра, и цель принятия такого закона — один из шагов в борьбе со страшной статистикой наряду с такими мерами, как пропаганда здорового образа жизни и воспитание молодых людей в «антитабачном» духе.

Однако узнать, будет ли выполнять закон запланированные депутатами функции, мы в ближайшее время вряд ли сможем: по мнению экспертов, положительные сдвиги в оздоровлении нации, вызванные антитабачными запретами и соответствующей пропагандой, Россия сможет ощутить не ранее чем через 5 лет.

ФЗ 15 о запрете курения: где нельзя курить?

Читая ФЗ-15, создается впечатление, что легче назвать места, где можно курить, чем те, где делать это запрещено. Но все же обратимся к тексту закона, к статье 12. Итак, теперь не разрешается «дымить»:

  • Везде, где есть молодежь — в образовательных и других учреждениях, которые занимаются вопросами, касающимися молодого поколения.
  • В учреждениях спортивного, медицинского и санаторно-курортного направления.
  • В электричках и пассажирских поездах, на пассажирских плавательных и воздушных судах, на любых видах общественного транспорта.
  • Ближе чем в 15 метрах от любых вокзалов (ж/д и авто), аэропортов, речных и морских портов, станций метро, а также внутри этих транспортных учреждений и на пассажирских платформах.
  • В жилищных, бытовых, социальных, торговых (в том числе на рынках и в палатках), гостиничных учреждениях, на предприятиях общепита.
  • В госучреждениях.
  • На работе (внутри помещения).
  • В лифтах домов, а также в любых других общих местах в доме.
  • На пляжах и детских площадках.
  • На автозаправках.

Как видим, перечень запретов довольно внушительный. Если подвести итог, курить теперь нельзя в любых общественных местах и учреждениях или около них, в том числе внутри торговых и досуговых центров и даже в ресторанах и кафе. Места и территории, в которых курение возбраняется, оборудуются специальным запрещающим знаком.

Курить в подъездах жилых домов запрещено?

Это действительно так. Подъезд жилого дома — место общественного пользования, а значит, действие закона о запрете курения распространяется и на него. Однако закон предусматривает для курящих жильцов небольшую поблажку: по решению собственников допускается курение в специально организованном изолированном помещении, оборудованном соответствующей системой вентиляции.

Закон разрешает курение и на пассажирских судах дальнего плавания — в выделенных для курильщиков местах, специально оборудованных и хорошо вентилируемых. При этом данные помещения должны отвечать всем установленным санитарным и гигиеническим нормам.

Антитабачный приказ для кафе и ресторанов

Немало недоумения у курящих людей вызывает запрет, распространяющийся на такие общественные места, как рестораны и кафе: курение здесь для многих — неотъемлемый процесс, сопутствующий вкушению пищи и, в особенности, некоторых видов напитков.

Все мы привыкли к тому, что при входе в кафе нас спрашивают: «Вам в зал для курящих или для некурящих?». Так вот теперь этот вопрос неуместен — «курящих» залов после выхода закона 15-ФЗ просто не может быть. Но разве не встречают нас этим вопросом частенько и сегодня на пороге кафе или пиццерии?

Нужно ли говорить, что антитабачный закон для предприятий общепита (а к таковым относятся не только кафе и рестораны, но и пивные бары, куда люди специально приходят пропустить кружечку-другую за неспешным разговором и сигареткой) чрезвычайно невыгоден? Клиентов не хочется терять ни одному владельцу бизнеса. Вот они и придумывают разные лазейки, «благо» закон не совершенен. Бывает и так, что выгоднее штраф заплатить, чем упускать прибыль.

Так, например, согласно КОАП РФ, оштрафовать «провинившееся» предприятие можно аж по трем различным частям статьи 6.25, причем ответственность по каждой из них отличается разительно:

  1. Первая часть данной статьи предусматривает штраф за невыполнение требований закона 15-ФЗ , санкции по ней составляют 10 000–20 000 рублей (должностные лица), и 30 000–60 000 рублей (юридические).
  2. Вторая часть статьи 6.25 применяется за нарушение требований к организации специальных мест для курения – как в помещении, так и на улице. В этом случае штраф уже больше: он составит 20 000–30 000 рублей и 50 000–80 000 рублей соответственно.
  3. И третья часть той же статьи КОАП предусматривает санкции за нарушение законодательных норм в сфере охраны здоровья посетителей заведения. Здесь уже речь идет о таких суммах: 30 000–40 000 рублей и 60 000–90 000 рублей.

По какой же из этих статей станут штрафовать проверяющие и будут ли вообще? Ведь среди них тоже есть любители покурить за кружечкой кофе/пивка в ближайшем баре/кафе.

И еще о штрафах за курение

Что же касается штрафов для физических лиц — нас с вами, обычных граждан, их суммы приведены в статье 6.24 КОАП: за курение в неположенном месте возьмут 500–1 500 рублей. Исключение составляет чрезвычайно пагубное для малышей дымление сигаретой на детской площадке, и это логично, — здесь курильщику-нарушителю придется раскошелиться на 2 000–3 000 рублей.

Штрафы штрафами, но вот кто и как будет штрафовать? Выше мы видели, что к предприятиям за одно нарушение можно применять различные штрафные санкции. Но там хотя бы факт нарушения очевиден. А как оштрафовать обычного человека, ведь факт курения должен быть зафиксирован или доказан?

Одно дело, если постоянно «дымит» сосед по лестничной площадке — это могут подтвердить многие соседи. И другое дело, если курит рядом единожды увиденный человек. В такой ситуации в момент курения рядом должен быть сотрудник полиции, в противном случае нарушителя во время совершения «преступления» необходимо зафиксировать документально (на фото-, видеокамеру) или найти свидетелей, а далее уже обращаться в полицию или Роспотребнадзор. Но многие ли из нас будут это делать? Скорее всего, мы ограничимся замечанием, а с хамами просто не будем связываться.

ФЗ о запрете курения: немного критики

Несмотря на то что антитабачный закон нельзя не приветствовать, в его сторону звучит немало критики. Как мы уже видели, нарушение закона не так-то легко доказать, а его недочеты создают немало возможностей для различных лазеек и обходов. Некоторые вообще считают, что он не способен выполнять свои гуманные цели, а является лишь еще одной возможностью пополнить государственный бюджет. Как бы то ни было, о состоятельности закона ФЗ-15 можно будет судить только через годы.

Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

В целях снижения распространенности потребления табака среди населения и связанных с этим процессом негативных медицинских, демографических и других социально-экономических последствий, в РФ принят Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Закон).

Указанный Закон полностью запретил рекламу табака. Одновременно с этим введена административная ответственность за нарушение правил продажи табачных изделий, курение в общественных местах, рекламу и спонсорство табака, а также за вовлечение несовершеннолетних в процесс курения. Кроме того, с 1 июня 2014 года полностью запрещено курение в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, в местах общественного питания и торговли, а продавать табачные изделия теперь законно только в соответствующих магазинах и павильонах.

В соответствии с Законом в целях предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (ст.12):

— на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

— на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

— на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

— в помещениях социальных служб;

— в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

— на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

— в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

— на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

— на автозаправочных станциях.

15 ноября 2013 года вступил в силу Федеральный Закон от 21.10.2013 №274-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ», которым введен в действие ряд статей, предусматривающих ответственность за нарушения запрета курения табака:

Статья 6.23. «Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака»

Статья 6.24. «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах»

Статья 6.25. «Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Статья 14.31. «Спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей»

Статья 14.53. «Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями».

В соответствии с внесенными в КоАП РФ изменениями, ОВД наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях следующих составов:ст. 6.23 КоАП РФ, ст. 6.24 КоАП РФ, ч. 1 ст. 14.3.1 КоАП РФ (в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков), ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ.

ОВД наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях по таким составам как: ст. 6.24 КоАП РФ, ч. 1 ст. 14.3.1 КоАП РФ (в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков), ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ.

Контроль за соблюдением действующего законодательства в области курения табака помимо ОВД осуществляют также:

Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор

Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта

Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (реклама табака)

Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы

Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка

Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.

За период действия «антитабачного» закона значительная часть правонарушений данной группы была совершена в форме нарушения установленного запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (ст. 6.24 КоАП РФ). В 90% случаях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение правонарушения должностными лицами, уполномоченными составлять соответствующие протоколы.

Практически каждый третий факт пресечения курения в неустановленных местах был осуществлен сотрудниками подразделений полиции на транспорте.

Основное наказание, применяемое к нарушителям антитабачного законодательства – административный штраф.

Изменения в коап рф курение