Классный час «Я гражданин своей страны.»

Классный час: Я – гражданин своей страны. «

Цели: Воспитание Казахстанского патриотизма у учащихся:
любви к Родине, чувства ответственности за судьбу Родины, воспитание толерантности. Формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории; Умение ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки;

Образовательные : повысить интеллектуальный уровень, способствовать проявлению самостоятельной творческой активности;

Развивающие: развивать умения работы с различной литературой; умения использовать личный опыт, принимать мнения другого; продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);

На экране отрывок любого фильма (документального или художественного) о Казахстане. Или можно использовать слайды «Казахстан — Родина моя», которые сопровождаются одноименной песней.

Учитель: Велики и прекрасны просторы нашей Родины! Очень почетно быть гражданином нашей страны, такой великой и могучей. А каким он должен быть — гражданин России? Можем ли мы с вами с гордостью сказать «Я — гражданин!».

Звучит музыка, на ее фоне ребята читают стихи.

Родина моя – Казахстан !

Очень я тобой горжусь.

Надо мною небо синее,

В лучи солнца окунусь.

Океан лесов безбрежен

И зеленая трава.

Воздух Родины так нежен —

Этим всем горжусь и я!

Я люблю твои озера

И бескрайние поля.

Города твои и села

И тобой горжусь и я!

Зимы лютые и весны

С виду это все так просто …

Этим всем живу здесь я!

И дорожка возле школы

И уроки, и друзья

Все мне дорого и ново.

Этим всем горжусь и я!

Дорога ты к сердцу

Там где вы родились

С тобою все мысли

И сердцем с тобой!

Прозвучали стихи о Родине. Понравились они вам? Как вы думаете, такие строки признания в любви к своей Родине, гордости за Отчизну написаны гражданином? Гражданин Казахстана! Это звучит гордо! Кто, по вашему мнению, может называться «гражданином»?

Звучат ответы и рассуждения учеников.

Учитель берет «Толковый словарь» Ожегова и говорит.

Давайте обратимся к мудрости «Толкового словаря». Здесь читаем: «Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей», иначе говоря (использует схему): чтобы быть гражданином своей страны надо постоянно жить в Казахстане. Тогда твоя Родина будет тебя защищать. Но у тебя будут права и обязанности!

Ребята вы постоянно живете в Казахстане? Значит вы гражданин своей страны! Но достаточно ли этого?

Да, можно иметь двойное гражданство. Необходимо иметь каждому Российское гражданство. Иметь паспорт — документ.

А можно не иметь гражданство и быть достойным членом нашего российского общества? Приведите примеры.

Учитель: (обращается к схеме «гражданин»)

Далее, говорится о том, что Родина защищает своего гражданина. А должен ли гражданин защищает свою Родину? Например, юноша не хочет или боится служить в армии. И старается «увильнуть» от службы, прикинуться больным. Может ли он называться гражданином? А почему? Да! Это поступок недостойный гражданина Казахстана. Все мальчишки должны защищать свою Родину. Хотя не каждому дано это высокое звание — защитник Отечества. Приведите примеры достойных и недостойных поступков некоторых граждан страны (ученики высказываются). А как Родина защищает своих граждан .(Вы правы. Люди, которые обманывают, хулиганят, воруют в своей стране, не достойны называться — гражданин Казахстана. Недобросовестные и злые начальники, чиновники, взяточники — могут носить звание — гражданин? Конечно нет! Они же обманывают, не уважают свой народ и тем самым позорят страну. Иногда и их дети, пользуются положением своих богатых и знаменитых родителей. Наблюдали ли вы такие случаи в жизни своих знакомых? (ученики высказываются) Я согласна с вами. Нельзя бессовестно пользоваться благами, которыми ты сам не создаешь. Стыдно не уважать окружающих, смотреть на всех свысока только по тому, что твой папа начальник. Такое поведение не достойно гражданина страны. Послушайте, с какой горькой иронией поет об этом Юрий Шевчук в песне «мальчики мажоры». Итак, давайте подведем итог, какого человека можно гражданином?

Правильно: честного, доброго, бескорыстно любящего свою Родину, защищающего всех обиженных и оскорбленных. Знаете ли вы таких людей? Расскажите нам про них (ученики рассказывают).

Учитель : Великий поэт говорил: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!».

Ребята, что вам, как гражданам своей страны не нравится в общественной жизни, мимо чего не позволит вам пройти молча ваше честное гражданское сердце, ваша совесть? (ученики высказываются). Как вы поясните смысл пословицы:

«Береги платье с нову, а честь с молоду!» (ребята говорят).

Вы правы, надо быть честным с детства, чтобы потом не было стыдно за свои поступки. Великий наш патриарх , часто говорит о том, что только совесть, порядочность и доброта спасет наш мир, нашу великую Республику Казахстан.

Учитель: Ученые доказали, что вода имеет память и если говорить на воду добрые слова или молитву, то кристаллы ее вдруг приобретают красивую причудливую форму и становятся прекрасными. А если говорить гадости, даже слово злое, способно сделать структуру воды страшной. Так и окружающий нас мир — пусть он от ваших добрых, хороших поступков будет прекрасным. Мне бы очень хотелось, чтобы вы, девчонки и мальчишки были достойными гражданами нашей Великой страны, как наши деды и прадеды, защитившие Родину от фашизма, как герои — космонавты, прославившие Казахстан во всем мире, как ваши близкие люди — добрые, трудолюбивые. Скажите, трудно ли быть настоящим гражданином своей страны? Но это очень почетно! Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолеть! Как гражданин страны вы получаете с правами и обязанности. Главная обязанность для вас сейчас — хорошо учиться, получать знания. Чтобы с гордостью сказать: «Я — гражданин своей страны!».

Звучит песня о Родине.

Я — гражданином стать хочу!

Я сердце доброму шепчу,

Чтобы друзья мною гордились

Бесстрашью у меня учились.

Чтобы полезным людям быть

И долг, и честь не позабыть.

Чтоб в школе хорошо учиться

Мне это в жизни пригодится!

Друзей, подружек уважать

И никого не обижать.

Уметь плечо подставить в срок

И честно выучить урок.

Подмогой маме, папе быть

И бабушек не позабыть,

Все силы отдавать добру

Учиться мудрости, уму.

И мир откроется чудесный,

Все будет в мире интересно.

И расцветет моя страна,

Хочу быть гражданином я!

Ученик: Я верю, что после нашей сегодняшней беседы в вашем сердце загорится огонек ответственности и гордости за нашу страну. Знайте эти чувства присущи каждому достойному (настоящему) гражданину Казахстана!

Классный час «Я человек! И я имею права!»

Транскрипт

1 Классный час «Я человек! И я имею права!» Дата проведения: 10 декабря Класс: 4 класс Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся. Задачи: 1. Познакомить учащихся с «Конвенцией ОНН о правах ребёнка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей. 2. Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство. 3. Учить применять правовые знания в повседневной жизни. 4. Формировать уважительное отношение к правам других людей. План: 1. Знакомство 2. Актуальность 3. Я гражданин! 4. Документы о правах человека 5. Права человека 6. Кроссворд «Мои права» 7. Мастер-класс «Я человек! И я имею права!» 8. Памятка «Я ребенок! И я имею право на» Необходимый материал: п.п. Этап Необходимые материалы, устройства 1 «Права человека» Компьютер, 2 Кроссворд «Мои права» Заготовка 3 Мастер-класс «Я человек! И я имею права!» Плакат заготовка, фломастеры, ручки 4 Памятка «Я ребенок! И я имею право на» Памятка заготовка раздается каждому ученику

2 ХОД МЕРОПРИЯТИЯ I. Знакомство. Здравствуйте дети! Сегодня библиотечный урок называется: «Я человек! И у меня есть права!» Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Мы с вами познакомимся с «Конвенцией о правах ребенка» и с другими документами, отражающими права и обязанности детей. Затем научимся применять правовые знания на практике, с помощью различных ситуаций из известных мультфильмов и сказок. Разгадаем кроссворд и проведем мастер-класс по созданию плаката «Я человек! И у меня есть права!» II. Актуальность. Ребята, а вам известно какой 10 декабря праздник? 10 декабря день прав человека! А какой праздник будет 12 декабря? День Конституции РФ! Получается, что наш библиотечный урок на данный момент является актуальным. III. Я гражданин! Вам еще совсем немного лет, но вы уже граждане государства Россия, прекрасной страны, где вы родились. Вы россияне, часть народа нашей страны. Будучи гражданами России, вы можете рассчитывать на заботу и поддержку со стороны государства. В Конституции России самом главном законе страны написано, что защита человека и гражданина обязанность государства. IV. Документы о правах человека Ребята, а какие вам известны документы о правах человека? Конституция РФ, которая была принята народом 12 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой. Ребята, а вам известно, что такое ОНН? Это Организация Объединенный Наций, которая была создана в 1945 году. Главная цель данной организации поддержать мир во всем мире! В 1948 году был принят важный документ Всеобщая декларация прав человека. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка, в которой призвала все страны мира проявить особую заботу о детях, признавать и защищать их права. В ноябре 1989 года ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. Ребята, как вы думаете, почему для создании «Конвенции о правах» ребенка понадобилось много времени? V. Права человека Право на жизнь Каждый имеет право на жизнь (ст Конституция РФ); Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3. Всеобщая декларация прав человека) Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь (ст. 6. Конвенция о правах ребенка)

3 Право на имя Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство (принцип 3. Декларация прав ребенка) Право на достоинство Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства (ст. 1. Всеобщая декларация прав человека) Право на защиту от непосильного труда Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. (принцип 9) Право на образование Статья 43. Конституция РФ: 1. Каждый имеет право на образование 4. основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования Статья 26. Всеобщая декларация прав человека: 1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. 3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей Принцип 7. Декларация прав ребенка: Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях Право на медицинский уход Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание (Принцип 4. Декларация прав ребенка) Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений Право на жилище Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (статья 25. Конституция РФ)

4 Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (статья 40. конституция РФ) Право свободного передвижения Каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства (статья 13. Всеобщая декларация прав человека) VI. КРОССВОРД 1. Каждый человек, не достигший 18-летнего возраста является ребенком или? (несовершеннолетний) 2. Каждый человек с рождения имеет свои обязанности и? (право) 3. Каждый ребенок имеет право учиться в школе? Как называется это право? (образование) 4. Что является главной обязанностью государства по отношению любого человека, гражданина? (защита) 5. Каждый ребенок должен проживать с? (семья) 6. Основное, неотъемлемое (принадлежащее от рождения) и неотчуждаемое право. Произвольное лишение этого права не допустимо? (жизнь) 7. Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую? (помощь) 8. Как называется право ребенка, которое ему позволяет гулять, играть и веселиться? (отдых) 9. Право позволяющее выделить человека из массы других? (имя)

5 VII. Создание плаката под названием «Я человек! И я имею права!» Ребята, давайте вместе создадим плакат «Я человек! И я имею права!». Плакат на половину готов. Ваша задача заключается в следующем: найдите на плакате свою букву «Я» разрисуйте, подпишите и выделите одно самое главное для вас право.

6 VIII. Памятка «Я ребёнок! И я имею право на» памятка раздается на каждого ученика

8 Вот так класс работает над плакатом «Я человек! И я имею права!»

Классный час (7 класс) на тему:
Классный час на тему «ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН».

Внеклассное мероприятие для уч-ся 6-9 класса, раскрывает понятия «человек», «личность», «гражданин.групповой метод работы.

Предварительный просмотр:

МБОУ Жирновская СОШ кл. рук. Курдубина Г.Н.

Тема: Человек. Личность. Гражданин

Цели: воспитывать уважение к себе, к другим людям, формировать гражданскую позицию.

Ход классного часа

Классный руководитель. к огда появился человек, он был награждён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и т. д., и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале XXI века эти философские вопросы волнуют нас. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

Живя в двадцатом веке

В отечестве своём,

Хочу о человеке

Раскрыв листы газеты,

Откуда к нам пришло?

Ведущий. Человек на свет уже рождается человеком! Банальная истина?

Классный руководитель. Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово? Но, во-первых… (показывает на схему).

индивид организм индивидуальность я личность гражданин

Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность» и «я». На столе у каждой группы находятся: ватман с одним из этих понятий и в конверте карточки лото. За 5 минут каждой группе необходимо выбрать и приклеить на ватмане карточки, которые подходят к данному понятию, раскрывают его суть. После окончания работы каждой группе необходимо вывесить свой ватман под соответствующим названием и объяснить, почему взяты именно эти карточки.

1-я г р у п п а. ч еловек-индивид.

Homo sapiens, единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому.

2-я г р у п п а. Человек-организм.

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

3-я г р у п п а. ч еловек-индивидуальность.

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

4-я г р у п п а. ч еловек-я.

Реальное представление о себе самом, самоуважение. Себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим.

(Командиры групп объясняют, почему они выбрали именно эти понятия.)

Классный руководитель. Спасибо всем группам. Переходим к следующей части нашего классного часа.

Во всём мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

в сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До основанья, до корней,

Всё время схватывая нить

Жить, думать, чувствовать, любить,

Классный руководитель (после заполнения кроссворда). Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, других людей, проявляют целеустремлённость и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильные личности являются людьми известными. Например, в сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не предали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не открещивались от своих поступков, не изменили себе.

Каждый из нас личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.

м олодость! в озьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту;

За людей душевную тревогу,

с ердца жар и мыслей красоту,

м удрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всём и до конца,

в ерность другу,

Имя гражданина и борца.

Классный руководитель. Гражданин – это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. в Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почётно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.

Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас. (Учащиеся просматривают видеосюжеты.) Заключение.

Классный руководитель. Я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не закончен, и вы ещё раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет своё правильное решение. И пусть каждый чаще задаёт себе такие вопросы:

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звёзды видеть?

Зачем терять, зачем искать,

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чём смысл жизни заключён?

В чём заключён её закон?

И не даёт покоя мне,

Моей недетской голове

Один единственный вопрос:

Зачем родился я и рос? Это ваше размышление. Вдумывайтесь чаще.

Классный час «Я гражданин России»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих;
  • Воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию;
  • Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям «Родина”, «Отечество”.

(Слайд 1) Тема нашего классного часа: “Я гражданин Росси”

– Что такое Родина? (Слайд 2)

Родина! Это слово с детства знает каждый родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

Родина мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми заботится о них, приходит на помощь, придает силы.

Послушайте одну историю. (Слайд 3)

Жил – был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал: “Не “моя страна”, не “мой народ”, а “эта страна”, “этот народ”.

По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. “Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути”, – решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, “на душе кошки скребут”

– Давайте подумаем: когда так говорят?
– Почему же Человек заскучал?

Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему, когда-то дороги.

Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись, домой открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: “моя страна”, “моя Родина”. Такое состояние называется – ностальгия. Ностальгия – это тоска по Родине.

Есть пословица о Родине – “Одна у человека мать, одна у него и родина.”

Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают.

Вы родились в России .

Какие ассоциации у вас с этим словом?

На каждую букву из слова Россия назовите ассоциацию. (Слайд 4)

Р – родина
О – особенная одна огромная
С – славная сильная
С – смелая свободная
И – искусная историческая идеальная
Я – ясная яркая я.

Россия – самая большая страна на свете. так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступила ночь. Ни одного государство не имеет такой большой территории более 17 млн. кв. км и такой длинной границы, которая проходит и по суше и по воде.

На свете много разных стран,
но есть одна страна: от белых льдов до теплых рек раскинулась она.

На карте России много голубого цвета. Это реки моря и озера. Есть реки – большие, многоводные: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Это пять из 22 главных рек земного шара. Европейской части протекает самая длинная река Европе – это Волга.

(Слайд 7) (Гиперссылка, фото р. Волги звучит песня в исполнении Зыкиной.)

С помощью математических расчетов узнайте ее длину. Наименьшее четырехзначное число увеличьте в 3 раза, прибавьте сумму чисел 190 и 340

– Назовите самое большое озеро в мире? (Каспийское.)
– Назовите самое – глубокое в мире? (Байкал.)

(Слайд 9) (Во время чтения стихотворения звучит музыка к песне “Россия” А. Пугачевой)

В России растет самый большой лес на земле – это четвертая часть всех лесных запасов планеты.

Стих С. Васильева “Россия”

(Читает наизусть ученик.)

… люблю тебя моя Россия,
за ясный свет твоих очей,
за ум за подвиги святые,
за голос звонкий как ручей …
люблю твои луга и нивы,
прозрачный звон твоих равнин,
к воде склонившиеся ивы,
верха пылающих рябин.
люблю тебя с твоей тайгою,
с воспетым трижды камышом,
с великой Волгою – рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом “Русь”!

– Назовите самое главное богатство страны? Народ

Население составляет более 145 миллионов человек. Проживают более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и др. . Наш народ широк душой и долготерпеливый.

– Как называют жителей нашей страны? Россияне

Каждый человек с рождения является гражданином своей страны.

– Как понимаете пословицу “Мы – сто тысяч “ Я”?
– Что значит быть гражданином своей страны?

Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа

Какие понятия включает в себя слово “гражданин”?

  • Патриотизм
  • Боль за родную природу
  • Высокая нравственность
  • Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Осознавать свою ответственность за судьбу Родины , ее будущее, любить свою родину, защищать ее от врагов.

ДОЛЖЕН знать ее государственные символы

По символам, можно узнать о какой стране идет речь.

На российском гербе изображен воин, олицетворяющий добро, а черный змей символ зла.

Крылья подняты – показывает свою силу мощь, чтобы все знали что Россия могучая страна. Современный герб древний ему уже более 500 лет.

Гимн – торжественная песня о красоте и величии Родины. Гимну 50 лет авторы?

– С какой строки начинается современный Гимн России ?
– С чего начинается Родина?
– Россия – священная наша держава…
– Славься, Отечество наше свободное…

– Подумайте, пожалуйста, что объединяет этих людей? (Показ слайда.)
– Почему вы их так быстро узнали?

Это выдающие личности. Их хочется назвать гражданами России с большой буквы. Они не только родились в нашей стране, но и весь свой талант, устремление отдали служению обществу, народу, укрепляли могущество России.

Стремление каждого гражданина улучшать благосостояние своей страны.

Только когда люди объединяются все вместе, добиваются больших результатов.

Именно люди делают Родину славной и великой.

Взгляд в будущее.

Вы граждане России, именно от вас зависит будущее.

– Вы когда-нибудь задумывались том, какой бы вы хотели видеть свою родину в будущем?

Давайте заглянем в будущее.

Я хотела бы, чтобы задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет Россия в будущем.

Закройте глаза, представьте, что вы спите и видите свою Родину через много.

– Кто доволен увиденным образом будущего?
– Что там больше всего понравилось?

Классный час «Я – гражданин России»

Классный час «Я – гражданин России»

Учитель физики: Косарева А.М.

Классный час «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.

Тематика данного мероприятия соответствует возрастным и психологическим возможностям учащихся.

Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям как патриотизм.

Использование мультимедийной презентации подчеркнуло, несомненно, эмоциональную окраску мероприятия, сделало его более ярким, образным и насыщенным.

Цели и задачи:

  • ознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну.
  • определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”;
  • затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”;
  • формировать у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;

Технологии:

  • личностно-ориентированная технология,
  • информационно-коммуникативные технологии.

Оформление:

  • Школьная доска с темой урока;
  • Установка мультимедиа;
  • Презентация к уроку;
  • Раздаточный материал;
  • Магнитофон кассетный, дисковый;

Предполагаемые результаты.

1. Понимание учащимися актуальности вопросов патриотизма.

2. Сформированность содержательной направленности личности, ее отношения к государственным символам.

3. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.

Учитель: Дорогие ребята! Мы очень рады видеть вас сегодня в школе. За лето вы отдохнули, повзрослели, набрались сил и здоровья. Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

(Учитель прикрепляет на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

Учитель: А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным?

Конечно, каждому из нас нужна наша Родина. Послушайте одну историю:

Жил-Был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».

По его понятиям, его страна была бедная, а народ ленивый. «Пусть они живут как хотят», мне с ними не по пути», решил Человек. Собрал вещи и решил поехать за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась – и деньги появились. Но только почему-то не радостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочет отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».

Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина».

Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по родине.

Самое дорогое для нас –Родина. Наша Родина — Россия, а мы – россияне. Тема нашего мероприятия называется «Я- гражданин России». Посвящено 20-летию принятия Конституции.

3-25 слайды – звучит песня о родном крае.

26 слайд – Это всё Родина, Отечество, Отчизна, родной край, малая родина.

2. Стихотворение о родине – Сложеникин Н.

27 слайд – слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия.

Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное;

Матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

3. 28-29 слайды — Россия – огромная страна. Москва – столица России.

30 слайд – карта.

31 слайд – состав.

Россия – самая большая в мире страна. В России много самого-самого. Среди более чем тысячи городов есть города — миллионники. Это — Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург. Есть реки – большие, многоводные. Это – Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Это 5 из 22 главных рек земного шара. Есть самое глубокое озеро Байкал. В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо.

32 -34 нации и народности.

Большинство населения составляют русские. Откуда пошло это слово? Что означает Русь? Русский?

Что означает само это загадочное слово — Русь? Короткое — в один слог всего! — а какое просторное и загадочное!

Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами — Русь, русские, Россия. Что такое Русь? Русь — это страна, где много рек и озер, а русский — это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.

На севере, за лесами за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: «Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвел!» — «На русь?» — ахнул я. — «На русь», — подтвердила хозяйка. — «Что такое русь?» — «Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?» Я слова вымолвить не могу, у меня слезы из глаз от радости. Русь — светлое место! Русь — страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!

С. Романовский, «Марфа и Мария»

5. Родина-это очень много. Это самое святое, что есть в жизни каждого человека. Россия подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья — это мы, корни — это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя: «Я – гражданин своей Родины».

Кого же называют гражданином и что такое гражданство?

Гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.

37 – история Конституции

Можно ли обойтись без президента?

— Кто может стать президентом? (Президентом Российской Федерации может быть избран взрослый гражданин Российской Федерации, если ему уже исполнилось 35 лет, и он постоянно живёт в России не менее 10 лет.)

— Может ли стать президентом женщина? (Да, может, если ей не менее 35 лет, и она живёт в России не менее 10 лет)

— Кто выбирает президента? ( В ыбирают Президента Российской Федерации все взрослые граждане России, которые хотят и имеют право принять участие в выборах. Дети и подростки до 18 лет не могут участвовать в выборах Президента России и выборах депутатов Государственной Думы)

— На какой срок выбирают президента? (С этого года президента выбирают на 6 лет)

6. 44-45 – Права и свободы

В Конституции расписаны права и обязанности граждан РФ. А на что мы имеем право?

Ученики: Здоровье, свободу, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, отдых, образование.

Учитель :Самое главное, самое важное — право человека на жизнь.

Но так думали не всегда. Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу. Что вам известно об этом из истории?

Ученики: Если младенец рождался крепким и здоровым — пусть живет, а если родился слабым, больным — бросали его со скалы.

Учитель: Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?

Ученики: конечно же нет, ведь физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать.

Учитель: Совершенно верно. Ребята, например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Если вы помните, под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

7. Игра. Учитель: А сейчас чуть отдохнем — я предлагаю разобрать конституцию в сказках:

1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?

(Лягушка-путешественница, Старик-Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).

2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).

3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш.Перро).

4. В какой сказке было нарушено право неприкосновенности жилья? («Теремок», «Заячья избушка»)

5.В какой сказке отстаивается право свободного выбора супруга или супруги? («Бременские музыканты»).

8. Символы России.

47 – Флаг – Важничина Соня.

48 – Найти свой флаг

49 – Герб – Садыков Исмаил

50 – Гимн – Дорошенков Кирилл.

Как называется наша страна и её столица?

Назовите свою малую Родину.

Назовите свой полный адрес.

Кто является Президентом России?

Назовите государственные символы страны.

Как называется наука о гербах? (геральдика)

Что собой представляет герб России, где его можно увидеть?

Что означает двуглавый орёл?

Что держит в лапах орёл на гербе России? (скипетр и державу).

Что означает щит на его груди?

Назовите цвета государственного флага. Что обозначает каждый цвет флага?

Когда празднуется День государственного флага России? (22 августа)

Что такое гимн? Когда он исполняется? Кто авторы современного гимна? (Гимн – это торжественная песня. Авторы – муз. Александрова, слова Михалкова)

10. Заключительное слово (Обратиться к эпиграфам)

Граждан нашей страны объединяет патриотизм. Патриот тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, Родине. Патриотизм проявляется не только в героических делах, но и в простой заботе о родном крае, природе. Люди стремятся сделать жизнь в родном крае лучше, оберегать накопленный опыт, традиции, исторические памятники.

Вы, ребята, граждане своей страны. А, значит, имеете свои права и обязанности.

Каждый гражданин России имеет права на образование. Задача школы – вырастить из учеников достойных граждан страны. Задача школьников – старательно учиться.

И закончить наш классный час мне бы хотелось словами украинского поэта Т. Г. Шевченко:
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».

II Вопросы для закрепления:

Что означает слово «Гимн»?(от греч. «гимнос», что означает «вдохновение, торжественная песня»)

Как называется наука о гербах? (геральдика)

Когда на гербе русских князей появилось изображение орла?(15 век, 1497г., при Иване 3)

Что держит орел в своих лапах на гербе России?(скипетр и державу)

Как называется наука о флагах? (вексиллология)

Когда впервые появился на Руси бело-сине-красный флаг?( Именно при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в XYII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году ПетрI издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага.

Назовите вспомогательную историческую дисциплину, изучающую историю гербов, правила их построения и использования?

Что было изображено на печати Ивана III?

Как называется надпись на ленте, помещаемая обычно под щитом?

Назовите девиз советского герба?

Есть ли девиз у современного российского герба?

Когда отмечалось 500 лет государственного герба России?

Опишите флаг РФ?

Когда празднуется День государственного флага РФ?

Что означает каждый цвет флага РФ?

Назовите авторов «Боже, царя храни!»?

Кто написал музыку и слова современного гимна?

Каковы правила поведения граждан при исполнении государственного гимна?

Перечислите государственные символы?

Ответы к викторине:

Двуглавый орёл и всадник, поражающий копьём змею.

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

три горизонтальные полосы: белая, синяя, красная.

белый символизирует мир, чистоту, непорочность и совершенство (или Свободу);

синий символизирует постоянство, веру и верность (или Богородицу);

красный символизирует энергию, силу и кровь, пролитую за Отечество (или Самодержавие).

Слова В. А. Жуковского, музыка А. Ф. Львова.

Слова С.В. Михалкова, музыка П. Дегейтер.

Все присутствующие встают, военные отдают честь или салютуют оружием.

Я человек и гражданин классный час