Оглавление:

+7 (903) 589-55-34

24 часа, 365 дней в году

Военная коллегия адвокатов и военный адвокат

Дела военнослужащих (гражданские и уголовные) рассматриваются в военных судах в соответствии с установленной подсудностью военных судов. Представлять интересы военнослужащих по уголовным и гражданским делам могут любые адвокаты гражданские и военные. Собственно, военных адвокатов, не существует, поскольку речь идет лишь о специализации конкретного адвоката, который ведет гражданские и уголовные дела военнослужащих. Поэтому все военные коллегии адвокатов являются общегражданскими организациями. Адвокат по делам с участием военнослужащих в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» также может избрать любую другую форму адвокатского образования — бюро или отрыть свой кабинет.

Военный адвокат не носит погон (погоны даже сняли с военных судей) и в целях независимости и объективности не должен быть каким-либо образом связан военной администрацией, например, проходить военную службу в том или ином военном округе, дабы избежать оказания давления и шантажа прежними или надуманными проступками.

Военный суд, в котором ведет дела адвокат

К подсудности военного суда отнесены гражданские дела военнослужащих и уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, обладающими статусом военнослужащих, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов. При обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, если дело хотя бы об одном из преступлений подсудно военному суду, дело о всех преступлениях рассматривается военным судом. В случае обвинения группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если дело в отношении хотя бы одного из обвиняемых подсудно военному суду, дело в отношении всех обвиняемых рассматривается военным судом.

Военная коллегия Верховного Суда РФ (не путать с военной коллегией адвокатов) рассматривает уголовные и гражданские дела по первой, второй и надзорной инстанции по делам с участием военнослужащих дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на:

  • определения президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
  • кассационные определения окружных (флотских) военных судов,
  • вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения президиумом окружного (флотского) военного суда.

Все остальные гражданские и уголовные дела с участием военного адвоката рассматриваются гарнизонными военными судами округа.

Где найти военного адвоката?

Если Вам понадобились услуги военного адвоката, Вам поможет адвокат И. А. Кузьмин, обладающий многолетним опытом ведения гражданских и уголовных дел с участием военнослужащих.

Юристы по военной службе, защита в военных судах

Офис в г. Железнодорожный

      141171, Московская область,
      г. Железнодорожный,
      улица Октябрьская, дом 33.
      ТЦ «МАРС»,блок Г, пом.513.
      Напротив здания Железнодорожного городского суда Московской области
      Тел.: 8 (925) 263-40-35

Офис в Балашихе

      143905, Московская область,
      г. Балашиха,
      улица 40 лет Октября, дом 7.
      Напротив здания Балашихинского городского суда Московской области.
      Тел.: 8 (926) 338-62-59

Юридическое сопровождение

Исполнительное производство

Гражданские дела

Арбитражные дела

Административные дела

Полезная информация

Военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее — военная и аналогичная ей служба), посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы, а также реализацию права на получение жилого помещения и иные социальные гарантии.

Военный юрист осуществляет защиту прав в суде и юридическую консультацию по следующим военно-правовым вопросам:

– вопросы приобретения военнослужащим жилья, приватизация жилья после его расслужебливания (незаконное использование жилого помещения отнесенного к специализированному жилищному фонду с нарушением установленного действующим законодательством порядком) и другие жилищные правоотношения;
– ипотечное кредитование военнослужащих;
– незаконное увольнение с военной службы;
– незаконное применение дисциплинарного взыскания;
– вопросы назначения и перевода по военной службе;
– оспаривание решений аттестационных комиссий;
– обжалование решений и действий/бездействий должностных лиц органов военного управления;
– участие в военных судах Москвы и Московской области;
– составление жалоб в военную прокуратуру и иные органы, рассматривающие жалобы военнослужащих;
– взыскание не выплаченного страхового возмещения;
– юридическая консультация по военным вопросам;
– обжалование решений уполномоченного органа Минобороны РФ и его структурных подразделений по принятым решениям об отказе в предоставлении жилого помещения и снятии с учета нуждающихся в жилом помещении (по договору социального или служебного найма, то есть оспаривание решений руководителей ДЖО МО РФ и 1-й отдел ЗРУЖО МО РФ).

Не стоит путать проблемы военнослужащих (которые решаются в военных судах) и проблемы бывших военнослужащих (которые отчасти решаются в военных судах, а отчасти — в гражданских). Для верного определения родовой подсудности (подведомственности) необходимо дать правильную оценку всем имеющимся по делу документам.

Для того, чтобы не произошло необратимых последствий в ходе рассмотрения гражданского дела в военном суде, своевременно обращайтесь за юридической помощью квалифицированных юристов «Правовой центр ЮР-ПОМОЩЬ». Это поможет Вам избежать необратимых последствий, сократит время рассмотрения дела и гарантирует использование всей силы закона для защиты Ваших прав.

Может ли военный суд судить гражданского за убийство?

Добрый вечер!Было совершено убийство,обвинили невиновного человека.сейчас ищем все ходы и выходы для пересмотра(апелляцию и кассацию отклонили)Вопрос-убийство произошло 24 декабря,уволили сразу же(25 декабря) а дело в военный суд передали 30 декабря,имел ли военный суд его судить,если на момент передачи документов он был еже не военный.Огромное спасибо за ответ

Ответы юристов (3)

Здравствуйте, согласно Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 08.03.2015) «О военных судах Российской Федерации»Статья 7. Подсудность дел военным судам

1. Военным судам подсудны:
1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
(п. 2 в ред. Федерального конституционного закона от 27.12.2009 N 8-ФКЗ)

Уточнение клиента

То есть может?пересмотра не добьемся?

15 Марта 2016, 21:21

Есть вопрос к юристу?

Я не могу утверждать однозначно что то, поскольку не ознакомлен с материалами дела. Но если обстоятельства подпадают под действия номы вышеуказанного закона то вряд-ли.

Уточнение клиента

Огромное Вам спасибо. Будем добиваться!!

15 Марта 2016, 21:47

Если на момент совершения преступления осужденный был военнослужащим то подсудность определена правильно. Обжаловать приговор только на том основании, что на момент следствия обвиняемый стал гражданским лицом смысла никакого нет.

Статья 31. Подсудность уголовных дел

[Уголовно-процессуальный кодекс РФ] [Глава 5] [Статья 31]

5. Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам.

Уточнение клиента

Огромнейшее спасибо Вам.

16 Марта 2016, 18:16

Уточнение клиента

А можно ли осудить человека только на свидетельских показаниях?в деле есть нож,которым якобы убили человека,но экспертиза не даёт ни следов ни точное причастие этого ножа. И в показаниях свидетелей очень много разногласий(но суд этого не видит)

16 Марта 2016, 18:19

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Военный юрист

Наш сайт поможет быстро найти надежного специалиста для решения любых юридических вопросов и получения профессиональной консультации. Разместите заявку и проверенные юристы предложат свои услуги и цены.

Только проверенные исполнители

Все исполнители YouDo проходят проверку администрацией сервиса, а так же имеют достоверные отзывы от других заказчиков

Быстро и удобно

Уже через несколько минут после публикации задания вы начнете получать предложения от заинтересованных исполнителей YouDo.

Если вам необходим военный юрист в Москве, который проведет грамотную консультацию или возьмется за ведение дела в суде, закажите его услуги на youdo.com. Специалисты готовы недорого оказать правовую поддержку призывникам, бывшим и настоящим военнослужащим.

Особенности работы адвокатов в области военного права

Военный юрист, работу которого можно заказать на Юду круглосуточно, окажет помощь в удобное для вас время. Квалификация исполнителей позволяет им вести различные дела, в том числе связанные с:

  • непредоставлением отсрочки призывникам в ряды вооруженных сил России
  • незаконным увольнением из воинской части
  • дорожно-транспортными происшествиями с участием военнослужащих

Услуги грамотных военных адвокатов понадобятся для юридического решения жилищных вопросов, а также при неправильном начислении военной пенсии или заработной платы для служащих по контракту, в том числе на флоте. Кроме того, консультант инициирует рассмотрение дела в суде, составит и подаст иск.

Московская коллегия адвокатов, зарегистрированных на Юду, соберет необходимые документы, действуя в рамках федерального законодательства. Если вам грозит военный суд, юрист выстроит верную линию защиты, а также возьмется за представление ваших интересов в государственных органах.

Преимущества заказа услуг специалистов в сфере права

Опытные военные юристы разбираются в тонкостях жилищного, уголовного, административного законодательства. Специалисты в курсе изменений правовых норм в федеральных законах и подзаконных нормативных актах правительства.

После первичной консультации и выяснения всех обстоятельств дела военный юрист выработает правовую позицию, составит список необходимых документов. Если требуется, будут поданы официальные запросы в Министерство Внутренних дел России и другие организации, инициировано создание комиссий.

Своевременная помощь военного юриста из московской коллегии адвокатов увеличит шансы решения вопроса в вашу пользу. Обратитесь за поддержкой к исполнителям YouDo, если:

  • имеют место противоправные действия командования
  • работники военкомата нарушают ваши права
  • не было предоставлено жилье при увольнении из Вооруженных сил

Военные юристы в Москве проведут срочную консультацию по телефону, кроме того, они готовы приехать по указанному адресу, если вы стали участником ДТП или вызваны на допрос. На сайте Юду вы быстро найдете хорошего специалиста, который оказывает грамотную поддержку офицерам запаса, служащим по контракту и учащимся военно-политических академий.

Профессионалы возьмутся за составление исков, жалоб и заявлений. Обратитесь к ним, если вам грозит военный трибунал за дезертирство или ответственность за уклонение от призыва в армию.

Решение вопросов в судебном порядке

Юристы предоставляют свою помощь военным и их семьям. Закажите их работу, если вы выступаете истцом, ответчиком или приглашены в суд в качестве главного свидетеля в:

  • гражданском
  • административном
  • уголовном производстве

Специалисты по военно-юридическим вопросам готовы защищать ваши интересы на заседаниях судей Судебной коллегии Москвы. Срочная поддержка может быть оказана онлайн или по телефону. Если вы вызваны на допрос, военный адвокат может находиться рядом и выступать в качестве консультанта. Кроме того, он проследит за тем, чтобы представители государственных органов не превышали свои полномочия, а также проверит достоверность показаний в протоколе. Если имело место нарушение военно-судебного устава, опытный специалист составит и подаст жалобу.

Работа военных юристов включает в себя составление ходатайств, подачу заявлений, получение разрешений и официальных ответов от министерств в установленный законом срок. Если ранее вынесенное решение судебного органа не в полной мере устраивает военного, грамотные юристы подадут апелляцию. При необходимости будет потребовано создание комиссии, которая займется дополнительным расследованием дела.

Прохождение военной службы

Если ваши права нарушаются в процессе прохождения службы, военные юристы, работу которых вы можете заказать на YouDo, помогут их защитить. Обратитесь к опытным специалистам по решению спорных вопросов для:

  • оспаривания приказа о наложении дисциплинарного взыскания
  • получения консультаций по вопросам, связанным с общим порядком прохождения военной службы
  • оспаривания приказа об отчислении из военно-политической академии или другого военного учебного заведения России

На Юду вы быстро найдете профессионала, который поможет получить отсрочку от призыва в армию на законных основаниях. Закажите на сайте работу военного правоведа, если вас незаконно лишили денежного довольствия или премиального поощрения. Опытные адвокаты обеспечивают сопровождение разбирательств на всех этапах. Если вы военный, солдат-срочник, офицер или служащий по контракту, получите срочную помощь онлайн или по телефону. При нарушении военно-судебного устава высокая квалификация исполнителей Юду позволит успешно защитить ваши интересы.

Жилищные вопросы

Если ваши права, а также постановления Правительства были нарушены, и при исключении из списков части вы не были в должной мере обеспечены денежным довольствием и жильем, военный юрист поможет восстановить справедливость. Он выработает правовые позиции и даст рекомендации, которые помогут урегулировать спор в досудебном порядке. Если проблему все же решить не удалось, профессионал, имеющий военно-юридическое образование и опыт работы в правовой сфере, обеспечит сопровождение дела в процессе судебного разбирательства:

  • подготовит исковые заявления, жалобы
  • составит ходатайства
  • представит интересы военного в суде и органах юстиции

Также военный юрист в установленном законом порядке поможет приватизировать квартиру, полученную от Министерства обороны. Главным итогом работы агентства по оказанию правовых услуг будет получение свидетельства о праве собственности.

Хороший военный юрист, найти которого можно на Юду, обеспечит защиту и выступит в роли консультанта, если имеет место:

  • выселение военнослужащего из служебного жилья
  • непредоставление положенных льгот ветеранам боевых действий
  • отказ в получении кредита на условиях накопительно-ипотечной программы

Специалисты агентств, зарегистрированных на Юду, делают официальные запросы в различные организации, берут на себя сбор пакета документов, получают необходимые разрешения и грамотно доказывают правоту заказчика в органах юстиции.

Стоимость услуг военных правозащитников

На youdo.com вы круглосуточно закажете недорогие услуги юриста или московского агентства по защите прав военных. Стоимость работы консультантов зависит от:

  • необходимости составлять жалобы, ходатайства
  • наличия полного пакета документов
  • сложности дела

Опытные специалисты оказывают помощь призывникам, ветеранам и военнослужащим любых родов войск, в том числе флота. Военный юрист недорого проведет работу по сбору документации, получению официальных ответов от государственных организаций. Хороший адвокат расскажет, как законно освободиться от призыва в армию.

На сайте YouDo вы сможете круглосуточно найти квалифицированного специалиста, который проведет консультацию очно или онлайн. Военный юрист грамотно выстроит линию защиты и будет представлять ваши интересы в судах, военкоматах или иных государственных учреждениях военной сферы.

Н. А. Петухов ЗАПИСКИ ВОЕННОГО ЮРИСТА: ВОЕННЫЕ СУДЫ РОССИИ

Транскрипт

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ Н. А. Петухов ЗАПИСКИ ВОЕННОГО ЮРИСТА: ВОЕННЫЕ СУДЫ РОССИИ Москва 2010

2 УДК ББК 67.99(2)90 П 32 Петухов Н.А. Записки военного юриста: военные суды России. М.: Российская академия правосудия, с. «Записки военного юриста» явление уникальное. Книга и CD содержат не просто информацию о военных судах России с момента их организации, но и глубокий аналитический материал с выводами и прогнозами о становлении, развитии и состоянии этого судебного института на современном этапе, его роли в защите прав военнослужащих. Данное издание рассчитано на законодателей, правоприменителей, военных судей и их помощников, а также на тех, кто интересуется вопросами и проблемами военной юстиции. ISBN Петухов Н.А., 2009 Российская академия правосудия, 2009

3 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие. 4 От автора. 6 Раздел I. История становления и развития военных судов России Вопросы развития военной юстиции в России и проблемы военно-судебной реформы гг Законодательное закрепление деятельности военных судов в период распада Советского Союза и упразднения структур судебной власти Союза ССР Раздел II. Проблемы судебной защиты прав и законных интересов военнослужащих Правосудие в Вооруженных Силах Система судебной защиты прав военнослужащих в Российской Федерации Заколдованный круг военных судов и командиров, или о чем мечтает Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации Пусть не смущают никого наши погоны Раздел III. Положение военных судов в судебной системе Российской Федерации Военный суд: день сегодняшний «И наступит эра настоящего правосудия» Военные суды в судебной системе История возникновения военных судов Военные суды в переходный период К вопросу о «боевых» Деятельность военных судов России в особый период Военные суды как правоприменители военного права Приложение. Общее содержание издания

4 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемые вашему вниманию «Записки военного юриста» доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РСФСР, генерал-полковника юстиции в отставке Николая Александровича Петухова посвящены узловым этапам деятельности военных судов Российской Федерации, осуществляющих важные задачи судебной власти по охране прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, защите законности, воинской дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах России, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Вместе с тем эта работа отражает значительный период жизни автора, который, будучи Председателем Военной коллегии Верховного Суда СССР (с июля 1989 г.), Председателем Военной коллегии Верховного Суда России (с декабря 1991 г.), заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации ( гг.), принимал самое активное участие в организации судебной деятельности военных судов, в законотворческой работе и проведении в жизнь тех актов судебной и военной реформ конца XX начала XXI в., которые определяли новый правовой статус военных судов Российской Федерации и их судей, а следовательно, и более высокий уровень защиты прав военнослужащих. За заслуги в укреплении российской государственности в поддержании законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации в 1997 г. Петухов Н.А. награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, а в 1999 г. за вклад в создание демократического общества и развитие институтов правового государства он стал лауреатом премии «Фемида 99». Перед вами публикации последних лет размышления Николая Александровича о судьбе военно-судебной системы страны в свете изменений законодательства, иногда не совсем благоприятных, вызывающих тревогу за будущее военной юс-

5 Петухов Н.А. Записки военного юриста: военные суды России тиции в наше неспокойное время. Уверены, что «Записки военного юриста» найдут понимание и отклик законодателя и нового поколения военных судей России. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации генерал-лейтенант юстиции В. Хомчик 5

6 ОТ АВТОРА Издание данной книги связано с моим юбилеем 70-летием, которое я отметил 8 августа 2008 г. Юбилеи значительные, каковым, несомненно, является семидесятилетие, как бы вынуждают подвести итоги активной части жизненного пути, попытаться заглянуть в будущее, при этом можно быть откровенным. Много или мало сделано, в какой мере сделанное оправдывает воинские звания, награды, ученые степени и звания, могут ли результаты исследований и размышлений иметь какоелибо реальное значение для жизни и деятельности военносудебной системы и защищенности «человека с ружьем», судить не юбиляру. Сегодня не испытываю полной удовлетворенности от состоявшегося с моим участием. Беспокоят, например, новеллы принятого Государственной Думой Российской Федерации 5 июня 2009 г. Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации». Суть этих изменений сводится к следующему: военнослужащие, назначенные судьями военных судов или Военной коллегии Верховного Суда РФ и прикомандированные к военным судам или Военной коллегии на день вступления в силу названного закона, должны уволиться с военной службы либо приостановить военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и продолжать замещать занимаемые ими должности в военных судах или Военной коллегии без переназначения; работники аппаратов военных судов и Военной коллегии впредь являются государственными гражданскими служащими, состоящие на военной службе должны уволиться с военной службы. Согласно положениям принятого закона судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом «О статусе судей Российской Федерации». Военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, обладает преимущест-

7 Петухов Н.А. Записки военного юриста: военные суды России венным правом на назначение на должность судьи военного суда. Следует отметить, что с 1917 г. вопрос о ликвидации военных судов или военной службы в военных судах возникал неоднократно. По Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 г. «О суде» судебные функции на фронте должны были выполнять местные суды, однако местные (народные) суды не справлялись с возникшими задачами по эффективному осуществлению правосудия в войсках. Оторванность общегражданских судов от войск требовала адекватной армейским задачам системы военной юстиции. В 1918 г. в войсках были учреждены военные трибуналы. К началу 1921 г. вновь возник вопрос о целесообразности сохранения военной юстиции в Красной Армии. Создавшееся положение обсуждалось на совещании военных делегатов XI партийного съезда в 1922 г. В постановлении совещания отмечалось, что военные трибуналы, «будучи тесно связаны с обслуживаемыми частями, представляли лучшую гарантию сохранения дисциплины и мощи боевых частей. выработали за минувшие четыре года гражданской войны необходимый подход к борьбе с воинскими преступлениями, чего нельзя сказать ни о народных судах, ни о военных отделах губернских трибуналов, фактически оторванных от специфических условий красноармейской жизни и по своей структуре абсолютно не приспособленных к обслуживанию Красной Армии» (XI съезд РКПб. Март-апрель 1922 г. Стенографический отчет. М., С. 701). В статье «Законодательное закрепление деятельности военных судов в период распада Советского Союза и упразднения структур судебной власти Союза ССР» автор достаточно подробно изложил, как решался вопрос о судьбе военносудебной системы и сохранении в ней военной службы в декабре 1991 г., в гг. при обсуждении на разных уровнях властных структур первого проекта Закона «О военных судах Российской Федерации», в 1994 г. при принятии Федерального закона «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции», а 7

8 От автора также в гг. при обсуждении Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», принятого 23 июня 1999 г. Вопрос об изменении статуса судей военных судов возникал, как правило, при проведении судебных реформ в государстве и тем более при изменении государственного строя. В обоснование того, что правосудие в военных судах должны осуществлять гражданские лица, приводились разные доводы. При обсуждении проекта Федерального конституционного закона «О военных судах в Российской Федерации» в гг. сторонники этой позиции считали, что двойной статус военного судьи (судья и военнослужащий) подрывает принцип независимости судей и противоречит международным нормам о статусе судей. Об этом, в частности, говорилось в письме Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 18 ноября 1997 г. Пр 1895 Председателю Государственной Думы Г.Н. Селезневу. В письмах Министерства обороны, направляемых в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кроме того, отмечалось, что нахождение военного судьи на военной службе нарушает единство статуса судей, поэтому военные суды должны комплектоваться гражданскими лицами или с назначением на должность судьи военнослужащий должен приостанавливать военную службу с исключением из штатов Вооруженных Сил РФ. Работники аппаратов военных судов должны быть гражданскими лицами. Эти и другие замечания были предметом длительных дискуссий специалистов, работников различных ведомств и депутатских комиссий. Окончательные предложения по проекту закона были выработаны согласительной комиссией палат Федерального Собрания Российской Федерации, в составе которой от Верховного Суда Российской Федерации был Председатель Военной коллегии. Согласительная комиссия выработала единый текст Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», который был принят Государственной Думой 8

9 Петухов Н.А. Записки военного юриста: военные суды России 20 мая 1999 г., одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 г., подписан Президентом Российской Федерации 23 июня 1999 г. Вопрос о деятельности и судопроизводстве военных судов европейских государств в июне 2003 г. был предметом специального рассмотрения Постоянного комитета Совета Европы по правам человека. В принятом по итогам обсуждения меморандуме была проанализирована практика Европейского суда по правам человека и сделан вывод, что наличие в государствах участниках Конвенции военных судов само по себе не противоречит обязательствам этих государств, в тех случаях, когда судопроизводство в военных судах соответствует требованиям ст. 5, 6 и 14 Европейской конвенции по правам человека. В частности, было отмечено, что укомплектованный военнослужащими военный суд также является «независимым и беспристрастным судом», если участвующим в рассмотрении дел судьям законом обеспечены «способ назначения на должность, срок пребывания в ней, наличие гарантий против давления на суд извне», как и всем другим судьям в соответствии с действующим законодательством, а судопроизводство осуществляется в общем для всех судов порядке. С принятием Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» на законодательном уровне завершились реорганизация военно-судебной системы и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти (прежде всего от органов военного управления) судов, которые полностью соответствуют всем международным нормам и требованиям Европейской конвенции по правам человека. Финансовое, материально-техническое и иное обеспечение военных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, судопроизводство в военных судах производится на основе общего для всех судов России процессуального законодательства. Материальное обеспечение судей военных судов осуществляется в соответствии с законодательством о статусе судей. Что касается особенностей статуса военных судей, которые заключаются в прохождении ими военной службы и 9

10 От автора наличии воинских званий, то это положение не противоречит и действующему законодательству Российской Федерации. Основы статуса федеральных судей установлены Конституцией Российской Федерации (ст ) и получили дальнейшее развитие в Федеральных законах «О судебной системе Российской Федерации» 1996 г., «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которым все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей (включая судей военных судов) определяются федеральными законами. Особенности правового положения военных судей определены Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации». Судья военнослужащий, в отличие от других судей, может быть переведен без его согласия в другой военный суд, находящийся за пределами территории Российской Федерации или действующий в местах, где введено чрезвычайное положение. В недалеком прошлом в истории нашей страны имели место такие события (Афганистан, события в Чеченской Республике, Чернобыльская катастрофа и др.), в период которых действовали военные суды. Отличительная черта их деятельности во время особых периодов мобильность и оперативность при рассмотрении дел, поддержание в войсках законности и правопорядка путем применения норм права. Принимали участие в отправлении правосудия на месте событий (Афганистан, Чернобыль) также судьи и работники аппарата Военной коллегии. Характерный случай в период проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике есть и в моей практике. Он незначительный, но в достаточной мере характеризует отношение военного судьи к своим обязанностям. Необходимо было вылететь на место проведения названной операции. Предложено было это задание выполнить гражданскому судье, который, однако, очень конкретно и законно поставил вопрос об охране и указал на меня. Тогда обратились ко мне и, естественно, будучи военнослужащим, я ответил согласием и выполнил необходимое поручение. 10

11 Петухов Н.А. Записки военного юриста: военные суды России Сказанное выше подтверждает, что деятельность военных судов в России не противоречит международным нормам, касающимся осуществления правосудия, а также законодательству России и тем более правосудие в погонах не «подрывает фундаментальные основы правосудия». Смысл происходящих событий становится понятным после ознакомления с письмом бывшего Министра обороны Российской Федерации С. Иванова 205/2364 от 14 февраля 2005 г. Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедеву. В письме сообщается, что Министерством обороны проводится оптимизация состава и численности Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с экономическими возможностями государства. «Содержание личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, используемого для обеспечения деятельности военных судов и судебных органов, влечет за собой снижение боевого потенциала и вынуждает Министерство обороны Российской Федерации поднимать вопрос о снятии этой задачи с Вооруженных Сил Российской Федерации». Министр обороны, в принципе, не возражал против введения военной службы в военных судах с установлением штатной численности в целях снятия с Вооруженных сил задачи по обеспечению деятельности военных судов и судебных органов. В связи с этим следует отметить, что организационное обеспечение деятельности военных судов (кадровое, финансовое, материально-техническое и иное) в соответствии с Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» и Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» осуществляется Судебным департаментом за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета. Так, например, в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2005 год» от 23 декабря 2004 г. 173-ФЗ указано, что финансовое обеспечение судов осуществляется исходя из штатной численности: военных судей в количестве 907 единиц и работников их аппаратов в количестве 240 единиц. 11

12 От автора На воинские штатные должности в военных судах назначались откомандированные из войск военнослужащие, которых, как я полагаю, можно было исключить из штатов войск, поскольку они занимали штатные должности в судебной системе. По нашему мнению, «будь на это господня воля», военную службу в военных судах можно было оставить не только для «сохранения традиций», а для того, чтобы в условиях существующих угроз возникновения различных вооруженных конфликтов, проявлений экстремизма, терроризма и сепаратизма важнейшей заботой государства стало обеспечение национальной безопасности, законности и правопорядка в стране и, следовательно, укрепление всех государственных структур, призванных решать эти задачи. Военные суды, осуществляя судебную власть в таких важнейших федеральных структурах, охраняющих безопасность государства и его граждан, как Вооруженные Силы и другие воинские формирования страны, успешно решали возложенные на них задачи по защите прав и законных интересов военнослужащих, поддержанию в войсках высокой воинской дисциплины, законности и правопорядка, внося тем самым весомый вклад в укрепление боеготовности и боеспособности войск. Известно, что любая реформа имеет целью совершенствовать деятельность реформируемых систем, повысить эффективность их деятельности. Ликвидация военной службы в военных судах, на мой взгляд, снизит мобильность, военный профессионализм и уровень военно-правовой подготовки, поскольку в гражданских юридических вузах военное право не изучается. Как следствие, это повлечет и снижение уровня правосудия по делам, связанным с военной службой во всех воинских формированиях страны, а также уровня защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, а также юридических лиц. Военные суды в настоящее время комплектуются по экстерриториальному принципу, исходя из которого военные судьи меняют место службы, они могут без их согласия, как уже отмечалось, назначаться на должности в военных судах, находящихся за пределами территории Российской Федерации 12

13 Петухов Н.А. Записки военного юриста: военные суды России или действующих в местах, где введено чрезвычайное положение. При формировании их гражданскими лицами указанный принцип реализовать будет сложно или почти невозможно. Отсутствие военной службы в военных судах приведет к ликвидации существующей системы их комплектования, обучения и подготовки кадров, а также к прекращению мобилизационной подготовки судов, что в целом не соответствует доктрине обеспечения обороноспособности страны. Пусть время и судебная практика расставят все по своим местам. И если, в конце концов, права, честь и достоинство военнослужащего получат достаточный уровень правовой, судебной защиты, буду рад ошибаться. Честь имею Н.А. Петухов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России, генерал-полковник юстиции в отставке 13

14 Раздел I ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОЕННЫХ СУДОВ РОССИИ Раздел посвящен истории становления и развития военных судов России. В условиях проведения современной судебно-правовой реформы и мероприятий по совершенствованию военной организации государства анализ уроков истории в этой социально значимой сфере исключительно важен не только в научном, но и в практическом отношении. На протяжении многих лет автор изучает правовые проблемы становления, развития и функционирования отечественных военных судов. Успешным результатом этой деятельности являются монографии: «Осуществление судебной власти в Вооруженных силах Российской Федерации», «Социально-правовые проблемы становления и развития системы военных судов в России» и «История военных судов России», а также ряд монографий, написанных в составе авторских коллективов.

15 Вопросы развития военной юстиции в России и проблемы военно-судебной реформы гг. 1 В январе 1997 г. Прокуратура России отмечает свое 275-летие. За точку отсчета взят указ Петра I от 12 января 1772 г. об учреждении должностей генерал-прокурора, обер-прокурора и прокуроров коллегий, которые контролировали работу Сената и его аппарата. Назначены были прокуроры и в другие учреждения, в том числе в Военную коллегию Сената, откуда начинает свой отсчет времени военная прокуратура. Полезно знать, когда возникли в России военные суды и как они развивались, а совершенствовались они, как правило, вместе с военной прокуратурой. Петр I, организуя государственный аппарат, наряду с общими судами создал в 1702 г. и военные суды. Наиболее полно их организация и деятельность регламентированы Воинским уставом. До этого в России в XVII в. тоже были военные суды воеводский и суд полковых судей, которые руководствовались в своей деятельности «Уставом ратных, Пушкарских и иных дел» (1603). Это был акт иностранного происхождения, содержащий нормы материального права. Как правило, эти суды действовали во время сбора войска и в военное время. После создания Петром I регулярной армии требовалось любыми мерами насаждать в ней дисциплину и порядок. Необходимо было создание самостоятельных военных судов. Нужны были и писаные законы. В 1702 г. появилось Уложение Шереметева (перевод с венгерского), а в 1706 г. Краткий артикул Меншикова (на основе немецкого военноуголовного кодекса). Краткий артикул содержал положения военного судоустройства и судопроизводства. Предусматривалось создание генерального и полкового судов, определялись состав 1 Сборник докладов и выступлений на Научно-практической конференции «275 лет на страже воинского правопорядка».

16 Вопросы развития военной юстиции в России и проблемы военно-судебной реформы гг. и подсудность дел. Впервые при судах состояли военные юристы аудиторы, т. е. лица, сведущие в вопросах права. Они были обязаны помогать суду правильно применять закон. Реформированы эти суды были в 1716 г., когда Петр I написал Воинский устав, в котором была специальная глава «О суде и судиях». Низшей инстанцией оставался полковой суд (полковой кригсрехт). Он состоял из председателя (презуса) полковника или подполковника или даже майора и шести асессоров (двух капитанов, двух поручиков, двух прапорщиков). Ему были подсудны все обер-офицеры и нижние чины за все преступления, кроме тех, которые подлежали суду генерального военного суда. Апелляционной инстанцией для полковых судов был генеральный суд (кригсрехт). Он же был и первой инстанцией по наиболее важным делам: ему были подсудны все дела о государственных преступлениях, о преступлениях целых частей войск, высших воинских чинов (генералов и штаб-офицеров) и дела о преступлениях против этих чинов. Состоял суд из председателя старшего генерала и шести членов, или асессоров, от генерал-поручика до капитана. В состав суда входил также аудитор (следил за юридической стороной дела) и протоколист (секретарь). Кроме генерального и полкового суда существовал еще скорорешительный суд как зачаток военно-полевых судов. Он отличался быстротой процесса, учреждался лишь в военное время, на походе. Этот суд на месте преступления без разбирательства выносил приговор о смертной казни и тут же приводил его с исполнение (после исповеди). Военно-уголовное законодательство времен Петра I предусматривало жесткие меры наказания: в 12 случаях предусматривалась смертная казнь, также назначались всевозможные телесные наказания. Законодательство о судоустройстве и судопроизводстве, установленное Петром I, действовало в течение 150 лет, т. е. до буржуазных реформ XIX в. 16

17 Петухов Н.А. Записки военного юриста: военные суды России В г. в России была проведена судебная реформа. В 1867 г. был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым стали создаваться новые органы военной юстиции. В их построении были воплощены некоторые демократические принципы судоустройства: принцип отделения и независимости суда от административных органов; принцип отделения и независимости органов обвинения от административных и судебных органов; принцип несменяемости судей; принцип максимального сокращения судебных инстанций. Военно-судебным уставом была установлена следующая система военных судов: полковые суды; военно-окружные суды; главный военный суд с двумя его отделениями. Устав определил, что судебная власть в военном ведомстве принадлежит указанным судам, которые должны были учреждаться и действовать как установления коллегиальные. Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции, рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй инстанции, решал делa по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он также должен был наблюдать за «охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами». Кроме этих судов допускалось учреждение временных военных судов, особых присутствий для рассмотрения протестов прокуроров и жалоб подсудимых на приговоры военных судов по особо важным делам «явного нарушения военной дисциплины», особых военных судов, верховного уголовного суда для рассмотрения дел о «государственных преступлениях», совер- 17

18 Вопросы развития военной юстиции в России и проблемы военно-судебной реформы гг. шенных военнослужащими, полевого военного суда и полевого главного военного суда. Для производства предварительного следствия при соответствующих военно-окружных судах предусматривалось учреждение должностей военных следователей. В целях осуществления прокурорского надзора устав определял учреждение при соответствующих судах должностей главного военного прокурора, его товарищей, военных прокуроров и их помощников. При военно-окружных судах и военных прокурорах был учрежден институт кандидатов на военно-судебные должности. Полковые военные суды учреждались при каждом полку и других частях войск, начальники которых пользовались правами полковых командиров. Суды носили названия тех частей войск, при которых они состояли. К подсудности полковых судов относились дела о всех «нижних чинах» в случае совершения ими преступлений и проступков, за которые по закону могли полагаться только исправительные наказания: 1) дела о нарушении воинского чинопочитания и подчиненности: неоказание с намерением должного начальнику уважения; неприличное с ним обращение и всякое пренебрежение к начальнику; все виды оскорбления начальника; неисполнение приказания начальника; сопротивление и другие; 2) иные воинские преступления: оскорбление часовых и военного караула; уклонения от военной службы; превышение и бездействие власти; 18

19 Петухов Н.А. Записки военного юриста: военные суды России 3) нарушения общеуголовных законов: оскорбление гражданских лиц; нарушение общественного порядка; мелкие кражи и т. п. Состав полковых судов: председатель из числа штаб-офицеров; два члена из числа обер-офицеров. Они назначались командиром части, председатель на один год, члены на шесть месяцев. Командир дивизии имел право устранять избранных и предписывать об их замене. В гг. были учреждены, помимо армейских, полковые суды Санкт-Петербургской, Московской и Варшавской полиций, пограничной стражи. Полковые суды рассматривали более 60% всех дел. Военно-окружные суды рассматривали дела, неподсудные полковым судам. Они учреждались в каждом военном округе как постоянно действующие военно-судебные учреждения и назывались именем того округа, в котором находились. Им были подведомственны все дела: о государственных преступлениях военнослужащих, а в местностях, объявленных на военном положении, и в отношении гражданских лиц; более важные дела о нарушении воинской дисциплины; некоторые общеуголовные преступления; все дела о нижних чинах, которые неподсудны полковым судам, дела о генералах, штаб- и обер-офицерах, чиновниках военного ведомства, а в некоторых случаях в отношении гражданских лиц. Военно-окружные суды состояли из постоянных и временных членов. Постоянные члены: председатели, военные судьи и военные следователи. Судьи и аппарат судов должны были иметь юридическое образование. Председателями могли быть только военнослужащие и только генералы. Судьями на- 19

20 Вопросы развития военной юстиции в России и проблемы военно-судебной реформы гг. значались штаб-офицеры, не воспрещались и генералы. Из числа судей в обязательном порядке был один чиновник из военного ведомства с юридическим образованием. Военные следователи назначались из числа штаб- и обер-офицеров и из чиновников военного ведомства, секретари и их помощники из числа военных и гражданских чинов. Председатели, судьи и следователи подбирались военным министром и назначались приказом царя. Секретари и их помощники подбирались председателями и назначались военным министром. Временные члены назначались из войск на 6-месячный срок в числе двух штаб- и четырех обер-офицеров на каждый суд. Стаж их службы должен был составлять не менее восьми лет. Один штаб- и два обер-офицера включались в качестве запасных членов. Деятельность суда происходила в распорядительных и судебных заседаниях. В распорядительных заседаниях участвовали три постоянных члена. Судебные заседания проводились в составе всех наличных постоянных и шести временных судей. Главный военный суд находился в Петербурге, его отделения в Сибири и на Кавказе. Он состоял из председателя и членов. Председателем мог быть только генерал, членами как генералы, так и чиновники военного ведомства первых четырех классов, но в таком соотношении, чтобы число генералов всегда превышало число чиновников. Назначения производились только по указаниям царя. Заседания суда происходили в составе не менее трех членов с обязательным участием главного военного прокурора или его товарища. Главный военный суд был учрежден в конце 1867 г. Военно-судебный устав наряду с военными судами предусматривал организацию военной прокуратуры. Прокурорский надзор осуществляли главный военный прокурор, его товарищи, военные прокуроры и их помощники под высшим наблюдением военного министра. 20

21 Петухов Н.А. Записки военного юриста: военные суды России Военные прокуроры с помощниками состояли при военноокружных судах. Главный военный прокурор со своими товарищами состоял при главном военном суде. Данная система военно-судебных органов просуществовала до 1917 г. После революции дела военнослужащих рассматривали местные суды, созданные Декретом 1, но они не знали специфики военной службы, не справлялись со своими задачами. Первый военный трибунал был образован в июне 1918 г. Реввоенсоветом 1-й армии Восточного фронта. К концу 1918 г. были созданы реввоентрибуналы на всех фронтах. 14 октября 1918 г. был образован Реввоентрибунал Республики, который начал работать 8 декабря 1918 г. 20 ноября 1919 г. ВЦИК было утверждено положение о реввоентрибуналах. Декретом ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Об объединении всех ревтрибуналов Республики» был учрежден единый Верховный трибунал в качестве кассационнонадзорного органа для всех трибуналов. В его составе была организована Военная коллегия. 1 января 1923 г. Военная коллегия была включена в состав Верховного Суда РСФСР, а в апреле 1924 г., с образованием Верховного Суда СССР, Военная коллегия была включена в его состав. Военные трибуналы действовали на основании Положения о военных трибуналах. Впоследствии оно было утверждено Законом СССР 1980 г. Они просуществовали до распада СССР, до декабря 1991 г. После упразднения структур судебной власти бывшего СССР военные трибуналы постановлениями Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. и 13 января 1992 г. были включены в судебную систему РФ, а Военная коллегия в состав Верховного Суда РФ. Тогда же военная прокуратура была включена в систему Генеральной прокуратуры России. 21

22 Вопросы развития военной юстиции в России и проблемы военно-судебной реформы гг. Законом от 21 апреля 1992 г. военные трибуналы были переименованы в военные суды и включены в судебную систему РФ путем внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ (ст. 163 прежней Конституции). Законом от 3 июля 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР и Закон РСФСР «О судоустройстве» указанные действующие законы РФ были дополнены нормами, регулирующими деятельность военных судов, военные суды были законодательно включены в состав судов РФ. Некоторые вопросы организации и деятельности военных судов регулируются также Федеральным законом от 3 декабря 1994 г. Окончательное законодательное закрепление и определение места военных судов в судебной системе РФ произошло в связи с принятием Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» ( 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 г.). Военные суды отнесены к федеральным судам общей юрисдикции. Судьи военных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Создаются они по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов должны быть установлены федеральным конституционным законом. В настоящее время такой Закон «О военных судах» готовится и предполагается, что он будет принят в текущем, т. е. 1997, году. Таким образом, военные суды, как и военная прокуратура, имеют довольно продолжительную и насыщенную историю, истоки которой просматриваются еще со времен петровских «Воинских уставов» 1716 г., учредивших основы военносудебного ведомства в России. В свое время в ходе военно- 22

23 Петухов Н.А. Записки военного юриста: военные суды России судебной реформы 1867 г., вопрос о военных судах, подсудности им дел и принципах их деятельности получил нормативное регулирование на уровне, ничем не уступающем европейскому. При этом в основу были положены такие демократические принципы процесса, как состязательность, равноправие сторон, устность и гласность, и по мере возможности они были согласованы с военной спецификой. Такой подход в целом обеспечивал деятельность военных судов до 1917 г. Пришедшее к власти новое политическое руководство страны, понимая исключительную важность работы военносудебных органов для поддержания правопорядка в армии и на флоте, также не оставляло своим вниманием правовые аспекты деятельности теперь уже военных трибуналов. Об этом свидетельствует ряд нормативных актов, принятых в гг., и Закон СССР 1980 г. об утверждении новой редакции Положения о военных трибуналах. Этот нормативный акт в части, не противоречащей Конституции и другим современным российским законам, действует в настоящее время. Обсуждая проблему совершенствования работы органов военной юстиции, важно обратиться к зарубежному опыту. Он свидетельствует о том, что во многих развитых странах военная юстиция в той или иной форме существует. Даже в такой маленькой, но одной из самых демократических стран, как Швейцария, существует военный суд (см.: Пособие по демократии. М.: Литература и политика, С. 48). В США проблема правосудия в отношении своих военнослужащих решается военными судами, в этих целях даже создано специальное законодательство Единый кодекс военной юстиции США, что никак не противоречит демократическим принципам. В США и Англии военная юстиция почти полностью находится в руках военного командования. Военная юстиция в РФ, по нашему мнению, более демократична и по своей организации, и по характеру деятельности. 23

24 Вопросы развития военной юстиции в России и проблемы военно-судебной реформы гг. Военные суды структурно входят в общую систему судов общей юрисдикции России. Судебный надзор за деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд РФ. Судьи военных судов являются военнослужащими, однако в своей деятельности по осуществлению правосудия они полностью независимы от командования и ему неподотчетны. Военное командование не вправе уволить их с военной службы и лишить полномочий судьи. Судьи военных судов в Российской Федерации назначаются на должности Президентом РФ. Срок их полномочий не ограничен. Прекратить или приостановить полномочия судьи может только квалификационная коллегия судей, и только после этого судья может быть уволен с военной службы. Все гарантии независимости судей, установленные Законом РФ «О статусе судей в РФ», полностью распространяются и на судей военных судов. В отличие от США, где действует Единый кодекс военной юстиции, определяющий правила судоустройства, судопроизводства, содержащий нормы уголовного законодательства и исполнения наказаний, которые применяются только военными судами США, в Российской Федерации действует принцип единства правил уголовного судопроизводства во всех правоохранительных органах России. Он закреплен в ст. 1 УПК РФ. Таким образом, Конституцией и законодательством РФ судьям военных судов гарантируется такая же степень независимости, как и другим судьям судов общей юрисдикции, и военные суды с полным основанием можно рассматривать в качестве надлежащего судебного органа, способного обеспечить право на справедливое судебное разбирательство. Не менее важной в деятельности военной юстиции является проблема определения порядка прохождения военной службы военными юристами (прокурорами, судьями), финансирования и материально-технического обеспечения. По этой проблеме высказываются различные точки зрения, в том числе 24

25 Петухов Н.А. Записки военного юриста: военные суды России и в печати. Так, А. А. Зайцев, Н. Е. Гудковский и С. В. Юшков в статье «О проекте концепции военно-правовой реформы в Вооруженных Силах РФ» (Государство и право С. 23) пишут, что военные суды и органы военной прокуратуры должны содержаться вне численности Вооруженных Сил и финансироваться из средств, выделяемых на содержание федеральной судебной власти и органов прокуратуры РФ. Однако с таким решением проблемы вряд ли можно согласиться. Смысл и содержание военных судов и прокуратур заключаются в том, что они организуются в составе Вооруженных Сил и других войск РФ, прокуроры, следователи и судьи являются военнослужащими и проходят военную службу. Они выполняют свои обязанности по осуществлению правосудия в условиях, в которых действуют Вооруженные Силы и другие войска. Они, как и войска, мобильны, по мере необходимости вместе с войсками меняют свою дислокацию. Они должны находиться в постоянной готовности действовать в военное время, в боевой обстановке, в экстремальных ситуациях. Обеспечить эти условия возможно, только если военные юристы будут непосредственно находиться в составе Вооруженных Сил и других войск, проходить военную службу, иметь воинские звания офицерского состава и специальную помимо юридической военную подготовку. Что касается порядка прохождения военной службы в органах прокуратуры и военных судах, то он должен быть определен законом с учетом требований гарантии независимости судей и прокурорских работников, предусмотренных Законом «О статусе судей в РФ», Законом о прокуратуре, другими законодательными и иными нормативными актами, касающимися судебной системы. Финансирование военных судов должно производиться из федерального бюджета с учетом требований ст. 124 Конституции РФ и обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Такое финансирование возможно обеспечить путем 25

26 Вопросы развития военной юстиции в России и проблемы военно-судебной реформы гг. выделения отдельной строкой финансовых средств Министерству обороны РФ для содержания военных судов через довольствующие органы Министерства обороны. Финансирование военных судов полностью через судебный департамент, который должен быть создан при Верховном Суде РФ, на наш взгляд, невозможно. Управление военных судов не имеет в округах своих органов, через которые можно было бы осуществлять финансирование и материальнотехническое обеспечение военных судов. Создание их потребует больших затрат. Выделение средств непосредственно военным судам с тем, чтобы они расходовали их на свои многочисленные нужды (одежду, оборудование и ремонт помещений, транспорт, охрану и т. п.), поставило бы суды, которые также не имеют собственных обслуживающих подразделений, в нынешней сложной обстановке в чрезвычайно трудные условия. Через судебный департамент, на наш взгляд, возможно лишь обеспечение судей и работников аппарата судов денежным содержанием, а все остальные виды обеспечения следует оставить за Министерством обороны. Мнение о том, что возложение на военное ведомство вопросов финансирования, материально-технического обеспечения военных судов скажется на независимости военных судей, не будет иметь под собой почвы, если эти вопросы решать на соответствующей законодательной и нормативной основе, с тем чтобы обеспечение не зависело от усмотрения командиров, с которыми военные судьи и руководители судов к тому же не находятся в отношениях подчиненности. Таким образом, образование военных судов в составе Вооруженных Сил, их финансирование и материальнотехническое обеспечение через соответствующие органы военного ведомства не противоречит принципу независимости судей и соответствует как Конституции и законодательству РФ, так и нормам международного права, определяющим основные 26

27 Петухов Н.А. Записки военного юриста: военные суды России принципы независимости и беспристрастности судебных органов. В настоящее время последовательно проводится идея разделения властей, и суд, в том числе и военный суд, приобретает такую же независимость, как законодательная и исполнительная власти. Это ведет к существенному изменению взаимоотношений между органами военной юстиции и военного управления. Осуществление названных и других направлений военноюридической реформы, сопряженных с комплексом мер по усилению кадрового и научного обеспечения органов военной юстиции и судов, принятие Федерального конституционного закона «О военных судах» позволит военным судам занять свое достойное место в новой системе судебной власти РФ. 27

28 Научное издание Николай Александрович Петухов ЗАПИСКИ ВОЕННОГО ЮРИСТА: ВОЕННЫЕ СУДЫ РОССИИ Редактор О.В. Лужина Корректоры Л.А. Запылаева, Ю.А. Баташева Художник А.Г. Орлова Верстка Ю.Н. Ряполова Подписано в печать Формат 60х90. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл. печ. л. 17. Тираж 500 экз. ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» , г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69 а. Е-mail:

Юрист по военным судам