Простой транспортных средств при автомобильных грузовых перевозках

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) в ст. 794 закрепляет общее право перевозчика на привлечение грузоотправителя к ответственности в случае непредъявления груза либо неиспользования поданных транспортных средств по иным причинам. Конкретные меры ответственности по исторически сложившейся традиции предусмотрены уставами и кодексами соответствующих видов транспорта, а также соглашением сторон.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) устанавливает юридическую ответственность грузоотправителя/грузополучателя за простой в соответствии с п. 4 ст. 35 Устава. В связи с чем можно привести следующие признаки простоя транспортных средств применительно к автомобильному транспорту и выделить необходимые основания ответственности за простой.
Во-первых, простой транспортных средств, согласно Уставу, возможен лишь при погрузке или выгрузке груза.

В соответствии с п. 2 ст. 791 ГК РФ и п. 8 ст. 11 Устава погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства — грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Получается, что ответственными лицами за простой транспортного средства могут быть только грузоотправитель или грузополучатель, в случае если обязанность по погрузке/выгрузке договором не возложена на перевозчика.
В связи с вышеуказанным признаком требуется выделить практически необходимое основание ответственности за простой, заключающееся в обязательном установлении лица, осуществляющего грузовые работы. Ведь если, допустим, погрузку по договору осуществляет перевозчик, то при загрузке груза сверх сроков по причинам, зависящим от него, грузоотправитель никаким образом не может стать ответственным лицом за простой.

Стоит отметить, что на практике стороны включают в договоры об организации перевозок условия о простое, возникающем не только под погрузкой и выгрузкой. Согласно Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 N 09АП-15633/2011-ГК, стороны заключили договор, обязывающий заказчика оплачивать исполнителю штраф при превышении нормативного срока погрузки и/или таможенного оформления. При этом представленные истцом накладные CMR признаны судом достаточными доказательствами по делу, а иск был удовлетворен.

Во-вторых, простой транспортных средств употребляется Уставом как синоним «задержка» транспортных средств.

А.Л. Маковский верно отмечает, что задержка судна под погрузкой сверх срока погрузки есть не что иное, как просрочка исполнения отправителем своей обязанности погрузить груз в определенный срок.

Работа транспортной организации заключается не только в простом перемещении груза из одного пункта в другой, имеются также необходимые для оказания перевозочной услуги стоянки транспортного средства для оформления документов, заправки бензином, для отдыха и т.д. Необходимые действия, соответствующие осуществлению транспортного процесса, не ведут к простою транспортных средств. Лишь за «вынужденное бездействие» средств транспорта (остановка в работе) Устав предусматривает ответственность за простой.

В-третьих, за простой транспортных средств предусмотрена Уставом ограниченная ответственность в форме штрафа за каждый полный час задержки (простоя).

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава штраф за простой транспортного средства устанавливается договором перевозки груза. В случае если размер указанного штрафа в договоре перевозки не установлен, то в размере 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (пп. 1, 2 п. 4 ст. 35 Устава).

Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов определяют данную ответственность как гражданско-правовую. С.Ю. Морозов указывает, что установление ответственности за простой в виде штрафных санкций имеет больше административный, чем гражданско-правовой характер, что, на наш взгляд, является наиболее верным. В подтверждение автор отмечает, что гражданско-правовая ответственность всегда соразмерна допущенному нарушению, а исходя из разброса величин штрафов становится понятно, что ни о какой соразмерности речь идти не может.

Исходя из второго и третьего признака требуется выделить второе необходимое основание простоя, а именно выяснение точной продолжительности времени простоя транспортных средств для расчета суммы штрафа. Точное время простоя определяется в соответствии со сроками погрузки/выгрузки, установленными в договоре перевозки, а в случае отсутствия указанных сроков в договоре — в соответствии с п. 38 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

В судебно-арбитражной практике возник вопрос касательно доказательств, подтверждающих вину грузоотправителей/грузополучателей в простое (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2011 по делу N А53-6281/2010; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 по делу N А56-16525/2010; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 N 09АП-13322/2011-ГК).

В случае возникновения простоя, согласно п. 6 ст. 35 Устава, основанием для начисления штрафа служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств. Отмечаем, что для привлечения лица к ответственности за простой необходима по большей мере отметка о прибытии и убытии транспортного средства под погрузку/выгрузку, подтвержденная подписями представителя перевозчика и грузоотправителя/грузополучателя, что является главным доказательством факта простоя для суда.

Так, ООО «Тасс» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу «Уральский завод металлоконструкций», указывая, что копия маршрутного листа не может быть принята в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего время простоя автотранспорта, поскольку надлежащим образом не заверена, содержит недостоверные данные и не относится к оправдательным документам хозяйственных операций (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2011 N Ф09-1570/11-С5).

Суд, исследовав маршрутный лист, установил, что он содержит отметки о времени прибытия и убытия транспортного средства, о марке автомобиля, его государственном регистрационном номере, фамилии водителя и маршруте следования, а также надлежаще подписан. Суд пришел к выводу о доказанности материалами дела факта простоя транспортного средства.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава ответственность за простой автомобильных транспортных средств по общему правилу возникает лишь при погрузке или выгрузке груза (Устав автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.1969 по сравнению с нынешним Уставом наиболее расширительно толковал основания возникновения простоя (ст. ст. 72, 146)). При анализе Устава обнаружены ситуации на автомобильном транспорте, при которых якобы фактически возникает простой транспортного средства. Например, при задержке транспортного средства под очисткой (ст. 17 Устава).

На наш взгляд, простой автомобильного транспорта как бы возникает и в случае непредъявления груза к перевозке, то есть при предъявлении груза для перевозки с опозданием (пп. 1 п. 4 ст. 10, п. 1 ст. 35 Устава). Но пунктом 1 ст. 35 Устава предусмотрена самостоятельная ответственность грузоотправителя, заключающаяся в штрафе, а также в возмещении причиненных перевозчику убытков.

Возникает вопрос: за какое именно нарушение перевозчик может привлечь к ответственности грузоотправителя, если перевозчик предъявляет транспортное средство под погрузку, а грузоотправитель не осуществляет загрузку груза, — за простой автомобильного транспорта или же за непредъявление груза к перевозке? В связи с тем что погрузка на автомобильном транспорте производится на складе грузоотправителя, перевозчик чаще всего не имеет возможности точно определить, долго ли происходит погрузка груза, или груз не полностью подготовлен и т.д.

Закон не дает разъяснений на этот счет, лишь в п. 6 ст. 35 Устава говорится о том, что штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок.

Получается, что перевозчик вправе самостоятельно выбрать санкции из двух предложенных, что является не совсем правильным. По логике Устава пп. 1 п. 4 ст. 10 не нужен и лишь создает двойственность и дублирование отношений по простою. Тем более простой и непредъявление груза к перевозке фактически относятся к одной группе нарушений — нарушения, связанные с подачей транспортного средства и груза к перевозке.

Таким образом, полагаем, что заранее согласованные и точно определенные условия о сроках погрузки или выгрузки служат наибольшей эффективности грузооборота, что доказывает необходимость их подробного регламентирования в договоре об организации перевозок грузов.

На какой счет отнести транспортные расходы за простой?

Добрый день,
Транспортная компания выставляет акт выполненных работ по транспортным услугам. + отдельно добавляет сумму простоя ( с расшифровкой количество часов).
в 1С Транспортные услуги провожу на 44 счет.

в договоре с транспортными компаниями, у нас есть пункт
— за сверхнормативный простой перевозчика заказчик уплачивает перевозчику пеню в размере 500 руб за каждый час.
— также есть договор-заявка и там прописано норма 10 часов, сверх норма 400 руб. час. (т.е. не указано что это пени )

Вопрос : на какой счет мне отнести простой ? на 91 ?

Подскажите пожалуйста, как мне все правильно сделать по бу.

Здравствуйте. Ваш простой своего рода неустойка. А неустойки и проценты за просрочку отражаются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Причем на дату их признания вами или в день вступления в законную силу решения суда (п. 14.2 ПБУ 10/99).

Как перевозчику получить деньги за «простой» транспортного средства?

Достаточно часто в нашу компанию обращаются перевозчики у которых возникают сложности с получением оплаты за «простой» транспортного средства в ходе международной перевозки. О том, как разрешить эту ситуацию Вы узнаете в данной статье.

Под «простоем» понимается задержка движения транспортного средства по независящим от перевозчика причинам. Оплата «простоя» транспортного средства — это штрафная санкция перевозчика в отношении заказчика перевозки за ненадлежащее исполнение обязательств с его стороны.

Анализ обращений, связанных с «простоями» транспортных средств, выделяет две основные причины, которые создают сложности в получении оплаты за «простои»:

  1. В договоре/заявке на перевозку вопрос оплаты простоев не согласован или согласован ненадлежащим образом;
  2. Факт простоя не подтвержден документально.

Вопрос оплаты «простоя» законодательством о международных перевозках не урегулирован. Соответственно, все вопросы, связанные с оплатой «простоев», должны быть согласованы между сторонами перевозки на этапе оформления договорных отношений.

Обычно это делается в договоре на перевозку или в заявке. Каких-либо конкретных требований к оформлению «простоев» нет. Главное указать, какие обстоятельства будут считаться «простоем» и какие штрафные санкции за это предусмотрены.

Важно документально зафиксировать факт «простоя». Как правило, с этим возникает больше всего сложностей. Единых правил фиксации «простоя» не существует, поэтому в каждом случае следует руководствоваться обстоятельствами исходя из конкретной ситуации.

Верным решением для перевозчика является оформление простойного листа (карты простоя), в котором будет зафиксирован факт «простоя», его причины, а также подписи и печати уполномоченных представителей на этапе «простоя».

Вместо составления отдельного документа для упрощения процедуры можно зафиксировать факт простоя в CMR, путем указания количества дней «простоя», причин «простоя», подписей и печатей уполномоченных представителей на этапе «простоя».

В случае, если по каким-либо причинам оформить простойный лист не представляется возможным, следует искать другие способы документальной фиксации «простоев». Это могут быть документы третьих лиц (организаций), которыми факт «простоя» может подтверждаться косвенно (например, документ о въезде и выезде транспортного средства со стоянки), сведения GPS-системы слежения за транспортными средствами, свидетельские показания.

Также, перевозчику рекомендуется своевременно информировать заказчика о начале «простоя» транспортного средства, путем направления уведомления в адрес последнего факсом, электронной почтой, заказным письмом с уведомлением.

При соблюдении данных советов, вы сможете избежать споров с заказчиком перевозки по вопросу оплаты простоя транспортного средства и будете иметь гарантированные основания для взыскания соответствующих денежных средств в судебном порядке.

Более подробно о выполнении международных перевозок в Россию, правилах пользования европейскими прицепами, навыках прохождения таможенного досмотра и искусстве получения оплаты за перевозку, Вы узнаете на нашем семинаре в Минске 08 сентября 2016 года.

Удачи на дорогах!

Мария Маркелова
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Штраф за простой автотранспорта

Вопрос-ответ по теме

Заключен договор на оказание транспортных услуг, мы являемся исполнителями, заказчиком допущен простой автотранспорта. Договор не предусмотрел штраф за простой по вине заказчика, штраф может начисляться согласно уставу автомобильного транспорта. Согласно п. 4 устава за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере: 1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении; 2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки. Стоимость услуг по договору определяется из расчета 5,45 руб. за тонна/километр. Как правильно начислять штраф за простой автотранспорта по вине заказчика, из какой конкретной суммы?

Подготовлено по материалам Системы Юрист

Получить бесплатный доступ

Штраф необходимо начислить из расчета стоимости конкретной перевозки. Например, заявка была на перевозку груза из пункта А в пункт Б. Срок доставки 2 дня. Если срок доставки не указан, то он устанавливается из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки (п. 63 Правил перевозки грузов). По данной заявке заказчик должен заплатить 100000 рублей. Был допущен простой в 70 часов. Сумма штрафа составляет (100000 / 2) * 1% * 70 = 35000 рублей.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Экспедиторы (перевозчики) в ходе исполнения договора нередко сталкиваются с ситуацией, когда клиент (грузоотправитель, грузополучатель) нарушает свои обязательства или вовсе отказывается от исполнения договора (например, под предлогом того, что ему предоставили непригодное транспортное средство). Это влечет за собой убытки для экспедитора (перевозчика).

Действующее законодательство предлагает эффективный способ воздействия на клиента (грузоотправителя, грузополучателя) – установление штрафных санкций. Однако для того чтобы реализовать свое право на взыскание штрафа, экспедиторы (перевозчики) должны соблюдать определенные требования.

Как взыскать штраф с грузоотправителя по договору перевозки

Грузоотправитель за непредъявление груза либо неиспользование транспортных средств несет ответственность, которая установлена:

Если в договоре стороны не установили дополнительной ответственности грузоотправителя, то в соответствии с законом перевозчик может взыскать штраф лишь за следующие нарушения:

Чтобы взыскать с грузоотправителя штраф за непредъявление груза для перевозки, перевозчику нужно зафиксировать факт непредъявления. Для этого нужно составить соответствующий акт (подп. «г» п. 79 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272; далее – ППГАТ) и сделать отметку о его составлении в транспортной накладной, путевом листе и сопроводительной ведомости (при ее наличии). В отметке перевозчик должен кратко описать обстоятельства, послужившие основанием для ее проставления и размер штрафа.

Если стороны не составят акт и не проставят указанные отметки, то суд откажет во взыскании штрафа, так как будут отсутствовать надлежащие доказательства невыполнения грузоотправителем своих обязательств (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 июня 2010 г. по делу № А33-16499/2009).

Акт нужно составить в присутствии грузоотправителя или его представителя, причем грузоотправитель должен подписать этот акт. Это важно, потому что по общему правилу односторонние акты не подтверждают обстоятельства, которые являются основанием для возникновения ответственности грузоотправителя. Исключением являются случаи, когда он уклоняется от составления акта.

Перевозчик должен составить акт в день, когда груз должен был быть предъявлен к перевозке. Если этого сделать невозможно, то – в течение следующих суток (п. 80 ППГАТ). Количество экземпляров акта должно равняться числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем двум.

Акт о непредъявлении груза для перевозки должен содержать:

  • дату и место составления акта;
  • Ф.И.О. и должности лиц, которые участвуют в составлении акта;
  • точное описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
  • подписи участвующих в составлении акта уполномоченных лиц.

Непредъявлением груза можно считать в том числе ситуации, когда грузоотправитель необоснованно отказывается использовать поданные транспортные средства. При этом нужно доказать, что предоставленные транспортные средства были пригодны для перевозки соответствующего груза. Чтобы избежать неблагоприятных последствий, перевозчик должен предоставить те транспортные средства, которые были согласованы в договоре, заявке, заказе, заказ-наряде.

Взыскание штрафа за неуказание особых отметок или необходимых мер предосторожности либо искажение сведений о свойствах груза

По сути это ответственность грузоотправителя за неправильное заполнение перевозочных документов. Таким образом, по части 3 статьи 35 УАТ можно взыскать штраф и за предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при автомобильной перевозке особых мер предосторожности, если грузоотправитель неправильно указал наименования или свойства груза.

Взыскание штрафа за задержку (простой) транспортных средств

Простоем автомобиля следует считать не только его фактическую задержку под погрузкой (разгрузкой), но и его задержку на территории грузоотправителя или в пути следования. При этом вина грузоотправителя (грузополучателя) должна быть подтверждена документально.

Размер штрафа зависит от условия договора о сроке для погрузки (выгрузки) груза. При превышении этого срока перевозчик может начислить штраф за задержку (простой) транспортного средства. Основанием для этого будут отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств, которые должен проставить грузоотправитель (грузополучатель).

Если грузоотправитель (грузополучатель) отказывается проставить такие отметки или не согласен с временем прибытия и (или) убытия транспортных средств, перевозчику необходимо составить соответствующий акт (подп. «ж» п. 79 ППГАТ). При этом нужно следовать указанным выше правилам.

Однако отправитель (получатель) груза освобождается от ответственности, если неисполнение им своих обязательств произошло вследствие:

  • непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • временного ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством РФ, по не зависящим от грузоотправителя (грузополучателя) причинам;
  • иных не зависящих от грузоотправителя (грузополучателя) причин.

Это установлено пунктом 2 статьи 794 Гражданского кодекса РФ и статьей 36 УАТ.

Следует также иметь в виду, что для исков к грузоотправителю Гражданский кодекс РФ не устанавливает обязательного претензионного порядка. Однако Арбитражный процессуальный кодекс РФ требует соблюдать досудебный порядок урегулирования споров, которые возникают из гражданских правоотношений (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Для договора перевозки не сделано исключения.

При этом срок исковой давности равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ) ».

Простои при перевозках и оплата за простой

Актуальность проблемы простоя грузового автотранспорта известна каждому грузоперевозчику, получив груз от грузовладельца, он доставляет его на место разгрузки, выполняя свою функцию в цепи грузоперевозок. Однако не редко оказывается так, что машину в назначенный срок не разгружают, такие случаи чаще всего возникают из-за не квалифицированных экспедиторов и водителю самому приходится решать проблемы с разгрузкой автотранспорта.
Приведем ряд правил, которые помогут не допустить простоя при грузоперевозках.

Правила применяемые к грузополучателю:

  1. Получив заявку на перевозку груза, узнаем контактные данные человека ответственного за разгрузку.
  2. Звоним ответственному за разгрузку нашего транспорта, сообщаем какая машина и в какое время приедет на разгрузку, выясняем в какое время её смогут разгрузить и расписание работы склада.
  3. За несколько часов до прибытия автомобиля с грузом на место разгрузки, снова звоним ответственному за разгрузку и напоминаем о прибытии вашего автомобиля.
  4. В случаях задержки либо досрочного приезда, сообщаем об этом грузополучателю, узнаем, не изменилось ли время разгрузки машины.

Правила применяемые к грузоперевозчику:

  1. Берем номер телефона водителя, проверьте, номер должен быть именно водителя не компании которая предоставила транспортное средство для перевозки груза.
  2. При звонке водителю, уточните его планы, а именно время выезда на маршрут после погрузки груза.
  3. По ранее согласованными с грузополучателем сроками, сообщаем грузоперевозчику дату и время доставки. Как правило, при доставке груза до 12 часов дня, разгрузка совершается в этот же день.
  4. Во время прохождения автомобилем маршрута, регулярно связываемся с водителем, интересуясь, не отклоняется ли он, от запланированного времени доставки груза, если же, по каким либо причинам в срок доставить груз не удается, обязательно сообщаем об этом грузополучателю.
  5. Обязательно договоритесь с водителем о звонке вам по приезду на точку разгрузки, а так же после проведения разгрузки автотранспорта.

Что делать, если простой до разгрузки гарантирован?

  1. Обязательно выясняем причину простоя, что именно мешает разгрузке вашего автотранспорта.
  2. Уточняем время начала разгрузки, старайтесь получить точные данные, а не ответы «скоро» или «сегодня».
  3. Позвоните водителю, проинформируйте его о принятых мерах для скорейшей разгрузки.
  4. За час до предполагаемой разгрузки, заново позвоните человеку отвечающему за разгрузку и уточните, не изменилось ли назначенное ранее время разгрузки транспорта. Если же время в назначенный срок разгрузить автотранспорт не удастся, начните заново задавать вопросы указанные с первого пункта.
  5. Если же и теперь получить точное время разгрузки не удалось, свяжитесь с руководством грузополучателя, сообщите о простое транспорта на разгрузке, попросив о содействии и уверив о том, что звонки будут продолжаться до тех пор, пока машину не разгрузят.

В большинстве случаев, следуя данным пунктам, вы избежите длительные простои во время разгрузки груза.

Оплата простоя
При задержке разгрузки встает вопрос о возмещении убытков связанных с простоем автотранспорта. Пункты оплаты за простой обычно указываются в договоре. Однако и данный пункт об оплате за простой, не гарантирует своевременную разгрузку транспортного средства. Несколько советов по данному поводу:

  1. После прибытия на точку разгрузки, водитель предъявляет грузополучателю путевой лист, для записи в нем времени прибытия транспорта на разгрузку. Бывают случаи, когда грузополучатели отметку о прибытии ставить не хотят, аргументируя не совсем адекватными доводами. В таком случае водитель должен настаивать на отметке, так как путевой лист является одним из документов по которому списывается топливо.
  2. В случае если простоя при разгрузке не избежать, а машина уже в пути, имеет смысл сообщить об этом водителю, согласовать с ним время разгрузки груза. В таком случае водитель может на дольше задержаться на стоянке, а не ехать на место разгрузки ожидая своей очереди.
  3. Обязательно узнайте время указанное на разгрузку по договору, и именно по нему планируйте время доставки груза на точку разгрузки. Именно этот пункт в договоре позволит вам рассчитать оплату за простой транспорта при разгрузки.
  4. Согласуйте с заказчиком время которое планируется потратить на загрузку и последующую разгрузку, а так же расценки за оплату простоя. Данные пункты должны указываться письменно в договоре.

Надеемся что рекомендации представленные в данной статье помогут вам избежать простоя при разгрузке, либо получить оплату за сверхурочный простой транспорта.

Как оформить простой транспорта