Решение Московского городского суда от 16 октября 2014 г. N 7-3914/14 (ключевые темы: нерабочие праздничные дни — правила внутреннего трудового распорядка — государственная инспекция труда — охрана труда — время отдыха)

Решение Московского городского суда от 16 октября 2014 г. N 7-3914/14

Судья: Зарецкая О.А. дело N 7- 3914/2014

16 октября 2014 года город Москва

Судья Московского городского суда А.С.Андриясова, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ООО *** по доверенности Н.С.*** на решение судьи Люблинского районного суда г.Москвы от 02 сентября 2014 года, которым

Постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в городе Москве от 07.08.2014 г. N7-*** по ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО *** оставлено без изменения, а жалоба ООО *** без удовлетворения,

Постановлением Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г.Москве N7-*** от 07.08.2014 г. по делу об административном правонарушении ООО *** привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 45 000,00 рублей.

Законный представитель — генеральный директор ООО *** С.М.*** обратился с жалобой на постановление должностного лица в Люблинский районный суд г.Москвы, судьей которого вынесено указанное выше решение.

В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник по доверенности Н.С.*** выражает несогласие с решением судьи, просит решение суда и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы защитник указал, что судом не установлены все обстоятельства по делу; оценка доказательств произведена ненадлежащим образом; событие административного правонарушения отсутствует, проверка проводилась по факту выявления задержки заработной платы, в правилах внутреннего трудового распорядка ООО *** содержится раздел, устанавливающий рабочее время и время отдыха; прямого указания дат нерабочих праздничных дней в правилах внутреннего распорядка не требуется.

В судебное заседание законный представитель — генеральный директор ООО *** С.М. *** не явился, извещен, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Суд, руководствуясь ст.25.4 КоАП РФ, рассмотрел дело в отсутствие законного представителя ООО ***.

В судебном заседании защитники *** С.А., *** Н.С. поддержали доводы жалобы, дополнительно указали, что вопросы, не отраженные в Правилах внутреннего трудового распорядка регулируются трудовыми договорами, заключаемыми с работниками Общества, в т.ч. вопросы о времени труда и отдыха.

Проверив материалы дела в полном объеме, заслушав защитников *** С.А., *** Н.С., изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Как усматривается из материалов дела, сотрудниками Государственной инспекции труда в городе Москве в период с 18.07.2014 г. по 31.07.2014 г. проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в ООО ***. По результатам проверки было установлено, что в Правилах внутреннего трудового распорядка для работников ООО ***, утвержденных Генеральным директором А.Г. *** от 20.02.2013 г., в нарушение ч.4 ст.189 ТК РФ, не указаны нерабочие праздничные дни.

Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в городе Москве *** Д.П. 06.08.2014 г. в отношении ООО *** составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

07.08.2014 г. Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в г.Москве *** Д.П. вынесено постановление о привлечении ООО *** к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу генерального директора ООО *** С.М.*** на постановление по делу об административном правонарушении, судья в нарушениест. ст. 24.1 и26.1 КоАП РФ, не принял мер к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств по данному делу, не оценил представленные по делу доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

В Правилах внутреннего трудового распорядка для работников ООО ***, утвержденных Генеральным директором А.Г. *** от 20.02.2013г., действующих на момент проведения проверки, имеется раздел 4 «Рабочее время и время отдыха» (п.4.1-4.3), регламентирующий в т.ч. продолжительность рабочего времени, режим работы, время труда и отдыха, перерывы в течение рабочего дня смены; ежедневный отдых; выходные дни; нерабочие праздничные дни; отпуска.

Таким образом, указание в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении к административной ответственности ООО *** о том, что в Правилах внутреннего трудового распорядка не указаны нерабочие праздничные дни, не содержит надлежащего описания события административного правонарушения.

Вывод судьи районного суда о том, что перечень нерабочих праздничных дней, определенный в ТК РФ должен быть указан в правилах внутреннего распорядка, является неверным.

В соответствии со ст. 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка — локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящимКодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Как усматривается из указаннойнормы , в ней имеется перечень вопросов, регулируемых правилами внутреннего трудового распорядка. Однако в ст.189 ТК РФ отсутствуют требования о конкретном указании в Правилах внутреннего трудового распорядка перечня нерабочих праздничных дней, установленных ч.1 ст.112 ТК РФ.

Кроме того, в Правилах внутреннего трудового распорядка для работников ООО ***, действующих на момент проведения проверки, имеется раздел 2 «Основные права и обязанности работников», в соответствии с 2.3 указанного раздела Правил работник имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых отпусков.

В силу положений ст.5.27 КоАП РФ объективная сторона правонарушения, выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде или об охране труда.

А потому, то обстоятельство, что в Правилах внутреннего трудового распорядка ООО *** не указаны нерабочие праздничные дни, установленные ТК РФ, в качестве официальных праздников на всей территории Российский Федерации, не является нарушением или невыполнением норм действующего законодательства о труде или об охране труда.

Перечень нерабочих праздничных дней, установленных нормами ТК РФ, не требует дополнительного закрепления в таком локальном акте, как Правила внутреннего трудового распорядка.

Кроме того, поскольку помимо нерабочих праздничных днейКонституция РФ иТК РФ гарантируют работнику предоставление выходных дней, с целью реализации в равной мере обеих гарантий законодатель предусмотрел правила переноса выходных дней при их совпадении с праздничными.

В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня (часть пятая статьи 112 ТК РФ).

При таком положении требования ст.189 ТК РФ ООО *** не нарушены.

Таким образом, событие правонарушения — несоблюдение законодательства о труде и охране труда — судом по делу не установлено, в связи с чем, судебное решение и постановление должностного лица в отношении ООО *** подлежат отмене, а производство по делу прекращению, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясьст. ст. 30.4 , 30.6 — 30.8 КоАП РФ,

Жалобу защитника ООО *** по доверенности Н.С.*** удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции в городе Москве от 07.08.2014 г. NN7-*** и решение судьи Люблинского районного суда г.Москвы от 02 сентября 2014 года по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении ООО *** отменить, производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Московского городского суда А.С.Андриясова

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле

СТ 14.20 КоАП РФ

1. Осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 14.20 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области экспортного контроля.

Данные административные правонарушения посягают на интересы Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности, безопасность государства, а также международный режим нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки.

Права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности в области экспортного контроля установлены Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий, подпадающих под экспортный контроль, утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.

Например, в настоящее время действуют:

— Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14.02.1996 N 202;

— Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14.01.2003 N 36;

— Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 17.12.2011 N 1661;

— Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, утвержденный Указом Президента РФ от 20.08.2007 N 1083;

— Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 08.08.2001 N 1005.

2. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образуют осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 16.1, 16.3, 16.19 КоАП РФ.

3. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образуют несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов.

4. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи могут являться российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — участник внешнеэкономической деятельности, их работники — должностные лица или граждане, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности, по ч. 2 — должностные и юридические лица.

5. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а по ч. 1 — также должностные лица органов, уполномоченных в области правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (п. 74 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности РФ, его территориальных органов (п. 56 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов экспортного контроля (ст. 23.9 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, могут быть переданы судье в случае, если должностное лицо органа экспортного контроля придет к выводу о необходимости применения административного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

7. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, влечет уголовную ответственность (ст. 189 УК РФ). При этом привлечение виновного физического лица к уголовной ответственности не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Статья 16.16. Нарушение сроков временного хранения товаров

СТ 16.16 КоАП РФ

Нарушение сроков временного хранения товаров —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

Комментарий к Ст. 16.16 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.16 КоАП РФ, является порядок процедуры временного хранения товаров, срок которых нарушен.

Срок временного хранения товаров составляет два месяца. По мотивированному письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган вправе продлить указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать четыре месяца, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, — шесть месяцев.

Для отдельных товаров установлены специальные сроки хранения. Так, товары, подвергающиеся быстрой порче, могут храниться на складе временного хранения в пределах срока сохранения их качеств, позволяющих использовать такие товары по назначению, но не более предельного срока хранения. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, могут быть помещены на склад временного хранения до их вывоза с таможенной территории. Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток.

В соответствии с п. 3 ст. 170 Таможенного кодекса Таможенного союза срок временного хранения исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.

До истечения срока временного хранения товары должны быть выпущены в соответствии с определенной таможенной процедурой.

Нарушение срока временного хранения выражается в непринятии мер по выпуску товаров, например, таких, как:

— подача таможенной декларации, а также действия, которые необходимо выполнить для соблюдения условий выпуска товаров, установленных ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза;

— уплата таможенных пошлин, налогов или обеспечение их уплаты, соблюдение запретов, ограничений, предусмотренных законодательством РФ.

Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения или в иных местах, определенных гл. 23 Закона о таможенном регулировании.

Товары могут помещаться на склад временного хранения:

— для осуществления выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой (как в месте прибытия на таможенную территорию, так и внутри таможенной территории). В этом случае временное хранение товаров допускается также в иных местах — на складе получателя, в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях;

— если ввезенные товары запрещены к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации (в соответствии со ст. 183 Закона о таможенном регулировании товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или обороту на территории Российской Федерации, подлежат помещению на склад временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля);

— в случаях изъятия товаров таможенными органами при проведении специальной таможенной ревизии (ст. 134 Таможенного кодекса Таможенного союза), а также у лиц, приобретших незаконно перемещенные товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 168 Закона о таможенном регулировании).

Состав рассматриваемого правонарушения необходимо отграничивать от других составов, закрепленных в гл. 16 КоАП РФ. Согласно ст. 189 Закона о таможенном регулировании срок временного хранения товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу за пределы этой территории, составляет трое суток с момента задержания. Вместе с тем в случае нарушения данного срока хранения ст. 16.16 КоАП РФ не может быть применена, так как выпуск таких товаров невозможен. В то же время невывоз таких товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации образует состав таможенного правонарушения, предусмотренного ст. 16.18 КоАП РФ.

Применение ст. 16.16 КоАП РФ в отношении товаров, которые уже оформлены в соответствии с таможенной процедурой экспорта и по каким-либо причинам не вывезены за пределы таможенной территории, не представляется возможным, так как эти товары уже выпущены и не имеют статуса находящихся на временном хранении. По этой же причине необоснованно применение рассматриваемой статьи в отношении товаров, изъятых таможенными органами на основании ч. 4 ст. 183 Закона о таможенном регулировании.

2. Субъектами ответственности по комментируемой статье являются лица, на которых возложена обязанность совершить таможенные операции, необходимые для выпуска товаров.

3. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.16 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Осознание признаков предмета преступления, предусмотренного статьей 189 УК РФ: позиция судебной практики

В связи с тем, что неконтролируемое распространение вооружений, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки представляет реальную угрозу миру и безопасности человечества, общественной безопасности и общественному порядку, жизни и здоровью граждан, важное значение приобретает правовое обеспечение борьбы, в том числе с помощью строго уголовного наказания, с незаконным экспортом или передачей сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Уголовная ответственность за незаконные экспорт из Российской Федерации или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, предусмотрена ст. 189 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УК РФ).

Однако, несмотря на то, что общественно опасные деяния в области экспортного контроля криминализированы, реального воздействия этот факт на состояние преступности в рассматриваемой сфере практически не оказывает, а ст. 189 УК РФ не работает. Это выражается, в частности в том, что во многих случаях уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ, либо не возбуждаются, либо содеянное квалифицируется как иное преступление. Решение указанной задачи осложняется трудностями квалификации деяний, содержащих признаки преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ, в силу специфики предмета преступного посягательства.

Так, предметом преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ, являются сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация, которые могут быть использованы при создании вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.

То есть все виды предмета преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ, должны одновременно обладать двумя обязательными признаками: во-первых, они могут быть использованы при создании вооружения и военной техники (ч. 1 ст. 189 УК РФ) или оружия массового поражения, средств его доставки (ч. 3 ст. 189 УК РФ), во-вторых, в отношении их должен быть установлен экспортный контроль.

Порядок экспорта или передачи вышеуказанных предметов и технологий регулируется положениями Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» [3]; Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» [4]; Федерального закона от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [5]; Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» [6] и Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 277-ФЗ «О ратификации Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств – членов Евразийского экономического сообщества» [7].

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об экспортном контроле» контролируемыми товарами и технологиями признаются сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона «Об экспортном контроле»). В настоящее время действуют шесть списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, утверждённых следующими указами Президента Российской Федерации: от 14 февраля 1996 г. № 202 «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль» [8]; от 08 августа 2001 г. № 1005 «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» [9]; от 28 августа 2001 г. № 1082 «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» [10]; от 14 января 2003 г. № 36 «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль» [11]; от 20 августа 2007 г. № 1083 «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю» [2]; от 17 декабря 2011 г. № 1161 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» [13].

Статья 14.20 КоАП РФ. Нарушение законодательства об экспортном контроле (действующая редакция)

1. Осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 14.20 КоАП РФ

1. В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. К внешнеэкономической деятельности по смыслу вышеназванного Федерального закона относится внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Согласно Федеральному закону «Об экспортном контроле» под контролируемыми товарами и технологиями понимаются сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержден Указом Президента РФ от 8 августа 2001 г. N 1005.

2. Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, подлежат лицензированию. На экспорт отдельных видов контролируемых товаров в иностранные государства, придерживающиеся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, могут выдаваться генеральные лицензии, т.е. лицензии с указанием количества товаров без определения конкретного покупателя. Перечень иностранных государств и виды контролируемых товаров, на экспорт которых разрешается выдача генеральных лицензий, устанавливаются Правительством РФ.

Генеральная лицензия может выдаваться только российскому юридическому лицу, создавшему внутрифирменную программу экспортного контроля и получившему в установленном порядке свидетельство о государственной аккредитации, предусмотренное ст. 16 Федерального закона «Об экспортном контроле».

3. По смыслу вышеназванного Федерального закона к российским участникам внешнеэкономической деятельности (российским лицам) относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное местонахождение на ее территории, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное местожительство на территории РФ, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В качестве иностранных лиц рассматриваются юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное местожительство.

4. Вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий без передачи их иностранному лицу, в частности для демонстрации на выставках или в целях использования для собственных нужд, может осуществляться без лицензий при условии, что такие товары и технологии будут оставаться под непосредственным контролем российского лица, осуществляющего их вывоз из Российской Федерации, и будут возвращены в Российскую Федерацию в установленные сроки.

Решение о вывозе из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий без лицензий принимается межведомственным координационным органом по экспортному контролю в порядке, определенном Правительством РФ.

5. Согласно ст. 23 Федерального закона «Об экспортном контроле» российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны вести учет внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля. Документы, относящиеся к внешнеэкономическим сделкам с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, должны храниться в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством РФ.

К законодательству об экспортном контроле относятся также подзаконные акты, принятые в соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле».

Порядок экспорта из Российской Федерации и импорта в Российскую Федерацию ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, включенных в Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 202, установлен Положением об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 973 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 612).

Указанным Постановлением Правительства РФ утверждены Перечень ядерных материалов, оборудования и специальных неядерных материалов, на экспорт которых не требуются заверения страны-получателя, а также Правила направления информации об экспорте и импорте ядерных товаров и технологий.

Случаи ввоза (вывоза) ядерных товаров и технологий, при которых не требуется оформление лицензий Минэкономразвития России, установлены приложением 2 к Положению об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий.

6. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» данный Федеральный закон не применяется при лицензировании внешнеэкономических операций.

Порядок лицензирования внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями определен ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», а также ст. 16, 19 — 22 Федерального закона «Об экспортном контроле».

7. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 990, Минэкономразвития России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

8. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, квалифицируются как преступление (ст. 189 УК).

9. Документы, представляемые при перемещении товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, через таможенную границу РФ, устанавливаются таможенными правилами. Представление документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, в указанном случае квалифицируется по ст. 16.1 КоАП. Нарушение требований (условий, ограничений) таможенного режима при проведении операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, пользование либо распоряжение указанными товарами и технологиями не в соответствии с таможенным режимом, под который они помещены, квалифицируются по ч. 1 ст. 16.19 КоАП (см. комментарий к названным статьям).

10. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Минэкономразвития России и его территориальных органов — согласно ч. 2 ст. 23.9 КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Коап ст 189