Статья 20.25. Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста

Статья 20.25. Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.25, являются общественный порядок и общественная безопасность.

2. Объективная сторона правонарушения предусмотренного:

1) в ч. 1 (она введена в ст. 20.25 Законом N 161 и вступила в силу с 16.12.2003 г.) состоит в том, виновный не уплачивает в срок, предусмотренный в ст. 32.2 КоАП, административный штраф, назначенный ему в качестве административного наказания. Данное правонарушения совершается путем бездействия. Оно считается совершенным с момента истечения срока уплаты штрафа. ВС разъяснил, что дело об АП предусмотренного в ч. 1 ст. 20.25, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, может быть возбуждено по истечении 30 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) предусмотренных ст. 31.5. Эти дела рассматриваются судьей в сроки, установленные в ч. 4 ст. 29.6 (п. 11 Обзора от 07.03.07);

2) предусмотренного в ч. 2 состоит в том, что виновный самовольно (т.е. без разрешения, полученного предварительно и в установленном порядке от уполномоченного госоргана) оставляет место отбывания административного ареста. Речь идет даже о кратковременном (например, на 1 час, 1,5 часа) оставлении упомянутого места. С другой стороны, данное административное правонарушение следует отличать от состава преступления, предусмотренного в ст. 313 УК (она устанавливает уголовную ответственность за побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, совершенный лицом, отбывающим наказание или находящимся в предварительном заключении). При совершении АП предусмотренного в ст. 20.25 виновный нарушает и нормы Положения о порядке отбывания административного ареста (утв. пост. Правительства РФ от 02.10.02 N 726). Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения. Оно совершается исключительно в форме действий.

3. Субъектом анализируемого административного правонарушения являются только вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста, отбывающие административный арест.

4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется лишь прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.25, показывает, что:

1) виновному в совершении правонарушения предусмотренного в ч. 1 назначается только штраф (в удвоенном размере), а предусмотренного в ч. 2 — административный арест сроком до 15 суток (см. коммент. к ст. 3.5, 3.9);

2) и штраф, и административный арест назначаются судьей (см. коммент. к ст. 23.1).

О судебной практике по ст. 20.25 см. п. 9 Пост. от 21.11.05. О практике применения ст. таможенными органами см. распоряжение ФТС от 21.02.07 N 56-р и письмо ФТС от 15.04.08 N 01-11/14890.

Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания

СТ 20.25 КоАП РФ

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, —

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

2. Самовольное оставление места отбывания административного ареста или уклонение от отбывания административного ареста-

влечет административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

3. Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации.

4. Уклонение от отбывания обязательных работ —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Нарушение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения —

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Примечания:

1. К административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не привлекаются иностранные граждане и лица без гражданства в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

3. Административный арест, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Комментарий к Ст. 20.25 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей 20.25, являются общественные отношения в области охраны общественного порядка. Предметом посягательства правонарушения выступают правила исполнения административного наказания, урегулированные ст. 32.2 КоАП РФ (исполнение постановления о наложении административного штрафа), Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 726, Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, содержащимися в приложении N 4 к Приказу МВД России от 06.06.2000 N 605дсп, и др.

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в неуплате наложенного административного штрафа в срок, установленный в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 этой статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении указанного срока судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение 10 суток (а в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме этого, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 комментируемой статьи 20.25 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 анализируемой статьи, не составляется в случае, указанном в примечании N 1 к этой статье.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в самовольном оставлении места отбывания административного ареста путем осуществления соответствующих действий. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества (ст. 3.9 КоАП РФ).

В ст. 32.8 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел, а отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

4. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) выражается в уклонении иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

5. Объективная сторона правонарушения (ч. 4) выражается в уклонении от отбывания обязательных работ.

6. Объективная сторона правонарушения (ч. 5) выражается в нарушении административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

7. Субъектами правонарушения являются граждане.

8. С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется умышленной формой вины.

9. Согласно п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи вправе составлять должностные лица органов и учреждений, вынесших постановления о наложении административных штрафов, либо уполномоченные лица коллегиальных органов, вынесших постановления о наложении административных штрафов, а по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями, протоколы составляют судебные приставы-исполнители. Кроме этого, дела о нарушениях по ч. 1 анализируемой статьи составляют должностные лица учреждений уголовно-исполнительной системы (п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). Протоколы о правонарушениях, квалифицируемых по ч. ч. 2 и 5 комментируемой статьи 20.25 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

10. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Коап статья 2025 часть 1

Согласно Кодекса об административных правонарушениях РФ: неуплата административного штрафа в срок, установленный законом, квалифицируется, как самостоятельное правонарушение и влечёт за собой риск привлечения неплательщика к административной ответственности.

Содержание статьи

В статье рассмотрены вопросы возбуждения дел по статье 20.25 КоАП РФ, порядок привлечения к ответственности за неуплату штрафа при нарушении ПДД РФ и освобождения от наказания при истечении срока давности штрафа ГИБДД.

Основания для привлечения к ответственности за неуплату штрафа ГИБДД

При неуплате штрафа ГИБДД за нарушение Правил дорожного движения РФ, а равно его оплаты в неполном размере, нарушитель привлекается по статье 20.25 части 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП, Кодекс).

На сегодняшний день, названная выше диспозиция статьи, распространяется в том числе и на лиц, совершивших нарушения ПДД РФ и выглядит следующим образом:

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КРФ об АП, влечет применение одного из следующих наказаний:

— административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей,

либо

— административного ареста на срок до пятнадцати суток,

либо

— обязательных работ на срок до пятидесяти часов.

Как видно из санкции цитируемой правовой нормы, наказания, установленные законодателем в статье 20.25 Кодекса, достаточно серьезны. Также, кроме административного наказания, к субъектам правонарушения могут применяться меры воздействия со стороны судебных приставов, в виде ограничения прав управления транспортными средствами, наложения ареста на имущество должника, запрет на выезд за пределы Российской Федерации. Логика законодателя, установившего такие наказания за неоплату штрафа понятна и закономерна, если рассуждать с точки зрения государства.

Несмотря на то, что статья 20.25 КоАП РФ действует уже много лет, но собираемость административных штрафов от этого не увеличилась. Свидетельством тому является норма, принятая не так давно, по которой сумма штрафа ГИБДД за нарушения ПДД РФ, снижается на 50 процентов автоматически, при оплате в двадцатидневный срок с момента его вынесения (статья 32.2 пункт 1.3 Кодекса). Что остается делать простому гражданину, который волею случая или жизненных обстоятельств не смог уплатить назначенный ему штраф ГИБДД за нарушение правил дорожного движения?

Поставленный вопрос требует прежде всего разъяснений, а ответ на него, напрямую зависит от конкретных обстоятельств того или иного случая. Ведь водитель или собственник транспортного средства, что бывает достаточно часто, мог и не знать о вынесенных штрафах за нарушения правил дорожного движения. Часто штрафы не оплачиваются и не доплачиваются из-за материального положения нарушителя, который потерял работу, заболел или попал в иную сложную жизненную ситуацию. В этих случаях, при возбуждении дела по статье 20.25 Кодекса, требуется обратиться к адвокату по автомобильному праву или автоюристу, которые помогут найти приемлемый выход из сложившейся ситуации.

Для того, чтобы не доводить дело до административной ответственности за неуплату штрафа ГИБДД, следует знать требования закона и возможности, которые имеются у водителя, при исполнении постановления по делу об административном правонарушении.

  • Штраф за нарушение ПДД должен быть оплачен не позднее шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу. Важно правильно исчислить срок вступления решения о штрафе, так как от этого зависит решение вопроса о законности привлечения к наказанию за его неуплату.
  • При невозможности оплаты штрафа по уважительным причинам, связанным с материальным положением лица, привлеченного к наказанию, ему надлежит обратиться в суд или орган, вынесший постановление о назначении административного штрафа, за нарушение ПДД РФ, с заявлением об отсрочке срока оплаты в порядке, предусмотренном статьей 31.5 Кодекса.
  • Как правило, при обоснованном и правильно составленном ходатайстве о предоставлении рассрочки, административные органы, вынесшие постановления о штрафах, предоставляют дополнительное время для исполнения обязанности по оплате штрафа ГИБДД. Срок рассрочки составляет от одного до трех месяцев (в зависимости от обстоятельств дела). Таким образом, у вас появится законная возможность осуществлять платежи по частям без нарушения срока оплаты административного штрафа.

Срок давности штрафа ГИБДД по статье 20.25 КоАП РФ

Возбуждение производства по делу по части 1 статьи 20.25 КРФ об АП находится в компетенции сотрудников полиции. Как правило, административный протокол составляется сотрудником государственной инспекции по БДД или участковым уполномоченным ОВД. Кроме названных категорий должностных лиц, это может сделать и судебный пристав, исполняющий постановление о неоплаченном штрафе ГИБДД.

Возбуждение административного производства и документирование правонарушения по части 1 статьи 20.25 Кодекса происходит при его непосредственном выявлении сотрудником ДПС. Если после остановки транспортного средства и проверки водителя по федеральной базе данных должников подтвердятся сведения о неоплаченных ранее штрафах, то инспектор ГИБДД составляет административный протокол. В указанных обстоятельствах транспортное средство помещается на штрафстоянку, водитель задерживается до рассмотрения дела судьей.

Привлечь неплательщика штрафа ГИБДД за нарушение ПДД к административной ответственности можно только в установленном Кодексом порядке и в пределах срока давности, предусмотренном статьей 4.5 КоАП. Подробно мы уже рассматривали этот вопрос в статье:

Таким образом, за пределами трехмесячного срока давности, исчисленного со дня совершения правонарушения, то есть неоплаты административного штрафа, привлечь водителя по статье 20.25 часть 1 КоАП РФ невозможно! Однако, первоначальный штраф за нарушение ПДД, придется отплатить, если не истек двухгодичный срок, предусмотренный на исполнение наказания (статья 31.9 часть 1 Кодекса).

Оспаривание решения о привлечении к административной ответственности за неуплату штрафа ГИБДД

Соблюдение законности при производстве по делам об административных правонарушениях является ключевым принципом, которым должны руководствоваться государственные органы, осуществляющие административную деятельность и правосудие. Однако, как показывает практика, несоблюдение порядка и процедуры привлечения к административной ответственности за неуплату штрафа ГИБДД, является основанием к отмене постановления и прекращению производства по делу.

При наличии оснований к обжалованию постановления, вынесенного по части 1 статьи 20.25 Кодекса, это необходимо сделать. К сожалению, иногда, чтобы добиться справедливости, требуется пройти длительный путь обжалования, вплоть до Верховного суда РФ. В зависимости от правовых оснований и фактических обстоятельств дела, необходимо определить тактику обжалования. При этом всегда следует оценить возможность оспаривания первичного постановления, и сделать это, даже если истекли сроки для подачи жалобы, которые можно восстановить.

Общие вопросы, касающиеся процедуры обжалования, нами рассмотрены в статье:

Правильно разобраться с обжалованием незаконного постановления за неуплату административного штрафа по силам только подготовленным людям или специализирующимся юристам в области административного права.

Примером успешного обжалования постановлений мирового судьи и заместителя председателя областного суда Курской области является постановление судьи Верховного Суда РФ от 8 октября 2015 г. N 39-АД15-6. Обстоятельства дела таковы: гражданин О.Е.Н., был привлечен к ответственности по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, со штрафом в размере 30000 рублей.

По прошествии некоторого времени, судебный пристав-исполнитель составил в отношении О.Е.Н. протокол по части 1 статьи 20.25 Кодекса, а мировой судья назначил за это нарушение штраф в двойном размере – 60000 рублей. Н. безрезультатно обжаловал это постановление в федеральный суд, в областной суд. Только спустя более чем 10 месяцев от даты вынесения несправедливого решения, оно было отменено судьей Верховного Суда РФ, а дело по части 1 статьи 20.25 Кодекса прекращено. «На чём основано такое решение?» – спросите вы, на том, что к моменту составления административного протокола истёк срок давности привлечения к ответственности за неуплату штрафа ПДД.

Уважаемые друзья, при необходимости в получении юридического совета, размещайте ваши вопросы в комментариях к статьям. Обсуждение личного опыта на страницах портала, а равно и дискуссии по темам, рассматриваемым в статьях, приветствуются администрацией ресурса.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

Статья 20.25 КоАП РФ. Уклонение от исполнения административного наказания

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, —

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

2. Самовольное оставление места отбывания административного ареста или уклонение от отбывания административного ареста —

влечет административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

3. Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации.

4. Уклонение от отбывания обязательных работ —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Нарушение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения —

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

1. К административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не привлекаются иностранные граждане и лица без гражданства в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

3. Административный арест, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Комментарии к ст. 20.25 КОАП РФ

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны общественного порядка.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в неуплате наложенного административного штрафа в срок, установленный в ч. 1 ст. 32.2 Кодекса.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, по истечении 30 дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 Кодекса, субъект административной юрисдикции, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа, а также должностному лицу, уполномоченному на возбуждение дела, для составления протокола по ч. 1 комментируемой статьи.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в самовольном оставлении места отбывания административного ареста путем осуществления соответствующих действий. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества (ст. 3.9 Кодекса).

В ст. 32.8 Кодекса предусмотрено, что лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел, а отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726, арестованные должны содержаться в закрытых на замки камерах под постоянной охраной (п. 5); прогулки арестованных проводятся на охраняемой территории специального приемника (п. 12). Арестованные обязаны выполнять требования режима, определяемые правилами внутреннего распорядка специальных приемников, утверждаемыми МВД России (п. 14).

Согласно Правилам внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденным Приказом МВД России от 6 июня 2000 г. N 605 (БНА ФОИВ. 2000. N 32), лица, подвергнутые административному аресту, могут быть использованы с их согласия на физических работах. Организация трудового использования арестованных возлагается на местные органы исполнительной власти, которые по согласованию с руководителями органов внутренних дел определяют перечень соответствующих организаций (п. 54). Кроме того, арестованные могут быть трудоиспользованы на общественно полезных работах, собственных производственных мощностях специального приемника, а также привлекаться к хозяйственным работам по благоустройству помещений органов внутренних дел и специальных приемников (п. 57).

Арестованные выводятся на физические работы под конвоем полиции (п. 59), причем их вывод на работу и контроль за своевременным возвращением осуществляются руководителями и дежурными по специальному приемнику (п. 60). Что касается обеспечения охраны труда и мер безопасности на работах, то оно осуществляется организацией-работодателем, а при работе на объектах органов внутренних дел или специального приемника — начальником специального приемника (п. 61).

Изучение практики исполнения постановлений об административном аресте показывает, что рассматриваемое правонарушение встречается, как правило, при трудовом использовании арестованных.

4. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является лицо (как физическое, так и юридическое), подвергнутое административному наказанию в виде штрафа. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, является гражданин, отбывающий административный арест.

5. Правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (что встречается достаточно редко). Деяние, предусмотренное ч. 2 данной статьи, с субъективной стороны характеризуется исключительно наличием умысла.

6. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Согласно п. 12 ч. 5 ст. 28.3 протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи вправе составлять должностные лица органов, вынесших постановления о наложении административных штрафов, а по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями, протоколы составляют судебные приставы-исполнители. Кроме того, дела о нарушениях по ч. 1 данной статьи составляют должностные лица учреждений уголовно-исполнительной системы (п. 5 ч. 5 ст. 28.3). Протоколы о правонарушениях, квалифицируемых по ч. 2 комментируемой статьи, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Извлечение из обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утв. 20.12.2014, по вопросам применения Кодекса РФ об административных правонарушениях

Президиумом Верховного Суда

24 декабря 2014 года

ОБЗОР

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 (2014)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

III. Разъяснения по вопросам применения Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях

ВОПРОС 2. Образуют ли объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ, действия лица, выразившиеся в уклонении от отбывания административного наказания в виде обязательных работ, в случае, если такое лицо считается подвергнутым административному наказанию по указанной норме?

ОТВЕТ. Согласно ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

В соответствии с ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ уклонение от обязательных работ является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Частью 8 ст. 109.2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае уклонения должника от отбывания обязательных работ, выразившегося в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ под уклонением лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания этого вида административного наказания понимается неоднократный отказ от выполнения работ, и (или) неоднократный невыход такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократное нарушение трудовой дисциплины, подтвержденные документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы.

Из системного толкования приведенных норм следует, что ч. 8 ст. 109.2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ носит бланкетный характер и отсылает к правилам исполнения административного наказания в виде обязательных работ, закрепленным в ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ.

Таким образом, объективная сторона названного административного правонарушения характеризуется действиями лица, которому назначен этот вид административного наказания, выразившимися в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает этот вид наказания (ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ).

Анализ состава данного административного правонарушения позволяет прийти к выводу, что оно не является длящимся и окончено с момента повторного нарушения лицом, привлеченным к административной ответственности, порядка отбывания административного наказания в виде обязательных работ.

При этом согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено.

Таким образом, лицо, привлеченное к административной ответственности за уклонение от исполнения административного наказания в виде обязательных работ, должно отбыть обязательные работы в течение всего назначенного срока наказания.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ, окончено с момента повторного совершения действий, указанных в ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение в виде уклонения от обязательных работ, может быть привлечено к административной ответственности за указанное правонарушение неоднократно в течение всего срока отбывания этого вида наказания, то есть и в случае, когда такое лицо уже подвергалось административному наказанию по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ.

ВОПРОС 3. Возможно ли привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ лица, ранее подвергнутого административному наказанию за неуплату административного штрафа по указанной норме?

ОТВЕТ. Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере, административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Сроки уплаты административного штрафа закреплены в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ и подлежат исчислению с момента вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 данного кодекса.

В силу ст. 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было обжаловано или опротестовано, по истечении десяти дней с момента получения или вручения копии постановления лицом, привлекаемом к административной ответственности.

Анализ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, позволяет прийти к выводу, что с объективной стороны оно характеризуется бездействием лица, выразившимся в неуплате административного штрафа в установленный законом срок, независимо от того, за какое первоначальное правонарушение лицу, его совершившему, было назначено административное наказание в виде штрафа.

Таким образом, неуплата административного штрафа, наложенного на основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный названной нормой.

ВОПРОС 4. Обязан ли судья приостановить исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в случае принятия Европейским Судом по правам человека обеспечительных мер, предписывающих Российской Федерации воздержаться от выдворения привлеченного к административной ответственности лица?

ОТВЕТ. В силу ст. 31.6 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также в иных случаях, предусмотренных названным кодексом.

При этом КоАП РФ не предусматривает возможности приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в случае принятия Европейским Судом по правам человека обеспечительных мер, предписывающих Российской Федерации воздержаться от выдворения привлеченного к административной ответственности лица.

Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ указанный кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

В соответствии с правилом 39 Регламента Европейского Суда по правам человека (в редакции от 1 июля 2014 г.) по обращению стороны в деле или любого другого заинтересованного лица либо по своей инициативе Палата или, в соответствующих случаях, председатель секции или дежурный судья вправе указать сторонам на обеспечительные меры, которые следует принять в интересах сторон или надлежащего порядка проведения производства по делу. Согласно Практическому руководству по применению обеспечительных мер (правило 39 Регламента Европейского Суда по правам человека), изданному Европейским Судом по правам человека, указанные меры являются обязательными для государства, в отношении которого эти меры были приняты.

В силу ст. 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. государства-участники обязываются воздерживаться от любого действия или бездействия, которое может воспрепятствовать эффективному осуществлению права на индивидуальную жалобу в Европейский Суд. Неисполнение государством обеспечительных мер может представлять собой нарушение ст. 1, 34 названной конвенции.

Европейский Суд придает особое значение обеспечительным мерам. Их цель, подчеркивается Европейским Судом, не только в осуществлении эффективного рассмотрения жалобы, но также в обеспечении эффективной защиты, предоставляемой заявителю Конвенцией; такое указание впоследствии позволит Комитету Министров контролировать исполнение окончательного постановления Европейского Суда. Следовательно, указанные меры позволяют соответствующему государству соблюдать свое обязательство исполнять окончательное постановление Европейского Суда, которое имеет обязательную силу в соответствии со ст. 46 Конвенции. Решающее значение обеспечительных мер дополнительно подкрепляется тем фактом, что Европейский Суд указывает на них, как правило, в исключительных случаях на основании тщательного рассмотрения всех относимых обстоятельств. В большинстве подобных случаев заявители сталкиваются с реальной угрозой жизни и здоровью и последующей реальной угрозой тяжкого невосполнимого вреда в нарушение ключевых положений Конвенции. Эта важная роль обеспечительных мер в конвенционной системе не только подкрепляет правовое влияние на заинтересованные государства, как установлено последовательной прецедентной практикой, но также придает максимальное значение вопросу о соблюдении государствами-участниками указаний Европейского Суда в этом отношении (пп. 212 — 213 постановления от 25 апреля 2013 г. по делу «Савриддин Джураев против Российской Федерации».

Таким образом, исходя из ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ и с учетом международно-правовых обязательств Российской Федерации, в случае принятия Европейским Судом по правам человека согласно правилу 39 Регламента обеспечительных мер, предписывающих Российской Федерации воздержаться от любых действий по высылке или выдаче или иному принудительному перемещению заявителя в третье государство, судье следует приостановить исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения.

Коап статья 2025 часть 1