И.О.Краснова Земельное право ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ Второе издание, переработанное и дополненное

Транскрипт

1 И.О.Краснова Земельное право ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ КУРС Второе издание, переработанное и дополненное ЮРИСТЪ Москва 2003 ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ПРЕДИСЛОВИЕ ВВС РФ БНА ВВС (РСФСР, РФ) ГК ЗК КоАП САПП РФ СЗ РФ СП (СССР, РСФСР) УК УПК Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации Земельный кодекс Российской Федерации Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации Собрание постановлений Правительства (СССР, РСФСР) Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Земельные отношения в жизни современного российского общества занимают особо заметное место. За короткий срок благодаря земельной реформе миллионы граждан стали собственниками земельных участков, иногда не до конца ощутив все юридические последствия такой метаморфозы. Осторожными, но уверенными шагами идет формирование рынка земли. Некогда неискушенные в рыночных отношениях граждане набирают опыт в совершении сложных по юридической технике и бюрократическим процедурам земельно-правовых сделок. Настоящие революционные события происходят в земельном законодательстве. Именно земельное законодательство в начале 90- х гг. стало первым объектом реформирования в системе других отраслей природоресурсного законодательства. Его дальнейшее развитие продолжает оставаться предметом особого внимания законодателей и поныне. Если в Советском Союзе, превосходившем по территории Россию примерно в два раза, земельные отношения регулировались единственным общесоюзным законом Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, то сегодня только федеральных законов, посвященных исключительно землям, уже принято порядка пяти, не считая множества иных, частично регулирующих земельные отношения. В системе государственных органов исполнительной власти появился мощный блок ведомств, которым переданы полномочия по управлению земельными отношениями. Их работа протекает в сложных условиях ставших регулярными административных преобразований. Не менее сложно развиваются события и в правовой науке. Идут жаркие научные споры относительно места земельного права в отечественной правовой системе. В некогда едином коллективе экологов выделились специалисты по земельному праву, настаивающие на признании особо значимого и потому самостоятельного места возродившейся в новом качестве отрасли. Перед современной наукой стоит еще немало дискуссионных проблем, связанных с вопросами определения сферы правового регулирования земельного права, развития правовых механизмов наиболее эффективной государственной земельной политики, выбора под- 10 Предисловие ходов и решений относительно дальнейших путей формирования земельного законодательства. Перемены в земельном законодательстве, теории и практике земельного права не прошли незаметно для системы высшего юридического образования. Учитывая потребность в формировании специальных знаний в данной области, в программу обучения юридических высших учебных заведений с начала 90-х гг. включен обязательный курс «Земельное право». В процессе изучения курса

2 студентам надлежит приобрести широкие знания о земельном законодательстве, теоретических взглядах ученых, научиться анализировать нормативные правовые акты, находить в них достоинства и недостатки, подготовиться к работе в государственных органах власти, получить практические навыки решения земельных вопросов и защиты земельных прав граждан и организаций. Настоящий учебник подготовлен с учетом этих задач. Структурно учебный материал распределен по главам, отражающим все основные вопросы правового регулирования земельных отношений. В первых главах освещены основные вопросы теории земельного права, включая определение понятия данной отрасли, соотношения земельного права с другими отраслями права, понятия земельных правоотношений, источников земельного права. В последующих главах изложен материал по институтам земельного права права собственности, права землепользования, права государственного управления, правовой охраны земель и юридической ответственности за земельные правонарушения. В отдельных главах раскрывается правовой режим каждой категории земель. Учитывая, что учебник подготовлен по рубрике издательской деятельности «Элементарный курс», вопросы курса изложены максимально компактно, лаконично, порой без деталей и подробностей. Учебник служит необходимым фундаментом, позволяющим выйти на базовые позиции в изучении земельного права. В нем даны основные ориентиры и характеристика принципиальных положений земельного законодательства. На основе материала учебника заинтересованный студент и читатель смогут, самостоятельно работая с нормативными и научными источниками, расширить свои познания в земельном праве и развить необходимые практические навыки. Автор выражает глубокую признательность своим учителям, которые щедро дарили свои знания, открыв двери в интересный и полный неизведанного мир права. Глава 1 ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА 1. Значение и состояние земель Земля один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.). В современный период в условиях научно-технического прогресса земля не потеряла ни одного из своих назначений. Наука и производство, достигнув успехов в освоении природы, все же не нашли замены земле. Более того, за последние годы пришло понимание ценности земель как незаменимого элемента единого мира природы, участвующего в поддержании необходимого для выживания человека экологического баланса. Одновременно в современных условиях возникли опасения относительно сохранения устойчивой способности земель отвечать общественным потребностям. Существует предположение, что в дальнейшем общество не только не утратит потребности в использовании земель, но и в своем развитии создаст угрозу возникновения дефицита земельных ресурсов. Основными возможными причинами кризиса являются: рост народонаселения в условиях ограниченного пространства, вызывающий постоянное сокращение площади земель на душу населения; урбанизация и связанные с этим количественное увеличение и качественное усложнение человеческих потребностей; рост производительных сил, приводящий к усилению нагрузки на земельные ресурсы, их деградации и сокращению полезных площадей. Существует ли опасность возникновения дефицита земель для России? 12 Глава 1. Земельное право в систе ме российского права 1. Значение и состояние земель 13 По площади земель Россия выступает явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн га 1. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн гг. используется под пашню. Такая разница объясняется главныи, образом природноклиматическими условиями страны, ее геогра фическим положением. В силу этих же причин неравномерно осва иваются земли. Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди. Население России сегодня составляет примерно 144,8 млн человек 2. С момента распада СССР характерным для демографических процессов страны стало явление депопуляции. По сравнению с

3 1991 г. население сократилось более чем на 5 млн человек, и снижение численности продолжается. По данным ООН, если нынешняя тенденция сохранится, то население России уменьшится в ближайшие 50 лет на млн человек. Ослабит ли это проблему дефицита земель? Обратимся к дополнительным цифрам. Примерно 58% территории страны, или 10 млн кв. км, находится в зоне вечной мерзлоты, где землепользование значительно затруднено или связано с существенными затратами. Громадная территория России не всегда выглядит как показатель богатого потенциала. По своей конфигурации она вытянута длинной полосой, что значительно снижает рентабельность экономического развития и землепользования. В России имеются прекрасные почвы, главным образом на юго-западе, но после распада СССР их осталось мало’. Основная же часть наших земель расположена в районах рискованного земледелия 3. 1 См.: Государственный национальный доклад «О состоянии и использовании земель Российской Федерации, 1999 год». М., С См.: Госкомстат России. Россия в цифрах С Существует теория, согласно которой земельный и экономический потенциалы страны оцениваются не по абсолютной, а по эффективной территории. Под эффективной территорией понимается та часть, которая лежит вне экстремальных пространств, к которым относятся районы со средней температурой воздуха -2, расположенные выше 2000 м над уровнем моря. По мнению академика Н.Н. Моисеева, по этим критериям «Россия перестает казаться евразийским гигантом. Россия по размеру эффективной территории стоит всего лишь на пятом месте (на первом месте Бразилия), она в полтора раза меньше США и всего лишь в два раза больше Казахстана» (см.: Моисеев Н.Н. Агония России: есть ли у нее будущее. Попытка системного анализа проблемы выбора // Зеленый мир ). Доз общего числа населения России почти 106 млн человек проживает в городах. В результате возросшей миграции людей астет разрыв в плотности населения сельской и городской местностей. Для первой характерными становятся упадок общественной и экономической жизни, связанные с этим потери сельскохозяйственных угодий, которые не используются, зарастают сорняками теряют плодородие. В городах и особенно крупных центрах, наоборот, ощущается нехватка пространственного базиса, которая восполняется за счет расширения городов, поглощения сельской местности городскими застройками. Известная в мире проблема неконтролируемого «расползания» городов, приводящая к уничтожению земель, пригодных для сельскохозяйственного и иных видов пользования, становится актуальной и в России. Полезные площади земель России сокращаются и под воздействием процессов их деградации. В целом динамика качественного состояния земель характеризуется усилением эрозийных процессов, снижением количества питательных веществ, сокращением запасов гумуса, засолением почв. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. С развитием общества земля не только не потеряет своей значимости, но и будет приковывать к себе еще большее внимание, ибо причины и факторы, создающие условия деградации земель, сокращения пригодных для жизнедеятельности площадей, не исчезают и даже усиливаются. Отсюда возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества. В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества. 14 Глава 1. Земельное право в системе российского права 2. Понятие земельного права. Предмет, система, структура Понятие земельного права. Предмет, система, структура Если следовать нормативной концепции, земельное право можно определить как систему юридических норм (и соответственно правовых нормативных актов законов, указов, постанов-; лений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), пред- назначенных для регулирования земельных отношений. Земельное] право самостоятельное направление правового регулирования,! которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное исполь- зование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества. Для определения круга и содержания общественных отношений, регулируемых в рамках земельного

4 права, своего рода пра- ] вовых границ земельного права, сферы его действия следует более подробно остановиться на системе и внутренней структуре земельного права. Система и структура архитектурно-конструктивные основы, земельного права. Система относится к предметной характериста ке земельного права и, по сути, отражает систему регулируем* этим правом общественных отношений. Земельные отношения предмет земельного права. Они представляют собой юридически значимые связи, взаимозависимое! между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся использования земель, приобретения прав земельные участки, распоряжения землями, охраны земель, государственного управления в области использования и охраны зе мель. Другими словами, везде, где отношения между субъектам! права складываются по поводу земель, земельных участков, независимо от того, какими нормативными актами регулируются эти отношения, следует говорить о возникновении земельных отношений. Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. Земельном> праву присуща сложная внутренняя структура. Основной струк-1 турной единицей земельного права является правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений. Однородны, к примеру, отношения землепользования. Соответственно нормы права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и объектов землепользования, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения прав землепользования, образуют институт права землепользования. Выделение институтов земельного права процесс динамичный. Изменения в земельной политике, появление новых видов юридических прав на землю, реформы государственного управления создают условия для появления новых институтов, исчезновения старых. Динамичность структуры земельного права можно наблюдать в настоящее время, когда исчез институт исключительной государственной собственности, появились институт частной собственности, институт аренды. По распространенному правилу в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части. Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение. К таковым можно отнести институт собственности на землю, институт землепользования, институт государственного управления, институт правовой охраны земель, институт юридической ответственности. Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель. Соответственно к ним относятся институты земель сельскохозяйственного назначения, поселений, земель промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, водного и лесного фондов, земель запаса. Каждый из этих институтов объединяет нормы, устанавливающие правовой режим соответствующей категории земель. Несмотря на такую определенность, институты земельного права не обладают единством и полной автономией, границы между ними подвижны, а нередко и условны. Примером может служить соотношение между институтом правовой охраны земель, институтом землепользования, институтом собственности. Охрана земель обеспечивается не только мерами рекультивации, мелиорацими, иными восстановительными и профилактическими мерами, 16 Глава 1. Земельное право в системе российского права но и недопущением загрязнения земель в процессе землепользования, в том числе путем нормирования применения удобрений, рациональной организации территории, обеспечением задач по охране земель в процессе совершения сделок с землей, приватизации земель, реализации правомочий собственности. Установить жесткую границу между институтами землепользования, собственности и правовой охраны земель фактически невозможно, и проводимая граница будет лишь условной. 3. Соотношение земельного права с другими отраслями российского права Вопрос о месте земельного права в системе российского национального права остается дискуссионным. В настоящее время сушествуют несколько точек зрения, по этому вопросу. Распространена позиция, в соответствии с которой земельное право признается самостоятельной отраслью, стоящей в одном ряду с гражданским, административным, государственным, трудовым, экологическим и другими отраслями 1. Согласно другой точке зрения, земельное право входит в систему экологического права 2. По мнению В.А. Дозорцева, земельное право как самостоятельная струк-турная единица не существует, а нормы, касающиеся земли, распределены между гражданским, административным, конституци-онным, экологическим, уголовным и другими отраслями права 3. Для того чтобы разобраться в достоинствах и недостатках каждой из перечисленных точек зрения и сделать свой выбор,

5 1 К примеру, по мнению авторов учебника «Земельное право России» (под ред. В.В. Петрова. М., С. 8), земельное право составляет «отдельную отрасль нациоальной правовой системы». Авторы учебника «Земельное право» (под ред. С.А. Боголюбова. М., С. 5) также считают, что «земельное право занимает самостоя-тельное место в общей системе права». Профессор Б.В. Ерофеев (учебник «Земельное право». М., С ) отграничивает земельное право от других отраслей права, тем самым определяя его место как самостоятельное. 2 Авторы учебника «Экологическое право России» (М., С. 41) считают, что объектами экологических отношений выступают природные среды и ресурсы,. включая землю. Экологическое право определяется как комплексная отрасль составной частью которой является земельное право. 3 В.А. Дозорцев утверждает, что поскольку «земельные отношения распали на регулируемые гражданским и административным правом, то основания признания земельного права самостоятельной отраслью перестали существовать теперь земля попала в сферу действия гражданского права, являясь объек экономического оборота» (Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданок го права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике // Государство и право С. 26). 5 3 Соотношение земельного права с другими отраслями российского права 17 следует обратиться к таким понятиям, как «отрасль права», «предмет права» и «система права». Система российского национального права слагается из структурных элементов, включающих отрасли, институты и нормы права. Основным критерием, по которому принято выделять отрасль права, является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования других отраслей. Предметом любой отрасли права выступает обособленная группа общественных волевых отношений, выделяемых в зависимости от наличия особого объекта общественных отношений либо по признаку) особого субъектного состава, либо определения особой сферы жизнедеятельности общества и др. Соответственно могут быть выделены гражданские, административные, трудовые отношения. В рамках этой схемы могут быть обособлены и земельные отношения, так как здесь имеется свой самостоятельный объект земля. Если остановиться на этом, то можно считать доказанным, что земельное право независимая отрасль права, стоящая в одном ряду с другими отраслями права. Вместе с тем земля в правовом смысле категория не однородная. Она — часть единой окружающей природной среды, выступающей в единстве и взаимосвязи со всеми другими элементами природы, часть материальной среды, стоящей вне общества. Одновременно земля объявлена недвижимым имуществом наряду со зданиями и сооружениями, воздушными и морскими судами, другими объектами материального мира, вошедшими в структуру общества. Такая неоднородность земли позволяет разделить земельные отношения, по крайней мере, на две части экологические и гражданские. Отсюда есть основания утверждать, что земельных отношений как самостоятельной группы отношений не существует, а все их многообразие можно поделить между экологическим и гражданским правом или же, еще олее детально, закрепить за административным правом исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов поводу земли, за финансовым правом все денежные аспекты земельных отношений и т.д. аконец, если более внимательно подойти к определению назначения и роли земли как объекта земельных отношений, ее новых и естественно-научных характеристик, то можно подвергнуть сомнению адекватность предыдущих позиций. Прежде всего. земля часть единого мира природы. Это явление объек- 20 Глава 1. Земельное право в системе российского права По своей предметной характеристике земельное право тем самым может быть отграничено от конституционного, административного, гражданского, финансового и других отраслей права. Вместе с тем на этом вопрос о соотношении земельного права с другими отраслями права не исчерпан. В соответствии с общераспространенной теоретической точкой зрения границы между отраслями права достаточно относительны и динамичны. Развитие системы права характеризуется взаимодействием норм права одной отрасли с другими, в результате которого одни и те же нормы признаются элементами двух и более отраслей права. По такому пути формируются и развиваются комплексные отрасли права. Соответственно, признавая правовую многозначность земель, целесообразность использования различных методов правового воздействия на субъектов земельных отношений, земельное право развивается как комплексная отрасль, включающая в свою систему наряду с нормами, обладающими собственной спецификой, также нормы основных отраслей права конституционного, административного, гражданского и др. Таким образом, нормы конституционного права, устанавливающие виды собственности на землю, или гражданского права, регулирующие имущественные отношения по поводу земли вместе с нормами, определяющими правовой режим категорий земель в соответствии с теорией комплексных отраслей права, образуют в своем единстве и взаимодействии систему земельного права, оставаясь одновременно в системе конституционного, гражданского и иных отраслей права.

6 Можно рассуждать и иным образом. Если исходить из понимания того, что основным критерием выделения отраслей права является наличие самостоятельного объекта общественных отношений, то все нормы права, регулирующие отношения по поводу земли, образуют отрасль только земельного права, и никакого иного, и поэтому имеют свои жесткие границы, не сливаясь с другими отраслями права. А само земельное право не является комплексной отраслью, а занимает независимое (в рамках экологического права), только ей принадлежащее место в системе права. Соответственно нормы права, регулирующие отношения по приобретению земельных участков и реализации прав собственности либо пользования, регистрации прав, равно как и отношения по охране земель, образуют систему земельного права. Эти нормы могут быть выражены консолидированно, в рамках, к «примеру, кодифицированных нормативных актов, таких, как Земельный кодекс РФ, либо могут быть рассредоточены по различным ком- 4. История развития земельного права России 21 плексным нормативным правовым актам Гражданский кодекс, РФ, Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 102-ФЗ «Об ипотеке > (залоге недвижимости)» 1, Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» 2 и т.д. Нормы земельного права, выраженные в таких комплексных нормативных ‘ актах, не входят в систему других отраслей права, так как одна и та же отрасль не может иметь одновременно несколько объектов регулируемых ею общественных отношений. Если же мы признаем это, то выделение любых отраслей права станет невозможным. Исходя из изложенного, земельное право можно определить как подотрасль экологического права, представляющую собой совокупность установленных и санкционированных государством правовых норм, регулирующих земельные отношения. Земельное право развивается во взаимодействии с другими подотраслями экологического права горным, лесным, водным, атмосферным, фаунистическим и флористическим, которые вместе образуют систему экологического права. 4. История развития земельного права России Земельное право современной России, образовавшейся как политическое единство и как суверенное государство в 1991 г., имеет короткую историю. Однако его теперешнее состояние является продолжением длительной исторической эволюции права как дореволюционной России, так и особенно права, развившегося после установления советской власти в 1917 г. Земля для России всегда была одним из основных источников благосостояния страны. Обширные просторы, обилие черноземов издавна способствовали развитию самых разных отраслей экономики, и в первую очередь сельского хозяйства. Земельное право России длительное время развивается преимущественно вокруг отношений собственности на землю. Главными историческими вехами, с которыми связывается развитие земельного права дореволюционной России, стали две земельные реформы. В 1861 г. крестьяне были освобождены от крепостной зависимости и пополнили круг субъектов землепользования. В соответствии с изданными нормативными актами был реформирован весь круг отношений, связанных с жизнью крестьян, 1 2 СЗ РФ Ст ВВС РФ Ст. 594 (с изм. и доп.). 22 Глава 1. Земельное право в системе российского права включая имущественные, трудовые, семейные, административные. Земельные отношения крестьян строились на принципах установления двух видов собственности на землю общественной собственности сельского общества и частной собственности крестьян. Однако действовало правило, в соответствии с которым земли в общественную и частную собственность могли быть получены лишь после выплаты выкупных платежей помещику. Эти платежи были отменены царским правительством 1 января 1907 г. Распространенная оценка этого периода истории земельных отношений складывается не в пользу общинного землевладения. В научной литературе того времени высказывалось мнение о том, что при общинных земельных порядках отсутствует личный интерес трудиться «напряженно», «со знанием дела», «эффективно», а при общинно-поземельных отношениях казна обречена на скудность доходов от земледелия. Наряду с этим существовало и твердое убеждение в том, что община является гарантом государственной устойчивости, основой славянской цивилизации, отличной от европейской. Среди помещиков и правительственных кругов доминировало мнение, что общину, состоящую из людей, приросших к земле, нужно сохранять. Отношение не в пользу последних изменилось в начале XX столетия, когда начал активно развиваться процесс индивидуализации крестьянского хозяйства, подготовивший почву для проведения Столыпинской реформы гг. Принятыми в этот период нормативными актами был ликвидирован общинный порядок землевладения и установлена личная собственность крестьян на земельные участки. Практически переход к частной собственности не был осуществлен в полной мере. Наряду с постепенным выделением земель в частную собственность весь период Столыпинских

7 реформ вплоть до 1917 г. сохранялась и общественная собственность крестьян. Оценка этого периода также не однозначна. С одной стороны, приводятся цифры, свидетельствующие о подъеме сельского хозяйства. С другой этот исторический период связывается с возникновением серьезнейшего кризиса в экономике, повлекшего широкое распространение голода. Развитие земельных отношений в сельском хозяйстве, основанных на сочетании частной и общественной собственности, было прервано в 1917 г., когда известные революционные события привели к установлению советской власти и образованию Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР). Именно с этого года земельное право вступило в новую, продол- 4. История развития земельного права России 23 жительную и относительно стабильную фазу своего развития, в течение которой сформировались устойчивые, несомненно обусловленные государственной политикой страны общественные земельные отношения. Насколько они были прогрессивны и эффективны вопрос отдельный, но ясно одно, что их влияние на весь современный уклад жизни, мировоззрение людей, экономическое развитие страны остается существенным. Первым нормативным актом, внесшим революционные преобразования в земельные отношения, стал Декрет «О земле», принятый Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК) 26 октября 1917 г. В соответствии с Декретом отменялась помещичья собственность на землю, а земли передавались «в распоряжение волостных земельных комитетов уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного Собрания». Одновременно предусматривалось, что земли рядовых крестьян не конфискуются. Частью Декрета стал Крестьянский наказ о земле, по которому право частной собственности на землю отменялось навсегда, земли отчуждались безвозмездно. Помещичьи, удельные, монастырские и другие земли обращались во всенародное достояние и передавались в безвозмездное пользование всех трудящихся. Запрещались продажа, аренда, залог и другие способы отчуждения земли. Все граждане, желающие обрабатывать землю своим трудом, получали землю на праве пользования. Провозглашался принцип уравнительного распределения земли по установленной норме. Наряду с индивидуальным землепользованием крестьян допускались и общественные формы землепользования (общинная, артельная и др.). Вслед за Декретом «О земле» принимаются нормативные акты, регулирующие отношения государственного управления земельными отношениями, охраны земель, землеустройства, платы за землю. В частности, в 1917 г. создается сложная система земельных комитетов, в ведение которых поступают все земли, учреждается единый государственный земельный фонд, отменяется право частной собственности на землю и другую недвижимость в городах, а за их использование предусматривается взимание платы. Важное место среди нормативных актов того времени занимает Декрет ВЦИК от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли» своего рода комплексный документ, охвативший широкий круг земельных отношений. Декрет отменил «всякую собственность на землю», тем самым подтвердив особое место земель среди объектов 24 Глава 1. Земельное право в системе российского права общественных отношений. Соответственно запрещались любые сделки, и земля передавалась различным категориям субъектов только в пользование. Делается первый шаг к классификации земель по категориям. В частности, выделяются земли, предоставляемые для культурно-просветительных целей, для занятия сельским хозяйством, с целью застройки, для устройства путей сообщения. Установлены порядок административного обжалования решений государственных органов о предоставлении земель, основания прекращения права пользования и порядок компенсации при изъятии земель. Постановление ВЦИК от 14 февраля 1919 г. «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» сыграло важную роль в дальнейшем развитии аграрных и связанных с ними земельных отношений. Данное постановление закрепило политику перехода от единоличных форм хозяйствования на земле к коллективным. Все виды единоличного землепользования рассматриваются как «проходящие и отживающие». Создается климат наибольшего благоприятствования различного рода коллективным хозяйствам. В частности, советские хозяйства (совхозы), обязанные своим рождением данному постановлению, имели право на получение в пользование наилучших и наиболее ценных земель (имения с ценными многолетними культурами, рациональными хозяйствами, имения с развитым техническо-промышленным делом). Поддержку получили и сельскохозяйственные производительные коммуны общественные сельскохозяйственные объединения трудящихся, которые, к примеру, равно как и совхозы, имели право на получение увеличенной кормовой нормы для скота. Одновременно постановление предусматривало порядок ведения землеустройства, регистрации и учета землепользовании.

8 Новая экономическая политика начала 20-х гг. вернулась к стимулированию единоличного крестьянского хозяйства. В 1922 г. принимается первый Земельный кодекс РСФСР, состоящий из четырех разделов и 222 статей. Земельный кодекс начинался с подтверждения незыблемости принципа об отмене навсегда права частной собственности на землю, а все земли провозглашались собственностью рабоче-крестьянского государства. Объектами регулирования данного нормативного акта стали лишь две категории земель сельскохозяйственные и земли городов. Для сельскохозяйственных земель снимался запрет на аренду, которая, однако, была ограничена сроками (максимально на 6 лет) и условиями, и 4. История развития земельного права России 25 запрещалось использование наемного труда в земледельческом хозяйстве. Допускалось создание так называемых трудовых земледельческих хозяйств (дворов), по своему правовому статусу приближенных к современным фермерским хозяйствам. Особый раздел был посвящен правовому режиму городских земель, выделялась категория земель специального назначения (ныне земли промышленности). Подтвержден принцип разрешения споров в особом квазисудебном порядке («в порядке состязательного процесса») специально учреждаемыми административными органами земельными комиссиями при местных органах..отсутствие в Земельном кодексе положений о правовом режиме некоторых категорий земель компенсировался за счет принятия специальных актов. Правовой режим лесных земель был установлен Лесным кодексом РСФСР, принятым 7 июля 1923 г. Лесной кодекс вводил понятие единого государственного лесного фонда, включающего все леса и земельные площади, предназначенные для выращивания древесины и для нужд сельского хозяйства. Был урегулирован актуальный сегодня вопрос о переводе лесных земель в нелесные. Зафиксирован принцип об особой охране так называемых защитных лесов (ныне леса 1-й группы), перевод которых в другой вид угодий разрешался Народным комиссариатом земледелия. Горное положение Союза ССР, принятое постановлением ЦИК и СНК СССР от 9 ноября 1927 г., устанавливало государственную собственность на недра и детально регулировало отношения, связанные с «производством горного промысла», включая разведку и добычу полезных ископаемых. Земли предоставляются в пользование в порядке горного отвода по разрешениям государственных органов. Не существует ни конкурсов, ни аукционов, а месторождения предоставляются либо в порядке первооткрывательства, либо предприятиям горной промышленности по договорам. В 1928 г. был принят Горный закон РСФСР, урегулировавший горные и связанные с ними земельные отношения на территории РСФСР. По содержанию и структуре он близок, а порой и повторяет соответствующие положения союзного закона. Уже складывается практика, имеющая распространение и сейчас, когда законодательство субъектов Федерации жестко следует федеральным нормам. Положением о земельных распорядках в городах, утвержденным Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 13 апреля 1925 г., кодифицировано законодательство о правовом режиме городских 26 Глава 1. Земельное право в системе российского права 4. История развития земельного права России 27 земель. Положение определило состав городских земель, порядок их предоставления в пользование на праве аренды и порядок изъятия. В постановлении ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. «Общие начала землепользования и землеустройства» впервые дана развернутая характеристика национализации земли, под которой понимаются отмена навсегда частной собственности и установление исключительной государственной собственности. Нарушению этого порядка путем совершения сделок с землей присваивается высокая степень общественной опасности, подразумевающая привлечение к уголовной ответственности. Взят курс на стимулирование коллективных видов землепользования. 30-е годы годы борьбы за коллективизацию сельского хозяйства. Колхозное землепользование образовало особый правовой институт. Закреплен принцип устойчивого, т.е. не допускающего.изъятия в связи с выходом отдельных членов, землепользования колхозов 1. Делается акцент на ужесточении условий единоличного крестьянского землепользования. В этот период, а также в первые послевоенные годы земельное законодательство развивается главным образом за счет принятия партийно-правительственных документов, а не законов. С конца 60-х гг. в развитии земельного права встает ряд новых проблем. Развитие производительных сил все ощутимее негативно воздействует на состояние земель, в то время как действующее законодательство фактически не уделяет внимания обеспечению рационального использования и охране земель. Законодательство представлено множеством небольших по объему, слабо взаимосвязанных нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты земельных отношений. В этих условиях требуется существенное обновление земельного законодательства, которое было проведено путем

9 кодификации норм земельного права. В 1968 г. приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а вслед за ними земельные кодексы союзных республик, в значительной степени повторившие положения Основ. Основы земельного законодательства комплексный рамочный нормативный акт, установивший общие правила поведения субъектов по отношению к земле. Он регулирует вопросы государственного управления, порядок землепользования, государствен- 1 См. постановление ЦИК и СНК СССР от 3 сентября 1932 г. «О создании устойчивого землепользования колхозов» // СЗ СССР Ст ный контроль и юридическую ответственность. В Основах закреплена одна форма собственности исключительная государственная. Запрещались любые действия, нарушающие данное право. Все земли объединялись в единый государственный земельный фонд и делились на 6 категорий в зависимости от основного целевого назначения. Появился не известный прежнему законодательству объемный раздел об охране земель. После 1968 г. развитие земельного законодательства происходит в рамках подзаконного регулирования. Во исполнение и в развитие Основ принимаются постановления Совета Министров СССР о возмещении убытков землепользователям при отводе земель для государственных и общественных нужд, о государственном контроле над использованием земель, о порядке ведения государственного земельного кадастра. Значительное внимание уделяется вопросам сохранения и улучшения земель, рационализации землепользования. В этот период земельное право развивается под воздействием процессов дифференциации, когда параллельно и относительно независимо шло развитие горного, водного, лесного и иных природоресурсных отраслей права. Однако постепенно в правовой науке находит поддержку и развивается естественно-научное учение о единстве всех элементов и явлений природы, которое трансформируется в идею о необходимости взаимосвязанного интегрированного регулирования отношений, связанных с использованием природных объектов. Первые признаки такой интеграции можно связать с принятием в ряде республик, в том числе в РСФСР (1960), законов об охране природы. Однако такого рода союзный закон так и не был принят. Союзное законодательство развивалось по пути кодификации норм по отдельным видам природных объектов. С расширением правового регулирования земельных отношений вопрос о кодификации земельного’ законодательства встает заново. Однако начиная с середины 80-х гг. нарастающие политические изменения в стране, вылившиеся в распад СССР в 1991 г. и образование новых независимых государств, затормозили решение проблемы кодификации, а после изменения социально-экономических и политических отношений в России придали ей иную направленность. Сразу после образования Российской Федерации в 1991 г. как независимого государства разрабатывается программа крупномасштабного реформирования земельных отношений. В ее основу положена идея денационализации земель, реализованная в консти- 28 Глава 1. Земельное право в системе российского права туционных поправках, законах о собственности в РСФСР (1990), о земельной реформе (1990) 1. Развернута программа приватизации земель, реорганизации колхозов и совхозов, создания единоличных крестьянских хозяйств. Более чем через 70 лет отрицания права частной собственности на землю данный институт земельного права становится одним из наиболее важных. Принятием 25 апреля 1991 г. Земельного кодекса РСФСР сделан первый шаг к кодификации земельного законодательства. Но уже с самого начала реализация Земельного кодекса сталкивается с трудностями. Из-за жесткого противостояния политических сил, главным образом по вопросу о собственности, не удается в полной мере развить многие положения этого Закона. События октября 1993 г., связанные с ликвидацией органов законодательной власти, символизировали начало нового этапа развития земельного права. В 1993 г. отменяются многие положения Земельного кодекса, а земельное законодательство развивается за счет указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, адаптирующих земельные отношения к новым политическим условиям. Снимаются ограничения на распоряжение землями, находящимися в частной собственности, предпринимаются настойчивые усилия по развитию рынка земель. Земельный кодекс 1991 г., оставаясь по своей юридической силе основополагающим земельным законом, в условиях действия указов Президента теряет значимость и становится преградой для реализации земельной политики государственной власти. В 2001 г. принят новый Земельный кодекс РФ, призванный создать долгосрочную фундаментальную основу развития земельных отношений в стране. Таким образом, земельное право России прошло сложный исторический путь, пережив только за прошедшие сто с небольшим лет три крупномасштабные реформы. Эволюцию земельного права определяли две основные тенденции выделение земельного права в относительно самостоятельную

10 отрасль и затем интеграция с другими природоресурсными отраслями и развитие в рамках экологического права. 1 ВВС РСФСР Ст. 416; 26. Ст Глава 2 ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 1. Понятие земельных правоотношений. Содержание. Виды Под земельными правоотношениями понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения, участники которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных прав и обязанностей. Иными словами, это отношения, которые возникают, осуществляются, изменяются и прекращаются в соответствии с предписаниями норм земельного права. Права и обязанности участников и субъектов земельных правоотношений, предусмотренные нормами земельного права, составляют содержание земельных правоотношений. Для характеристики земельных правоотношений используется метод классификации, или распределения правоотношений по труппам в соответствии с выбранными критериями. Наиболее распространена классификация земельных правоотношений по основным институтам земельного права. В соответствии с этим критерием земельные правоотношения можно классифицировать на правоотношения собственности на землю, землепользования, государственного земельного управления, правоотношения в области охраны земель и правоотношения юридической ответственности. Правоотношения собственности имеют место в случаях установления той или иной формы собственности на земельный участок. Они возникают при приватизации государственных или муниципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель/ Правоотношения собственности на землю занимают основополагающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений. Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собствейника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований. Одновременно 30 Глава 2. Земельные правоотношения правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам. В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности. Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности. Правоотношения землепользования можно подвергнуть более детальной классификации. Так, в зависимости от категории земель правоотношения землепользования можно разделить на правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фондов, земель запаса. По условиям возникновения права землепользования можно выделить правоотношения общего и специального землепользования, по времени реализации правоотношения срочного и бессрочного землепользования. Правоотношения государственного земельного управления имеют место в случаях, когда государственные и местные органы (если им делегированы государственные полномочия) выполняют возложенные на них функции управления. Они включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности. Правоотношения в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные теми нормами земельного права, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных и деградированных землях. 2. Субъекты земельных правоотношений 31 Правоотношения юридической ответственности возникают при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель. Данные правоотношения в отличие от других, упомянутых выше, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права. Соответственно структуре этих отраслей можно выделить

11 правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности. В реальных ситуациях земельные правоотношения проявляются как сложное сочетание различных видов. Скажем, ведение фермерского хозяйства на земельном участке реализуется через правоотношения собственности, когда для этих целей приобретается земельный участок; через правоотношения государственного управления, когда государственные органы контролируют состояние земельного участка или проводят учетные действия, правоотношения охраны земель, когда фермеры проводят мелиоративные мероприятия, и т.д. 2. Субъекты земельных правоотношений Различают два аспекта понятия субъектов земельных правоотношений. В первом случае о субъекте говорится как о возможном по закону участнике земельных правоотношений, во втором как о реальном носителе субъективных прав и обязанностей. Субъекты земельных правоотношений могут приобретать специальные наименования. Так, субъектами правоотношений собственности являются собственники земли, пожизненного наследуемого владения владельцы, пользования землепользователи, аренды арендаторы и арендодатели. Все субъекты земельных правоотношений делятся на две группы: физические и юридические лица. По отношению к физическим лицам в российском законодательстве в целом и в земельном в частности используется понятие «гражданин», которое в большинстве, но не во всех случаях выступает в качестве синонима понятия «физическое лицо». Юридическое лицо коллективное образование или организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 3. Объекты земельных правоотношений Глава 2. Земельные правоотношения Особым участником земельных правоотношений являются Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Особенность их положения заключается в том, что в реальных правоотношениях данные участники представлены различными государственными и негосударственными органами, которые уполномочены выражать интересы соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, правомочия собственников государственных и муниципальных земель рассредоточены между соответствующими органами и реализуются через выполнение ими необходимых функций. Современное земельное законодательство с учетом происходящих политических и экономических преобразований развивается по пути максимального расширения круга физических и юридических лиц, включая в их число российских и иностранных физических лиц и любые виды организаций. Вместе с тем не во всех случаях физические и юридические лица в полном составе могут выступать участниками всех видов земельных правоотношений. В силу различного рода причин возникает необходимость ограничить круг субъектов. К примеру, Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных не^ коммерческих объединениях граждан» 1 в число субъектов земельных правоотношений в области ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства включает граждан РФ, а также ограниченный круг юридических лиц садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения (ст. 2). Иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства не могут быть субъектами правоотношений собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (земель сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств). Субъекты земельных правоотношений как потенциальные носители прав и обязанностей должны обладать свойством, которое общей теорией государства и права определяется как правоспособность, т.е. способность лица (физического и юридического) иметь права и нести обязанности. Понятие субъекта земельных правоотношений имеет второй аспект, когда речь идет о реальных участниках фактически имеющихся земельных правоотношений. В этом случае недостаточно обладать только потенциальным правом участвовать в земельных отношениях. Каждый потенциальный субъект должен дополнительно отвечать определенным требованиям, предъявляемым к его субъективным качествам. Здесь возникает понятие дееспособности потенциального субъекта, или способности лица своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения. В отдельных случаях могут устанавливаться дополнительные требования к физическим лицам. К примеру, для участия в правоотношениях, связанных с

Краснова ио земельное право м юрист 2003