СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.

Защиту прав и интересов таких детей осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (местная территориальная администрация).

Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).

Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (ст. 122 СК РФ).

При получении таких сведений или самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов (разыскивают родственников, обеспечивают ребенку временное прибежище и т.п.) и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Детей в первую очередь стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности помещают детей на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 СК РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.

Нахождение ребенка в любом государственном детском учреждении не исключает в дальнейшем устройства его в семью. В этих целях в России ведется централизованный учет (на местном, региональном и федеральном уровнях) всех детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью, и любой гражданин, желающий принять ребенка в свою семью, может воспользоваться этой информацией. На федеральном уровне учет таких детей осуществляет Министерство образования России.

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 121 СК РФ. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (действующая редакция)

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 121 СК РФ

1. Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от воспитания детей и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.

Защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Они ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования.

Они также осуществляют подбор, учет и подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона об опеке и попечительстве органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, см. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Указанный Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 4 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Так, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 утверждена Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 — 2010 годы.

При этом следует учитывать, что отечественный и зарубежный опыт показывает, что нахождение в интернатном учреждении с большей степенью вероятности снижает потенциал умственного и социального развития ребенка, ограничивает его способность успешно интегрироваться в общество.

Несовершеннолетние дети могут лишиться родительского попечения в силу различных причин. Примерный перечень этих причин дан в комментируемой статье.

2. О применении пункта 2 комментируемой статьи см. Определение Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2004 г. N 52-О. Следует иметь в виду, что ранее действовавшая редакция п. 2 комментируемой статьи, а также п. 1 ст. 34 ГК РФ предусматривали, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. В запросе в Конституционный Суд утверждалось, что, по мнению заявителя, оспариваемые нормы как возлагающие опеку и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей, на органы местного самоуправления, не согласуются со статьями 38 (часть 1) и 72 (подпункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а функции защиты семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Конституционный Суд в указанном выше Определении с этим не согласился, однако законодательство тем не менее было изменено. В настоящее время согласно п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 комментируемой статьи органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. При этом не допускается деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Обычно применительно к несовершеннолетним это органы, осуществляющие управление в сфере образования (министерство образования соответствующего субъекта РФ и др.).

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

На органы опеки и попечительства возлагается защита прав и интересов детей в случаях (п. 1 ст. 121 СК РФ):

– лишения или ограничения их родительских прав;

– признания родителей недееспособными;

– длительного отсутствия родителей;

– уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

– в других случаях отсутствия родительского попечения.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Вопросы организации их деятельности определяются СК РФ, законами субъектов РФ, ГК РФ.

Статья 123 СК РФ устанавливает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

– семейные формы устройства детей;

– передача в семью на воспитание (усыновление/удочерение), под опеку или попечительство, в приемную либо в патронатную семью;

– передача в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 СК РФ).

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. До момента устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в названные организации исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Наиболее приоритетной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление.

При усыновлении между ребенком и усыновителями, а также его родственниками устанавливаются такие же правовые отношения, как и предусмотренные законом для родителей и детей (ст. 137 СК РФ). Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

В интересах усыновляемых детей закреплено правило, в соответствии с которым усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается (за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей).

Существуют следующие условия усыновления:

– требования, предъявляемые к усыновителям, которые должны быть совершеннолетними, дееспособными, физически здоровыми и материально обеспеченными (иметь стабильный доход и жилую площадь). Усыновители не должны злоупотреблять алкоголем или наркотическими средствами, не иметь судимости и не быть лишенными родительских прав или ограничены судом в родительских правах (п. 1 ст. 127 СК РФ);

– согласие на усыновление родителей ребенка (в тех случаях, когда оно требуется) или лиц, их заменяющих;

– согласие на усыновление самого ребенка, если он достиг десятилетнего возраста;

– согласие на усыновление супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов.

В случае необходимости обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца, а также место его рождения.

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об усыновлении производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством, с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, так же как и усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству, приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (ст. 137 СК РФ). Поэтому усыновители и усыновленные наделяются законом всеми правами и обязанностями родителей и их детей, возникающими из факта родства, которые предусмотрены нормами не только семейного, но и других отраслей права.

Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам).

Отмена усыновления ребенка производится в судебном порядке (ст. 140–143 СК РФ) при наступлении обстоятельств, предусмотренных законодателем в качестве

оснований для утраты (ограничения) родительских прав (ст. 141 СК РФ).

В отличие от усыновления опека и попечительство являются временными формами семейного воспитания детей и не порождает приравнивание принятого на воспитание ребенка в правах к родному или усыновленному.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, регулируются ГК РФ, СК РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

Опека и попечительство устанавливаются органами опеки и попечительства в административном порядке или по договору об их осуществлении (в том числе по договору о приемной семье, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании)). Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет (п. 2 ст. 145 СК РФ). При этом учитывается мнение ребенка, а назначение опекуна ребенку, достигшему возраста 10 лет, осуществляется с его согласия (п. 4 ст. 145 СК РФ).

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица (п. 1 ст. 146 СК РФ). В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, может быть назначено нескольких опекунов или попечителей.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица: лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (ст. 146 СК РФ).

В соответствии со ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание;

– заботу со стороны опекуна (попечителя);

– обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

– причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

– сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения – на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

– защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со ст. 56 СК РФ.

В соответствии со ст. 148.1 СК РФ и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» опекун и попечитель в отношении ребенка наделены следующими правами и обязанностями:

– право требовать на основании решения суда возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка;

– право и обязанность воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка;

– право самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства;

– право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования и обязанность обеспечить получение ребенком общего образования.

В то же время опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.

Для охраны имущественных прав и интересов несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, Правительством РФ установлены правила и форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

Одной из форм устройства несовершеннолетних детей является приемная семья.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в этом договоре (п. 1 ст. 152 СК РФ). Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание.

Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законом и договором.

В договоре о приемной семье содержатся следующие сведения (ст. 153.1 СК РФ):

– о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие);

– срок действия такого договора;

– условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей;

– права и обязанности приемных родителей, а также органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям;

– основания и последствия прекращения такого договора;

– размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям;

– размер денежных средств на содержание каждого ребенка;

– меры социальной поддержки, определяемые в соответствии с законами субъектов РФ.

Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и др.). Также и орган опеки и попечительства вправе

отказаться от исполнения данного договора в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования воспитанников, возвращения ребенка или детей родителям либо в случае усыновления.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии со ст. 155.1 СК РФ.

Защита прав ребенка

Предыдущая статья была посвящена правам ребенка, а в настоящей заметке мы затронем вопрос защиты этих прав.

Важно понимать принципиальное различие понятий «защита права» и «охрана права», так как зачастую они смешиваются. В соответствии со сложившейся в науке традицией понятие «охрана гражданских прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав, т.е. к ним относятся все меры, с помощью которых обеспечивается развитие гражданских правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии. В то время как «защита права» подразумевает под собой меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании.

Статья 56 Семейного кодекса РФ (Далее – СК РФ) говорит нам о том, кто может выступать субъектом защиты прав и законных интересов ребенка, это – родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки и попечительства, прокурор и суд. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то в соответствии со статьей 147 СК РФ защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений.

Ребенку, признанному полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, а также приобретшему полную дееспособность в связи с вступлением в брак, СК РФ предоставил право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Право ребенка на защиту включает также возможность самостоятельного принятия им некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении ими обязанностей по воспитанию и образованию ребенка. В таких ситуациях статья 56 СК РФ предоставила ребенку право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Последствия такого обращения ребенка могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 СК РФ), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69 и 73 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление СК РФ обязанности должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.

Гражданский кодекс Российской федерации в 12 статье излагает те способы, которыми осуществляется защита гражданских прав. В том числе это могут быть:

  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащита права;
  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскания неустойки;
  • компенсация морального вреда;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Что касается международных актов, которые также входят в систему российского права, то статья 12 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и его зрелостью.

Данная норма имплементирована в СК РФ. В статье 57 предусмотрено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

СК РФ не указывает, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение. В Конвенции же такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды.

Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов.

Материал по теме защита прав и интересов детей