Урок ОРКСЭ (светская этика) «Моральные нормы в школе». 4-й класс

Цели:

  • формировать умение обобщать, обрабатывать и представлять информацию по заданной теме;
  • учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуациях и отвечать за него;
  • воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету;
  • способствовать духовному саморазвитию личности;
  • анализировать положительные и отрицательные поступки ребят;
  • развивать чувство ответственности за совместно выполненную работу.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебники, задания группам, фломастеры, листики (кирпичики), список нравственных и безнравственных качеств людей, 1/3 листа в линейку, рисунок школы, фломастеры, клеящие карандаши.

1. Мотивация к учебной деятельности

– Ребята! Делу – время, потехе – час.
– Садитесь, начнем урок.

2. Постановка цели и задач урока

– Внимательно послушайте и отгадайте загадку.

В этом заведении
Все перебывали,
Двоечники, гении
Отметки получали.
Учились здесь артисты,
Певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я,
И вы, мои друзья. (Школа)

– Правильно, школа.
– Какова основная задача любого школьника? (Хорошо учиться)
– Давайте обсудим на примерах высказываний знаменитых людей, что уроки светской этики не менее важны в школе, чем математика и русский язык.
– Прочитайте высказывания на экране.
– Посоветуйтесь друг с другом, поработав парами.
На экране: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание»
(А. де Сент-Экзюпери, французский писатель, поэт, летчик)
«Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного»
(Я.А. Коменский, чешский педагог, писатель)
– Мы находимся среди людей, взаимодействуем друг с другом, учителями.
– Мы должны соблюдать этические нормы в школе, этикет, развивать в себе положительные черты характера и привычки с детства.

– Прочитайте тему нашего урока.

Тема урока: «Какие правила морали особенно важны в школе?»

– Сформулируйте цели урока (Вспомнить, что такое мораль, какие существуют правила морали, какие из них применяют в школе)

3. Актуализация знаний

– Давайте с помощью словаря учебника вспомним, что такое мораль.
– Прочитайте. (Мораль – правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми)
– Что помогает ученикам осуществлять достойное поведение в школе? (Этикет)
– Прочитайте в учебнике, что такое этикет. (Этикет – принятый порядок поведения, который устанавливает форму для фраз, жестов, одежды в разных ситуациях: за столом, на празднике, при встрече и т.д. Формы этикета поддерживают вежливые отношения между людьми, помогают соблюдать правила морали (этики))

4. Обобщение и систематизация знаний

– А помните ли вы, кто на Руси впервые упоминал правила этикета? Давайте послушаем ваших одноклассников.

Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха.
«Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях.
Где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего.
Чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — . угостите пищей или питьем.
Больного посещайте, мертвого пойдите проводить.
Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово. »

В XVII веке по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало…», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях. Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе – всей этой тонкой науке поведения – обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

В ХХI веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

– Правил этикета очень много. Как вы считаете, может ли человек сказать о себе, что он знает все эти правила?
– Давайте вместе вспомним некоторые из них.
– Ребята, выходите, вам слово.

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Я стукнул Мишку по плечу, что мне с ним интересно.
А он меня «Привет, молчун!» слегка портфелем треснул.
А я ему щелчок по лбу, что, мол, сегодня не приду!
Он сдачи дал поспешно, мол, приходи, конечно!
У Мишки видели синяк – так это, верно, дружбы знак.
А у меня две шишки – подарочек от Мишки.

Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
«Я вас рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет»,
«Как дела?», «Спокойной ночи»,
«Всем пока», «Прощай», «Привет»,
«Буду рад вас видеть снова»,
«Не прощаюсь!», «До утра!»,
«Всем удачи!», «Будь здорова!»
И «Ни пуха, ни пера!»

Дима разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но Дима нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!

С детских лет должны мы знать
Древнюю науку:
Первым должен подавать
Старший младшим руку.
Женщины – мужчинам,
Девочки – мальчишкам.
Но при этом руку
Не трясите слишком!
И хочу совет я дать
И большим, и детям:
Нужно чисто отмывать
Руки перед этим.
Если ж кто-то стал тонуть,
Или стонет в яме.
Можно руку протянуть,
Первым руку протянуть
Старшему и даме!

Кто приходит в гости поздно –
Поступает несерьёзно.

Исчезают со стола
И халва, и пастила.
Достаются только кости
Тем, кто поздно прибыл в гости!
Кто приходит в гости рано,
Поступает тоже странно.
На хозяине – халат,
Или в доме вовсе спят.
И глядят, как на барана,
На того, кто прибыл рано.
Приходить старайтесь в гости
Точно в названный вам час.
Или – рано или поздно –
В гости звать не станут вас!

Если вам не нравится подарок,
Постарайтесь громко не орать:
«Я не собираю больше марок
И не собираюсь собирать!»
Или, получив в подарок книгу,
Воздержитесь на весь дом вопить:
«Я ее читать не буду. Фигу!
Не могли компьютер мне купить?»
«Я не стану пить из этой чашки!»,
» Не надену я такой рубашки!»,
«Ты зачем мне куклу покупал.
Где ты эту гадость откопал?»
Пусть вам не понравится подарок,
Может, не красив он и не ярок,
И обманет ваши ожидания.
Важен не подарок, а ВНИМАНИЕ!

– Спасибо, садитесь.
– Сейчас я предлагаю поработать в группах.
– Давайте попробуем с вами проанализировать жизненные ситуации и доказать, что знания этики и этикета необходимы любому школьнику для самоуважения.
– Ребята, какое «золотое правило нравственности» поможет вам правильно решить жизненные проблемы? В чем его суть?

6 групп получают задания.

– Приступайте к работе, желаю успеха!

Девочка в нарядной куртке и новых сапожках поскользнулась во дворе школы и лежит в грязной весенней луже посреди школьного двора. Вокруг ребята. Смеются. «Подумаешь!– оправдываются такие остряки. – Мы тут ни при чём!»

Как бы вы отреагировали?________________________________________________________________

Прочитайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и определите, что в них неправильно:

Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла.

Как вы будете обращаться с девочками?____________________________________________________________________

Отметьте (+) 3 пословицы (поговорки), в которых нашли отражение различные правила этикета. Объяснить, как вы понимаете их смысл.

  • Терпение и труд всё перетрут.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  • Ученье – свет, а не ученье – тьма.
  • Мил тот гость, что недолго гостит.
  • Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • У себя как хочешь, а в гостях – как велят.
    _____________________________________________________________________________

Сережа находился в туалете, когда прозвенел звонок на урок. Выходя из него, он заметил на подоконнике мобильный телефон. «Что же делать?» – подумал он.
Что посоветуете?______________________________________________________________

На уроке математики Катя, услышав свою оценку за контрольную работу, прошептала соседке по парте: «Меня Зоя Федоровна терпеть не может, поэтому и поставила двойку! В школу ходить не хочется!»
Что бы вы ей ответили и посоветовали?___________________________________________

На уроке физкультуры Ольга пробегала очередной круг по спортзалу, когда услышала от сидящего на лавочке Петьки: «Прибавь ходу, толстуха!» Ольга расстроилась и еще больше сбавила темп.
Что бы вы посоветовали Пете?___________________________________________________

Отчёт групп.

– По 1 представителю у доски зачитывают задание и формулируют ответ.

Физминутка (под песню «Дорогою добра»)

– Как вы считаете, школьные правила отменяют «золотое правило нравственности» или уточняют его?
– Попробуйте и вы составить свои правила жизни в коллективе.

У детей на столах 1/3 листочка в линейку.

– Возьмите листок (показываю), ручку и напишите по одному правилу жизни в коллективе.
– Прочтите, по каким правилам вы хотите жить в классном коллективе?

Правила жизни коллектива

С хорошим товарищем легче в беде, радостнее при успехе.
Будь вежлив со своими товарищами: не давай им кличек, не кричи, не забывай про «волшебные слова», не жадничай, не забудь поздороваться утром и попрощаться после занятий.
Если ты что-то знаешь или умеешь, а другим это интересно, не хвастайся, а научи других.
Не спорь с товарищами по пустякам, старайся работать и играть дружно.
В играх не кричи, не будь грубым. При проигрыше не обижайся, а при победе не возносись.
Не будь ябедой. Если товарищ в чем-то неправ, сразу скажи ему об этом. И останови его, если он делает что-то нехорошее.
Если двое ссорятся, попробуй помирить их. Драчунов разними.
Не зазнавайся, если тебе что-то удалось; не злись и не падай духом, если что-то не вышло.
Помнишь мушкетеров? Они были настоящими товарищами. Их девиз: один за всех и все за одного.

– Давайте будем дружно жить по этим правилам, уважая себя и других одноклассников.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

– Объясните высказывания: (на экране)

  • «Хочешь, чтобы тебя уважали, – уважай человеческое достоинство других людей».
  • «Умей противостоять неразумным, низким и преступным поступкам».
  • «Всегда отстаивай своё мнение, но если ты не прав, признай это».

Мультфильм «Все оставляет свой след»

– Ребята, чему научила вас история, рассказанная в этом фильме? (Контролируй себя, не причиняй зла другим людям)

7. Рефлексия

– Однажды Антон Павлович Чехов сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Давайте сделаем доброе дело: построим школу этики для себя и других ребят, ведь мы с вами только вначале пути по воспитанию в себе нравственных качеств.
Фундаментом ее будет золотое правило нравственности. Стены вы сейчас возведете из кирпичиков, лежащих у вас на столе. (Показываю) А на каждом кирпичике вы напишите самое важное для вас нравственное качество, дверь школы всегда открыта тем ребятам, кто готов выполнять правила жизни коллектива. Не забудьте про окна – ваше настроение от сегодняшнего урока (личико).

– Приступите к работе!
– В нашей школе важны такие нравственные качества, как…

Всякой встрече грозит расставанье, но увидимся с вами опять.
Так приятно сказать «до свиданья», чтобы «здравствуйте» завтра сказать.
Как бы ни было в жизни трудно, нужно вежливость не растерять.
Мы окажем друг другу вниманье, и друг друга сумеем понять.

Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Урок обществознания по теме «Мораль»

Цели:

  • рассмотреть содержание понятия “мораль”, расширить, систематизировать и углубить знания о морали;
  • выделить признаки данного термина;
  • обосновать ее значение в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека.
  • образовательные: рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”; подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.

    развивающие: развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, работать с текстом учебника, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу; умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.

    воспитывающие: воспитывать в учащихся нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.

    Основные понятия: “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”, “нравственные ценности”.

    Оборудование: доска, учебник “Обществознание” 6 класс под редакцией А.И.Кравченко, Е.А.Певцова, заготовки схем для синквейна, заготовки лепестков ромашки, игровое поле для игры в “Крестики- нолики”, карточки со словами.

    Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

    1. Организация урока.

    2. Подготовка к изучению нового материала.

    — Итак, хочется начать наш урок с притчи “Яма”. Послушайте её внимательно. (Учитель читает, а дети слушают)

    “Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”.

    — Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?

    — Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором — протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.

    — С какими из этих двух слов вы уже знакомы? (Право)

    — С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль — мы сегодня и познакомимся.

    — Откройте тетради, запишите тему урока “Мораль”. (Записывают тему урока в тетради)

    — План нашего урока вы видите на доске.

    1. Что такое мораль?

    2. Признаки морали.

    3. Нравственные (моральные) ценности.

    4. Золотое правило нравственности.

    — Давайте исходя из плана сформулируем цель нашего урока. (Узнаем что такое мораль, для чего она существует, каковы ее признаки, что представляет собой нравственный человек.)

    — Итак, с чего начнем? (С определения мораль)

    — Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове “мораль”? Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное).

    (Высказывают свои ассоциации: хорошее, доброе)

    — Давайте посмотрим, какое определение дается в учебнике на странице 146.

    Мораль — нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др.

    (Записывают определение в тетради)

    — И так право тоже контролирует поведение человека.

    — Что такое право?

    Право — система общеобязательные правил поведения, установленных государством.

    — Что объединяет эти понятия, а что отличает?

    Задание: приведите примеры, где человек сталкивается с моралью и правом. (Н-р. Катя доверила подруге важный секрет, а подруга Маша рассказала о нем всему классу – мораль). Вадим угнал автомобиль, и совершая очередной угон, он был задержан сотрудниками милиции (право).

    — Давайте сравним этих два регулятора жизни- право и мораль и заполним результат в таблице.

    — На доске представлен шаблон таблицы, перенесите ее в тетрадь.

    (Чертят таблицу в тетрадь)

    — У меня есть карточки, которые нужно правильно распределить по колонкам.

    (Распределяют карточки по колонкам, обращаясь за помощью к учебнику. Работают с текстом учебника.)

    — А сейчас давайте посмотрим были ли вы правы, стр.146-147.

    1. Социальные ценности и нормы. Мораль.

    Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, об­разцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

    Социальные нормы можно разделить на несколько видов:

    • нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о
      хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;
    • правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкциони­
      рованные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обяза­
      тельно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это
      всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом
      конкретном обществе существует только одна правовая система;
    • религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо
      установленные религиозными организациями;
    • политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность,
      отношения между гражданином и государством и т.п.;
    • эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

    Мораль — один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к ок­ружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые спо­собны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гу­манного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельст­вуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.

    Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается зда­ние нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоян­но воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), обществен­ное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осоз­нается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.

    Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентирует­ся в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувство­вать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, ко­торые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностя­ми. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.

    Суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регулято­ров заключается в следующем:

    1) главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широ­
    ком смысле слова;

    2) нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека;

    3) нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека жить
    сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности», которое гласит:
    «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отно­
    шению к тебе».

    2. Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Современный российский эконо­мист В.И. Данилова-Данильян пишет: «Рынок — это, прежде всего, система, обеспечиваю­щая свободу в хозяйственных действиях. Потребитель свободен в выборе товара, производи­теля, форм приобретения товара и т.п. Производитель свободен в выборе вида деятельности, объема, форм ее реализации и т.д. . Рыночные свободы формировались постепенно, вместе с созреванием общества, способного их гарантировать на деле. Рынок порождает силы, дей­ствующие против его собственных свобод, — монополизм, кризисы перепроизводства, чрез­мерное неравенство, влекущее за собой социальную неустойчивость. Поэтому лучше стес­нить рынок сравнительно мягко, ограничивая его силы, нежели оставить им возможность развернуться во всю ширь, так что в результате рынок деградирует или будет разрушен сти­хийными социальными ударами».Какие свободы предоставляет общество с рыночной эко­номикой? Объясните необходимость регулирования и стеснения рыночных свобод. Приве­дите примеры отрицательного воздействия рыночной стихии на экономику.

    Позитивными чертами рынка можно считать то, что он:

    • объективно формирует структуру производства;
    • стимулирует научно-технический прогресс;
    • способствует ресурсосбережению в обществе;
    • направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и обще­ства;
    • работает на принципах саморегуляции и таким образом стихийно координирует экономическую деятельность людей.

    Однако иллюзии относительно рынка как лекарства от всех бед были разрушены экономиче­скими потрясениями рыночной экономики стран Западной Европы и США в первой половине XX в. — в 1929-1933 гг. мир был потрясен Великой депрессией, характеризовавшейся спадом произ­водства, высоким уровнем безработицы, гиперинфляцией и т.д. Это заставило ученых-экономистов искать новые пути разрешения экономических кризисов, понимая, что рынок имеет и много негативных черт:

    • невозможность гарантировать решение таких социально-экономических проблем, как безрабо­
      тица, инфляция, экологическая безопасность;
    • отсутствие заинтересованности в развитии фундаментальной, а не прикладной науки;
    • ра спределение товаров и доходов по результатам конкуренции приводит к неравенству доходов,
    • социальному неравенству, социальной напряженности;
    • тенденции к концентрации и монополизации производства;
    • циклическое развитие экономики (спад-подъем);
    • недостаточность только рыночных механизмов в разрешении социальных и экономических конфликтов и т.д.

    Преодоление недостатков рынка предложил знаменитый английский экономист и государст­венный деятель Дж.М.Кейнс. Он считал, что свободная рыночная экономика не способна сама по себе, без помощи государства, поддерживать экономическую стабильность и полную занятость. Чтобы победить экономический спад и безработицу, необходимо или увеличить государственные расходы, или сократить государственные доходы (в первую очередь налоговое бремя), — это, по его мнению, способствует росту потребительского и инвестиционного спроса в частном секторе экономики.

    Таким образом, негативные черты рынка должны нивелироваться грамотной государственной политикой.

    3. В течение года вы работали по договору в фирме, производящей канцелярские принад­лежности. Поскольку сумма заработка была достаточно высокой, вы решили освободиться от родительской опеки и добиться объявления себя полностью дееспособным. Имеете ли вы на это право, если вам исполнилось 16 лет? Какая может возникнуть трудность и есть ли способ ее преодоления?

    Любой несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, в соответствии со ст. 27 Гражданско­го кодекса Российской Федерации может быть объявлен полностью дееспособным, если он рабо­тает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятель­ностью.

    При согласии обоих родителей объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (так называемая эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства (орган, создаваемый при администрации муниципального образования).

    Если же родители (или один из них) против объявления несовершеннолетнего дееспособным, он вправе добиться признания полной дееспособности в судебном порядке. Однако следует пом­нить важный момент: родители с момента признания несовершеннолетнего полностью дееспособ­ным не несут ответственности по его обязательствам, в том числе возникшим вследствие причи­ненного несовершеннолетним вреда, — ответственность в полном объеме возлагается на него.

    Моральные нормы 7 класс

    • Главная
    • Список секций
    • Обществознание
    • ЗНАЧИМОСТЬ НОРМ МОРАЛИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

    ЗНАЧИМОСТЬ НОРМ МОРАЛИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

    Автор работы награжден дипломом победителя II степени

    O tempora! Omores!». Это восклицание, которое принадлежит древнеримскому политическому и государственному деятелю, мыслителю, оратору, юристу и писателю Марку Туллию Цицерону, означающее высшую степень осуждения и негодования по поводу его современников.

    Часто можно услышать от старших: «наше поколение было другим», «а вот я в твоем возрасте такого себе не мог позволить». Как меняются с возрастом представления о Добре и Зле, дозволенном и запрещенном? Цель нашей работы выяснить, какова значимость норм морали для современных подростков, обучающихся в средней (7-9- классы) и старшей (10-11 классы) школе.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

    Во-первых, изучить специальную литературу по указанной проблеме.

    Во-вторых, составить тест, который будет отражать представление о моральных нормах у детей разных возрастов.

    В-третьих, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

    Гипотеза: с возрастом значимость моральных норм меняется, выполнение моральных норм становится более осознанным.

    В ходе исследования применялись следующие методы: опрос, анализ, эмпирическое сравнение.

    Основная часть

    Глава I.

    1.1. Основные этапы исторического развития морали

    В современных этических учениях происхождение морали объясняется процессом становления человека как родового существа. Возникновение морали как духовной сущности человека определяется требованиями жизни, а не навязывается извне.

    Различаются следующие этапы развития морали:

    1 этап – возникает практика нравственных отношений, которая выступает как неотъемлемая часть различных форм регуляции общежития: религиозно-обрядовых, практических и др.;

    2 этап – возникает групповая нравственность, как система запретов (табу), на основе которой с течением времени складываются обычаи и традиции;

    3 этап – по мере осознания человеком себя как личности появляются внутренние, индивидуальные моральные ценности, которые формируют требования к поведению личности в интересах ее самой и общества.

    На современном этапе развития человеческого общества многие ценности отчуждаются, многое продается, многое изменяется, значение истины, правды обесценено. Моральные ценности не являются исключением, в наше время можно купить преданность, дружбу, любовь, совесть. Можно манипулировать общественным мнением через средства массовой информации.

    Однако на фоне этой безрадостной картины начинает формироваться новая мораль и новая этика. Основная цель современной морали – создание модели общества социальной справедливости, в котором созданы все условия для самореализации личности. Особенностью современной морали является то, что знания и умения человека сливаются с моральными качествами личности.

    Современный нравственный человек должен обладать такими качествами, как скромность, гуманность, самообладание, ответственность, требовательность, как к себе, так и к окружающим, а также деловыми качествами. Такой человек может сформироваться только при соблюдении многих условий: экономических, политических, социальных, воспитательных и др.

    1.2. Мораль, моральные нормы и принципы

    Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

    По своему происхождению и содержанию мораль изначально социальна, однако, следует отличать нормы морали от обычаев и традиций, исторически сложившихся в определенном человеческом обществе.

    Каковы же основополагающие моральные номы?

    Во-первых, благоразумие, которое предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.

    Во-вторых, воздержание. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.

    В-третьих, справедливость – признание ценности как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.

    В четвертых, стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.

    В-пятых, трудолюбие. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым.

    В-шестых, смирение — умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству.

    В-седьмых, вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

    Принципы морали способствуют формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

    Принцип талиона — то есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери.

    Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей.

    Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху.

    Принцип справедливости гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы.

    Принцип гуманизма — он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям.

    Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи.

    Функции морали

    Основные функции морали:

    1) Регулятивная (мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления).

    2) Ценностно-ориентационная (что мораль осмысливает действительность такой, какой она должна быть, то есть как идеальную модель должного).

    3) Коммуникативная (настоящее нравственное значения любой поступок человека может приобрести только в межличностных отношениях, в контексте общения).

    4) Мотивационная (мотивационная функция позволяет человеку оценивать и оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации)

    5) Познавательная (благодаря морали индивид получает первые представления о нормах поведения, которые предъявляет ему общество, о добре и зле, чести и достоинстве)

    6) Воспитательная (концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей).

    Глава II.

    В целях проведения исследования мною был составлен тест- опросник, который был предложен ученикам нашей школы. Респонденты условно были разделены на 2 группы: среднее звено (8-9 классы, 101 человек) и старшее звено (10-11 классы, 83 человека).

    На вопрос о готовности приукрасить действительность ради личного интереса ученики среднего звена отвечали согласием чаще, чем ученики старшей школы.

    Использование бранных слов не считают серьезным нарушением моральных норм примерное равное количество подростков (31% в средней школе и 28% — в старшей), причем этот показатель мало отличается как для юношей, так и для девушек.

    Крайне небольшой процент опрошенных нами подростков готовы придти на помощь пожилому человеку.

    Готов прибегнуть ко лжи ради личных интересов каждый третий подростков, значительный процент опрошенных считает ложь обыденным для себя явлением.

    Отрадно, что дружба, посильная помощь другу остаются значимыми моральными ценностями для подростков. Более половины (59%) учеников среднего звена и 71% — старшего готовы выручить друга, оказавшегося в финансовом затруднении.

    Ученики среднего звена не готовы помочь младшему, им проще привлечь к решению такой проблемы взрослых. А вот старшеклассники, особенно девушки, выразили готовность справиться самостоятельно.

    Заключение

    Проанализировав специальную литературу, мы выяснили следующее.

    Моральные нормы, зародившись в первобытном обществе, на протяжении всей человеческой истории, выполняют важные функции, прежде всего регулирующую и воспитательную.

    В результате моего исследования было выявлено, что из 101 обучающихся в среднем звене 15 % показали низкий уровень моральных ориентиров, 63 % — средний. Высокий уровень моральных притязаний показали 22 % опрошенных обучающихся среднего звена (8-9 классы, возраст – 14-16 лет).

    В старшем звене были опрошены 83 обучающихся, где 12 % показали низкий уровень, 55 % показали средний уровень, 33% обучающихся старшего звена (10-11 классы, возраст 16-18 лет) показали высокий уровень моральных притязаний.

    Опираясь на результаты исследования можно смело говорить о том, что с возрастом уровень моральный притязаний становится выше: сокращается число людей с низким уровнем моральных ориентиров (у старшего звена на 3 % меньше). Кроме того, также сокращается средний показатель: у старшего звена – на 8% меньше.

    Уровень моральных притязаний растет к моменту обучения уже в старшей школе – на 11% больше, чем у среднего звена.

    На наш взгляд, результаты исследования говорят о следующем. Для обучающихся среднего звена, чей социальный опыт невелик, моральные нормы зачастую не являются ценностью. Подростки еще не способны сделать сознательный нравственный выбор, видимо, полагая, что разовое нарушение норм морали не делает их безнравственными людьми. Кроме того, нарушение норм морали, в их представлении, не влечет серьезных санкций.

    В старшей школе высокий уровень моральных представлений демонстрируют большее число опрошенных юношей и девушек. Полагаем, это связано с процессом взросления, успешной социализацией старшеклассников. Растущая самостоятельность, более активное участие в социальной жизни формирует у них представление об ответственности, возможных последствиях собственных поступков.

    Однако вызывает тревогу тот факт, что для значительного числа современных подростков нормы морали не имеют ценности. Это значит, что молодые граждане нашей страны способны на обман, предательство, жестокость.

    Великий русский педагог К. Д. Ушинский сказал: «Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в наклонности». На мой взгляд, эти слова прекрасно отражают суть рассматриваемой нами проблемы. Каждый день ребенок должен видеть и переживать образцы достойного поведения свих родных, друзей, находить их в СМИ и прочитываемых книгах, слышать и обсуждать их в школе. Только тогда возможно сформировать достойного высоконравственного гражданина, способного к самоконтролю.

    Список источников и литературы

    1.Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. — СПб.: Речь, 2004.

    2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. — Минск: Харвест, 2001.

    3. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. — № 4.

    Приложение 1

    Опросник

    Если речь идет о моей выгоде, то я могу значительно приукрасить действительность:

    а) нет, а для чего? (2 балла)

    б) в зависимости от ситуации (1 балл)

    в) конечно, не упущу возможности (0 баллов)

    Я «ругаюсь как сапожник» всегда, везде и при любом удобном случае:

    а) да, могу такое о себе сказать (0 баллов)

    б) иногда, если рядом нет взрослых или младших детей (1 балл)

    в) нет, у меня в семье такое не принято (2 балла)

    Если я увижу старика/старушку, который испытывает моментные трудности (перейти дорогу, донести сумку), я:

    а) обязательно помогу (2 балла)

    б) продолжу заниматься своими делами (0 баллов)

    в) буду смотреть по ситуации: может помогу, а, может, и нет (1 балл)

    Ложь – мое второе имя.

    а) могу, умею, практикую (0 баллов)

    б) мама учит, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь (2 балла)

    в) если ложь во спасение – то могу подумать (1 балл)

    Я гулял на площадке около церкви. На земле лежало 500 рублей. Я:

    а) отнесу в церковь, кому-то они будут нужнее (2 балла) б) я нашёл! Они мои! Я куплю себе чего-нибудь вкусненького (0 баллов) в) посмотрим по обстоятельствам (1 балл)

    У меня есть некоторые сбережения. Мы с друзьями пошли в кафе. А у друга не проходит оплата по карте. Я:а) помогу товарищу, а потом буду с него эти деньги требовать (1 балл)б) каждый сам за себя (0 баллов)в) я предложу и, если друг согласится, мы найдём вместе решение его проблемы (2 балла)

    Я стою на остановке, а рядом плачет ребёнок (младшая школа). Кажется, потерялся. Я:а) привлеку внимание взрослых, чего это они стоят? (1 балл)б) отойду подальше, оглохнуть можно (0 баллов)в) постараюсь успокоить ребёнка, выяснить, что случилось и по мере сил ему помочь (2 балла)

    Учитель вышел из кабинета, а сетевой журнал так и просит исправить в нём оценки. Я:а) выйду в коридор, на перемене я должен отдыхать (2 балла)б) если мне ничего не угрожает и никто не увидит, то хотя бы 1 исправлю (1 балл)в) я — ниндзя, крадущийся во тьме. Все оценки исправить подвластно мне! (0 баллов)

    Реагируя на мои хулиганские действия на уроке, учитель на меня сильно накричал. Я:а) пожалуюсь дома родителям, так с детьми нельзя (0 баллов)б) я сам (сама) спровоцировал, так мне и надо (2 балла)в) посмотрим, как грозно он (она) на меня ругаться будет (1 балл)

    Ключ:

    16-18 баллов – высокие моральные ориентиры – традиционно принятые и соблюдаемые в обществе (писаные и неписанные) нормы морали для ребенка, которые имеют большое значение в его жизни, поступках и в принятии им различных решений.

    11 — 15 баллов – средние моральные ориентиры – ребенок находится на переходном этапе в своей жизни: он еще не принял нормы морали для внутреннего контроля своей деятельности. Регуляция осуществляется внешним агентом социализации.

    0-10 баллов – низкие моральные устои –ребенок не считает моральные нормы ценностью, а потому не собирается их соблюдать, его высказывания и поступки чаще можно назвать аморальными, т.е. безнравственными.

    Моральные нормы 7 класс