Уголовный Кодекс РК
Статья 106. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью –

наказывается ограничением свободы на срок от трех до семи лет либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

1) в отношении двух или более лиц;

2) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением профессионального или общественного долга;

3) в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека либо захватом заложника;

4) с особой жестокостью;

5) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору;

6) из корыстных побуждений, а равно по найму;

7) из хулиганских побуждений;

8) по мотиву социальной, национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды;

9) с целью использования органов или тканей потерпевшего;

11) в отношении заведомо несовершеннолетнего,

12) в условиях чрезвычайной ситуации или в ходе массовых беспорядков, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего либо совершенные преступной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

Новый Уголовный кодекс в практике

С 2015 года в Казахстане действует новый Уголовный кодекс. Его принятие было обусловлено необходимостью создать новые уголовно-правовые институты и модернизировать действующие механизмы правовой защиты.

Новый институт в УК – уголовные проступки. Эффективность этого института подтверждена общемировой практикой. В частности, двухзвенная система уголовных правонарушений (проступков и преступлений) предусмотрена уголовными кодексами Германии, Испании, Австрии, Голландии, Норвегии, Чехии, Албании, Литвы, Латвии, Турции.

Важно отметить, что совершение проступков не влечет за собой судимость. Максимальная мера наказания за них – арест сроком до 90 суток.

В 2016 году из 37 798 уголовных дел рассмотренных судами 15 901 составляют проступки или 42%. В 2015 году из 39 459 дел – 15 296 проступки или 39%.

Претерпел концептуальные изменения институт рецидива.

Теперь по УК для рецидива будет учитываться только непогашенная и неснятая судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, без учета судимостей за менее тяжкие преступления. Более того, из УК исключены правила назначения наказания при рецидиве.

Если ранее суды обязаны были при назначении наказания подсудимым с рецидивом придерживаться правил не менее 2/3 или 3/4 от верхнего предела лишения свободы по статье, то сейчас такого нет.

В итоге за 2 года показатель осужденных лиц, имевших в прошлом неснятую и непогашенную судимость снизился по сравнению с 2014 на 28% (2014 – 3821, 2015 – 2766, 2016 — 3344).

Действующий УК смягчил наказание почти по каждому третьему составу. Путем расширения альтернативных санкций и перевода ряда преступлений в менее тяжкие снижена репрессивность прежнего на 30%. К примеру, ограничение свободы дополнительно введено в 60 составов средней тяжести и 24 тяжких.

В результате принятых законодательных и организационных мер Казахстан улучшил свой рейтинг по индексу «тюремного населения» и переместился с 55 места (на 01.11.2015г.) на 68 место (на 01.01.2017г.).

Суды все чаще назначают осужденным альтернативные лишению свободы наказания.

Так, в 2016 году 74% виновных лиц осуждены без изоляции от общества (2014 – 63,3%, 2015 – 76%). Доминирующим наказанием за преступления стало ограничение свободы, которое назначается в 29,5% случаях (рост с 8312 до 9070 лиц).

Возросло применение общественных работ с 11,6% до 15% (с 3392 до 4602 лиц).

Штрафы за все уголовные правонарушения назначены 5560 лицам или 18,1% от общего числа осужденных (6194 или 21,2%), в том числе за преступления — 991 или 3,2% (961 лиц или 3,3%). Общая сумма взысканных штрафов за уголовные правонарушения составила 3.820.527.189 тенге.

Активно применяется такая новелла как кратные штрафы за коррупционные преступления. В 2016 году они назначены 372 лицам или 72,9% от общего числа осужденных за взяточничество (510) на общую сумму 2.133.480.147 тенге (280 лицам на сумму свыше 3 млрд. тенге).

Следует отметить, что, несмотря на гуманизацию положений нового УК, в то же время были ужесточены санкции за террористические, экстремистские, половые преступления против малолетних, а также в отношении организованных преступных групп. Лица, их совершившие, не подлежат освобождению от уголовной ответственности в связи с примирением, к ним не применяются условное осуждение, условно-досрочное освобождение, замена наказания более мягким видом, амнистия.

Усиление ответственности за ДТП, повлекшие смерть человека, исключило их освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением. Все виновные лишены водительских прав. Вождение автотранспорта в нетрезвом состоянии лицом, ранее лишенным водительских прав, стало уголовно наказуемым.

В целом, реализация новых кодексов нами постоянно отслеживается. Для корректировки правоприменительной практики принимаются законодательные и организационные меры.

Так, Генеральной прокуратурой инициированы поправки в УК в части расширения сферы применения уголовных штрафов, которые находятся на стадии рассмотрения и согласования.

Прокурор 10-го Департамента

Новый Уголовный кодекс Республики Казахстан

С 1 января 2015 года вводится в действие новый Уголовный кодекс Республики Казахстан, структура которого в принципе остается прежней, кодекс состоит из Общей и Особенной частей, предусматривает 467 статей, (в действующем УК 393 статей), что больше на 74 статей.

Общая часть нового кодекса также как и прежний УК содержит 7 разделов и 98 статей (в действующем 95 статей), в котором предусмотрены новые виды уголовного наказания и основания освобождения от уголовной ответственности.

В Особенной части содержится 18 глав (в действующем 17 глав с учетом внесенных 23.04.2014 года главы 7-1 преступлений против безопасности экономических технологий), введена новая глава «медицинские уголовные правонарушения».

В новом Уголовном кодексе, кроме понятий крупного, особо крупного ущерба и размера, разъяснены понятия незначительного размера, значительного ущерба и размера применительно к отдельным статьям, разъяснены виды тяжести вреда здоровью, существенного вреда, тяжких последствий, видам субъектов преступлений, совершаемых с использованием служебного положения, приведены виды коррупционных преступлений, к которым отнесены 21 составов преступлений, террористические преступления, состоящие из 15 составов, экстремистские преступления из 12 составов, 10 видов преступных групп. Всего приведено 41 понятие.

Новым уголовным кодексом введено понятие незначительный размер относительно нового состава правонарушения — проступка, предусмотренного ст.187 УК: мелкого хищения, ответственность, по которой уголовным кодексом предусмотрено в случаях причинения ущерба хищением имущества, принадлежащего организации, превышающему 10 месячных расчетных показателей и физическому лицу, превышающему 2 месячных расчетных показателей.

Одним из главных новаций уголовного кодекса, является введение двухзвенной системы уголовно-наказуемых деяний, состоящего из: преступления и уголовного проступка, объединенное общим понятием уголовного правонарушения, определение которым приведено в ст. 4 нового УК, согласно которому единственным основанием уголовной ответственности является совершение уголовного правонарушения, то есть деяния, содержащего все признаки состава преступления либо уголовного проступка, предусмотренного УК.

Выделение в отдельное уголовно-наказуемое деяние проступков, отразилось на введении новых составов правонарушений в уголовный кодекс, также на вопросы назначения наказаний.

Общественная опасность присуща как преступлениям, так и проступкам. Но уровень ее применительно к различным видам правонарушений не одинаков.

Основу для формирования категории уголовных проступков по новому уголовному кодексу составляют правонарушения, которые представляют большую общественную опасность, чем административные правонарушения и меньшую общественную опасность, чем уголовные преступления.

Уголовные проступки как бы находятся на «стыке» административного правонарушения и преступления.

Согласно ст. 10 нового УК, базу для формирования категории уголовных проступков составляют деяния, не представляющие большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения такого вреда.

За уголовные проступки предусмотрены меры уголовно-правового воздействия, которые являются более репрессивными по сравнению с административными и менее жесткими по сравнению с уголовными, являющиеся чем-то средним между видами уголовного наказания и административными взысканиями.

В ст.40 УК виды наказаний строго подразделены на назначаемые за совершение проступка и на назначаемые за совершение преступления.

За проступки предусмотрены 4 вида основных наказаний: штраф, исправительные работы, привлечение к общественным работам и арест.

Общественные работы и арест назначаются только за совершение проступка.

За преступления предусмотрены 5 видов основных наказаний: штраф, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы и смертная казнь.

Таким образом, за проступки не назначается не только лишение свободы, но также и другие виды наказаний: ограничение свободы и смертная казнь. Кроме того, некоторые виды наказаний назначаются как за проступки, так и за преступления. К ним относятся штраф и исправительные работы.

Деяния, за совершение которых, законодателем назначаются ограничение свободы, лишение свободы или смертная казнь относятся к уголовным преступлениям.

Внесены изменения в определение рецидива. Теперь вместо 3 видов, ст.14 УК предусматривает только 2 вида рецидива: рецидив и опасный рецидив. Исключен так называемый простой рецидив преступлений, который судом признавался в действиях лиц, имеющих судимость за умышленное преступление и вновь совершивших умышленное преступление.

Правила ст.59 ч.2,3 УК действующего кодекса о сроках и размере назначения наказания при видах рецидива, в новом кодексе исключены.

Категории преступлений, которые в действующем кодексе указаны в ст.10 УК, в новом уголовном кодексе перечислены в ст.11 УК. Разделение на категории преступлений небольшой, средней, тяжкой и особой тяжкой остались прежними.

Установлена ответственность за приготовление и покушение на террористическое преступление, установлена независимо от категории (ст. 24 УК ч.4). Следует отметить, что за приготовление и покушение на совершение проступка, уголовная ответственность не предусмотрена.

В ст.31 УК приведены все формы соучастия: простая группа, группа лиц по предварительному сговору. Другие виды соединены под единым понятием преступная группа, к которой отнесены 10 видов групп: организованная группа, преступная организация, преступное сообщество, транснациональная организованная группа, транснациональная преступная организация, транснациональное преступное сообщество, террористическая группа, экстремистская группа, банда и незаконное военизированное формирование. Новацией в этой статье являются включение таких видов преступных групп как террористическая группа, экстремистская группа и военизированное формирование. Указанные понятия разъяснены в глоссарий.

Отдельно выделены наказания в виде штрафа за преступления, предусмотренные ст.ст.366,367,368 УК (получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве) при котором сумма штрафа зависит не от размера месячных расчетных показателей, а от суммы взятки и штраф установлен в кратных размерах от суммы взятки.

Действующим уголовным кодексом размер штрафа определяется от 25 до 20 000 месячных расчетных показателей.

Назначение исправительных работ в новом кодексе также претерпели изменения.

В отличие от действующего уголовного кодекса, согласно которому исправительные работы устанавливались на срок от 2 месяцев до 2 лет по месту работы осужденного с вычетом из заработка от 5 до 20 процентов удержаний в доход государства, в новом кодексе из заработка осужденного по основному месту работы ежемесячно производится вычет в доход государства от 20 до 40 процентов заработка. При этом, за проступки исправительные работы устанавливаются от 25 до 500 МРП, за преступления от 500 до 10 000 МРП.

Для обеспечения исполнения наказаний в виде штрафа и исправительных работ, законодателем предусмотрен механизм замены наказаний на более строгий вид.

Так, при неуплате штрафа за проступки, штраф заменяется на общественные работы либо арест.

При уклонении от уплаты штрафа за преступление, штраф заменяется лишением свободы.

При неисполнении наказания за преступления в виде исправительных работ, неисполненная часть заменяется лишением свободы.

Введение основного вида наказания – ареста, связано с внесением в уголовный кодекс проступка. Срок ареста устанавливается от 30 суток до 90 суток. Арест является самым строгим видом наказания, назначаемым за проступок и вводится в действие с 1 января 2017 года.

Такие наказания как ограничение по воинской службе, предусмотренное ст. 44 действующего УК и содержание на гаупвахте,(ст.46 УК), новым уголовным законом из видов наказаний исключены.

Лишение свободы назначается на срок от 6 месяцев до 20 лет или пожизненно. При совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы составляет 25 лет, по совокупности приговоров — 30 лет.

В новом уголовном кодексе ограничение в назначении в пожизненном лишении свободы и смертной казни установлены лицам, совершившим преступления до 18 лет, женщинам и мужчинам в возрасте 63 и свыше лет. В действующем уголовном кодексе, пожизненное лишение свободы и смертная казнь не назначалось женщинам, независимо от возраста, а мужчинам, достигшим 65 летнего возраста.

В Казахстане будет новый Уголовный кодекс. Что изменится?

В РК разрабатывают новый Уголовный кодекс. Это повлечёт за собой изменения и в УПК, и в порядок рассмотрения дел в суде.

В Казахстане разрабатывают новый Уголовный кодекс. Также собираются ввести существенные поправки в работу судебной системы и уголовный процесс. Главная тема реформ – гуманизация. Как это скажется на жизни граждан и что для них изменится, обсуждали 15 сентября на круглом столе в КазНУ, куда приехал председатель Верховного суда Кайрат Мами, представители Генпрокуратуры и многие другие. Informburo.kz рассказывает о том, какие перемены готовятся в законодательстве.

На сколько будут задерживать граждан?

Одно из главных изменений – это сокращение сроков задержания граждан. Сейчас по закону полиция может удерживать вас без всякой санкции суда в течение трёх суток. Если введут поправку в УПК (Уголовно-процессуальный кодекс РК), то этот срок сократится с 72 часов до 48, а для несовершеннолетних – до 24 часов.

«Это минимизирует нарушения прав задержанных, так как они часто проявляются именно на этой стадии, – объяснил смысл поправки заместитель генерального прокурора РК Марат Ахметжанов. – Этот период используется для получения признательных или иных доказательств».

В целом планируется, что брать под стражу граждан будут в крайнем случае. При совершении экономических преступлений, к примеру, отправлять подозреваемых за решётку не будут, если только речь не идёт об ОПГ.

Что изменится в работе прокуратуры?

Большие перемены ждут работников прокуратуры. Их полномочий станет меньше. В частности, они не смогут выдавать санкции на принудительное освидетельствование. Также прокуратура не будет санкционировать «негласные следственные действия». То есть те, которые обычно не подлежат разглашению. Речь идёт, к примеру, о негласном видео- или аудиоконтроле местности или какого-либо лица, или о прослушке телефона, или о контрольной закупке. Все эти санкции теперь будет назначать суд.

Такое решение было принято разработчиками поправок в связи с тем, что в мировой практике только суд имеет право ограничивать права человека.

Также, если прежде человек не знал о негласных следственных действиях, то есть не подозревал, что его прослушивают, к примеру, то теперь его обязаны об это уведомлять.

Гуманизация уголовной политики?

Некоторые из поправок, которые существенно повлияют на уголовную политику РК, уже приняты. Например, в десять раз снижен порог уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. А именно пороговые размеры ущерба для наступления уголовной ответственности по статье 221 – уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет – повышены с 500 МРП до 2000 МРП. А по статье 222 – уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет организаций – пороговое значение поднято с 2000 до 20 000 МРП.

Ещё один шаг к гуманизации – декриминализация лжепредпринимательства. То есть статью 215 УК РК просто исключили из Уголовного кодекса. При обсуждении этой меры было решено, что статья дублирует уже существующие.

«Статья 215 была очень болезненной для бизнес-сообщества, – высказался заместитель генпрокурора Марат Аметжанов. – Субъекты бизнеса массово вовлекались в уголовный процесс».

Электронное уголовное дело?

Ещё одна реформа, которая уже работает – это электронное уголовное дело. Это система, исключающая человеческий фактор. Специальная программа собирает материалы и формирует уголовное дело. Таким образом, в будущем все материалы следствия перейдут в онлайн-режим.

В этом году в качестве эксперимента суды в РК выдали 103 электронные санкции.

«Она (цифровизация уголовных дел. – Авт.) снимает много проблем – минимизирует фальсификации, становится всё прозрачным, – прокомментировал Марат Ахметжанов. –Ускорится следствие – есть шаблон документов. Можно взять электронную санкцию суда. Экономия бюджета, прозрачность и доступность уголовного процесса всем сторонам. Можно будет подавать ходатайства, это будут видеть надзорные органы, следователи обязаны будут в течение недели ответить. Спешу предупредить, что моментально мы не откажемся от бумаг, всё будет происходить постепенно, чтобы избежать недоработок».

Приказное судопроизводство?

Новшество, с которым пока не всё ясно – это приказное судопроизводство. Предполагается, что рассмотрение некоторых гражданских дел настолько упростится, что их не будут рассматривать вообще. Стороны не будут вызывать, свидетелей не будут слушать. Просто в течение трёх суток суд выносит судебный приказ. И он имеет такую же юридическую силу, как и решение суда.

Такая практика распространена в мире. Однако у Генпрокуратуры такой подход вызывает вопросы. Ведь решения суда в таких случаях сложно будет проверить на объективность.

«Предлагается, что дело в суд направляет орган расследования. А суд его единолично рассматривает без проведения судебных заседаний и выносит приговор. Перепроверить объективность выводов следствия судья не может. Значит, орган расследования может снизить обвинение, может завысить, под приказное подвести тяжкое преступление. Прокурора нет, некому проверять», – отметил Марат Ахметжанов.

Как будут работать адвокаты?

Планируется, что полномочия адвокатов будут расширены. Они смогут обращаться в суд с ходатайствами о производстве судебных следствий, для этого им не нужно будет ждать решения органов досудебного расследования. То есть они частично берут на себя функции следователей. Адвокаты будут иметь доступ ко всем материалам уголовного дела на любой стадии следствия.

Республиканская коллегия адвокатов РК считает, что проект нового УПК учёл не все права адвокатов. К примеру, надо обеспечить обязательное участие защитника в рассмотрении дел. Сегодня адвокатов привлекают только в том случае, если в деле участвует прокурор.

Также председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел предлагает обязать судей объяснять свои решения.

«Считаем, что УПК должен содержать норму, согласно которой в обвинительном приговоре судья должен дать оценку каждому доводу защиты,– прокомментировал Ануар Тугел. – Равным образом в оправдательном приговоре судья должен дать оценку каждому доводу обвинения. Данные положения должны быть закреплены в статье 397 УПК».

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Кодекс Республики Казахстан от 03.07.2014 N 226-V ЗРК
«Уголовный Кодекс Республики Казахстан»

Часть 2. Особенная часть

Глава 6. Уголовные правонарушения против собственности

Статья 191. Грабеж

1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, —

наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.

2. Грабеж, совершенный:

1) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия;

3) группой лиц по предварительному сговору;

4) с незаконным проникновением в жилое, служебное, производственное помещение либо хранилище, —

наказывается ограничением свободы на срок от трех до семи лет либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.

3. Грабеж, совершенный в крупном размере, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

1) преступной группой;

2) в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Новый уголовный кодекс казахстан