Оглавление:

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: особенности

Вопрос обеспечения исполнения контракта был в достаточной мере урегулирован как прежним законодательством в сфере проведения торгов, так и действующим в настоящее время Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Зачастую именно требование обеспечения обязательств отталкивает многие коммерческие структуры от участия в закупочных процедурах. Рассмотрим же подробнее – так ли страшен черт, как его малюют?

Обязательно ли предоставлять обеспечение исполнения

Статьей 96 Закона о контрактной системе закреплена обязанность заказчика по установлению требования обеспечения исполнения контракта. Данное требование должно быть зафиксировано в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Если участник не предоставит обеспечение — он будет считаться уклонившимся от подписания контракта. Исключение делается лишь для случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, которая является отсылочной нормой, и отсылает к ряду пунктов других статей этого же закона.

Антидемпинговые меры, предусмотренные при проведении аукциона или конкурса

В соответствии со статьей 37 закона «О контрактной системе» при снижении начальной максимальной цены контракта более, чем на 25% начинают действовать антидемпинговые меры, которые заключаются в том, что обеспечение контракта, предоставляемое победителем, должно быть увеличено в 1,5 раза от изначально запланированного. То есть, если в документации к электронному аукциону размер обеспечения указан в 10% от НМЦК (например 100000 рублей), то при снижении во время торгов цены на 25 и более процентов он увеличится до 15% от НМЦК (150000 рублей для примера выше).

Обеспечение в полуторакратном размере можно не осуществлять в том случае, если начальная цена контракта менее 15 миллионов рублей и участник закупки может предоставить сведения о своей добросовестности. Более подробно об этом вы можете прочитать здесь.

Виды обеспечения контракта

Виды обеспечения исполнения контракта предусмотрены частью 3 вышеуказанной статьи, при этом их менять. Исполнение контракта может быть обеспечено:

А) Путем предоставления банковской гарантии , которая должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе: во-первых, банк, выдавший гарантию, должен быть включен в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (статья 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации); во-вторых, банковская гарантия должна быть безотзывной, и содержать следующие атрибуты:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в определенных случаях;

2) обязательства исполнителя, которые обеспечиваются данной гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента за каждый день пропуска сроков исполнения обязательств;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта является фактическое поступление средств на счет заказчика;

5) срок действия банковской гарантии;

6) отлагательное условие;

7) перечень документов, предоставляемых заказчиком банку.

Все БГ, выданные для обеспечения исполнения контрактов, заключаемых в соответствии с 44-ФЗ должны быть включены в реестр банковских гарантий.

Формы обеспечения контракта

Обеспечение контракта – это мера, призванная снизить вероятность того, что исполнитель госконтракта откажется от выполнения своих обязательств или выполнит их некачественно либо в ненадлежащие сроки.

Еще до подписания договора компания, выигравшая тендер, должна предоставить заказчику определенную сумму в качестве гарантии исполнения контракта. В противном случае победитель тендера будет считаться уклонившимся от подписания договора и попадет в «черный список» – реестр ненадежных исполнителей.

Размер обеспечения контракта

Размер гарантии зависит от суммы контракта и устанавливается государством. Законом определен следующий размер обеспечения:

  • 5-30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн руб.;
  • 10-30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную сумму. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше аванса, даже если сумма аванса превышает 30 % начальной (максимальной) цены контракта. В последнем случае обеспечение устанавливается в размере аванса (ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Формы обеспечения контракта

Раньше формы обеспечения контракта включали в себя страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом, договор поручительства в размере обеспечения исполнения контракта, банковскую гарантию и передачу заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта. Но первые два способа уже не используются. С 23 июля 2012 года по новой редакции ФЗ-94 эти формы обеспечения контракта были отменены.

Сегодня у исполнителя есть выбор из двух альтернатив – внесение залога из личных средств или предоставление банковской гарантии.

Первый вариант прост и практически не требует объяснений. Заказчик просто вносит на специально открытый счет определенную сумму денег. Но этот способ крайне неудобен, ведь при заключении крупных контрактов эта сумма может быть весьма значительной. Выводить такие средства из оборота компании просто невыгодно. А у небольших организаций этих денег может и вовсе не быть. Поэтому такая форма обеспечения контракта используется редко.

Второй вариант встречается гораздо чаще. Банковская гарантия – это документ, который банк предоставляет госзаказчику. Этот документ подтверждает, что в случае неисполнения поставщиком взятых на себя обязательств банк выплатит заказчику определенную сумму денег в качестве возмещения ущерба.

Новое в обеспечении контракта

Новый Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие 1 января 2014 г. и заменил собой Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», выдвигает более строгие требования к обеспечению исполнения госконтракта.

  • Во-первых, как уже было сказано, в числе способов обеспечения остается только два варианта: внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии.
  • Во-вторых, ограничивается число кредитных организаций (банков), имеющих право выдавать банковские гарантии. Теперь банковскую гарантию можно получить только у той кредитной организации, которая имеет капитал свыше 1 млрд. рублей и внесена в соответствующий список Министерства финансов.
  • В-третьих, создается специальный реестр, в котором должна храниться информация обо всех выдаваемых банковских гарантиях.

Если исполнитель выполнил свои обязательства добросовестно и в срок, то спустя время, оговоренное в контракте, происходит возврат обеспечения исполнения государственного контракта.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ. Банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта

В статье будет рассмотрен термин, который часто употребляется при проведении закупок, — обеспечение исполнения контракта. Рассмотрим основные вопросы, которые возникают у заказчиков или поставщиков, принимающих участие в торгах. Какие нюансы следует знать при внесении данных залоговых средств?

Определение термина

Обеспечение исполнения контракта, или сокращенно ОИК, — это некий залог, который должен предоставить поставщик товара, работы или услуги, являющийся неким гарантом, что контракт будет исполнен добросовестно, все обязательства по нему будут выполнены в указанные сроки.

Обеспечение исполнения контракта и заявки: в чем разница?

Законом №44-ФЗ установлено обязательное требование к обеспечению заявки только на аукционы и конкурсы. Это значит, что на другие способы закупок — запрос предложений или котировку — залог на заявку не предусмотрен.

Чтобы подать заявку на торги в электронном аукционе, нужно иметь на лицевом счете в торговой площадке необходимый размер залога. Сумма обеспечения устанавливается от 0,5 % до 5 процентов, в зависимости от требований заказчика. Если же проводится закрытый аукцион или конкурс, можно предоставить банковскую гарантию.

В свою очередь, обеспечение исполнения контракта уже вносится поставщиком, с которым, по итогам закупок, было принято решение заключить контракт. Поэтому этапы здесь различны.

Нормативное регулирование ОИК

Этот вид залога регламентируется федеральным законом в сфере закупок № 44 от 5 апреля 2013 года. Так, обеспечение исполнения контракта установлено в статье 96 данного закона, а обеспечение заявки — в статье 44.

Согласно пункту 1 данной статьи 96, заказчик обязан предъявлять требования по ОИК — если закупка идет закрытым способом. Это требование должно быть прописано в самом извещении о проведении закупки, проекте договора, документации закупки, а также в приглашении принять участие, которое направляется поставщикам — участникам предстоящей закупки.

Однако в части 2 статьи указано, что заказчик в некоторых случаях, например, когда стоимость контракта не более 500 тысяч рублей, при запросе котировок или предложений, может использовать данное требование или нет.

Как внести залог по контракту?

Способы обеспечения исполнения контракта после проведения итогов по закупке могут быть следующие:

  1. Предоставить банковскую гарантию. Этот документ предоставляется банковскими учреждениями, которые уполномочены их выдавать — их перечень установлен статьей 176.1 Кодекса по налогам. Эти гарантии должны быть безотзывными, а также срок их действия обязан превышать срок действия договора (контракта) не меньше чем на один месяц.
  2. Внесение депозитных денежных средства на счет заказчика. Депозит отправляется на расчетный счет и возвращается поставщику, когда истекает срок исполнения контракта.

Таким образом, договор заключается только с участником торгов, который отправил ОИК. Если оно не предоставлено, то этот участник не может быть допущен к закупке и считается уклонившимся от заключения контракта — будь то аукцион, конкурс или иной способ закупки.

Что выбрать в качестве обеспечения контракта?

Использовать депозит или банковскую гарантию на обеспечение исполнения контракта — выбирать поставщикам, как им будет удобно. Конечно, внести залог в виде денежных средств до завершения контракта кажется более простым методом, не требующим особых затрат. Однако зачастую контракт может длиться не один год, средства поставщика услуг и товаров оказываются замороженными и выходят из оборота. Для больших предприятий это может быть не слишком заметно, однако, например, малому бизнесу могут понадобиться свободные денежные средства в обороте — для закупки материалов, заработной платы, внесения залогов по другим торгам и т.д.

Поэтому многие предпочитают предъявлять банковскую гарантию по обеспечению исполнения контракта. Это документ, согласно которому гарант в виде банка выплатит компенсацию Заказчику (бенефициар) — государственному или муниципальному органу, если Поставщик (принципал) не выполнит условий по договору. Здесь важно выбрать надежное банковское учреждение — благодаря высокому спросу на данную услугу, на рынке много «серых» банков с низкой легитимностью. Оптимальный вариант — приобрести банковскую гарантию на электронной площадке через соответствующий финансовый сервис.

Размер ОИК

К обеспечению исполнения контракта заказчиком предъявляются требования в соответствии с начальной максимальной ценой контракта:

  • если первоначально стоимость контракта (договора) меньше 50 миллионов рублей, то обеспечение — от 5 до 30 % от начальной или максимальной цены:
  • если стоимость контракта больше 50 миллионов, размер ОИК — от 10 до 30 %.

Если в ходе проведения торгов стоимость контракта была снижена более чем на четверть от изначальной стоимости (на 25 %), то залог предоставляется с учетом антидемпинговых мер, то есть превышающим в 1,5 раза, но не меньше размера аванса.

Особенности применения залоговых денежных средств

Если поставщик конкретного товара, какой-либо услуги или работ решает принять участие в торгах, ему нужно учесть следующее: возврат обеспечения исполнения контракта в полной мере осуществляется только после исполнения обязательств, взятых в результате закупки. Ведь контракты могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными.

Для заказчиков, организующих закупку, ОИК является не только гарантией, что договор будет заключен на основании своевременного и полного выполнения обязательств. Залог также и служит неким фильтром, который позволит отсеивать на этапе рассмотрения заявок мелких и неквалифицированных поставщиков.

Пример для поставщиков

Для примера рассмотрим закупку по выполнению строительных работ.

Заказчик — некое предприятие — объявляет закупку на строительство многоэтажного здания и устанавливает требование к обеспечению исполнения контракта, чтобы оно было не меньше 30 процентов. Срок выполнения работ — 4 года, сумма контракта — 20 миллионов. Получается, потенциальным участникам необходимо перечислить ОИК в размере не менее шести миллионов.

Иными словами, у поставщика должен быть солидный запас финансов, с помощью которых он сможет закупить качественные материалы, технику и в указанный срок завершить все строительные работы. При этом ему придется отложить крупный залог на следующие четыре года. А оплата по выполненной работе будет перечислена только после полного исполнения обязательств — в данном примере, если здание будет построено.

Таким образом, участниками закупок следует принять во внимание этот нюанс при мониторинге закупок, а конкретно — в отношении вычисления их прибыльности.

Когда не нужно предоставлять обеспечение?

Существует несколько обстоятельств, когда ОИК не требуется:

  • Если контракт заключается с участником казенного типа учреждения. К казенному относят государственное или муниципальное предприятие, которое оказывает некие услуги, выполняет работы или иные функции для обеспечения установленных законом полномочий и финансируется за счет средств бюджета.
  • Если предмет закупки — оказание услуги по предоставлению заемных средств — кредита.
  • Если бюджетное учреждение заключает контракт на предмет выдачи банковской гарантии.

Кроме того, как указано законом, обеспечение исполнения контракта может не требоваться, если имеется возможность выполнять работы без каких-либо залоговых денежных средств. К таким отдельным случаям относят заключение контракта на поставку товара или оказание мелкой услуги в размере менее ста тысяч рублей. А также ОИК может не назначаться при приобретении предмета культурного, художественного или исторического значения.

ОИК для естественных монополий и оборонной промышленности

Также можно не требовать обеспечения исполнения контракта от естественных монополистов или предприятий, производящих военную технику и оборудование, у которых нет эквивалентов среди поставщиков России. И еще несколько примеров, когда заказчики не требуют обеспечения, это:

  • при защите интересов России в международных судах и организациях;
  • закупки по обеспечению проведения переговоров с участием официальных должностных лиц зарубежных стран;
  • закупки на проведение мероприятий с участием высших должностных лиц России, когда заказчиками являются предприятия по государственной охране.

Таким образом, перечень по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ достаточно широк. Полный список исключений, когда ОИК не требуется при заключении контракта, остается на усмотрение организаторов торгов, содержится в законе по регулированию закупок 44-ФЗ.

Обеспечение контракта, установленное правительством России

Выше были перечислены случаи, когда залог может не взиматься в соответствии с законом о закупках. Также исключение обязательного предоставления ОИК может быть установлено правительством. Например, в 2015-2016 гг. постановлениями № 199 и № 182, изданными правительством России, было установлено, что заказчик может сам регламентировать, необходимо ли обеспечение исполнения контракта в условиях:

  • Если участник торгов является субъектом малого предпринимательства — СМП и некоммерческая организация с социально-ориентированной функцией.
  • Если в проекте договора указан пункт, по которому регламентируется банковское сопровождение всего процесса закупки. Банковским сопровождением называют предоставление банком услуг по мониторингу расчетов, заключение контракта с каждой стороной сделки, контроль расходов в соответствии с проектно-сметной документацией и адресному переводу средств. В итоге заказчик оказывается проинформирован о ходе работ по проекту и может оперативно принимать административные решения.
  • Если аванс перечисляется на счет территориального органа казначейства или финансового учреждения субъекта России, или его муниципального образования в отделениях Центробанка России.
  • Если размер авансовых отчислений не больше 15 процентов, если торги проводятся для общегосударственных, федеральных нужд. Субъекты и муниципальные поселения могут сами выбрать предельную сумму аванса, при которой ОИК не будет обязательно. При этом закупка должна проводиться для потребностей именно субъекта или соответственного муниципального образования (МО).
  • Если в государственном или муниципальном контракте указано, что оплачивается не более 70 % от всей стоимости поставки товара, оказания услуги и выполнения работ. Остаток же выплачивается, когда эти услуги или товары полностью доставлены/выполнены. Здесь МО и субъекты могут сами установить, какой размер выплат они первоначально выплачивают для нужд всего субъекта России или отдельного муниципального образования.
  • Если участник закупки — бюджетное учреждение, которое предложило пониженную ставку на товар или услугу. Эта стоимость, однако, не может превышать четверть (или 25 %) от начальной стоимости контракта.

Где указать требование к ОИК?

Следует отметить, что перечисленные выше примеры используются для покрытия государственных и муниципальных нужд. Эти требования должны быть прописаны в проекте контракта, а также указаны в извещении о проведении закупки.

Если закупка требует обязательного обеспечения, то в документации должны быть прописаны условия возврата залоговых средств: в какие сроки, какой будет размер предоставляемого обеспечения и порядок возврата.

Выводы по статье

Итак, рассмотрев вопрос по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ, можно заключить, что в процессе закупочных процедур этот вид залога не всегда является обязательным. Перечень, когда залоговые средства не взимаются, указан в законе по закупкам, а также иных нормативных документах, которые устанавливаются правительством России.

Если требование к ОИК устанавливается, то оно должно отражаться в извещении о торгах, в приглашениях к участию и в самом проекте контракта. Существует несколько способов внести обеспечение — это депозит или банковская гарантия. Какой вид залога выбрать, решает Поставщик. Например, для небольшой компании гарантия от банка будет более приемлемой, так как им могут понадобиться средства в обороте. Получить эти гарантии можно сразу через электронные площадки для торгов, таких как «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Росэлторг» и другие. А более крупные компании могут использовать и депозит. Следует иметь в виду, что залог не возвращается до тех пор, пока контракт не будет исполнен.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ: формы обеспечения, размеры, сроки возврата, калькулятор расчета

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В прошлой своей статье я подробно разобрал вопрос связанный с обеспечением заявки при участии в торгах, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Сегодня же речь пойдет об обеспечении исполнения контракта. Этот инструмент также служит защитой от недобросовестных поставщиков и является для заказчика гарантией качественного и своевременного исполнения победителем своих обязательств по контракту. Как правило, обеспечение исполнения контракта возвращается победителю только после выполнения им всех обязательств по контракту. Обо всех нюансах использования данного инструмента мы подробно и поговорим далее в этой статье.

Содержание:

1. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.

Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.

Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (для этих закупок заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).

Наряду с предусмотренными ч. 2 ст. 96 44-ФЗ случаями, при которых заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство РФ ВПРАВЕ определить случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать данное требование. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта». Такими случаями, например, являются: проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО).

Контракт с победителем заключается только после предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В том случае, если победитель не предоставил заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта. Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Формы обеспечения исполнения контракта

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Важно: Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО .

Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения. При этом стоит учитывать, что никаких счетов заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным заказчиком в документации реквизитам. Сами же денежные средства должны поступить на счет заказчика до дня подписания контракта.

Если в качестве ОИК победитель предоставляет заказчику банковскую гарантию (БГ), то подтверждающим документом будет оригинал БГ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц . О том, как самостоятельно получить банковскую гарантию подробно написано здесь.

У каждой формы обеспечения исполнения контракта есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, внесение денежных средств на счет заказчика происходит значительно быстрее и проще, однако изъятие из оборота свободных средств для большинства компаний является непозволительной роскошью. Банковская же гарантия в этом случае является более предпочтительной, т.к. не требует вывода из оборота значительных для организации сумм. Однако не всегда удается получить БГ в отведенный для подписания контракта срок, плюс участнику необходимо собрать достаточно большой пакет документов для её получения, а также в некоторых случаях можно столкнуться с отказом банка в выдаче БГ.

Замена обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) ВПРАВЕ предоставить заказчику ОИК, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного ОИК. При этом МОЖЕТ БЫТЬ изменен способ обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 96 44-ФЗ).

Например, если победителю в установленный для подписания контракта срок не удалось подготовить БГ, то можно сначала внести на счет заказчика денежные средства, а затем заменить данное обеспечение исполнения контракта на банковскую гарантию.

Многие поставщики задаются вопросом о возможности предоставления заказчику комбинированного обеспечения исполнения контракта. Т.е. это ситуация когда часть обеспечения предоставляется в форме денежных средств, а часть в форме банковской гарантии, либо обеспечение предоставляется в форме нескольких гарантий от разных банков. Ответ на этот вопрос однозначный — предоставление комбинированного обеспечения исполнения контракта не допускается. Кроме того, положениями 44-ФЗ не закреплена возможность третьего лица предоставлять ОИК вместо победителя. С более развернутым ответом на этот вопрос можно ознакомиться здесь — http://www.garant.ru/consult/gpurchase/561772/ .

Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК должен составлять от 5% до 30% НМЦК , указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей , заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК , но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК , размер ОИК устанавливается в размере аванса .

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет ОИК в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса (аукциона) или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника с учетом положений ст. 37 44-ФЗ (антидемпинговые меры). Более подробно про антидемпинговые меры написано здесь.

Иногда на практике встречаются случаи, когда сумма заключенного контракта по итогам проведенных торгов меньше размера требуемого ОИК.

Пример: Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение проектных работ на строительство детского сада. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 17 млн. рублей. Обеспечение исполнения контракта, установленное в аукционной документации — 30% от НМЦК (5 100 000,00 рублей). В ходе аукциона цена контракта была снижена участниками на 67%. Победил участник с ценой 5 610 000,00 рублей. Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ победитель должен предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации (1,5 х 5 100 000,00 = 7 650 000,00 рублей). Т.е. как вы видите, размер ОИК превышает сумму выигранного контракта более чем на 2 млн. рублей. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.

Случаи не применения положений 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта

Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Расчет размера обеспечения исполнения контракта

Для автоматического расчета размера обеспечения исполнения контракта есть удобный online калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Воспользоваться этим калькулятором вы можете здесь.

Ниже по тексту размещен скриншот страницы с сайта НАИЗ, на которой находится данный калькулятор.

Настоящий калькулятор позволяет производить расчет размера обеспечения исполнения контракта, а также размера обеспечения заявки для участия в аукционах и конкурсах, и сформировать по итогам расчета служебную записку для встраивания в документацию о проводимой закупке. Данный инструмент в большей степени предназначен для заказчиков, однако будет полезен и участникам закупок.

Сроки возврата обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ

Сроки возврата обеспечения исполнения контракта регламентируются ч. 27 ст. 34 44-ФЗ и предусматривает необходимость включения в контракт обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве ОИК (если такая форма обеспечения исполнения контракта выбрана поставщиком).

Таким образом, срок возврата устанавливается заказчиком самостоятельно, и при подаче своей заявки вы соглашаетесь с этим сроком. Если срок заказчиком не был установлен, то вам необходимо подготовить жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на положения документации о закупке.

В том случае, если контракт уже был заключен и основные обязательства по договору вами уже исполнены, необходимо направить заказчику требование о возврате обеспечения. В случае отказа обращайтесь в суд. В соответствии со ст. 107 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ

В случае, предусмотренном ч. 9 ст. 54 44-ФЗ, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем 30 дней , конкурс признается несостоявшимся и денежные средства, внесенные в качестве ОИК, возвращаются победителю конкурса в течение 5 рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

Образец письма на возврат обеспечения исполнения контракта

Как мы с вами уже разобрались, сроки возврата ОИК должны быть установлены заказчиком непосредственно в самом контракте. Однако нередки случаи, когда заказчик эти сроки нарушает. В таком случае вам нужно направить в адрес заказчика соответствующее письмо о возврате средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Образец такого письма вы можете скачать здесь.

Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Если поставщик не исполняет свои обязательства по контракту, то заказчик может инициировать расторжение контракта, как в одностороннем, так и в судебном порядке. В таком случае обеспечение исполнения контракта поставщику не возвращается. Деньги перечисляются в соответствующий бюджет. Если же в качестве ОИК была предоставлена банковская гарантия, то банк выплачивает заказчику установленную сумму, а уже затем взыскивает эту сумму с поставщика. Помимо этого сведения об участнике, с которым контракт расторгается в одностороннем порядке или по решению суда, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).

Есть еще несколько вопросов, которые волнуют, как заказчиков, так и поставщиков. Вот эти вопросы:

  • Обязан ли заказчик возвращать поставщику его денежные средства, находящиеся в залоге для обеспечения исполнения контракта, в случае нарушения поставщиком сроков поставки?
  • Может ли заказчик удержать сумму переданных ему в залог денежных средств в счет суммы пени (штрафа, неустойки)?

На эти вопросы дан подробный развернутый ответ на информационно-правовом портале ГАРАНТ.РУ — http://www.garant.ru/consult/gpurchase/541317/ .

Резюмируя этот ответ, можно сказать следующее. Удержание заказчиком предусмотренных контрактом штрафных санкций из находящихся в залоге денежных средств возможно только при наличии соглашения об этом между заказчиком и поставщиком, включенного в контракт или отдельного. Такое соглашение может быть заключено в любое время (п. 3 ст. 349 ГК РФ).

Информация для заказчиков: правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта подробно описаны здесь — http://www.klerk.ru/buh/articles/419998/ .

2. Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

Давайте теперь попробуем разобраться со следующим вопросом: существуют ли требования к обеспечению исполнения контракта при участии в закупках по 223-ФЗ? В тексте самого 223 Федерального закона эти требования не прописаны, поэтому каждый заказчик их устанавливает самостоятельно в своем Положении о закупке. Одни заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования. Но как бы там ни было, информация о форме обеспечения исполнения контракта, его размере и других условиях содержится непосредственно в извещении о проводимой закупке, а также в самой документации (информационной карте). Чаще всего в качестве обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ устанавливается денежный залог, перечисляемый на счет заказчика.

На этом моя статья подошла к концу. До встречи в новых выпусках!

Обеспечение исполнения контракта в учете заказчика

ГУП с 01.01.2017 обязано заключать госконтракты в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. ГУП (заказчик) заключило госконтракт и получило на лицевой счет, который находится в казначействе, денежные средства от поставщиков в качестве обеспечения исполнения контрактов. ГУП через специальную программу получает возможность определять зачисление денежных средств на лицевой счет и инициировать возврат данных средств поставщику. Обязано ли ГУП отражать у себя в бухгалтерском учете денежные средства, поступившие от поставщиков в качестве обеспечений исполнения контрактов? Если обязано, то какими бухгалтерскими проводками отразить вышеуказанные денежные средства?

Гражданско-правовые аспекты

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ).

Отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных (муниципальных) нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ).

Частью 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ установлена обязанность заказчика в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Одним из способов обеспечения исполнения контракта в соответствии с частью 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ является внесение денежных средств на указанный заказчиком счет. Банковское сопровождение контрактов регламентировано положениями ст. 35 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ст. 44 и 96 Закона № 44-ФЗ денежные средства, предоставленные участниками закупки в качестве обеспечения участия в конкурсе (закрытом аукционе) или исполнения контракта, поступают на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

В свою очередь, согласно части 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику, подрядчику, исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом).

Бухгалтерский учет

Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат специальных правил учета операций, связанных с перечислением участником закупки денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта.

В общем случае на дату поступления денежных средств в качестве обеспечения у коммерческой организации отсутствует уверенность в том, что в результате данной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Следовательно, на указанную дату в бухгалтерском учете в подобном случае доход отражен быть не может (п. 2, 16 ПБУ 9/99 “Доходы организации”). Данная позиция нашла отражение в письме Минфина РФ от 08.10.2014 № 02-07-07/50609

В свою очередь, возврат денежных средств после исполнения договора не приводит к образованию расхода у организации, так как в этом случае отсутствует уверенность в том, что в результате данной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, получившей обеспечение по гражданско-правовому договору. Следовательно, на указанную дату расход в бухгалтерском учете отражен быть не может (п. 16 ПБУ 10/99 “Расходы организации” (далее – ПБУ 10/99)).

В подобных случаях (при поступлении денежных средств в качестве обеспечения (залога)) на дату такого поступления п. 16 ПБУ 9/99 предписывает признавать в бухгалтерском учете кредиторскую задолженность, что в общем случае может быть отражено проводкой: Дебет 51 Кредит 76 (60) (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению (далее – План счетов и Инструкция), утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2 000 № 94н). Для учета сумм, полученных в качестве обеспечения обязательств, предназначен забалансовый счет 008. При возврате же денежных средств в качестве обеспечения (залога) на дату возврата на основании п. 16 ПБУ 10/99 признается в бухгалтерском учете дебиторская задолженность, что в общем случае может быть отражено проводкой: Дебет 76 (60) Кредит 51 (План счетов и Инструкция). При этом сумма возвращенного обеспечения списывается с забалансового счета 008.

Поскольку в рассматриваемом случае деньги от поставщиков непосредственно на расчетный счет организации не поступают, то счет 51 в данном случае не используется.

В соответствии с Планом счетов и Инструкцией счет 55 “Специальные счета в банках” предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, денежные средства, поступившие от участника закупки в счет обеспечения исполнения контракта, подлежат отражению в бухгалтерском учете организации на открытом к счету 55 субсчете, например, “Средства на счете для обеспечения исполнения контракта”.

После исполнения контракта и возврата организацией-заказчиком на расчетный счет участника закупок (в срок, предусмотренный условиями контракта), следует отразить операцию по списанию ранее зачисленных денежных средств с данного счета.

С учетом изложенного выше допускаем использование следующей схемы проводок:

Дебет 55, субсчет “Средства на счете для обеспечения исполнения контракта” Кредит 76 (60)
– отражено поступление на лицевой счет организации (открытый в казначействе) денежных средств во временное распоряжение в качестве обеспечения исполнения контракта и обязательства по расчетам с участниками закупок;

Дебет 008
– отражена сумма, полученная в качестве обеспечения обязательств;

Дебет 76 (60) Кредит 55, субсчет “Средства на счете для обеспечения исполнения контракта”,
– отражен возврат денежных средств, полученных во временное распоряжение в качестве обеспечения исполнения контракта и уменьшение обязательств по расчетам с участниками закупок;

Кредит 008
– списана сумма, полученная в качестве обеспечения обязательств.

Выбранный вариант отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с перечислением денежных средств, полученных во временное распоряжение в качестве обеспечения исполнения контракта, организации следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”).

Ответ подготовил: Графкин Олег, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Горностаев Вячеслав, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Обеспечение исполнения контракта в форме залога денежных средств