Док. № 9. Протоколы заседаний репертуарной комиссии Театра Центрального института санитарного просвещения за 1945 г.

Протоколы заседаний репертуарной комиссии
Театра Центрального института санитарного просвещения
за 1945 г.

Протокол
заседания репертуарной комиссии Театра Института санитарного просвещения
от 11 июня 1945г.

Присутствовали: т.т. Заболоцкая, Карманова, Лерман, Бамдас, Коршун, Соколов, Немировский, Авдиева, Колтыпина, Левич.

Слушали: Инсценировки 3-х новелл О. Генри [1] : «Последний лист», «Степная санатория», «Выбор». (Обсуждение программ вечера новелл О. Генри).

Тов. Соколов. Неясно, какой принцип положен в основу отбора репертуара и, в частности, новелл О. Генри с точки зрения освещения вопросов санитарного просвещения. Тематика первой и третьей пьесы абсолютно не наша. Пьесу «Степной санаторий» можно, с большой натяжкой, рассматривать как пропаганду наших идей: близость к природе, как оздоровительный фактор. Однако, центральное место в процессе отведенное другим моментами. Пьесу эту, по существу развлекательную, можно рассматривать как добавочную к основному санпросвет. репертуару.

Тов. Немировский. Литературно и драматически наиболее интересна пьеса «Выбор», но по тематике никакого отношения к нам не имеет. «Степная санатория» включена в наш репертуар по чисто формальному признаку, точно так же как «Баня» и «Клоп».

«Последний лист» освещает значение психотерапевтического момента – вопрос не актуальный. В целом – спектакль не наш.

Тов. Лерман. Первые две новеллы модно с натяжкой оставить в репертуаре, но «Выбор» никакого отношения у наших вопросов не имеет.

Тов. Бамдас. Тема пьесы «Последний лист» – борьба за жизнь средствами психотерапевтического воздействия. В новелле врач советует близким большой поддерживать в ней надежды на жизнь этими средствами. Однако, конец пьесы запутывает основную линию, надо его изменить.

Пьеса «Выбор» переделана по указанию академика Страшуна [2] таким образом, чтобы приблизить его к проблеме сегодняшних дней: вместо безобразного человека показан инвалид войны с последствиями ранения.

Пьеса «Степная санатория» проводит наши идеи закаливания и пользования целительными силами природы. Академик И.Д. Страшун дал абсолютно положительную оценку всех 3-х пьес по О. Генри (зачитывает отзыв).

В целом вечера новелл О. Генри жизнеутверждающее, радостное театральное зрелище, которое художественными средствами доносит идеи здоровья. В спектакле «Маяковский», «Интермедия» и «Клоп» отвечают задачам нашего театра.

Тов. Авдиева. Репертуаром оценил выбор театром новелл О. Генри как находку с точки зрения пропаганды вопросов здравоохранения. И действительно, дать больному надежду, показать значение целительных сил природы, призывать бережно относится к пострадавшим от ранения людям – все это большие проблемы, достойные отражения в нашем театре.

Тов. Карманова. Театр работает, ищет, переживает большие трудности в подборе нужного репертуара в большей мере чем-либо другой театр. Что мы, с своей стороны, можем рекомендовать из имеющегося классического наследства в области драматургии. «Клоп» тоже не наши пьесы, «Интермедия – нуля». В программе О. Генри наши темы проходят вскользь. В пьесе «Последний лист» отражены вопросы психотерапевтического фактора – правда вопросы закаливания и целебного значения сил природы, но конец должен быть переделан, переодевание надо снять.

Пьеса «Выбор» дополняет ансамбль новелл О. Генри, где делает спектакль интересней, но по теме не наша. Конечно, полного удовлетворения в отношении тематики и спектакль нам не дает, но целиком посвятить его санитарно – просветительным вопросам будет скучно и не интересно для зрителя.

Тов. Коршун. Пример жизни и творчества Маяковского [3] пропагандирует здоровый быт, здоровую жизнь. Маяковский единственный из поэтов ввел в мотивы своего творчества будничные темы, смело ведя борьбу с неприглядными сторонами нездорового, нечистоплотного, быта, несущий болезни, вырождение, моральное разложение. Поэтому Маяковский должен быть нашему театру особо дорог.

Пьеса «Баня» принципиально разрешает все вопросы и положительно отвечает на вопрос, может ли театр занимается таким темами. В спектакле «Маяковский» мы на протяжении 3-х актов остро ставили проблемы оздоровления быта, здоровья.

Для дальнейшей судьбы нашего театра принципиально важно выяснить отношение института к спектаклю «Маяковский» и решив «законно» или «незаконно» черпать из творчества Маяковского материал для нашего репертуара.

В спектакле «Вечер новелл О. Генри» прямых санитарно-просветительских пьес нет, но весь спектакль имеет единую тему: после жизни – в природе, в радости, в борьбе с недугом, со смертью. Если пропаганда любви к жизни полезна сточки зрения пропаганды идеи здравоохранения, то этот спектакль имеет смысл. С литературной точки зрения агитации санитарных знаний здесь найти нельзя.

Тов. Соколов. Желательно выслушать программное выступление театра в смысле его кредо.

Мы не предполагаем строго утилитарных пьес, не зовем к дешевым агиткам. Существенное значение имеет создание необходимого настроения у зрителя, в целом спектакль должен к чему-то звать.

С этой точки зрения пьеса «Выбор» таким требованиям не отвечает, идея не дойдет до массового зрителя. Гораздо лучше эта же тема подойдет пьесе «Жена» (по рассказу Е. Кононенко). Это можно было бы проверить на любой аудитории. «Выбор» создаст веселое игривое настроение, но не мобилизует в должном направлении аудиторию. Весь спектакль идет по линии развлекательной. Что же касается пьесы «Выбор», то она отводит от нашей пропаганды, так как по литературно – драматическим качествам наиболее впечатляет.

Поэтому желательно ее заменить. Пьеса «Степная санатория» тоже развлекательная, но может быть еще оправдана при соответствующей интерпретации опытного конферансье. Если тема пьесы «Последний лист» – психотерапия, то она вредна, так как пробуждена не врачом, а методы воздействия направляют на путь самолечения.

Тов. Чешровский. За «голос жизни» ратовать нужно, поэтому пьесы «Последний лист» и «Степная санатория» хоть и далеки от настоящего проводника, наши идеи принять возможно.

Тов. Лерман. С натяжкой первые две новеллы поставить можно. Что же касается новеллы «Выбор», то придется согласиться сохранить ее в спектакле лишь в том случае, если иначе сорвется вся постановка.

Для судеб театра очень важно обсудить спектакль «Маяковский» отдельно.

Тов. Колтыпина. Высказывания сужают целевые задачи нашего театра. Проблема здоровья – это не санпросветагитка. Постановка «Жена» – это инсценированный фельетон, его нельзя считать произведением драматургии, от искусства. На таковом материале театр прожить не может.

В произведениях искусства необходимы, помимо агитационного начала, другие компоненты – юмор, лирика, драматизм.

Тов. Коршун. Спектакль зовущий к жизни – один из величайших лекарей. Работа над спектаклем велась длительно, для отображения сущности О. Генри и сохранения общей идеи спектакля – голос жизни – продуманно отработаны 3 новеллы. Выпадение из программы 3 –й новеллы срывает весь замысел спектакля, а стало быть, и всю постановку.

Тов. Соколов, назовите в мировой литературе, что из драматических произведений отвечает требованием санитарного просвещения!

Тов. Караманова. Надо прогововить принципиально вопрос о театре и решить судьбу его репертуара.

Тов. Заболоцкая. – Резюмирует выводы. Спектакль «Вечер новелл О. Генри» обещает быть исключительно жизнерадостным, но санитарно – просветительного материала в нем очень мало. Перед нашим театром стоят задачи очень большого значения, ряд актуальных проблем требует своего освещения.

Мы отнюдь не сторонники санпросветагитки, в принципиальных установках, согласованных нами в свое время с т. Париным и данных театру, мы предоставили художественному руководству возможности ставить широкие проблемы здравоохранения и социально-гигиенического характера, отойдя от вопросов познавательного порядка. Поэтому тов. Колтыпиной не следовало бы упрекать нас в антихудожественных тенденциях и пристрастии к «лобовой агитке». Но мы вправе требовать от театра, чтобы он каждым спектаклем ставил какие-нибудь вопросы, к чему призывал.

В программе вечера О. Генри пьеса «Последний лист» затрагивает очень важную нам тему борьбы за жизнь средствами психотерапии. Не обязательно и даже лучше, что помогает и призывает больного к жизни не врач, а близкие. В пьесе «Степная санатория» затрагивается общесоциальная проблема, а темы туберкулеза по существу нет. Какая же эта борьба с туберкулезом? Тяжело больной брошен в терапию и по сути дела поставлен в условия, в которых должен погибнуть. Третья новелла «Выбор» не наша. Это жизнерадостная, веселая, литературно хорошо сделанная пьеска и только. По этим признакам можно ставить пьесу «Чужой ребенок». Если нет возможности эту новеллу заменить, то придется отказаться от спектакля, так как развлекательная программа при наличии предыдущих постановок, так же мало оправданных для нашего театра, создает впечатление бесперспективности.

Корень зла с нашим репертуаром в том, что мы не создаем, а только ищем в имеющемся общем готовом драматическом материале, в котором не только не отражены наши вопросы, но даже не нашел еще отображения образ советской женщины. («Платон Кречет» и «Цианистый калий» все же пьесы о здравоохранении).

Пьесы Кронина и Болотова придется обсудить после вторичного просмотра для восстановления в памяти их содержания.

В ближайшие дни необходимо будет заслушать программный доклад театра.

РГАНТД. Ф. 178. Оп. 1. Д. 278. Л. 2–3об. Подлинник. Машинопись. Подпись Ю. Левич автограф.

Протокол
Заседания расширенной репертуарной комиссии Института санитарного просвещения
от 13-го июня 1945 г.

Присутствовали: т.т. Караманова, Заболоцкая, Бамдас, Коршун, Сулимов, Ершов, Немировский, Лерман, Соколов, Яковлев, Авдиева, Колтыпина, Ауслендер, Берковиц, Остапова, Сыренская, Рафальская, Кусевицкий, Левич.

Слушали: 1. Обсуждение просмотренной в стадии репетиций пьесы Ибсена «Привидения» – Режиссер М. Сулимов (поставлена в учебно-студийном проекте).

Тов. Немировский. – Я за то, чтобы пополнить репертуар нашей молодежи. Следовало бы, может быть не в игре, подчеркнуть, что речь идет о сифилисе. режиссерская и актерская работа на правильном пути. Не всегда убедительна т. Штейн, она не дает внутренней искренности, материнской теплоты. Спектакль возможно было бы сопроводить показом выставки, но она должна быть очень умело сделана.

Тов. Яковлев. – Пьеса «Приведения» всегда рассматривалась как санитарно-просветительская. С точки зрения сегодняшних запросов спектакль актуален и в репертуаре нашего театра является завоеванием. Однако, эта постановка не разрешает целиком вопроса о репертуаре, – искания должны быть продолжены, должны получать освещение вопросы современности. Окулевич способный актер, но угловат и скуп жестами.

Тов. Соколов. – Сегодняшний спектакль показал, что переводные пьесы из прошлого классического наследства хорошо доходят в подаче нашего театра. Пьеса должна войти в наш репертуар, но еще нужна большая работа над нею. Спектакль будет очень хорошо принят нашей молодежью, проблема «Привидений» стоит остро и для современности. Расшифровка болезни Освальда не нужна. Пастор в исполнение Свободова слишком порывист, он должен быть сдержанней».

Тов. Заболоцкая. Неясность в установке нашего театра сегодня разрешилась. Поставлена пьеса из старого классического наследства, которая берет и разрешает большую, серьезную проблему сегодняшнего дня. Это и хорошо, что острые вопросы (последствия венболезней, ответственность родителей перед своим потомством) поставлены не на современном материале. Никакой расшифровки темы о сифилисе не нужно. Выбор этой пьесы я считаю победой театра. Я поздравляю т. Сулимова и актерский коллектив с проделанной большой и интересной работой.

Спектакль смотрится очень хорошо, хотя над ним нужна еще серьезная работа. В фигуре матери есть элементы истеричности, мало материнской теплоты. Освальд хорош, но скуп жестом. Пастор должен быть сдержанней. Столяр несколько утрирует. Регина не нравится, она не дает ясного образа, последняя ее сцена психологически не оправдана, врывается диссонансом.

Однако, имеется все основания, что в конечном итоге театр даст хороший спектакль Ибсена [4] .

Тов. Ершов. Я за эту пьесу, – она дойдет до зрителя бесспорно больше, чем «Баня» и «Клоп», она нужна и законна в нашем театре. Игра актеров пока слаба. Хотя мать и должна быть сдержанной, но Штейн не дала настоящего образа матери. Трактовка Регины в последней сцене нехорошая. Столяр не дает образа. Пастор суетлив. Но выбор пьесы очень удачен для нашего театра, она ставит актуальную проблему.

Тов. Лерман. – Пьеса наша. Образ столяра ясен. Не нравятся мать и пастор, последняя сцена Регины. Выставка к спектаклю не нужна.

Тов. Бамдас. – Пьеса была включена нами в репертуарный план на 1945г., но не получила утверждения Методического Совета института. Поэтому пьесу поставили вне плана, в учебно-студийном порядке.

Спектакль интересен для нашего театра. Тов. Сулимов нашел интересную трактовку, благодаря чему пьеса звучала по-новому без настроения полной безнадежности и обреченности. Это большая режиссерская удача. Мать должна быть заменена, роль в пьесе глубоко – трагедийная, наравне с Освальдом – ведущая, не по актерским силам Штейн. Нужно тактично, чтобы не травмировать т. Штейн, которая много труда и силы вложила в работу над ролью, ввести дублершу.

Окулевич и Цинман хороши. Но над спектаклем надо еще много поработать, чтобы спектакль зазвучал по – Ибсеновски. Музыка к спектаклю хороша.

Тов. Ауслендер. Проблема, поставленная в «Приведениями» наша. Мать центральная фигура пьесы, и т. Штейн на протяжении всего спектакля держит зрителя в напряжении. Здесь правильно отмечались дефекты у ряда актеров, но все это поправимо, в том числе и у т. Штейн. Но у нее, наряду с дефектами, имеются прекрасные места, сдержанность, сила воли. Нет оснований выводить ее из роли, тем более, что вряд ли найдется в женском составе труппы лучшая замена.

Тов. Карманова. Пьеса наша и должна войти в репертуар театра. Вопрос о «Привидениях» проговаривается вскользь, отмечался пессимизм пьесы, на Методческом Совете не обсуждался.

В настоящее время общая обстановка такова, что борьба с венболезнями является острой проблемой. Тов. Сулимову и коллективу участников спектакля пришлось работать в трудных условиях, вне плана работ театра; тем более ценны большие успехи, достигнутые ими уже сейчас, и есть надежда, что в дальнейшем постановка будет усовершенствована.

Окулевич очень хорош, искренен; пастор, столяр тоже удовлетворяют, Цинман показала хорошие возможности, но в последней сцене неожиданно меняет характер игры и запутывает образ. Слаба Штейн, но роль матери самая трудная. Тов. Сулимова поздравляю с большим достижением начинающего режиссера.

Тов. Сулимов. Я польщен оценкой. Сегодняшнюю стадию работ над пьесой рассматриваю как режиссерский и актерский эскиз будущего спектакля. Путь создания спектакля труден и извилист, приходится на отдельных стадиях работ переключаться на резкие уклоны для преодоления препятствий, стоящих между исполнителем и его ролью, и настоящий образ выкристаллизовывается уже потом. Так было с т. Штейн, которая преодолевает характерно-бытовой уклон и выходит в трагедийной роли с большой актерской правдой.

Тов. Цинман успешно преодолевает скованность и неуверенность. С победой выходит и Окулевич – Освальд.

Тов. Коршун. Я подтверждаю, что со стороны Института были возражения против постановки «Привидений» из-за безысходности, к которой приводит Ибсен Освальда.

Т. Сулимов проделал замечательную режиссерскую и литературную работу, сделал акценты, которые заставили пьесу звучать по–новому, преодолел огромные трудности, и сегодня уже спектакль не оставляет безысходного настроения.

Однако, над спектаклем надо еще много работать, чтобы превратить его в Ибсеновскую небытовую драму. В этом отношении должна сыграть свою роль и оформительская сторона спектакля.

Должен признаться, что последняя сцена с Региной – моя трактовка: сущность Регины показана уже в первой сцене со столяром, а в последней сцене она раскрывается полностью. Пастор на правильном пути, в сутане придет и подобающий ему жест. Этапы работы Штейн сулят успех в преодолении ею трудностей – от характерно-бытового уклона к высокой трагедийности: в каждой репетиции она приносит свое, любовно выношенное, настоящее.

а) Постановку пьесы Ибсена «Привидения» признать актуальной и очень полезной для молодежи.

б) Включить пьесу «Привидения» в репертуар театра Института.

в) Отметить интересное режиссерское решение спектакля, большую творческую работу т. Сулимова и коллектива актеров, с большим творческим подъемом проводивших работу над спектаклем в нерабочее время.

г) Тов. Сулимову и участникам спектакля, под общим руководством т. Коршуна, продолжать работу над пьесой «Приведения», чтобы довести ее постановку до высокого художественного уровня, достойного Ибсена.

Председатель Е. Карманова

РГАНТД. Ф. 178. Оп. 1. Ед. хр. 278. Л. 4–5.Подлинник. Машинопись. Подписи автограф.

Протокол
заседания репертуарной комиссии Института санитарного просвещения
от 19 июня 1945 г.

Присутствовали: т.т. Караманова, Лерман, Соколов, Бампас, Коршун, академик Страшун. Авдиева, Колыпина, Гольдман, Нимен, Немировский, Левич.

СЛУШАЛИ: Сообщение о репертуаре театра Института.

Тов. Карманова открывая заседания говорит о трудностях, которые переживает театр в связи в связи с подбором и созданием репертуара. Вопросы репертуара стоят остро во всех театрах, но особенно остро они стоят для нашего театра. Направление работы театра было в свое время согласовано с т. Париным. Согласно принятых остановок, театр оказался от узких санитарно-просветительских тем, которые обрекают театр на путь «агитки», совершенно не удовлетворяющей художественным требованиям. За 2 года перестройки театра он показал высокие художество постановок, но с точки зрения тематики нас мало удивляет. Имеются возражения к репертуару театра и со стороны НКЗ, хотелось бы знать все его требования, чтобы внести полную ясность в этот вопрос.

Тов. Соколов. Сегодня предполагалось заслужить выступления театра о будущих планах и задачах, которые он себе ставит в отношении репертуара.

Тов. Вамдас. В итоге 2-летней работы театра, после его перестройки, мы имеем весьма положительную оценку со стороны театрального общественности. Однако, линия театра не удовлетворяет научных сотрудников института и НКЗ в связи с этим встают острые вопросы о дальнейшей судьбе театра, о его существовании.

Творческий план театра был в свое время представлен в развернутом виде в НКЗ СССР и получил одобрение В.В. Парина. В этот план вошли постановки: Маяковский Ю. «Не пищать», «Черт возьми». (по поэме Маяковского) Борьба за жизнь в осаженном Ленинграде, вечер малых форм (О. Генри). Над темой Ленинград театр много работал, заказанный авторами материал был забракован. Случайно обнаруженная пьеса Бергольц [5] и Макоген «Они жили в Ленинграде» явилась большой находкой, над пьесой работали с большим подъемом. Мы убеждены, что пьеса эта наша, но научный коллектив Института наших взглядов не разделяет. Программа спектакля «Маяковский» и монтаж 1-й части был осужден и одобрен на репертуарной комиссии. Однако, спектакль расценивался в Институте как не наш.

Спектакль Чехов – Твен – Брунс неудача театра, потому, что нарочно подвели к нашей тематике материал из 3-х разных эпох. Мы попытались создать спектакль «малых форм» на материале О. Генри, признанной общей идеей «голос жизни», и этот материал репертуарной комиссии не принят.

Такое положение поставило перед необходимостью обсудить требования, которое предъявляется к нашему театру. Но надо помнить, что – театр может ставить широкие проблемы, а не утилитарные вопросы.

Театр недостаточно работает над поисками драматического материала; кроме того, необходимо специальные ассигнования средств для создания репертуара.

Тов. Коршун. Санитарное просвещение – новая область работы. Театр санитарного просвещения не имеет прошлого наследства, не изучался, не нашел еще свое лицо. Искания в этой области дело трудное, сложное. Мы пытаемся найти эту форму, ищем. Форма санитарных судов быстро отмерла; не имеет права на жизнь, как художественная форма, «Синяя блуза» [6] .

Водевиль был антихудожественной формой. Мы категорически отвергаем формы и репертуар, не отвечающим требованием художественности, мы поставили себе задачу воздействовать на зрителя художественными образами, иначе театр существовать не может.

Мы наметили в будущем плане своей работы следующее: «Цитадель», Кронина [7] , «Не пищать черт возьми» (по педагогической поэме Макаренко [8] ), инсценировку «Обломов» Гончарова [9] , «Западня» Э. Золя [10] и новеллы О. Генри тов. Немировский. Сегодня мы ставим вопрос не по существованию театра, который с точки зрения художественных качеств полностью себя оправдывает.

Имеется увлечение западным материалом – кроме пьесы «они жили в Ленинграде» нет ничего из отечественного репертуара. Пьеса о Ленинграде тяжелая, хотя нужна, но не для нашего театра: забота о спасении города в условиях блокады – тема не наша. Спектакль «Маяковский» в целом очень интересно разрешен, поставлен с блеском, но принимается уже академически, как вечер памяти Маяковского, выдержки из дневника писателя, ответы на записки – все это интимный материал не для широкого показа.

Театра должен привлечь советских драматургов и работать над современными проблемами советского здравоохранения. Много интересного для театрального воплощения и волнующих для современности вопросов, как например: укрепление семьи, воспитание детей, вопросы рождаемости, усыновления детей – сирот, безнадзорности, приспособление к трудной жизни инвалидов отечественной войны, и бережного отношения к ним. Нет необходимости стремиться к созданию при этом капитальных произведений, можно частично ограничиться одноактными пьесами, обозрениями, скетчами, но на хорошем художественном уровне.

Тов. Лерман. Я согласен с высказыванием и предложениями т. Немировского.

Санитарное просвещение и театральные формы санитарного просвещения возникли одновременно с советским здравоохранением. Театр санитарного просвещения в том или ином виде имелись и на местах и все в конце концов погибли (за исключением Тбилисского театра). Причина неспособности этих театров была в том, сто они не отвечали художественным требованиям, так как стремились к большим формам, которым трудно создавать художественные образы, отвечающие задачам санитарного просвещения.

Из наших постановок прекрасный спектакль «Мнимый больной» – содержит элементы санитарного просвещения. Спектакль «Маяковский» – не звучит в дни только что отгремевших боев Великой отечественной войны. Советский народ показал образцы невиданного героизма и на фронте, и в тылу, а спектакль дает тяжелую картину бытового разложения, пьянства, беспросветного невежества. Весь спектакль не для нашей эпохи, а «Баня» по содержанию никакого отношения к нашим вопросам не имеет. Первая часть, сделанная по Кассилевскому дневнику, должна явиться данью санитарному просвещению, но нам такого санитарного просвещения не надо, ибо оно не отвечает запросам современности.

Пьеса «Они жили в Ленинграде» была бы оправдана, если-бы наряду с ней в репертуаре театра имелись другие наши пьесы, в которых получила бы отражение пропаганда идей советского здравоохранения.

Театр не выполняет и второй своей задачи – помощь театральной санитарно-просветительской самодеятельности на местах репертуаром.

Вопрос с репертуаром нашего театра – очень трудный. В зарубежной литературе мы не найдем ответа на наши запросы. Нужно создать репертуар, а театр идет по пути наименьшего сопротивления и строит свою работу на репертуаре, которым себя не оправдывает.

Несостоявшейся поездка театра в Молдавскую ССР одно из доказательств того, что он не служит задачам санитарного просветления.

Тов. Соколов. В репертуаре театра нам не нужен познавательный материал. Наш театр должен через художественные образы натолкнуть на нужные чувства, мысли, тов. Сулимов в своем выступлении отвечал, что увлекается «Привидениями», но только как произведением гениального драматурга, но и острой проблемы, которая должна быть доведена до сознания нашей молодежи. И, действительно, остро поставленные в пьесе вопросы легкого отношения к венболезням, безответственного отношения к потомству найдут отзвук в сердцах нашей молодежи, создадут соответствующее настроение, а к этому мы и стремимся. Тов. Сулимову удалось скрасить мрачные колорит «Приведений», приблизить зрителя к пониманию, пустоты даже за счет внесения элементов от бытовой драмы. Поэтому имеются сомнения, нужно ли вносить поправки в режиссерскую трактовку пьесы.

В остальном репертуар театра неактуален, а режиссёрская трактовка удаляет от наших задач. Постановка «Мнимый больной» ошибка, ибо проблема мнительности трактуется неправильно и не отвечает задачам советского здравоохранения.

Театру надо работать над теми проблемами, над которыми работает Институт в целом, отобрать те, которые имеют и общечеловеческое значение: радость материнства, ответственность за потомство, отцовство и т.д.

Не случайно, что в Молдавскую ССР поездка театра не оправдывается.

Тов. Гольман. Из классического репертуара на конкретные темы, актуальные для советского здравоохранения, вряд ли можно найти что-нибудь для театра.

«Западня» Золя представляет собой находку. «Цитадель» Кронина заслуживает внимания, но имеет много «подводных камней», «Юпитер смеется» пьеса чрезвычайно интересная сценически.

Кризис современного репертуара остро осушается во всех театрах. Современная драматургия – самый отсталый участок. Тем острее стоит вопрос с современным репертуаром для театра Института.

Тем не менее, над репертуаром работать необходимо. Работа эта трудоемкая, требует больших затрат, возможно и неудачные эксперименты.

Сточки зрения художественных качеств театр расценивается в театральных сферах, как интересное явление.

Тов. Авдиева. С планами института мы хорошо знакомы, почерпнули из них тематику для репертуара детской группы, но для репертуара вопрос той группы эти темы мало применимы.

Спектакль «Обломов» нас интересует для того что бы показать нормы поведения человека. О пьянстве мы считаем более приемлемым показать спектакль на материале «Западня», чем на современном материале. Самая благодарная тема для театра – радость материнства.

Тов. Карманова. Из всех выступлений для меня ближе всех высказывание т. Лермана. Требование т. Соколова примитивны.

Прежде всего, надо понимать, что наш театр Московский и должен отвечать двум основным требованиям – задачам советского здравоохранения и быть на высоком художественном уровне. Тов. Коршун работает. Но литературная часть мало работает над репертуаром. Из литературного драматического наследия нам трудно найти что – ни будь для себя. «Обломов» тема не наша. Из имеющихся репертуара театра пьесы «Мнимый больной», «Они жили в Ленинграде», «Привидения» могут быть оправданы, при наличии этого репертуара, который нас полностью удовлетворил. Мы не выполняем требования т. Парина о включении в наш репертуар «Малых форм», потому что не модем мирится с антихудожественными образами, которые нам показывает в театрах миниатюр.

Нам надо идти на большие затраты для заказа 6-8 пьес включая «малые формы», может быть типа эстрадного ободрения, от больших проблем мы не модем идти.

Академик И.Д. Страшун. – Театр переживает начальный кризис репертуара нужен минимум 5-летний срок для становления репертуара и лица театра. Предстоит трудный путь искания, надо найти авторов, заинтересовать их нашими проблемами, создать пьесы претворить их в театральные зрелище – все это требует значительного времени, средств.

Поэтому сегодняшняя критика репертуара театра после 2-х лет работы не пугает. Достижением театра является уже то, что всеми работниками Института усвоены предпосылки, что театр не должен воздействовать на зрителя через эмоции и в художественных образах воплотить проблемы здоровья. Необходимо помнить, что театр имеет элементы эстетической радости, отдыха, а восприятие нашей пропаганды эта работа. Потому репертуарный материал должен быть простой так, чтобы в нем сочетались элементы того, и другого.

Такое задачей надо увлечь драматурга при заказе пьес. Сточки зрения мне непонятно, почему отклонен спектакль О. Генри. Зритель в легкой форме вводится в круг вопросов здоровья. Материал может быть в дальнейшем широко использован лектором.

Пьесу «Они жили в Ленинграде» скорее модно отнести к репертуару нашего: чем любого другого театра. Она зовет к пробуждению самодеятельности комсомольской молодежи, трудящихся это уже то, что делает пьесу нашей. Кроме того, помимо авторов, пьеса раскрывает истоки, социально психологические болезни. Эти два акцента решают вопрос о признании этой пьесы достойной нашего репертуара.

Если проблема венболезней актуальна, то пьеса «Приведения» отвечает нашим задачам.

Что касается постановки «Мнимый больной», то следует иметь ввиду, что проблема ментальности сильна и у нас.

Имеется большая тема от искусства – это показать фигуру врача, в частности, сельского врача – как борца за оздоровление быта.

Из старого классического репертуара может быть использована пьеса Октава Мирбо [11] «Перед восходом солнца» (проблема алкоголизма и ответственности перед потомством), если только она будет соответствующим образом интерпретирована с акцентом на социальные корни, а не наследственность алкоголизма, также пьеса «Перчатка» Бьернерна – Бьернсона [12] (о взаимоотношениях полов). Зарубежный драматургический материал нужен. Если ставит большие проблемы и удовлетворяет любознательный интерес к зарубежной жизни.

Вопросы, поставленные в пьесе «Юпитер смеется», для нас давно решены и не представляют интереса, пьеса «Цитадель» может быть показана – она дает картину борьбы передового зарубежного врача с капиталистическими тенденциями врачей-искателей.

Вообще, надо усилить показ медицинских работников как советских, так и зарубежных, чтобы путем сравнения стали значительнее те благоприятные условия, в которых протекает работа нашего советского врача.

Из других современных проблем советского здравоохранения представляют большой интерес вопросы материнства, жертвы войны, которые могут вдохновлять драматурга.

Следует подумать о постановке проблемы рака средствами театрального искусства.

Для правильной работы репертуарной комиссии необходимо организовать предварительное рецензирование представляемого на обсуждения материала. Рецензии надо давать по трем направлениям: 1) авторитетному лицу для определения литературно – художественных качеств произведения; 2) представителю науки; 3) работнику санитарного просвещения.

Тов. Вампас. – заключительное слово. Я удовлетворена сегодняшним совещанием, потому что во всех выступлениях правильно отмечены задачи театра.

Консультант театра академик И.Д. Страшун правильно осветил вопрос о длительном процессе формирования репертуара театра.

Практические задачи сегодняшнего дня: привлечение интереса драматургов к нашим проблемам, заказ пьес, подведение под это материальной базы. Пьеса «Западня» представляет интерес. Роман «Цитадель» привлекает своим сюжетом, следовал бы переработать его для сцены. Вопрос о постановке О. Генри должен по логике вещей получить благоприятное разрешение, поскольку в репертуаре выявилась постановка «Привидения», полностью удовлетворяющая Институт и НКЗ (т. Заболоцкая согласилась с оставлением в репертуаре спектакля О. Генри, если в программе театра появится постановка, безоговорочно отвечающая нашим задачам).

Тов. Коршун. – Основной принцип театра – художественность – всеми выступающими признается необходима. Театр наш на пути исканий, для того, чтобы сочетать нужное содержание с этим основным принципом. Для меня театр будет существовать и нужен, если он будет художественный.

В выступлении т. Лермана сквозит пессимизм, высказывания т. И.Д. Страшуна очень удовлетворяют. О бытовых вывихах театр должен сказать свое слово, они имеют место и требует воспитательного воздействия. В спектакле «Маковский» поставлена такая задача. ГУРК оценил, как положительное, что вопрос трактуется не на современном материале. Что касается режиссерского трактовки «Привидений», то надо понимать, что обязанности художественного порядка требует добросовестного подхода к автору, а Ибсена драмы – не бытовые. Сделать из «Привидений» бытовую драму – антихудожественно.

а) Усилить работу литературной части театра как в направлении дальнейших поисков материала старого наследства так, главным образом путем изысканий авторов, пробуждение в них интереса к идеям советского здравоохранения и заказа пьес на актуальные темы, могущие быть использованными для театральных воплощений.

б) Дирекции театра добиться формального разрешения на получение дополнительных ассигнований для заказа 6–8 пьес.

РГАНТД. Ф. 178. Оп. 1. Ед. хр. 278. Л. 4–8об. Подлинник. Машинопись. Подписи автограф.

[1] О. Генри (настоящее имя Уильям Сидни Портер) (1862–1910) – признанный мастер американского рассказа. Его новеллам свойственны тонкий юмор и неожиданные развязки.

[2] Страшун И.Д. (1892–1967) – советский историк медицины, гигиенист, организатор здравоохранения, доктор медицинских наук, профессор (1940), академик Академии медицинских наук СССР (1944).

[3] Маяковский В.В. (1893–1930) – русский советский поэт. Один из крупнейших поэтов XX века, помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».

[4] Ибсена Ибсен Генрик (Хенрик) Юхан (1828–1906) – норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы», поэт и публицист.

[5] Бергольц О.В. (1910–1975) – русская советская поэтесса, прозаик.

[6] «Синяя блуза» – советский агитационный эстрадный театральный коллектив, отражавший самые различные темы – от общеполитических и международных до мелочей быта, новое революционное массовое искусство. Существовал с начала 1920-х до 1933 года. Название дала прозодежда – свободная синяя блуза и чёрные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах. Артисты театра носили значки: один – символическое изображение рабочего, который был и на печати театра, и на его афишах, а другой – в виде знамени. В дальнейшем, близкие по духу артисты других театров и эстрады, общественные деятели награждались значком с присуждением звания «синеблузника». Синяя блуза, как атрибут сценического костюма артистов с годами стала настолько популярной, что её использовали самодеятельные коллективы и известные ещё до Октябрьской Революции чтецы и куплетисты.

[7] Кронин А.Д. (1896–1981) – шотландский писатель, врач; его наиболее известные российскому читателю романы: «Замок Броуди», «Звёзды смотрят вниз», «Цитадель», «Юные годы», «Путь Шеннона», «Памятник крестоносцу».

[8] Макаренко А.С. (1888–1939) – советский педагог и писатель.

[9] Гончаров И.А. (1812–1891) – русский писатель; член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), действительный статский советник.

[10] Золя Э. (1840–1902) – французский писатель, публицист и политический деятель.

[11] Октава Мирбо (1848–1917) – французский писатель, романист, драматург, публицист и художественный критик, член Академии Гонкуров.

[12] Бьернсон Бьернстьерне Мартиниус (1832–1910) – норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1903 года. Бьернсон написал слова норвежского национального гимна «Да, мы любим этот край».

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ В БОРЬБЕ С ПЬЯНСТВОМ

В борьбе с пьянством участвуют многочисленные общественные формирования, имеющие различное правовое положение, наделенные различными правами и обязанностями. Например, народные дружинники выявляют пьяниц, находящихся в общественных местах, и принимают меры к их удалению, а члены всесоюзного общества «Знание» посредством лекционной работы ведут антиалкогольную пропаганду, воспитывают людей в духе трезвости, непримиримости к употреблению спиртного.

Общественность призвана действовать на основе строгого соблюдения принципов социалистической законности.

В борьбе с пьянством участвует множество самых разных общественных организаций и формирований. Одни специально созданы для этого, другие решают эту задачу наряду с остальными своими задачами. Общественные формирования отличаются друг от друга и по территории, на которую распространяется их деятельность (всесоюзные, республиканские, местные), и по характеру отношений с государственными органами и т. д.

Специализированными формированиями, сочетающими в своей работе государственные и общественные начала, являются комиссии по борьбе с пьянством, образуемые при Совете Министров РСФСР, при Советах Министров автономных республик, при исполнительных комитетах краевых, областных, окружных, районных, городских, районных в городах, а также поселковых, сельских Советов народных депутатов

Комиссии по борьбе с пьянством при исполкомах поселковых, сельских Советов народных депутатов имеют права и обязанности районных, городских (в городах без районного деления), районных в городах комиссий по борьбе с пьянством, за исключением права рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания.

Краевые, областные, окружные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские комиссии по борьбе с пьянством образуются соответствующими Советами народных депутатов на срок полномочий Советов данного созыва. Комиссии по борьбе с пьянством при Советах Министров автономных республик образуются Советами Министров этих республик, а состав комиссий утверждается Президиумами Верховных Советов автономных республик на срок их полномочий. Комиссия по борьбе с пьянством при Совете Министров РСФСР образуется Советом Министров РСФСР, и ее состав утверждается Президиумом Верховного Совета РСФСР на срок его полномочий.

Комиссии по борьбе с пьянством действуют в составе председателя (заместителя председателя или секретаря исполкома, заместителя председателя Совета Министров), заместителя председателя, секретаря и 6—10 членов комиссии. Число членов комиссии устанавливается в зависимости от объема работы исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов, Советом Министров, при котором образуется комиссия.

В состав комиссии входят депутаты Советов народных депутатов, представители профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций, трудовых коллективов, руководители предприятий, учреждений, организаций, а также работники здравоохранения, просвещения, торговли, органов внутренних дел, культурно-просветительных и других учреждений.

Деятельность комиссий по борьбе с пьянством осуществляется при широком участии общественности. По всем вопросам, отнесенным к их компетенции, комиссии по борьбе с пьянством взаимодействуют с постоянными комиссиями Советов народных депутатов, с комиссиями по делам несовершеннолетних и административными комиссиями при исполнительных комитетах соответствующих Советов народных депутатов, а также с обществом борьбы за трезвость и органами общественной самодеятельности.

По вопросам, отнесенным к их компетенции, комиссии по борьбе с пьянством принимают постановления, которые обязательны для исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Обязанности у таких комиссий по борьбе с пьянством следующие:

координация деятельности государственных органов, общественных организаций по вопросам борьбы с пьянством и алкоголизмом;

разработка и проведение в жизнь мероприятий по предупреждению пьянства, алкоголизма и правонарушений, совершаемых под воздействием алкоголя; по усилению антиалкогольной пропаганды; по активному вовлечению граждан, особенно молодежи, в общественно-политическую жизнь, научно- техническое творчество, пробуждению у них глубокого интереса к художественной самодеятельности, искусству, физкультуре и спорту;

участие в организации воспитательной работы в трудовых коллективах с лицами, злоупотребляющими алкоголем; оказание помощи общественно- сти, трудовым коллективам в перевоспитании этих лиц; проверка эффективности общественного и административного воздействия на них;

контроль работы органов внутренних дел и здравоохранения по выявлению и учету лиц, к которым применялись меры административного взыскания или общественного воздействия за пьянство, злоупотребляющих алкоголем, неоднократно помещавшихся в медицинские вытрезвители; организация постоянного общественного наблюдения за поведением этих лиц в быту и на производстве; принятие необходимых мер для направления на лечение больных хроническим алкоголизмом в соответствующие медицинские учреждения, ЛТП, специальные наркологические отделения, а также иных предупредительных мер по пресечению пьянства и алкоголизма;

проверка работы медицинских вытрезвителей и лечебно-трудовых профилакториев, оказание помощи администрации профилакториев в работе по перевоспитанию и исправлению лиц, содержащихся в них;

организация контроля общественности и трудовых коллективов за поведением лиц, освобождаемых из ЛТП, содействие этим лицам в трудоустройстве;

контроль за соблюдением работниками предприятий торговли и общественного питания установленных правил торговли водкой и другими спиртными напитками;

совместно с государственными органами и общественными организациями принятие мер к выявлению лиц, занимающихся самогоноварением и незаконной продажей спиртных напитков, и привлечению их к ответственности;

организация и осуществление антиалкогольной пропаганды;

оказание методической помощи комиссиям по борьбе с пьянством, образованным на предприятиях, в учреждениях, организациях и их структурных подразделениях, обобщение и распространение положительного опыта их работы. Для реализации возложенных на них задач районные, городские, районные в городах комиссии по борьбе с пьянством наделены следующими права- ми. Они могут проводить на предприятиях, в учреждениях, организациях проверку состояния работы по борьбе с пьянством и алкоголизмом, по антиалкогольной пропаганде и организации культурного досуга членов трудовых коллективов; заслушивать на своих заседаниях сообщения руководителей предприятий, учреждений, организаций о мерах борьбы с пьянством, алкоголизмом, нарушениями трудовой дисциплины, о воспитательной работе и организации культурного досуга членов трудовых коллективов; заслушивать сообщения руководителей предприятий торговли и общественного питания о выполнении установленных правил торговли спиртными напитками; привлекать общественность к участию в перевоспитании лиц, злоупотребляющих алкоголем, и назначать общественных инспекторов по воспитательной работе среди этих лиц.

Комиссии вправе входить в соответствующие органы и ведомства с представлениями об усилении требовательности к руководителям предприятий, учреждений, организаций, которые не ведут необходимой борьбы с пьянством и алкоголизмом, не принимают надлежащих мер по предупреждению и пресечению пьянства, по воспитанию членов трудовых коллективов и организации их отдыха. О результатах рассмотрения представлений соответствующие органы и ведомства обязаны сообщить в комиссию в месячный срок.

Комиссии вправе вносить на рассмотрение соответствующих исполкомов вопросы: об организации борьбы с пьянством и алкоголизмом, об ограничении или запрещении в определенных местностях торговли спиртными напитками, об улучшении воспитательной работы на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Кроме того, комиссии могут входить в суд с ходатайством о направлении хронических алкоголиков, уклоняющихся от добровольного лечения или продолжающих пьянствовать после лечения, в ле- чебно-трудовые профилактории и специальные наркологические отделения для принудительного лечеция и трудового воспитания, а также о признании гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками.

Районные, городские, районные в городах комиссии по борьбе с пьянством вправе рассматривать некоторые категории дел об административных правонарушениях и налагать предусмотренные законом административные взыскания:

за распитие спиртных напитков на производстве (на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений, организаций) или пребывание на работе в нетрезвом состоянии — штраф в размере от 30 до 50 рублей;

на мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей, участвовавших в распитии с подчиненными им работниками спиртных напитков на производстве или не Принявших мер к отстранению от работы лиц, находившихся в нетрезвом состоянии, либо скрывших случаи распития спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчиненных им работников, — штраф в размере от 50 до 100 рублей;

на работников торговых предприятий или предприятий общественного питания за нарушение правил торговли водкой и другими спиртными напитками — штраф в размере от 50 до 100 рублей.

Комиссия может освобождать от административной ответственности лицо, совершившее одно из перечисленных административных правонарушений, и передавать материалы на рассмотрение товарищеского суда, комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется комиссией по борьбе с пьянством при исполкоме районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов в порядке, установленном кодексами союзных республик об административных правонарушениях.

•Ч Поэтому члены комиссии должны знать не только те статьи кодекса союзной республики, которые называют виды административных правонарушений и устанавливают санкции за их совершение (они со- держатся в особенной части кодекса союзной республики), но и те статьи, которые составляют раздел IV кодексов союзных республик об административных правонарушениях, регламентирующий производство по делам об административных правонарушениях. Значение этих норм состоит в том, что они устанавливают права и обязанности лиц, участвующих в производстве по делу, например обязанность составлять протокол, основания применения мер, обеспечивающих производство по делам об административных правонарушениях, порядок рассмотрения дела и обжалования вынесенного полномочным органом (должностным лицом) постановления. В кодексах союзных республик установлен также порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Работа комиссии организуется ее председателем, который обеспечивает регулярный созыв ее заседаний, определяет круг вопросов, подлежащих рассмотрению на очередном заседании, готовит для рассмотрения на заседаниях планы работы комиссии и отчеты о ее деятельности; в период между заседаниями дает поручения членам комиссии, проверяет их исполнение. На заседание комиссии по борьбе с пьянством приглашаются в зависимости от характера рассматриваемых вопросов представители органов внутренних дел, здравоохранения, просвещения, культуры, транспорта, торговли, общественного питания и иных государственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов, а также вызываются должностные лица и граждане для получения от них объяснений по рассматриваемым вопросам.

В составе комиссий по борьбе с пьянством могут создаваться секции: воспитательной работы и антиалкогольной пропаганды; учета и общественного наблюдения за лицами, злоупотребляющими алкоголем и страдающими хроническим алкоголизмом; лечебно-профилактическая; организации контроля за соблюдением предприятиями торговли и общественного питания установленных правил торговли водкой и другими спиртными напитками; оказания методической помощи комиссиям по борьбе с пьянством, образованным на предприятиях, в учрежде- ниях, организациях и их структурных подразделениях. Комиссии могут Создавать и другие секции.

В печати отмечается, что в ряде случаев комиссии по борьбе с пьянством создаются лишь формально, никакого влияния на борьбу с пьянством и алкоголизмом не оказывают.

Так, в Брянской области после принятия постановления ЦК КПСС от 7 мая 1985 г. «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» было создано 470 комиссий по борьбе с пьянством при исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов и 600 комиссий на предприятиях. Тем не менее за 9 месяцев 1985 года в медвытрезвители было доставлено свыше 39 тысяч работников промышленности, причем около 2 тысяч — прямо со своих рабочих мест, среди них почти 800 инженерно-технических работников и должностных лиц. За управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии было привлечено к административной ответственности 4 тысячи шоферов. Не уменьшилось число прогулов, нарушений общественного порядка, совершенных на почве пьянства, существенно не изменилась динамика преступности. Такое положение — результат борьбы с пьянством лишь на бумаге. Практически намеченные меры не осуществлялись.

Из рабочих и служащих Жуковского велосипедного завода за тот же период в медвытрезвителе побывало свыше двухсот человек, 40 из них были доставлены непосредственно с места работы, однако никто из нарушителей не был обсужден на заседании комиссии по борьбе с пьянством или товарищеского суда. Больше того, за время пребывания в вытрезвителе некоторым была выплачена заработная плата и даже премии ‘.

147 «Повременить с фанфарами» р деле борьбы с пьянством призывает и бригадир Красноярского шинного завода А.Цоль, который высказывает беспокойство, как бы мы по дурной традиции не утопили в разговорах, рапортах и отчетах в каждом трудовом коллективе конкретную, вдумчивую ра- боту по искоренению пьянства из нашей жизни. Рапортомания, желание статистикой успехов заслонить недостатки еще не везде канули в прошлое

Решающее значение для результативной работы комиссии имеет организационная сторона дела. Залогом успеха служит план работы. Составляя его, комиссия должна учитывать состояние борьбы с пьянством в районе, городе: число нарушений общественного порядка; число лиц, доставленных в медицинский вытрезвитель; число нарушений трудовой дисциплины на почве пьянства на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также нарушений правил торговли спиртными напитками; число случаев самогоноварения; состояние работы учреждений здравоохранения по выявлению и лечению алкоголиков и т. д. Эти данные целесообразно сравнивать с аналогичными показателями в предыдущем месяце, квартале, году и т. п. Можно сравнить число допущенных нарушений трудовой дисциплины на почве пьянства на разных предприятиях, в учреждениях, организациях района (города). Такой анализ помогает оценить состояние борьбы с пьянством на конкретных предприятиях (в учреждениях, организациях), позаимствовать положительный опыт, помочь установить причины неудовлетворительной борьбы с пьянством, содействовать в разработке и принятии мер по ее совершенствованию. Источником информации по таким вопросам являются органы внутренних дел, здравоохранения, суда, прокуратуры и др.

Планируемые комиссией мероприятия могут включать в себя: проверку работы и заслушивание отчетов должностных лиц о мерах борьбы с пьянством и алкоголизмом, о влиянии принятых мер на сокращение нарушений общественного порядка и трудовой дисциплины и т. д.

Особенно важно оценивать работу по достигнутым результатам, по реальному влиянию принятых мер на сокращение нарушений. Имеющийся положительный опыт борьбы с пьянством изучается, обобщается и распространяется (в лекционной пропаганде, в печати, по радио, телевидению и т. п.).

Структура плана работы комиссии по борьбе с пьянством определяется его содержанием. Важно, чтобы в плане была отражена координирующая роль комиссии, предусмотрен анализ комплекса вопросов, решаемых различными организациями, ведущими борьбу с пьянством и алкоголизмом.

При всей важности плана его составление — лишь начало работы. Главное в ней — осуществление на деле предусмотренных планом мероприятий и контроль за их исполнением.

Примером может служить комиссия по борьбе С, пьянством при исполкоме Краснопресненского районного Совета народных депутатов Москвы. На еженедельных заседаниях этой комиссии рассматриваются актуальные вопросы борьбы с пьянством в районе. Члены комиссии вместе с сотрудниками милиции и народными дружинниками участвуют в рейдах по проверке исполнения решений КПСС и норм советского законодательства о борьбе с пьянством. В магазине № 39 райпищеторга участники рейда застали нетрезвыми продавцов винно-водочного отдела. Последние были отстранены от работы и привлечены к административной ответственности, а руководство магазина было заменено.

Важную роль в борьбе с алкоголизмом в районе играют 15 наркологических кабинетов. Некоторые хозяйственные руководители недооценивают значение этих формирований. На фабрике им. Капранова, например, сделали даже попытку закрыть кабинет из-за того, что он якобы не нужен. Комиссия вмешалась, и кабинет был восстановлен.

После вступления в силу нового законодательства и запрещения продажи спиртных напитков в ряде предприятий общественного питания в районе были открыты так называемые предприятия быстрого обслуживания: небольшие кафе, чайные, кондитерские. Их работа — под контролем районной комиссии.

По инициативе комиссии по борьбе с пьянством некоторые серьезные вопросы рассматривались на заседаниях исполкома. В этом случае члены комис сии предварительно знакомились с материалами, разрабатывали проект решения исполкома и участвовали в его заседании. Так, исполком рассма- тривал по инициативе комиссии вопрос о борьбе с пьянством на комбинате «Трехгорная мануфактура». Хотя «Трехгорка» — текстильное предприятие, почти треть занятых на ней работников — мужчины, а в числе ста человек, состоявших на учете в наркологическом кабинете, были и женщины. После обстоятельного обсуждения вопроса было принято развернутое решение, выполнение которого контролируется комиссией и ее активом.

В 1986 году комиссия по борьбе с пьянством при исполкоме Краснопресненского райсовета Москвы рассмотрела несколько сотен протоколов об административных правонарушениях. Вместе с нарушителями на заседание комиссии приглашались представители трудовых коллективов, в которых они работают. Одно из таких заседаний состоялось на автокомбинате № 33, где был выявлен ряд случаев появления водителей на работе в нетрезвом виде. Комиссия решила на месте разобраться с состоянием дел, помочь администрации и общественным организациям предприятия активизировать борьбу за трезвый образ жизни. На выездные заседания обычно приглашаются все члены трудового коллектива, что имеет большое воспитательное значение.

Как уже было сказано, районные, городскиё, районные в городах комиссии координируют работу комиссий по борьбе с пьянством, образуемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и их структурных подразделениях. Последние призваны активно содействовать искоренению пьянства и созданию нетерпимого отношения к любым его проявлениям в трудовых коллективах. Главное в их деятельности — разработка и проведение мероприятий по предупреждению и пресечению проявлений пьянства среди работников трудового коллектива, воспитание нарушителей путем убеждения и общественного воздействия.

Комиссии по борьбе с пьянством, образуемые на предприятиях, в учреждениях, организациях и их структурных подразделениях ‘, избираются на об- щих собраниях трудовых коллективов сроком на два года. В крупных коллективах наряду с комиссией всего предприятия могут быть образованы комиссии по борьбе с пьянством в цехах, отделах и других структурных подразделениях, которые несут обязанности и пользуются правами, установленными указанным Положением, за исключением права рассматривать материалы в отношении мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей, участвовавших в распитии с подчиненными им работниками спиртных напитков на производстве или не принявших мер к отстранению от работы, лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо скрывших случаи распития спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчиненных им работников.

О своей деятельности комиссии регулярно отчитываются перед трудовыми коллективами, их избравшими.

Эти комиссии рассматривают материалы в отношении членов трудовых коллективов: о распитии спиртных напитков на производстве или о пребывании на работе в нетрезвом состоянии; о нарушениях антиалкогольного законодательства мастерами, начальниками участков, смен, цехов и другими руководителями; о нарушении работниками торговли и предприятий общественного питания правил торговли спиртными напитками; о распитии спиртного в общественных местах и появлении там в пьяном виде; о доведении родителями или иными лицами несовершеннолетнего до состояния опьянения; об ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а также за распитие подростками спиртных напитков; о скупке и перепродаже с целью наживы в небольших размерах водки и других спиртных напитков; о приобретении самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки; об управлении в нетрезвом состоянии транспортными средствами и о передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; о допуске должностными лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, к управлению транспортными средствами водителей находящихся в состоянии опьянения.

Все эти дела рассматриваются комиссией, если орган (должностное лицо) прекращает дело об административном правонарушении и передает его на рассмотрение комиссии по борьбе с пьянством. Дела о нарушениях антиалкогольного законодательства на производстве (ст. 161 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) могут рассматриваться комиссией по борьбе с пьянством также в тех случаях, когда они переданы на рассмотрение этой комиссии администрацией предприятия, учреждения, организации.

При этом комиссия вправе применить к виновному за перечисленные правонарушения одну из следующих мер общественного воздействия: а) объявить предупреждение; б) объявить выговор; в) наложить денежный штраф в размере до 50 рублей.

Поступившие в комиссию материалы об указанных правонарушениях рассматриваются в пятидневный срок. О мерах, принятых к правонарушителю, комиссия по борьбе с пьянством обязана в десятидневный срок сообщить органу (должностному лицу), направившему материал.

Организует работу комиссии по борьбе с пьянством ее председатель. Он обеспечивает регулярный созыв ее заседаний; определяет вопросы, подлежащие рассмотрению; представляет на рассмотрение комиссии планы работы и отчеты о ее деятельности. В период между ее заседаниями он дает членам комиссии поручения и проверяет их исполнение. Заседания комиссии — открытые, на них приглашаются граждане и должностные лица, представители трудовых коллективов и общественных организаций, участие которых в обсуждении рассматриваемых вопросов признается необходимым. При рассмотрении материалов в отношении членов трудовых коллективов на заседания комиссии вызываются правонарушители.

Решение комиссии по борьбе с пьянством о применении мерЬі общественного воздействия может быть обжаловано лицом, к которому применена указанная мера, в течение семи дней в профсоюз- ный комитет предприятия, учреждения, организации, решение которого окончательно.

Подача жалобы на решение о наложении штрафа приостанавливает исполнение решения. Если наложенный штраф не будет уплачен, председатель комиссии направляет материал народному судье, который после его проверки и установления законности решения выдает исполнительный лист.

Методическую помощь комиссиям по борьбе с пьянством, образуемым на предприятиях, в учреждениях, организациях, оказывают комиссии по борьбе с пьянством при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов.

Одна из самых массовых форм участия трудящихся в борьбе с пьянством и алкоголизмом — добровольные народные дружины по охране общественного порядка (ДНД). Их основные задачи состоят в охране прав и законных интересов граждан, активном участии в предупреждении и пресечении правонарушений, в охране общественного порядка и социалистической собственности, участии в работе по воспитанию советских граждан в духе уважения законов и правил социалистического общежития

Выполняя возложенные на них задачи, добровольные народные дружины участвуют в охране общественного порядка в городах и других населенных пунктах, в борьбе с хулиганством, пьянством, самогоноварением, хищениями государственного и общественного имущества, а также личного имущества граждан, с нарушениями правил торговли, со спекуляцией и другими правонарушениями. Они проводят воспитательную работу в трудовых коллективах и среди населения. Дружинники также участвуют в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, в обеспечении безопасности дорожного движения и т.д.

Наряду с другими важной задачей доброволь- ных народных дружин является борьба с пьянством и алкоголизмом, которую они ведут следующим образом: во-первых, охраняя порядок в общественных местах, выявляют и пресекают нарушения антиалкогольного законодательства (появление в общественных местах в пьяном виде и распитие там спиртных напитков); во-вторых, выявляют и пресекают нарушения антиалкогольного законодательства водителями транспортных средств; в-третьих, проводят воспитательную работу, нацеленную на формирование резко отрицательного отношения к пьянству и алкоголизму.

Наиболее широкая сфера деятельности дружинников — участие в охране порядка в общественных местах, а наиболее эффективная форма деятельности — патрулирование совместно с работниками милиции. Охраняя порядок, дружинники выявляют лиц, распивающих спиртные напитки в общественных местах, пресекают эти нарушения, а в случае обнаружения лиц, находящихся в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, принимают меры к доставлению их в штаб ДНД, милицию или медвытрезвитель.

Участвуя совместно с работниками милиции в рейдах по борьбе с пьянством, дружинники выявляют лиц, занимающихся самогоноварением, продажей самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки.

Участие дружинников в борьбе с пьянством выражается также в их работе в составе экипажей патрульных машин медвытрезвителя. Кроме того, они работают в медицинских вытрезвителях.

Вместе с работниками Государственной автомобильной инспекции дружинники осуществляют надзор за соблюдением правил дорожного движения, выявляют нарушения этих правил водителями транспортных средств и пешеходами, в частности управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

Определенная часть дружинников выполняет свои обязанности в составе групп, занимающихся профилактикой правонарушений. В этом случае дружинникй шефствуют над лицами, нарушающими общественный порядок, злоупотребляющими спиртными напитками и т. д. Они регулярно встречаются с подшефными, беседуют с ними, вовлекают их в общественно полезный труд, поддерживают контакты с общественностью по месту работы и жительства подшефного.

В соответствии с Положением о ДНД в целях более четкой организации их работы в составе дружин решением соответствующего штаба дружин создаются специализированные дружины или специализированные группы по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, по обеспечению безопасности дорожного движения и по другим направлениям деятельности ДНД.

Создаются также специализированные народные дружины по борьбе с пьянством. В их состав входят учащиеся и студенты медицинских учебных заведений, медицинский персонал. Дружинники дежурят в медицинских вытрезвителях, участвуют в проведении медицинского осмотра доставленных, помогают работникам вытрезвителя в обслуживании помещенных туда лиц.

В борьбе с пьянством дружинники используют следующие предоставленные им права:

требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений;

составлять в отсутствие работников милиции или иных уполномоченных на это лиц протокол в случае злостного нарушения общественного порядка с последующей передачей протокола начальнику штаба (командиру) дружины;

требовать от нарушителей общественного порядка предъявления паспорта или других документов, удостоверяющих личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;

доставлять в милицию или в штаб добровольной народной дружины лиц, совершивших правонарушения, в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, а также для установления личности нарушителя и составления протокола, если нет возможности составить его на месте нарушения; при этом нахождение доставленного лица в штабе дружины не может длиться более одного часа;

при пресечении правонарушений изымать у нарушителей орудия их совершения с последующей незамедлительной передачей их в милицию;

требовать от водителей автомототранспортных средств, тракторов и иных самоходных машин, нарушающих правила дорожного движения, документы на право управления транспортными средствами; доставлять в ближайший орган внутренних дел водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения либо без водительских документов.

В борьбе с пьянством используется и такая форма участия масс в охране порядка, как товарищеские суды. Это выборные общественные органы, призванные активно содействовать воспитанию граждан в духе коммунистического отношения к труду, бережного отношения к социалистической собственности, соблюдения правил социалистического общежития, развитию у них чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, уважения достоинства и чести советских людей. Главное в работе товарищеских судов — предупреждение правонарушений, воспитание граждан путем убеждения и общественного воздействия, создания обстановки нетерпимости к нарушениям трудовой дисциплины

Товарищеские суды избираются открытым голосованием на общих собраниях (конференциях) трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, коллективов студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений, на общих собраниях, сходах граждан по месту жительства сроком на два года.

Применительно к борьбе с пьянством товарищеские суды рассматривают следующие категории дел:

о прогуле (в том числе отсутствии на работе бо- лее трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин, появлении на работе в нетрезвом состоянии, опоздании на работу или преждевременном уходе с работы и других нарушениях трудовой дисциплины; о недобросовестном выполнении работ либо простое вследствие недобросовестного отношения работника к своим обязанностям;

о распитии спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов; о появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;

о распитии спиртных напитков на производстве (на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений, организаций) или о пребывании на работе в нетрезвом состоянии;

об участии мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей в распитии с подчиненными им работниками спиртных напитков на производстве или о непринятии ими мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо о сокрытии случаев распития спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчиненных им работников;

о приобретении самогона, чачи, араки, тутовой водки, браги и других крепких спиртных напитков домашней выработки;

о мелком хулиганстве, мелком хищении государственного или общественного имущества, мелкой спекуляции.

Эти категории дел направляются на рассмотрение товарищеских судов органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, а материалы о нарушениях антиалкогольного законодательства на производстве — и администрацией предприятия, учреждения, организации. Материалы о совершенном впервые мелком хищении государственного или общественного имущества могут направляться на рассмотрение товарищеского суда администра- цией предприятия, учреждения, организации с уведомлением о том прокурора.

Товарищеский суд вправе применить к виновному одну из следующих мер общественного воздействия: обязать принести публичное извинение потерпевшему или коллективу; объявить товарищеское предупреждение; объявить общественное порицание; объявить общественный выговор с опубликованием или без опубликования в печати; наложить денежный штраф в размере до 10 рублей, если проступок не связан с нарушением трудовой дисциплины, а по делам о мелком хищении государственного или общественного имущества, мелком хулиганстве, а также перечисленных выше нарушениях антиалкогольного законодательства и в иных предусмотренных законом случаях — штраф в размере до 50 рублей и др.

По материалам, направленным в товарищеский суд органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, судом, прокурором, товарищеский суд обязан сообщить этим органам о результатах рассмотрения дела в десятидневный срок.

Если правонарушитель является алкоголиком или наркоманом, товарищеский суд наряду с применением к нему меры общественного воздействия ставит вопрос о его принудительном лечении в установленном законом порядке.

Практика свидетельствует о том, что возможности товарищеских судов могут эффективно использоваться в борьбе с пьянством.

На опытном механическом заводе Главмоспром- стройматериалов через несколько месяцев после принятия нового законодательства о борьбе с пьянством число нарушений трудовой дисциплины стало резко сокращаться. Причина — повышение активности общественных организаций, их непримиримость в борьбе с пьянством и алкоголизмом. Установлен тесный контакт между отделом кадров завода, заводской комиссией по борьбе с пьянством, товарищеским судом, районной прокуратурой и милицией. Вскоре после вступления в силу антиалкогольного законодательства могло показаться, что трудовая дисциплина на заводе ухудшилась. Так, если за первые пять месяцев 1985 го- да заводской товарищеский суд заседал 4 раза, то с 1 июня по 30 ноября — 23 раза. На деле же это свидетельствовало об усилении борьбы с пьянством и повышении активности товарищеского суда.

На заводе заседания товарищеского суда используются прежде всего как воспитательное средство. О предстоящем заседании в проходной вывешивается объявление, кроме того, оповещаются рабочие и служащие по цехам. Поскольку посещаемость конференц-зала, где раньше заседал суд, была невысокой, товарищеский суд стал проводить заседания непосредственно в цехах, в присутствии почти всех рабочих цеха. Это не только подняло авторитет суда, но и повысило моральную ответственность нарушителей.

Моральное воздействие сочетается с воздействием материальным. Так, слесарь С. в течение нескольких дней дважды попал в медвытрезвитель. По представлению товарищеского суда администрация завода лишила нарушителя премиальной доплаты к месячному заработку (35% заработка), а также 13-й зарплаты. Кроме того, виновный был оштрафован органами внутренних дел. С учетом оплаты «услуг» в медвытрезвителе общая сумма потерь С. составила более 400 рублей.

Работник транспортного цеха завода М. был задержан за мелкую спекуляцию водкой. Народный суд оштрафовал его на 60 рублей. По представлению товарищеского суда М. лишился около 300 рублей премиальных выплат.

Ощутимые последствия наступают и для тех, кто нарушает антиалкогольное законодательство на работе. В этом случае ответ держит не только нарушитель, но и мастер, который оставил нарушение без внимания. Причем мастеру снижается на 10—15% прогрессивка за каждого провинившегося.

Возросшая активность товарищеского суда принесла свои результаты: на заводе сократилось число нарушений антиалкогольного законодательства, трудовой дисцицлины и общественного порядка ‘.

‘См.: Степушин И. Перед судом товарищей. — Моск. правда, 1985, 17 дек.

В борьбе с пьянством используются и такие формирования трудящихся, как общественные пункты охраны порядка. Они создаются для объединения усилий штабов добровольных народных дружин, товарищеских судов, домовых (уличных, сельских) комитетов, общественных инспекций по делам несовершеннолетних, других органов общественной самодеятельности и трудовых коллективов в работе по охране общественного порядка и профилактике правонарушений на закрепленной за ними территории, а также для улучшения взаимодействия названных формирований с государственными организациями.

Положения об общественных пунктах охраны порядка утверждены Указами Президиумов Верховных Советов союзных республик ‘.

Для обеспечения согласованной работы органов общественной самодеятельности населения и трудовых коллективов, представленных в общественном пункте, создается совет общественного пункта охраны порядка. Органы общественной самодеятельности населения, работающие в общественном пункте охраны порядка, сохраняют свою организационную самостоятельность, действуя в пределах установленной компетенции. Государственные органы и должностные лица оказывают всемерное содействие и помощь советам общественных пунктов в их деятельности по охране порядка и профилактике правонарушений. В общественных пунктах охраны порядка создаются необходимые условия участковым инспекторам милиции и должностным лицам других государственных организаций для выполнения ими своих обязанностей по укреплению правопорядка. Служебные обязанности участковых инспекторов милиции и представителей других государственных организаций, связанные с работой в общественном пункте охраны порядка, определяются соответствующими нормативными актами. Руководство работой советов общественных пунктов охраны порядка осуществляют районные, городские, районные в городах, поселковые, сель-

‘ См., например: Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, №27, ст. 772.

ские Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты.

В борьбе с пьянством и алкоголизмом общественные пункты охраны порядка оказывают помощь государственным органам и общественным организациям; участвуют в проведении мероприятий, связанных с антиалкогольной пропагандой, с контролем за соблюдением правил торговли спиртными напитками на территории, закрепленной за общественным пунктом, с выявлением случаев самогоноварения; оказывают помощь общественным организациям, трудовым коллективам и медицинским учреждениям в выявлении и направлении в установленном порядке на лечение хронических алкоголиков.

Основная задача общественных пунктов охраны порядка — объединение и согласование усилий государственных органов и общественности на закрепленной за ними территории, в частности усилий в борьбе с пьянством и алкоголизмом. В пропаганде трезвого образа жизни используется передовой опыт тех или иных государственных органов или формирований общественности.

Примером может служить деятельность наблюдательно-профилактических групп трезвости, которые возникли в 104 отделении милиции Тушинского района Москвы. Эта деятельность состоит в следующем. Пьяниц и алкоголиков, проживающих на участке, после консультации у нарколога участковый инспектор милиции зачисляет в наблюдательно-профилактические группы трезвости, в каждой из которых около сорока человек. Контролирует каждую группу совет, формируемый из представителей общественности участковым инспектором. Члены группы разбиты на подгруппы из 5—7 человек, за каждую из них отвечает один из членов совета. Совет поддерживает связь с родственниками подшефных. Главная форма работы — еженедельные сборы членов группы в помещении общественного пункта охраны порядка. На этих сборах подводятся итоги, обсуждаются возникшие проблемы: семейные неурядицы, трудности на работе и т. п. При необходимости совет предлагает свою помощь. Если кто-нибудь появляется в нетрезвом виде, его направляют к наркологу. В присутствии членов группы проходят выездные сессии народных судов, на которых рассматриваются дела о направлении хронических алкоголиков в лечебно-трудовой профилакторий, об ограничении дееспособности лиц, злоупотребляющих алкоголем. На собрания группы приглашаются лекторы, здесь обсуждаются интересные статьи или книги. Члены группы вместе ходят в кино, устраивают праздничные чаепития ‘.

К формам участия трудящихся в борьбе с пьянством и алкоголизмом относятся также общественные сельские, уличные, квартальные комитеты, а также собрания, сходы граждан по месту жительства. Эти формирования действуют на основе особых положений, утверждаемых Указами Президиумов Верховных Советов союзных республик 34.

На общих собраниях граждан рассматриваются вопросы воспитания населения в духе советского патриотизма, социалистического интернационализма, соблюдения законов, бережного отношения к народному добру, непримиримости к пьянству, хулиганству, стяжательству и другим антиобщественным проявлениям. С претворением в жизнь мероприятий КПСС по борьбе с пьянством работа сельских сходов значительно активизировалась. Например, вот как был проведен сельский сход в селе Каменный Лог Ошмянского района Гродненской области. Перед сходом участковый инспектор милиции вместе с депутатами сельского Совета обошел село и побеседовал с жителями о вреде самогоноварения. Некоторые добровольно сдали самогонные аппараты, у некоторых они вместе с изготовленным спиртным были изъяты и составлены протоколы о незаконном изготовлении и хранении крепких спиртных напитков домашней выработки. На собрании нарушители закона ощутили на себе силу общественного мнения, нетерпимость односельчан к пьянству, самогоноварению, алкоголизму. Особое внимание сход уделил молодежи. Выяснилось, например, что молодой шофер Ш. сел за руль, вы- пив в честь дня рождения сына полстакана самогона. Собрание строго осудило его поступок. До этого у Ш. была хорошая репутация. Но, учитывая серьезность нарушения и необходимость предостеречь виновного от таких поступков в будущем, решили просить начальника милиции на год лишить его водительских прав.

Такие собрания проходили и в других селах. Сейчас в области уже немало деревень, в которых полностью искоренено самогоноварение и успешно ведется борьба с пьянством ‘.

Общественные сельские, уличные, квартальные комитеты в соответствии с утвержденным о них Положением участвуют в работе по воспитанию граждан в духе высокой сознательности, строгого соблюдения советских законов, правил социалистического общежития, бережного отношения к социалистической собственности, содействуют укреплению общественного порядка, обеспечению соблюдения паспортной системы, выявлению лиц, ведущих паразитический образ жизни, искоренению пьянства и самогоноварения.

Учитывая то обстоятельство, что к борьбе с пьянством и алкоголизмом привлекается многочисленная общественность, которая не всегда должным образом подготовлена к деятельности в этой области и информирована о ее правовых основах, возникает необходимость в организации обучения актива, в приобретении общественниками необходимых знаний. Примером решения этой задачи может служить организация народного университета в Первомайском районе Москвы при поддержке партийных и советских органов, управления здравоохранения, обществ борьбы за трезвость и Красного Креста. В университете три факультета: для председателей комиссий по борьбе с пьянством, образуемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и их структурных подразделениях; для руководителей учебных заведений, учреждений здравоохранения, председателей советов содействия семье и школе; для председателей первичных организаций обществ Красного Креста, наркологи- ческих постов, санпросветорганизаторов и населения. На факультет принято десять тысяч слушателей. Выпускники получают специальное удостоверение и право вести антиалкогольную пропаганду

Непременным условием действенности борьбы с пьянством и алкоголизмом является повседневное руководство ею со стороны партийных органов. Об этом свидетельствует опыт Московского городского комитета КПСС, рассмотревшего 14 января 1987 г. вопрос о серьезных недостатках в работе Тимирязевского РК КПСС по выполнению постановлений ЦК КПСС по преодолению пьянства и алкоголизма, борьбе с наркоманией. МГК КПСС в своем решении отметил, что Тимирязевский РК КПСС проявил бездействие и ослабление требовательности в соблюдении установок партии о развертывании бескомпромиссной борьбы с этими опасными негативными явлениями. В стороне от этой важной работы оказались многие трудовые коллективы, первичные партийные организации. Принижена требовательность к коммунистам, руководящим кадрам, не создавшим в районе обстановку нетерпимости к фактам пьянства, к отступлениям от принципиальной линии на его преодоление. Не привлекаются к ответственности профсоюзные руководители — коммунисты, занимающие позицию невмешательства в борьбу с нарушениями антиалкогольного законодательства. Не проявляют активности и настойчивости в борьбе с пьянством, алкоголизмом, наркоманией органы здравоохранения и народного образования района. Неудовлетворительно ведется работа по профилактике правонарушений на почве пьянства, в том числе и среди несовершеннолетних. В районе возрос уровень преступности на почве пьянства, однако деятельность районного управления внутренних дел, ставшего на путь приписок и искажений истинной ситуации, оказалась вне контроля РК КПСС и исполкома райсовета. Исполком райсовета не принял мер по координации деятельности депутатской группы, районной комиссии по борьбе с пьянством и обще- ственных организаций, не обеспечил спрос с руководителей служб районного хозяйства.

За провал работы по выполнению постановлений ЦК КПСС о преодолении пьянства, алкоголизма, наркомании, за незнание обстановки в районе, серьезные упущения в работе с кадрами, негодный стиль руководства, нежелание вести перестройку в духе требований XXVII съезда КПСС Бюро МГК КПСС освободило от выполняемых обязанностей первого секретаря Тимирязевского РК КПСС, приняло к сведению решение коллегии Главного управления внутренних дел Мосгорисполкома об освобождении от должности начальника районного управления внутренних дел за беспринципное отношение к многочисленным фактам нарушений социалистической законности в районе и поручило комиссии партийного контроля при МГК КПСС внести предложения о персональной ответственности других руководителей района за бездеятельность и упущения в работе ‘.

Роль привлечения общественности к борьбе с пьянством и алкоголизмом трудно переоценить, потому необходимо постоянно помогать ей в работе, способствовать развитию ее инициативы.

Образец протокол заседания комиссии по борьбе с пьянством