Классный час «Правонарушения – дорога в пропасть»

Цель классного часа:

  • расширение знаний ребят о понятиях “мелкое хулиганство”, “преступление”, “административное правонарушение”.
  • развитие гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся в рамках воспитательно – образовательной программы “Я – гражданин России”
  • Оборудование: мультимедийный проектор.

    ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

    Ничто мы так плохо не знаем, как то,
    что каждый должен знать, – закон.

    Мудрый человек, известный историк Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911) говорил: “Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает”. (Слайд № 2) Но сколько же людей вовремя не вспомнили, что жизнь даётся один раз! Или думали так: если она даётся один раз – надо взять от неё всё. Значит – гуляй, развлекайся, получай удовольствие.

    Сколько же людей именно так загубили свои жизни, свои судьбы! (Слайды 3-5)

    По последней статистике ГУИН в настоящее время в России насчитывается около 927000 заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. (Слайд № 6)

    Некоторые из них, перед тем как совершить преступление, выпили пива или стакан водки. Те, кто употребляют алкоголь, уносят жизни других людей и садятся за преступления в тюрьму. Или сами погибают. Каждый год от употребления алкоголя в России погибает около 700 тысяч наших граждан. (Слайд№7)

    Скажете не такая страшная “картина”?! Вдумайтесь в эти цифры! (Слайд № 8)

    Эти ребята заняты делом. Они не курят, не пьют и не принимают наркотиков. (Слайд № 9)

    А эти уже отбывают сроки – каждый по своему “делу”. А ведь некоторым исполнилось только 14 лет. (Слайд № 10)

    Послушайте, пожалуйста, одну историю: (Слайд № 11)

    В подъезде дома шло бурное веселье. Группа подростков отмечала день рождения своего старшего товарища, которому исполнилось 15 лет. Шум стоял невообразимый. Слышались нецензурные выражения, сопровождавшиеся громким хохотом. Жильцы попытались навести порядок. Именинник глотнул стакан пива и вынул нож. Решил показать свою “крутость”. И показать так, чтобы соседи “всё поняли”. Те поняли… и вызвали милицию. Оперативная группа приехала мгновенно. К удивлению милиционеров “самый крутой” отказался отдать нож, начал оскорблять их и оттолкнул сержанта.

    Как Вы думаете, какие деяния совершили подростки? (Слайд № 12)

    Ребята искренне не понимали, за что их задержали. Ещё больше удивились, когда дежурный начал составлять протокол. “А за что? – начал один из них. – Ну, выпили – так ведь день рождения…” (Слайд № 13)

    Дежурный протянул ему книжицу. Она называлась Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Книжка была открыта на странице, где напечатана статья 20.1. Ее название – “Мелкое хулиганство”. И вот тут “самый крутой” зашумел: “Вы не имеете права. Мы несовершеннолетние…” (Слайды № 14-15)

    Милиционер с интересом посмотрел на “борца за народные права”. “Именинничек? – поинтересовался он.– Вот тебе другая книжечка. В ней о тебе” – и протянул ему Уголовный кодекс Российской Федерации. Книжка была открыта на статье 213. Статья называется “Хулиганство”. (Гиперссылка на Слайд № 27)

    Из уголовного кодекса Российской Федерации.
    Статья 213. Хулиганство (в сокращении)

      Хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершённое:

    а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия… – наказывается…вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.

  • То же деяние, совершённое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка,–наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
  • К тому же оказалось, что уголовная ответственность за действия, совершённые именинником, наступает с 14-летнего возраста. Если вину подростка докажут в суде, это будет означать, что он совершил преступление и его ждет уголовное наказание

    Как Вы думаете, с какого момента для именинника началось его “падение в пропасть”?

    Потом милиционер объяснил, что все другие “участника банкета” совершили административное правонарушение. Но ответственность за административное правонарушение за мелкое хулиганство наступает с 16 лет. Поэтому отвечать за поведение своих детей будут отвечать их родители по статье 5.35 Кодекса РФ об административных нарушениях. На них будет наложено административное наказание. (Слайд № 16 с переходом по гиперссылке на слайд № 26)

    Из кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

  • Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, – влечёт наложение административного штрафа… или административный арест на срок до 15 суток
  • Статья 5.35. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечёт предупреждение или наложение административного штрафа…
  • Постарайтесь объяснить, почему для подростков (за исключением именинника) такое “празднование” дня рождения обернулось административным правонарушением их родителей.

    – Как Вы считаете, началось ли для друзей их “падение в пропасть”? (возврат на

    А вот у самого именинника дела обстояли совсем плохо. Из дежурной части милиции его не отпустили. Поместили в изолятор временного содержания. Потом его переведут в следственный изолятор. Потом будет судебное разбирательство. (Слайд № 17)

    Причина – совершено опасное правонарушение. Оно опаснее, чем административное.

    Поэтому описание такого правонарушения находится в самом строгом кодексе – Уголовном. Все деяния, которые описаны в нём, называются преступлениями.

    Вот такой получился день рождения…(Слайды № 18-19)

    Милиция действовала по закону. В Уголовном кодексе РФ сказано о хулиганстве как грубом нарушении общественного порядка. В данном случае такое нарушение сопровождалось угрозой применения насилия. Было применено оружие. Всё это будет изложено в уголовном деле. Вину подростка установит суд.

    Как Вы думаете, какие качества “именинника” привели его на скамью подсудимых?

    Что могло быть причиной такого его поведения в подъезде?

    Итак, правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону.

    Само слово “правонарушение” состоит из двух частей – “право” и “нарушение”. Означает оно нарушение закона, права. Но законов много. Поэтому и наступают такие разные последствия правонарушений – кому административные штрафы, а кому – лишение свободы. (Слайд№20)

    • Все “участники банкета” стали правонарушителями. Но один из них совершил особое правонарушение – преступление.
    • Получается, что правонарушение – это любое нарушение закона. А преступление – это нарушение уголовного закона. Все преступления описаны в Уголовном кодексе.
    • Таким образом, преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания.

    Мнение специалистов: “Тот, кто не в ладах с законом, портит себе всю дальнейшую жизнь, а многие рано и бесследно погибают”. (Слайд №21) Доказательство этому мнению – фото на Слайде 22. Отслежена судьба 13 подростков, запечатленных на фото: четверо из них попали в исправительное учреждение за кражи, в том числе из школьных раздевалок. Двое – за грабёж, трое – за вымогательство денег у младших и за драки. Двое – за ношение холодного оружия (ножей), один – за нанесение телесных повреждений, ещё один – за убийство. Десять из них совершили преступления в пьяном виде. Трезвыми были только воришки. Крали для того, чтобы…выпить. Курили все.

    Удалось частично отследить судьбы некоторых из этих воспитанников.

    Одиннадцать человек вскоре повторно совершили преступления и попали в колонии. Не дожив до двадцати пяти лет, трое погибли в пьяных драках, а пятеро умерли от инфекционных болезней и пьянства.

    “Шалунов”, играющих с законом, немало и сейчас. Они знают, что возраст уголовного наказания наступает с 14 лет. Веря в свою безнаказанность, они ничего не слышали о спецшколах, которые, к сожалению, не пустуют.

    Конечно, Вас лично всё это не касается. Поэтому просто поразмышляйте о судьбах этих подростков с фото.

    Есть ли у Вас такие знакомые? Что бы Вы им посоветовали?

    Не забудьте, что, к сожалению, в России существуют и женские воспитательные колонии для несовершеннолетних.

    Познай людей и самого себя (Слайд № 23)

    Постарайтесь сами себе честно ответить на следующие вопросы:

    • Если бы я точно знал, что не попадусь, присвоил бы я плеер, принадлежащий другому школьнику?
    • Если бы у меня была возможность безнаказанно отомстить обидчикам при помощи кулаков или старших друзей, сделал бы я это или нет?
    • Если бы я знал, что никто не установит моё авторство, написал бы я на стенах какие-нибудь “забавные тексты”; нарисовал бы рисунки?
    • Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать мясо и купить компьютер (или ещё что-либо) так, чтобы никто не узнал, сделал бы я это или нет?
    • Если бы мне предложили за хорошее вознаграждение постоять в определённом месте и предупредить о возможном появлении милиции, сделал бы я это или нет?
    • Если бы мне никто не делал замечаний, то стал бы я курить, пробовать алкогольные напитки?

    Подведение итогов. (Слайд № 24) Если на все или большую часть вопросов кто-то ответил утвердительно, совет: серьёзно задумайтесь о жизни. Дело в том, что в подростковом возрасте многие загубили свои судьбы, поступая именно так в этих или похожих ситуациях.

    Ребята, знайте, что жизнь прекрасна и она даётся всего лишь раз. Берегите себя и близких. Звучит песня “Я люблю тебя жизнь” Марка Бернеса. (Слайд № 25, включить песню Марка Бернеса по гиперссылке) (гиперссылка на Слайды № 30-34).

    Методическая разработка по ОБЖ (4 класс) по теме:
    О профилактике правонарушений и ОБЖ

    О профилактике правонарушений и ОБЖ

    Предварительный просмотр:

    «Когда шалость становится правонарушением»

    Описание материала : Предлагаю вам конспект воспитательного мероприятия для детей начальных классов. Данный материал будет полезен учителям начальных классов и социальному педагогу.

    Форма проведения: беседа.

    Цели: Пропагандировать среди детей навыки культурного поведения; привлекать младших школьников к систематическому изучению и выполнению правил культурного поведения.

    Задачи : Разъяснить понятия: шалость, озорство, правонарушение, хулиганство.

    Учитель . Все дети любят веселье, проделки, шутки, подвижные игры. Во время игр проявляется выдумка, фантазия, сообразительность. Однако, взрослые иногда детей останавливают и требуют: «Не баловаться!», «Не шалить». Ребята, а задумывались ли вы, почему взрослые так поступают?

    Учитель . Взрослые так поступают потому, что некоторые ребята не могут правильно играть, в игре они могут толкнуть товарища, а также когда бегают сами, могут упасть, сломать ногу, руку.

    Сегодня мы с вами ответим на вопрос «Когда шалость становится правонарушением» и узнаем что такое шалость и озорство, правонарушение и хулиганство, в чем отличие шалости от озорства.

    Учитель . Ребята, кто из вас знает, что такое шалость? (ответы детей)

    Шалость – это поступок, совершенный ради забавы, развлечения, т.е. это веселая проделка.

    Учитель . А кто знает, что такое озорство? (ответы детей)

    Озорство выходит за рамки шалости, нарушает общепринятые нормы поведения.

    Учитель . А что такое хулиганство? (ответы детей)

    Хулиганство – недостойное, грубо нарушающее нормы человеческого поведения и правовые нормы.

    Учитель. Теперь рассмотрим вопрос, чем опасны шалость и озорство ребят?

    Я предлагаю вам послушать несколько примеров:

    — В жаркие дни мальчики часто обливают друг друга водой из водных пистолетов или пластиковых бутылок — это … (шалость)

    Но вот один из мальчиков подкрасил воду чернилами и брызгая, испортил рубашку товарищу – это …(озорство граничащее с хулиганством).

    Учитель . Сейчас мы с ребятами приведем вам еще несколько примеров, а вы разберитесь, где говорится о шалости, где об озорстве, а где о хулиганстве.

    1 ученик : Дима по привычке бросил портфель около двери в классе и ушел. Одноклассники решили проучить его, спрятали портфель. Вернувшись, Дима стал искать портфель, даже забеспокоился. Через некоторое время ребята показали мальчику, где лежит его пропажа и посоветовали не бросать его больше, где попало. Это … (ответы детей) (шутка или шалость)

    2 ученик: Два мальчика решили подшутить над другом. Спрятали его зимнюю шапку и спокойно ушли из школы. Артем не найдя шапки, вынужден был идти домой без неё, а на улице был сильный мороз и ветер. На следующий день из-за простуды Артем не пришел в школу. Он заболел. Это… (ответы детей) (озорство)

    3 ученик: Ученики резвились на перемене в школе. Они бросали с верхнего этажа лестничной клетки портфель перед идущим учеником и весело хохотали, когда кто-нибудь из идущих по лестнице в испуге вздрагивал или вскрикивал. И вот портфель упал на голову первоклассницы. В результате – тяжелая травма, сотрясение мозга. Девочку положили в больницу. Это …(ответы детей) (хулиганство)

    4 ученик: Саша бросал в проходящий транспорт камни и попал в лобовое стекло автомобиля. Водитель от неожиданности резко затормозил, в результате идущий за ним автомобиль врезался ему в заднюю часть. Обе машины пострадали. А ведь могли погибнуть люди.

    Учитель . Как вы назовете поступок Саши? Почему? … (ответы детей) (хулиганство)

    Учитель . Ребята, какой же вывод можно сделать из этих примеров? …

    (Надо обдумывать свои поступки, иначе это может плохо кончится и дети попадут на учет по делам несовершеннолетних)

    Учитель . Кто на основании рассмотренных примеров сможет объяснить, чем шалость отличается от озорства и хулиганства.

    (Шалость – это безобидный поступок, который совершается ради забавы. Озорство – это поступок, который может обидеть другого человека, причинить ему неудобство или вред, тогда это будет хулиганство)

    Учитель . Дети, а теперь рассмотрим что такое правонарушение? (ответы детей)

    Правонарушение – это чаще всего умышленное действие, грубо нарушающее общепринятые нормы поведения.

    — Вот послушайте пример:

    5 ученик: Строился большой жилой дом. В воскресный день на стройку пришли двое ребят. У одного из мальчиков оказались спички. От нечего делать ребята стали жечь паклю, в пазах рубленных из бруса стен. Вспыхнул пожар. Недостроенное здание сгорело до тла. Материальный ущерб был очень большой.

    Учитель . Как вы назовете поступок ребят? Почему? … (ответы детей)

    (Вот это и есть правонарушение).

    Послушайте еще один пример:

    6 ученик : Группа школьников катались по глубокому озеру на лодке. Желая напугать товарищей, один из ребят стал раскачивать лодку. Сидящий на корме мальчик упал в воду и стал тонуть. Его едва спасли.

    Учитель . Ребята, а как назовем этот поступок? …(ответы детей) (правонарушение).

    Учитель . Мог ли мальчик, который раскачивал лодку, предвидеть последствия? …(да, озеро глубокое).

    7 ученик : Николай Николаевич Носов «Автомобиль» — в сокращении.

    Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы не просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим – на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда – то ушёл. Мы подбежали. Мишка потрогал бампер руками и предложил сесть. «Проедем немного и спрыгнем». Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мы прицепились. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит: — Я спрыгну! И уже начал опускать одну ногу. А за нами другая машина мчится. Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Автомобиль остановился. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез – все на него набросились: — Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Отошли мы в сторонку и бегом в переулок…

    Учитель. Ребята, а как назовем этот поступок? …(ответы детей)

    (Герои рассказа совершили правонарушение. Они подвергали не только свою жизнь опасности, но и жизни других людей. И подвели водителя.

    Ни в коем случае нельзя цепляться сзади к автомобилю – это опасно для жизни!)

    Учитель. Вот и мы совершаем иногда поступки не задумываясь о их последствиях. Например, берем без спроса чужую ручку, карандаш, линейку и не отдаем, а ведь это уже считается мелкой кражей.

    Так же драки, которые дети совершают ежедневно можно отнести к хулиганству.

    Учитель . Давайте, подумаем и вспомним были ли случаи в нашем классе, которые можно отнести к шалости, озорству, правонарушению, хулиганству….(ответы детей)

    Я очень рада, что в нашем классе вы просто шалите, так как вы еще дети.

    Учитель . Как же мы можем себя уберечь от плохих поступков. (ответы детей)

    (Надо чаще задумываться над своими поступками и оценивать их).

    — Кто запомнил из нашей беседы что такое шалость, озорство, правонарушение, хулиганство? …(ответы детей)

    — Чем шалость отличается от озорства? …(ответы детей)

    Учитель . Ребята, я надеюсь, что вы теперь будете задумываться над своими поступками и ваша детская шалость не перейдет в озорство, хулиганство, правонарушение.

    Предварительный просмотр:

    «ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕДЫ»

    (о профилактике правонарушений и ОБЖ)

    ЦЕЛЬ: в доступной житейской форме рассказать ребятам о самых распространенных опасностях, подстерегающих их в быту; научить подростков, как правильно выйти из сложной ситуации, угрожающей их здоровью и даже жизни.

    Ребята, в жизни есть не только свет, но и тень. И зло могут творить не только Баба Яга и Серый волк, но и знакомый из ближайшего подъезда, твой сверстник и даже…друг. И, оказывается, учиться противостоять недобрым побуждениям и поступкам надо намного раньше получения паспорта, достижения совершеннолетия, первой зарплаты.

    Жизнь полна неожиданностей, а порой и опасностей. Поэтому надо быть храбрым, но и осмотрительным. Надо надеяться на взрослых, на милицию, но и самому уметь постоять за себя. По крайней мере, стараться не попадать в опасные ситуации, а коли уж попал, знать, как себя вести.

    Многие большие беды начинаются с малого, с самых зряшных пустяков. Сегодня соврал матери, обидел словом сверстницу, поленился помочь бабушке, не уступил место старшему. А завтра? Завтра может быть самое плохое, такое, что уже привлечет внимание работников милиции, следователей, судей. Чтобы этого не произошло, надо с малых лет воспитывать в себе чувство ответственности. Это поможет вам стать истинно свободным. Ибо, как сказал один мудрый человек, «если не хочешь знать страха, не чини зла».

    СЛУЧАЙ 1 «МАМИНА ПОДРУГА»

    Одна девочка играла во дворе в мячик. Вдруг к ней подошла тетенька с большой сумкой в руках и говорит: «Оленька, здравствуй! Ты меня не помнишь? А я тебя сразу узнала». Они отошли в сторону, и тетенька сказала, что она мамина подруга. Девочка сказала, что мама на работе. А женщина говорит: Ах, какая досада! Я ведь в городе проездом». И спросила, какой у мамы телефон. Она вошла в телефонную будку, позвонила, а потом и говорит: «Оленька, мама сказала, чтоб я подождала ее дома. Ты мне открой дверь, а сама еще можешь погулять». Они подошли к их подъезду. Но вдруг девочка подумала: «Не верь ей! Она воровка!» У подъезда сидели две бабушки. И Оля сказала тетеньке: «А давайте здесь подождем маму!» И села рядом с бабушками. А тетенька постояла-постояла, зло на Олю посмотрела и ушла.

    Оля вовремя спохватилась. Если бы она открыла «тетеньке» дверь, та переложила бы в сумку самые дорогие вещи и была бы такова. Точно так она обворовала несколько квартир, пока ее не поймала милиция.

    Тут я хочу обратиться к мальчишкам. Имейте в виду, что во дворе может появиться не только «мамина подруга», но и «папин товарищ». И вовсе не обязательно с большой сумкой в руке. У него может быть небольшой чемодан или портфель.

    Будьте осторожны и с незнакомыми ребятами постарше, которые набиваются в друзья, играют с вами, обещают защитить от обидчиков, дарят фонарик, ножик. А потом напрашиваются к вам поиграть. Когда никого нет дома.

    После таких игр пропадают мамины украшения, папины книги или другие ценные вещи.

    Чтобы этого не случилось, вот совет – уж коль родители доверили вам ключи, чужих или малознакомых домой не приводите. И ключ никому не давайте. Берегите его. Следите, чтобы он не вывалился, не потерялся. И в школе, кстати, тоже.

    СЛУЧАЙ 2 «В ЛЕСУ».

    Однажды ребята пошли в лес гулять. Вдруг видят: в кустах толстый дядька стоит. Ну, который со своей мамой в парке гуляет. Она его за руку водит, хотя он больше нее.

    Увидел ребят – забормотал что-то и как кинется к ним. Хорошо, что ребята быстрее бегали. А ведь это был душевнобольной человек. Такие есть среди нас. Некоторые из них не понимают, что делают. Поэтому рядом с такими людьми всегда должны быть врачи или родственники. Но случается, что душевнобольной убегает и остается без присмотра. Встреча с ним может быть опасной.

    Особенно надо быть осторожными девочкам. Вы слабее и беззащитнее мальчишек. Женщина вообще нуждается в защите. У всех народов существует правило, что женщину должен защищать мужчина. Женщина одна, без сопровождения мужчины, не выходит вечером на улицу, не уезжает за город, не ходит в театр, кафе, кино. Считается, что нарушить это правило неприлично.

    Тем более непозволительно это делать девочкам. Одним, без взрослых, уходить далеко от дома. На реку или в лес. Нельзя одной уезжать к подруге! Нельзя гулять до темноты! Нельзя засиживаться в гостях до позднего вечера и возвращаться домой в одиночку! Нельзя никуда ходить с незнакомым человеком!

    Это и неприлично, и опасно!

    СЛУЧАЙ 3 «НА ЧЕРДАКЕ»

    В ту субботу Лешин папа опять пришел домой пьяным. «А ну исчезни с моих глаз!» — закричал он. Мама стала с ним ругаться. Леша оделся и пошел к другу из класса. Но у них были гости. И тут Леша решил уехать к бабушке в Тюмень. Но он перепутал поезда и приехал в какой-то другой город. Он походил по улицам, а когда стало темно, зашел в дом с выбитыми окнами. И залез на чердак.

    А утром его разбудили большие ребята. «Кто такой?» — спросили они. Леша рассказал. Они дали ему колбасы, хлеба и конфет. И позвали с собой. Они показали, как можно залезть на чужой балкон и взять оттуда продукты. Они ели на чердаке и варенье, и дыни, и сушеную рыбу. Ребята сказали, что завтра Лешкина очередь лезть на балкон.

    Когда они разошлись по домам, мальчик лег спать. И вдруг он сказал себе: «Что я делаю? Возвращаться надо домой! Меня же ищет мама! А эти ребята – воры. Они берут чужое. А если б это был наш балкон?»

    Рано утром Леша уехал домой.

    Конечно, кому понравятся семейные скандалы, но Леша правильно сделал, что вернулся домой. Ведь его ждала мама. Она же думает, что рядом растет помощник и защитник. Ей тоже, как и Леше, приходится несладко.

    А вот некоторым ребятам просто не сидится на одном месте. Хотя у них нет никаких серьезных причин уходить из дома. Я говорю о маленьких любителях дальних странствий. Обычно эти странствия заканчиваются в милиции. Таким ребятам я бы сказала: вам повезло. Ведь с беглецами случаются и несчастья. Одни бесследно исчезают; другие попадают под колеса поездов, автомашин; третьи тонут, замерзают; четвертых находят убитыми в лесу, в подвалах, на чердаках.

    Так что же – сидеть все время дома и дальше двора носа не высовывать? А как же дальние страны, новые неизведанные края? Для чего же тогда по железным дорогам мчатся поезда? Нет, почему же? Путешествуйте! Но только – вместе с родителями!

    «А-а, с родителями,- скажет один, — это неинтересно…» А кто научит тебя разводить костер, ловить рыбу, собирать грибы? Кто покажет дупло белки, домик бобров, норку крота? Кто научит разбивать палатку, ориентироваться в лесу по компасу?

    «Да, попробуйте уговорить моего папу…» – скажет другой из вас.

    А ты попробуй! Объясни ему, как это здорово – всю зиму изучать карту, читать книги-путеводители, готовить нужные вещи: палатки, фонари, топорики, кроссовки, удочки, крючки. И ждать счастливого дня – отправления в путешествие!

    И вот такой день настал. И ты вдвоем с папой – еще лучше втроем – и с мамой! Или вчетвером – с братишкой или сестренкой! – на зависть своим приятелям выходишь из подъезда с рюкзаком за плечами.

    СЛУЧАЙ 4. «ВЕЖЛИВЫЙ ДЯДЕНЬКА»

    Рядом с нашим домом строят школу. Когда Таня проходила мимо, из подъезда вышел вежливый такой дяденька. У него в руках был пакет с молоком. «Девочка, — сказал он. – Тут кошечка окотилась. Хочешь посмотреть котят? Пойдем, покажу, они там, в углу». Тане очень хотелось посмотреть котят, и она подошла к двери. Но вдруг как будто кто-то одернул ее: «Нет там никаких котят! Врет он! Он хочет тебя заманить! Беги отсюда!» И Таня побежала. А дяденька выронил пакет и быстро куда-то скрылся. А Таня пришла домой и все рассказала маме. Она сказала: молодец, что убежала, и позвонила в милицию.

    Танин внутренний голос уберег ее от большой беды. Ведь этот «вежливый» дяденька – преступник. И преступление, которое он совершает, — одно из самых отвратительных и опасных: он развращает малолетних.

    К сожалению, такие «дяденьки» встречаются и в нашей жизни. Они могут быть старые и молодые. Вежливые и грубые. Аккуратно, модно одетые и грязные, оборванные.

    Эти «дяденьки» очень хитры. Они могут заманивать девочек в новостройки или, наоборот, в старые заброшенные дома, в подвалы или на чердаки. «Там больная собачка», «Там гнездо с птенцами», — придумывают они. Могут подарить красивую брошку, пригласить покататься в машине, предложить сфотографироваться, пообещать устроить в музыкальную школу, сняться в кино, записать в секцию фигурного катания…

    Заманив в укромное место, они заставят тебя делать стыдные вещи – раздеться, показать, какие у тебя ноги… Встречи с такими «дяденьками» нередко кончаются очень плохо: девочек увозят в больницу, а то и находят мертвыми.

    Запомните: эти «дяденьки» очень опасны. Поэтому не ходите мимо заброшенных сараев, гаражей, домов и новостроек, не лазайте в подвалы и на чердаки, не вступайте в разговоры с незнакомцами. Что бы он ни предлагал, отвечайте: «Нет!» — и уходите туда, где много людей. Если он не отстает – убегайте, кричите, зовите на помощь!

    СЛУЧАЙ 5. «ЕЩЕ ОБ ОДНОМ ДЯДЕ»

    Два друга пошли в кино на «Тарзана». Все ребята уже посмотрели этот фильм. Приходят, а билетов нет. А тут один дядя говорит: «У меня есть лишние». И сам пошел с ребятами.

    А дня через три дядя Кирилл пригласил их в музей, где скульптуры …голые. Он им объяснил, как устроено человеческое тело, где какие органы…

    Дядя Кирилл сказал, что он художник и у него дома есть разные журналы с картинками. «Приходите, — сказал он, — покажу». И дал свой адрес.

    Один из друзей хотел пойти, но второй оказался умнее и сказал: «Не ходи туда. Какой это художник? Сначала картинки с голыми покажет. Потом скажет: «Разденься, я тебя нарисую». А потом начнет приставать – не вырвешься».

    И мальчик не пошел. Потому что он вспомнил, что и раньше дядя Кирилл приставал: прижимал к себе, гладил по коленкам.

    Друг оказался прав: ребятам угрожала опасность. Они правильно сделали, что не пошли к этому художнику. Дядя Кирилл такой же развратник, как и «вежливый дяденька». Такой же преступник, только заманивает он не девочек, а мальчиков.

    И все ребята должны знать, что есть такие «дяди». Ведут они себя так же хитро, и мальчишки попадаются иногда на их удочку. Бывает, что такие знакомства кончаются для ребят гибелью. Поэтому вам, мальчишкам, скажу то же самое, что и девочкам.

    Когда незнакомец вдруг предлагает вам дружить, обещает записать в спортивную секцию, например, на самбо или каратэ, или предлагает куда-то съездить и что-то показать – откажитесь и тут же уходите от него. Если он попытается схватить вас – сопротивляйтесь, убегайте, зовите на помощь прохожих. В том, что вы убежите, нет никакой трусости. Вы этим не уроните свое мальчишеское, мужское достоинство, а наоборот, сохраните его.

    И конечно, о всех подобных предложениях и незнакомцах надо рассказать родителям. Они помогут вам разобраться, что это за люди и что им от вас надо.

    По телевизору иногда показывают фотографии пропавших девочек и мальчиков. Их можно увидеть и в газетах, и на специальных стендах возле отделения милиции. С фотографий смотрят ваши сверстники – симпатичные, улыбающиеся ребятишки. Но слова, которые напечатаны под теми фотографиями, — тревожные: «Ушел из дома и не вернулся»… или «Ушла из дома и не вернулась…» Где они сейчас? Что с ними? За этими словами часто – слезы и непоправимое горе.

    Каждая из историй, которую я вам рассказала, могла бы окончиться плохо, если бы ребята вовремя не опомнились и не вспомнили правила безопасности жизни.

    Запомните и вы их! Они совсем не сложные!

    — Запомни свою фамилию, имя, как зовут твоих родителей, свой адрес, телефон – домашний и рабочий папы с мамой.

    — Не уходи далеко от своего дома, двора.

    — Не гуляй до темноты!

    — Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов!

    — Не отправляйся один в дальние поездки!

    — Не входи с незнакомым человеком в подъезд, в лифт!

    — Не садись в чужую машину!

    — На все предложения незнакомых отвечай: «Нет!» — и немедленно уходи от них. Расскажи об этих предложениях родителям!

    — В минуту опасности, когда к тебе применяют силу, не стесняйся: кричи, вырывайся, убегай, зови на помощь!

    Предварительный просмотр:

    1.Составление социального паспорта класса.

    2.Выбор органов классного самоуправления, распределение поручений.

    3.Классный час «Права и обязанности школьника»

    4.Оформление уголка «Знай и выполняй правила дорожного движения!»

    5. Инструктаж обучающихся по ПДД

    6.Устный журнал «Азбука юного пешехода», практикум по ПДД.

    7.Классный час «Правила поведения в экстремальной ситуации»

    8. Практикум «Действия школьников при пожаре»

    детей и посещаемостью

    2. Контроль за занятостью

    учащихся класса в

    с детьми девиантного

    к подготовке и проведе-

    5. Организация отдыха

    детей в период каникул

    6. Посещение семей,

    беседы с родителями

    1.Час общения «Правила школьной жизнедеятельности»

    2.Тематическое занятие «Давайте учиться жить»

    1.Классное собрание «Наш класс на перемене»

    2. «Лотерея хороших поступков» (игровая программа»

    3.Классный час «Всемирный день прав ребенка»

    1.Беседа-размышление «Что такое хорошо, что такое плохо»

    2.Родительское собрание «Детская агрессивность».Причины и последствия детской агрессивности»

    3.Диагностика (анкетирование) учащихся «Психологический климат в классном коллективе»

    1.Классный час «О невежах и вежливости»

    2. «Поступки твои и других» (разбор ситуаций)

    1.Час общения «Будущее России – это мы!»

    2.Беседа-диалог «О нормах поведения»

    1.Классный час «Дисциплина и порядок – наши верные друзья!»

    2.Беседа –игра «Как надо разговаривать со взрослыми»

    3. «Твое поведение дома» (ситуативные задачи, тест)

    1.Час общения «Все мы разные, но мы – одна семья!»

    2. Родительское собрание «Конфликт с собственным ребенком и пути его разрешения»

    1.Беседа-размышление «Трудно ли быть хорошим?»

    2.Диагностика уровня воспитанности учащихся

    3. Организация летнего отдыха детей

    по профилактике правонарушений

    Предварительный просмотр:

    Классный час «Что такое толерантность?»

    • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
    • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
    • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
    • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
    • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

    Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

    Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги” учащимися).

    Ход классного часа

    — Сегодня наш разговор посвящён толерантности . 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

    — Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

    Звучит музыка, рассказывается сказка.

    Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

    — Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

    Подумал волшебник и сказал:

    — Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет.

    Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

    — Вот выбирай, — сказал волшебник, — одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

    — Они все прекрасны, — сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать.

    — Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

    Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

    А кого выбрали бы вы? Почему? ( Звучит музыка и продолжение сказки ):

    Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

    Почему Любовь выбрала Доброту? ( Ответы )

    — Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

    В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

    (Далее ведущий обращается к участникам мероприятия). Что означает слово толерантность ? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

    Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

    Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

    • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
    • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
    • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
    • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
    • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
    • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

    Какое из определений вам импонирует более всего? ( Ответы ).

    Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? ( Ответы ).

    А что же объединяет эти определения? ( Ответы ).

    Почему так актуальна толерантность в настоящее время? ( Ответы ).

    (Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).

    — Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения). Например:

    Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.

    В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

    Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

    Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте. ”

    Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

    — Подожди, я подойду к нему, — сказала девушка.

    — Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, — ответил молодой человек, сжав её руку.

    — Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

    — А нам-то что? Он сам виноват.

    — Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

    — Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

    — Я всё равно подойду. — Девушка вырвала руку.

    — Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, — он попытался увести её.

    — Знаешь что, я. Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

    Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

    — Что с вами? — спросила она мужчину. — Что с вашей ногой.

    — Я сломал её. кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

    — Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

    — Спасибо, леди, спасибо.

    — Послушай, — обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, — у тебя нет “мобильника”?

    Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. Она поднялась и приблизилась к парню.

    — Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

    — Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

    Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

    — У вас открытый перелом, — проговорила она. — Я пойду вызвать врача. Потерпите, — она быстро пошла к телефонному автомату.

    — Девушка! — окликнул её мужчина – Спасибо вам! — Девушка обернулась и улыбнулась. — Вы обязательно найдёте себе счастье.

    Почему молодой человек отказался помочь?

    Как бы вы поступили в этом случае?

    Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

    Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

    Вывод . Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, — это и будет проявление доброты.

    Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

    Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”

    — Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.

    Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

    — А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

    Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

    Обж правонарушения