Особенности производства в суде надзорной инстанции

4.2 Регламентация и особенности производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений по ГПК РФ / Суд, как участник процесса в арбитражном и гражданском процессах

Решения судов общей юрисдикции, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены только в порядке надзора.

В качестве судов надзорной инстанции действуют:

· президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

· судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ;

· Президиум Верховного Суда РФ.

Если пересмотр не вступивших в законную силу решений и определений суда первой инстанции допускается в единственной кассационной инстанции, то в порядке надзора дело может «пройти» всю систему судов, поступая из одной инстанции в другую. По общему правилу такое движение должно быть последовательно восходящим, т.е. после нижестоящей надзорной инстанции допускается обращение в ближайшую вышестоящую инстанцию и так вплоть до Президиума Верховного Суда РФ.

Перечень и полномочия должностных лиц, имеющих право возбуждать судебно-надзорное производство, определены ст. 376 ГПК. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу.

Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорная жалоба по поручению председателя соответствующего суда или его заместителя передается на рассмотрение судьи данного суда.

В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, надзорная жалоба рассматривается не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца. По результатам рассмотрения надзорной жалобы судья выносит определение об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления либо об отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления. В определении суда об отказе в истребовании дела излагаются мотивы, и оно направляется лицу, подавшему надзорную жалобу. В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве.

Председатель соответствующего суда либо его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае они выносят свое определение об истребовании дела.

Истребованное дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда РФ, не более чем два месяца, судьей Верховного Суда РФ — не более чем четыре месяца. Такой срок может быть продлен председателем суда, его заместителем соответственно до четырех и шести месяцев. По результатам рассмотрения дела судья выносит одно из двух определений: об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции либо о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы по существу в суд надзорной инстанции. Однако председатель соответствующего суда и его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда РФ выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

В случае передачи дела на рассмотрение суда надзорной инстанции лицам, участвующим в деле, направляются копии соответствующего определения суда и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

Поскольку суд надзорной инстанции выполняет функции контроля, то дела рассматриваются постоянными судьями, коллегиальный состав которых определяется в зависимости от того, какой орган действует. Судебная коллегия Верховного Суда РФ в порядке надзора рассматривает дела в составе трех постоянных судей (ими могут быть Председатель Верховного Суда, его заместитель или члены суда). Заседания президиумов судов правомочны при наличии большинства членов президиума, с тем, однако, чтобы их было не менее трех. Прокурор участвует в судебно-надзорном рассмотрении дел, если он является лицом, участвующим в деле. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

Судья, участвующий в рассмотрении дела по первой или второй инстанции, не вправе после этого повторно принять участие в работе суда надзорной инстанции (ст. 17 ГПК).

Судебное заседание надзорной инстанции в основном проходит так же, как и заседание кассационной инстанции. В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение. При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. О вынесенном судом надзорной инстанции определении сообщается лицам, участвующим в деле.

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

· оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

· отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

· отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

· оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

· отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Как видно, полномочия суда надзорной инстанции в основном сходны с полномочиями суда второй инстанции. Различие сводится к тому, что надзорная инстанция может направить дело на новое кассационное рассмотрение, а также оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений.

Порядок пересмотра решений судов по вновь открывшимся обстоятельствах подобен порядку, установленного для такого пересмотра в арбитражных судах, поэтому он рассматриваться не будет ввиду ограниченности объема работы.

Как видно из изложенного, в целом полное рассмотрение гражданского дела возможно только в суде первой инстанции, за исключением апелляционного производства. Система регламентации пересмотра судебных постановлений судами общей юрисдикции по сравнению с арбитражными судами ограничивает возможность исследования обстоятельств дела судами второй инстанции и полностью исключает обязательность пересмотра вступивших в законную силу решений.

Таким образом, у лиц, обратившихся в суды общей юрисдикции за защитой своих прав, меньше возможностей реализовать свое право на судебную защиту, чем у лиц обратившихся в арбитражные суды.

Такая система производства в судах общей юрисдикции, видимо, обусловлена целями экономии процессуального времени, т.к. количество дел, рассматриваемое судами общей юрисдикции, значительно больше, чем количество дел, рассматриваемое арбитражными судами.

Производство в надзорной инстанции

Понятие и значение производства в надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции – это стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по ходатайству осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, а также прокурора проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений мирового судьи, судов первой инстанции, а также определений и постановлений судебных органов, вынесенных в кассационном или надзорном порядке.

В порядке надзора могут быть обжалованы:

  1. приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение краевого, областного и приравненного к ним суда – в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда;
  2. судебные решения, если они обжаловались в порядке надзора в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда, приговор, определение и постановление краевого, областного и приравненного к ним суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке, постановление президиума краевого, областного и приравненного к ним суда – в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ;
  3. приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда;
  4. приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда – в Военную коллегию Верховного Суда РФ;
  5. определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановление судьи Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания – в Президиум Верховного Суда РФ.

Надзорное производство имеет целью исправление судебных ошибок и обеспечение прав и законных интересов участников процесса. В отличие от кассационного производства предметом надзорного производства может быть только судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившие в законную силу.

Надзорная жалоба или надзорное представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции. К ним должны быть приложены:

  1. копия приговора или иного решения, которые обжалуются;
  2. копия приговора или определения апелляционной инстанции, определения кассационной инстанции, постановления надзорной инстанции, если они выносились по данному делу;
  3. в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении.

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа. На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства. В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 Уголовно-процессуального кодекса).

Изучив надзорные жалобу или представление, судья принимает решение либо о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с делом, если оно было истребовано, либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. Последнее решение может быть обжаловано председателю краевого, областного и приравненного к ним суда, Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорные жалобы или представления, отменить его и вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорные жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Второй этап надзорного производства – это рассмотрение жалобы (представления) судом надзорной инстанции, которое должно быть осуществлено не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Дело докладывается членом президиума краевого, областного или приравненного к нему суда или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного дела. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ – определение.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда в качестве меры наказания назначена смертная казнь. Надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании.

Пределы прав надзорной инстанции

Изначально УПК установил, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются (ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса).

Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 № 5-Пподелуо проверке конституционности ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса, данная статья в той части, в которой она не допускает поворот к худшему при пересмотре судебных решений в порядке надзора по жалобе потерпевшего или по представлению прокурора и тем самым не позволяет устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, признана не соответствующей Конституции РФ.

По мнению Конституционного Суда РФ, данная норма нарушает баланс конституционно защищаемых прав участников процесса на стороне обвинения и защиты и не согласовывается с принципами самостоятельности и независимости суда.

Суд надзорной инстанции по итогам рассмотрения надзорной жалобы (представления) вправе принять следующие решения (ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса):

  1. оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
  2. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
  3. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать дело на новое судебное рассмотрение;
  4. отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать дело на новое апелляционное рассмотрение;
  5. отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать дело на новое кассационное рассмотрение;
  6. внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

При рассмотрении дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.

Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или только в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовного дела в отношении всех осужденных.

Суд при рассмотрении дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им; предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Особенности надзорного производства

Пересмотр судебных актов в порядке надзора – исключительная (экстраординарная) стадия. Экстраординарность усилена по сравнению с кассацией. Надзорная инстанция – высшая инстанция, Президиум ВС.

Объекты обжалования – вступившие в силу акты вышестоящих судебных инстанций не ниже уровня суда субъекта.

Особые основания для отмены судебного акта – не совпадают с кассацией.

Имеется «фильтр» (должен быть решен вопрос о приемлемости надзорной жалобы).

Право надзорного обжалования:

субъекты – лица, участвующие в деле, неучастники, Генпрокурор, его заместители, если прокурор участвовал в рассмотрении дела. Ст. 391.11 – Председатель ВС либо его заместители (исключительный случай, когда правом на возбуждение производства обладают высшие должностные лица ВС). Исключение из диспозитивности. Это положение критикуется ЕСПЧ.

Срок – три месяца со дня вступления в законную силу.

Подается непосредственно в суд надзорной инстанции – Президиум ВС.

Процессуальное средство защиты – надзорная жалоба либо надзорное представление. Ст. 391.3 – содержание.

Порядок рассмотрения – те же три этапа, что и в кассации.

1. вопрос о возвращении жалобы = кассация

2. «фильтр» — то же самое, кроме сроков. В ВС – не более 2 месяцев, если не было истребовано, 3 месяца если было. Можно продлить не более, чем на 2 месяца. Определение об отказе либо о передаче.

3. ст. 391.10 – фактически полностью совпадает с кассацией.

Основания для отмены – отличаются.

Полностью совпадают с основаниями для отмены в арбитражном производстве.

Полномочия суда – ст. 391.12. Полностью равно кассации.

Выносится постановление. Ст. 391.13 – содержание постановления. Вступает в силу со дня принятия, обжалованию не подлежит.

Ст. 391.11 – случаи, когда производство по инициативе Председателя ВС либо его заместителей. Только при наличии просьбы со стороны заинтересованных лиц либо представления прокурора (еще один случай надзорного обжалования).

Президиум действует в качестве суда надзорной инстанции, призван формировать однообразную надзорную практику по гражданским делам. Это подтверждается ст. 391.9. Сформировано Постановление Президиума ВС РФ – практика применения правовой нормы при рассмотрении конкретного дела в суде надзорной инстанции является по сути обязательной для нижестоящих судов. Если нижестоящие суды по-иному истолковали и применили нормы права до принятия Постановления Президиума ВС, этот судебный акт может быть отменен в рамках пересмотра по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.

Производство в суде надзорной инстанции

Надзорная инстанция рассматривает получившие законную силу судебные постановления, вынесенные в предыдущих инстанциях. Об особенностях производства в суде надзорной инстанции можно узнать из нашей статьи.

Производство в суде надзорной инстанции

Судом надзорной инстанции производится изучение на соответствие требованиям законности актов, вынесенных судами предыдущих инстанций. Данная стадия может быть включена в процесс следующих видов судопроизводства:

  • гражданского (гл. 41.1 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ);
  • уголовного (гл. 48.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ);
  • из административных правонарушений (ст. 30.12–30.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ);
  • арбитражного (гл. 36.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ);
  • из обжалования действий и актов государственных/муниципальных органов и должностных лиц (гл. 36 Кодекса административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 № 21-ФЗ).

Процессуальные сроки

Надзорные жалобы в гражданском и арбитражном процессах в рамках административного судопроизводства (по КАС) могут быть направлены в суд надзорной инстанции не позднее чем через 3 месяца с момента вступления оспариваемого постановления в законную силу (п. 2 ст. 391.2 ГПК, п. 5 ст. 308.1 АПК, п. 2 ст. 333 КАС). Период подачи жалобы в надзорную инстанцию в рамках судопроизводства по уголовным делам и административным правонарушениям (по КоАП) не ограничен.

Максимальный срок изучения жалобы надзорной инстанцией:

  • в гражданском процессе: если дело не было запрошено — 2 месяца, если дело было запрошено — 3 месяца (п. 1 ст. 391.6 ГПК);
  • в арбитражном процессе: если дело не было запрошено — 2 месяца, если дело было запрошено — 3 месяца (п. 1 ст. 308.5 АПК);
  • в уголовном процессе: если дело не было запрошено — 1 месяц, если дело было запрошено — 2 месяца (ст. 412.6 УПК);
  • в процессе по административному делу: 2 месяца со дня получения жалобы или протеста судом, в случае запроса материалов по делу — 1 месяц со дня предоставления дела в суд (п. 3 ст. 30.16 КоАП);
  • в процессе административного судопроизводства: по общему правилу, если материалы дела были запрошены — 3 месяца, если не были — 2 месяца (п. 1 ст. 336 КАС).

Полномочия суда надзорной инстанции

Судом надзорной инстанции по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции в России является Верховный суд РФ (ст. 126 Конституции РФ). ВС РФ выступает в качестве последующей надзорной инстанции относительно верховных судов субъектов РФ при изучении дел по административным правонарушениям (п. 3 ст. 30.13 ГПК).

Суд надзорной инстанции по итогам изучения жалобы уполномочен:

  • сохранить судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, не внося в них изменений;
  • аннулировать судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, частично или целиком и отправить материалы на новое изучение;
  • аннулировать судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, целиком или частично и завершить производство по делу или сохранить заявление нерассмотренным;
  • сохранить силу одного из судебных актов, вынесенного в предыдущих инстанциях;
  • аннулировать или изменить судебный акт, вынесенный предыдущей инстанцией, и составить новое постановление по делу, не отправляя само дело на изучение, если надзорной инстанцией было выявлено неверное истолкование или использование положений материального права;
  • оставить указанную жалобу без изучения по существу.

Надзорная инстанция в гражданском процессе

Изучением дел по существу в роли надзорной инстанции в рамках судопроизводства по гражданским делам занимается президиум ВС РФ (п. 1 ст. 391.1 ГПК).

В суде надзорной инстанции оспариваются получившие законную силу:

  • акты верховных судов субъектов РФ, если они были вынесены по 1-й инстанции и подлежали новому изучению в порядке апелляции в ВС РФ;
  • акты окружных (флотских) военных судов, если они были вынесены по 1-й инстанции и подлежали изучению в порядке апелляции в ВС РФ;
  • акты ВС РФ, если они были вынесены по 1-й инстанции и подвергались изучению в апелляционном порядке;
  • акты апелляционной коллегии ВС РФ;
  • акты судебных коллегий по гражданским делам или делам военнослужащих ВС РФ, составленные в порядке апелляции;
  • акты судебных коллегий по гражданским делам или делам военнослужащих ВС РФ, составленные в порядке кассации (п. 2 ст. 391.1 ГПК).

Суд надзорной инстанции уполномочен вернуть переданную ему жалобу до изучения по существу, если:

  • содержание такой жалобы не отвечает действующим требованиям закона;
  • жалоба была представлена в суд надзорной инстанции ненадлежащим лицом;
  • был пропущен установленный для оспаривания судебного решения период времени, при этом не было заявлено ходатайство о восстановлении такого срока;
  • была представлена просьба о возврате или отзыве жалобы;
  • при подаче жалобы были нарушены принципы подсудности (п. 1 ст. 391.4 ГПК).

По итогам изучения судом надзорной инстанции жалобы по существу принимается одно из решений, регламентированных п. 1 ст. 391.12 ГПК.

Итак, судом надзорной инстанции в России является Верховный суд РФ. Производство в надзорной инстанции считается исключительной стадией в гражданском, административном, арбитражном и уголовном судопроизводстве. В порядке надзора изучается законность вступивших в силу актов судов предыдущих инстанций.

Все новое и интересное
для юриста — в нашей
e-mail рассылке!

ЮРИСТ?
Присоединяйся, обсуждай,
спрашивай — в наших группах!

ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Понятие и значение производства в суде надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции — это стадия уголовного процесса, на которой Президиум Верховного Суда РФ по надзорной жалобе осужденного или оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, частного обвинителя, их законного представителя и представителя- иных лиц в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы, а также по представлению прокурора проверяет законность приговора, определения или постановления суда.

В президиум Верховного Суда РФ обжалуются вступившие в законную силу:

1) судебные решения, вынесенные при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, верховных судов республик, краевых, областных судов и приравненных к ним судов, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

2) судебные решения окружных (флотских) военных судов при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

3) определения Судебной коллегии но уголовным делам Верховного Суда РФ и определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке:

4) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ и определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке;

5) постановления президиума Верховного Суда РФ.

Надзорное производство имеет целью исправление судебных ошибок и обеспечение прав и законных интересов участников процесса. В отличие от кассационного производства предметом надзорного производства может быть только судебное решение, которое было предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ, либо определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и определение Военной коллегии Верховного Суда РФ. вынесенные ими в апелляционном или в кассационном порядке.

Надзорная жалоба или представление направляется непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Надзорная жалоба, представление, поданные в Верховный Суд РФ, изучаются судьей Верховного Суда РФ по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного уголовного дела. После изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда РФ выносит постановление: о передаче либо об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Судья Верховного Суда РФ вместе с вынесенным им постановлением передает надзорные жалобу, представление с уголовным делом в Президиум Верховного Суда РФ, которые рассматриваются в судебном заседании, в котором обязательно участие прокурора. Могут принимать участие в судебном заседании осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, частный обвинитель, их законные представители и представители, а также иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела, который излагает обстоятельства данного дела, содержание судебных решений, доводы жалобы, представления, послужившие основанием их передачи для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями. Лица, которые вправе участвовать в судебном заседании, могут выступить по существу дела. При рассмотрении жалобы, представления все вопросы решаются большинством голосов судей, при равном количестве голосов, поданных за пересмотр уголовного дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

Пределы прав надзорной инстанции

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора. Указания Президиума Верховного Суда РФ являются обязательными для суда, вновь рассматривающею уголовное дело.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе не согласиться с постановлением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче надзорной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и вынести постановление об отмене данного постановления и о передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда РФ в случае отмены судебного решения не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые нс были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими и определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Суд надзорной инстанции в результате рассмотрения уголовного дела вправе:

1) оставить жалобу, представление без удовлетворения:

2) отменить судебное решение суда и прекратить производство по делу;

3) отменить судебное решение и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;

4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) отменить судебное решение и возвратить уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в соответствии с ч. I ст. 237 УПК;

7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;

8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу если: они не отвечают требованиям ст. 412.3 УПК; поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции; пропущен срок обжалования; поступила просьба об отзыве жалобы, представления.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде РФ в течение одного месяца со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в течение двух месяцев со дня их поступления, если уголовное дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд РФ.

Особенности производства в суде надзорной инстанции