Отрасли права понятие и система

Главная > Реферат >Государство и право

Министерство образования и науки Республики Казахстан

технический университет им. Д.Серикбаева

Контрольная работа

По дисциплине Основы права

Тема: «Отрасли права: понятие и система»

студент гр. 09-ИСз-3

№ зач. книжки 09347

1 Предмет и метод правового регулирования………………………..…5

2 Основные элементы системы права………………………………..….8

3 Основные отрасли права………………………………………….…. 13

Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему.

Система права выступает как внутренняя форма права, отра­жающая реально существующие в той или иной стране и опосре­дуемые им общественные отношения. Все составляющие систему права нормы находятся между собой в такой же по своему характе­ру взаимосвязи и взаимозависимости, как и регулируемые ими об­щественные отношения.

Системность — неотъемлемое свойство любого типа права. Наличие её указывает на то, что право является не случайным набором разроз­ненных юридических норм, а целостным, устойчивым образованием.

Правовая система как философское понятие — это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы. Система права — это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части. Первым элементом системы права следует определить норму права, которая регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы права.

Норма права — это «кирпичик права», исходный элемент всего здания права данной страны. Из этих «кирпичиков» складываются правовые институты, т.е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и в правоохранительной областях.

Правовой институт — это система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства. Например, в сфере трудовых отношений выделяются, в частности, отношения, связанные с заключением трудового договора, установлением и выплатой заработной платы, привлечением нарушителей трудовой и производственной дисциплины к ответственности. Соответственно в трудовом праве образуются институты трудового договора, заработной платы, трудовой дисциплины. Подобным образом выделяются и другие правовые институты. Именно некоторая специфичность одной группы общественных отношений по сравнению с другими служит причиной возникновения соответствующих нормативно-правовых институтов.

Обычно правовой институт — это сравнительно небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходят за рамки одной отрасли права. Таким образом, институты, находясь в тесной взаимосвязи, образуют новые компонент системы права — отрасль права.

1.Предмет и метод правового регулирования

Проблематика предмета и метода правового регулирования сформировалась в отечественном правоведении, прежде всего на основе поиска критериев деления права на отрасли. В качестве такового предмет правового регулирования был предложен М.А. Аржановым во время первой общесоюзной дискуссии по системе права, состоявшейся в 1938-1940 гг. Тогда же С.Н. Братусь (известный российский цивилист) подчеркнул значение метода как классификационного признака при построении системы права.

Однако в данном случае проблему следует поставить шире и рассмотреть вопрос о том, что вообще является предметом (объектом) правового регулирования? При этом нужно сразу заметить, что анализ метода правового регулирования на вопрос, как регулирует право, отвечает лишь частично: здесь требуются дополнительные характеристики динамической стороны права (самого принципа действия права, механизмов формирования правомерного поведения и др.).

В юридической литературе, в том числе и учебной, в качестве объекта (предмета) правового регулирования называют общественные отношения, что, на мой взгляд, представляет собой неоправданное ограничение пределов этого объекта. Объектом правового регулирования выступает социальная сфера, которую составляют, по меньшей мере, три компонента:

а) люди (без них не было бы и никаких общественных отношений);

б) общественные отношения (социальные связи, зависимости и разграничения);

в) поведение людей.

Право, в конечном счете, регулирует поведение участников общественных отношений, поэтому можно сказать, что формирование тех или иных вариантов правомерного поведения является целью правового регулирования.

Право регулирует поведение через внедрение в социальную структуру особых общественных отношений — правовых, которые во взаимодействии с иными общественными отношениями формируют фактическое поведение субъекта: всякий конкретный акт поведения человека является результатом воздействия на него всего комплекса социальных связей, в которых он находится. Однако законодатель рассчитывает, что в определенных (нормами права) ситуациях преобладающее значение для выбора варианта поведения будет иметь правовое отношение. В этом и состоит принцип действия права.

Если не сводить предмет правового регулирования к общественным отношениям, то, что же им является? При ближайшем рассмотрении оказывается, что он имеет достаточно сложное строение. Так, право:

а) регламентирует круг потенциальных участников правоотношений (субъектов права), определяя их признаки в специальных нормах;

б) указывает на обстоятельства, с которыми связывается действие юридических норм;

в) определяет варианты возможной или требуемой деятельности;

г) в необходимых случаях содержит требования к объектам правовой деятельности и называет объекты интереса.

Право регулирует различные социальные сферы, и каждая сфера требует для себя различные комбинации, различные сочетания юридических приемов воздействия. Такие целостные сочетания юридических приемов именуются методами правового регулирования.

В основе всех отраслевых методов лежат два основных приема юридического воздействия:

а) централизованное, императивное регулирование (метод субординации);

б) децентрализованное, диспозитивное регулирование (метод координации).

Первый характерен для блока отраслей публичного права (прежде всего, административного, где превалируют отношения власти и подчинения), а второй — для отраслей частного права (прежде всего, для гражданского, субъектам которого присуще равенство правового положения).

В то же время объяснить все своеобразие отраслевого воздействия на свой предмет только комбинацией названных двух приемов нельзя: в «чистом» виде их нет даже в административном и гражданском праве. В этой связи проф. С.С. Алексеев вводит объемную динамическую характеристику отрасли права — юридический режим, в который включает специфические отраслевые принципы, общее правовое положение субъектов отрасли, отраслевые приемы (методы) и механизмы регулирования.

Своеобразие отраслевого регулирования определяется также сочетанием в нем дозволений, запретов и позитивного связывания, которые проф. С.С. Алексеев называет способами правового регулирования. Так, в уголовном праве преобладает правовой запрет.

В зависимости от сочетаний дозволений и запретов выделяют два типа правового регулирования:

а) общедозволительный — «дозволено все, кроме прямо запрещенного»;

б) разрешительный — «запрещено все, кроме прямо дозволенного».

Первый тип регулирования в наибольшей мере присущ сфере гражданского оборота, частного права. Второй — сфере публичного права, регулированию государственно-властных отношений.

Иногда в литературе наряду с императивным и диспозитивным методами выделяют поощрительный (метод вознаграждения за правомерное поведение) и рекомендательный (метод совета, рекомендации определенного социально полезного поведения).

2.Основные элементы системы права.

Вопрос о системе права — это вопрос о строении права, о том, как право организовано изнутри, как оно вообще устроено.

Сразу следует обратить внимание на различие понятий «система права» и «правовая система». Последнее охватывает всю правовую действительность в ее системном, организованном виде. В правовую систему входят все правовые явления, необходимые для процесса правового регулирования. Причем право (объективное право), которое в данном случае мы рассматриваем как систему, в правовую систему входит как элемент наряду с другими элементами. правоотношениями, юридическими фактами, законностью, правосознанием, системой законодательства и др.

Системность — одно из важнейших качеств права и оно присуще ему объективно. Объективность этого свойства означает, что система права не может быть сконструирована произвольно, она обусловлена закономерностями общественной жизни, регулируемой социальной сферы.

Системность права предполагает его следующие характеристики:

а) единство, целостность;

б) внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие элементов;

в) наличие структуры — целесообразного способа связи элементов;

г) наличие цели (как системообразующего фактора).

Любую систему образуют две стороны: состав (набор необходимых элементов) и структура (целесообразный способ связи этих элементов). Поэтому понятие «система права» охватывает как элементы права, так и его структуру. В этой связи некорректна, с точки зрения теории системного подхода, формулировка — «система и структура права». Структура права рассматриваться отдельно, как особый объект исследования, конечно, может, но не в качестве некоего дополнения к системе права, а как ее внутренняя сторона.

Структура права, как и структуры других социальных явлений, невидима и неосязаема, но она может быть познана через изучение двух моментов:

а) свойств элементов (они определяют структуру, ее характер);

б) взаимодействия элементов системы права. Социальная структура проявляет себя именно через взаимодействие элементов.

Система вообще — это объект, функционирование которого, необходимое для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.

Право представляет собой сложную, многоуровневую (в какой-то мере даже «объемную»), иерархически построенную систему. Последнее означает, что право построено как бы по принципу «матрешки»: то, что на одном уровне выступает как элемент, на другом уровне уже может быть рассмотрено как система (подсистема), то есть такое образование, в котором тоже могут быть выделены свои элементы и своя структура.

Элементы в системе права могут быть выделены как минимум на четырех уровнях:

а) на уровне отрасли права:

б) на уровне института права;

в) на уровне нормы права;

г) на уровне элементов нормы права.

Главное подразделение в системе права — отрасль. К признакам отрасли права в литературе относят следующие:

а) особые предмет и метод;

б) специфические отраслевые принципы;

в) способность взаимодействовать с другими отраслями «на равных правах», то есть быть одного с ними уровня;

г) потребность общества в регулировании данной социальной сферы именно на уровне отрасли;

д) количественная достаточность юридических норм, требующая перехода в особое, отраслевое качество;

е) наличие обособленного, как правило, кодифицированного законодательства;

ж) другие признаки.

Основаниями деления права на отрасли признаются предмет и метод правового регулирования. Предмет выступает непосредственным, материальным критерием и отвечает на вопрос «что регулирует отрасль права?». Метод относится к вопросу «как?» (каким образом происходит отраслевое регулирование) и является юридическим критерием. Метод (совокупность специфических юридических приемов воздействия) позволяет определить наличие у отрасли своего предмета, так как особый предмет есть в том случае, если он требует для своего урегулирования особых, специфических приемов.

Специфика метода отрасли права устанавливается по следующим признакам (их называют еще элементами метода):

а) общему юридическому положению субъектов отрасли права (отраслевой правосубъектности);

б) основаниям возникновения, изменения и прекращения правовых отношений;

в) способам формирования содержания прав и обязанностей (например, непосредственно нормой права или соглашением сторон);

г) юридическим мерам воздействия (санкциям норм права).

Различают, прежде всего, императивный (властный) и диспозитивный методы.

Проф. С.С. Алексеев определяет отрасль права как «самостоятельное, юридически своеобразное подразделение права, состоящее из компактной системы взаимосвязанных, распределенных по институтам норм, регулирующих специфический вид общественных отношений».

Правовой институт представляет собой первичную общность юридических норм, которая обеспечивает целостное регулирование определенного участка в предмете отрасли права. Например, институт гражданства в государственном праве, институт наследования в гражданском праве, институт необходимой обороны в уголовном праве и т. п. В системе права можно выделить крупные блоки отраслей — материального и процессуального права, частного права и публичного.

Существуют базовые отрасли, которые составляют фундамент всей системы права, тот «набор» отраслей, без которых невозможно функционирование любой системы права. Это — государственное право, гражданское право, административное право, уголовное право и отрасли процессуального права. На базе гражданского и административного права, как отраслей, представляющих частноправовое и публично-правовое начало, складываются отрасли трудового, семейного, земельного, финансового права и др.

Дискуссионным является вопрос о природе комплексных отраслей права. Их называют «несамостоятельными», полагая, что они не имеют своих предмета и метода, или считают, что они являются не отраслями права, а отраслями законодательства.

На наш взгляд, они являются полноценными правовыми отраслями, причем их наличие в системе права свидетельствует о ее переходе на качественно новый, более высокий уровень развития. Причина их неприятия со стороны большинства правоведов состоит в том, что комплексные отрасли строятся на принципиально иных началах, чем основные или так называемые «самостоятельные» отрасли. Дело в том, что, достигнув определенного уровня развития, система права переходит к регулированию целостных социальных сфер, независимо от их юридической однородности: таких как предпринимательство, здравоохранение, транспорт, народное образование, экология и т. д. Право как бы переходит от функциональной организации социальной сферы к ее территориальной организации. Если формирование основной отрасли идет от юридического начала — метода, то комплексной — от социального начала, то есть предмета. Предмет комплексной отрасли юридически разнороден, но он целостен, представляет собой определенную социальную систему. Предмет же основной отрасли однороден юридически, но «сплошного», единого образования не составляет: регулируемые основной отраслью участки как бы «разбросаны» по всему полю общественной деятельности, а «собираются» они в предмет лишь по признаку метода. В этом легко убедиться, если рассмотреть предметы гражданского и административного права как основных отраслей. Таким образом, «свои» предметы у комплексных отраслей имеются.

Что же касается методов, которыми пользуются комплексные отрасли права, то они не просто юридически своеобразны, а уникальны, что каждый раз достигается за счет особого сочетания юридических приемов регулирования. (Подробнее о природе комплексных отраслей права см.: Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995. С. 39-45.)

Аргументом в пользу высказанного подхода к комплексным отраслям права является нарастающая в правоведении тенденция к пониманию нераздельности системы права и системы законодательства.

3. Основные отрасли права.

Конституционное (государственное) право определяет:

основы государственного и общественного строя; правовое положение личности; систему органов государственной власти; государственное устройство (территориальную организацию) и другие важнейшие положения.

Административное право содержит нормы, которые регулируют:

деятельность исполнительно–распорядительных органов государства (президента, правительства, министерств, ведомств, местных органов управления); правовое положение государственной службы; административную ответственность.

Финансовое право регулирует:

отношения по сбору налогов; формированию государственного бюджета; расходованию государственных средств, их распределению и т.п.

Гражданское право регулирует:

имущественные отношения (купли–продажи, займа, собственности, наследования и т.п.); некоторые личные неимущественные отношения (например, защита чести и достоинства, право на имя и т.п.).

Семейное право регулирует: имущественные и личные неимущественные отношения, но лишь в сфере брачно–семейных отношений.

Земельное право регулирует владение, пользование распоряжение землей.

Экологическое право регулирует охрану природы во всех ее сферах (вода, воздух, растительный и животный мир, недра) и природопользование.

Трудовое право определяет:

условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений; устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха; регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др.

Уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и, соответственно, какие наказания за их совершение могут быть назначены.

Все перечисленные отрасли права относятся к так называемому материальному праву, кроме них выделяются процедурные отрасли – гражданское процессуальное право и уголовно–процессуальное право и др.

Нормы гражданского процессуального права регулируют деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых отношений и др.

Уголовно–процессуальное право регулирует деятельность органов правосудия, следствия, прокуратуры по расследованию уголовных дел и рассмотрению их в суде.

Особое место занимает международное право, так как его основой являются не акты парламента, а двусторонние и многосторонние договоры и соглашения суверенных государств.

Международное право – это совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими участниками международного общения. Принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН и других документах. По мере развития цивилизации, усложнения общественных отношений появляются новые отрасли права, например морское право, таможенное право, а в последнее время – и космическое право, так что сфера применения труда юристов все более расширяется.

В ходе изучения данной тематики я пришел к выводу, что разделения права на отрасли было вызвано историческими предпосылками развития общества и усложнения общественных отношений. В современных условиях невозможно представить себе человека, который был бы одинаково хорошо осведомлён во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Поэтому и специалистам, которые занимаются разрешением споров и конфликтов тоже важно определить область своей специализации. И, соответсвенно, разделение права на отрасли является необходимым, и по мере дальнейшей дифференциации и усложнения общественных отношений в отраслях будут появляться всё новые и новые подотрасли, а в дальнейшем и более мелкие «элементарные единицы» права.

1. Алексеев С.С. Государство и право / Алексеев С. С. – М.: Юридическая литература, 1996. – 257 с.

2. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов / Кашанина Т. В., Кашанин А. В.— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 784 с.

3. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Основы государства и права: Учебник для ВУЗов / Марченко М. Н., Дерябина Е. М. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 360 с.

4. Основы права: Учебн. пособие для высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. В.В. Ла­зарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Юристъ, 2001. — 448 с.

5. Пиголкин А.С. Общая Теория Права / Пиголкин А.С. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996 г. – 317 с.

6. Хропанюк Н.В. Теория Государства и Права / Хропанюк Н.В. – М.: ДДТ, 2004 г. – 423 с.

Понятие системы права, отрасли права (2)

Главная > Реферат >Государство и право

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Кафедра « Экономической теории»

Реферат на тему:

«Понятие системы права, отрасли права»

1.Система права и ее структура………………………………………………5

1.2.Характерные черты системы права………………………………………7

2.1.Деление права на отрасли………………………………………………. 8

2.2. Отрасли российского права……………………………………………. 9

3.Понятие института права………………………………………………….13

Список использованной литературы……………………………..19

Право — это не просто совокупность правовых норм, а упорядоченная система, действующая на основе определенных взаимозависимостей и взаимосвязей. Особо нужно подчеркнуть, что система права обусловливает его форму, т.е. структуру законодательства и неразрывно с ней связана. Чтобы познать эту систему, необходимо определить критерии интеграции и дифференциации юридических норм. В литературе для этого используются различные подходы, раскрывающие формы существования и логику развития права.

При выявлении структурных взаимосвязей в системе права обычно выделяют нормы, институты и отрасли права. Их упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность обусловлены структурированностью общественных отношений и целенаправленностью их правового регулирования. Такой подход в настоящее время является наиболее распространенным, и в современном понимании система права — это внутренняя структура взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. В ее фундаменте лежат нормы права, которые объединяются в более крупные образования — институты, подотрасли, отрасли. Все элементы такой системы непротиворечивы, внутренне согласованы, что делает ее целостной и единой. В основе этого единства объективный характер существующих общественных отношений и обусловленность социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами.

Понятие «система права» не тождественно понятию «правовая система». Они соотносятся как целое и часть. «Правовая система» — шире по своему объему и состоит из системы права, юридической практики и господствующей правовой идеологии.

Значение конкретной правовой системы определяется тем, что право в любом обществе выступает средством разрешения общественных противоречий. В правовом государстве правовые механизмы в своей совокупности — это мощный катализатор формирования гражданского общества, его нормального функционирования в демократическом режиме, реализации гуманистических принципов свободного развития личности, что достигается благодаря системе специальных юридических гарантий, закрепленных в конституции и других нормативных правовых актах. Они обеспечивают гражданам правовую защищенность, беспрепятственное и полное осуществление своих прав и свобод.

В целом правовая система обеспечивает целостность, организованность и стабильность общественных связей, противостоит негативным явлениям в общественной жизни. Разумеется, эта целостность достигается по-разному в различных государствах. При антидемократических режимах государство, используя право как орудие принуждения, пытается подчинить общество своему влиянию, ликвидировав дестабилизирующий режим силы и таким образом сохраняя целостность общества. Демократическая правовая система, устанавливая пределы государственной власти, создает условия для конструктивного взаимодействия различных общественных сил на добровольных, гуманистических принципах. При этом в правовой системе, как в фокусе, преломляются многие этические, религиозные, традиционные ценности, сложившиеся за многовековую историю человечества. С одной стороны, правовая система вбирает в себя исторический опыт исторического развития и сохраняет его. С другой — она вырабатывает собственные новые ценности, которые становятся достоянием всего общества, передаются будущим поколениям, вписываются в жизнь, регулируя межчеловеческие отношения.

1.Система права и ее структура

1.1.Понятие системы права

Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему.

Правовая система как философское понятие — это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Сразу же следует обратить внимание на то, что, несмотря на схожесть выражения, нужно четко различать два понятия — «правовая система» и «система права». Первое — это взятые в единстве основные правовые явления данной страны — и собственно право, и правовая идеология, и судебная (юридическая) практика. Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной страны. Обычно, в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, России, Великобритании, Китая.

И вот в отношении той или иной страны использование понятия «национальная правовая система» очень важно потому, что в ней наряду с собственно правом могут играть определяющую роль либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология, от чего в свою очередь зависит весь строй, «весь мир» правовых явлений.

Именно поэтому признаку выделяют семьи правовых систем:

— семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы — романо-германское право (в этих системах на первом месте стоит закон);

— семья нормативно-судебных, англосаксонских правовых систем — прецедентное право Великобритании, США (в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент);

— семья религиозно-традиционных, заидеологизированных систем — мусульманское право, советское право (здесь главную роль играют религия, партийная идеология).

Право как система характеризуется следующими признаками:

— Во-первых, система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право должно отражать потребности общества. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.

— Во-вторых, для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.

— В-третьих, система права как целостное образование охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права.

Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни. Фактически социальный строй общества, государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты и другие подразделения.

Право представляет собой не простую совокупность норм, а их систему, которая предусматривает не только их единство и со­гласованность, но и деление на более широкие образования — ин­ституты и отрасли.

Система права — это внутренняя структура права, которая охватывает все действующие в государстве нормы права и опре­деляет их единство и дифференциацию.

Система права показывает, из каких частей, элементов, состоит право, и как они соотносятся между собой.

Cистема права представляет собой сложное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

1)структура отдельного нормативного предписания;

2) структура правового института;

3) структура правовой отрасли;

4) структура права в целом.

1.2.Характерные черты системы права

Система права характеризуется такими чертами, как:

— единство, которое сказывается в обосновании системы пра­ва на единых принципах. Единство юридических норм, образующих право определяется: во—первых, единством выраженной в них государственной воли; во—вторых, единством правовой система, в рамках которой они существуют и действуют и действуют;в—третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в—четвертых, единством конечных целей и задач. Т.е. любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а, следовательно, и социальной значимости;

дифференциация, которая характеризуется разделением права на отрасли и институты в зависимости от особенностей регламентирующихся правом общественных отношений;

— объективность, т. Е. зависимость системы права от уровня развития общественных отношений и объективных условий су­ществования и функционирования общества. Объективность—важнейшее свойство системы права, она не может создаваться по объективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений;

нормативность, т. е. наличие первичного элемента — пра­вовой нормы, на основе которой образовываются остальные элементы системы права — институты и отрасли.

2.Понятие отрасли права

2.1.Деление права на отрасли

Основанием разделения права на отрасли и институты является предмет и метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, которые упорядочиваются при помощи правд.

Метод правового регулирования — это способ влияния права на определенную сферу общественных отношений.

Наиболее характерными являются императивный метод. Четко определяющий границы поведения субъектов (например, запрещение правонарушений), и диспозитивный, который дает возможность субъекту в рамках установленных государством вариантов поведения избрать тот, который наиболее полно от­вечает его интересам (например, возможность заключить трудо­вой договор на одном или нескольких предприятиях).

Наиболее значительным элементом системы права является отрасль права.

Отрасль права — это совокупность правовых норм, которые составляют самостоятельную часть системы права и регулируют качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значения

а) степень своеобразия тех или иных отношений;

б) их удельный вес;

в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью

норм других отраслей;

г) необходимость применения особого метода регулирования.

Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. И, напротив, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия соответствующих областей общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании.

Отрасли права

Главная > Реферат >Остальные работы

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Понятие отрасли права. Критерии разграничения отраслей права…………………. ……………………………………………………. 6

Глава 2. Соотношение Гражданского права и

других отраслей права………………..…………………………………..17

2.1. Административное право………………………………….…………17

2.2. Предпринимательское право………………………………..18

2.3. Семейное, трудовое и земельное право……………………23

2.4. Финансовое право………………………………………………31

Глава 3. Предмет гражданского права…………………………………..35

3.1. Понятие гражданских правоотношений……………………………35

3.2. Имущественные отношения…………………………….……………42

3.3. Неимущественные отношения……………………………………….48

Глава 4. Метод гражданского права……………………………………..57

Список используемой литературы…………………………..…………. 76

ВВЕДЕНИЕ

Как свидетельствуют древнейшие памятники права (даже те, которые повсеместно связывались с религиозными верованиями и ритуалами и потому ограничивали и в чем-то деформировали собственно юридические их свойства), юридические установления, получившие со временем название «гражданско-правовых», не только стали охватывать главные элементы практической жизнедеятельности людей – собственность, трудовую деятельность, обретение и переход имущества, его защиту, семью и т.д., но и в этой связи приобрели значение источника и носителя исконно правовых свойств и механизмов социальной регуляции 1 .

Гражданские кодексы Нового времени оказались строго системными законами, в которых получили выражения нормативные обобщения, основополагающие принципы и начала права, и через которые реализовалась культура частного права. Последняя, в свою очередь, по образному мнению С.С. Алексеева, раскрывает свое предназначение в качестве основы (духа) свободного демократического общества и в качестве интеллектуальных построений, механизмов и конструкций высокого порядка 2 .

Переход нашей страны в настоящее время к рыночной экономике вводит к расширению сферы гражданско-общественных отношений, складывающихся в сферах человеческой деятельности.

Гражданское же право как отрасль национальной юридической системы, складывается и развивается на основе требований рынка – имущественных отношений, формирующихся в условиях товарно-рыночной экономики, отношений собственности, гражданского оборота. Именно рынок, его требования обуславливают необходимость того, чтобы право собственности имело абсолютный характер; способом, определяющим взаимоотношения между субъектами, был договорной метод; существовал беспристрастный суд – независимый институт разрешения разногласий, споров, конфликтов и т.д. – словом, обуславливают необходимость существования сферы, где вопросы решаются по воле и в соответствии с интересами участников рыночных отношений, занимающих юридически равные позиции.

Для более эффективного функционирования гражданско-правовых институтов необходима адекватная регламентация отношений, регулируемых гражданским правом. Однако, в определении и разграничении последних существовало и существует ряд теоретических и практических проблем, которые разрабатывались учеными — цивилистами: С.С. Алексеевым, С.Н. Братусем, С.П., Гришаевым, А.В. Дроздовцевым, А.Г. Колпиным, А.И. Масляевым, А.П. Сергеевым, Ю.К. Толстым, Е.А. Сухановым, Н.Д. Егоровым, О.Н. Садиковым, Н.С. Малеиным, М.Н. Малеиной, В.П. Мозолиным, В.Ф. Яковлевым. Именно наличие указанных проблем и обуславливает вывод об актуальности данной работы.

Цель настоящей работы — определение отрасли гражданского права, выделение черт, отличающих его от других отраслей права. Данная работа посвящена гражданскому праву, его отличным от других отраслей права чертам.

Задачами дипломной работы являются:

1). Определить понятие отрасли права;

2). Сравнить гражданское право и другие отрасли права;

3). Выделить предмет гражданского права;

4). Рассмотреть метод гражданского права.

Объект исследования составили основные теоретические разработки по проблемам понятийного аппарата гражданского права, в частности, его предмета и метода правового регулирования.

Предметом исследования являются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, а также связанные с ними другие нормы иных отраслей права, касающиеся общественных отношений, регулируемых гражданским правом, и метода регулирования данных отношений.

Проведение исследования основывалось на диалектическом методе познания. Одновременно применялись частно — научные методы: сравнительно-правовой и логико — юридический.

В ходе работы использованы положения Конституции Российской Федерации, а также следующая литература: нормативные акты как первоисточники анализируемой информации, учебная литература по теории государства и права, по гражданскому праву как направляющие, специальные научные издания и статьи в качестве дополняющего, развивающего тему материала.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ ПРАВА. КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

Право регулирует взаимосвязанные и вместе с тем разнородные общественные отношения, которые представляют собой сложную систему. Этим обусловлен системный характер самого права. Общественные отношения систематизируются, разделяются. Появляются новые общественные отношения, меняется уже сложившаяся система отношений. Соответственно возникают новые нормы и новые системные взаимосвязи этих норм.

Наиболее крупным и значимым образованием в системе права является отрасль права – группа норм, которая регулирует определенный комплекс общественных отношений 3 ;самостоятельное юридически самостоятельное подразделение права, состоящее из компактной системы взаимосвязанных, распределенных по институтам норм, регулирующих специфический вид общественных отношений 4 .В литературе подчеркивается значение отрасли. О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский определили систему права не иначе как «совокупность отраслей, дифференцированных на основе присущих им особенностей, соответствующих специфике системы общественных отношений данной социально-экономической формации» 5 .

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значения следующие условия:

степень своеобразия тех или иных отношений;

их удельный вес (значимость);

невозможность урегулировать возникшие отношения с
помощью норм других отраслей;

необходимость применения особого метода регулирования.

Проще говоря, отрасль права не «выдумывается», а рождается из

социальных и практических потребностей.

Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объяснятся тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу. Формирование отраслей может идти различными путями, наиболее простой и естественный их которых –появление новых общественных отношений, требующих правового регулирования, принятие соответствующих норм, увеличение их числа, в результате чего они получат известную обособленность и автономию.

Наиболее крупные отрасли права: гражданское, уголовное,
гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административное, конституционное (государственное), трудовое, семейное.

В рамках некоторых наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Подотрасли могут образоваться из наиболее крупных и значимых институтов права 6 . Например, в гражданском праве – авторское, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в государственном – избирательное; в трудовом – пенсионное. Они регулируют отдельные объемы общественных отношений, характеризующиеся своей спецификой и известной родовой обособленностью.

В литературе часто подчеркивают выделение двух крупных блоков: частного и публичного права – членение системы права на нормы, регламентирующие государственные (конституционные отношения), касающиеся общезначимых социальных интересов (публичное право), и нормы, регламентирующие частные интересы: лично-имущественные, семейно-брачные и т.д. (частное право) 7 . Данное разделение проводили еще юристы Древнего Рима: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное — которое к пользе отдельных лиц» 8 . Они же отличали условность такого деления, так как многие «публичные» правовые решения оказывают неизбежное влияние на личные интересы, а последние так или иначе связаны с общественными отношениями.

Признание частного права имеет большое социальное значение, так как выдвигает на первый план гражданина, его экономические, личные, культурные права, не заслоняет эти права государственно-правовым блоком.

Несмотря на различие во мнениях относительно видов правовых отраслей и институтов, практически все ученые сходятся во мнении относительно критериев разграничения права на отрасли и институты.

В основе такого деления лежат два критерия:

Предмет правового регулирования;

Метод правового регулирования.

Под предметом понимается то, что регулирует право, то есть определенные виды общественных отношений, образующие в силу их специфики системы связей между юридическим нормами. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

Отрасли права понятие и система реферат