Оглавление:

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет. Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей, никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Меню для навигации по странице

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Примечательно, что в исходной редакции указа, подписанного первым Президентом РФ Борисом Ельциным в 1994 году, речь шла о компенсационных выплатах «в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда». Однако в 2001 году в соответствии с указом Владимира Путина № 136 от 08.02.2001 г. величина компенсации была установлена в фиксированном размере — 50 рублей (что на тот момент как раз составляло 50% МРОТ, поскольку базовая сумма для исчисления пособий, компенсаций и иных социальных выплат согласно ст. 4 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года была установлена в размере 100 руб.). После этого размер выплаты ни разу не индексировался (вот уже 17 лет).

Необходимо отметить, что в каждом отдельно взятом регионе до достижения ребенком 3 лет могут устанавливаться иные, дополнительные региональные детские выплаты, обращаться за которыми можно в органы социальной защиты населения (Собес) по месту жительства.

Особо востребованы среди родителей детей в возрасте от 1.5 до 3 лет компенсации за непредоставление места в детском саду, сопоставимые с суммой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако подобные выплаты до сих пор устанавливаются исключительно по инициативе региональных властей с учетом возможностей местного бюджета. Федеральным законом подобное обязательство до сих пор не предусмотрено, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму на рассмотрение.

Более того — с 2016 года ранее повсеместная компенсация родительской платы за посещение детского сада устанавливается во многих регионах страны исключительно на основании принципа адресности и критерия нуждаемости, что приведет к существенному сокращению числа ее получателей.

С 2015 года на высшем уровне также начал обсуждаться вариант продления срока выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет на основании критерия нуждаемости малообеспеченным семьям. Для введения нового пособия, по оценкам Минтруда и соцзащиты, может потребоваться более 50 млрд. рублей из федерального бюджета, что сложно в условиях жесткой экономии.

Вопрос об отмене компенсационной выплаты находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет

Выше было сказано, что ежемесячное детское пособие, выплачиваемое в виде компенсации в размере 50 руб., назначается в России с 1994 года, причем за прошедшие два десятилетия указанная сумма ни разу не индексировалась. В настоящее время предоставляемой компенсации на период отпуска по уходу за ребенком с учетом ежегодной инфляции во многих регионах не хватает даже для оплаты проезда за оформлением пособия на общественном транспорте. С учетом требуемого для ее назначения пакета документов предоставляемая работодателем компенсация (600 руб. за год) часто становится и вовсе невостребованной.

Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) — на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб., что в 3.5 раза превышает действующий в 2018 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников, на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого было предложено:

  • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график.

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы, в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

С 1 АВГУСТА ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО ТРЕХ ЛЕТ НА УКРАИНЕ НЕ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ

С 1 июля этого года выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста отменены.

Впрочем, в Минсоцполитики пытается это показать как «оптимизацию социальной защиты семей с детьми», мол, эту помощь совместили с выплатой при рождении ребенка. Единственным исключением являются те семьи, в которых ребенок родился до 30 июня этого года. И только в этом случае эта помощь останется в минимальном размере — 130 грн. на месяц.

В Украинском Хельсинском союзе по правам человека подсчитали: если пособие по уходу выплачивалась в минимальном размере (130 грн. на месяц), то потери каждой семьи составят почти 5 тысяч гривен за три года. А если мать получала эту помощь в большем размере (например 500 грн.), то она потеряет 18 тысяч гривен.

Однако, в Минсоцполитики отчитываются, что социальная защита семей с детьми усилена:
[ Нажмите, чтобы прочитать ]
«С 1 июля 2014 года размер помощи при рождении первого ребенка увеличится на 10 320 грн. и составит 41 280 грн. Кроме того, отныне сумма не будет зависеть от того, каким этот ребенок родился, первой, второй, третьей и тому подобное, государством установлен фиксированный размер пособия — 41 280 грн.». Сразу по рождении ребенка семье будет выплачиваться 10 320 гривен. Остальную сумму помощи (30 960 грн.) семья будет получать в течение 36 месяцев по 860 гривен ежемесячно. О том, что выплаты значительно сокращаются, если родился второй, третий или более ребенок, в сообщениях Минсоцполитики не упоминается. Но если раньше при рождении второго ребенка семья получали 62 тысячи гривен, то теперь — на 21 тысячу меньше. Если помощь при рождении третьего и последующего ребенка до недавнего времени составляла 124 тысячи гривен, то сейчас — на 83 тысячи меньше.

«В целом даже анонсированное увеличение помощи при рождении первого ребенка на самом деле можно считать только условным поскольку размер помощи, которая выплачивается сразу, не меняется вообще — это чуть больше 10 тысяч гривен, так же не увеличивается сумма ежемесячной помощи — 860 гривен, увеличивается лишь время в течение, которого это пособие выплачивается с 2 лет до 3 лет», — юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека Максим Щербатюк. И еще один нюанс — официально утвержденный прожиточный минимум для детей до 6 лет составляет: с 1 июля этого года — 1,059 тысяч гривен, с 1 октября — 1,102 тысяч гривен. То есть, ежемесячная помощь в сумме 860 гривен меньше, чем прожиточный минимум. Хотя было бы логично уравнять размер ежемесячного пособия с прожиточным минимумом для ребенка.«Если правительство пошло на существенное уменьшение расходов на социальную сферу, то в первую очередь сокращаться должны «профессиональные» льготы для депутатов, прокуроров и другие виды помощи, которые предоставляются независимо от того требует конкретная семья этой помощи или нет, и отнюдь не пособие по уходу за ребенком», — считает Максим Щербатюк

Социальные выплаты на ребенка в Украине в 2017 году

Социальная помощь, которую выделяет государство в помощь маме при уходе за ребенком, иногда является основным источником семьи. И, к сожалению, государство мам при этом не балует. Но все же государственные мужи обещают: в 2017 году все выплаты будут начисляться вовремя. Теперь попробуем разобраться, кому и сколько в нынешнем году государство обещает выплатить социальных денег.

Выплаты при рождении малыша

Женщинам, которые в этом году стали или станут мамами, стоит знать, что размер пособий по выплате остался прежним. Сумма была зафиксирована 01.07.2014 года и в ней перестали принимать во внимание такие показатели, как количество несовершеннолетних детей в семье, размер прожиточного минимума. Таким образом, размер пособия при рождении ребенка в 2017 году составит 41 280 грн, из которых:

Украинские семьи с 1 августа лишат выплат по уходу за ребенком

Когда в стране катастрофически падает рождаемость, а в ООН заявляют, что восстановить естественный прирост населения в Украине уже практически невозможно, власти лишают семьи с детьми финансовой поддержки, оставляя льготы депутатам, прокурорам, судьям и т.д.

Единственным исключением являются те семьи, в которых ребенок родился до 30 июня этого года. И только в этом случае эта помощь останется в минимальном размере – 130 грн. в месяц. В Украинском Хельсинском союзе по правам человека подсчитали: если пособие по уходу выплачивалось в минимальном размере (130 грн. в месяц), то потери каждой семьи составят почти 5 тыс. грн. за 3 года. А если мать получала эту помощь в большем размере (скажем 500 грн.), то она потеряет 18 тыс. гривен.

Однако в Минсоцполитики отчитываются, что социальную защиту семей с детьми усилили. «С 1 июля 2014 г. размер помощи при рождении первого ребенка увеличится на 10,32 тыс. грн. и составит 41,28 тыс. грн. Кроме того, отныне сумма не будет зависеть от того, какой это ребенок по счету: первый, второй, третий и т.д., государством установлен фиксированный размер пособия – 41,28 тыс. грн.». Сразу после рождения ребенка семье будет выплачиваться 10,32 тыс. грн. Оставшуюся сумму помощи (30,96 тыс. грн.) семья будет получать в течение 36 месяцев по 860 грн. ежемесячно. О том, что выплаты значительно сокращаются, если родился второй, третий или более ребенок, в сообщениях Минсоцполитики не упоминается.

Но если раньше при рождении второго ребенка семья получала 62 тыс. грн., то теперь – на 21 тыс. меньше. Если помощь при рождении третьего и последующего ребенка до недавнего времени составляла 124 тыс. грн., то сейчас – на 83 тыс. меньше. «В целом даже анонсированное увеличение помощи при рождении первого ребенка можно считать только условно, поскольку размер пособия, выплачиваемого сразу, не меняется вообще – это чуть больше 10 тыс. грн. Так же не увеличивается и сумма ежемесячного пособия – 860 грн., увеличивается только время, в течение которого эта помощь выплачивается с 2 лет до 3 лет », – рассказывает юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека Максим Щербатюк.

И еще один нюанс – официально утвержденный прожиточный минимум для детей до 6 лет составляет: с 1 июля этого года – 1,05 тыс. грн., с 1 октября – 1,1 тыс. грн. То есть, ежемесячное пособие в сумме 860 грн. меньше, чем прожиточный минимум. Хотя было бы логично уравнять размер ежемесячного пособия с прожиточным минимумом для ребенка.

«Если правительство пошло на существенное уменьшение расходов на социальную сферу, то в первую очередь сокращаться должны «профессиональные» льготы для депутатов, прокуроров и другие виды помощи, которые предоставляются независимо от того требует конкретная семья этой помощи или нет, а отнюдь не пособие по уходу за ребенком», – считает Максим Щербатюк.

Как предоставляется отпуск по уходу за ребенком до 3 лет

Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу):

Кратко по теме социальных отпусков в Украине в 2018 году:

Статья актуальна на 2018 год

Государство предоставляет отпуска работающим матерям не только во время беременности и родов, но и после рождения ребенка. Именно социальные отпуска обеспечивают возможность родителям совмещать надлежащий уход за детьми с трудовой деятельностью.

Социальный отпуск в Украине – это широкое понятие, которое включает в себя отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком до достижения им определенного возраста.

В статье «Как уйти в декретный отпуск» мы говорили о длительности и выплатах, положенных женщине при уходе в отпуск по беременности и родам.

В данной статье мы расскажем о порядке предоставления отпуска по уходу за ребенком до 3 лет или 6 лет, а также об особенностях других социальных отпусков.

Срок декретного отпуска по уходу за ребенком

После того, как женщина родила ребенка, использовала всю надлежащую ей продолжительность отпусков (и по беременности и родам, и ежегодные всех видов, которые она могла присоединить к декретному отпуску – более подробно читайте в статье о ежегодных отпусках), она не должна еще приступать к выполнению своих трудовых обязанностей.

Трудовое законодательство дает ей возможность продлить пребывание в декрете до достижения ребенком 3-летнего возраста, а в отдельных случаях – до 6-летнего возраста.

Декретный отпуск в 2018 году в Украине может быть двух видов (в зависимости от его продолжительности и оплачиваемости или неоплачиваемости):

  1. оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 3 лет;
  2. отпуск по уходу за ребенком без оплаты до достижения им 6 лет.

Отпуск по уходу за ребенком предоставляется работодателем при наличии следующих документов:

  • заявления женщины;
  • свидетельства о рождении ребенка.

Следует отметить, что право на отпуск по уходу за ребенком в Украине зависит от воли самой матери новорожденного ребенка. Такой отпуск не является автоматическим продлением декретного отпуска. Женщина должна обратиться в отдел кадров предприятия, с которым она состоит в трудовых отношениях, и предоставить указанные выше документы. После этого она сможет уйти в отпуск на основании приказа.

Если ребенок помещен в интернат или иные социальные учреждения, и о нём заботиться государство (вне зависимости от того, лишены ли родители родительских прав), вышеуказанный отпуск родителям не положен. Исключение составляют приемные родители и родители-воспитатели в семейных формах воспитания, куда помещены такие дети (приемные семьи или детдома семейного типа).

Продолжение декретного отпуска до достижения ребенком 6 лет

Продлевается ли отпуск по уходу за ребенком по достижении им 3 лет или нет – все зависит от состояния здоровья ребенка.

После социального отпуска, который уже предоставлялся до исполнения ребенку 3 лет, работник может обратиться к работодателю с просьбой о продлении отпуска до достижения ребёнком 6-летнего возраста. Работодатель должен предоставить такой отпуск, если ребенку необходим индивидуальный режим и домашний уход.

Основаниями для получения отпуска до достижения ребенком 6 лет являются:

  1. заявление работника;
  2. соответствующее медицинское заключение.

Форма медицинского заключения должна соответствовать требованиям, установленным Приказом МОЗ от 11.06.2012 № 430. Она называется «справка о потребности ребенка (ребенка-инвалида) в домашнем уходе» форма № 080-1/о.

Следует отметить, что отпуск необязательно предоставляется именно до 6-летнего возраста ребенка. Срок действия такого права определяется индивидуально, а его установление относится исключительно к компетенции врачебно-консультационной комиссии.

Расчет периода отпуска по уходу за ребенком

Датой выхода на работу матери в случае, когда речь идет о социальном оплачиваемом отпуске, является следующий рабочий день после даты, когда ребенку исполнится 3 года. Дополнительных заявлений или приказов о возвращении на работу не требуется.

Если отпуск продолжается, в приказе должен быть указан срок, на который предоставляется отпуск. Этот срок, как говорилось выше, должен быть установлен в медицинском заключении.

Срок действия медицинской справки зависит исключительно от установленного диагноза, течения заболевания и составляет не менее полугода. Если же срок отпуска, указанный в соответствующем приказе, завершился, а ребенок и в дальнейшем нуждается в домашнем уходе, то работник может подать новое медицинское заключение и продлить отпуск.

Пособие по уходу за ребенком в Украине в 2018 году: порядок назначения и размер

Для получения помощи при рождении ребёнка один из родителей должен обратиться в органы соцзащиты не позднее 12 месяцев со дня рождения ребенка и представить следующие документы:

  1. паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  2. копию свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением оригинала);
  3. заявление.

Такое заявление может быть подано по желанию лица в обычной письменной или в электронной форме. Более подробно о том, как подать заявление в электронной форме читайте в статье «Как получить пособие на ребёнка».

Размер пособия при рождении ребенка

Размер пособия с 2014 года и по состоянию на 2018 год пока что не пересматривался. О конкретных размерах пособия вы можете узнать из статьи «В каком размере предусмотрена выплата при рождении ребенка».

Средства, которые выплачиваются на ребенка, имеют четко определенное целевое назначение. Они должны тратиться на обеспечение надлежащих условий для воспитания и развития ребенка.

Специалисты органов соцзащиты и центров социальных служб для семьи, детей и молодежи уполномочены проверять, как используется эта помощь, обеспечен ли ребенок всем необходимым. Если же нет, то за нецелевое использование средств может быть принято решение о приостановлении или прекращении осуществления выплат до исправления положения.

Отпуск по уходу за ребёнком мужчине — отцу ребёнка и другим родственникам

В отличие от отпуска по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком может получить также отец ребенка, бабушка, дедушка или другие родственники. Главное это представить доказательства того, что именно отец или другой из родственников фактически ухаживает за ребенком (если мать ребёнка вышла на работу, например).

Такими подтверждающими документами могут быть, в частности:

  • копия приказа, который выдается матери ребенка на основании ее заявления о досрочном выходе из отпуска по уходу за ребенком по месту ее работы;
  • документы, подтверждающие прекращение выплаты государственной помощи матери в связи с выходом на работу, о которой мы говорили выше.

Отец или другой близкий человек ребенка подает эти документы уже по своему месту работы в приложении к заявлению о предоставлении ему/ей отпуска, а также в органы соцзащиты с целью назначения ему помощи при рождении ребенка.

Дополнительный отпуск по уходу за ребенком

Кроме «основного» социального отпуска, который мы уже разобрали выше, существуют дополнительные отпуска, которыми можно воспользоваться при наличии детей.

Право на дополнительный отпуск принадлежит:

  1. одинокой матери;
  2. отцу ребенка или инвалида с детства подгруппы А I группы, воспитывающему ребёнка без матери;
  3. опекуну ребенка или инвалида с детства подгруппы А I группы;
  4. приемному родителю (одному из супругов).
  5. женщинам, ухаживающим за:
  • 2 или более детьми в возрасте до 15 лет;
  • ребенком-инвалидом;
  • усыновленным ребенком;
  • инвалидом с детства подгруппы А I группы.

Длительность дополнительного отпуска — 10 дней (при наличии нескольких оснований для его предоставления – не более 17). В отличие от основного отпуска, работник может воспользоваться им до окончания 6-месячного периода в первый год работы.

Помощь по уходу за ребенком до трех лет в украине