Оглавление:

Гражданин, пройдемте

Российские правозащитники напечатали памятку, в которой подробно объясняются права граждан, которые в силу тех или иных обстоятельств были вынуждены общаться с сотрудниками МВД.

Может ли сотрудник полиции проверить документы у любого встретившегося ему гражданина?

Нет. В соответствие с ч. 2 ст. 13 Закона РФ «О полиции» такое право возникает у полицейского только если:

  • есть данные, дающие основания подозревать гражданина в совершении преступления;
  • есть данные, что гражданин находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении, или если он застигнут при совершении такого правонарушения;
  • есть основания для задержания гражданина.

В соответствие с ч. 4 ст. 14 ФЗ «О полиции» к категориям граждан, которые могут быть задержаны, относятся, кроме тех, кто упомянут выше:

  1. Подозреваемые в совершении преступлений и лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
  2. Совершившие побег из-под стражи, уклоняющиеся от отбывания наказания, не прибывшие к месту отбытия наказания;
  3. Уклоняющиеся от административного ареста, либо от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, либо от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;
  4. Незаконно проникшие либо пытавшиеся проникнуть на охраняемые объекты;
  5. Допустившие нарушение правил комендантского часа;
  6. Предпринявшие попытку самоубийства либо имеющие признаки выраженного психического расстройства и создающие своими действиями опасность для себя и окружающих;
  7. Совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающиеся от назначенной судом госпитализации в такое учреждение;
  8. В отношении которых поступило требование о выдаче от иностранного государства по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Если вы к указанным категориям граждан не относитесь, то и проверять ваши документы у полицейского нет никаких оснований. Но не следует забывать, что в соответствии со ст. 72 приказа МВД РФ от 29.01.08 N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» полиция обязана обращать особое внимание на:

  • лиц, часто появляющихся у объектов, где хранятся, находятся в обращении материальные ценности, банковских учреждений, торговых предприятий, складов, баз, и проявляющих интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, режима работы и организации охраны;
  • проявляющих подозрительную настороженность и беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую росту и комплекции, а также имеющих повязки и травмы;
  • группы лиц, особенно молодежи, собирающиеся в скверах, дворах, подъездах домов и других местах;
  • занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;
  • безнадзорных детей и детей, играющих в опасных местах.

Внимание полиции к этим группам, если, разумеется, не будет иметь место нарушение их прав, нарушением законодательства не является.

Каковы правила обращения полицейского к гражданину?

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

  1. назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
  2. в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (ч. 4 ст. 5 ФЗ -3).

Особые требования при общении с гражданином предъявляет к сотруднику ППС Устав патрульно-постовой службы (приказ МВД РФ № 80 от 2008 г). Сотрудник ППС обязан поздороваться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения (п. 227 Устава ППСМ). По требованию должностных лиц и граждан патрульный (постовой) милиционер обязан назвать свою фамилию, орган внутренних дел и предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук (п. 228 Устава ППСМ). Как указано в «Памятке о профессиональной культуре взаимоотношений сотрудников милиции и граждан», «в обращении с гражданами недопустимы высокомерный тон, грубость, заносчивость, невежливое изложение замечаний, угрозы, выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство», нравоучения и несправедливые упреки, предъявления незаслуженных обвинений, угрожающие жесты и знаки. Свои требования и замечания сотрудник милиции должен излагать в вежливой и убедительной форме, объяснения выслушивать внимательно, не перебивая говорящего».

В разговоре с гражданами сотрудник ППСМ обязан проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях не руководствоваться личными неприязненными чувствами (п. 229). Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные нормативные правовые акты. Только после этого может быть принято решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в отдел (отделение) внутренних дел или возможности ограничиться замечанием (п. 230).

Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует, по возможности, делать так, чтобы дети этого не слышали (п. 231). С подростками патрульно-постовые наряды должны обращаться так же вежливо, как и с взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста (п. 232). Если в документ гражданина вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их (п. 233).

В то же время следует отметить такую непростую ситуацию, когда вы считаете, что ничего не нарушили и оснований для проверки ваших документов не имелось, но полицейский добросовестно заблуждался, невольно нарушив ваши права. В подобной ситуации надо постараться объяснить сотруднику полиции, что он не прав; если он с вами не согласится, следует выполнить его требования, проинформировав по телефону «02» дежурную часть органа внутренних дел о допущенном нарушении. После того, как ограничение ваших прав было прекращено, можно простить сотрудника (если он принес вам извинение), либо обжаловать его действия.

Обязан ли полицейский представиться, если к нему обратился гражданин?

Да, и не просто назвать свои должность, звание, фамилию, но также внимательно выслушать гражданина, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса (ч. 5 ст. 5 ФЗ -3).

Как должен действовать сотрудник патрульно-постовой службы, выявив иностранного гражданина без регистрации?

При проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства патрульный (постовой) руководствуется законами, регламентирующими правовое положение иностранных граждан на территории РФ. При этом он обращает внимание на место и срок действия регистрации национального паспорта, документов, подтверждающих правомерность пребывания в РФ, наличие соответствующих отметок (даты — штампа), подтверждающих пересечение Государственной границы РФ (п. 238).

При выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих при себе документов, пребывающих без регистрации, а также по просроченным или недействительным документам, патрульный (постовой) обязан сообщить об этом дежурному по ОВД и действовать по его указанию (п. 239).

Вместе с тем, в соответствии с п. 34, 35 «Наставления по организации деятельности МВД РФ, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства», утвержденного МВД РФ и ФМС 12.10.09 N 758/240, сотрудник МВД вправе доставить лицо без регистрации только в одно-единственное место — орган ФМС. Доставление иностранного гражданина, нарушающего правила регистрации, в дежурную часть ОВД — исключительная компетенция сотрудника ФМС.

Если вы считаете, что ничего не нарушили и оснований для проверки ваших документов не было, но при этом полицейский добросовестно заблуждался, невольно нарушив ваши права, вам надо постараться объяснить ему, что он не прав. Если он с вами не согласится, следует выполнить его требования, проинформировав по телефону «02» дежурную часть органа внутренних дел о допущенном нарушении. После того, как ограничение ваших прав было прекращено, вы вправе простить сотрудника (если он принес вам извинение), либо обжаловать его действия.

Обязан ли гражданин иметь при себе паспорт?

Нет. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ любая обязанность на гражданина может быть возложена только федеральным законом. Однако ни один федеральный закон не требует от гражданина иметь при себе паспорт. Значит, привлечение к ответственности за отсутствие у человека при себе паспорта незаконно.

Но если гражданин утратил или повредил паспорт из-за небрежного хранения, либо умышленно сделал своему паспорту харакири, его ждет ответственность по ст. 19.16 КОАП — штраф в размере от 100 до 300 руб. Наступает ответственность гражданина и в случае, если по месту своего постоянного жительства или месту временного проживания (т.н. месту пребывания) он не имеет паспорта либо паспорт недействителен, либо у гражданина нет регистрации. При этом обратите внимание: граждане России и Беларуси вправе проживать на жилой площади без регистрации до 90 дней, иностранные граждане — до 7 дней.

Уточним, что же такое «место пребывания» и «место жительства». В соответствие с Законом РФ от 25.06.93 N 5242-I «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» под местом пребывания понимается жилое помещение, в котором человек проживает временно (например, гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, турбаза, больница и т.д.).

Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое, общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и т. д, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством (ст. 2 Закона РФ).

В соответствие с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.07.95 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» контроль за соблюдением Правил регистрации осуществляют органы ФМС РФ. Полиция же им в этом только помогает.

Если вы считаете, что ничего не нарушили и оснований для проверки ваших документов не имелось, но при этом полицейский добросовестно заблуждался, невольно нарушив ваши права, надо постараться избежать развития конфликта, объяснить ему, что он не прав. Если он с вами не согласится, следует выполнить его требования, проинформировав о допущенном нарушении по телефону «02» дежурную часть органа внутренних дел, попросив направить на место для проведения разбирательства представителя вышестоящего руководства. После того, как ограничение ваших прав было прекращено, если сотрудник принес вам свои извинения, вы вправе его простить, а, если он не раскаивается либо его действиями вам был причинен существенный вред, действия сотрудника следует обжаловать вплоть до взыскания вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием полицейского.

Обязан ли сотрудник полиции, патрулирующий территорию, принимать заявление о правонарушении вне стен дежурной части?

Да. Согласно п. 9 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД РФ № 333 от 04.05.10, «вне органов внутренних дел, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации».

Пункт 87 Устава патрульно-постовой службы требует от сотрудника МВД при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно совершено или готовится и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления. После этого полицейский должен немедленно доложить об этом дежурному и начальнику, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств. Потому, если вам при обращении к сотруднику полиции рекомендуют отправиться писать заявление в дежурную часть, напомните требование п. 9 приказа МВД РФ № 333.

Вправе ли полицейский требовать от граждан покинуть определенное место?

Вправе, но только если:

  1. данное место является местом совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, и на этом месте необходимо провести следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия;
  2. необходимо сохранить следы преступления;
  3. для обеспечения безопасности граждан, в целях защиты их жизни, здоровья и имущества;
  4. при нахождении в общественных местах на месте проведения несогласованного публичного мероприятия граждан, если возникшее скопление граждан создает угрозу их или иных лиц жизни и здоровью, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.

В последнем случае полиция вправе потребовать от граждан либо разойтись, либо перейти в другое место (п.7 ст.13 ФЗ-3).

В каком случае к гражданину может быть применены физическая сила, наручники, резиновая палка или огнестрельное оружие?

Правило № 1: перед их применением сотрудник должен сообщить лицу, в отношении которого такое применение планируется, что он (полицейский) намерен применить силу или спецсредства, и дать время этому лицу выполнить законные требования полицейского (п. 1 ст. 19 ФЗ-3). Но это правило не действует, если промедление создает непосредственную угрозу жизни или здоровью, а также опасность наступления иных тяжких последствий.

Правило № 2: при их применении полицейский не только учитывает обстановку, степень опасности действий лица, характер и силу оказываемого сопротивления, но и стремится к минимизации ущерба (ч. 3 ст. 19).

Правило № 3: если в результате применения физической силы, спецсредств или оружия, гражданину причинены телесные повреждения, то полицейский оказывает ему первую помощь и принимает меры по оказанию медицинской помощи.

Правило № 4: о причинении гражданину таких телесных повреждений полицейский как можно быстрее, но не позднее 24 часов, уведомляет родственников или иных близких пострадавшего (ч. 5 ст. 19).

Правило № 5 (касается только физической силы): физическая сила применяется только тогда, когда несиловыми способами пресечь правонарушение, принудить к выполнению законного требования полицейского или доставить задержанного невозможно (ч. 1 ст. 20 ФЗ-3).

Правило № 6: «деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан» (п. 2 ст. 5 ФЗ-3).

Спецсредства полицейский может применить в следующих случаях:

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 5 Закона о Полиции

1. В главе 2, которая начинается с настоящей статьи, изложены принципы деятельности полиции. Термин «принцип» означает обобщенное выражение какого-либо явления. Понятие «принцип» можно определять через слова «основное начало», «требование», «обязанность», «идея» и т.п. По латыни принцип — это первоначало, основа.

2. Принципы деятельности полиции — это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе «О полиции».

3. Принципы деятельности полиции объективно существуют и соответствуют определенным признакам (критериям).

4. Критерии принципов деятельности полиции следующие:

— положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым;

— принцип — это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции, правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными;

— несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого-либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения;

— принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм.

5. Комментируемая статья посвящена первому из основных принципов деятельности полиции — принципу уважения прав и свобод человека и гражданина.

6. Согласно ст. ст. 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Причем основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Однако осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

7. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение полицией законов и иных нормативных правовых актов, а также порядок осуществления и результаты ее деятельности.

8. Полиция не только обязана уважать права и свободы человека и гражданина. Она не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. Иначе говоря, ее деятельность должна отвечать идеям гуманизма.

9. Какую бы деятельность ни осуществлял сотрудник полиции, он всегда исходит из того, что в процессе осуществляемого им правоприменения должен быть обеспечен необходимый уровень безопасности человека. Перед сотрудником полиции никогда не стоит задача причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства.

10. Никакие благородные цели не могут оправдать факт не предусмотренного законом нарушения прав, свобод и законных интересов гражданина, применения к человеку незаконных средств, пытки, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, а также непредусмотренного законом (необоснованного) насилия (принуждения).

11. Полиция должна с одинаковым вниманием относиться ко всем лицам, вовлеченным в сферу ее деятельности, обеспечивать возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие защиту прав и свобод человека и гражданина.

12. В части 3 комментируемой статьи закреплен прямой запрет осуществления сотрудниками полиции пыток, насилия, другого жестокого и (или) унижающего человеческое достоинство обращения в отношении кого-либо из вовлеченных в сферу их деятельности лиц. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Данное правовое положение касается деятельности любого и каждого сотрудника полиции, вне зависимости от того, какой именно вид правоприменения им реализуется. Независимо от того, осуществляется ли полицией производство по делам об административных правонарушениях, проверка заявления (сообщения) о преступлении, предварительное расследование или иного рода деятельность, никто из сотрудников полиции не вправе производить действия и (или) принимать решения, попирающие честь свидетеля (очевидца), потерпевшего (пострадавшего), обвиняемого (правонарушителя) и любого иного лица, а также унижать его человеческое достоинство либо создавать опасность для его жизни или здоровья.

13. Положения, закрепленные в ч. 3 комментируемой статьи, детализируются ст. 9, ч. 4 ст. 164, ч. 2 ст. 202 УПК РФ, ч. 3 ст. 1.6, ч. 2 ст. 3.1, ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ, а равно некоторыми другими нормативными правовыми актами. Так, согласно п. 13 Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21 июня 2003 года N 438, сотрудники полиции, исполняющие привод, не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу. Они обязаны проявлять бдительность, особенно при сопровождении подозреваемого и обвиняемого, с тем чтобы исключить случаи уклонения его от явки к месту вызова либо причинения себе или окружающим какого-либо вреда.

14. Определимся теперь с понятиями «насилие», «пытки» и «обращение, унижающее человеческое достоинство», использованными законодателем в комментируемой статье.

15. «Насилие» есть «принудительное воздействие на кого-нибудь, что-нибудь». Что же, сотрудники полиции не вправе осуществлять вообще никакого принудительного воздействия? Конечно же нет. Все те меры принудительного воздействия, право реализации которых сотрудниками полиции закреплено в нормативных правовых актах и прежде всего в комментируемом Федеральном законе, при наличии к тому фактических оснований и соблюдении предусмотренных законом условий, процедуры и т.п. полиция применять не только вправе, но в ряде случаев и обязана. Не разрешается сотрудникам полиции не вообще осуществление принуждения, а реализация такого насилия, которое не предусмотрено либо выходит за пределы их правового статуса.

16. А вот пытки сотрудники полиции не вправе применять и тогда, когда они действуют во исполнение поставленных перед ними задач. Под пыткой обычно понимается «физическое насилие, истязание при допросе». Никакие общественно полезные цели не могут служить оправданием применения к допрашиваемому или иному лицу пытки, не предусмотренного законодательством физического насилия. Чтобы исключить возможность завуалированного насилия, законодатель запрещает проводить допрос непрерывно более четырех часов. Если четыре часа допроса прошли, а стоящие перед дознавателем задачи не разрешены, должен быть сделан перерыв не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, а потом можно будет допрос продолжить. Однако общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса на основании заключения врача может быть сокращена.

17. Сложнее характеристика понятия «унижение достоинства». По мнению А.М. Эрделевского, «достоинство» — это «сопровождающееся положительной оценкой лица отражение его качеств в собственном сознании». Но в литературе встречаются и иные определения данного понятия. Так, под достоинством личности В.П. Кошепов подразумевает «осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные данные, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п.)». С общим подходом к определению основных понятиеобразующих признаков достоинства человека можно согласиться. Однако хотелось бы заметить, что достоинство — это не деятельность («осознание»), а результат такового. Так же как и «честь», это элемент внутреннего нравственного состояния человека, определяемый его собственным восприятием, а также восприятием окружающих лиц его положительной репутации в обществе (благоразумия, нравственных данных, уровня знаний, обладания социально полезными навыками, достойного образа жизни и т.п.).

18. Соответственно, унижением достоинства следует считать попрание соответствующих элементов внутреннего нравственного состояния человека. Такое изменение этого состояния, которое характеризуется умалением его доблести, принуждением к нечестным и (или) неблагородным поступкам (поведению), вхождением в конфликт со своей совестью, моралью, нравственными представлениями и т.п.

19. Дополнительной гарантией соблюдения полицией законных интересов личности, вовлеченной в сферу осуществляемого ею (полицией) правоприменения, являются положения, закрепленные в ч. 4 комментируемой статьи. Сотрудник полиции во всех случаях применения к гражданину мер, связанных с ограничением прав последнего и (или) свобод, обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, правовое (процессуальное) положение гражданина (если таковое в связи с ограничением прав и (или) свобод у гражданина изменилось), а также весь комплекс появившихся в связи с этим ограничением у гражданина прав и обязанностей.

20. Иногда в отдельных специальных статьях закона, к примеру в ст. ст. 46, 47 и др. УПК РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, дается неисчерпывающий перечень прав и обязанностей, которые возникают у лица после ограничения его прав и (или) свобод. Данное обстоятельство не снимает с сотрудника возложенной на него ч. 4 комментируемой статьи обязанности разъяснить гражданину весь комплекс его прав и обязанностей, который у последнего появился после ограничения полицией его прав и (или) свобод, а не ограничиваться всего-навсего оглашением перечисленных в специальных статьях законов прав и обязанностей гражданина.

21. Имело место или нет «ограничение гражданина в его правах и (или) свободах», иногда установить труда не составляет. Однако на практике вполне могут сложиться ситуации, когда полиция будет полагать, что осуществляемое сотрудником действие (принимаемое решение) не сопровождается «ограничением прав и (или) свобод» лица, а сам гражданин придерживается совершенно противоположного мнения. При таких обстоятельствах, а также во всех других случаях, когда у кого-либо может возникнуть мнение, что действия (решения) полиции сопряжены с ограничением граждан в их правах и (или) свободах, данные действия (решения) должны производиться (приниматься) только лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом, после чего гражданину должны быть разъяснены причины и основания ограничения его прав и (или) свобод, а также права и обязанности, которые у него возникли.

22. Причем сотрудники полиции в случае ограничения прав и свобод гражданина обязаны руководствоваться не только буквой, но и духом закона. В ряде случаев для них определяющую роль должны играть этические соображения, а не одна лишь словесная конструкция правового предписания (требования).

23. В соответствии с требованиями ч. 5 комментируемой статьи настоящего Федерального закона сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан «внимательно выслушать» последнего. Между тем внимательное выслушивание не обязательно должно быть продолжительным, осуществляться длительный промежуток времени. Когда необходимо моментальное реагирование на обращение гражданина, выслушивание его заявления может быть сокращено до границ, позволяющих правильно его оценить и принять по заявлению (сообщению) неотложные меры, предусмотренные законом.

24. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина после того, как он представился и выслушал гражданина, прежде всего обязан в пределах своих полномочий принять необходимые меры. Только тогда, когда он не имеет права принять таковые, он должен разъяснить гражданину, в чью компетенцию входит решение поставленного перед ним вопроса.

25. Так, по общему правилу сообщения о происшествиях принимают сотрудники дежурных частей органов внутренних дел. Однако, согласно п. 9 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях вне органов внутренних дел сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел. Поэтому, если находящийся вне помещения органа внутренних дел сотрудник полиции отказывается принять от гражданина заявление о происшествии, не фиксирует сведения о заявителе и т.п., а «рекомендует» ему обратиться в дежурную часть органа внутренних дел, сотрудник полиции тем самым нарушает требования ч. 5 комментируемой статьи настоящего Федерального закона.

26. См. также комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

Публикации

Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

Полномочия и обязанности сотрудников полиции в ходе массовых акций и митингов в первую очередь регламентированы главным нормативным актом для любого человека в серой форме – федеральным законом «О полиции», вступившим в силу в текущем году.

Общение с гражданами

Закон требует от полицейского соблюдения и уважение прав и свобод любого гражданина. Поэтому, согласно статье 5 документа, при обращении к человеку сотрудник полиции обязан представиться, назвать свои должность, звание, предъявить служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

Гражданин осмелился обратиться к сотруднику полиции по собственной инициативе? Закон требует не просто представиться по всей форме, но и «внимательно выслушать» простого человека, после чего «принять соответствующие меры в пределах своих полномочий, либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса».

В случае же, если гражданин в одночасье превратился в подозреваемого, полицейский должен «разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности». Понятное дело, что прав у такого человека становится меньше, а обязанностей – больше.

Право на оцепление

Статья 16 закона «О полиции» говорит о том, что данный орган внутренних дел имеет полное право по решению руководства оцеплять или блокировать любой участок местности независимо от его местонахождения или площади. Делается это для пресечения массовых беспорядков «и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций».

При этом полиция обязана принять меры, чтобы население не чувствовало себя ущемленным. В частности, полицейские должны показывать гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

Задержание

Главная причина задержаний граждан в ходе массовых акций – подозрения полиции в том, что те совершают правонарушения или преступления.

При этом по статье 14 закона «О полиции», до судебного решения никто не может задерживаться на срок более 48 часов.

В случае каждого задержания полицейский обязан не только представляться, но и разъяснять задержанному его права. Их несколько. Это право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право один раз позвонить в течение первых трех часов после задержания близким и родственникам, чтобы сообщить о факте задержания (к слову, это за гражданина может сделать и сотрудник полиции). Имеется у задержанного также полное право отказаться давать любые объяснения. Проще говоря, право на молчание.

По части 4 статьи 14, срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. При этом задержанный может рассчитывать на услуги адвоката (защитника) и переводчика, причем с самого момента задержания.

О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей (часть 8 статьи 14 закона).

Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также должна устранять любые угрозы жизни и здоровья граждан, возникшие в ходе задержания.

В протоколе задержания, который составляется в обязательном порядке, указываются дата, время и место заполнения данной бумаги, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица. Документ подписывается как полицейским, так и задержанным. В случае если последний отказывается ставить автограф, в протоколе делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

Пойманные в ходе массовых акций лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Помимо прочего граждане данной категории перед водворением в специальные помещения (по простонародному – «обезьянники» и камеры) и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся во все тот же протокол.

Применение физической силы

Лично или в составе группы полицейских сотрудник органов внутренних дел вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если мирные способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей (статья 20 закона «О полиции»). Применение силы возможно для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания и доставления в помещения полиции преступников или правонарушителей, преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Часть 2 статьи 20 указывает, что «сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия».

Впрочем, по статье 53 закона «О полиции», действия (либо бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, могут быть обжалованы как его начальству, так и в органы прокуратуры РФ либо в суд.

Защита полиции

Сотрудники органов внутренних дел косвенно защищены статьями сразу двух кодексов.

Во-первых, по статье 19.3 кодекса РФ об административных правонарушениях. неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Во-вторых, уже в Уголовном кодексе РФ имеется статья 317. Она гласит, что за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, если тот находится на службе (а также с целью отомстить за что-либо), виновный должен отправиться за решетку на срок от 12 до 20 лет. Если же подобное посягательство повлекло тяжкие последствия, преступнику может грозить даже пожизненное лишение свободы.

Права граждан на обращения в органы полиции

1 марта 2012 г. вступил в законную силу и ныне действует Федеральный закон « О полиции», в связи с чем постепенно изменяется действующее законодательство, регулирующее деятельность сравнительно молодой государственной структуры – полиции. С целью наиболее полной реализации Конституционных прав граждан, упрощения обращения граждан в органы МВД РФ, 11 августа 2012 г. вступил в законную силу приказ МВД России N 140 от 01.03.2012 г. «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», ранее действовавший приказ МВД РФ от 04.05.2010 N 333 утратил силу.

Согласно указанному документу, предметом регулирования данного приказа является предоставление государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. При этом, согласно п. 33, государственная услуга предоставляется заявителям бесплатно. Информирование граждан о предоставлении государственной услуги осуществляется как в публичном, так и индивидуальном порядке, должно быть достоверным, доступным, оперативным, полным и четким, в том числе должно размещаться на стендах в общедоступных местах территориальных органов МВД России (территориальных отделах полиции) и содержать следующие сведения: о наименовании территориального органа, сведения о начальнике, его заместителях, о руководителях его структурных подразделений, извлечения из законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих отношения по предоставлению данной услуги, должен быть указан как электронный и почтовый адреса отдела полиции, так и справочные номера телефонов, формы заявлений и иных документов, принимаемых к рассмотрению, а также адреса и номера телефонов должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме заявлений и сообщений. При устном индивидуальном информировании уполномоченный сотрудник ОВД должен назвать свою фамилию, имя, отчество, занимаемую должность, проконсультировать обратившегося, предложив ему назвать свою фамилию, имя, отчество. В случае отказа или некорректных высказываний – прекратить разговор, т.е. данный регламент предусматривает вежливое обращение не только сотрудника, но и заявителя. Если для осуществления информирования требуется время свыше 10 минут, заявителю должно быть предложено обратиться за получением информации письменно. Прием и регистрация заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях осуществляются круглосуточно, независимо от территории оперативного обслуживания. Сроки их разрешения регламентируются соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Пункт 26 рассматриваемого Регламента определяет исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления данной государственной услуги: это может быть как заявление о преступлении, так и заявление об административном правонарушении либо заявление о происшествии, которое составляется в свободной форме. Однако, при подаче заявления о преступлении, заявитель письменно предупреждается об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ, т.е. за заведомо ложный донос. При этом запрещено требовать от заявителя предоставления документов и иной информации, которая находится в распоряжении органов МВД России или иных органов государственной власти, но заявитель вправе приложить к заявлению необходимые на его взгляд документы либо материалы или их копии, в том числе и в электронном виде. Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является поступление в дежурную часть отдела полиции заявлений, указанных в п. 20 административного регламента, в том числе, анонимных заявлений, как поступивших по почте или по информационным системам общего пользования, так и анонимных сообщений, поступивших по телефону. Также не подлежат рассмотрению заявления, направленные в электронном виде, содержащие недействительные сведения, являющиеся дубликатом, при наличии некорректного содержания (если текст не поддается прочтению), а также при невозможности рассмотрения заявления без необходимых документов и личной подписи заявителя.

При личной подаче заявления срок ожидания в очереди не должен превышать 30 минут, прием заявлений осуществляться в специально выделенном помещении, расположенном на первом этаже здания территориального отдела полиции. Если заявление о преступлении, административном правонарушении или о происшествии передано лично заявителем, то одновременно с их регистрацией в дежурной части отдела полиции дежурный оформляет талон – уведомление и выдает его заявителю, в корешке которого заявитель расписывается о получении, проставляя дату и время его получения. Проверка по заявлениям (сообщениям) проводится сотрудниками территориального органа МВД России только на основании поручения руководителя. По результатам его рассмотрения исполнителем принимается решение, в соответствии с действующим законодательством, о чем заявителю должно быть направлено письменное уведомление в течение 24 часов с момента его принятия. При этом заявителю разъясняется его право и порядок обжалования принятого решения. Как и прежде, процессуальное решение, принятое сотрудниками органов внутренних дел может быть обжаловано как прокурору, так и в судебном порядке, а иные решения, кроме указанных выше инстанций, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу органов внутренних дел, как в письменном виде, так и на личном приеме. Обязательным условием для подачи устной жалобы на личном приеме является наличие документа, удостоверяющего личность, для подачи жалобы в письменном виде – наличие в жалобе фамилии, адреса, отсутствие нецензурных и оскорбительных выражений, текст должен хорошо прочитываться, содержать конкретный вопрос, по которому ранее не давались письменные ответы по существу. Подробно основания отказа в рассмотрении жалобы указаны в п. 120 Административного регламента.

Кроме того, как и ранее, в случае отказа в приеме заявления, граждане вправе обжаловать действия сотрудников полиции в прокуратуру.

Старший помощник прокурора Падунского района
г. Братска Л.Левакова

Права гражданина при обращении в полицию