Правовая защита семьи материнства отцовства и детства в рф

Библиографическая ссылка на статью:
Полиэктова Д.Б. Конституционно-правовая защита семьи, материнства и детства: проблемы реализации и пути их решений // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/09/84358 (дата обращения: 23.09.2018).

Конституционно-правовая защита семьи, материнства и детства в настоящее время исходит из особенности семейной политики государство и опирается не только на законодательные акты, но и на теоретические представления о семьи и ее взаимодействии с государством в правовом плане.

Основным гарантов защиты интересов материнства и детства является в первую очередь Конституция Российской Федерации, содержащая положение о том, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Другими словами, государство признает, что семья, рождение детей, брак является общественно важным явлением, а не только частным делом каждого.

Конституционно-правовая защита –это комплекс гарантированных государством мер, направленных на реализацию законных прав граждан [5, с. 15]. Исполнение конституционно-правовой защиты позволяет каждому члену общества реализовывать основные права благодаря созданию надлежащих социальных и правовых условий.

В данной статье материнство и детство рассматривается как объект социально-правовой защиты государства, тем самым предполагает удовлетворение основных потребностей семьи, связанных с охраной здоровья, обеспечением безопасности, получением образование и материальным благосостоянием, а также созданием благоприятных условий для воспитания детей.

Рассмотрим основные проблемы, которые касаются всех типов семей.

  1. Финансовые проблемы. Пожалуй, одной из самых актуальных и первостепенных проблем является материально-бытовая проблема, так как в России многие семьи имеют достаток ниже среднего, или же вовсе находятся за чертой бедностью что ведет за собой экономию на одежду, еду, нормальные условия проживания и т.д. Это может происходить так же из-за невостребованности одного из члена семьи на рынке труда, что способствует ухудшению материального положения семьи и снижению уровня жизни населения страны в целом.
  2. Жилищная проблема, также является острой проблемой, так как около большинство семей в России не имеют собственного жилья, и как правило из-за высоких цен на недвижимость и невыгодных условий ипотечного кредитования.
  3. Выплаты пособий для нуждающихся граждан не соотносится с принципами социального страхования и с принципами права социального обеспечения, это можно наблюдать по установлению пособий, размер выплат, которых ниже прожиточного минимума. Другими словами, помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, не могут в полной мере воспользоваться конституционным правом, а именно на адекватное получение помощи от государства.
  4. Правовое регулирование обеспечения граждан пособиями не отвечает ни принципам права социального обеспечения, ни принципам обязательного социального страхования (ограничение страховых пособий максимальными размерами; установление пособий в размере ниже прожиточного минимума и др.) [4, с. 43].

В качестве примера можно привести п 3. ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», который устанавливает пособия по беременности в размере минимального размера оплаты труда при страховом стаже менее 6 месяцев [1, с. 34]

Пособия по беременности в размере МРОТ юридически не позволяет молодым семьям, в том числе и студентам, обзавестись ребенком, так как недостаток денег и экономия на всем может негативно отразиться на здоровье матери и ее будущего ребенка.

Ситуация с размером выплаты пособий на самом деле очень печальная, и является прямым нарушением конституционных прав, а именно правом на достойную жизнь.

В 2017 в Российской Федерации определяется право на пособие по беременности и родам в размере 300 руб. тем женщинам, которые были уволены с организации в связи с ее ликвидации, в том числе прекращением физическим лицам деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, и любая другая деятельность, подлежащая государственной регистрации и лицензированию.

Размер пособий противоречит с принципами их предоставления, так как пособия должны выплачиваться за счет средств обязательного страхования, а преподносятся как минимальная поддержка от государства. Так как работник потерял работу не по своей вине, ему необходимо выплачивать пособие на общих основания, т.е. в размере 100% от среднемесячного заработка [7, с. 29].

Еще одним решением данной проблемы может стать введение права на родительское пособие, как для женщин, так и для мужчин, в случае если они зарегистрировались в качестве безработных в течении 12 месяцев после сокращения, и также выплачивать пособия в размере 100% от среднемесячного заработка.

Принципы обязательного социального страхования необходимо пересмотреть, так как они не соотносятся с жизненными реалиями: необходимо исчислять единовременные пособия при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью застрахованным гражданам не в конкретно установленном размере, а соразмерно прожиточному минимуму, с учетом затрат на оплату жилья и коммунальных услуг, образование и здоровье детей и т.д., а также разработать механизм его индексации. При этом имеет смысл дифференцировать размер пособия при рождении первого, второго, третьего и последующих детей, что будет соответствовать целям демографической политики [3, с. 54].

  1. Отсутствие на федеральном уровне гарантий предоставления ежемесячного пособия на ребенка, условия и размеры которого устанавливаются с 1 января 2005 г. каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно.

Также изменило ситуацию в назначении ежемесячного пособия на ребенка принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, в котором говорится о том, что предоставление пособия на ребенка переходит в компетенцию региональных органов государственной власти.

Одной из недостатков данной системы является то, что единых «тарифов» и правил нет: порядок и размер выплаты данного пособия определяются региональным законодательством в каждом субъекте РФ по-разному [1, с. 32].

  1. отказ в предоставлении жилищных субсидий, а также отказ в улучшении жилищных условия нуждающимся семьям.
  2. проблемы с обеспечением и оборудованием земельных участков, предоставленных государством семьям.

Несмотря на широкий список льгот предусмотренных законодательством, меры государственной помощи различным категория граждан нельзя считать адекватными и реально улучшающими положение семьи.

Немонетарные льготы также считаются не эффективным инструментом государственной помощи, потому что в большинство случаев, то, что предусматривается государством, а именно льготные кредиты, беспроцентные ссуды, на практике так и остается на уровне «содействие в предоставлении» и «помощь в выделении»

Другими словами, что около половины льгот существуют только на бумаге и их реализация находится в прямой зависимости от бюджета субъектов Российской Федерации. Такое положение вещей не позволяет в надлежащей мере реализовать права детей из нуждающихся семей на приемлемые условия содержания, воспитания и всестороннего развития.

В данной статье хотелось бы предложить меры по совершенствованию регионального законодательства, на примере Московского, регулирующего предоставление ежемесячного пособия на ребенка, свидетельствует о необходимости его совершенствования. Прежде всего в нем необходимо закрепить все общефедеральные гарантии, установленные Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ, такие как:

  1. установление пособия на каждого ребенка до 18 лет, учитывая нормы Конвенции о правах ребенка;
  2. установление возрастного критерия, как условия определяющего размер пособия, также увеличение размера пособия в зависимости от его целевого назначения и возраста ребенка;
  3. расширение списка получателей пособий, включение в него фактических воспитателей и приемных родителей. Это также относится к расширению списка семей, нуждающихся в повышенном размере пособия, то есть не только неполные семьи, состоящие из матери и ребенка, но и любые другие неполные семьи с одним родителем, приемным родителем, фактическим воспитателем, опекуном, попечителем и т.д.
  4. установление повышенного размера пособия студенческим семьям и семьям с ребенком-инвалидом, в силу обстоятельств невозможности получить нужный стаж для застрахованных лиц, предписанный законодательством [6, с. 76].

Также одним из решений проблем было бы использование методов общественного контроля за исполнением государственными учреждениями своих функций по охране материнства и детства. К примеру молодые семьи могут объединить свои усилия и создать общественную организацию.

Анализируя состояние семей в Российской Федерации, можно прийти к выводу, что законодательные акты в полной мере не гарантирую защиту прав семьей, а также не реализуется право на достойную жизнь.

Необходимо вносить не только изменения в Федеральные законы, для того чтобы они соответствовали жизненным реалиям, но и поддержать предложение о необходимости разработки и реализации нового федерального закона о государственной поддержке семьи, материнства и детства, в котором бы закреплялись правовые, социальные и материальные меры поддержки семьи, гарантируемых государством [2, с. 6].

Новый Федеральный закон касался всех типов семей, представляется более справедливым и обоснованным, чем нормативно-правовые акты посвященные только многодетным или неполным семьям. Безусловно, такие семьи нуждаются в особой заботе, однако не стоит забывать о молодых семьях, студенческих, или просто о семьях, испытывающие временный кризис. Реализация и разработка закона должна предшествоваться научному обоснованию его разработки, однако на данном этапе участие должны проявлять не только экспертное сообщество, но и должны учитываться мнения самих семей с детьми, а также с использованием позитивного регионального опыта.

При подготовке такого акта необходимо закрепить в нем статью об общественных объединениях граждан, имеющих детей, предусмотрев в ней, в частности, что вопросы, затрагивающие интересы семей с детьми, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием указанных общественных объединений или по согласованию с ними.

Эффективному развитию семейной политики будет способствовать конструктивный и открытый диалог между обществом и государственной властью, а повышение эффективности предоставляемых мер поддержки улучшит демографическую ситуацию и уровень жизни в целом.

Исходя из написанного, можно сделать вывод, что государство на данном этапе своего развития нуждается в разработке современной государственной семейной программе, которая бы основывалась на концепции демографической политики и на стратегии социально-экономического развития. Наша страна нуждается в выработке современной комплексной государственной семейной программы, основанной на стратегии социально-экономического развития и концепции демографической политики. Также следует отметить, что внедрение новых пособий и льгот не решат полностью проблемы в реализации конституционных прав граждан, необходимо создать такие условия для граждан, в которой полной мере реализовывалось бы основное конституционное право: право на достойную жизнь.

Литературный обзор правового регулирования охраны материнства в Российской Федерации

В настоящее время проблемы правового регулирования охраны материнства, как и отцовства, детства и семьи в целом, являются актуальными и сложными для современной России. Семья как социальный институт является своеобразным фундаментом, на который опираются многочисленные политические, социально-экономические и культурные процессы, происходящие в нашей стране, и, от того в каком состоянии находится современная семья, зависит не только настоящее, но и будущее нашей страны.

Во многом современные негативные тенденции, происходящие сейчас в обществе, связаны именно с кризисом института семьи. Так по данным газеты «Правда.ру», ученые ООН нарисовали своеобразную «карту вымирания», согласно которой Россия занимает четвертое место среди стран, которые «обезлюдят» быстрее всех. Рядом с Россией в списке расположились Макао, Гонконг, Босния, Мальта, Словакия, Сингапур, Румыния, Венгрия и Украина, где по данным ученых станет пусто в 3200 году, при этом в России – на 350 лет раньше. Однако, газета «Правда.ру» считает такой прогноз весьма оптимистичным, по сравнению с докладом специалистов Берлинского университета, представленным в Московском центре Карнеги в октябре 2011 года, где сообщается, что к 2050 году население России «естественно убудет» почти на 35 миллионов человек [20]. Таким образом, демографическая ситуация в России носит угрожающий для ее населения характер и во многом обязывает государство принять меры по преодолению сложившегося кризиса.

Настоящее исследование содержит обзор научной и научно-популярной литературы, посвященной проблемам и перспективам правового регулирования охраны материнства в Российской Федерации. В статье подобран материал, который содержит описание основных проблем, с которыми может столкнуться женщина, ожидающая или уже родившая ребенка, возможные пути их решения, перечислены основные права и обязанности в сфере материнства, спрогнозированы возможные перспективы развития законодательства в данной сфере. Материал настоящего исследования направлен на укрепление роли материнства как общественно-значимого явления, повышение правовой грамотности общества в данном вопросе.

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой под материнством понимается состояние женщины-матери (преимущественно о периоде беременности и младенческих лет ребенка), а также свойственное матери осознание родственной связи с детьми. С медицинской точки зрения, материнство представляет собой функцию женского организма, направленную на продолжение человеческого рода и включающую в себя такие биологические аспекты как вынашивание, рождение и вскармливание ребенка. Ребенок, развивающийся в теле матери на протяжении многих месяцев, является его неотъемлемой частью и поэтому не может существовать отдельно от него. При этом беременность и роды приводят к перестройке не только всего организма женщины, но и существенно влияют на ее психическое состояние. Именно из внутреннего единства матери и ребенка у женщины возникают собственно сами материнские чувства, главное из которых – забота о ребенке [21].

Таким образом, материнство по своей природе является биологическим состоянием женщины, однако ввиду наличия родственной связи матери с ребенком, а также осознанием женщины этой связи, материнство из биологического процесса переходит в социальный.

С самого начала женщина, став матерью, проявляет заботу о ребенке: кормит, одевает, следит за его чистотой. Со временем ее забота изменяется, приобретает новые формы, становится привязанностью. Так или иначе, единство матери и ребенка навсегда останется между ними, и любое нарушение этого единства способно пагубно сказаться как на ребенке, так и на самой матери. Помимо заботы о ребенке, существует другое, не менее важное проявление материнства – обучение и воспитание. По своей сути эти два процесса являются более сложными способами общения с ребенком, которые в полной мере может обеспечить только мать ребенка. Так, обучая ребенка речи, мать постепенно вводит его в мир людей, открывает ему жизненные явления, помогает постичь их суть. С одной стороны, мать направляет ребенка на определенные поступки, а с другой – учит оценивать их, развивает представления ребенка об окружающем мире.

Вместе с первыми социальными понятиями, мать формирует у ребенка представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, о должном и допустимом. Иными словами, в ребенка воспитываются нравственность, его жизненные ценности и мировоззрение. Отсюда вывод, что от матери зависит очень многое в жизни каждого человека, особенно то, каким он вырастет как личность. Будущее любого государства напрямую зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав и гарантий матерей, их охрана и регулирование должно являться одной из первостепенных задач нашего государства.

В настоящее время многие проблемы материнства начинаются с положения женщины в семье.

В статье Ю.А. Болдиной «Положение женщины в семье» говорится, что одной из проблем современной семьи в России является конфликт между социальными ролями женщины: с одной стороны, высокая занятость женщин в общественном производстве приводит к снижению рождаемости, с другой – отсутствие постоянного заработка существенно снижает семейный доход. Наряду с этим, автор выделяет и другие, не менее важные проблемы современной женщины: снижение деторождения, сложности отношений между супругами, между родителями и детьми, специфичная трактовка взглядов на женщину средствами массовой информации, насилие над женщиной в семье и в обществе. По мнению автора, в настоящее время основная задача женщины – суметь выжить в современном мире, сохранить свою семью и максимально оградить ее от негативных факторов. Автор считает, что к эффективным мерам борьбы со сложившейся ситуацией относится создание государством необходимых условий для реализации семьей ее основных функций, повышение качества жизни всех членов семьи, а также принцип равноправия мужчин и женщин в трудовой и общественной деятельности [5, С. 74-78].

Необходимо отметить, что правовое регулирование охраны материнства в Российской Федерации имеет, прежде всего, конституционно-правовую основу. В диссертации «Конституционно-правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства в России» кандидата юридических наук Кузнецовой О.В. проводится исследование конституционно-правовых принципов, гарантий и мер защиты семьи, материнства, отцовства и детства. По мнению автора, важнейшая роль в регулировании семейных отношений принадлежит конституционному праву, поскольку Конституция РФ по своему статусу является высшим юридическим гарантом осуществления правовой защиты в России. Основная идея, которую преследует Кузнецова О.В. в своем исследовании, заключается в рассмотрении существующих проблем семьи, материнства, отцовства и детства на конституционно-правовом уровне при помощи средств категориального аппарата конституционного права [11].

По научно-исследовательской тематике диссертация кандидата юридических наук Шушании Ш.С. «Конституционно-правовое регулирование государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России» представляются схожим с предыдущей исследовательской работой. В данном случае, автором проводится исследование правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а также рассматривается практика их применения в России. В своей работе автор обосновывает необходимость формирования комплексной региональной стратегии, направленной на повышение ценности семьи и семейного образа жизни, оказания помощи семье в реализации всех ее функций. В качестве цели исследования, автор определяет развитие научных знаний о конституционно-правовом регулировании государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России, направленных на совершенствование действующего законодательства в данной сфере [17].

Особенность данной научной работы в том, что автор выдвигает конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России.

В диссертации «Государственная социальная политика в области защиты материнства и детства: 1990-е гг.» кандидата исторических наук Кучеренко А.В. проводится научное исследование с целью проведения системного анализа эволюции государственной социальной политики Российской Федерации в сфере защиты материнства и детства в условиях системных реформ 1990-х годов. Как считает автор, исследование социальной политики в отношении детей и материнства представляется актуальным в контексте необходимости решения вопроса о характере воспроизводства населения страны, обеспечивающего ее динамичное развитие в современном мире. В своей работе Кучеренко А.В. рассматривает особенности положения российских детей в условиях кризиса, анализирует процесс формирования новой системы организационного и законодательного регулирования политики в сфере защиты материнства и детства, характеризует основные направления и приоритеты государственной политики в данной сфере. Именно глубинные негативные изменения, которые происходили в сфере общественной морали в 1990-е гг., в первую очередь порождали рост асоциальных проявлений, отражавшихся на женщинах и детях. Что касается государственной семейной политики, то здесь при формальной ориентации на европейские стандарты и нормы в стране отсутствовало адекватное финансирование программ защиты материнства и детства, выявилось стремление переложить бремя социальной помощи на регионы. По мнению автора, рассмотренные им методы в ходе проведения научного исследования, позволяют переосмыслить и обобщить опыт государственной политики Российской Федерации в отношении защиты детей в 1990-е годы [12].

Стоит учитывать, что в настоящее время государственная семейная политика не может ограничиваться лишь созданием условий для реализации семьей функции воспроизводства населения, а также предоставлением необходимой помощи семьям. Постепенно все большее значение приобретает ее социокультурная направленность на укрепление в общественном сознании семьи как величайшей ценности, повышение социального статуса материнства, отцовства и детства.

Позиция О.И. Волжиной в статье «Укрепление ценности семьи как направление государственной семейной политики» заключается в том, что основной задачей государственной семейной политики должно быть именно повышение ценности семейного образа жизни в интересах устойчивого развития общества. Необходимость данного подхода автор объясняет рядом причин: во-первых, по причине утраты семьей устойчивой экономической и психологической состоятельности в обществе, государству приходится усиливать социальную помощь семье; во-вторых – по причине снижения социально-экономических возможностей у многих семей отсутствует возможность в полной мере обеспечить воспроизводство населения и осуществить социализацию детей. Автор считает, что в сложившихся условиях существует потребность в конструктивной семейной политике, направленной на поддержание ценностного статуса семьи. Важной задачей такой политики, по мнению автора, является повышение социального статуса родительства. Приоритетными направлениями в решении данной задачи является содействие повышению ответственности родителей перед своими детьми, формирование и совершенствование системы государственного стимулирования и поощрения выполнения родительской функции, расширение отражения роли, целей и задач родительства в законодательстве, усиление ответственности за невыполнение родительских функций, повышение статуса родителей в профессиональных сферах занятости и т.д. [6, С. 103-108].

Статья Е.Ю. Удалых «Материнство и детство в русской культуре» по своему содержанию и замыслу отражает основные идеи предыдущей статьи. В данной статье автором рассматриваются особенности восприятия детства в традиционной отечественной культуре на разных этапах ее исторического развития, показываются существенные отличия отношения к детству. Автор статьи приходит к заключению о том, что возвращение к традиционному пониманию детства и материнства в русской общественности способно оздоровить современную духовную и демографическую ситуацию в стране [18, С 266-271].

Основной задачей диссертации «Социальная защита материнства и детства в условиях социально-экономической трансформации российского общества» кандидата социологических наук Шакировой Н.Н. является анализ социальной защиты материнства и детства в изменяющихся социально-экономических условиях современной России. По мнению автора, исследование взаимоотношений государства, материнства и детства состоит, прежде всего, в необходимости познания и оценке характера, механизмов и социальной эффективности государственной политики в данной сфере. В процессе исследования автором получены результаты, свидетельствующие о влиянии социально-экономических условий на положение женщин и динамику рождаемости, рассмотрены нормативно-правовые документы и их недостатки в социальной защите материнства и детства [16].

Авторы учебного пособия «Социальные пособия и иные меры социальной поддержки семьям с детьми в Российской Федерации» Корсаненкова А.Ф. и Корсаненкова Ю.Б. отмечают, что за последнее время в нашей стране произошло резкое ухудшение материальное положение семей с детьми. В связи с этим возникает необходимость в исследовании проблем, касающихся семей с детьми, проведении оценки действующего законодательства в данной сфере, рассмотрение видов детских пособий, их влияния на уровень доходов семьи, обзор типологий семей с детьми. Авторы, опираясь на труды отечественных ученых-правоведов и социальных работников, нормы международного права и опыт зарубежных стран, обосновывают необходимость изменения существующих подходов к целевому предназначению отдельных видов пособий на детей, их роли в доходах семей, формированию системы социальных пособий. Авторами вносятся многочисленные обоснованные предложения по изменению и совершенствованию отечественного законодательства о пособиях семьям, имеющих детей [10].

В статье О.Ю. Баздыревой «Стандартизация социального обслуживания молодой семьи» дается характеристика системе стандартизации социального обслуживания населения, перечисляются сами стандарты в данной сфере, в том числе для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По мнению автора, отсутствие стандартов в сфере социального обслуживания молодой семьи является показателем неразвитости комплекса услуг для данной категории населения, что в целом приводит к ухудшению положения молодой семьи. Автор считает, что через разработку и принятие стандартов можно достичь наиболее высокого уровня упорядоченности в системе социального обслуживания и повысить уровень конкурентоспособности предоставляемых социальных услуг, что в будущем позволит максимально учесть потребности молодой семьи [4].

В диссертации «Правовое регулирование труда и социального обеспечения лиц с семейными обязанностями» кандидата юридических наук Дзгоевой Ф.О. основной целью является разработка понятия «лица с семейными обязанностями» в законодательстве, а также раскрытие особенностей правового регулирования труда и социального обеспечения для рассматриваемой категории общества. Автор исследования считает, что поскольку семейная политика является составной частью государственной социальной политики, то в таком случае она должна адекватно отражаться в нормах трудового права и права социального обеспечения. В свое работе автор опирается на достижения российского и зарубежного законодательства, исследует правоприменительную практику, вносит свои предложения по совершенствованию законодательства для разработанной им категории «лиц с семейными обязанностями». По мнению автора, сформулированные им положения помогут дать дополнительные и реальные гарантии осуществления трудовых прав рассматриваемой им категории работников и усилить их социальную защищенность, восполнить пробелы и совершенствовать действующее трудовое законодательство и законодательство в сфере социального обеспечения [8].

Диссертация «Современные проблемы правовой защиты женщин в сфере трудовых отношений» кандидата юридических наук Адриановской Т.Л. представляют собой анализ правового регулирования системы трудовых отношений с участием женщин в разные периоды исторического развития России, рассмотрение вопросов единства и дифференциации норм трудового права, регламентирующих защиту труда женщин, исследование правовых средств защиты женщин. В результате исследования, автор приходит к заключению, что трудовые отношения с участием женщин, выполняющих функции материнства, регулируются в специальном порядке, который дает основание рассматривать женщин-работниц как объект специальной правовой защиты в сфере трудового права [2].

В своей статье «Особенности охраны труда женщин» Л.Н. Анисимов рассматривает нормы по охране труда и дополнительные гарантии, распространяющиеся на труд женщин, имеющих и (или) ожидающих детей. По мнению автора, помимо общих норм охраны труда, на трудовые отношения с женщинами, имеющими или ожидающими детей, распространяются специфические нормы охраны труда и действуют дополнительные гарантии, необходимые для защиты их социальной родительской доли. Автор отмечает, что создание особой охраны труда женщин является важнейшей социальной проблемы для всех стран. Данные меры призваны обеспечить сохранность жизни и здоровья женщины-работника и дают ей возможность реализовать право на материнство и обеспечить право ребёнка и иного нетрудоспособного члена семьи на необходимый уход и воспитание. В связи с техническим прогрессом, экономической и демографической ситуацией, сложившейся в России, в настоящее время охрана труда требует принятия дополнительных и более детальных законодательных решений, что говорит о потребности в ее дальнейшем усовершенствовании [3, С. 32-35].

Диссертация «Социальная защита материнства и детства: на примере Республики Северная Осетия-Алания» кандидата социологических наук Касаевой Л.В. по своим целям напоминают предыдущее научное исследование и представляют собой анализ формирования системы социальной защиты материнства и детства в Республике Северная Осетия-Алания. Особенностью данного исследования является то, что автором выявляется специфика социальной защиты материнства и детства в экстремальных условиях региона Северного Кавказа, а также предлагаются практические рекомендации по повышению эффективности социальной защиты материнства и детства. Автор отмечает, что наиболее оптимальной и естественной средой счастливого материнства и детства может быть только благополучная семья, поэтому все меры и программы по разработке системы социальной защиты материнства и детства должны основываться на концепции активной и научно-обоснованной семейной политики [9].

В статье С.И. Смирновской «Проблемы и перспективы развития социально-правовой защиты материнства, детства в городе Оренбурге и Оренбургской области» отмечается, что правовое закрепление защиты семьи в Конституции РФ свидетельствует о государственном признании ценности семьи и ее роли в общественном развитии. Автор признает, что в настоящее время в России очевиден кризис семьи, от которого в большей степени страдают дети. Ссылаясь на данные Московской Хельсинской группы по правам человека в регионах РФ, автор приводит многочисленные примеры лишения и ограничения родительских прав, роста детской преступности и сиротства. По мнению автора, меры направленные властями по данным направлениям не достаточно эффективно справляются с проблемами семейного неблагополучия. Зачастую в органы социальных служб попадают семьи уже находящиеся крайне тяжелом положении, а принятие таких мер как лишение родительских прав или изъятие ребенка из семьи создают дополнительные трудности по дальнейшей социальной адаптации как ребенка, так и его родителей. Автор считает, что в ходе реализации государственной семейной политики наиболее эффективным решением проблем будет являться своевременное выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной социальной защите, дальнейшее устройство детей в семью на воспитание, а также меры по осуществлению профилактики и предупреждению социального неблагополучия семьи [15].

В книге Агешкиной Н.А. и Колосовой Т.Ю. «Мать-одиночка: все права и льготы» дается определение понятию «мать-одиночка», обозначаются условия приобретения данного статуса, даются ответы на самые распространенные вопросы, касающиеся прав одиноких матерей, а также дается перечень всех пособий и льгот, которые предусмотрены действующим законодательством РФ [1].

К правой охране материнства в Российской Федерации можно отнести и правовое регулирование так называемого суррогатного материнства. В настоящее время под суррогатным материнством понимается вынашивание и рождение ребенка по договору, заключаемому между суррогатной матерью и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Диссертация кандидата юридических наук Митряковой Е.С. посвящена теме «Правового регулирования суррогатного материнства в России». В данном диссертационном исследовании автором проанализировано российское законодательство в сфере применения суррогатного материнства, правоприменительная практика, судебная практика зарубежных стран, взгляды ученых на проблемы, возникающие в связи с вынашиванием ребенка суррогатной матерью. Целью данного исследования для автора является выявление и решение наиболее важных проблем теоретического и практического характера в области применения суррогатного материнства, а также разработка рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства в данной области на основе научного анализа российского и зарубежного законодательства, трудов ученых и правоприменительной практики в области суррогатного материнства. В настоящем исследовании автором сформулированы конкретные предложения по совершенствованию законодательства в области правового регулирования данного метода вспомогательных репродуктивных технологий [13].

В статье «Пробелы российского законодательства о суррогатном материнстве» Петюковой О.Н. поднимается проблема существования пробелов в российском законодательстве о суррогатном материнстве.

Автор отмечает, что нормативно-правовая база о суррогатном материнстве весьма ограничена и содержит множество пробельных моментов. Автор выделяет некоторые из них:

– отсутствие четких правовых норм, регулирующих вопросы суррогатного материнства;

– незащищенность одной стороны договора от недобросовестности другой стороны;

– расхождение медицинской с юридической терминологией в данной сфере и т.д.

Автор считает, что следует утвердить типовую форму договора о суррогатном материнстве, необходимо соблюдать все права и законные интересы вынашиваемого суррогатной матерью ребенка, а также существует потребность в законодательной регламентации каждого аспекта данных правоотношений, в разработке мер ответственности за неисполнение сторонами своих обязанностей по договору. По мнению автора, такие меры будут способствовать повышению качества и эффективности семейно-правовых норм о защите прав детей, что гарантирует реализацию прав будущих поколений [14].

В вопросе правового регулирования охраны материнства в РФ имеются научные исследования сфере судопроизводства, а именно: диссертация «Судопроизводство по делам об оспаривании отцовства (материнства)» кандидата юридических наук Гавриловой С.Ю. Цель авторского исследования заключается в проведении комплексного анализа судопроизводства по делам об оспаривании отцовства (материнства), рассмотрении каждой стадии судопроизводства с выделением особенностей, характерных именно для дел, указанной категории, выявлении наиболее распространенных ошибок при рассмотрении в судах исков об оспаривании отцовства (материнства) и поиск путей их устранения для повышения качества правоприменительной практики. Для достижения поставленной цели автор проводит изучение и анализ работ ученых-правоведов по общим вопросам, касающимся отдельных стадий судопроизводства, выявляет существенные особенности на каждой стадии процесса, дел об оспаривании отцовства (материнства), исследует отличительные особенности данной категории дел и их соотношение с другими категориями семейных дел, а также изучает судебную практику по делам об оспаривании отцовства (материнства) [7].

Ознакомившись с представленными научными работами, следует сделать вывод о том, что государственная поддержка института материнства должна осуществляться путем создания надлежащих правовых, социально-экономических и иных условий и гарантий, обеспечивающих благоприятные жизненные условия для семьи, гарантирующих государственную охрану и защиту прав матери, отца и ребенка.

1. Агешкина Н.А., Колосова Т.Ю. Мать-одиночка: все права и льготы. М.: Эксмо, 2012. – 112 с.

2. Андриановская Т.Л. Современные проблемы правовой защиты женщин в сфере трудовых отношений: дис. канд. юрид. наук.– Санкт-Петербург, 2005. – 64 с.

Конституционно-правовое регулирование государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

На правах рукописи

Шушания Шорена Семеновна

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА, ОТЦОВСТВА И ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Диссертационное исследование выполнено на кафедре государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент

Киреева Елена Юрьевна

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Нарутто Светлана Васильевна;

кандидат юридических наук Месилов Максим Александрович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российская правовая

академия Министерства юстиции Российской Федерации»

Защита состоится 28 июня 2011г. в 16.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 502.006.01 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, пр. Вернадского, 84, корпус 1 ауд. 2312.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС.

Автореферат разослан 27 мая 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институты семьи, материнства, отцовства и детства приобретают повышенную публичную значимость, чго обусловливает необходимость создания законодателем адекватной системы социальной защиты. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей; повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи, сделав их адресными.

Система защиты семьи, материнства, отцовства и детства призвана не только гарантировать надлежащий уровень материального обеспечения, но и способствовать созданию реальных предпосылок для становления семей с детьми субъектами экономической деятельности в условиях формирующегося рынка труда.

В Российской Федерации существует ряд нерешенных социальных проблем, к числу которых относятся: низкая по сравнению с развитыми странами заработная плата, рост цен и тарифов, падение жизненного уровня, увеличение безработицы, недостаточная защищенность детей, женщин, недоступность для молодых людей качественного профессионального образования, медицинского обслуживания; отсутствие должных условий для приобретения жилья и приемлемых условий отдыха; ряд других. Такое состояние социальной сферы на современном этапе развития России требует активизации социальной политики вообще и демографической в частности.

В последнее время принят ряд важнейших законодательных актов в этом направлении. Однако проблема охраны и семьи, материнства, отцовства и детства продолжает оставаться актуальной, затрагивает вопросы жизнедеятельности каждого россиянина. Необходим общий системный анализ законодательства в области охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства для оценки степени его развития и приближения его системности к тому уровню, когда можно говорить о стройном и целостном механизме охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Однако в настоящее время имеются лишь отдельные

разрозненные исследования в рассматриваемой области правовых отношений.

Правовое регулирование семейных отношений направлено, прежде всего, на охрану прав и интересов членов семьи, создание в семье необходимых условий для воспитания детей. Критерием «качества жизни» становится и «качество человека», что определяет и перемены в роли спорта, медицины, искусства. Затраты на «индустрию здоровья» составляют уже сегодня 20% национального дохода развитых стран: профилактика, ранняя диагностика, отказ от грубого и запоздалого «ремонта» человека. Начался моральный террор против курильщиков, материальное и моральное стимулирование здорового образа жизни. Создается новый имидж нового человека.

Но становится очевиден кризис семьи как традиционной «ячейки общества», индивид, а не семья выступает в роли «социальной единицы» — приоритетными стали права «свободной личности». Появились «заменители» семьи: группы, кружки по интересам, клубы знакомств и т.д.

В связи с этим представляются актуальными исследование институтов семьи и брака как объектов конституционно-правового регулирования; системы правового регулирования государственной поддержки семьи материнства, отцовства и детства; реформирования политики государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; разработки государственных гарантий и мер государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России; защиты имущественных прав ребенка в условиях приоритета государственной поддержки в случаях распада семьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; поддержки семей, усыновивших (удочеривших) детей, в современном российском обществе; практики решения проблем семьи, материнства, отцовства и детства в отдельных субъектах Российской Федерации.

Невысокая степень научной разработанности данной темы в современной российской и зарубежной литературе, а также ее очевидная практическая значимость обусловили выбор в качестве темы настоящего исследования.

Степень научной разработанности исследования. Неоднократно обращались к исследованию семьи как к генетическому источнику социальной сферы общества многие российские ученые (В.П.Васильев, В.И.Жуков, И.Г.Зайнышев, С.В.Кадомцева, ГН.Карелова, В.М.Капицын, В.Н.Ковалев, В.В.Колков, В.Г.Малыхин, Г.И.Осадчая, Л.И.Савинов,

Б.В.Тихомиров, С.В.Устименко, Е.И.Холостова, Т.В.Шеляг, З.А.Янкова и ДР-)-

Новый этап в развитии научных взглядов на политику государства в отношении семьи и детей относится к началу 90-х годов XX в. и связан с процессами осознания новой роли семьи в обществе, необходимости существенных изменений в осуществлении государственной семейной политики. Этим проблемам посвящен целый ряд научных исследований (В.Н.Архангельский, А.Г.Вишневский, С.В.Дармодехин, Л.Т.Дулинова, В.В.Елизаров, Л.П.Кукса, В.А.Луков, М.С.Мацковский, Э.А.Манукян, В.М.Медков, О.Б.Осколкова, А.М.Панов, Л.В.Топчий, Е.М. Черняк). Различные проблемы жизнедеятельности семьи, ее социальной защиты рассматриваются в работах В.Н.Бобкова, Ж.Е.Ивановой, Ю.А.Королева, А.Ф.Кусова, КШ.Муратова, Н.В.Панкратьевой, Л.С.Ржаницыной и др.

В юридической науке последнего времени попытку исследования особенностей социального обеспечения населения предпринимали Е.Г.Азарова, Г.Б.Челнокова, Л.В.Отырба, Е.В.Протас, Е.В.Соловьева, Е.Ф.Чернышева, Л.В.Сотникова и др.

Констатируя, что проблемы государственной поддержки семьи и социальной сферы в целом изучаются сегодня весьма широко и плодотворно представителями различных отраслей науки, заметим, что конкретные вопросы конституционно-правового регулирования государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России пока не стали предметом специального юридического исследования, изучены недостаточно и поэтому не получили практического применения. Вместе с тем, в настоящее время существует настоятельная необходимость в системной концептуальной проработке данной темы, проведении комплексных исследований, целостном теоретическом осмыслений и, самое главное, в разработке практических рекомендаций по совершенствованию регулирования государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России.

Предметом диссертационного исследования являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, практика их реализации в современной России.

Целью исследования является развитие научных знаний о конституционно-правовом регулировании государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России.

В соответствии с указанной целью автор ставит перед собой следующие задачи:

— проанализировать понятия «семья» и «брак» как объекты конституционно-правового регулирования;

изучить проблемы утверждения базовых принципов конституционно-правового регулирования государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России, нацеленных на реализацию национального проекта в области демографии;

— обобщить систему правового регулирования государственной поддержки семьи материнства, отцовства и детства;

рассмотреть реформирование политики государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;

— исследовать разработку государственных гарантий и мер государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России и выявить меры по защите имущественных прав ребенка в условиях приоритета государственной поддержки в случаях распада семьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— проанализировать законодательное регулирование государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Москве;

оценить эффективность законодательного регулирования государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Московской области.

Методологической основой для полного, комплексного и системного решения поставленных в работе задач является весь комплекс общенаучных методов познания.

При выполнении работы использовались такие м.етоды научного анализа, как сравнительно-правовой, конкретно-исторический, лингвистический, логико-юридический, структурно-функциональный, институциональный, статистический, формально-юридический,

Эмпирическую основу исследования составили, прежде всего, материалы статистической отчетности. В работе использовались материалы отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является комплексным исследованием, посвященным конституционно-правовому регулированию государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России. Вопросы, рассмотренные в работе, до этого были предметом научных исследований в сфере экономической социологии и демографии.

В работе исследованы эволюция взглядов ученых на сущность институтов семьи и брака как объектов конституционно-правового регулирования; система правового регулирования государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; реформирование политики государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; разработка государственных гарантий и мер государственной поддержки семь и, материнства, отцовства и детства в России; защита имущественных прав ребенка в условиях приоритета государственной поддержки в случаях распада семьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; поддержка семей, усыновивших (удочеривших) детей, в современном российском обществе; практика решения проблем семьи, материнства, отцовства и детства в Москве и Московской области.

Исследование содержит теоретические выводы по вопросам конституционно-правового регулирования государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России. На фактическом материале проиллюстрированы особенности правового регулирования отношений по государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Москве и Московской области.

Диссертант выдвигает конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России.

В результате проведенного автором исследования на защиту выносятся следующие положения диссертации, одновременно отражающие и ее научную новизну:

1. Закрепление в ст. 38 Конституции Российской Федерации положения о государственной охране, поддержке и защите семьи свидетельствует о том, что российское общество заинтересовано в сохранении и укреплении семьи как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших социальных функций. В диссертационном исследовании представлено авторское определение понятия «государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и

детства», которое определяется как система решений субъектов государственной семейной политики, имеющих целью организовать среду, обеспечивающую благоприятные социально-экономические условия для социализации детей и возможности совмещения материнства, отцовства и профессиональной деятельности, на основе адресности оказания помощи.

2. Реализация положений о социальном характере государства, закрепленном в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, в современных условиях предполагает адресный характер государственной политики в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Следствием этого является направление усилий государства на оказание социальной поддержки наиболее слабым индивидам (детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и т.п.), а также на побуждение к труду и самообеспечению иных категорий граждан.

3. Среди конституционных механизмов защиты прав ребенка в Российской Федерации диссертант отметил позитивную роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Однако наряду с общей позитивной тенденцией развития его правозащитной деятельности выявлен ряд проблем правового регулирования статуса данного органа. В соответствии с международными стандартами государственных правозащитных институтов должны быть установлены гарантии его независимости, а именно:

а) особый порядок назначения, предполагающий право неправительственных правозащитных организаций предлагать кандидатуры на данную должность;

б) срочный характер полномочий;

в) перечень установленных в законе обстоятельств, препятствующих выполнению обязанностей по данной должности и являющихся основанием для досрочного прекращения полномочий.

4. Обоснована необходимость закрепления статуса Уполномоченного по правам ребенка в федеральном законе, который должен регулировать круг полномочий по выявлению и проверке фактов нарушения прав ребенка, а также меры реагирования по восстановлению нарушенных прав и привлечению к ответственности виновных лиц.

Наряду с указанными целесообразно наделить Уполномоченного по правам ребенка правом осуществлять мониторинг соблюдения прав

ребенка в Российской Федерации и по его результатам вносить предложения по совершенствованию законодательства и мер государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

5. Сделан вывод о том, что до сих пор в субъектах Российской Федерации отсутствует программный документ, определяющий основные приоритеты и направления семейной политики и содержащий комплекс мероприятий, направленных на их реализацию. Автором обоснована необходимость формирования комплексной региональной стратегии, консолидирующей все общество и направленной на повышение ценности семьи и семейного образа жизни, оказания помощи семье в реализации всех ее функций, которая должна включать следующие направления:

а) меры экономического характера, обеспечивающие условия для удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независимости;

б) меры социальной поддержки и социального обеспечения семьи и детства;

в) меры по улучшению демографической ситуации, направленные на повышение рождаемости;

г) по формированию нравственно-ценностных основ семьи и брака, укреплению духовных основ общества. В целях повышения значимости семьи и семейного образа жизни предложено разработать и ввести в действие систему подготовки молодежи к браку и семейной жизни (система общего и начального профессионального образования); преподавание в рамках регионального компонента стандартов среднего и высшего профессионального образования специальных курсов, ориентированных на роль и значимость семьи в жизни человека и общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты исследования, теоретические выводы, предложения, а также научно-практические рекомендации могут: быть учтены: а) при разработке федеральных законов, регулирующих поддержку семьи, материнства, отцовства и детства; б) в процессе текущего нормотворчества; в) приняты во внимание при разработке подзаконных актов; г) использованы в научных целях, а также реализованы в учебном процессе, например, при подготовке учебно-методических рекомендаций, учебников и пособий по курсам: «Конституционное право Российской Федерации», «Правоведение».

Апробация результатов исследования. Содержащиеся в

диссертации теоретические положения, выводы и научно-практические рекомендации, направленные на совершенствование действующего законодательства в области конституционно-правового регулирования государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России получили апробацию в учебном процессе Российского Государственного Аграрного Университета — МСХА им. К.А.Тимирязева при подготовке учебно-методических материалов по курсу «Конституционное право Российской Федерация», «Правоведение», при проведении автором лекционных и семинарских занятий по курсу «Конституционное право Российской Федерации», «Правоведение», докладах, сделанных диссертантом на научно-практических семинарах и конференциях, а также в публикациях основных положений диссертации.

Структура исследования. Структура диссертации обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка нормативных правовых актов, библиографии.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Во введении диссертации рассмотрены актуальность темы, степень ее научной разработанности, объект и предмет исследования, его цели и задачи, методологическая и эмпирическая основы, сформулирована научная новизна работы, а также основные положения, выносимые на защиту, определена теоретическая и практическая значимость выводов и предложений, приведены сведения об апробации результатов исследования, описана структура работы.

В Главе 1 — «Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства в контексте реализации принципа социального государства» -сформулированы теоретические основы поддержки семьи, материнства, отцовства и детства со стороны государства.

Автором проанализированы существующие в науке подходы к определению понятий «социальное государство», «семья», «брак». В связи с этим отмечено, что, провозглашение России социальным государством автоматически не приведет к реальным изменением на пути строительства социального государства. Формирование социального государства в постсоветской России находится в самом начале теоретической и практической разработки.

Современному социальному государству свойственно не только

закрепление соответствующего принципа в Конституции, но и наличие эффективной социальной политики и социальной рыночной экономики, обеспечивающих занятость, достойную заработную плату; развитое социальное страхование; поддержку семьи, материнства и детства, заботу о престарелых, молодежи и многое другое.

На основе анализа взглядов ученых исследован вопрос о долгосрочных национальных интересах России. Обращается внимание на то, что важно ориентироваться на категорию «репродуктивная активность» как деятельность человека, направленную на расширенное воспроизводство населения посредством рождения здоровых детей, их правильного воспитания и формирования высокоценного человеческого потенциала. Теоретический анализ качественных параметров репродуктивной активности (и ее «оборотной стороны» — репродуктивной пассивности) позволяет предположить, что они обусловлены влиянием совокупности объективных и субъективных факторов.

Основными условиями формирования и развития репродуктивной активности населения в целом является активность всех субъектов данного процесса: во-первых, государства, общества и хозяйственных структур -при формировании соответствующего «социального заказа», определении целей и путей воздействия на выработку репродуктивных ориентации (установок) определенных групп населения, адекватной оценке результатов репродукционного процесса; во-вторых, активность самого населения при непосредственном осуществлении репродуктивной деятельности, связанной с возникновением, формированием и развитием будущего человеческого потенциала.

Закрепление в ст. 38 Конституции Российской Федерации положения о государственной охране, поддержке и защите семьи свидетельствует о том, что российское общество заинтересовано в сохранении и укреплении семьи как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших социальных функции. Закрепление на конституционном уровне принципа государственной охраны, поддержки и защиты семьи означает также правовую охрану, поддержку и. защиту индивидуальных семей, из которых состоит общество.

Различные семьи для выявления особенностей их социальной и правовой защиты принято объединять в определенные типы, хотя, бесспорно, что все типы семьи, включая и молодую семью, существуют в рамках семьи в целом, а потому государственная семейная политика

предполагает наличие общих экономических, организационных и правовых мер, необходимых для охраны, поддержки и защиты всех типов семьи. О молодой семье общество и государство должны проявлять особую заботу, так как именно с этим типом семьи связано улучшение демографической ситуации в современной России, что в настоящее время является одним из приоритетных национальных проектов и основным направлением государственной семейной политики.

С другой стороны, именно молодая семья ввиду отсутствия у нее прочной экономической базы, достаточного опыта построения семейных отношений и целого ряда других обстоятельств более всего неустойчива, подвержена влиянию всей совокупности негативных факторов, воздействующих на семью как «изнутри», так и извне.

В диссертационном исследовании отмечено, что принятие в 1995 г. Семейного кодекса РФ стало новым этапом в правовом регулировании семейных отношений. Нормативная основа семейно-брачных отношений была приведена в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и, прежде всего, с Гражданским кодексом Российской Федерации. Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — Федеральный закон № 256-ФЗ). Также были установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

В главе 2 — «Меры государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства на современном этапе демографического кризиса в России и кризиса института брака в масштабе европейской цивилизации» — исследованы специфика государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства на современном этапе демографического кризиса в России и кризиса института брака в масштабе европейской цивилизации. Отмечено, что реализация политики государственной социальной поддержки материнства, отцовства и детства в Российской Федерации является составным элементом социальной защиты населения, одним из механизмов осуществления государственной семейной политики. Целью политики государственной социальной поддержки семей с детьми является оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций, в решении проблем, возникающих в их жизнедеятельности, с

которыми семьи не в состоянии справиться сами, за счет своих внутренних ресурсов.

Вместе с тем, объектами социальной поддержки должны являться не все и не любые типы семьи, а лишь те, которые действительно нуждаются в этом, которые или не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизни кризисами и проблемными ситуациями, или справляются с ними таким образом, что это негативно сказывается как на семье, так и на отдельных ее членах, в особенности на детях. Социальная поддержка должна быть направлена на конкретные семьи, испытывающие те или иные кризисы, другими словами социальная поддержка должны быть адресной.

Следовательно, социальная поддержка — это всегда работа с различными типами семей, испытывающими определенные трудности и проблемы. Отсюда вытекает важнейшая задача создания типологии семей с детьми адекватной целям социальной поддержки, то есть четкого определения критериев социальной поддержки со стороны государства. Очевидно, что такая типология может быть создана только в результате специальных, соответствующим образом организованных и ориентированных исследований, как фундаментальных, ориентированных на создание социологической типологии семей, так и прикладных, ориентированных на решение конкретных практических задач. Исследования также должны быть направлены на определение того, в какой степени существующая инфраструктура социальных служб удовлетворяет потребностям различных типов семей с детьми в социальной поддержке. Главное — это меры, направленные на подъем экономической самостоятельности семьи, на расширение ее собственных, внутренних возможностей в производстве, распределении и использовании семейного дохода. Таким образом, программы по укреплению семьи должны быть направлены на обеспечение прогрессивного роста ресурсов семьи, повышение уровня ее экономической самостоятельности, организованности, автономии и ответственности. Только в сочетании с программами подъема экономического благосостояния семьи могут развиваться и сыграть свою роль и другие меры экономической поддержки семей, в том числе разные виды пособий и льгот. Как подчеркивалось выше, социальная поддержка семей — это содействие в реализации всех возможных, а не только экономических потребностей семьи. Поэтому наряду с экономическими программами социальная поддержка семей

должна включать в себя и другие программы (программы семейного консультирования, программы планирования семьи и др.).

Обоснована необходимость осуществления активной социальной семейной политики, которая предполагает рассмотрение семьи в качестве субъекта общественного развития. В этом случае актуализируется процесс формирования: правовых основ системы кредитования молодых семей с установлением льготных ставок и порядка погашения представленных ссуд, включающих снижение процентных ставок за кредиты молодым семьям; введение института поручительства (разрешение выступать в этой роли не только родственникам, но и государственным и негосударственным предприятиям); стимулирование с помощью льгот всех методов и форм хозяйствования, отвечающих требованиям наиболее полного вовлечения молодых женщин, имеющих детей, в процесс производства; освобождение от налога на прибыль предприятий малого и среднего бизнеса, которые имеют в своем штате не менее 60% женщин и реализуют программу социальной защиты женщин и детей; предоставление молодым семьям возможности самим себя обеспечить за счет выделения земли для создания фермерских и подсобных хозяйств, производственных помещений, создание благоприятных условий для приобретения их в частную собственность.

Отношения молодой семьи и государства функционируют, в основном, стихийно, что существенно ограничивает права семьи, нередко приводит к монополизму государства и его институтов. Смешение семейной политики с социальной, общесоциальных проблем со специфическими семейными проблемами на практике тормозит становление семейной политики как самостоятельного направления деятельности государства и его органов власти.

В диссертации исследован вопрос о такой гарантии защиты прав ребенка, как институт ювенальной юстиции. Отмечено, что задачами ювенальной юстиции, с одной стороны, является «правосудие в отношении несовершеннолетних преступников или потерпевших, контроль за их реабилитацией и профилактика детской преступности». Однако помимо таких «узкоспециальных вопросов», ювенальная юстиция занимается также и более глобальными — защитой прав ребенка, причем в самом широком смысле. Именно этот последний аспект и вызывает больше всего споров, поскольку может коснуться не только юных правонарушителей и неблагополучных семей, но и практически каждого родителя.

Основываясь на анализе доктринальных источников и законодательства, автор выделил в структуре ювенальной юстиции как особого института судебной власти, следующие взаимодействующие элементы:

— судебные органы, рассматривающие дела, где одной из сторон является несовершеннолетний;

— специализированные структуры в органах следствия и дознания;

— учреждения, осуществляющие меры наказания в отношении несовершеннолетних;

— коллегиальные органы, осуществляющие несудебные юрисдикционные функции;

— органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних1;

— уполномоченные по правад! ребенка,

— институты гражданского общества.

Более детально по сравнению с указанными органами ювенальной юстиции в работе исследована деятельность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в области обеспечения защиты прав ребенка и содействия восстановлению нарушенных прав ребенка; правового просвещения в области защиты прав ребенка; проведения проверок деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц; привлечения в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов.

В целом отмечая общую позитивную тенденцию развития его правозащитной деятельности, автор выявил ряд проблем правового регулирования статуса данного органа. В соответствии с международными стандартами государственных правозащитных институтов (Резолюция ООН от 48/134 «Национальные учреждения, занимающиеся поощрением и защитой прав человека», в приложении к которой сформулированы «Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека» или так называемые

1 В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.

«Парижские принципы»2) должны быть установлены гарантии его независимости, а именно:

а) особый порядок назначения, предполагающий право неправительственных правозащитных организаций предлагать кандидатуры на данную должность;

б) срочный характер полномочий;

в) перечень установленных в законе обстоятельств, препятствующих выполнению обязанностей по данной должности и являющихся основанием для досрочного прекращения полномочий.

Также в исследовании обоснована необходимость закрепления статуса Уполномоченного по правам ребенка в федеральном законе, который должен закреплять круг полномочий по выявлению и проверке фактов нарушения прав ребенка, а также меры реагирования по восстановлению нарушенных прав и привлечению к ответственности виновных лиц.

По мнению автора, наряду с указанными целесообразно наделить Уполномоченного по правам ребенка правом осуществлять мониторинг соблюдения прав ребенка в Российской Федерации и по его результатам вносить предложения по совершенствованию законодательства и мер государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

Проведено исследование законодательных и организационных основ защиты имущественных прав ребенка, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отмечено, что имущественные права ребенка не относятся к числу однозначных понятий. Но в любом случае включение их в текст Семейного кодекса Российской Федерации имеет большой смысл, так как означает расширение круга отношений, регулируемых семейным законодательством, поскольку сюда входят имущественные права несовершеннолетних как в семье, так и за ее пределами.

В перечень имущественных прав ребенка Семейный кодекс включает также право на получение причитающихся ему платежей, выплачиваемых государством. Это может быть, например, пенсия по случаю утраты ребенком родителя-кормильца. Непосредственного отношения к правам ребенка в семье право на получение такой пенсии не имеет. Но по существу благодаря ей создаются материальные предпосылки надлежащих условий семейного воспитания.

2 Резолюции 48-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН (1993-1994 гг.)// http://www.un.org.

В исследовании проанализированы положения законодательства и правоприменительной практики по вопросам поддержки семей, усыновивших (удочеривших) детей.

В диссертации выделено три направления нормативно-правового регулирования правоотношений, возникающих в усыновительской семье и в социальном окружении усыновительской семьи, возникающих по поводу усыновления, а также различные уровни правового регулирования усыновления, среди них международный, уровень Российской Федерации и субъектов Федерации (региональный уровень).

Первое направление нормативно-правового регулирования правоотношений, возникающих в усыновительской семье — это регулирование семейных отношений (так как усыновительская семья является одним из типов семьи), реализуемое через семейное право.

Второе направление нормативно-правового регулирования усыновления и отношений, возникающих по поводу усыновления — это регулирование собственно процесса усыновления — т.е. юридического факта установления усыновления, а также правил отбора усыновителей, участие в нем государственных структур и юридические последствия усыновления. Отмечено, что в Российской Федерации усыновление строго регламентируется посредством законодательства.

Третье направление правового регулирования отношений, возникающих в процессе и по поводу усыновления касается соблюдения прав усыновляемого ребенка.

На международном уровне права усыновляемого ребенка закреплены посредством Конвенции о правах ребенка.

В законодательстве Российской Федерации закреплено, что усыновление является предпочтительной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, так как при усыновлении (удочерении) между ребенком, а впоследствии и его потомками, и лицами (лицом), усыновившими ребенка, и его родственниками устанавливаются такие же правовые отношения, как и предусмотренные законом для родителей и детей. Также, на федеральном уровне регулируется равенство прав детей, оставшихся без попечения родителей, быть усыновленными. Это обеспечивается через Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Региональные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации создаются с целью стимулирования усыновлений и осуществления гарантии материальной защищенности усыновленного ребенка.

Также, в ходе диссертационного исследования были выявлены недостатки нормативно-правовой базы в отношении усыновленного ребенка и семьи, усыновившей его. Это, в частности, проявляется в необеспечении механизмов контроля за соблюдением прав детей быть внесенными в Банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, что приводит к нарушению этих прав. Также, материальные пособия усыновленным детям не ориентированы на всех усыновляемых и усыновленных детей и, таким образом, не могут гарантировать материальную защищенность усыновленного ребенка. Кроме того, ни на федеральном, ни на региональном уровнях нет законодательных документов, обеспечивающих на государственном уровне оказание социально-психологической помощи семьям, усыновляющим или усыновившим ребенка.

В главе 3 — «Практика решения проблем семьи, материнства, отцовства и детства в субъектах Российской Федерации (на примере Москвы и Московской области)» — исследованы практика решения проблем семьи, материнства, отцовства и детства в таких субъектах Российской Федерации, как Москва и Московская область.

Исследование законодательства субъектов Российской Федерации (в том числе, законодательства г. Москвы и Московской области показало, что в ряде субъектов Федерации отсутствует программный документ, формирующий основные приоритеты и направления семейной политики и содержащий комплекс мероприятий, направленных на их реализацию. Необходимо формирование комплексной стратегии, консолидирующей все общество и направленной на повышение ценности семьи и семейного образа жизни, оказания помощи семье в реализации всех ее функций.

Программа семейной политики обеспечит дальнейшее продвижение по пути создания условий для удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независимости, а также роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, укреплении правовых и духовных основ общества. Позволит объединить усилия различных субъектов семейной политики, включая сами семьи.

Отмечено, что современная семейная политика в Москве характеризуется преобладанием форм социального обеспечения, оказанием социальной помощи, то есть семейная политика носит преимущественно патерналистский характер, рассматривая семью по большей части как объект социальной помощи, нежели как автономный активный субъект социально-экономических отношений. Необходимы меры, направленные на активизацию роли семьи как субъекта семейной политики.

Целесообразно продолжить реформирование законодательства по пути дальнейшей реализации адресного подхода при выплате семьям государственных социальных пособий, предоставлении субсидий и социальных услуг. Адресный подход должен выражаться в предоставлении поддержки не категориям семей, а отдельным семьям, действительно нуждающимся в помощи, на основе получения объективных данных об их положении. Важное место здесь принадлежит мониторингу положения семей на муниципальном уровне, развитию института участковых социальных работников, координационным механизмам деятельности.

Необходимо совершенствовать законодательство по вопросам поддержки семей в части разработки реального механизма помощи в строительстве и приобретении жилья (предоставление субсидий, беспроцентных ссуд, ипотечных кредитов, развитие накопительно-кооперативных схем, внедрение механизмов аренды государственного и муниципального жилья и других способов улучшения жилищных условий семей и др.), который сможет помочь в решении жилищной проблемы широкому кругу семей. Большинство семей в условиях дороговизны жилья и трудностей получения ипотеки на приемлемых для них условиях самостоятельно не могут решить свои жилищные проблемы. Среди молодежи преобладает мнение, что жилье, которое можно назвать доступным, не строится или его строится мало. Недостаточно масштабно реализуется информационная составляющая жилищной политики.

В целях повышения значимости семьи и семейного образа жизни необходимо разработать и ввести в действие систему подготовки молодежи к браку и семейной жизни (система общего и начального профессионального образования); преподавание в рамках регионального компонента стандартов среднего и высшего профессионального образования специальных курсов, ориентированных на роль и значимость семьи в жизни человека и общества.

Значимым направлением деятельности в рамках семейной политики выступает охрана репродуктивного здоровья, что особенно актуально в условиях распространенности бесплодия и допустимости добровольной бездетности. Здесь важны шаги в направлении профилактики абортов путем повышения культуры регулирования деторождения; содействия в сохранении и улучшении репродуктивного здоровья, реализации репродуктивных намерений при его нарушении. Следует предусмотреть возможность частичной или полной компенсации молодым семьям затрат на лечение бесплодия, использование новых репродуктивных технологий с целью рождения ребенка.

Обоснован вывод о том, что социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательных возможностей, усиление агрессии по отношению к детям являются причинами, которые обусловливают большие масштабы семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей.

В Московской области создана эффективная модель развития специализированных учреждений для несовершеннолетних. Деятельность учреждений строится на научно разработанных методиках и технологиях, накопленном практическом опыте реализуемых программ социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей.

Наряду с бесплатными социальными услугами для семей в трудной жизненной ситуации важным направлением представляется развитие системы частично оплачиваемых и платных социальных услуг (для семей с разным уровнем достатка). Необходимо предпринять ряд мер, способствующих расширению сети негосударственных учреждений, оказывающих семьям психологическую, педагогическую и иные виды помощи.

Значимую роль в достижении целей семейной политики должен сыграть ее информационный компонент, пропаганда приоритетов семейного единства и стабильности, направленная на поддержку и поощрение родителей в их стремлении оптимальным образом сочетать семейные и профессиональные обязанности.

В заключении изложены выводы, отражающие основные положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, а также обобщены предложения по законодательному совершенствованию государственной

поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации.

Основные положения диссертации раскрыты в публикациях:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии:

1. Шушания Ш.С. Проблемы дифференцированного подхода к учету формы семьи и ее особенностей при поддержке семьи, материнства и детства в России // Евразийский юридический журнал. 2010. № 12. — 0,5 п.л.

2. Шушания Ш.С. Проблемы поддержки семьи, материнства и детства в России // Современное право. 2010. № 12 (1). — 0, 4 п.л.

Статьи в иных изданиях:

3. Шушания Ш.С. Проблемы поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в свете реализации принципов социального государства в России // Государственное управление и право. Выпуск 8, 2009 / Под общ. редакцией И.Н. Барцица; Издательство РАГС. — Москва, 2009. — 0,8 п.л.

4. Шушания Ш.С. Конституционно-правовое регулирование демографической политики России // Государственное управление и право. Выпуск 10, 2010 / Под общ. редакцией И.Н. Барцица; Издательство МосГУ. — Москва, 2010. — 0,8 п.л.

5. Шушания Ш.С. Модели государственной поддержки семьи, материнства и детства в странах Европы // Нравственные императивы в праве. 2011. № 1. — 0,6 п.л.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Шушании Шорены Семеновны

Тема диссертационного исследования:

Конституционно-правовое регулирование государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации

Научный руководитель: Доктор юридических наук, доцент Киреева Елена Юрьевна

Изготовление оригинал-макета Шушания Ш.С.

Подписано в печать 25.05.2011. Тираж 80 экз. Усл. п.л. 1,0

Отпечатано в ОПМТ РАГС. Заказ № 202 119606. Москва, пр. Вернадского, 84.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Глава 1. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства в контексте . реализации принципа социального; государства. И

§1. Семья и брак как объекты конституционно-правового регулирования.

§2. Принципы конституционно-правового регулирования государственной поддержки семьи,- материнства, отцовства и детства в России.

§3. Система правового регулирования государственной поддержки семьи материнства, отцовства и детства;.

Глава 2. Меры государственной поддержки семьи, материнства; отцовства и детства на современном этапе развития России.

§ 1. Реформирование политики государственной поддержки семьи, матери нства;, отцовства и детства.

§2. Разработка государственных гарантий и■ мер государственной поддержки семьи* материнства, отцовства и детства в России;.;.

§3. Поддержка семей, усыновивших (удочеривших) детей, в г современном российском обществе.

Глава 3. Практика решения проблем семьи, материнства, отцовства и детства в субъектах Российской Федерации (на примере Москвы и Московской области).

§1. Законодательное регулирование государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Москве.—.

§2. Эффективность законодательного регулирования государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Московской области.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования. В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институты семьи, материнства, отцовства и детства приобретают повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость-создания-законодателем адекватной системьь социальной защиты. В’ Концепции демографической1 политики Российской Федерации на период до 2015 года в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей; повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи, сделав их адресными.

Система защиты семьи, материнства, отцовства и детства призвана не только гарантировать надлежащий уровень материального обеспечения, но и способствовать созданию реальных предпосылок для становления семей с детьми субъектами экономической деятельности, в условиях формирующегося рынка труда.

В Российской Федерации существует ряд нерешенных социальных проблем, к числу которых относятся: низкая по сравнению с развитыми странами заработная плата, рост цен и тарифов, падение жизненного уровня, увеличение безработицы, недостаточная защищенность детей, женщин, недоступность для молодых людей качественного профессионального образования, медицинского обслуживания; отсутствие должных условий для приобретения жилья и приемлемых условий отдыха; ряд других. Такое состояние социальной сферы на современном этапе развития России требует активизации социальной политики вообще и демографической в частности.

В последнее время принят ряд важнейших законодательных актов в этом направлении. Однако проблема охраны и семьи, материнства, отцовства и детства продолжает оставаться актуальной, затрагивает вопросы жизнедеятельности каждого россиянина. Необходим общий системный анализ законодательства в области охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства для оценки степени его развития и приближения его системности к тому уровню, когда можно говорить о стройном и целостном механизме охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Однако в настоящее время имеются лишь отдельные разрозненные исследования в рассматриваемой области правовых отношений.

Правовое регулирование семейных отношений направлено, прежде всего, на охрану прав« и интересов членов семьи, создание в семье необходимых условий для воспитания детей. Критерием «качества жизни» становится и «качество человека», что определяет и перемены в роли спорта, медицины, искусства. Затраты на «индустрию здоровья» составляют уже сегодня 20% национального дохода развитых стран: профилактика, ранняя* диагностика, отказ от грубого и запоздалого «ремонта» человека. Начался моральный террор против курильщиков, материальное и моральное стимулирование здорового образа жизни. Создается новый имидж нового человека.

Но становится очевиден кризис семьи как традиционной «ячейки общества», индивид, а не семья выступает в роли «социальной единицы» — приоритетными стали права «свободной личности». Появились «заменители» семьи: группы, кружки по интересам, клубы знакомств и т.д.

В связи с этим представляются актуальными исследование институтов семьи и брака как объектов конституционно-правового регулирования; системы правового регулирования государственной поддержки семьи материнства, отцовства и детства; реформирования политики государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; разработки государственных гарантий и мер государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России; защиты имущественных прав ребенка в условиях приоритета государственной поддержки в случаях распада семьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; поддержки семей, усыновивших (удочеривших) детей, в современном российском обществе; практики решения проблем семьи, материнства, отцовства и детства в отдельных субъектах Российской Федерации.

Невысокая степень научной разработанности данной темы в современной российской и зарубежной литературе, а также ее очевидная практическая значимость обусловили выбор в качестве темы настоящего исследования.

Степень научной разработанности^ исследования. Неоднократно обращались к исследованию семьи как к генетическому источнику социальной сферы общества многие российские ученые (В.П.Васильев, В.И.Жуков, И.Г.Зайнышев, С.В.Кадомцева, ГН.Карелова, В.М.Капицын, В.Н.Ковалев, ВЖКолков,

B.Г.Малыхин, Г.И.Осадчая, Л.И.Савинов, Б.В.Тихомиров, С.В.Устименко, Е.И.Холостова, Т.В.Шеляг, З.А.Янкова и др.).

Новый этап в развитии научных взглядов на политику государства в отношении семьи и детей относится к началу 90-х годов XX в. и связан с процессами осознания новой роли семьи в обществе, необходимости существенных изменений в осуществлении государственной семейной политики. Этим проблемам посвящен целый ряд научных исследований (В.Н.Архангельский, А.Г.Вишневский,

C.В.Дармодехин, Л.Т.Дулинова, В.В.Елизаров, Л.П.Кукса, В.А.Луков, М.С.Мацковский, Э.А.Манукян, В.М.Медков, О.Б.Осколкова, А.М.Панов, Л.В.Топчий, Е.М.Черняк). Различные проблемы жизнедеятельности семьи, ее социальной защиты рассматриваются в работах В.Н.Бобкова, Ж.Е.Ивановой, Ю.А.Королева, А.Ф.Кусова, Ю.И.Муратова, Н.В.Панкратьевой, Л.С.Ржаницыной и др.

В юридической науке последнего времени попытку исследования особенностей социального обеспечения населения предпринимали Е.Г.Азарова, Г.Б.Челнокова, Л.В.Отырба, Е.В.Протас, Е.В.Соловьева, Е.Ф.Чернышева, Л.В.Сотникова и др.

Констатируя, что проблемы государственной поддержки семьи и социальной сферы в целом изучаются сегодня весьма широко и плодотворно представителями различных отраслей науки, заметим, что конкретные вопросы конституционно-правового регулирования государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России пока не стали предметом специального юридического исследования, изучены недостаточно и поэтому не получили практического применения. Вместе с тем, в настоящее время существует настоятельная необходимость в системной концептуальной проработке данной темы, проведении комплексных исследований, целостном теоретическом осмыслений и, самое главное, в разработке практических рекомендаций по совершенствованию регулирования государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся; в сфере: реализации, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России.

Предметом диссертационного исследования являютсяь правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и: детства; практика- их реализации — в современной России.

Целью исследования является развитие научных; знаний’ о конституционно-правовом регулировании государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России.

В соответствии с указанной целью автор ставит перед собой следующие задачи:

— проанализировать понятия «семья» и «брак» как объекты конституционно-правового регулирования;

— изучить проблемы утверждения базовых принципов конституционно-правового регулирования государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России, нацеленных на реализацию национального проекта в области демографии;

— обобщить систему правового регулирования государственной поддержки семьи материнства, отцовства и детства;

— рассмотреть реформирование политики государственной.поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;

— исследовать разработку государственных гарантий и мер государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России и выявить меры по защите имущественных прав ребенка в условиях приоритета государственной поддержки в случаях распада семьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— проанализировать законодательное регулирование государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Москве;

— оценить эффективность законодательного регулирования государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Московской области.

Методологической основой для полного, комплексного и системного решения поставленных в работе задач является весь комплекс общенаучных методов познания.

При выполнении работы использовались Автор Шушания, Шорена Семеновна Город Москва Год 2011 Звание кандидата юридических наук КОД ВАК 12.00.02

Правовая защита семьи материнства отцовства и детства в рф