Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Проект федерального закона подготовлен в пакете с проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и иными законопроектами, внесёнными Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и направленными на достижение целевых показателей Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, в том числе на обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

В связи с изменением возраста выхода на пенсию граждан Российской Федерации возникает опасность необоснованного отказа в приёме на работу или необоснованного увольнения лиц, достигших предпенсионного возраста.

Проектом федерального закона предлагается установить уголовную ответственность за такие деяния. В этих целях Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется статьёй 144 1 . В качестве наказания предусматриваются штраф или обязательные работы.

На законопроект представлены положительные официальные отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Новое о законопроектах: от первого чтения до подписания

29 октября 2018 года

Приведён список законопроектов, для каждого из которых дана информация о текущей стадии законодательного процесса (от принятия в первом чтении и до подписания Президентом РФ). Из списка можно перейти в актуальный текст законопроекта.
Список подготавливается специалистами компании «КонсультантПлюс». Более полная информация об упомянутых в данном материале документах представлена в информационном банке «Законопроекты».

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ С 25 ПО 29 ОКТЯБРЯ 2018 ГОДА

Приняты Государственной Думой ФС РФ в окончательной редакции

Проект Федерального закона N 560064-7

«О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Россия — Эстония» на период 2014 — 2020 годов»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 560057-7

«О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Россия — Литва» на период 2014 — 2020 годов»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 559909-7

«О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион Балтийского моря» на период 2014 — 2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение)»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 552199-7

«О ратификации Протокола о внесении изменения в Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанный 23 декабря 2014 года»

(внесен Президентом РФ)

Проект Федерального закона N 551485-7

«О внесении изменений в статью 165 Налогового кодекса Российской Федерации» (об уточнении перечня документов, представляемых для применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость)»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 550262-7

«О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации в части недопущения повторного налогообложения налогом на добавленную стоимость при преобразовании арендных соглашений в концессионные»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 549800-7

«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (по вопросам подсудности окружных военных судов)»

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ)

Проект Федерального закона N 549737-7

«О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов» (в целях приведения в соответствие системы военных судов в связи с созданием кассационного и апелляционного военных судов)»

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ)

Проект Федерального закона N 549709-7

«О создании, упразднении некоторых военных судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов» (в целях приведения в соответствие системы военных судов в связи с созданием кассационного и апелляционного военных судов)»

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ)

Проект Федерального закона N 548879-7

«О ратификации Протокола о применении отдельных положений Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанного 23 декабря 2014 года»

(внесен Президентом РФ)

Проект Федерального закона N 548169-7

«О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания на территории Российской Федерации Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых Государств»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 544585-7

«О внесении изменений в статьи 2 и 29 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в части совершенствования механизма установления и применения социальных гарантий, предусмотренных для члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы)

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ, членами Совета Федерации ФС РФ)

Проект Федерального закона N 542914-7

«О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества «Газпром — Южная Осетия»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 452608-7

«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в части уточнения порядка отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования)»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 443468-7

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части выплаты пенсии по случаю потери кормильца»

(внесен членами Совета Федерации ФС РФ, депутатами Государственной Думы ФС РФ)

Проект Федерального закона N 441842-7

«О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 13 и 27 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 386110-7

«О внесении изменений в статью 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части наделения военнослужащих войск национальной гвардии полномочиями по доставлению физического лица, судна и других орудий совершения административного правонарушения)»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 339044-7

«О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (в части информирования операторами связи абонентов о наличии задолженности за оказанные услуги связи)»

(внесен членом Совета Федерации ФС РФ, депутатами Государственной Думы ФС РФ)

Проект Федерального закона N 286371-7

«О внесении изменений в статью 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в части усиления ответственности за фиктивную постановку на учет лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации)»

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ)

Приняты Государственной Думой ФС РФ во II чтении

Проект Федерального закона N 364444-7

«О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в части дополнения основных направлений государственной аграрной политики и установления запрета на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока)»

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ, членом Совета Федерации ФС РФ)

Проект Федерального закона N 332647-7

«О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части уточнения порядка предоставления субсидии (компенсации) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг)»

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ, членом Совета Федерации ФС РФ)

Приняты Государственной Думой ФС РФ в I чтении

Проект Федерального закона N 551847-7

«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»)»

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ, членами Совета Федерации ФС РФ)

Проект Федерального закона N 551846-7

«О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»)»

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ, членами Совета Федерации ФС РФ)

Проект Федерального закона N 551845-7

«О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)»

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ, членами Совета Федерации ФС РФ)

Проект Федерального закона N 527255-7

«О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (в части упрощенного порядка принятия в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан)

Обзор законопроектов

26 октября 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В целях предотвращения использования допинга в спорте депутатами ГД ФС РФ от фракции ЛДПР предлагается расширить список нарушений антидопинговых правил, а также включить спортсменов в качестве субъектов соответствующих административных правонарушений.

Так, устанавливается ответственность за использование или попытку использования спортсменом допинга, за фальсификацию или попытку фальсификации спортсменом, тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта допинг-контроля, а также за распространение указанными лицами запрещенных субстанций или методов.

Штрафы за данные правонарушения составят от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

— расширить субъектный состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.52 Кодекса РФ об административных правонарушениях, путем распространения административной ответственности за нарушение обязанностей по раскрытию информации на саморегулируемые организации (далее также — СРО) в сфере финансового рынка;

— дополнить КоАП РФ новой ст. 14.52.2, устанавливающей административную ответственность СРО в сфере финансового рынка, саморегулируемых организаций актуариев за нарушение требований федеральных законов и нормативных актов Банка России;

— отнести рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях к компетенции Банка России;

— предусмотреть, что если лица, привлеченные к административной ответственности, будут оплачивать административный штраф не позднее 30 дней с даты вступления в силу постановления Банка России по делу об административном правонарушении, то они могут внести половину его суммы.

Законопроектом N 495959-7 в целях предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также хищений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предлагается дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях новой статьей «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно проекту Закона за указанное заведомо ложное экспертное заключение на эксперта, экспертную организацию, уполномоченного представителя экспертной организации предусматривается наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц — от 100 тыс. руб. до 150 тыс. руб.

Также планируется внести корреспондирующие изменения в другие статьи КоАП РФ, касающиеся наделения полномочиями по рассмотрению дел об указанных административных правонарушениях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, органа исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, контрольных органов в сфере закупок и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа.

Законопроект N 495957-7 предлагает одноименной статьей дополнить Уголовный кодекс РФ, а также внести корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части наделения следователей СК РФ полномочиями по производству предварительного следствия по уголовным делам о соответствующих преступлениях.

Уголовная ответственность предусматривается за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации, заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это повлекло причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или смерть человека по неосторожности либо смерть двух и более лиц по неосторожности.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Правительством РФ предлагается снять запрет на перестрахование рисков по обязательному страхованию. Риски страховой выплаты, превышающие размер собственного удержания перестрахователя, подлежат передаче в перестрахование, в т.ч. в национальную перестраховочную компанию, которой в соответствии со ст. 13 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщики обязаны предложить 10% передаваемых в перестрахование обязательств, что будет способствовать перераспределению рисков.

Законопроектом уточняется понятийный аппарат, в частности, корректируется определение «представитель страховщика в субъекте РФ».

Иностранные лица — владельцы транспортных средств, въезжающие на территорию РФ на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве, обязаны иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или в рамках международных систем страхования.

Уточняется перечень оснований для предъявления страховщиком, выплатившим страховое возмещение, регрессного требования к лицу, ответственному за причиненный вред. При этом не допускается предъявление такого требования к виновному в ДТП пешеходу, если он получил ранение, увечье либо погиб в результате ДТП, а также к его родственникам и наследникам.

В связи с изменением порядка регистрации транспортных средств, самоходных машин и других видов техники и выдачи документов на право управления ими соответствующие изменения предлагаются в ст. 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Так, владельцы тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин обязаны предоставить страховщику свидетельство о прохождении ТО в отношении указанных транспортных средств для заключения договора обязательного страхования, за исключением случаев, если нормативными правовыми актами в области ТО тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин прохождение ТО не требуется.

Также предусматривается, что органы, осуществляющие региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, контролируют исполнение владельцами транспортных средств обязанности по страхованию при регистрации и осуществлении иных полномочий по надзору в области технического состояния самоходных машин и других видов техники. Лица, управляющие тракторами, самоходными дорожно-строительными и иными машинами, по требованию должностных лиц органов, осуществляющих региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, представляют для проверки страховой полис обязательного страхования.

Разработчики проекта уравнивают в статусе страховые полисы, приобретенные у страховщика и оформленные на бумажном носителе, и страховые полисы в виде электронных документов и определяют их как единый вид страховых полисов, составляемых в письменной форме в соответствии со ст. 940 Гражданского кодекса РФ. При этом исключается система двойного учета страховых полисов в бумажном и электронном виде в информационной системе и отчетности страховщиков. Полисам каждого страховщика присваиваются уникальные порядковые номера. Исключается необходимость изготовления полисов на бланках строгой отчетности с применением специальных методов защиты.

Для полноты и достоверности информации, содержащейся в АИС обязательного страхования, законопроект предусматривает перечень обязательных сведений, которые должны вноситься в указанную информационную систему.

Кроме того, подготовлены изменения, касающиеся осуществления компенсационных выплат. Уточняется перечень лиц, которые вправе предъявить требование об осуществлении компенсационной выплаты.

Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Инициаторами законопроекта предлагается внедрить механизм временной правовой охраны промышленных образцов (одежды, обуви, аксессуаров и др.).

Согласно законопроекту Роспатент по ходатайству заявителя будет публиковать в официальном бюллетене сведения о заявке на промышленный образец, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом.

Публикация не будет производиться, если заявка на промышленный образец была отозвана или признана отозванной либо на ее основании состоялась регистрация промышленного образца.

Промышленному образцу, на который подана заявка, со дня публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента будет предоставляться временная правовая охрана в объеме совокупности его существенных признаков.

В период временной охраны правообладатель сможет получить с пользователей денежное вознаграждение при условии, что промышленный образец будет зарегистрирован.

В целях обеспечения полноты, достоверности и своевременного размещения информации в государственно-информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) депутатами ГД ФС РФ предлагается возложить обязанность по размещению в ГИС ЖКХ договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме на лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности, с которыми собственники их заключили, одновременно освободив граждан от этой обязанности.

Действующей редакцией Жилищного кодекса РФ в качестве обязательного условия предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт закреплено отсутствие задолженности по оплате ежемесячного взноса на капитальный ремонт.

Факт отсутствия такой задолженности подтверждается гражданами (одиноко проживающими неработающими 70- и 80-летними пенсионерами) путем предоставления в уполномоченный орган ежемесячных сведений об оплате взноса за капитальный ремонт.

Разработчиками законопроекта предлагается освободить граждан от бремени доказывания отсутствия задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт в целях получения компенсации.

Планируется установить, что информацию о наличии у граждан задолженности по уплате ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, подтвержденной вступившим в законную силу решением суда, в целях предоставления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ получает у регионального оператора либо владельца специального счета по запросу.

Одновременно определяется срок предоставления региональным оператором или владельцем специального счета указанной информации в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ.

В целях реализации правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 06.02.2018 N 6-П, Правительством РФ предлагается освободить налогового агента от ответственности за несвоевременное уплату НДФЛ.

Налоговый агент будет освобожден от ответственности в случае, если он предоставит в установленный срок налоговый расчет (расчет по налогу), содержащий достоверные сведения, при отсутствии фактов неотражения или неполноты отражения в нем сведений и (или) ошибок, приводящих к занижению суммы налога.

Также расчет должен быть представлен налоговым агентом самостоятельно до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Кроме того, налоговым агентом должны быть перечислены соответствующая сумма налога и пени.

В целях оптимизации порядка передачи страховыми организациями страхового портфеля, а также закрепления при его передаче обязанности компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов Правительством РФ предлагается:

— уточнить назначение резервов, формируемых профессиональным объединением страховщиков, из средств, полученных им в виде отчислений страховщиков от страховых премий по договорам обязательного страхования, для отнесения этих средств к целевым поступлениям, не учитываемым по налогу на прибыль;

— определить источники компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов при передаче страхового портфеля управляющей страховой организации;

— скорректировать порядок передачи страхового портфеля на условиях компенсации профессиональным объединением недостающей части активов управляющей страховой организации либо управляющим страховым организациям, предусмотрев при этом возможность выбора такой (таких) организации (организаций) и компенсации недостающей части активов исключительно денежными средствами. Планируется предусмотреть требования к срокам компенсации и порядок распределения недостающей части активов, а также необходимость указания в уведомлении о передаче страхового портфеля информации о каждой управляющей страховой организации и информации о договорах страхования, передаваемых каждой из управляющих страховых организаций (в случае если их несколько);

— исключить нереализуемые положения в части, касающейся порядка возврата остатка неиспользованных средств страховых резервов и остатка неиспользованных средств, предназначенных для финансирования компенсационных выплат.

Правительством РФ планируется установить возможность аннулирования Банком России лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в случае привлечения профессионального участника рынка ценных бумаг к административной ответственности за незаконные организацию и (или) проведение азартных игр, за нарушение законодательства о лотереях в части проведения лотереи без решения Правительства РФ о ее проведении.

Кроме того, предлагается дополнить Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» нормами, предусматривающими проведение организаторами азартных игр отдельных видов азартных игр исключительно в казино и залах игровых автоматов, расположенных в игорных зонах.

Одновременно закрепляется необходимость обращения уполномоченного органа в суд с требованием об аннулировании лицензии в случае неосуществления организаторами азартных игр своей деятельности в течение квартала в календарном году.

Проектом уточняются требования к игорному заведению: предусматривается обязательное размещение в доступном для посетителей игорного заведения месте информации о выданной банковской гарантии, обеспечивающей исполнение своих обязательств перед участниками азартных игр.

Законопроект разработан в целях повышения эффективности воздействия со стороны Банка России на недобросовестные кредитные организации путем обеспечения соизмеримости штрафа, налагаемого Банком России на нарушающие требования законодательства Российской Федерации кредитные организации, с выгодой, получаемой ими от проведения их клиентами сомнительных операций.

Планируется наделить Банк России правом налагать на недобросовестные кредитные организации штрафы в размере до 1% собственных средств (капитала) кредитных организаций.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Депутатами ГД ФС РФ предлагается обеспечить возможность возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью члена его семьи либо близкого родственника, на которого не был приобретен билет.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА

Авторами проекта Закона устанавливаются особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утв. Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176.

В частности, закрепляется, что государственной охране подлежат объекты культурного наследия — ансамбли или достопримечательные места, расположенные в границах историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов.

Предусматриваются особенности отнесения расположенных в границах территорий указанных музеев-заповедников и музейных комплексов объектов культурного наследия к ансамблям или достопримечательным местам, определение их пообъектного состава, а также срок осуществления таких мероприятий органами охраны объектов культурного наследия.

На территории историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов осуществляется деятельность, предусмотренная Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Уточняется содержание сведений о музеях-заповедниках и музейных комплексах, подлежащих внесению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Рассматриваемым законопроектом планируется наделить Правительство РФ полномочиями по определению порядка направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью.

Одновременно устанавливается, что при невозможности самостоятельного обращения осужденного в суд с ходатайством об освобождении начальник учреждения или органа, исполняющего наказание, будет иметь право внести в суд представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью.

В целях повышения эффективности системы мер социальной адаптации осужденных Правительством РФ предлагается сократить сроки фактически отбытого наказания, после которых возможна замена наказания в виде лишения свободы принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены лишения свободы иными более мягкими видами наказания или для применения условно-досрочного освобождения.

По мнению разработчиков законопроекта, более широкое применение наказания в виде принудительных работ позволит увеличить число трудоустроенных осужденных, будет способствовать их дальнейшей ресоциализации, а также увеличению доходов федерального бюджета, полученных от перечисления в федеральный бюджет средств, удерживаемых из заработной платы осужденных.

ВНЕСЕННЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

Обзор законопроектов

26 октября 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В целях предотвращения использования допинга в спорте депутатами ГД ФС РФ от фракции ЛДПР предлагается расширить список нарушений антидопинговых правил, а также включить спортсменов в качестве субъектов соответствующих административных правонарушений.

Так, устанавливается ответственность за использование или попытку использования спортсменом допинга, за фальсификацию или попытку фальсификации спортсменом, тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта допинг-контроля, а также за распространение указанными лицами запрещенных субстанций или методов.

Штрафы за данные правонарушения составят от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

— расширить субъектный состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.52 Кодекса РФ об административных правонарушениях, путем распространения административной ответственности за нарушение обязанностей по раскрытию информации на саморегулируемые организации (далее также — СРО) в сфере финансового рынка;

— дополнить КоАП РФ новой ст. 14.52.2, устанавливающей административную ответственность СРО в сфере финансового рынка, саморегулируемых организаций актуариев за нарушение требований федеральных законов и нормативных актов Банка России;

— отнести рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях к компетенции Банка России;

— предусмотреть, что если лица, привлеченные к административной ответственности, будут оплачивать административный штраф не позднее 30 дней с даты вступления в силу постановления Банка России по делу об административном правонарушении, то они могут внести половину его суммы.

Законопроектом N 495959-7 в целях предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также хищений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предлагается дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях новой статьей «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно проекту Закона за указанное заведомо ложное экспертное заключение на эксперта, экспертную организацию, уполномоченного представителя экспертной организации предусматривается наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц — от 100 тыс. руб. до 150 тыс. руб.

Также планируется внести корреспондирующие изменения в другие статьи КоАП РФ, касающиеся наделения полномочиями по рассмотрению дел об указанных административных правонарушениях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, органа исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, контрольных органов в сфере закупок и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа.

Законопроект N 495957-7 предлагает одноименной статьей дополнить Уголовный кодекс РФ, а также внести корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части наделения следователей СК РФ полномочиями по производству предварительного следствия по уголовным делам о соответствующих преступлениях.

Уголовная ответственность предусматривается за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации, заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это повлекло причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или смерть человека по неосторожности либо смерть двух и более лиц по неосторожности.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Правительством РФ предлагается снять запрет на перестрахование рисков по обязательному страхованию. Риски страховой выплаты, превышающие размер собственного удержания перестрахователя, подлежат передаче в перестрахование, в т.ч. в национальную перестраховочную компанию, которой в соответствии со ст. 13 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщики обязаны предложить 10% передаваемых в перестрахование обязательств, что будет способствовать перераспределению рисков.

Законопроектом уточняется понятийный аппарат, в частности, корректируется определение «представитель страховщика в субъекте РФ».

Иностранные лица — владельцы транспортных средств, въезжающие на территорию РФ на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве, обязаны иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или в рамках международных систем страхования.

Уточняется перечень оснований для предъявления страховщиком, выплатившим страховое возмещение, регрессного требования к лицу, ответственному за причиненный вред. При этом не допускается предъявление такого требования к виновному в ДТП пешеходу, если он получил ранение, увечье либо погиб в результате ДТП, а также к его родственникам и наследникам.

В связи с изменением порядка регистрации транспортных средств, самоходных машин и других видов техники и выдачи документов на право управления ими соответствующие изменения предлагаются в ст. 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Так, владельцы тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин обязаны предоставить страховщику свидетельство о прохождении ТО в отношении указанных транспортных средств для заключения договора обязательного страхования, за исключением случаев, если нормативными правовыми актами в области ТО тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин прохождение ТО не требуется.

Также предусматривается, что органы, осуществляющие региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, контролируют исполнение владельцами транспортных средств обязанности по страхованию при регистрации и осуществлении иных полномочий по надзору в области технического состояния самоходных машин и других видов техники. Лица, управляющие тракторами, самоходными дорожно-строительными и иными машинами, по требованию должностных лиц органов, осуществляющих региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, представляют для проверки страховой полис обязательного страхования.

Разработчики проекта уравнивают в статусе страховые полисы, приобретенные у страховщика и оформленные на бумажном носителе, и страховые полисы в виде электронных документов и определяют их как единый вид страховых полисов, составляемых в письменной форме в соответствии со ст. 940 Гражданского кодекса РФ. При этом исключается система двойного учета страховых полисов в бумажном и электронном виде в информационной системе и отчетности страховщиков. Полисам каждого страховщика присваиваются уникальные порядковые номера. Исключается необходимость изготовления полисов на бланках строгой отчетности с применением специальных методов защиты.

Для полноты и достоверности информации, содержащейся в АИС обязательного страхования, законопроект предусматривает перечень обязательных сведений, которые должны вноситься в указанную информационную систему.

Кроме того, подготовлены изменения, касающиеся осуществления компенсационных выплат. Уточняется перечень лиц, которые вправе предъявить требование об осуществлении компенсационной выплаты.

Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Инициаторами законопроекта предлагается внедрить механизм временной правовой охраны промышленных образцов (одежды, обуви, аксессуаров и др.).

Согласно законопроекту Роспатент по ходатайству заявителя будет публиковать в официальном бюллетене сведения о заявке на промышленный образец, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом.

Публикация не будет производиться, если заявка на промышленный образец была отозвана или признана отозванной либо на ее основании состоялась регистрация промышленного образца.

Промышленному образцу, на который подана заявка, со дня публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента будет предоставляться временная правовая охрана в объеме совокупности его существенных признаков.

В период временной охраны правообладатель сможет получить с пользователей денежное вознаграждение при условии, что промышленный образец будет зарегистрирован.

В целях обеспечения полноты, достоверности и своевременного размещения информации в государственно-информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) депутатами ГД ФС РФ предлагается возложить обязанность по размещению в ГИС ЖКХ договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме на лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности, с которыми собственники их заключили, одновременно освободив граждан от этой обязанности.

Действующей редакцией Жилищного кодекса РФ в качестве обязательного условия предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт закреплено отсутствие задолженности по оплате ежемесячного взноса на капитальный ремонт.

Факт отсутствия такой задолженности подтверждается гражданами (одиноко проживающими неработающими 70- и 80-летними пенсионерами) путем предоставления в уполномоченный орган ежемесячных сведений об оплате взноса за капитальный ремонт.

Разработчиками законопроекта предлагается освободить граждан от бремени доказывания отсутствия задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт в целях получения компенсации.

Планируется установить, что информацию о наличии у граждан задолженности по уплате ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, подтвержденной вступившим в законную силу решением суда, в целях предоставления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ получает у регионального оператора либо владельца специального счета по запросу.

Одновременно определяется срок предоставления региональным оператором или владельцем специального счета указанной информации в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ.

В целях реализации правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 06.02.2018 N 6-П, Правительством РФ предлагается освободить налогового агента от ответственности за несвоевременное уплату НДФЛ.

Налоговый агент будет освобожден от ответственности в случае, если он предоставит в установленный срок налоговый расчет (расчет по налогу), содержащий достоверные сведения, при отсутствии фактов неотражения или неполноты отражения в нем сведений и (или) ошибок, приводящих к занижению суммы налога.

Также расчет должен быть представлен налоговым агентом самостоятельно до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Кроме того, налоговым агентом должны быть перечислены соответствующая сумма налога и пени.

В целях оптимизации порядка передачи страховыми организациями страхового портфеля, а также закрепления при его передаче обязанности компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов Правительством РФ предлагается:

— уточнить назначение резервов, формируемых профессиональным объединением страховщиков, из средств, полученных им в виде отчислений страховщиков от страховых премий по договорам обязательного страхования, для отнесения этих средств к целевым поступлениям, не учитываемым по налогу на прибыль;

— определить источники компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов при передаче страхового портфеля управляющей страховой организации;

— скорректировать порядок передачи страхового портфеля на условиях компенсации профессиональным объединением недостающей части активов управляющей страховой организации либо управляющим страховым организациям, предусмотрев при этом возможность выбора такой (таких) организации (организаций) и компенсации недостающей части активов исключительно денежными средствами. Планируется предусмотреть требования к срокам компенсации и порядок распределения недостающей части активов, а также необходимость указания в уведомлении о передаче страхового портфеля информации о каждой управляющей страховой организации и информации о договорах страхования, передаваемых каждой из управляющих страховых организаций (в случае если их несколько);

— исключить нереализуемые положения в части, касающейся порядка возврата остатка неиспользованных средств страховых резервов и остатка неиспользованных средств, предназначенных для финансирования компенсационных выплат.

Правительством РФ планируется установить возможность аннулирования Банком России лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в случае привлечения профессионального участника рынка ценных бумаг к административной ответственности за незаконные организацию и (или) проведение азартных игр, за нарушение законодательства о лотереях в части проведения лотереи без решения Правительства РФ о ее проведении.

Кроме того, предлагается дополнить Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» нормами, предусматривающими проведение организаторами азартных игр отдельных видов азартных игр исключительно в казино и залах игровых автоматов, расположенных в игорных зонах.

Одновременно закрепляется необходимость обращения уполномоченного органа в суд с требованием об аннулировании лицензии в случае неосуществления организаторами азартных игр своей деятельности в течение квартала в календарном году.

Проектом уточняются требования к игорному заведению: предусматривается обязательное размещение в доступном для посетителей игорного заведения месте информации о выданной банковской гарантии, обеспечивающей исполнение своих обязательств перед участниками азартных игр.

Законопроект разработан в целях повышения эффективности воздействия со стороны Банка России на недобросовестные кредитные организации путем обеспечения соизмеримости штрафа, налагаемого Банком России на нарушающие требования законодательства Российской Федерации кредитные организации, с выгодой, получаемой ими от проведения их клиентами сомнительных операций.

Планируется наделить Банк России правом налагать на недобросовестные кредитные организации штрафы в размере до 1% собственных средств (капитала) кредитных организаций.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Депутатами ГД ФС РФ предлагается обеспечить возможность возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью члена его семьи либо близкого родственника, на которого не был приобретен билет.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА

Авторами проекта Закона устанавливаются особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утв. Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176.

В частности, закрепляется, что государственной охране подлежат объекты культурного наследия — ансамбли или достопримечательные места, расположенные в границах историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов.

Предусматриваются особенности отнесения расположенных в границах территорий указанных музеев-заповедников и музейных комплексов объектов культурного наследия к ансамблям или достопримечательным местам, определение их пообъектного состава, а также срок осуществления таких мероприятий органами охраны объектов культурного наследия.

На территории историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов осуществляется деятельность, предусмотренная Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Уточняется содержание сведений о музеях-заповедниках и музейных комплексах, подлежащих внесению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Рассматриваемым законопроектом планируется наделить Правительство РФ полномочиями по определению порядка направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью.

Одновременно устанавливается, что при невозможности самостоятельного обращения осужденного в суд с ходатайством об освобождении начальник учреждения или органа, исполняющего наказание, будет иметь право внести в суд представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью.

В целях повышения эффективности системы мер социальной адаптации осужденных Правительством РФ предлагается сократить сроки фактически отбытого наказания, после которых возможна замена наказания в виде лишения свободы принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены лишения свободы иными более мягкими видами наказания или для применения условно-досрочного освобождения.

По мнению разработчиков законопроекта, более широкое применение наказания в виде принудительных работ позволит увеличить число трудоустроенных осужденных, будет способствовать их дальнейшей ресоциализации, а также увеличению доходов федерального бюджета, полученных от перечисления в федеральный бюджет средств, удерживаемых из заработной платы осужденных.

ВНЕСЕННЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

Проекты федеральных законов ук рф 2018