Протокол заседания учебно методической комиссии

Учебно-методическая комиссия факультета международных отношений создана и осуществляет свою деятельность на основании приказа и. о. первого проректора по учебной и научной работе №3162/1 от 09.09.2013 г. «О новых редакциях Основ организации работы учебно-методических, научных и лечебных комиссий».

Задачи Учебно-методической комиссии:

  • рассмотрение проектов учебно-методической документации (учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин, практик, методических материалов);
  • сравнительный анализ содержания образоваительной деятельности, реализуемой в Санкт-Петербургском государственном университете и ведущих университеах мира;
  • выполнение заданий по подготовке аналитических материалов и экспертных заключений, в том числе, в области международного образовательного сотрудничества.

Планы работы Учебно-методической комиссии

Отчеты о работе Учебно-методической комиссии

Секретарь Учебно-методической комиссии: Наталья Станиславовна Харевич
тел.: +7 (812) 576 72 40

Ответственный за содержание: Проректор по учебно-методической работе М.Ю.Лаврикова.
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: [email protected]

Барышников Дмитрий Николаевич

заместитель декана по учебно-методической работе
председатель учебно-методической комиссии

кандидат политических наук
доцент кафедры Мировой политики

ПРОТОКОЛ заседания Учебно-методической комиссии Биологического факультета. 16 декабря 2016 г. 14

Транскрипт

1 ПРОТОКОЛ заседания Учебно-методической комиссии Биологического факультета 16 декабря 2016 г. 14 ПРИСУТСТВОВАЛИ: Е.В. Абакумов, А.В. Баскаков, М.П. Баранов, А.Г. Гончар, А.И. Гранович, В.В.Златогурский, Ф.В.Константинов, А.А.Нижников, М.А.Романова, П.П.Скучас, Л.А.Ткаченко, Н.К.Галактионов, А.Д,Харазова Секретарь заседания Ю.М.Бондырева. ПОВЕСТКА ДНЯ: 1. Об утверждении списка онлайн курсов, планируемых к созданию в 2017 году. 2. О рассмотрении учебно-методической документации (КОУП, характеристика и РПУД) дополнительной образовательной программы «Биотестирование: основы метода и разнообразие тест-объектов» ( 2092). 3. О предложениях работодателей по проведению ГЭК и содержанию образовательных программ. 4. О рассмотрении тем выпускных квалификационных работ аспирантов 2017 года выпуска. CЛУШАЛИ: Об утверждении списка онлайн курсов, планируемых к созданию в 2017 году. Председатель УМК А.И.Гранович сообщил, что в настоящее время создание онлайн курсов приобретает все большую актуальность. На платформе Министерства образования РФ количество таких курсов, предлагаемых различными университетами России, быстро увеличивается. При этом СПбГУ предлагает мало продуктов такого рода. Учитывая, что уже сейчас имеется возможность зачесть обучающемуся прохождение онлайн курсов при освоении образовательной программы, можно ожидать ситуации жесткой конкуренции. Научно-педагогическим работникам коллектива биологов был направлен запрос о возможностях создания онлайн курсов в течение ближайшего времени. Среди поступивших предложений не было ни одного курса, полностью готового к реализации в начале 2017 года. Вместе с тем поступил ряд предложений о создании онлайн курсов в течение весеннего семестра 2017 года с возможностью реализации в следующем учебном году. Линейные модели на R: I. Регрессия, дисперсионный анализ. Линейные модели на R: II. Анализ счетных и бинарных данных. Линейные модели на R: III. Модели со случайными факторами. Введение в паразитологию Зоология беспозвоночных: протисты. Biodiversity, evolution and ecology of microbial eukaryotes. Все предложенные курсы встретили полное одобрение присутствующих, поскольку в настоящее время применение R в обработке данных приобретает все большее распространение, а у авторов имеется большой опыт преподавания этих курсов. Проблемы паразитологии и протистологии также весьма актуальны, а так как достижения биологов СПбГУ в этих областях признаны во всем мире, можно полагать, что предложенные курсы будут, несомненно, востребованы, а курс на английском языке будет интересен и иностранным обучающимся. В обсуждении также затрагивались

2 вопросы технического обеспечения курсов и порядка их записи. А.Д.Харазова заметила, что в качестве удачного примера такого рода можно ориентироваться на он лайн курс профессора СПбГУ А.Л.Лапидус «Введение в биоинформатику», который был уже успешно реализован на платформе Сoursera и сейчас представлен в переработанном виде. Рекомендовать к созданию следующие онлайн курсы для подготовки в 2017 году: 1.Линейные модели на R: I. Регрессия, дисперсионный анализ. Авторы 2. Линейные модели на R: II. Анализ счетных и бинарных данных. 3. Линейные модели на R: III. Модели со случайными факторами. Авторы: Варфоломеева М.А., PhD, ассистент, Хайтов В.М., к.б.н., доцент, кафедра. Зоологии беспозвоночных. 4. Введение в паразитологию. Авторы: Галактионов К.В., д.б.н., профессор, Крупенко Д.Ю., к.б.н., ассистент, Мальцева А.Л., к.б.н., старший преподаватель, Гончар А.Г., ассистент, каф. Зоологии беспозвоночных. 5. Зоология беспозвоночных: протисты. Авторы: Гранович А.И., д.б.н., профессор, Корсун С.А., к.б.н., доцент, Златогурский В.В., к.б.н., ассистент каф. Зоологии беспозвоночных. 6. Biodiversity, evolution and ecology of microbial eukaryotes. Authors: Granovitch A.I., PhD, DSc, Professor, Korsun S.A., PhD, Associate Professor, Zlatogursky V.V., PhD, Assistant, Dept. of Invertebrate Zoology. CЛУШАЛИ: О рассмотрении учебно-методической документации (КОУП, характеристика и РПУД) дополнительной образовательной программы «Биотестирование: основы метода и разнообразие тест-объектов» ( 2092). Председатель УМК А.И. Гранович сообщил, что в УМК биологического факультета поступило поручение Зам. начальника управления образовательных программ Е.В. Сологуб о рассмотрении учебно-методической документации (КОУП, характеристика, РПУД) дополнительной образовательной программы «Биотестирование: основы метода и разнообразие тест-объектов» ( 2092), поскольку в ее адрес была направлена служебная записка от от и.о. директора Научного парка СПбГУ П.М. Толстого с просьбой оказать содействие в регистрации указанной программы. Е.В. Абакумов заметил, что такая программа будет, несомненно, востребована, поскольку проблемы охраны окружающей среды и, соответственно, мониторинга ее состояния весьма актуальны, а методы биоиндикации могут быть весьма широко использованы. А.И.Гранович добавил, что оснащение Ресурсного центра культивирования микроорганизмов Научного парка СПбГУ, на базе которого планируется проведение программы, позволяет считать, что программа будет успешно реализована. Одобрить проект учебно-методической документации дополнительной образовательной программы «Биотестирование: основы метода и разнообразие тест-объектов» ( 2092). (компетентностно-ориентированный учебный план, характеристику и рабочую программу) учебной дисциплины «Биотестирование: основы метода и разнообразие тестобъектов» ( 2092) как соответствующую содержанию учебных занятий и применяемых педагогических технологий целям подготовки по образовательной программе. Подготовить соответствующую выписку из протокола заседания УМК.

3 CЛУШАЛИ: О предложениях работодателей по проведению ГЭК и содержанию образовательных программ. Председатель УМК А.И.Гранович сообщил, что из Управления образовательных программ в УМК поступили материалы по итогам встреч с председателями и членами ГЭК 2016 года, включающие их отзывы об организации ГЭК, уровне представленных ВКР, формы проведения ГЭК и предложений по возможной оптимизации проведения ГИА 2017 года, а также об желательных изменениях в содержании образовательных программ. Предложения работодателей по процедурам защит состояли в следующем: 1.Привлекать представителей организаций-работодателей в качестве консультантов при подготовке ВКР. 2. Подготовка Университетом методических рекомендаций по порядку и процедуре проведения государственных аттестационных испытаний. 3. Предоставление доступа всем членам ГЭК к электронным версиям ВКР. 4. Изменение требований к содержанию отзыва научного руководителя ВКР и рецензии на нее таким образом, чтобы в рецензии и отзыве всегда содержалось обоснование научной новизны и практической значимости работы, была отражена оценка заимствований в тексте. 5. Формировать состав ГЭК из числа представителей организаций-работодателей таким образом, чтобы среди членов ГЭК были специалисты по каждой из областей знаний, по которым выполняются ВКР. 6. Учитывать область работы при назначении рецензента ВКР для возможности содержательной оценки работы. Рассмотрев данные предложения, члены УМК отметили, что содержание пунктов 1, 5, 6 является обычной практикой в подготовке и оценке ВКР биологов. Реализация пункта 3 была бы полезной. Относительно пункта 4 в части отзыва руководителя на биологическом факультете всегда была принята практика отсутствия в нем оценки содержания работы; отзывы касался только характеристики самого обучающегося и того, как он работал. Рекомендации по порядку и проведения процедуры защиты имеются по каждому направлению; возможно, общеуниверситетские рекомендации так же были бы полезны. А.И.Гранович, А.Д,Харазова и члены УМК, контактировавшие с работодателямичленами ГЭК, которые участвовали в процедурах защит биологов, сообщили собравшимся, что в целом представители работодателей, отметив высокий уровень ВКР, защищавшихся в 2016 году, выразили интерес и желание продолжить работу в комиссиях по защитам ВКР. Наиболее обсуждаемым с работодателями был вопрос об участии НПР СПбГУ в работе комиссий. Общее мнение представителей работодателей заключается в том, что в комиссиях обязательно должны присутствовать научно-педагогические работники СПбГУ. Им хорошо знакомы многие организационные детали подготовки ВКР и требования к

4 работам, которые предъявляет университет; они не менее точно, чем сторонние специалисты, могут оценить уровень представляемой ВКР, поскольку имеют большой опыт такого рода деятельности. И, наконец, значительная доля ВКР (у биологов от 40 до 60% по разным программам), выполняется под руководством и на базе работодателей, что делает оценку результата сотрудниками СПбГУ еще более актуальной. Оптимальным вариантом, по мнению работодателей, является паритетное участие в ГЭК представителей работодателей и научно-педагогических работников университета, то есть, формирование ГЭК должно происходить из расчета 50% представителей работодателей и 50% представителей НПР СПбГУ. По мнению работодателей перспективным было бы также включение в состав ГЭК сотрудников, работающих в СПбГУ по совместительству. Эти специалисты, как правило, хорошо представляют себе и требования СПбГУ к ВКР, и необходимые требования организации-работодателя к выпускникам СПбГУ, поскольку совмещают обе эти ипостаси. Предложения работодателей по содержанию образовательных программ СПбГУ 1. Изменение форм практики обучающихся, переход на «проектные» формы. 2. Увеличение продолжительности практик обучающихся. 3. Введение основ государственного управления/ корпоративного права/ деловых навыков. 4. Регулярное и разноформатное прямое общение обучающихся с практикующими профессионалами в области. 5. Мониторинг трудоустройства выпускников. При обсуждении этих предложений были высказаны следующие суждения. По пункту 1 — учебные выездные практики и инструментальные практики биологов содержат элементы «проектной» работы. В то же время они проходят по достаточно жесткому плану, в котором превалирующим является учебный компонент. Производственные практики у биологов по сути являются полностью проектными, поскольку в каждом случае они связаны с выполнением оригинального научноисследовательского проекта, результатом которого является написание ВКР, а во многих случаях и представление докладов на конференциях и публикация научной статьи. По пункту 2 — увеличение продолжительности учебных выездных практик биологов не представляется необходимым. Проведение инструментальных практик, как правило, определяется возможностями работы на оборудовании, в том числе возможностями ресурсных центров СПбГУ. В плане инструментальных практик правильно ставить вопрос не об увеличении продолжительности, а об их оптимизации (содержательная часть, соотношение разделов и т.д.). На эти вопросы УМК будет обращать особое внимание. Продолжительность производственных практик для биологов в настоящее время не требует увеличения, но принципиальная возможность изменения их требует особого внимания и будет отдельно обсуждаться УМК. По пункту 3 — в бакалавриате для биологов реализуется курс «Основы правоведения», а магистратуре дисциплина «Инновационное предпринимательство». Необходимые компетенции также можно получать в рамках дополнительных образовательных программ по специальному запросу. По пункту 4 — понимая важность прямого общения обучающихся с практикующими профессионалами, биологический факультет представляет целый спектр возможностей разноформатного взаимодействия обучающихся с практикующими профессионалами. Многие специальные дисциплины магистратуры проводятся представителями работодателей (совместителями в СПбГУ). Для студентов младших курсов бакалавриата организуются экскурсии в исследовательские институты. Имеется система семинаров

5 подразделений, на которых регулярно выступают практикующие профессионалы, в том числе зарубежные исследователи. В течение многих лет в рамках «Биосеминаров», выступают с лекциями ведущие российские и зарубежные ученые. По пункту 5 — мониторинг трудоустройства выпускников был бы весьма важен. Данные по такому мониторингу позволили бы аргументированно корректировать учебные программы, обосновывать сильные стороны имеющихся образовательных программ и выявлять их недостатки. отметить важность участия представителей работодателей в работе ГЭК СПбГУ, продолжить оперативные контакты с представителями работодателей по выработке оптимальной схемы организации работы ГЭК и привлечения в ГЭК наиболее квалифицированных и заинтересованных специалистов как со стороны СПбГУ, так и со стороны организаций-работодателей, продолжить практику координации усилий по определению направлений и тематики ВКР. CЛУШАЛИ: О рассмотрении тем выпускных квалификационных работ аспирантов 2017 года выпуска: Ву Вьет Зунг, Дмитраковой Янины Александровны, Уфимцевой Анны Александровны. Член УМК М.П.Баранов огласил предложенные формулировки тем выпускных квалификационных работ аспирантов. Они не вызвали возражений. Одобрить следующие темы выпускных квалификационных работ аспирантам: 1. Ву Вьет Зунг «Анализ метаболитного ответа в органах растений Amaranthus cruentus L. и Amaranthus caudatus L. в условиях воздействия Zn и Cd». Руководитель к.б.н., доц., Наталья Глебовна Осмоловская. 2. Дмитракова Янина Александровна «Субстратно-фитоценотические характеристики участков самозарастания и рекультивации карьерно-отвальных комплексов проф». Руководитель д.б.н., проф., Абакумов Евгений Васильевич. 3.Уфимцева Анна Александровна «Долговременные изменения сроков сезонных явлений в годовом цикле некоторых модельных видов птиц». Руководитель д.б.н., проф., Носков Георгий Александрович. Председатель А.И. Гранович Секретарь Ю.М. Бондырева

Заседание Учебно-Методической Комиссии Экономического Факультета МГУ Протокол №4 от 23.06.2014 г.

ПРИНЯТО
на заседании Учебно-Методической Комиссии
Экономического Факультета МГУ
Протокол №4 от 23.06.2014г.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. Информация о регламентах приема экзаменов кандидатского минимума в мае-июне 2014 года.
  2. Итоги работ УМК в 2013 году.
  3. План работы УМК на осень 2014 года
  4. Обсуждение заявок на новые курсы/дисциплины. Рассмотрение заявки Слепенковой Е.М. «Маркетинговое планирование».
  5. Разное

Решение комиссии по п.1

  1. Продолжить эксперимент по Численности и Составу Комиссий по приему кандидатского минимума на ЭФ.
  2. Разработать и подготовить Программы экзамена кандидатского минимума.
  3. УМК просит Учёный Совет факультета принять Решения по составу специализаций по специальностям 08.00.05 и 08.00.12 и разработать стратегию факультета по данному вопросу.

Решение комиссии по п.2

О выполнении решений Ученого совета экономического факультета МГУ Сентябрь 2013 г. – Май 2014 г.

Отметка о выполнении

Октябрь 2013 г.

Поручить Учебно-методической комиссии экономического факультета МГУ создать рабочую группу по анализу учебных планов подготовки бакалавров в ведущих университетах мира по направлениям «Менеджмент» и «Деловое администрирование» и составлению аналитического отчета для его последующего обсуждения Учебно-методической комиссией.

ноябрь-декабрь 2013 г. / Кулаков М.В., Маршев В.И., Эченикэ В.Х.

Протокол заседания УМК от 21.02.14г.

Ноябрь 2013 г.

Поручить Учебно-методической комиссии экономического факультета МГУ сформулировать предложения по совершенствованию и разработке образовательных программ подготовки бакалавров и магистров с учетом требований Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

апрель 2014 г. / Кулаков М.В., Маршев В.И.

Протокол заседания УМК от 07.04.14г.

Поручить Учебно-методической комиссии экономического факультета МГУ создать рабочую группу по разработке образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура).

20 декабря 2013 г. / Кулаков М.В., Маршев В.И.

Протокол заседания УМК от 21.02.14г.

Май 2014 г.

Поручить Учебно-методической комиссии сформулировать предложения по структуре и регламенту формирования экзаменационных и апелляционных комиссий для организации приема в аспирантуру экономического факультета МГУ.

5 июня 2014 г. / Кулаков М.В., Маршев В.И.

Протокол заседания УМК от 02.06.14г.

Решение комиссии по п.3

Обсудить на 1-ом осеннем заседании УМК вопросы по Образовательной программе Аспирантуры ЭФ.

Решение комиссии по п.4

Учебно-методическая Комиссия обсудила комплект документов по курсу «Маркетинговое планирование» и приняла решение о рекомендации автору – представить новый доработанный вариант по данному курсу с предоставлением КТП и Макета программы, установленными на Экономическом факультете.

Решение комиссии по п.5

Рекомендовать Авторам новых курсов предлагать для рассмотрения УМК установленный пакет документов.

д.э.н., проф. Кулаков М.В.
д.э.н., проф. Маршев В.И.
Ответственный Секретарь УМК Маклакова Н.А.

Протокол заседания учебно методической комиссии