Оглавление:

Акт проверки воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе

Открыть в формате Word

проверки воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в ____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________

Мы, нижеподписавшиеся, председатель комиссии: ___________________________________________ и члены комиссии:
____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _______________________________________ составили настоящий акт в том, что проверка данных воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в
____________________________________________________________ _____________________________________________________________________ произведена.
В результате проверки установлено:
Годовой перспективный план по воинскому учету и бронированию в наличии (не составлен).
Увязка запланированных мероприятий с планом военного комиссариата – мероприятия спланированы верно, с военным комиссариатом увязаны и исполняются (мероприятия с военным комиссариатом не увязаны) (план не выполняется).
Наличие руководящих документов по воинскому учету и бронированию (Положение о воинском учете; Закон РФ “О воинской обязанности и военной службе”; Закон РФ “Об обороне”; Образцы заполнения личных карточек формы №Т-2 и №4; Перечни бронированных должностей и нормы бронирования) в наличии (отсутствуют) (представлены не в полном объеме).
Знание работниками по воинскому учету и бронированию руководящих документов – документы знают (документы не знают, в деятельности не используют).
Умение работника разобраться с воинскими документами гражданина и заполнить карточку ф.№Т-2 — в воинских документах разбирается, карточку заполняет (в воинских документах не разбирается, карточку заполнить без помощи не может).
Приказ о закреплении ответственных за воинский учет — в наличии (отсутствует).
Соблюдение норм числа освобожденных работников по воинскому учету от наличия граждан, работающих на предприятии и подлежащих призыву – соблюдается (не соблюдается).
Обеспечивается ли сохранность учетных документов по воинскому учету и бронированию – обеспечивается (не обеспечивается).
Наличие бланков по учету граждан, пребывающих в запасе:
В наличии: -учетных карточек ГПВЗ — ____штук; -карточек первичного учета ГПВЗ -_____штук. По данным воинского учета должно быть в наличии: -учетных карточек ГПВЗ -______________штук; -карточек первичного учета ГПВЗ — ________штук.
Хранение и порядок расходования бланков по воинскому учету и бронированию – хранятся и расходуются правильно (хранение и расходование бланков неправильное).
Помесячные списки на принятых, снятых с учета граждан с изменениями за год в наличии (отсутствуют).
Списки граждан, подлежащих призыву на военную службу в наличии (отсутствуют).
Состояние учетной картотеки:

  1. наличие личных карточек на всех работающих — в наличии (отсутствуют);
  2. все ли граждане состоят на воинском учете – все (на в/учете не состоит _______человек);
  3. правильность заполнения всех граф карточек ф.№Т-2 и особенно раздела “Сведения о воинском учете” — заполнены правильно (не заполнены) (есть замечания по заполнению);
  4. своевременность внесения изменений в личные карточки граждан – вносятся своевременно (вносятся несвоевременно) (не уточняются вообще);
  5. наличие отметок о проведенной сверке с военным билетом и учетной карточкой военного комиссариата района – отметки имеются (отметки нет);
  6. своевременность предоставления в ВКР сведений об изменении учетных данных граждан – предоставляются своевременно (предоставляются несвоевременно) (не предоставляются);
  7. наличие на воинском учете граждан, перенесших тяжелые заболевания и предоставление на них данных в ВКР – в наличии и предоставляются своевременно (в наличии, предоставляются несвоевременно) (отсутствуют, в ВКР не предоставляются).

Правильность бронирования по должностям и норм бронирования – бронируются правильно и в соответствии с установленными нормами (бронируются не по установленным нормам) (не бронируются).
Проставлены ли карандашом во II разделе карточки ф.№Т-2 серия и номер удостоверения об отсрочке, номер перечня, пункта и раздела перечня, по которому оформлено бронирование – проставлено (не проставлено).
Своевременность анулирования и оформления отсрочек – оформляются и анулируются своевременно (оформляются и анулируются несвоевременно) (не оформляются и не анулируются).
Правильность составления списков на переоформление и оформление отсрочек – оформлены правильно (оформлены неверно).
Учет и хранение бланков строгого учета:

  1. правильность ведения книги по учету бланков строгого учета – ведется правильно, без замечаний (ведется неверно) (не заведена) (не ведется);
  2. расход и остаток бланков строгого учета – соответствует (не соответствует);
  3. правильность ведения книги по передаче бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек в военный комиссариат — ведется правильно, без замечаний (ведется неверно) (не заведена) (не ведется);
  4. получение у граждан и выдача военных билетов под расписку (ф.№12) – расписки в наличии (расписки не выдаются);
  5. хранение бланков специального воинского учета — хранятся правильно (хранение неправильное, сохранность должностными лицами не обеспечена).

Ведение ведомости на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва (ф.№4) – ведутся правильно, даты и подписи на выдачу удостоверений в наличии (ведутся неверно) (не ведутся).
Наличие правил воинского учета граждан и разъяснительной работы с ними:

  1. проводится ли разъяснительная работа с гражданами – проводится (не проводится);
  2. наличие вывешенных правил, обязанностей граждан по воинскому учету – в наличии (отсутствуют);
  3. наличие документов об ответственности граждан и должностных лиц, виновных в неисполнении обязанностей по воинскому учету.

Ведется ли специальное дело, в которое подшивается переписка по воинскому учету – ведется (не ведется).
Вывод: В каком состоянии находится военно — учетная работа. Выполнены ли предложения и устранены недостатки предыдущей проверки.
____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Предложения: Указать, что необходимо сделать для устранения недостатков и дальнейшего улучшения военно — учетной работы. Определить сроки выполнения предложений и устранения недостатков.
____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________

Председатель комиссии военного комиссариата:
Заместитель военного комиссара звание Ф.и.О.
Члены комиссии:
Помощник НО по воинскому учету и бронированию Ф.И.О.
Начальник ВУС Ф.И.О.
Представитель ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________
(наименование организации, должность, подпись и фамилия)

Как проходят проверки военкоматом

Если предприниматель пользуется трудом наемных работников, на него накладываются непременные социальные обязательства. К ним относятся медицинское и пенсионное страхование, а также воинский учет. Проанализируем обязанности работодателя по обеспечению данного вида учета, которые могут являться объектом военкоматовской проверки, что принять во внимание при проведении аудита и как всегда быть к нему готовым.

Правовая база воинского учета

Для Закона не столь важно, к какой форме собственности относится компания: воинский учет работающих там лиц вести придется во всех случаях. Это утверждает п. 7 ст. 8 Федерального закона от №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.

Естественно, далеко не все сотрудники имеют отношение к прохождению воинской службы, поэтому важно понять, в отношении кого нужно осуществлять учет. Для этого существуют нормы специального Положения о воинском учете №719, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. (в п. 14 и 16). Учитывать нужно:

  • военнообязанных лиц;
  • потенциальных и актуальных призывников.

Каким образом организовывать военно-учетные дела на предприятии, регламентируют Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ.

Что должен делать работодатель в рамках военкомовского учета:

  • при трудоустройстве уточнять военнобязанность граждан по записям в удостоверениях личности (есть или нет штамп «военнообязанный» на 13 странице гражданского паспорта РФ);
  • вносить актуальную информацию в личные карточки;
  • обеспечивать надлежащее и своевременное исполнение обязанностей сотрудников при их мобилизации или проведении военной подготовки;
  • изучать предоставленные документы, касающиеся воинских обязанностей, на предмет неверных сведений, правок, недостачи страниц, подозрении в подделке и т.п., и при нахождении информировать военный комиссариат.

ВАЖНО! Недостаточно формально относиться к требованиям закона, уделяя внимание воинским данного учета, и при ненадлежащем исполнении этого необходимого требования предпринимателю будут вменены санкции (КоАП РФ, ст. 21.1 – 21.5).

Воинского учета не избежать, если в штате наличествует хотя бы один военнообязанный работник.

Кто ведает воинским учетом в фирме

Полнота ответственности за данную деятельность в организации возлагается на руководителя (п. 6 ст.1 ФЗ № 53, п. 9 Положения №719). Начальник вправе в тексте спецприказа назначить для исполнения этих действий выделенного сотрудника. Если назначенное лицо по какой-то причине временно не присутствует на работе (например, в ежегодном отпуске или уехал в командировку), его на это время нужно заместить другим сотрудником, причем преемнику придется передать всю учетную документацию.

Руководитель имеет право передать полномочия военного учета специалисту отдела кадров, бухгалтеру и др., оформив совместительство или внутреннее совмещение. Целесообразно прописать эти требования в должностной инструкции.

Кто и как часто осуществляет проверки

Закон говорит о возможных проверках военкоматом корректности и полноты ведения воинского учета примерно 1 раз в три года. Крупные фирмы, где трудится более 500 сотрудников, проверяют ежегодно.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В 2016-2018 годах у военкоматов нет права проводить этот аудит на малых предприятиях.

Эта функция возложена на военные комиссариаты. Если в данном территориальном подразделении нет такого учреждения, проверку должны производить органы местного самоуправления.

Контролирующие органы ведут специальные журналы, где отражают результаты контроля и бронирование граждан – военнообязанных запаса Вооруженных сил.

Внеплановая проверка военкомата

Она осуществляется редко, как правило, в чрезвычайных ситуациях. Законодательство гласит, что внеплановые проверки воинского учета назначаются исключительно после согласования с прокуратурой. Основанием для нее может быть поступившая информация или жалобы на нарушения предпринимателем закона в этой области.

Явившиеся на внеплановую проверку непременно предъявляют копию приказа военного комиссара.

Плановая военкомовская проверка

Проверка воинского учета, внесенная в план, не станет неожиданностью для компании. Военкомат или комиссариат уполномочены сообщить о грядущем аудите не менее чем за три рабочих дня. Для этого руководству направляется копия распоряжения (приказа) военного комиссара.

В этой бумаге проставляются:

  • цель и задачи проверки;
  • сроки визита проверяющих;
  • юридическое обоснование;
  • требования, исполнение которых будут контролироваться (общезаконодательные и установленные внутренними нормативными актами).

Данный документ представитель руководства получает лично и расписывается в получении.

На что направлена проверка

Военные комиссариаты или другие уполномоченные органы в результате проверки стремятся установить:

  • насколько полно охвачены сотрудники воинским учетом;
  • насколько корректно выполняется учет;
  • насколько достоверно отражены сведения в карточках учета военнообязанных и призывников;
  • как должностные лица обеспечивают требования закона по ведению воинского учета.

Документы, интересующие военкомат

П. 39 Методических рекомендаций устанавливает перечень документации, подлежащей проверке со стороны военкоматов.

    Приказ, изданный организацией, «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе». Не все организации его издают, хотя он обязателен. По форме его составления можно следовать Методическим рекомендациям, а можно разработать свою, утвердив внутренним нормативным актом. Прежде чем издать приказ, его проект надо согласовать с территориальным военным комиссаром или органом самоуправления по первичному учету военнообязанных.

ВАЖНО! Отсутствие данного приказа приравнивается к тому, что военный учет не ведется вообще.

  • Личные карточки военнообязанных в запасе и призывников. Заполнять ее нужно по форме Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», либо собственной, разработанной в организации.
  • План работы по воинскому учету в фирме (форма приведена в Методических рекомендациях).
  • Журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан запаса Вооруженных сил. Форма его утверждена приказом Министерства обороны РФ № 495 от 18 июля 2014 г.
  • Какую информацию предприниматели должны военкоматам

    Если работодатель оформляет трудовой договор с военнообязанным, о чем можно убедиться, проверив паспорт гражданина, в военкомат от него поступят следующие сведения:

    • списки поступивших на работу или увольняемых сотрудников, которые состоят или обязаны состоять на военной службе – для этого есть две недели после даты приказа о принятии на работу или увольнении;
    • списки лиц, которые в наступающем году достигнут призывного возраста (17 лет) – раз в год до ноября;
    • списки трудоустраиваемых юношей, которым исполняется 15 и 16 лет, – эти данные требуется подавать раз в год до начала осеннего призыва, в сентябре.

    Оценка ведения учета

    Результатом планового военкомовского аудита будет оценка двух ключевых пунктов:

    • организации ведения учета;
    • записей в личных карточках.

    По первому пункту проверяющие вынесут вердикт «удовлетворительно», если выполнены требования федерального законодательства, либо «неудовлетворительно».

    Заполнение личных карточек оценивается по 4-балльной шкале:

    • «отлично» – все требуемые личные карточки имеются в наличии, заполнены правильно, не содержат неточностей, нарушений правил и расхождений в данных с материалами контрольной сверки;
    • «хорошо» – проверяющие выявили некоторое число карточек с упомянутыми нарушениями, но их немного, до 5% от общего массива;
    • «удовлетворительно» – допускается до 10% «некондиционных» карточек;
    • «неудовлетворительно» – испорчено более 10% личных карточек.

    Ответственность за недостатки воинского учета

    Руководители, как ответственные за данный учет, получат штрафные санкции, если аудит покажет неудовлетворительные результаты. КоАП РФ в ст. 21.1 – 21.7 регламентирует размер штрафов за отклонение от законодательных требований военного учета:

    • от 300 до 1000 руб. – за неинформирование комиссариатов или непредоставление информации вовремя;
    • от 500 до 1000 руб. – за несодействие мобилизации или мобилизационной подготовке (не вручили сотруднику повестку, не отпустили по повестке и т.п.);
    • от 100 до 500 руб. (или предупреждение) – за порчу, уничтожение, небрежность в хранении документов военнообязанных.

    Сроки, в продолжение которых можно привлечь к ответственности за приведенные нарушения, – не более 2 месяцев с того дня, как они были совершены.

    Как проходят проверки военкоматом

    Если предприниматель пользуется трудом наемных работников, на него накладываются непременные социальные обязательства. К ним относятся медицинское и пенсионное страхование, а также воинский учет. Проанализируем обязанности работодателя по обеспечению данного вида учета, которые могут являться объектом военкоматовской проверки, что принять во внимание при проведении аудита и как всегда быть к нему готовым.

    Правовая база воинского учета

    Для Закона не столь важно, к какой форме собственности относится компания: воинский учет работающих там лиц вести придется во всех случаях. Это утверждает п. 7 ст. 8 Федерального закона от №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.

    Естественно, далеко не все сотрудники имеют отношение к прохождению воинской службы, поэтому важно понять, в отношении кого нужно осуществлять учет. Для этого существуют нормы специального Положения о воинском учете №719, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. (в п. 14 и 16). Учитывать нужно:

    • военнообязанных лиц;
    • потенциальных и актуальных призывников.

    Каким образом организовывать военно-учетные дела на предприятии, регламентируют Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ.

    Что должен делать работодатель в рамках военкомовского учета:

    • при трудоустройстве уточнять военнобязанность граждан по записям в удостоверениях личности (есть или нет штамп «военнообязанный» на 13 странице гражданского паспорта РФ);
    • вносить актуальную информацию в личные карточки;
    • обеспечивать надлежащее и своевременное исполнение обязанностей сотрудников при их мобилизации или проведении военной подготовки;
    • изучать предоставленные документы, касающиеся воинских обязанностей, на предмет неверных сведений, правок, недостачи страниц, подозрении в подделке и т.п., и при нахождении информировать военный комиссариат.

    ВАЖНО! Недостаточно формально относиться к требованиям закона, уделяя внимание воинским данного учета, и при ненадлежащем исполнении этого необходимого требования предпринимателю будут вменены санкции (КоАП РФ, ст. 21.1 – 21.5).

    Воинского учета не избежать, если в штате наличествует хотя бы один военнообязанный работник.

    Кто ведает воинским учетом в фирме

    Полнота ответственности за данную деятельность в организации возлагается на руководителя (п. 6 ст.1 ФЗ № 53, п. 9 Положения №719). Начальник вправе в тексте спецприказа назначить для исполнения этих действий выделенного сотрудника. Если назначенное лицо по какой-то причине временно не присутствует на работе (например, в ежегодном отпуске или уехал в командировку), его на это время нужно заместить другим сотрудником, причем преемнику придется передать всю учетную документацию.

    Руководитель имеет право передать полномочия военного учета специалисту отдела кадров, бухгалтеру и др., оформив совместительство или внутреннее совмещение. Целесообразно прописать эти требования в должностной инструкции.

    Кто и как часто осуществляет проверки

    Закон говорит о возможных проверках военкоматом корректности и полноты ведения воинского учета примерно 1 раз в три года. Крупные фирмы, где трудится более 500 сотрудников, проверяют ежегодно.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В 2016-2018 годах у военкоматов нет права проводить этот аудит на малых предприятиях.

    Эта функция возложена на военные комиссариаты. Если в данном территориальном подразделении нет такого учреждения, проверку должны производить органы местного самоуправления.

    Контролирующие органы ведут специальные журналы, где отражают результаты контроля и бронирование граждан – военнообязанных запаса Вооруженных сил.

    Внеплановая проверка военкомата

    Она осуществляется редко, как правило, в чрезвычайных ситуациях. Законодательство гласит, что внеплановые проверки воинского учета назначаются исключительно после согласования с прокуратурой. Основанием для нее может быть поступившая информация или жалобы на нарушения предпринимателем закона в этой области.

    Явившиеся на внеплановую проверку непременно предъявляют копию приказа военного комиссара.

    Плановая военкомовская проверка

    Проверка воинского учета, внесенная в план, не станет неожиданностью для компании. Военкомат или комиссариат уполномочены сообщить о грядущем аудите не менее чем за три рабочих дня. Для этого руководству направляется копия распоряжения (приказа) военного комиссара.

    В этой бумаге проставляются:

    • цель и задачи проверки;
    • сроки визита проверяющих;
    • юридическое обоснование;
    • требования, исполнение которых будут контролироваться (общезаконодательные и установленные внутренними нормативными актами).

    Данный документ представитель руководства получает лично и расписывается в получении.

    На что направлена проверка

    Военные комиссариаты или другие уполномоченные органы в результате проверки стремятся установить:

    • насколько полно охвачены сотрудники воинским учетом;
    • насколько корректно выполняется учет;
    • насколько достоверно отражены сведения в карточках учета военнообязанных и призывников;
    • как должностные лица обеспечивают требования закона по ведению воинского учета.

    Документы, интересующие военкомат

    П. 39 Методических рекомендаций устанавливает перечень документации, подлежащей проверке со стороны военкоматов.

      Приказ, изданный организацией, «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе». Не все организации его издают, хотя он обязателен. По форме его составления можно следовать Методическим рекомендациям, а можно разработать свою, утвердив внутренним нормативным актом. Прежде чем издать приказ, его проект надо согласовать с территориальным военным комиссаром или органом самоуправления по первичному учету военнообязанных.

    ВАЖНО! Отсутствие данного приказа приравнивается к тому, что военный учет не ведется вообще.

  • Личные карточки военнообязанных в запасе и призывников. Заполнять ее нужно по форме Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», либо собственной, разработанной в организации.
  • План работы по воинскому учету в фирме (форма приведена в Методических рекомендациях).
  • Журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан запаса Вооруженных сил. Форма его утверждена приказом Министерства обороны РФ № 495 от 18 июля 2014 г.
  • Какую информацию предприниматели должны военкоматам

    Если работодатель оформляет трудовой договор с военнообязанным, о чем можно убедиться, проверив паспорт гражданина, в военкомат от него поступят следующие сведения:

    • списки поступивших на работу или увольняемых сотрудников, которые состоят или обязаны состоять на военной службе – для этого есть две недели после даты приказа о принятии на работу или увольнении;
    • списки лиц, которые в наступающем году достигнут призывного возраста (17 лет) – раз в год до ноября;
    • списки трудоустраиваемых юношей, которым исполняется 15 и 16 лет, – эти данные требуется подавать раз в год до начала осеннего призыва, в сентябре.

    Оценка ведения учета

    Результатом планового военкомовского аудита будет оценка двух ключевых пунктов:

    • организации ведения учета;
    • записей в личных карточках.

    По первому пункту проверяющие вынесут вердикт «удовлетворительно», если выполнены требования федерального законодательства, либо «неудовлетворительно».

    Заполнение личных карточек оценивается по 4-балльной шкале:

    • «отлично» – все требуемые личные карточки имеются в наличии, заполнены правильно, не содержат неточностей, нарушений правил и расхождений в данных с материалами контрольной сверки;
    • «хорошо» – проверяющие выявили некоторое число карточек с упомянутыми нарушениями, но их немного, до 5% от общего массива;
    • «удовлетворительно» – допускается до 10% «некондиционных» карточек;
    • «неудовлетворительно» – испорчено более 10% личных карточек.

    Ответственность за недостатки воинского учета

    Руководители, как ответственные за данный учет, получат штрафные санкции, если аудит покажет неудовлетворительные результаты. КоАП РФ в ст. 21.1 – 21.7 регламентирует размер штрафов за отклонение от законодательных требований военного учета:

    • от 300 до 1000 руб. – за неинформирование комиссариатов или непредоставление информации вовремя;
    • от 500 до 1000 руб. – за несодействие мобилизации или мобилизационной подготовке (не вручили сотруднику повестку, не отпустили по повестке и т.п.);
    • от 100 до 500 руб. (или предупреждение) – за порчу, уничтожение, небрежность в хранении документов военнообязанных.

    Сроки, в продолжение которых можно привлечь к ответственности за приведенные нарушения, – не более 2 месяцев с того дня, как они были совершены.

    Воинский учет в организации

    Актуально на: 13 ноября 2017 г.

    Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ ). Цель воинского учета – обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2017. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации 2017 были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

    Шаг 1: назначаем ответственных лиц

    Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в организации (пошаговой инструкции), следует начать с того, чтобы определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственным ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей конкретных работников, ответственных за ведение воинского учета.

    Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 19 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

    Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.

    При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

    Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету

    По правилам ведения воинского учета в организациях 2017 воинскому учету в них подлежат следующие работники (п. 14 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

    А по каким работникам воинский учет не ведется?

    Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

    • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
    • работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
    • постоянно проживающих за пределами РФ;
    • работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.

    Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных

    Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

    Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету

    Какие документы организация должна вести по воинскому учету?

    В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

    • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
    • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
    • картотека личных карточек формы № Т-2 . В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной каточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
    • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
    • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
    • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
    • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
    • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

    Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:

    • приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
    • личная карточка работника (форма № Т-2 );
    • расписка о приеме документов воинского учета граждан;
    • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
    • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

    Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету

    Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , Положением, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719:

    Ответственность за нарушения при ведении воинского учета

    Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу:

    Как проходят проверки военкоматом

    Если предприниматель пользуется трудом наемных работников, на него накладываются непременные социальные обязательства. К ним относятся медицинское и пенсионное страхование, а также воинский учет. Проанализируем обязанности работодателя по обеспечению данного вида учета, которые могут являться объектом военкоматовской проверки, что принять во внимание при проведении аудита и как всегда быть к нему готовым.

    Правовая база воинского учета

    Для Закона не столь важно, к какой форме собственности относится компания: воинский учет работающих там лиц вести придется во всех случаях. Это утверждает п. 7 ст. 8 Федерального закона от №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.

    Естественно, далеко не все сотрудники имеют отношение к прохождению воинской службы, поэтому важно понять, в отношении кого нужно осуществлять учет. Для этого существуют нормы специального Положения о воинском учете №719, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. (в п. 14 и 16). Учитывать нужно:

    • военнообязанных лиц;
    • потенциальных и актуальных призывников.

    Каким образом организовывать военно-учетные дела на предприятии, регламентируют Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ.

    Что должен делать работодатель в рамках военкомовского учета:

    • при трудоустройстве уточнять военнобязанность граждан по записям в удостоверениях личности (есть или нет штамп «военнообязанный» на 13 странице гражданского паспорта РФ);
    • вносить актуальную информацию в личные карточки;
    • обеспечивать надлежащее и своевременное исполнение обязанностей сотрудников при их мобилизации или проведении военной подготовки;
    • изучать предоставленные документы, касающиеся воинских обязанностей, на предмет неверных сведений, правок, недостачи страниц, подозрении в подделке и т.п., и при нахождении информировать военный комиссариат.

    ВАЖНО! Недостаточно формально относиться к требованиям закона, уделяя внимание воинским данного учета, и при ненадлежащем исполнении этого необходимого требования предпринимателю будут вменены санкции (КоАП РФ, ст. 21.1 – 21.5).

    Воинского учета не избежать, если в штате наличествует хотя бы один военнообязанный работник.

    Кто ведает воинским учетом в фирме

    Полнота ответственности за данную деятельность в организации возлагается на руководителя (п. 6 ст.1 ФЗ № 53, п. 9 Положения №719). Начальник вправе в тексте спецприказа назначить для исполнения этих действий выделенного сотрудника. Если назначенное лицо по какой-то причине временно не присутствует на работе (например, в ежегодном отпуске или уехал в командировку), его на это время нужно заместить другим сотрудником, причем преемнику придется передать всю учетную документацию.

    Руководитель имеет право передать полномочия военного учета специалисту отдела кадров, бухгалтеру и др., оформив совместительство или внутреннее совмещение. Целесообразно прописать эти требования в должностной инструкции.

    Кто и как часто осуществляет проверки

    Закон говорит о возможных проверках военкоматом корректности и полноты ведения воинского учета примерно 1 раз в три года. Крупные фирмы, где трудится более 500 сотрудников, проверяют ежегодно.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В 2016-2018 годах у военкоматов нет права проводить этот аудит на малых предприятиях.

    Эта функция возложена на военные комиссариаты. Если в данном территориальном подразделении нет такого учреждения, проверку должны производить органы местного самоуправления.

    Контролирующие органы ведут специальные журналы, где отражают результаты контроля и бронирование граждан – военнообязанных запаса Вооруженных сил.

    Внеплановая проверка военкомата

    Она осуществляется редко, как правило, в чрезвычайных ситуациях. Законодательство гласит, что внеплановые проверки воинского учета назначаются исключительно после согласования с прокуратурой. Основанием для нее может быть поступившая информация или жалобы на нарушения предпринимателем закона в этой области.

    Явившиеся на внеплановую проверку непременно предъявляют копию приказа военного комиссара.

    Плановая военкомовская проверка

    Проверка воинского учета, внесенная в план, не станет неожиданностью для компании. Военкомат или комиссариат уполномочены сообщить о грядущем аудите не менее чем за три рабочих дня. Для этого руководству направляется копия распоряжения (приказа) военного комиссара.

    В этой бумаге проставляются:

    • цель и задачи проверки;
    • сроки визита проверяющих;
    • юридическое обоснование;
    • требования, исполнение которых будут контролироваться (общезаконодательные и установленные внутренними нормативными актами).

    Данный документ представитель руководства получает лично и расписывается в получении.

    На что направлена проверка

    Военные комиссариаты или другие уполномоченные органы в результате проверки стремятся установить:

    • насколько полно охвачены сотрудники воинским учетом;
    • насколько корректно выполняется учет;
    • насколько достоверно отражены сведения в карточках учета военнообязанных и призывников;
    • как должностные лица обеспечивают требования закона по ведению воинского учета.

    Документы, интересующие военкомат

    П. 39 Методических рекомендаций устанавливает перечень документации, подлежащей проверке со стороны военкоматов.

      Приказ, изданный организацией, «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе». Не все организации его издают, хотя он обязателен. По форме его составления можно следовать Методическим рекомендациям, а можно разработать свою, утвердив внутренним нормативным актом. Прежде чем издать приказ, его проект надо согласовать с территориальным военным комиссаром или органом самоуправления по первичному учету военнообязанных.

    ВАЖНО! Отсутствие данного приказа приравнивается к тому, что военный учет не ведется вообще.

  • Личные карточки военнообязанных в запасе и призывников. Заполнять ее нужно по форме Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», либо собственной, разработанной в организации.
  • План работы по воинскому учету в фирме (форма приведена в Методических рекомендациях).
  • Журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан запаса Вооруженных сил. Форма его утверждена приказом Министерства обороны РФ № 495 от 18 июля 2014 г.
  • Какую информацию предприниматели должны военкоматам

    Если работодатель оформляет трудовой договор с военнообязанным, о чем можно убедиться, проверив паспорт гражданина, в военкомат от него поступят следующие сведения:

    • списки поступивших на работу или увольняемых сотрудников, которые состоят или обязаны состоять на военной службе – для этого есть две недели после даты приказа о принятии на работу или увольнении;
    • списки лиц, которые в наступающем году достигнут призывного возраста (17 лет) – раз в год до ноября;
    • списки трудоустраиваемых юношей, которым исполняется 15 и 16 лет, – эти данные требуется подавать раз в год до начала осеннего призыва, в сентябре.

    Оценка ведения учета

    Результатом планового военкомовского аудита будет оценка двух ключевых пунктов:

    • организации ведения учета;
    • записей в личных карточках.

    По первому пункту проверяющие вынесут вердикт «удовлетворительно», если выполнены требования федерального законодательства, либо «неудовлетворительно».

    Заполнение личных карточек оценивается по 4-балльной шкале:

    • «отлично» – все требуемые личные карточки имеются в наличии, заполнены правильно, не содержат неточностей, нарушений правил и расхождений в данных с материалами контрольной сверки;
    • «хорошо» – проверяющие выявили некоторое число карточек с упомянутыми нарушениями, но их немного, до 5% от общего массива;
    • «удовлетворительно» – допускается до 10% «некондиционных» карточек;
    • «неудовлетворительно» – испорчено более 10% личных карточек.

    Ответственность за недостатки воинского учета

    Руководители, как ответственные за данный учет, получат штрафные санкции, если аудит покажет неудовлетворительные результаты. КоАП РФ в ст. 21.1 – 21.7 регламентирует размер штрафов за отклонение от законодательных требований военного учета:

    • от 300 до 1000 руб. – за неинформирование комиссариатов или непредоставление информации вовремя;
    • от 500 до 1000 руб. – за несодействие мобилизации или мобилизационной подготовке (не вручили сотруднику повестку, не отпустили по повестке и т.п.);
    • от 100 до 500 руб. (или предупреждение) – за порчу, уничтожение, небрежность в хранении документов военнообязанных.

    Сроки, в продолжение которых можно привлечь к ответственности за приведенные нарушения, – не более 2 месяцев с того дня, как они были совершены.

    Проверка воинский учет